122 НК: Авансовые платежи в налоговом законодательстве
Завершается отчётная кампания по УСН, а вместе с этим наступает крайний срок уплаты налога. С 2023 года изменился порядок сдачи отчётности и уплаты налога УСН. Устанавливается единый налоговый платёж, в рамках которого годовую декларацию сдают не позже 25-го марта для организаций и 25-го апреля для ИП. Налог нужно перечислять не позже 28-го марта и апреля соответственно.
Обратите внимание, что для некоторых отраслей сроки уплаты УСН в 2023 году изменены. Читайте, как узнать, попадает ли компания под отсрочку налогового платежа.
Кроме того, в течение года упрощенцы должны перечислять авансовые платежи, если в отчётном периоде получен доход. Не все делали это вовремя, поэтому самое время разобраться, что грозит за неуплату авансовых платежей, а также за неуплату налога по УСН.
Когда надо перечислять авансовые платежи по УСН
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем в статью 346.21 НК РФ. В пункте 7 находим, что авансовые платежи перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчётным периодом. А отчётные периоды указаны в статье 346.21 НК РФ, это первый квартал, полугодие и девять месяцев.
Исходя из этого, авансы по УСН надо перечислять не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября соответственно. В 2023 году все эти даты выпадают на рабочие дни, поэтому сроки не переносятся.
Если в отчётном периоде перечислялись страховые взносы за работников или ИП за себя, то исчисленный аванс уменьшается. В результате многие индивидуальные предприниматели без работников с небольшими доходами уменьшали авансовый платеж до нуля. О том, как производится это уменьшение, подробнее читайте здесь.
Санкции за несвоевременное перечисление авансов по УСН
Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».
Заплатить всю сумму налога с годового дохода всё равно придется, даже если авансы, по какой-то причине, не перечислялись вовремя.
Штраф за неуплату авансовых платежей не применяется. Причина в том, что налоговый период на упрощёнке – это календарный год, по итогу которого надо окончательно рассчитаться с бюджетом. Пока вы не сдадите декларацию за год, ИФНС даже не будет знать размер налоговой базы по УСН.
Кроме того, в статье 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Но вот от начисления пени за срыв сроков перечисления авансового платежа по УСН в 2023 году никуда не денешься. Так что, если вы действительно не перечислили авансы в установленные сроки, надо рассчитать размер пени.
Как считают пени на УСН
Прежде чем рассчитать пени за просрочку аванса, его надо перечислить, пусть и с опозданием. Для расчёта нужны две даты: крайний срок уплаты и день реальной оплаты.
Размер пени за каждый день просрочки указан в статье 75 НК РФ:
- для индивидуальных предпринимателей – 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ;
- для юридических лиц – 1/300 ставки в период до 30 дней, и 1/150 ставки – начиная с 31 дня просрочки.
Важно: на период с 9 марта 2022 по 31 декабря 2023 года пени для юрлиц будут считаться так же, как для ИП – по 1/300 ставки за каждый день. Эти изменения внесены законом № 67-ФЗ от 26.03.2022.
Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (действующая редакция)
Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 122 НК РФ
1.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
2. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
4.
Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) в случае, если у налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов) со дня, на который приходится установленный настоящим Кодексом срок уплаты налога (сбора, страховых взносов), до дня вынесения решения о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, непрерывно имелось положительное сальдо единого налогового счета в размере, достаточном для полной или частичной уплаты налога. В этом случае налогоплательщик (плательщик сбора, страховых взносов) освобождается от предусмотренной настоящей статьей ответственности в части, соответствующей указанному положительному сальдо единого налогового счета.
Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-21444, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 11, 101, 106, 122, 176.1 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа…
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-8220, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 81, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали оспоренное решение инспекции законным и обоснованным…
- Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ17-8328, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация По эпизоду доначисления предприятию 764 199 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса, суд кассационной инстанции, действуя в пределах полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для принятия законного судебного акта…
Авансовые платежи при УСНО: ассорти вопросов
По итогам отчетных периодов «упрощенцы» (независимо от выбранного объекта налогообложения) обязаны вносить авансовые платежи.
При этом исчисленная сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, корректируется на авансовые платежи предыдущего отчетного периода (что логично) и так называемый налоговый вычет.
Он состоит из сумм уплаченных страховых взносов, выплат по больничным, взносов по договорам личного страхования работников и торгового сбора (если он установлен в регионе).
Словом, механизм расчета авансовых платежей при УСНО довольно прост. Однако есть ситуации, когда правила не столь очевидны.
https://www.youtube.com/watch?v=sDF5eK7HnR0\u0026pp=ygViMTIyINCd0Jo6INCQ0LLQsNC90YHQvtCy0YvQtSDQv9C70LDRgtC10LbQuCDQsiDQvdCw0LvQvtCz0L7QstC-0Lwg0LfQsNC60L7QvdC-0LTQsNGC0LXQu9GM0YHRgtCy0LU%3D
В 2023 году УСН пользуются много организаций и в нее внесли много изменений. Это выгодный, удобный спецрежим, но трудный.
Многие бухгалтеры путаются в упрощенке, поэтому мы создали программу профпереподготовки. В курсе 13 тестов, письменные домашние задания, более 20 чек-листов и гайдов по изменениям.
Эксперты по бухгалтерскому и налоговому учету научат всему, что нужно знать при работе с УСН. Стать профи на УСН
Обязанность по внесению авансовых платежей
Согласно ст. 346.21 НК РФ «упрощенцы» независимо от выбранного объекта налогообложения обязаны осуществлять по окончании отчетных периодов авансовые платежи по УСНО. Правила исчисления такого платежа аналогичны правилам расчета налога. При внесении авансового платежа в бюджет засчитывается начисленный авансовый платеж за предыдущий отчетный период.
Авансовые платежи уплачиваются за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года не позднее 25‑го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21). Если крайний срок — 25‑е число — выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, срок уплаты переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Таким образом, гл. 26.2 НК РФ предусматривает обязательность авансовых платежей по УСНО при наличии доходов (или при превышении доходов над расходами). И, разумеется, суммы авансовых платежей (как, впрочем, и сумма «упрощенного» налога) в расходах при УСНО не учитываются.
«Упрощенцам» (организациям и ИП), осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслях, разрешено вносить авансовые платежи по УСНО за 2020 год в более поздние сроки (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409):
- за I квартал — до 26 октября;
- за полугодие — до 25 ноября.
Порядок расчета авансовых платежей
Порядок расчета авансовых платежей по УСНО напрямую зависит от выбранного «упрощенцем» объекта налогообложения. При исчислении авансовых платежей используется ставка налога, действующая в том регионе, где организация или ИП поставлены на налоговый учет.
Если выбран объект налогообложения «доходы»
Авансовый платеж рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Сумма последних определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (то есть с 1 января текущего года) до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Исчисленный за отчетный период авансовый платеж уменьшается на налоговый вычет. В него включаются суммы (п. 3.1 ст. 346.21):
-
Уплаченных в данном отчетном периоде страховых взносов (включая суммы погашенной задолженности по ним).
-
Расходов по оплате больничного (с учетом НДФЛ) за дни, оплачиваемые за счет средств работодателя.
-
Платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением больничных по травматизму).
- При этом сумма налогового вычета не может быть более 50 % суммы авансового платежа.
- В отношении ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, данное ограничение не применяется.
- Если выбран объект налогообложения «доходы минус расходы»
Авансовый платеж рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.
При этом и доходы, и расходы рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода (то есть с 1 января текущего года) до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НКРФ).
Пример 1
Компания, применяющая УСНО и исчисляющая налог с разницы между доходами и расходами, заведомо знает, что по итогам 2020 года ей нужно будет уплатить минимальный налог (из‑за превышения расходов над доходами). Обязана ли компания в таком случае вносить авансовые платежи по УСНО в течение 2020 года?
При наличии налоговой базы (доходов или превышения доходов над расходами) все «упрощенцы» обязаны вносить авансовые платежи по УСНО. И делать это нужно независимо от того, что по итогам налогового периода «упрощенец» может «выйти» на уплату минимального налога (основания для его уплаты установлены п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Предусмотрен ли штраф за несвоевременность авансовых платежей?
Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
https://www.youtube.com/watch?v=sDF5eK7HnR0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Поэтому при перечислении авансовых платежей с нарушением установленных сроков штрафовать «упрощенца» никто не будет. Санкция, предусмотренная ст. 122 НК РФ, может быть применена только за неуплату налога по итогам года.
В случае внесения авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными сроки на сумму несвоевременно внесенных авансовых платежей начисляются пени в соответствии со ст. 75 НК РФ (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Как рассчитываются пени?
Пеней в силу п. 1 ст. 75 НК РФ признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Иначе говоря, пени — это средство обеспечения своевременной уплаты налога.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога — на основе неуплаченной суммы налога и исходя из дифференцированной процентной ставки (п. 4 ст. 75):
1) для ИП она составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки) (независимо от периода просрочки);
2) для организаций:
- за просрочку до 30 календарных дней (включительно) — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки);
- за просрочку свыше 30 календарных дней — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки), действующей в период начиная с 31‑го календарного дня такой просрочки.
Период просрочки, за который начисляются пени, определен п. 3 ст. 75 НК РФ — он исчисляется со дня, следующего за установленным днем уплаты налога или сбора, по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Таким образом, если, к примеру, авансовый платеж по УСНО за полугодие 2020 года компанией перечислен в бюджет 14 августа (по сроку до 27 июля), то период просрочки, за который ей начисляются пени, составит 18 дней — с 28 июля по 14 августа 2020 года включительно.
Пример 2
ИП по сроку до 27 июля 2020 года внес авансовый платеж по УСНО за полугодие в меньшем размере, чем это следует из расчета. Доплату авансового платежа предприниматель произвел 5 августа 2020 года. Какие санкции могут быть применены в отношении ИП в такой ситуации?
Внесение авансовых платежей по УСНО в более поздние сроки является основанием для начисления пени на сумму несвоевременно внесенных авансовых платежей (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Поэтому в случае частичного внесения авансового платежа по УСНО по сроку до 27 июля ИП должен доплатить сумму авансового платежа и уплатить пени за период просрочки с 28 июля до 5 августа 2020 года включительно с суммы задолженности. То есть за 9 дней.
Никаких штрафов в данном случае не предусмотрено.
Если сумма налога меньше суммы неуплаченных авансовых платежей, будут ли начислены пени?
Рассмотрим такую ситуацию. «Упрощенец» не внес авансовые платежи, при этом сумма, например, минимального налога по итогам года меньше суммы авансовых платежей. Будут ли данному налогоплательщику начислены пени со всей суммы неуплаченных авансовых платежей?
Полагаем, что в этом случае «упрощенцу» не будут начислены пени. Поясним.
В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указано следующее.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших внесению в течение этого налогового периода, то судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за невнесение указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Значит, сумма пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей, превышающих сумму рассчитанного за соответствующий налоговый период в установленном порядке налога, подлежит соразмерному в отношении этой суммы налога уменьшению.
https://www.youtube.com/watch?v=wDWISWXTyD0\u0026pp=ygViMTIyINCd0Jo6INCQ0LLQsNC90YHQvtCy0YvQtSDQv9C70LDRgtC10LbQuCDQsiDQvdCw0LvQvtCz0L7QstC-0Lwg0LfQsNC60L7QvdC-0LTQsNGC0LXQu9GM0YHRgtCy0LU%3D
Более того, в письмах от 30.10.2015 № 03‑11‑06/2/62714, от 24.02.2015 № 03‑11‑06/2/9012 и от 12.05.
2014 № 03‑11‑11/22105 чиновники Минфина пришли к выводу, что подобное правило следует применять и в случае, когда сумма авансовых платежей по «упрощенному» налогу, исчисленных за первый квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ), уплаченного за налоговый период.
Пример 3
ИП по сроку до 27 июля 2020 года внес авансовый платеж по УСНО за полугодие в меньшем размере, чем это следует из расчета. Доплату авансового платежа предприниматель произвел 5 августа 2020 года. Какие санкции могут быть применены в отношении ИП в такой ситуации?
За неуплату авансового платежа за девять месяцев 2019 года компании должны быть начислены пени (п. 3 ст. 58, п. 1 ст. 75 НК РФ). Однако в данном случае сумма авансового платежа оказалась больше минимального налога. Поэтому пени начисляются именно на сумму минимального налога.
Таким образом, компания должна начислить пени на сумму 52 380 руб. за период с 26 октября 2019 года по 23 марта 2020 года включительно (за 150 календарных дней).
Расчет таков:
Период, за который начисляются пени | Расчет пени |
С 26.10.2019 по 27.10.2019 (включительно) | 52 380 руб. x 7% / 300×2 дн. = 24,44 руб. |
С 28.10.2019 по 24.11.2019 (включительно) | 52 380 руб. x 6,5% / 300×28 дн. = 317,78 руб. |
С 25.11.2019 по 15.12.2019 (включительно) | 52 380 руб. x 6,5% / 150×21 дн. = 476,66 руб. |
С 16.12.2019 по 09.02.2020 (включительно) | 52 380 руб. x 6,25% / 150×56 дн. = 1 222,2 руб. |
С 10.02.2020 по 23.03.2020 (включительно) | 52 380 руб. x 6% / 150×43 дн. = 900,93 руб. |
Итого сумма пени к уплате составила 2 942 руб. (24,44 317,78 476,66 1 222,2 900,93).
Если работник принят в конце года
Представим следующую ситуацию. ИП на УСНО с объектом налогообложения «доходы» до четвертого квартала работает без наемных работников. Соответственно, авансовый платеж за девять месяцев по «упрощенному» налогу он уменьшил на уплаченные в сентябре фиксированные страховые взносы без ограничения 50 %, предусмотренного п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.
В декабре он принимает на работу человека. В результате расчета «упрощенного» налога к уплате в бюджет по итогам года с учетом 50 %-ного ограничения в декларации по УСНО, с большой долей вероятности, появится недоимка по авансовому платежу за девять месяцев. Будут ли ИП начислены пени в такой ситуации? Давайте разбираться.
Если ИП в течение всего налогового периода (календарного года) не имеет работников, то уменьшение налоговых платежей производится без ограничения по сумме, а при наличии таковых хотя бы в одном месяце указанного периода уменьшение производится не более чем на 50 %. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 13.05.2013 № 03‑11‑11/158. И с ними нельзя не согласиться.
При этом пересчитывать ранее внесенные авансовые платежи по УСНО (до приема работника) предпринимателю не нужно. А вот последующие (после даты приема) авансовые платежи и налог по итогам года ИП нужно исчислять согласно п. 3.1 ст. 346.
21 НК РФ с соблюдением ограничения 50 %.
Полученную при расчете сумму платежа (уменьшенную на уплаченные страховые взносы с учетом 50 %-ного ограничения) надо уменьшить на исчисленные и внесенные ранее авансовые платежи (определенные без учета этого ограничения) и разницу уплатить в бюджет в установленный срок.
В вышеназванной ситуации расчет авансового платежа за девять месяцев без соблюдения 50 %-ного ограничения ИП произвел в полном соответствии с налоговыми правилами.
Появление работника — это новое обстоятельство, которое учитывается при определении суммы налога по итогам налогового периода.
Между тем авансовые платежи, фактически внесенные ИП в бюджет, будут меньше авансовых платежей, отраженных в декларации.
https://www.youtube.com/watch?v=wDWISWXTyD0\u0026pp=YAHIAQE%3D
В такой ситуации ИФНС автоматически рассчитает пени за девять месяцев. Чтобы их избежать, необходимо направить в инспекцию письмо с пояснениями о причинах расхождения. Иначе говоря, тот факт, что авансовые платежи к уплате уменьшались на страховые взносы без ограничения, не является в данном случае основанием для начисления пени.
Кстати, в обратной ситуации — когда ИП увольняет всех работников в середине года — корректировка «упрощенного» налога по итогам года должна производиться с учетом 50 %-ного ограничения, поскольку налог при УСНО исчисляется нарастающим итогом с начала года (см. Письмо Минфина Россииот 27.03.2020 № 03‑11‑11/24497). Применять это ограничение ИП сможет только с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором были уволены все его работники.
Если сумма уплаченных взносов превысила налог
Представим следующую ситуацию. ИП на УСНО с объектом налогообложения «доходы» не имеет работников.
Фиксированные страховые взносы и 1 % взносов на ОПС он уплатил в декабре для того, чтобы зачесть их сумму в уменьшение налога по итогам года (без учета ограничения 50 %).
В результате сумма взносов превысила сумму налога по итогам года. Можно ли сумму превышения взносов над налогом зачесть в уменьшение авансового платежа за первый квартал следующего года?
В декларации по УСНО суммы страховых взносов для ИП, не производящего выплаты физлицам и, соответственно, указавшего признак налогоплательщика «2» в поле 102 разд. 2.1.1 декларации, не могут превышать суммы исчисленного налога.
То есть по кодам строк 140 — 143 не может быть указана сумма, превышающая суммы исчисленного налога (авансовых платежей) в строках 130 — 133. Об этом сказано в п. 6.9 Порядка заполнения декларации по УСНО[1].
Следовательно, суммы ранее внесенных ИП авансовых платежей по УСНО по итогам года являются переплатой по налогу, подлежащей возврату из бюджета или зачету в счет предстоящих платежей в порядке, предусмотренном ст. 78 и 79 НК РФ.
Теперь о том, что касается части суммы фиксированного платежа по взносам (включая 1 %), не учтенной при расчете (уменьшении) «упрощенного» налога из‑за недостаточности исчисленного налога. Перенос этой суммы на следующий год Налоговым кодексом не предусмотрен, на что Минфин указал еще в Письме от 26.04.2013 № 03‑11‑11/14776.
Здесь уместно напомнить, что фиксированный платеж по взносам подлежит уплате в бюджет в срок до 31 декабря 2019 года, а сумма дополнительного платежа (исчисляемая в размере 1 % с доходов, превышающих 300 000 руб. за расчетный период) должна быть уплачена не позднее 1 июля 2020 года (п. 2 ст. 432 НК РФ).
При этом периодичность уплаты ИП фиксированных страховых взносов в течение года не определена.
То есть ИП вправе самостоятельно решить, как их уплачивать — либо в полном объеме и единовременно за текущий календарный год, либо частями в течение календарного года. Это в полной мере касается и дополнительного платежа.
Соответственно, при грамотном подходе к уплате страховых взносов можно минимизировать потери в виде не зачтенных в уменьшение налога страховых взносов.
[1] Утвержден Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.
Последствия неуплаты или неполной уплаты налога, определяемые ст. 122 НК РФ
В случае, если налогоплательщик не уплачивает весь налог или производит оплату лишь частично, ему может быть назначен штраф в размере 20% от той суммы налога или сбора, которые не были им уплачены. Способ и причины неуплаты налога в данном случае значения не имеет.
Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу, произвести неправильные расчеты или просто сумма может быть не перечисленной без указания причин, к примеру, в силу отсутствия средств. В случае, если ситуация не содержит признаков правонарушения, которые предусмотрены ст. 129.3 НК РФ, то вступают в силу правила ст. 122 НК РФ, на основании которой и назначается штраф.
https://www.youtube.com/watch?v=Hrao-V5-S2c\u0026pp=ygViMTIyINCd0Jo6INCQ0LLQsNC90YHQvtCy0YvQtSDQv9C70LDRgtC10LbQuCDQsiDQvdCw0LvQvtCz0L7QstC-0Lwg0LfQsNC60L7QvdC-0LTQsNGC0LXQu9GM0YHRgtCy0LU%3D
В любом случае — искусственное занижение налоговой базы с целью уклонения от налогообложения является составом правонарушения. Но по ст. 129.3 НК РФ назначается штраф за применения в целях уменьшения налогообложения контролируемых сделок, являющихся схемой незаконной оптимизации налогообложения.
Особенности применения положений ст. 122 НК РФ
При начислении суммы штрафа суд должен учитывать сумму переплаты, которая имеется у налогоплательщика по тому налогу, по которому возникла недоимка. Применение же нормы ст.
122 НК РФ должно быть неразрывным с положениями ст. ст.
78 и 79 НК РФ, устанавливающим правила о том, что задолженность по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм.
В случае наличия переплаты занижение суммы налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ.
Если размер переплаты меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик всё равно освобождается от ответственности в соответствующей части. На это указывает п. 20 ПП ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57, которое посвящено применению ч. I НК РФ.
Однако штраф в 20% назначается только в том случае, если налогоплательщик совершил неумышленную ошибку. На основании п. 3 рассматриваемой статьи возможно назначение штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога за такие же деяния, но совершенные умышленно.
Правонарушением не считается неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, если они стали следствием получения искаженных сведений, повлиявших на уплату налога, иным участником группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.
1 НК РФ в индивидуальном порядке. Такое правило устанавливает п. 4 ст. 122 НК РФ.
В ходе применения правил под неуплатой налога понимается полное неисполнение налоговой обязанности, которая установлена ст. 57 Конституции и ст. 3 НК РФ. Нарушается и п. 1 ст.
45 НК РФ о том, что налогоплательщик обязан произвести самостоятельную уплату налога.
Неполная уплата налога отличается тем, что какая-то сумма всё же перечисляется, так же может не нарушаться срок перечисления средств и подачи декларации.
И то и другое может быть выявленным в ходе проведения камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). Налоговый орган может лишь направить требование об уплате налога и пени. В ст. 122 НК РФ речь идёт про санкцию, которая может быть назначенной только судом.
В настоящее время в РФ отсутствует необлагаемый налогом минимум, который есть практически во всех странах ЕС, в Китае и во всём цивилизованном мире, в государствах, где правящие круги уважают свой народ.
Необлагаемый налогом минимум отсутствует в РФ, но ни одна оппозиционная политическая сила даже не думает о том напоминать и пытаться добиться его введения легитимным порядком.
Власти же изобретают новые возможности для того, чтобы обложить данью всех.
В настоящее время активно внедряется режим так называемых самозанятых.
Вполне возможно, что сама по себе идея хорошая, но не будем забывать о том, что реальный доход подавляющего большинства российских самозанятых находится где-то на отметке в 17 тыс.
рублей, которые являются уровнем дохода человека, балансирующего на грани нищеты. Доходом среднего класса это является только в воображении некоторых слишком сильно оторвавшихся от реальности политиканов.
В момент написания этого текста курс доллара к рублю 73,87, поэтому доход в 17 тыс. рублей — это 230 долларов США. Такой доход никто на Западе налогом не облагает даже в странах со скромной экономией. К примеру, в Греции налогом облагается только доход выше 558 евро. У нас же налог платить должны все, даже нищие с доходом меньше МРОТ.
Ни на какую социальную справедливость это совершеннейшим образом не похоже.
Судебная практика по ст. 122 НК РФ
Вокруг положений ст. 122 НК РФ существует множество судебных споров, поскольку именно на их основании выносятся штрафы. Отдельный пласт таковых касается налогов, которые платят ИП.
Дело в том, что их имущество позволяет относиться к себе различным образом.
К примеру, земельный участок может быть соотнесён с тем, который используется для личных нужд, а может для предпринимательской деятельности.
В июне 2016 года СК по экономическим спорам ВС РФ вынес определение по делу № 309-КГ16-5914.
Его суть в том, что ИП пытался заплатить налог с земельного участка в размере 0,3% от кадастровой стоимости, однако суд нижестоящий инстанции не нашёл для этого оснований, поскольку такая ставка предусмотрена для граждан в отношении земельных участков, используемых для хранения личных транспортных средств, удовлетворения бытовых потребностей владельцев гаражей, что не предполагает осуществление на земельных участках предпринимательской деятельности.
Не нашёл ИП понимания и ВС РФ, который отверг все его доводы. Однако ещё суд первой инстанции согласился с тем, что переплата за прошлые периоды должны быть учтена при определении штрафа и пени за текущий.
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
Новая редакция Ст. 122 НК РФ
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,
влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
2. Утратил силу с 1 января 2004 г.
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
4.
Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 122 НК РФ
Неуплата налога (сбора) — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него ст. 57 Конституции РФ и ст.
3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст.
45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;
Неполная уплата налога (сбора) отличается от неуплаты налога тем, что виновный:
— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога (сбора). Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.).
Однако полностью уплатить сумму налога (сбора) виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;
— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога, сбора. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога.
Сами по себе «неуплата налога (сбора)» или «неполная уплата налога (сбора)» не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:
— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливается в Кодексе);
— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;
— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.
Объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:
— факт неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля).
Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по ст.
122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;
— неуплата или неполная уплата налога (сбора) были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом.
В настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения п. п. 1 и 3 ст. 120 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ:
— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;
— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.
Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.
Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. ст. 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).
Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умыслом, и неосторожностью.
При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а п. 3 ст. 122 НК РФ — только умышленно, о чем прямо сказано в комментируемой статье.
За совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
— п. 1 ст. 122 НК РФ, с виновного взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;
— п. 3 ст. 122 НК РФ, — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в два раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.
Другой комментарий к Ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Статья 122 Кодекса устанавливает налоговую ответственность за неисполнение закрепленной подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (см. комментарий к статье 23 НК РФ).
Как разъяснил Пленум ВАС в п. 43 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при применении ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст.
8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной комментируемой статьей. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст.
122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей.
Согласно положениям ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате налога определен в ст. 45 Кодекса (см. комментарии к ст. 44 и 45 Кодекса).
О соотношении составов налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 Кодекса.
Пленум ВАС в п. 41 — 42 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 дал следующие разъяснения по применению ст. 122 НК:
исходя из принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения (п. 2 ст.
108 Кодекса) следует, что ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, установлена п. 3 ст. 120 Кодекса.
Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абз. 3 п. 3 ст. 120 Кодекса, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 Кодекса;
«неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в ст. 122 Кодекса действий или бездействия.
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 Кодекса, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 Кодекса.
Президиум ВАС России в п.
16 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, указал, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 Кодекса. С учетом этого представляется необоснованным мнение МНС России, выраженное в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@ о том, что правомерно применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов. Свою позицию МНС России обосновывало тем, что авансовые платежи по единому социальному налогу исчисляются налогоплательщиками-работодателями, исходя из реальных финансовых результатов деятельности.
В пункте 17 указанного Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, когда при рассмотрении заявления налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст.
122 Кодекса, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, на основании ст.
112 и 114 Кодекса уменьшил размер штрафа, признав самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подачу в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении смягчающим ответственность обстоятельством.
В письме от 9 апреля 2004 г. N 27-0-10/99 «О применении норм НК об ответственности за неуплату налога по ст.
122 НК к плательщикам, переведенным на специальные налоговые режимы налогообложения» МНС России указало, что на отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), Кодекс распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса.
———————————
Экономика и жизнь. 2004. N 19.
Статья 15.
11 КоАП предусматривает следующую административную ответственность руководителей и других работников организаций за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в случае, если это выражается в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.
Статьи 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК устанавливают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Как разъяснил Пленум ВС России в п. 1 Постановления от 4 июля 1997 г.
N 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» , в соответствии со ст.
198, 199 УК обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.
———————————
Российская газета. N 138. 1997. 19 июля.
Правила определения крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов содержатся в примечаниях к ст. 198 и 199 УК:
крупным размером в ст. 198 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100000 руб.
, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб.
, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 руб.;
крупным размером в ст. 199 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб.
, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500000 руб.
, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500000 руб.
2. В пункте 2 первоначальной ред. ст. 122 Кодекса устанавливалась налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ п. 2 комментируемой статьи утратил силу.
Статья 16.22 КоАП устанавливает административную ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций за нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Согласно ст. 16.
22 КоАП нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере:
- на граждан — от 5 до 25 МРОТ;
- на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ;
- на юридических лиц — от 500 до 3000 МРОТ.
3. Пункт 3 ст. 122 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с неуплатой или неполной уплатой сумм налога. В качестве квалифицирующего признака установлена умышленность деяний налогоплательщика.
Статья 110 Кодекса устанавливает две формы вины при совершении налогового правонарушения: умысел и неосторожность. Как определено п. 2 ст.
110 Кодекса, налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (см. комментарий к ст. 110 Кодекса).
Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 29 июля 2003 г.
N 2916/03 указал, что умышленная форма вины может быть установлена не только приговором суда в отношении должностных лиц организации-налогоплательщика либо ее представителей, но и решением суда по заявлению налогового органа о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика-организации (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 29 октября 2003 г. N ШС-6-14/1129).