Авансирование по 44-ФЗ по коммунальным услугам: Порядок и требования при предварительной оплате по коммунальным контрактам
Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей. С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен.
И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для закупки электричества, услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания.
А малые закупки оставить на всякий случай — вдруг возникнут какие-то срочные потребности?
Основания для закупки коммунальных услуг
Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.
В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.
2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.
Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ) |
1. Услуги связи. Пункт 1 части 1 |
2. Вода, отопление, газоснабжение, бытовые отходы. Пункт 8 части 1 |
3. Электричество. Пункт 29 части 1 |
Например, заказчик планирует заключить с поставщиком услуг по водоснабжению контракт, цена которого меньше 100 000 рублей. Можно использовать для этого общее основание в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93. А можно воспользоваться нормами пункта 8. Оба подхода законны.
Однако если заказчик пойдет по первому пути, это увеличит его шансы к концу года исчерпать лимит малых закупок. И тогда вместо заключения прямого контракта на какие-нибудь канцелярские принадлежности придется проводить конкурентную процедуру.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Перед применением специальных оснований следует ознакомиться с законом № 147-ФЗ, а именно с пунктом 1 статьи 4. В нем описана сфера деятельности субъектов естественных монополий.
Особенности закупки разных коммунальных услуг
Водо- и газоснабжение
Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1.
А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором.
Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.
Энергоснабжение
Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29. Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:
Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы
Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным. Это подтверждается практикой контролирующих органов.
Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.
Связь
Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.
Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).
Планирование закупки коммунальных услуг
Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода — использовать следует именно его.
При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке — их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73).
Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается закупка у единственного поставщика.
Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:
- Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
- постановление от 05.06.2015 № 552 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 553 — план-график.
- Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
- постановление от 21.11.2013 № 1043 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 554 — план-график.
Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:
Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями
Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод». А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.
В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.
Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.
Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически — данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.
Содержание контракта
Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:
- Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
- Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
- Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
- Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
- Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).
Если предусмотрен аванс
Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты.
Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте.
Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.
Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?
Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом — в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая ретроактивная оговорка.
В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо. И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).
Когда контракт заключен
После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема, а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.
Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:
Отказ в регистрации контракта с указанием причин
А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:
Отказ по причине неуказания аванса
Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:
Условие об авансе прописывается в % и в рублях
Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.
В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения, если они имеются. Иначе можно получить штраф.
Исполнение контракта
После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.
Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте. Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.
Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.
Нужно ли отчитываться по этапам контракта?
Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта.
Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей, а также при закупке работа по строительству. Изменения внесены законом от 31.12.
2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.
Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018, в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года, то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты, то делать этого не нужно.
Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.
Если план расходится с фактическими затратами
Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано.
При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления. Изменение следует отразить в плановых документах.
В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.
Заключение договора на возмещение коммунальных услуг по 44 фз
С 30 марта 2022г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505, которым установлены новые правила авансирования контрактов в части повышения лимитов выплаты авансов, казначейского сопровождения.
Постановление принято, как антикризисная мера поддержки поставщиков для пополнения оборотных средств на цели исполнения контрактов. Полагаем, это должно улучшить положение поставщиков.
- Комментирует
- Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН
- Мария Нащекина
Что изменилось:
– заказчики – получатели федерального бюджета вправе выплачивать в качестве аванса до 90% от цены госконтракта, ранее это были 30%
– авансовые платежи в размере от 50% до 90% проводятся с казначейским сопровождением, а авансы до 50% от него освобождаются
– разрешено увеличить авансы в уже заключенных госконтрактах (по соглашению сторон и при соблюдении требований п. 65.1. ст. 112 Закона о контрактной системе)
Что не изменилось:
– для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%
Госзакупки. Заключение Контракта в 2022 году. Сроки и порядок.
– если заказчик является получателем бюджета субъекта РФ (региональные и муниципальные заказчики), то правила авансирования для них носят рекомендательный (не обязательный) характер
Ответы на частые вопросы:
Постановление обязательно для всех заказчиков?
Нет. Постановление обязательно только для заказчиков- получателей федерального бюджета. Обычно это можно понять из названия заказчика или из контракта, в котором указывается за счет каких денег финансируется закупка.
Заказчики теперь обязаны указывать аванс?
При дословном прочтении текста постановления, а именно фразы «заказчики предусматривают», полагаю, что это должно быть обязанностью заказчиков. Инициатива Правительства и была направлена на финансирование поставщиков.
Но совсем недавно Минфин, Казначейство и ФАС выразили позицию, что это право заказчиков, а не их обязанность. Хотя стоит отметить, что официальных разъяснений еще нет. Надеюсь, в ближайшее время по этому вопросу будут разъяснения ведомств.
Какую сумму аванса заказчик должен указать в моем контракте?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели, и условий контракта.
В уже заключенные контракты заказчик сам должен внести изменения об авансе?
К сожалению, нет, такой обязанности не установлено. Естественно, со стороны Заказчика может исходить такая инициатива, но в реальности такие случаи редки.
Внести изменения об авансе в уже действующие контракты – не обязанность, а право Заказчика. Такое изменение вносится по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения по правилам п. 65.1. ст.
112 Закона о контрактной системе.
Поставщику при этом нужно доказать, что возникли независящих от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, представить необходимое обеспечение контракта.
Как юристы КГ ЭТАЛОН могут сейчас Вам помочь?
- 1 Провести анализ представленных документов (контракта), предоставить устную или письменную консультацию по порядку изменения контракта.
- 2 Представить комментарии к положениям документации закупки, подготовить запрос разъяснений.
- 3 Провести анализ представленных документов (контракта), подготовить проект обращения к Заказчику и проект дополнительного соглашения к договору.
Источник: www.etalon-cons.ru
Возмещение эксплуатационных расходов по 44 фз
Можно выделить еще и жилищные издержки, которые также принято объединять с коммунальными:
Возмещение расходов на коммунальные услуги не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ
Заключение договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в 2022 году
Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.
В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.
Коммунальный ресурс | Коммунальная услуга |
Холодная питьевая вода | Холодное водоснабжение |
Горячая вода | Горячее водоснабжение |
Сточные воды | Водоотведение |
Электрическая энергия | Электроснабжение |
Газ, включая баллоны | Газоснабжение |
Тепловая энергия | Отопление |
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) | Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО |
ВАЖНО! С «коммуналкой» по 44-ФЗ часто отождествляют услуги связи, хотя технически они к ней не относятся.
Порядок предоставления коммунальных услуг
Коммунальные услуги предоставляются с момента возникновения права собственности на жилое помещение или с момента предоставления жилого помещения по договору найма или аренды (п. 3 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Степень благоустройства дома определяет, какие именно КУ будут предоставлены. КУ предоставляются в необходимом объёме и надлежащего качества круглосуточно и бесперебойно. Услуги по отоплению – предоставляются в рамках отопительного сезона.
При этом техническое состояние внутридомовых инженерных сетей должно соответствовать требованиям. КУ предоставляются потребителю на основании возмездного договора.
На основании договора ресурсоснабжения, заключённого в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией осуществляется поставка в нежилое помещение в МКД (п. 4 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):
- поставка холодной воды
- горячей воды
- тепловой энергии
- электрической энергии
- газа
- отведение сточных вод
УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК должны предоставлять РСО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляет таким собственникам уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с РСО.
Эти условия не распространяются на машиноместа (п. 6 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Договор о предоставлении КУ может быть заключён как письменно, так и путём совершения конклюдентных действий. Например, потребитель оплатил счёт за предоставленные услуги – значит он принял условия договора посредством конклюдентных действий (п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении КУ в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Условия предоставления КУ определяются (п. 9 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):
- в договоре управления МКД (УО)
- в договоре предоставления КУ (ТСЖ)
- в договоре ресурсоснабжения (РСО)
- в договоре найма или аренды
Специальные нормы в закупках коммунальных услуг
В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2022 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.
При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.
Наименование коммунальной услуги | Специальный нормативно-правовой акт | Нормативно-правовой акт, регулирующий цену (тариф) |
Водоснабжение | Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» |
Статьи: Едпоставщик.Коммуналка
Когда закупаете коммунальные услуги, не обязательно включать в контракт с единственным поставщиком часть условий из статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Стороны вправе не прописывать в контракте:
- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- порядок и сроки приемки, оплаты услуги;
- условие об уменьшении оплаты на размер налогов и сборов.
Об этом сказано в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Неустойку по контракту с едпоставщиком суды взыскивают по Закону от 03.11.2015 № 307-ФЗ, а не по Закону № 44-ФЗ. Если в законодательстве установлен другой порядок расчета штрафов или пеней, этот порядок применяют как специальную норму. Вывод следует из частей 7 и 8 статьи 34, обзора Президиума Верховного суда от 19.10.2016 № 3.
Пример. Расчет неустойки за оплату коммунальных услуг
Теплоснабжающая организация и университет заключили контракт на поставку тепла. Заказчик просрочил платеж. Коммунальная компания потребовала заплатить неустойку, которую рассчитала исходя из 1/130 ключевой ставки Центробанка, по правилам части 9.1 статьи 15 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. Закона № 307-ФЗ).
Заказчик решил, что контрагент неправ и считать неустойку нужно исходя из 1/300 ключевой ставки, то есть по части 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Однако Верховный суд принял сторону контрагента. Судья пояснил, что считать неустойку нужно по правилам части 9.1 статьи 15 Закона № 190-ФЗ (определение Верховного суда от 23.03.2017 № 308-ЭС16-17315, А53-2995/2016).
Для расчета и обоснования НМЦК применять методы из статьи 22 Закона № 44-ФЗ не обязательно. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Ресурсоснабжающие организации вправе указать в контракте не твердую, а ориентировочную цену вопреки части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Такую позицию высказал Верховный суд, который указал, что нормы Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ приоритетны над положениями Закона № 44-ФЗ, поэтому цену контракта необходимо определять на основании законодательства об электроэнергетике.
Верховный суд пояснил, что окончательную цену на электричество за месяц устанавливают после того, как завершится расчетный период. Таким образом, нельзя заранее определить твердую стоимость электричества до окончания расчетных периодов на момент заключения контракта.
Следовательно, установить твердую цену контракта на электричество тоже нельзя. Аналогичную позицию суды высказали по контрактам на поставку тепла и воды (определение Верховного суда от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.
2015 № А26-1663/2015 и постановление Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2017 № А51-3915/2017).
Контракты на поставку коммунальных услуг стороны вправе заключать в письменной и устной форме, то есть платить за коммуналку можно только на основании выставленного счета. Такое правило установлено в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и статье 158 ГК.
Когда заключаете контракт с едпоставщиком по спецпунктам, учтите особенности для каждого пункта:
- с субъектом естественной монополии (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- у организации, которая не является монополистом (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- для нежилых помещений (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).