Аванс

395 Налоговый кодекс: Авансовые платежи и их регулирование

1. Статья 395 устанавливает право стороны взыскать с неисправного контрагента проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.

Судебная практика проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами рассматривает как гражданско-правовую ответственность. «Проценты, предусмотренные п. 1 ст.

395 ГК, по своей природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа (ст. 809 ГК), кредитному договору (ст. 812 ГК) либо в качестве коммерческого кредита (ст.

823 ГК). Поэтому при разрешении споров о взыскании процентов годовых суд должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа или коммерческого кредита, либо существо требования составляет применение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства (ст. 395 ГК)» (п.

4 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

2. Для применения ответственности, предусмотренной комментируемой статьей, необходимы определенные условия, к числу которых следует отнести прежде всего неисполнение денежного обязательства. Денежные обязательства понимаются в широком смысле: это любые обязательства, связанные с использованием денег в качестве платежа, средства погашения денежного долга.

Денежным может быть как обязательство в целом (в договоре займа), так и обязанность одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ или услуг). Неправомерное неисполнение денежного обязательства может быть как виновным, так и невиновным.

Отсутствие у должника денежных средств, необходимых для уплаты долга по обязательству, связанному с осуществлением им предпринимательской деятельности, не является основанием для освобождения должника от уплаты процентов, предусмотренных ст.

395 (п. 5 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Следующим необходимым условием является пользование чужими денежными средствами.

Деньги, в отличие от других объектов гражданского права, обладают неотъемлемым качеством при нормальном гражданском обороте приносить определенный доход — начисление на них банковских процентов.

Поэтому неправомерное удержание, израсходование чужих денежных средств означает, что кредитор несет определенные отрицательные последствия, размер которых можно установить без проблем, — это банковский процент.

Проценты, предусмотренные комментируемой статьей, подлежат уплате независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений.

На практике такие проценты взыскиваются по обязательствам, содержанием которых является обязанность по оплате: поставленного (переданного) товара; выполненных работ, в том числе подрядных; оказанных услуг; арендных платежей; суммы страхового возмещения, а также по возврату банком необоснованно списанных с расчетного счета сумм, выплате бывшему участнику общества с ограниченной ответственностью действительной стоимости имущества, приходящегося на его долю, выплате денежного возмещения за причинение вреда здоровью и т.д.

Проценты, предусмотренные комментируемой статьей, начисляются только на соответствующую сумму денежных средств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами, если иное не предусмотрено законом (п. 51 Постановления ВС и ВАС N 6/8). В Постановлении ВС и ВАС N 13/14 называется лишь один случай возможного начисления процентов на проценты: проценты по ст.

395 могут быть начислены на всю сумму вклада, увеличенного на сумму невостребованных процентов, в случае просрочки возврата вклада по договору банковского вклада.

Судебная практика отказывает во взыскании процентов по ст.

395 ГК на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, другими государственными органами, объясняя это тем, что ни гражданским, ни налоговым, ни иным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на необоснованно взысканные в связи с публичными правоотношениями денежные суммы (см.: Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой / Под общ. ред.

В.А. Белова. М., 2008.

С. 921). Представляется, что такой подход судебных органов нуждается в пересмотре, поскольку нет логического объяснения подобной трактовке закона.

3.

Размер взыскиваемых процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или соответствующей его части. Судебная практика исходит из того, что в отношениях между гражданами и организациями проценты подлежат уплате в размере учетной ставки Центробанка России по кредитным ресурсам, предоставленным коммерческим банкам (ставке рефинансирования).

При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ число дней в году (месяцы) принимается равным соответственно 360 к 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, а также обычаями делового оборота (п. 2 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

4. Предусмотренные комментируемой статьей проценты должны быть уплачены за весь период пользования чужими денежными средствами до момента фактического исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если на момент вынесения судебного решения денежное обязательство не было исполнено, в решении суда о взыскании процентов должны содержаться сведения: о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится их начисление; размере процентов исходя из ставки рефинансирования соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения, а также указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитору денежных средств. При этом следует избрать ту ставку рефинансирования, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования денежными средствами. Если же денежное обязательство исполнено должником до вынесения решения, то в решении суда указываются подлежащие взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в твердой сумме (п.

51 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

5. Проценты, предусмотренные комментируемой статьей, носят зачетный характер по отношению к возмещению убытков. Убытки подлежат возмещению лишь тогда, когда они превышают сумму процентов, и только в части, превышающей эту сумму.

Если определенный по правилам комментируемой статьи размер (ставка) процентов явно не соразмерен последствиям просрочки исполнения денежного обязательства, суд вправе в соответствии со ст. 333 ГК уменьшить ставку процентов, учитывая обстоятельства дела (п. 7 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Кроме того, основанием для уменьшения размера процентов или даже освобождения от их уплаты может быть вина кредитора, в том числе его просрочка в принятии исполнения.

При недостаточности суммы платежа, произведенного должником, основная сумма долга по общему правилу погашается в последнюю очередь. Поэтому проценты, представляющие собой плату за пользование чужими денежными средствами и не связанные с его нарушением (проценты за пользование суммой займа, кредита, аванса), погашаются ранее основной суммы займа. Проценты, предусмотренные ст.

395 и представляющие собой форму гражданско-правовой ответственности, погашаются уже после погашения суммы основного долга.

Однако размер и тех и других процентов определяется, как правило, одинаково — учетной ставкой ЦБ.

С какого дня нужно считать неустойку по 395 гк рф?

Для начала необходимо определить день, когда должно было быть исполнено обязательство должником. Когда такой день определен и обязательство не исполнено в этот день, то расчет неустойки по 395 ГК РФ начинаем со следующего дня, следующего за днем, когда должник обязан был исполнить свое обязательство, т.е. уплатить деньги.

При этом, когда по договорам определяется в течение скольки дней должна быть произведена оплаты, то необходимо учитывать нюансы того или иного договора.

Например, если заключен договор подряда, предусматривающий оплату в течение допустим 10 дней после подписания акта, а в акте не фигурирует дата подписания, то в данном случае необходимо учесть также дни для приемки, например, 5 дней, и тогда в совокупности общее количество дней для оплаты с учетом приемки составит 15. Отсчитываем 15 дней и на 16 начинаем начислять проценты по 395 ГК РФ.

Порядок взыскания процентов по 395 ГК РФ

Для взыскания процентов по 395 ГК РФ воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. Оформите и направьте в адрес контрагента письменную претензию с требованием уплатить проценты по 395 ГК РФ. Претензия должна быть мотивированная с расчетом соответствующего размера процентов
  2. При отсутствии в установленный договором или законом срок ответа на претензию подготовьте иск в суд о взыскании процентов
  3. После того, как будет подготовлен иск о взыскании неустойки по 395 ГК РФ, уплачена госпошлина и собраны доказательства по делу, следует один экземпляр иска направить ответчику
  4. Экземпляр иска для суда вместе с приложенными документами и документами о направлении иска ответчику подлежит передачи или направлению в суд. Иск может быть подан в электронной форме через систему суда
  5. Если судом назначено судебное заседание по иску, примите участие в заседании.
  6. Если судом дело назначено к рассмотрению в упрощенном порядке, отслеживайте информацию о поступлении отзывов от ответчика и вовремя предоставляйте возражения на отзыв
  7. После вынесения судом решения об удовлетворении требований заявителя, дождитесь вступления решения суда в силу и получите судебный приказ или исполнительный иск, с последующим предъявлением его приставам для взыскания денег с ответчика.

ВНИМАНИЕ : при определенных условиях (сумма подлежащая взысканию, отсутствие спора и др.) лицо должно сначала обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, если конечно нет возражений на взыскание процентов со стороны должника, смотрите видео, как составить иск в суд:

Читайте также:  Оплата парковки авансовый отчет - Юридическая помощь

Как уменьшить проценты по 395 ГК РФ?

Как правило, для уменьшения сумм неустоек, процентов, оппоненты по делу заявляют о применении судом ст. 333 ГК РФ о несоразмерности размера неустойки.

Однако, в одном из Пленумов ВС РФ указано на то, что ст. 333 ГК ФР не применяется при взыскании процентов по п.1 ст. 395 ГК РФ.

И все же ответчик может попробовать заявить о применении ст. 333 ГК РФ вместе с иными основаниями для уменьшения процентов по 395 ГК РФ.

Иными основаниями может быть пропуск срока исковой давности по отдельным периодам, за которые начислена неустойка.

Также в соответствии с п.6 ст. 395 ГК РФ, в случае, когда сумма процентов несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд может уменьшить проценты, но для этого необходимо заявление должника. При этом проценты могут быть уменьшены не менее чем до суммы, которая определяется с учетом ключевой ставки, которая действовала по периодам.

Одновременное взыскание неустойки и процентов

Законом запрещается начисление сложных процентов, т.е. расчет процентов на уже набежавшую сумму процентов невозможен.

Взыскание неустойки и процентов по 395 ГК РФ одновременно не производится. Если договор предполагает выплату неустойки, то именно этим путем проводится компенсация финансовых потерь. Исключением может стать особая договоренность, которая оформлена документально и прописана в договоре.

Такие случаи рассматриваются в индивидуальном порядке и в строгом соответствии с действующей нормой закона.

Размер процентов

Размер неустойки определяется по размеру ключевой ставки Центробанка, которая действовала на момент возникновения задолженности.

При расчетах нужно помнить, что к ключевой ставке кредитор обращается только в том случае, если в договоре или по закону не предусмотрено другого размера процентов.

Поэтому, если стороны, например, заранее прописали в документе, что в случае возникновения просрочки должник должен будет заплатить проценты по ставке 10%, то, соответственно, им не придется применять положения ст. 395 ГК РФ в части размера процентов.

Формула расчета

Чтобы рассчитать проценты за пользование чужими деньгами, нужно принимать во внимание следующую формулу:

Размер процентов = Сумма задолженностиx Ключевая ставка Центробанка РФ / Количество дней в году x Число дней просрочки

Брать нужно тот размер ключевой ставки, что действовал на период просрочки. Посмотреть и выбрать нужный показатель вы можете благодаря нашей таблице ниже. В ней показаны значения показателя за последние несколько лет.

Динамика ключевой ставки ЦБ РФ за 3 года

22.06.2020 – настоящее время

Считаем на примерах

Пример 1. Представим, что гражданин взял в долг у приятеля 150 тыс. рублей, обещая вернуть деньги 21 июня 2020 года. Но исполнить свои обязательства он смог только через месяц, погасив задолженность 22 июля 2020 года.

По сути, получается, что лишний месяц он пользовался деньгами. Поскольку у сторон в договоре не был прописан размер неустойки на случай просрочки, то кредитор может воспользоваться положением ст. 395 ГК РФ и потребовать компенсации.

В нашем случае просрочка выпадает на период действия ключевой ставки на уровне 4,5%. Длительность просрочки составляет 31 день. Исходя из этого получаем такой расчет = 150 000 x 4,5% / 366 x 31.

Нехитрые расчеты показывают, что кредитор может потребовать в суде дополнительно 571,7 руб за то, что должник целый месяц использовал чужие деньги в своих целях.

Пример 2. Представим, что компания поставила товары на сумму 100 тыс. рублей. Покупатель должен был оплатить поставку 10 января 2020 года, но вместо этого затянул оплату до 1 июня 2020 года.

За это время ключевая ставка несколько раз менялась, поэтому наши расчеты будут выглядеть следующим образом:

Статья 395 НК РФ. Налоговые льготы

  • 1. Освобождаются от налогообложения:
  • 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • 2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

  1. 4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  2. 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  3. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  4. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  5. 6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  6. 7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

  • 9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
  • 10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
  • 11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
  • 12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

В соответствии с пунктом 5 статьи 395 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 223 утвержден Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров.

Следует отметить, что статьей 395 НК РФ не предусмотрен закрытый перечень налоговых льгот (так, например, муниципальные учреждения не освобождаются от уплаты земельного налога), иные льготы могут быть только соответствующими актами представительных органов муниципальных образований.

Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового или отчетного периода, то налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы.

Статья 395. Налоговые льготы

  • Новая редакция Ст. 395 НК РФ
  • 1. Освобождаются от налогообложения:
  • 1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;
  • 2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • 3) утратил силу с 1 января 2006 г.;
  • 4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • 6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • 7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • 8) утратил силу с 1 января 2006 г.
  • 9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
  • 10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
  • 11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
Читайте также:  Несвоевременное представление расчета авансового платежа - Юридическая помощь

12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Комментарий к Статье 395 НК РФ

Кодекс освобождает от земельного налога уголовно-исполнительные организации и учреждения, государственные автомобильные дороги общего пользования, земли религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов, а также коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России и их общины. Что касается организаций — резидентов особой экономической зоны, то они могут «забыть» о налоге на 5 лет начиная с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.

Общероссийские общественные организации инвалидов тоже освобождены от налога, но при этом число их членов должно составлять не менее 80 процентов инвалидов и их законных представителей.

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, не уплачивают налог, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

Эта льгота предоставлена для земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, не уплачивают налог в отношении земельных участков, используемых ими в образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целях социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1).

Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права на льготу принимается за полный месяц.

Формула для расчета налоговой базы выглядит так:

  1. Налоговая база = КСТ — Дплощ x (1 — К1),
  2. где КСТ — кадастровая стоимость земельного участка;
  3. Дплощ — доля необлагаемой площади земельного участка;
  4. 1 — коэффициент использования налоговой льготы.

Значение данного коэффициента применяется для исчисления земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей (пп. 12 п. 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 19 мая 2005 г. N 66н).

Другой комментарий к Ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 5 статьи 395 НК Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 223 утвержден Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров.

Следует отметить, что статьей 395 НК не предусмотрен закрытый перечень налоговых льгот (так, например, муниципальные учреждения не освобождаются от уплаты земельного налога), иные льготы могут быть только соответствующими актами представительных органов муниципальных образований.

Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового или отчетного периода, то налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы.

Ст. 395 НК РФ новая редакция 2019 года: комментарии и изменения

П.1 ст.395 НК РФ

Освобождаются от налогообложения: (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 353-ФЗ)

пп.1 организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

пп.2 организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

пп.3 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ)

  • пп.4 религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • пп.5 общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • пп.6 организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • пп.7 физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
Читайте также:  Отражение ндс аванс покупателя - Юридическая помощь

пп.8 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ)

пп.9

Нк рф Статья 396. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

1.
Сумма налога исчисляется по истечении
налогового периода как соответствующая
налоговой ставке процентная доля
налоговой базы с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей.

2.
Налогоплательщики-организации исчисляют
сумму налога (сумму авансовых платежей
по налогу) самостоятельно.

3. Сумма
налога,
подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками
— физическими лицами, исчисляется
налоговыми органами.

6.
Налогоплательщики, в отношении которых
отчетный период определен как квартал,
исчисляют суммы авансовых платежей по
налогу по истечении первого, второго и
третьего квартала текущего налогового
периода как одну четвертую соответствующей
налоговой ставки процентной доли
кадастровой стоимости земельного
участка.

8.
В отношении земельного участка (его
доли), перешедшего (перешедшей) по
наследству, налог исчисляется начиная
со дня открытия
наследства.

9.
Представительный орган муниципального
образования (законодательные
(представительные) органы государственной
власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
при установлении налога вправе
предусмотреть для отдельных категорий
налогоплательщиков право не исчислять
и не уплачивать авансовые платежи по
налогу в течение налогового периода.

В
отношении земельных участков, приобретенных
(предоставленных) в собственность
физическими и юридическими лицами на
условиях осуществления на них жилищного
строительства, за исключением
индивидуального жилищного строительства,
осуществляемого физическими лицами,
исчисление суммы налога (суммы авансовых
платежей по налогу) производится с
учетом коэффициента 4 в течение периода,
превышающего трехлетний срок строительства,
вплоть до даты государственной регистрации
прав на построенный объект недвижимости.

16.

В отношении земельных участков,
приобретенных (предоставленных) в
собственность физическими лицами для
индивидуального жилищного строительства,
исчисление суммы налога (суммы авансовых
платежей по налогу) производится с
учетом коэффициента 2 по истечении 10
лет с даты государственной регистрации
прав на данные земельные участки вплоть
до государственной регистрации прав
на построенный объект недвижимости.

Нк рф Статья 395. Налоговые льготы

  • 1.
    Освобождаются от налогообложения:
  • 1)
    учреждения и органы уголовно-исполнительной
    системы —
    в отношении земельных участков,
    предоставленных для непосредственного
    выполнения возложенных на эти учреждения
    и органы функций;
  • 2)
    организации — в отношении земельных
    участков, занятых государственными
    автомобильными дорогами
    общего пользования;
  • 4) религиозные
    организации —
    в отношении принадлежащих им земельных
    участков, на которых расположены здания,
    строения и сооружения религиозного и
    благотворительного назначения;
  • 5) общероссийские общественные
    организации инвалидов (в том числе
    созданные как союзы общественных
    организаций инвалидов), среди членов
    которых инвалиды и их законные
    представители составляют не менее 80
    процентов, — в отношении земельных
    участков, используемых ими для
    осуществления уставной деятельности;
  • 6) организации народных
    художественных промыслов — в отношении
    земельных участков, находящихся в местах
    традиционного бытования народных
    художественных промыслов и используемых
    для производства и реализации изделий
    народных художественных промыслов;
  • 7)
    физические лица, относящиеся к коренным
    малочисленным народам Севера,
    Сибири и Дальнего Востока Российской
    Федерации, а также общины таких народов
    — в отношении земельных участков,
    используемых для сохранения и развития
    их традиционного образа жизни,
    хозяйствования и промыслов;
  • 9)
    организации — резиденты особой
    экономической зоны

UrDela.ru

ч. 1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

ч. 2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

ч. 3. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

ч. 4.

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком — физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

ч. 5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

ч. 6.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

ч. 7. В случае возникновения указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

ч. 8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

ч. 9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

ч. 10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

ч. 11. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

ч. 12.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

ч. 13. Сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ч. 14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ч. 15. В отношении земельных участков, приобретенных налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

ч. 16.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Adblock
detector