Аванс в иностранной валюте: Нормативное регулирование и риски
Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.
Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.
Введение
Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа.
С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах.
Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.
26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г.
№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.
Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г.
он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов.
Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.
Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства.
Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров.
Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.
Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см.
, например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.
Основные понятия.
В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.
Валюта Российской Федерации включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.
Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г.
№ 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации).
Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации.
Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.
Иностранная валюта, которая включает в себя:
— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа
Шесть главных изменений в валютном контроле 2022: на что обратить внимание
Введение экономических санкций и ограничений 2022 года не снимает с российских организаций и предпринимателей необходимости соблюдать валютный контроль.
Какие операции подпадают под валютный контроль в 2022 году, какие изменения произошли в валютном законодательстве в 2022 году — в материале.
Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется
Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль.
Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.
Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России.
Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.
Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Что изменилось в 2022 году
В 2022 году в валютное законодательство вносились изменения, направленные на корректировку отдельных положений ввиду введённых в отношении РФ санкций (таблица 1.)
Таблица 1. Изменения в валютном регулировании и валютном контроле 2022
Изменение | Суть изменения | Нормативные акты |
1. Ограничили валютные операции. | С 1 марта 2022 года российским резидентам: (организациям, ИП и гражданам) запретили ряд операций в иностранной валюте:
Исключение составляет ряд предусмотренных законодательством иностранных банков. В их числе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Новый банк развития, Российско-Кыргызский Фонд развития. |
п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79; п.п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.2022 № 738. |
2. Ввели особый порядок для сделок между резидентами и иностранными лицами из недружественных стран. | Особый порядок действует со 2 марта 2022 года. Он распространяется:
По новым правилам работы, разрешения на кредитование иностранных лиц выдаёт Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Сделки с акциями и недвижимостью можно совершать на организованных торгах, но только с разрешения, полученного от Центробанка по согласованию с Минфином РФ. |
п. 1 Указа Президента № 81 от 01.03.2022; Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295, Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р. |
3. Ограничили вывоз иностранной валюты. | Со 2 марта 2022 года действует запрет на вывоз из РФ наличных средств в иностранной валюте и (или) денежных инструментов в иностранной валюте на сумму, свыше 10 тысяч долларов США. Запрет распространяется не только на американские доллары, но и на любую иностранную валюту. Размер ограничения устанавливается по курсу доллара США, установленного ЦБ РФ на дату вывоза. | пп. «ж» п. 1 указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81. |
4. Ввели процент по продаже валютной выручки резидентами. | Резидентов обязали продавать 80% от валютной выручки, зачисленной начиная с 1 января 2022 на их счета по внешнеторговым контрактам. С 9 июня 2022 года резиденты — участники ВЭД обязаны продавать иностранную валюту в размере, определяемом Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. | Указ Президента РФ от 28.02.2022 г. № 79; Указ Президента РФ от 09.06.2022 № 360. |
С 1 января 2024 года вступит в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Документом также внесли ряд изменения в валютное регулирование и валютный контроль. Отдельные положения закона действуют уже с 14 июля 2022 года. | ||
5. Расширили перечень операций, которые допустимо проводить между резидентами. | Разрешили операции, совершаемые за пределами РФ, между находящимися за пределами страны филиалами российских медицинских организаций и физическими и юридическими лицами — резидентами РФ в рамках договоров об оказании услуг в сфере здравоохранения (за исключением наличных расчётов с юридическими лицами — резидентами). | Федеральный закон от 14.07.2022 № 353-ФЗ. |
6. Скорректировали порядок определения налогового органа по месту учёта резидента. | Если у резидента — физлица нет места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории РФ, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, он может представить в любой налоговый орган по своему выбору. | Федеральный закон от 14.07.2022 № 353-ФЗ. |
Как накажут за нарушение валютного законодательства
До 31 декабря 2022 года приостановили проведение налоговыми органами проверок в отношении соблюдения валютного законодательства. Но есть исключения — нарушения по нормативным актам, принятым после 24 февраля 2022 года и устанавливающим особый порядок работы ввиду недружественных действий ряда иностранных государств.
В остальном, меры за нарушения в сфере валютного законодательства определены ст. 15.25 КоАП РФ. Нарушители могут получить предупреждение либо штраф в размере фиксированной суммы или процента от суммы незаконной операции.
Валютный контроль при переводе денег за границу: важные детали
Валютный контроль при переводе денег за границу в соответствии с законодательством РФ осуществляется в отношении транзакций с участием физлиц и юрлиц, имеющих статус валютных резидентов и нерезидентов. Основная его цель — предотвращение нелегального оттока финансовых ресурсов из страны посредством проверки законности операций, совершаемых субъектами внешнеэкономической деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=TXPrrnC1yJ0\u0026pp=ygVy0JDQstCw0L3RgSDQsiDQuNC90L7RgdGC0YDQsNC90L3QvtC5INCy0LDQu9GO0YLQtTog0J3QvtGA0LzQsNGC0LjQstC90L7QtSDRgNC10LPRg9C70LjRgNC-0LLQsNC90LjQtSDQuCDRgNC40YHQutC4
Рассмотрим более подробно специфику валютного контроля, а также сопоставим российские нормы права, регулирующие соответствующие правоотношения, с теми, что действуют в других странах.
Объекты валютного контроля при переводе денег за границу
Основными участниками валютных операций, связанных с переводом денежных средств за рубеж, можно назвать валютных резидентов — физлиц (граждан, непрерывно проживающих за пределами России в течение не более чем одного года).
Эти лица могут осуществлять денежные переводы за границу, представленные следующими основными законными способами:
- через специализированные платежные системы (например, Western Union), неспециализированные (WebMoney, QIWI, PayPal), а также через банки в пользу других физлиц (знакомых, родственников);
- перечислением средств в пользу юрлиц через банки и платежные системы (например, при оплате товаров в интернет-магазине).
Кроме того, основными участниками валютных операций являются валютные резиденты-юрлица (все юрлица, зарегистрированные в РФ).
Основные операции, отражающие факт перевода денежных средств за границу:
- перечисление денежных средств контрагентам (поставщикам, кредиторам, заемщикам);
- различные выплаты физлицам (например, наемным работникам за рубежом);
- перечисление различных пошлин, сборов в зарубежные государственные структуры.
Практически во всех случаях эти операции можно провести законно только через банки либо через имеющие лицензию ЦБ небанковские кредитные организации (данный статус имеют многие российские неспециализированные платежные системы — например, «Яндекс.Деньги»).
Кроме того, основными участниками валютных операций являются валютные нерезиденты:
- физлица, непрерывно проживающие за пределами России в течение одного года и более;
- все юрлица, зарегистрированные не в РФ, но фактически ведущие хозяйственную деятельность в нашей стране, либо взаимодействующие с валютными резидентами РФ.
Эти лица, в принципе, могут осуществлять все те же основные операции, связанные с переводом денег за границу, что и резиденты.
В практике трансграничных денежных переводов также могут задействоваться механизмы, не регламентированные или крайне поверхностно регламентированные российским законодательством. В числе таковых — использование анонимных платежных систем, криптовалют, платежных систем игровых порталов.
По очевидным причинам их задействования в бизнесе нужно избегать. Что касается законных механизмов перевода денежных средств за границу — их применение достаточно детально регламентируется российскими правовыми актами в рамках отраслей права, связанных с валютным контролем.
Согласно федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…», крупные операции с использованием криптовалюты должны быть задекларированы. Нарушения этой правовой нормы влекут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
В любом случае те или иные валютные транзакции должны быть разрешены или прямо не запрещены законодательством, прежде всего — положениями закона «О валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Еще больше о валютных операциях и валютном контроле рассказывает онлайн-курс «Клерка»: забирайте его прямо сейчас.
Валютное регулирование переводов физлиц-резидентов
Итак, в числе самых распространенных сценариев перевода денег за границу физлицом — отправка гражданином РФ (или иным валютным резидентом — физлицом) денежных средств со своего счета в российском банке на счет получателя-резидента в иностранном банке.
Эта операция может быть осуществлена:
- без ограничений по сумме — если отправитель и получатель являются близкими родственниками: супруги, родители и дети, бабушки-дедушки и внуки, братья и сестры (подп. 12, 17 п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ);
- с ограничением в 5 000 долларов США — в других случаях.
В первом случае банк может запросить у отправителя денежных средств документы, подтверждающие родство с получателем, например? копию паспорта получателя, свидетельства о браке, рождении.
https://www.youtube.com/watch?v=TXPrrnC1yJ0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Перевод денежных средств от российских физлиц-резидентов другим физлицам, которые проживают за рубежом, через специализированные системы, такие как Western Union, осуществляется в соответствии с теми же нормами права в сфере валютного регулирования, что регламентируют переводы через кредитно-финансовые организации.
Другая распространенная валютная операция с участием физлиц-резидентов — отправка ими денежных средств со счета в российском банке на собственный счет в зарубежном кредитном учреждении.
Ограничений на сумму таких переводов законодательство РФ не устанавливает. Однако обязывает физлиц, осуществляющих данные транзакции, предъявлять банку уведомление по установленной форме об информировании налоговой инспекции о наличии счета за рубежом (п. 4 ст. 12 закона № 173-ФЗ). Данное уведомление достаточно показать банку один раз — при последующих переводах он его запрашивать не будет.
Если физлицо-резидент отправляет перевод нерезиденту за границу — никаких ограничений на данную операцию не устанавливается (ст. 6 закона № 173-ФЗ). Аналогично если денежные средства направляются за рубеж нерезидентом для резидента или другого нерезидента (ст. 10 закона № 173-ФЗ).
Валютные сделки при импорте: нормативное регулирование
В случае с юридическими лицами к наиболее распространенным операциям, отражающим перевод денежных средств за границу, можно отнести оплату фирмами поставок импортируемых товаров.
Валютные сделки между резидентами, предмет которых — импорт товаров в РФ, не входит в список разрешенных по закону № 173-ФЗ. Поэтому единственным законным типом контрагентов российской фирмы, осуществляющей импорт товаров, может быть иностранное лицо-нерезидент.
По объемам капитала, выводимого в рамках соответствующих сделок, российским законодательством ограничений не установлено. В этом смысле полноценно действует норма ст. 6 закона № 173-ФЗ, по которой операции между валютными резидентами и нерезидентами РФ в общем случае осуществляются свободно.
Вместе с тем? экспортно-импортные отношения с участием российских фирм находятся в юрисдикции иных источников права — в частности, инструкции ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций…» от 04.06.2012 № 138-И. Этот нормативный акт устанавливает достаточно большой объем обязательств российских организаций по оформлению импортных сделок с зарубежными партнерами.
Расчеты с зарубежными партнерами: паспорт сделки
В соответствии с п. 5.2 инструкции ЦБ РФ № 138-И все внешнеторговые валютные операции с участием российских фирм — в том числе по контрактам на импорт — на сумму 50 000 долларов США и более должны сопровождаться оформлением паспорта сделки (ПС) по форме № 1 (приложение № 4 к инструкции № 138-И).
В ПС фиксируются:
- дата и номер документа;
- сведения о российской фирме, о ее зарубежном контрагенте(наименования, адреса, реквизиты);
- сведения о контракте на импорт (с указанием суммы поставок, валюты, даты осуществления поставок);
- сведения о банке, через который осуществляется перевод денежных средств (вносятся непосредственно банком);
- информация о переоформлении ПС, об основаниях для закрытия ПС.
Подписывается ПС теми же лицами, что ставят подпись в контракте, заверяется печатью фирмы. Образцы подписей уполномоченных лиц фиксируются в отдельной карточке банка (некоторые кредитные учреждения могут запрашивать нотариально заверенные образцы подписей).
Кроме того, в российский банк, в котором открыт счет резидента, необходимо при проведении платежа в пользу иностранного партнера представить:
- контракт на импорт товаров;
- справку о валютных операциях;
- справку о подтверждающих документах.
Документы для ПС следует направлять в банк заблаговременно: кредитно-финансовое учреждение осуществляет проверку соответствующих документов для паспорта в срок до трех дней (п. 6.11 инструкции Банка России № 138-И).
При обнаружении каких-либо ошибок или несоответствий в полученных от юрлица актах банк в 10-дневный срок информирует его руководство о невозможности оформления ПС. Отсчет идет с даты предоставления на проверку всей необходимой документации и информации.
Если же все в порядке, то кредитная организация формирует ПС и присваивает ему номер. Резиденту документ направляется не позднее двух дней с момента его оформления.
Если в паспорте сделки отражены неверные данные, присутствуют не совпадающие с проставленными в контракте подписи, а также выявлены иные расхождения между представленными в банк документами, — кредитно-финансовая организация вправе отказать российской фирме в проведении платежа за рубеж.
Паспорт сделки закрывается при наличии одного из следующих оснований:
- исполнение резидентом обязательств по контракту;
- уступка резидентом права требования по контракту;
- прекращение оснований для использования ПС;
- передача обслуживания счета резидента в другой банк.
Закрытие ПС по указанным основаниям требует представления подтверждающих документов. В течение 180 дней по завершении исполнения резидентом контрактных обязательств банк закрывает ПС автоматически, не запрашивая у клиента подтверждающих документов.
Расчеты с зарубежными партнерами: справка о валютных операциях
Справка о валютных операциях — форма учета валютных операций резидентов (п. 1.5 инструкции № 138-И), передаваемая в банк, в котором осуществляются расчеты по импортному контракту.
Составлять ее обязательно при переводе резидентом-юрлицом денежных средств зарубежному нерезиденту. В соответствии с п. 2.
2 инструкции справка составляется по форме, утвержденной в приложении № 1 к инструкции № 138-И.
В справке указываются:
- наименование банка, в котором у резидента открыт счет для переводов за рубеж;
- наименование резидента, номер его счета в банке;
- номер паспорта сделки;
- сведения о платеже (при оплате контракта на импорт — номер распоряжения о списании денежных средств со счета).
- примечания (здесь указывается дополнительная информация о валютных операциях).
Заверяется документ теми же лицами, что и паспорт сделки.
Банк в случае списания денежных средств в валюте с расчетного счета резидента проверяет рассматриваемую справку в течение одного дня (п. 18.2.1 инструкции № 138-И).
При необходимости резидент может составить корректирующую справку — для изменения сведений, отраженных в изначальной справке, направленной в банк.
При этом в кредитно-финансовую организацию одновременно подаются документы, подтверждающие данные изменения.
Расчеты с зарубежными партнерами: справка о подтверждающих документах
Еще одна форма учета валютных операций с участием резидентов — справка о подтверждающих документах.
Она составляется по форме приложения № 5 к инструкции № 138-И в целях информирования банка о документах, которые удостоверяют исполнение резидентом обязательств способом, отличным от расчетов.
Например — обеспечением фактического пересечения границы РФ импортируемым товаром. В этом случае подтверждающим документом будет таможенная декларация.
В рассматриваемой справке фиксируются:
- название банка;
- наименование резидента;
- сведения о подтверждающих документах(их даты и номера, суммы, сроки и т. д.);
- примечания (дополнительные сведения о подтверждающих документах).
Подписывается справка теми же лицами, что уполномочены ставить подписи — на контракте, паспорте сделки, справке о валютных операциях.
Проверяться рассматриваемая справка (если товар задекларирован, импортирован, и по нему уплачен аванс) может существенно дольше, чем остальные указанные документы, — до 10 дней после предоставления в банк (п. 18.2.2 инструкции № 138-И).
Справка о подтверждающих документах также может быть корректирующей. Ее нужно представлять вместе с документом, удостоверяющим изменения, вносимые резидентом в исходную справку.
Переводы юрлиц за рубеж: структура расчетного документа
Чтобы перевести деньги за рубеж, оплатить поставки по импорту, российский резидент передает в банк расчетный документ. Существует ряд требований к его заполнению — также установленных инструкцией № 138-И.
Прежде всего, в реквизите «Назначение платежа» расчетного документа необходимо отразить корректный код валютной операции — в соответствии с перечнем кодов, зафиксированных в приложении № 2 к инструкции № 138-И.
Код должен быть указан особым способом — с использованием фигурных скобок и аббревиатуры VO. Например, код {VO11100} обозначает, что резидент переводит нерезиденту за рубеж деньги в виде предоплаты за поставку товаров.
Расчетный документ должен отражать назначение платежа, а также соответствовать тем сведениям, что содержатся в других документах, которые представлены в банк резидентом.
Расчеты с партнерами: нюансы
Существует ряд нюансов, характеризующих осуществление расчетов российской фирмы с иностранными контрагентами.
Прежде всего полезно обратить внимание на тот факт, что при использовании фирмой только зарубежных банковских аккаунтов в целях соответствующих расчетов оформление паспорта сделки не требуется, хотя ранее в инструкции № 138-И это требование было отражено (п. 11 инструкции № 138-И в редакции от 06.11.2014). В такой ситуации российской фирме необходимо акцентировать внимание на соблюдении требований валютного законодательства страны расположения банка.
Следующий нюанс: возможна ситуация, при которой величина текущего контракта с зарубежным партнером не превышает 50 000 долларов США, но в будущем с высокой вероятностью — превысит. В первом случае паспорт сделки оформлять не требуется, во втором — нужно.
Причем это нужно сделать не позднее той даты, когда сумма контракта превысит 50 000 долларов (п. 6.5.3 инструкции № 138-И). Поэтому те документы, что предполагается использовать для оформления паспорта сделки, лучше подать в банк заблаговременно (п.
1 информационного письма Банка России от 07.05.2014 № 44).
Рассмотренные нами основные документы — паспорт сделки, справка о валютных операциях, о подтверждающих документах — фирма в общем случае оформляет самостоятельно. Но, в принципе, эту функцию можно делегировать и уполномоченному банку (пп. 3.9, 6.3, 9.4 инструкции № 138-И). Эта услуга кредитно-финансовой организации, как правило, платная.
Зарубежный опыт валютного контроля
Какие примечательные факты можно рассмотреть, изучая регулирование валютного контроля в зарубежных странах?
Если говорить, к примеру, о ближайшем соседе России и партнере нашей страны по ЕАЭС — Казахстане, то главный нормативный акт РК в данной сфере — закон Республики Казахстан от 13.06.
2005 № 57-III «О валютном регулировании» использует терминологию и правовые конструкции, очень близкие российскому закону № 173-ФЗ.
Термины «резидент», «нерезидент», запреты и ограничения на валютные операции с их участием интерпретируются в законе РК № 57-III очень схоже с тем, как это осуществлено в российских источниках права.
Стоит отметить, что в одной из старых редакций указанного правового акта РК употреблялся и термин «паспорт сделки». Но сейчас он не применяется, равно как и соответствующий документ. Что касается сделок по импорту между резидентами и нерезидентами РК, то по смыслу п. 3-1 ст.
20 закона РК № 57-III мониторинг платежей, осуществляемых в рамках данных правоотношений, осуществляется на основе уведомлений, формируемых банками, которые производят расчеты.
Таким образом, в данных областях валютного контроля те нормы, что определены законодательством Казахстана, можно назвать менее формализованными в сравнении с российскими.
Что же с опытом дальнего зарубежья?
Выше мы отметили, что российские резиденты, отправляющие денежные средства на свои счета за рубежом, обязаны уведомлять о наличии данных счетов ФНС РФ. Примечательно, что, к примеру, в США реализован похожий правовой механизм.
Любой американец, имеющий финансовый интерес или право подписи при использовании какого-либо финансового аккаунта за рубежом, обязан уведомлять о наличии данного аккаунта Министерство финансов США — но, правда, при условии, что сумма операций на зарубежном счете в течение года превышает 10 000 долларов.
Похожее правило действует в Бельгии. Граждане данного государства, подавая декларацию о возврате налогов, обязаны сообщать в Национальный банк Бельгии о наличии у них, у их супругов или детей банковского счета за рубежом.
Таким образом, законодательство РФ в части валютного контроля можно охарактеризовать как в значительной степени приближенное к стандартам, принятым в мире.
Итоги
Валютный контроль при переводе денежных средств за рубеж осуществляется по законодательству РФ в отношении как физических, так и юридических лиц. Схожие нормы права действуют в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Валютная оговорка: последствия и риски
Возможные последствия
Валютная оговорка ставит размер платежа в зависимость от курса иностранной валюты или условной единицы. Согласовать в договоре такие условия позволяет ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Контрагенты смогут управлять этим механизмом, только если детально проработают в договоре порядок его применения; положений ГК РФ для этого может быть недостаточно. В противном случае резкие колебания курса валют способны свести к нулю положительный эффект договора. Не исключено, что расходы по сделке превысят ее доходность.
Негативные последствия испытает на себе та сторона, которой после изменения курса валют понадобятся деньги для исполнения своих обязательств. В таком положении может оказаться любой из контрагентов. На стадии согласования сделки не всегда получится предугадать, чьи интересы в итоге защитит валютная оговорка во время финансовой нестабильности.
Как правило, в выгодном положении находится тот контрагент, который по условиям договора получает оплату. После девальвации он приобретет по номиналу больше рублей, чем планировалось, когда валютный курс был выше.
Для плательщика это создаст финансовые потери в рублевом эквиваленте, так как рост цен на российском рынке, особенно на отечественные товары, отстанет от падения курса рубля. Пока условия договора не изменятся, плательщик не сможет избежать таких последствий.
Риск валютных колебаний не наступит, только если скачок курса произошел в период просрочки кредитора (ст. 404 и 406 ГК РФ)(1.
Если стороны договора не найдут компромисс в ходе переговоров, сохранится вероятность, что плательщик изменит или расторгнет сделку в судебном порядке.
Тогда кредитор в денежном обязательстве не получит рублевый эквивалент стабильной валюты в том объеме, на который рассчитывал изначально.
Неблагоприятные последствия для контрагента возникнут также, если он получит оплату до падения курса рубля.
Аванса может оказаться недостаточно, чтобы исполнить встречные обязательства, например, если потребуется закупать импортные материалы. Валютная оговорка фактически будет бездейственной. Для получателя платежа наступят те же последствия, что и при отсутствии валютной оговорки, так как стороны договора рассчитывали бы размер аванса в рублях по текущему курсу.
Валютная оговорка также способна сыграть против получателя денег, если основания для их удержания исчезнут и полученное придется вернуть (ст. 1102 ГК РФ).
Так как сумма первоначального платежа определялась в эквиваленте к стабильной валюте, возвращать деньги необходимо с привязкой к этой же валюте, но уже по возросшему курсу.
Однако если возникнет спор, судьи могут обязать вернуть по номиналу то же количество рублей, которое перечислялось изначально. В этом случае негативные последствия перенесутся на плательщика аванса: назад поступит та же денежная сумма, но в обесценившейся валюте.
Перспективы споров
Вероятность того, что суд станет на сторону пострадавшего контрагента, незначительна. Российские суды в исключительных случаях вмешиваются в стабильность договорных отношений.
Решения о том, что падение курса рубля – это достаточное основание для изменения или расторжения договора, суды принимали после каждого из трех последних финансовых кризисов 1998, 2008 и 2014 годов, но число таких дел в абсолютном отношении крайне невелико(2.
В большинстве случаев суды признают, что резкое колебание курса валют не является тем существенным изменением обстоятельств, которое позволяет суду применять исключение из принципа стабильности договора (pacta sunt servanda) и своим решением корректировать или расторгать договор. Для того чтобы суд признал изменение обстоятельств существенным, необходимо доказать наличие всех условий, которые приведены в ст. 451 ГК РФ. Среди них следующее: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет.
Однако суды квалифицируют финансовый кризис как объективное обстоятельство, наступление которого возможно предвидеть при совершении сделки(3.
Аналогичный подход судьи применяют к инфляционным процессам(4, резким колебаниям курса валют(5 и причинам этих обстоятельств – к ухудшению внешнеэкономического климата, санкциям иностранных государств, падению цен на нефть(6.
Судьи указывают, что пострадавшая сторона, «заключая договор, содержащий «валютную оговорку» при отсутствии достаточного дохода в аналогичной валюте, сознательно приняла на себя риски наступления неблагоприятных последствий»(7.
По вопросу о возврате сумм, которые изначально определялись курсом валюты, суды сформировали менее единообразную практику.
Размер платежа определяется эквивалентом суммы в иностранной валюте, если такое правило предусматривает денежное обязательство (п. 2 ст. 317 ГК РФ). Обязанность вернуть неосновательное обогащение, например неотработанный аванс или неиспользованное обеспечение, – это внедоговорное обязательство, которое предусматривает закон.
Руководствуясь этим, суды приходят к следящему выводу: если прекращаются основания для удержания полученных по договору денег, необходимо вернуть ту же сумму, которая перечислялась изначально(8. Валютная оговорка или валюта договорного обязательства не будут иметь значения.
По мнению судов, когда прекращается основание для удержания денег, перестает действовать и предусмотренная этим основанием валютная оговорка(9.
Но суды не всегда придерживаются такой позиции. В ряде случаев они указывают на то, что при наличии валютной оговорки неосновательное обогащение возникает в сумме, которая номинирована иностранной валютой, даже при оплате в ее эквиваленте. Поэтому следует возвращать ту же сумму в иностранной валюте, но уже по текущему курсу к рублю(10.
Управление балансом интересов
Вероятность того, что в случае валютных скачков контрагенты добровольно согласуют корректировку договора, зависит от обстоятельств, в которых заключалась сделка.
Для стороны договора, в пользу которой сработала валютная оговорка, чаще всего изменения обязательств неприемлемы. Иначе механизм защиты от валютных рисков окажется бесполезным.
Такая ситуация критична для тех, кто использует валютную оговорку, чтобы обеспечить себя запланированным объемом стабильной валюты, например для компаний, которые функционируют преимущественно на иностранных рынках и не испытывают острую потребность в рублях.
Отказ в добровольном изменении условий договора суды квалифицируют как правомерное поведение и не признают такие действия злоупотреблением правом даже при значительном изменении курса валют(12.
Но категоричность будет уместна не в каждом случае. Падение курса валюты платежа способно поставить под угрозу проект, для которого заключалась сделка.
Так, исполнитель потеряет необходимый для него объем работы, если заказчик, обремененный финансовой нестабильностью, реализует право на немоторизованный отказ от договора на основании ст. 782 ГК РФ. От упорства исполнителя пострадают также и партнерские отношения.
Заказчик, который успел перечислить аванс в период высокого курса рубля, также не застрахован от негативного последствия валютных колебаний.
К примеру, по договору подряда его контрагент сможет сослаться на существенное изменение стоимости материалов и потребовать увеличения цены, а если заказчик откажется это делать – расторжения договора (п. 6 ст. 709 ГК РФ). Разрыв договорных отношений вынудит заказчика приостановить проект и искать нового подрядчика в условиях уже упавшего курса рубля.
Эти и другие подобные обстоятельства учитываются, чтобы усилить позицию в ходе поиска компромисса. Лучше, если такой компромисс контрагенты найдут еще на стадии согласования договора. Тогда можно будет изначально внести определенность в отношения и избежать споров.
Баланс интересов в договоре поможет сохранить паритетные отношения, особенно в ситуации, когда валютные колебания вполне вероятны. Например, это будет актуальным в договорах с длительным сроком реализации.
Для этого еще на стадии структурирования договора контрагентам целесообразно обсудить вопрос о незыблемости договорных условий. Детальная регламентация оснований, которые позволяют изменить или расторгнуть договор, поможет прийти к компромиссу.
Оптимальными могут оказаться условия, которые позволят пересмотреть договорные отношения после того, как экономические инструменты управления валютными рисками станут неэффективными.
К примеру, если контрагенты используют для снижения валютных рисков механизм валютного коридора, свобода договора позволит им согласовать также условие о том, что критичный выход курса валют за пределы минимального или максимального порогов будет рассматриваться как основание для расторжения сделки.
Сократить юридические риски в этом случае поможет детальная регламентация в договоре оснований и порядка реализации права требовать изменения или расторжения договора.
Положения договора, в которых стороны предусматривают право пересматривать цену в зависимости от колебания курсов валют, суды трактуют как возможность изменения цены по соглашению сторон, а не по требованию одного из контрагентов(12.
Поэтому само по себе такое условие может оказаться неэффективным.
Целесообразно также регламентировать в договоре вопрос о том, будет ли применяться валютная оговорка к платежам, которые прямо договором не предусмотрены, но могут быть связаны с его прекращением или изменением: к штрафным санкциям, к возврату обеспечительных платежей и т. п.
Законодательство допускает согласовывать валютные оговорки в отношении не только договорных, но и внедоговорных обязательств(13. При наличии в договоре подобных условий у судов не возникает проблем с определением надлежащей валюты платежа(14.
Регулирование в договоре этого вопроса сделает предсказуемым ожидания сторон о размере всех платежей, которые буду связаны с договором.
Это лишь некоторые из правовых мер, которые возможно применять для управления валютными рисками. Конкретный перечень подобных механизмов зависит от целей сделки, вероятности валютных рисков, а также размера затрат на их хеджирование.
1. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу № А53-13126/2009.