Аванс

Аванс до 30 процентов 223-ФЗ: Ограничения и требования к предварительной оплате в госзакупках

В апреле 2022 года было принято много законов, которые изменили систему закупок. Нововведения в 44-ФЗ вступили в силу сразу, а большая часть поправок в 223-ФЗ начала действовать с 1 июля 2022 года.

Разберём новшества в госзакупках компаний по 223-ФЗ.

Сокращены сроки оплаты по договорам

Срок оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) теперь составляет не более 7 дней. Если в марте 2022 г. такой срок был введён только для договоров с малым и средним предпринимательством (МСП), то с 16 апреля его распространили на всех.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Экономьте время на поиске клиентов. Контур.Компас — удобный поиск целевых клиентов для бизнеса, базы новых клиентов в B2B!

При этом Правительство РФ (в целях обороны страны) и сам заказчик могут установить иной срок оплаты. Для этого заказчику нужно указать в положении о закупке (ст. 3 223-ФЗ дополнена ч. 5.3 и 5.4):

  • конкретные сроки оплаты или порядок их определения
  • перечень ТРУ, закупка которых оплачивается в указанные сроки

Новый механизм проверки планов закупок отдельных заказчиков

Увеличен с 50 до 250 млн рублей минимальный порог общей стоимости договоров, которые должны заключать в календарном году заказчики, определённые Правительством РФ (распоряжение от 19 апреля 2016 г. № 717-р).

Превышение указанного порога будет служить основанием для проверки их закупочных планов, к которым относятся:

  • проекты планов закупок
  • проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Компанию-заказчика проверят, если за предшествующий календарный год общая стоимость договоров превышает 250 млн рублей, а годовая выручка – 500 млн рублей.

Ищете ОФД для своего бизнеса? Получите квартал в подарок. Контур.ОФД — помогает соблюдать закон и контролировать продажи!

Согласно постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 716, планы автономных учреждений субъектов РФ подлежат проверке, если за предшествующий календарный год общая стоимость договоров организации превышает 250 млн рублей.

Рекомендации Минфина

Минфин РФ в информационном письме от 19 апреля 2022 г. № 28-05-07/34796 рекомендует устанавливать аванс в размере не менее 50% от НМЦД при условии, что за расходованием данных средств будет вестись необходимый контроль.

Учитывая, что в 223-ФЗ не содержится норм, которые регулируют авансирование, при заключении договоров нужно руководствоваться общими положениями гражданского и бюджетного законодательства. Заказчики самостоятельно определяют в документации о закупке и проекте договора размер аванса и порядок его выплаты.

Новое основание для включения поставщика в РНП

Скорректирована ч. 2 ст. 5 223-ФЗ, согласно которой участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчик, попавший под внешние санкции и ограничения, в одностороннем порядке расторгнет договор с поставщиком, существенно нарушившим условия договора.

В описание предмета закупки разрешено включать страну происхождения товара

10 новых изменений в 223‑ФЗ

Теперь заказчики должны оплачивать поставленные товары, работы и услуги (ТРУ) не более чем за 7 дней. В марте 2022 такой срок вводили для договоров с малым и средним бизнесом (МСП), а с 16 апреля распространили на всех.

Иной срок оплаты может установить Правительство в целях обороны страны и сам заказчик, если пропишет это в положении о закупке. При этом заказчик в своем положении о закупке должен указать конкретные сроки или порядок их определения, а также перечень ТРУ, закупка которых оплачивается в такие сроки (статья 3 223-ФЗ дополнена частями 5.3 и 5.4).

Планы закупок отдельных заказчиков стали проверять по-новому

Для заказчиков, определенных Правительством (распоряжение № 717-р от 19 апреля 2016), минимальный порог общей стоимости договоров, которые они должны заключать в календарном году, увеличили с 50 до 250 млн рублей. Превышение этого порога — основание для проверки их закупочных планов.

Сюда входят и проекты планов закупок, и проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Заказчиков проверят, если общая стоимость договоров за предшествующий календарный год превышает 250 млн рублей и годовая выручка компании превышает 500 млн рублей. Планы автономных учреждений субъектов РФ проверят, если общая стоимость договоров учреждения за предшествующий календарный год не превышает 250 млн рублей (ПП РФ № 716 от 21 апреля 2022).

Минфин России в договорах, которые должны быть исполнены в 2022, советует устанавливать аванс не менее 50% от НМЦД, если будет обеспечен должный контроль над тратой этих средств (Информационное письмо Минфина РФ №28-05-07/34796 от 19 апреля 2022).

В 223-ФЗ нет норм, регулирующих авансирование, поэтому при заключении договоров применяются общие положения гражданского и бюджетного законодательства. Заказчики сами устанавливают размер аванса и порядок его выплаты в документации о закупке и проекте договора.

Добавили новое основание для включения в РНП

Если заказчик, попавший под внешние санкции и ограничения, в одностороннем порядке расторгает договор с поставщиком, который существенно нарушает условия договора, такого участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков (скорректировали ч. 2 ст. 5 223-ФЗ).

Разрешили включать страну происхождения товара в описание предмета закупки

Теперь будет можно указывать страну происхождения товара в описании предмета закупки. Соответствующую поправку внесли п. 2 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ (пп. «б» п. 1 ст. 1 104-ФЗ).

Скорректировали состав извещения и документации о конкурентной закупке

В извещении и документации о конкурентной закупке заказчики должны будут указывать в том числе и сведения об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта. Части 9 и 10 статьи 4 223-ФЗ дополнили соответствующими положениями (п. 3 ст. 1 109-ФЗ).

Определили требования к независимой гарантии в закупках у МСП

Независимую гарантию (НГ), которую предоставляют участники для обеспечения заявки в закупках у МСП, могут выдавать банки из  перечня Минфина, госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу (ч. 1 ст. 45 44-ФЗ). Кредитная организация, выдавшая гарантию, не может ее отозвать.

Независимая гарантия должна содержать:

  • условие, по которому гарант обязан выплатить заказчику сумму по НГ не позднее 10 рабочих дней, если нет оснований для отказа по ГК РФ. Срок отсчитывают со дня, следующего за днем, когда гарант получил от заказчика требование о выплате.
  • список документов, которые заказчик должен направить гаранту вместе с требованием об уплате, если Правительство установило такой перечень;
  • указание на срок действия НГ. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания приема заявок.

Если поставщик предоставил НГ, которая не соответствует этим требованиям, заказчик может ее не принять.

Если участник уклоняется от заключения договора, не предоставляет обеспечение исполнения договора до подписания или предоставляет его с нарушениями, то заказчик получает деньги по НГ за обеспечение заявки. Условие предоставить обеспечение до подписания договора при этом должно быть в извещении (ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ).

Независимая гарантия, которую участники закупок для МСП предоставляют как обеспечение исполнения договора, должна соответствовать тем же требованиям, что и НГ для обеспечения заявки, кроме срока ее действия. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства, который указан в извещении и документации о закупке.

Независимая гарантия не должна содержать условие, по которому заказчик представляет гаранту судебные акты, подтверждающие, что поставщик не исполнил свои обязательства по договору.

Правительство РФ вправе установить:

  • типовую форму независимой гарантии;
  • форму требования об оплате по ней;
  • доптребования к НГ;
  • перечень документов, которые заказчик предоставляет гаранту одновременно с требованием об уплате;
  • особенности ведения реестра независимых гарантий (ч. 8 ст. 45 44-ФЗ) для целей 223-ФЗ.

Установили особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства

Статью 3.1-3 223-ФЗ дополнили новыми частями (чч. 3–5).

Результатом выполненной работы по договору строительства или реконструкции объекта капстроительства считается построенное или реконструированное сооружение, по которому получены:

  • заключение уполномоченных органов строительного надзора о соответствии объекта требованиям проектной документации;
  • заключение федерального органа экологического надзора, если сооружение относится к объектам I категории по закону об охране окружающей среды, а также, например, если объект находится во внутренних морских водах, особо охраняемых природных территориях, на континентальном шельфе РФ. Все случаи перечислены в  ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.

Предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства. Если проектная документация предполагает оборудование, необходимое для эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с перечисленными работами может быть и поставка данного оборудования.

Расширили перечень закупок, особенности которых может определять Правительство

До 30 июня 2022 Правительство может устанавливать особенности закупок товаров, работ и услуг из перечня ТРУ, сведения о которых не составляют гостайну, но не размещаются в ЕИС (п. 2. ч. 16 ст. 4 223-ФЗ). С 1 июля 2022 власти смогут определять особенности закупок с учетом всех пунктов части 16 статьи 4. Помимо описанного выше случая, это:

  • конкурентные закупки без гостайны, сведения о которых не размещают в ЕИС;
  • закупки, где в ЕИС не размещают сведения о поставщике, с которым заключен договор;
  • тендеры конкретных заказчиков, закупающих определенные ТРУ. Информация о таких закупках не составляет гостайны, но не размещается в ЕИС.
Читайте также:  Аванс факторинг НДС: Финансовые аспекты и налоговые последствия предварительной оплаты в факторинговых сделках

Запретили заказчикам размещать на их сайтах сведения о закупках, которые нельзя публиковать в ЕИС

Уточнения сделаны в частях 6, 7, 11 и 12 статьи 4 223-ФЗ. Сведения, которые нельзя публиковать в ЕИС, перечислены в ч. 15 ст. 4 223-ФЗ. Это:

  • закупки с гостайной,
  • тендеры гособоронзаказа,
  • отдельные группы закупок, которые определяет Правительство по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, мы описали их выше.

Информация о закупках, которую заказчики размещают на своих сайтах, должна быть общедоступной и бесплатной (уточнили ч. 14 ст. 4 223-ФЗ).

Закрепили право властей устанавливать порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия

Правила, по которым результаты оценки и мониторинга соответствия будут размещаться в ЕИС, устанавливает Правительство (скорректировали пп «а» и «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 и ч. 16 ст. 5.1 223-ФЗ). При этом, если выдано отрицательное заключение, информацию в ЕИС не разместят (ч. 16. ст. 5.1. 223-ФЗ).

Большая часть изменений скоро вступит в силу. Будьте внимательны при планировании будущих закупок и внимательно изучайте требования, которые устанавливает заказчик.

Михаил Плющенко, автор статей для Контур.Торгов

Что учесть при проведении малой закупки по 223-ФЗ — Компания «АПИ»

По общему правилу закупкой малого объема для заказчика по Закону N 223-ФЗ считается закупка, цена которой не превышает 100 тыс. руб.

Однако, если ваша выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд, в текущем году малой для вас будет закупка, цена которой не превышает 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Объем выручки определяйте на основании данных бухгалтерской отчетности.

Порядок закупки малого объема зависит от того, каким способом ее проводить.

Чаще всего их осуществляют путем закупки у единственного поставщика. Чтобы закупить таким способом, закрепите в своем положении условие о том, что малый объем закупки является основанием для закупки у единственного поставщика.

Самостоятельно решите, включать ли малую закупку в план, размещать ли извещение в ЕИС и направлять ли сведения в реестр договоров. Закон N 223-ФЗ не содержит специальных требований и разрешает заказчикам в этих вопросах руководствоваться положением о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ п.

4 Правил формирования плана закупки, п. 3 Правил ведения реестра договоров).

Учтите, что информацию о закупках малого объема необходимо включать в ежемесячный отчет (абз. 3 пп. «а» п. 45(1) Положения о размещении в ЕИС).

Вопрос дробления закупок Законом N 223-ФЗ не регулируется. Вы можете закупать одноименные товары, работы или услуги несколькими мелкими закупками за определенный период, если это не запрещено вашим положением о закупке (см.

Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7314). Однако не следует злоупотреблять данным правом, это может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Не заключайте несколько договоров до 100 (500) тыс. руб.

, если одновременно соблюдаются два условия:

  • вы приобретаете одноименную продукцию у одного поставщика или совершаете ряд взаимосвязанных сделок в течение непродолжительного периода времени (например, в одном месяце заключили три договора на косметический ремонт в трех кабинетах вашего офиса);
  • общая стоимость одноименных товаров, работ, услуг или взаимосвязанных сделок превышает ту предельную сумму, свыше которой в соответствии с вашим положением вы должны проводить конкурентные процедуры.

Малую закупку конкурентным способом проводите в порядке, предусмотренном вашим положением для конкурентных процедур.

Включать такую закупку в план также необязательно, однако рекомендуем это сделать, чтобы соблюсти принцип информационной открытости.

В остальном Закон N 223-ФЗ не делает исключений для мелких конкурентных закупок, соблюдайте общие требования к содержанию извещения, документации и порядку проведения конкурентных процедур.

Информацию о закупках малого объема необходимо включать в ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости заключенных договоров. Он размещается в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, абз. 3 пп. «а» п.

45(1) Положения о размещении в ЕИС). В отчет нужно включить информацию обо всех без исключения мелких закупках, в том числе об оплатах по счетам без заключения договора, о мелких покупках за наличный расчет (см. Письмо Минэкономразвития России от 15.06.

2016 N Д28и-1489).

В реестр договоров информацию о малых закупках направляйте, только если это предусмотрено вашим положением о закупке. Но если в ходе исполнения вы изменили договор и стоимость закупки превысила 100 (500) тыс. руб., сведения о таком договоре необходимо направить в реестр (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Готовое решение: Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

  • В чем главное отличие?
  • Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

44-ФЗ 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Кто поставщик
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Для кого могут установить преимущества
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Какими способами проводят закупки
  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
  • закупки у единственного поставщика.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

На каких площадках проводят электронные торги
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Финансовое обеспечение
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

Обеспечение заявки В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Стоимость участия в торгах
Победитель закупки платит площадке за победу:

  • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
  • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Антидемпинговые меры
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках.
Сроки проведения закупки
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Изменение и расторжение договора
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках.
Какие отчеты составляют заказчики
Госзаказчики размещают в ЕИС:

  • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
  • обоснования закупки у единственного поставщика,
  • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

  • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
  • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
  • годовые отчеты закупок среди МСП.
Обоснование цены
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
Требования к образованию сотрудников заказчика
  • При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
  • Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
  • Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
Можно ли жаловаться на заказчика
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

44-фз сравнение 44-фз и 223-фз 223-фз

Памятка – Новые требования к независимой гарантии при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Скачать эту статьюв формате PDF

С 01.10.2022 действуют новые требования к обеспечению заявки и обеспечению исполнения договора при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП и ССП) (в том числе среди самозанятых (далее – СЗ) в соответствии с нормами:

– ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ[1];

– Закона № 109-ФЗ[2];

– ПП РФ № 1397[3],[4].

2. Каков субъектный состав лиц независимой гарантии?

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 368 ГК РФ, п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ:

  • гарант – это банк или иная организация, которая выдает независимую гарантию;
  • принципал – это участник, который предоставляет обеспечение заявки, или поставщик (исполнитель, подрядчик), который предоставляет обеспечение исполнения договора;
  • бенефициар –  это заказчик.

3. Каким требованиям должна соответствовать независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01.10.2022?

Независимая гарантия (далее – НГ), предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием СМП и ССП (с том числе среди СЗ), должна соответствовать следующим требованиям (ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

– НГ должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ не может быть отозвана выдавшим ее гарантом (п. 3 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ должна содержать (п. 4 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

4. Каким требованиям должна соответствовать НГ, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01.10.2022?

4.1.

К НГ, которая предоставляется участником закупки, в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе с участием СЗ), применяются положения указанных выше пунктов 1 – 3, подпунктов «а» и «б» п. 4 ч. 14.1, а также ч. 14.2 и ч. 14.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. При этом такая НГ (ч. 31 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ):

1) должна содержать указание на срок ее действия, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе среди СЗ), документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства;

2) не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых НГ.

5. Что должны учитывать заказчики при установлении требований к обеспечению именно в отношении НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01.04.2023?

Авансирование исполнения контрактов при закупках по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва).

Авансирование исполнения договоров (предварительная оплата) является распространенной практикой во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов.

Его необходимость, как правило, вызвана тем, что для исполнения договора поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимы определенные финансовые ресурсы (например, для изготовления товара или закупки материалов для выполнения работ или оказания услуг).

Кроме того, выплата аванса со стороны заказчика служит для исполнителя договора неким подтверждением надежности заказчика, снижает его экономические риски, а в случае частичного авансирования (частичной предоплаты) придает ему уверенности в том, что при должном исполнении договора заказчик выполнит свои договорные обязательства по оставшейся полной оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. Размер аванса устанавливается в процентах от цены договора или в виде фиксированной денежной суммы.

Правила авансирования регулируются действующим гражданским законодательством. Заказчики, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ, должны руководствоваться только ими, поскольку в самом Законе N 223-ФЗ авансирование никак не регламентируется.

Если заказчики по Закону N 223-ФЗ и прописывают в своих положениях о закупке какие-то дополнительные правила, касающиеся авансирования, они не должны противоречить нормам гражданского законодательства.

А вот в отношении авансирования исполнения договоров, заключенных при закупках по Закону N 44-ФЗ, существуют еще дополнительные специфические правила в самом Законе N 44-ФЗ.

Правила авансирования в соответствии с гражданским законодательством

Договор поставки (договор купли-продажи).

Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, и к нему во многих случаях применяются те нормы, которые относятся к договору купли-продажи , в том числе и правила предварительной оплаты .

Пункт 5 ст. 454 ГК РФ. Статья 487 ГК РФ.

При исполнении таких договоров авансирование (предварительная оплата) означает, что заказчик (покупатель) обязан полностью или частично оплатить товар в определенный срок до момента передачи товара, при этом авансирование может быть полным или частичным . Если в договоре согласовано условие о предоплате товара, но не определен срок ее внесения, заказчик (покупатель) обязан оплатить товар в течение 7 дней с момента предъявления поставщиком (продавцом) соответствующего требования .

Пункт 1 ст. 487 ГК РФ. Пункт 2 ст. 314 ГК РФ.

Если заказчик (покупатель) не исполняет свою обязанность предварительно оплатить товар, это означает, что поставщик (продавец) вправе либо приостановить исполнение своего обязательства по передаче товара заказчику (покупателю), либо отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков, а если предусмотренное договором исполнение данного обязательства произведено не в полном объеме (аванс выплачен не полностью), поставщик (продавец) вправе приостановить исполнение своего обязательства по поставке товара или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению . Но следует учитывать, что это правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором .

Пункт 2 ст. 487, п. 2 ст. 328 ГК РФ. Пункт 4 ст. 328 ГК РФ.

Особенность, предусмотренная Законом N 44-ФЗ.

Возникает вопрос: позволяет ли Закон N 44-ФЗ поставщику приостановить исполнение контракта или даже отказаться от его исполнения, если заказчик не выполнил свое обязательство по выплате аванса? В этом законе говорится, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В отношении договора поставки в ГК РФ такими основаниями являются неоднократное нарушение заказчиком (покупателем) сроков оплаты товаров и неоднократная невыборка им товаров (п. 3 ст. 523 ГК РФ). Поэтому, если заказчик нарушил срок оплаты только один раз (то есть неоднократного характера данное нарушение не носило), отказаться от исполнения контракта поставщик все же не вправе. Но он может приостановить исполнение контракта (если иное не предусмотрено в заключенном контракте) и согласно нормам Закона N 44-ФЗ потребовать от заказчика уплаты соответствующей пени за каждый день просрочки обязательства по уплате аванса (в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В случае же, если поставщик (продавец), получивший сумму аванса, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, то заказчик (покупатель) вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы аванса за товар, не переданный поставщиком (продавцом) .

Пункт 3 ст. 487 ГК РФ.

Также обратим внимание, что в случае, когда поставщик (продавец) не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено законом или договором, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со ставкой рефинансирования, установленной Банком России, со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара заказчику (покупателю) или возврата ему предварительно уплаченного аванса . При этом договором может быть предусмотрена обязанность поставщика (продавца) уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты не с установленного срока передачи товара, а со дня получения этой суммы от заказчика (покупателя) аванс уже является процентным коммерческим кредитом . Отметим, что ничто не препятствует применению в полной мере данной нормы и к контрактам, которые заключаются при закупках в рамках Закона N 44-ФЗ .

Adblock
detector