Аванс

Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете — Юридическая помощь

Последнее обновление: 15.03.2021

Все хозяйственные операции предприятий и организаций оформляются документально, путем отражения в бухгалтерских регистрах на соответствующих счетах. С внесением изменений в Положение о бухучете, независимо от правовой формы собственности, они должны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете.

Что понимают под сомнительными долгами?

Сомневаться, по сути – не быть уверенным.

Любой договор предусматривает сроки его исполнения. Если полностью своевременно не оплачены выполненные работы, оказанные услуги или реализованные товары в оговоренные сроки, задолженность признается сомнительной.

Еще одним условием,чтобы отнести неполученные суммы к разряду сомнительных, является отсутствие каких-либо поручительств, гарантий по договору. Проще говоря, неизвестно, будет вся сумма погашена контрагентом полностью или частично.

Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь

Как показывает судебная практика, даны разъяснения Минфина РФ, долги остаются сомнительными, даже если:

  • предъявлялись контрагенту претензии с требованием погашения договорных обязательств;
  • поданы исковые заявления в судебные органы;
  • имеется решение суда о взыскании неоспоримой суммы;
  • по истечении срока платежа должник выдал вексель на сумму задолженности, но срок его оплаты еще не наступил, так как условия оплаты по основному договору не выполнены.

При этом есть существенные отличия от долга, признанного безнадежным, при котором:

  • прошло более трех лет, когда конфликт можно решить через суд;
  • договорные обязательства прекращены по причине закрытия предприятия (ликвидации или признания банкротства);
  • невозможно взыскать сумму за выполненные работы по объективным причинам, указанным в соответствующем постановлении службы судебных приставов, при прекращении исполнительного производства.

Понятие резерва включает некий запас, откуда могут поступить ресурсы.

Таким образом, создание резерва по сомнительным долгам вполне объяснимо, поскольку нет полной уверенности – будет ли погашен просроченная к оплате сумма.

Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь

В налоговом и бухгалтерском учете задолженность оценивают с разной степенью требований

Для чего устанавливаются резервы по сомнительным долгам в бухучете?

Составляя отчет, нужно откорректировать оценочные значения активов и денежных обязательств, чтобы итоговые данные были достоверными.

Формирование резерва по сомнительным долгам поможет:

  • оценить реальное положение дел, экономическую эффективность деятельности;
  • разработать стратегию в будущем, чтобы не нести убытки;
  • снизить размер дебиторской задолженности.

Резерв по сомнительным долгам – это сумма, которая маловероятно будет погашена даже позже установленной окончательной для расчета даты. К каждому должнику подходят индивидуально, принимая во внимание его род деятельности и платежеспособность. Для примера, если не заплатили своевременно бюджетные организации, есть надежда хоть с опозданием, но дождаться выполнения договорных обязательств.

Учет резервов по сомнительным долгам дает возможность списать числящиеся на бумаге суммы, которые нет никаких шансов взыскать.

Конечный результат после внесения корректировок исключает завышение показателей активов. Остается реальная величина задолженности, по которой не наступили сроки оплаты. Это помогает сделать объективные выводы, включая правильность политики руководства деятельностью организации.

Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь

Резерв по сомнительным долгам отображается по сч.63

Когда нужно формировать резерв?

  • Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.
  • Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.
  • Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.
  • Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.
  • Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.

Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).

Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.

Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь

При выявлении признаков того, что долг вряд ли будет возвращен, бухгалтер обязан сформировать резерв

Способы создания резерва и алгоритм действий

Выделяют три варианта когда, при наличии объективных сомнений, что получите полностью или частично причитающиеся суммы, их можно определить в качестве источников запасного дохода:

  • интервальный – когда рассчитывают, что погашение денежных обязательств может быть по частям в каждом расчетном периоде, например, ежемесячно или поквартально;
  • экспертный – оценивают реальную величину потерь, связанных с неоплатой договоров;
  • статистический – на основе данных за прошлые годы подсчитывают долевую вероятность непогашения долгов соразмерно с общей дебиторской задолженностью.

Методика расчета выбирается согласно утвержденным внутренними положениями критериям определения неплатежеспособности.

К основным правилам, которыми руководствуются, формируя резерв, относят:

  • он нужен, независимо от размера суммы долга;
  • поводом является задолженность, оставшаяся по окончанию договорных условий;
  • не имеет значения, если должник частично оплатил, но осталась просроченная сумма.

Прежде всего, должен быть заинтересован сам руководитель, поскольку объективно сможет оценить размер дебиторской задолженности.

Вполне логично, что проконтролировать, кто остался должен, несмотря на прошедшие к оплате сроки, можно путем соответствующей инвентаризации.

За исключением установленных законом требований и причин проведения инвентаризации, внутренними положениями определяются:

  • ситуации, когда необходимо провести проверку в рамках инвентаризации;
  • сроки и порядок мероприятий контроля;
  • проверяемые объекты.
  1. Выяснив, есть ли задолженность, которую сомневаетесь получить, оформляете документально создание счета, где отразите суммы, которые маловероятно, но могут быть перечислены.
  2. Никаких ограничений по предельно минимальным или максимальным размерам законодательно не установлено.
  3. Проводят резерв по сомнительным долгам в качестве прочих расходов.
  4. Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь
Читайте также:  Авансовые платежи бюджетных учреждений услуги связи: Учет и регламентация предварительной оплаты услуг связи в государственных учреждениях

Отличительные черты бухгалтерского и налогового учета

  • Для удобства отчисления налогов на прибыль, по желанию также дополнительно создаются резервы по долгам, которые сомневаются получить.
  • В отличие от бухучета формируется такой резерв, руководствуясь нормативными требованиями налогового законодательством.
  • Обязательно учитывают сроки задержки платежа.

Кроме того, при наличии перед контрагентом встречных невыполненных денежных обязательств, они взаимно перекрываются.

Сомнительным долгом может быть признана лишь та его часть, что превышает кредиторскую задолженность.

Если с даты, установленной для расчета, прошло меньше, чем полтора месяца, создание резерва считают необоснованным.

Сумма, какую можно отнести к сомнительным долгам, также зависит от периода просрочки платежа:

  • в размере 50% от общей невыплаченной суммы, если с последнего дня, установленного для выплат, прошло 45- 90 дней;
  • полностью размер долга по дебету, если прошло более 90 дней с оговоренного срока расчета.

Еще одна отличительная черта – ограничение общей суммы. Размер не может превысить 10% от вырученных за этот период средств.

Используют только для покрытия понесенных от безнадежных долгов убытков.

Остаток недополученных средств, исчисленный как разница между изначально зарезервированным долгом и суммой, оставшейся непогашенной по окончанию налогового периода, включают в:

  • расходы налогоплательщика;
  • или внереализационные доходы.

Для наглядности посмотрите таблицу:

  Налоговый учетБухгалтерский учет
1 Можно ли не формировать резерв является правом, создается по собственной инициативе обязательно, если есть вероятность неполучения долга
2 Порядок учета включают в состав внереализационных расходов определяют как прочие расходы
3 Основания итоги проведенной инвентаризации на последний день налогового периода определение степени вероятности возвращения долга сомнительна по критериям, оговоренным положениями внутреннего действия
4 Сумма отчислений в процентном отношении для каждого сомнительного долга, учитывая сроки его возникновения можно разработать другую методику
5 Предельные размеры не более 10% доходов от реализации за этот период без учета НДС нет ограничений
6 Списание резервных сумм только в случае признания долга безнадежным корректируется сумма дебиторской задолженности

Отображение резерва в бухучете

При наличии сумм, которые есть сомнения, что должники погасят, составляя отчет, бухгалтер должен отразить документально, учитывая характер оценочного обязательства:

  • задолженность возврата займа – вычтя из общей суммы размер резерва по строке 1240 баланса;
  • другие сомнительные долги (например, по уплате пени за просрочку платежа или штрафных санкций), за минусом размера зарезервированной суммы – по строке 2350.
  1. В итоге должна быть показана общая сумма долга, сколько зарезервировано в качестве сомнительного.
  2. Дебиторскую задолженность балансируют, учитывая размер резервных средств.
  3. На показатели отчета списание безнадежных для возврата сумм не влияет.
  4. Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь

Бухгалтерские проводки для резерва по сомнительным долгам

  • Все бухгалтерские операции сопровождаются справкой, составленной без применения унифицированных форм, где дается расшифровка расчета.
  • Например, при создании резерва по сомнительным долгам, проводки могут выглядеть:
  • Резерв по сомнительным долгам по авансам выданным в налоговом учете - Юридическая помощь
  • Рассмотрим простой пример.

Организацией ООО «Акварель» были отпущены ООО «Артемида» материалы общей стоимостью 100 000 руб. (в т. ч. НДС 10 000 руб.) 15 августа 2019. Согласно условиям договора, оплатить полученный товар покупатель должен был до 25 августа 2019. По истечении данного периода деньги на счет ООО «Акварель» не поступили.

Локальными правовыми актами утверждено ежемесячное формирование резервов, если остаются сомнительные долги.

О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете | «правовест аудит»

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»).

Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п.

 70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

При появлении новой информации величина резерва подлежит корректировке (увеличению или уменьшению) (п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008).

Сумма созданного резерва признается прочим расходом, а его корректировка — прочим расходом (в случае увеличения) или прочим доходом (при уменьшении) (п. 70 Приказа N34н, п. 11 ПБУ 10/99 «Прочие расходы», п. 4 ПБУ 21/2008).

Как правило, выявление сомнительных долгов производится путем инвентаризации расчетов с дебиторами, сверки расчетов или иным способом (например, сбор информации об уровне платежеспособности дебитора).

Организация, основываясь на результатах проведенной инвентаризации и заключении юридической службы, создала сумму резерва в полной сумме сомнительной дебиторской задолженности.

Как следует из описания ситуации финансовое положение дебитора по состоянию на конец 2018 года не улучшилось. В отношении должника возникли следующие обстоятельства: начата процедура банкротства, обеспечение обязательства отсутствует.

На конец отчетного года неизрасходованные суммы резерва по сомнительным долгам, созданного в предыдущем отчетном году, включать в прочие доходы не надо, если задолженность остается сомнительной. Это объясняется следующим.

Включение в прочие доходы неизрасходованного остатка резерва предусмотрено п. 70 Приказа N 34н. Однако согласно п. 32 Приказа N 34н руководствоваться его нормами следует, если иное не установлено другими положениями по бухгалтерскому учету.

При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п.

 2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел.

То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.

При таких обстоятельствах нет оснований восстанавливать или как-то иначе корректировать созданный ранее резерв — задолженность продолжает оставаться сомнительной до момента изменения финансового состояния должника в лучшую сторону либо до момента ликвидации при процедуре банкротства (или окончания конкурсного производства). При этом организация должна на конец года подтвердить существование сомнительной задолженности, провести инвентаризацию задолженности и суммы резерва и к акту инвентаризации приложить документы, свидетельствующие о финансовом состоянии должника.

Контролирующие органы противоречиво высказываются в отношении того, когда возникает право списать долги при банкротстве.

Читайте также:  ГОЗ отсутствие авансирования - Совет Юриста

Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110).

В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139).

Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).

Если же конкурсное производство не завершено, долг безнадежным не является (Постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2008 г. N КА-А40/9523-08-П).

Процедура банкротства занимает много времени. Поэтому в ходе производства по делу о банкротстве может пройти более трех лет с даты возникновения долгов. Появятся формальные основания для того, чтобы считать срок исковой давности истекшим.

Однако до окончания конкурсного производства долги в части, включенной в реестр требований кредиторов, нельзя признать безнадежными. Ведь на стадии конкурсного производства производится расчет с кредиторами за счет оставшегося имущества организации-банкрота.

Поэтому, если конкурсное производство еще не завершено, задолженность нельзя отнести к расходам несмотря на то, что с момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении своего права, прошло более трех лет (письма Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6313, от 28 января 2005 г.

N 07-05-06/28, Постановления ФАС Московского округа от 20 марта 2012 г. N А40-А40-60565/11-99-267, от 19 марта 2010 г. N КА-А40/1782-10).

Нк рф не содержит запрета на включение во внереализационные расходы отчислений в резерв по сомнительной задолженности при наличии встречной задолженности (дело № а34-2994/2018)

Ситуация: налогоплательщик включил в резерв по сомнительным долгам задолженность перед взаимозависимым лицом при наличии встречной кредиторской задолженности.

ИФНС: налогоплательщик имел возможность провести зачет взаимных требований, а значит включение в резерв такой задолженности при наличии встречной кредиторской задолженности, неправомерно.

Суды первой, апелляционный и кассационной инстанций, признавая позицию ИФНС неправомерной, указали, что НК РФ не содержит запрета на включение во внереализационные расходы сумм отчислений в резерв по сомнительной задолженности при наличии встречной кредиторской задолженности. Положения ГК РФ также не обязывают организацию осуществлять взаимозачет при наличии у нее одновременно дебиторской и кредиторской задолженности в отношении одного и того же лица (Постановление АС УО от 19.03.2019 №Ф09-1065/19 по делу № А34-2004/2018).

Комментарий: Данное дело может являться настоящим примером «трудного выигрыша» налогоплательщика. Можно даже сказать, что это своеобразный «налоговый спор о правовой

позиции в сложных конкретных условиях». Ведь за скупыми вышеприведенными строчками об исходе дела всего дела и не видно.

Налоговики, собственно и не оспаривали сам порядок формирования резерва, они «оспаривали» действия налогоплательщика и его партнера при его создании, они выходили на перерасчет налога через «недобросовестность».

 И знаете, если честно, то на каком-то этапе логика у ИФНС всё-таки была, уж больно странными были обстоятельства заключения спорной сделки и всё дальнейшее поведение сторон. В частности, ИФНС указывала на то, что задолженность мало того что «контролировалась», так  с ней еще осуществлялись различные «манипуляции».

Кроме того, налоговый орган указывал, что налогоплательщик регулярно осуществлял взыскание задолженностей со своих контрагентов, при этом в отношении взаимозависимого лица ни взыскания, ни зачета встречных однородных требований не производилось. И это всё при том, что должник  мог спокойно долг погасить.

Однако суд эти доводы не убедили. Ведь, в конце концов, договор был сторонами исполнен и задолженность погашена, каких-либо нарушений порядка формирования резерва по сомнительным долгам в порядке ст. 266 НК РФ налоговым органом в ходе проверки не установлено.

  • Суды так и указали на то, что НК РФ не содержит запрета на включение во внереализационные расходы сумм отчислений в резерв по сомнительной задолженности при наличии встречной кредиторской задолженности; не определяет проведение зачета взаимных требований, как основание для возможности создания резерва по сомнительным долгам.
  • Кроме того, положения ГК РФ не обязывают организацию осуществлять зачет встречных обязательств при наличии у нее одновременно дебиторской и кредиторской задолженности в отношении одного и того же лица, как и действующее законодательство не содержит обязательного требования к хозяйствующим субъектам взыскивать свою кредиторскую задолженность в принудительном порядке, даже если такое условие прописано в договоре.
  • Кроме того, суды фактически указали, что доводы налогового органа о «необоснованной налоговой выгоде», это только «подозрения», однако доказательств факта согласованности действий кредитора и должника, получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговым органам суду так и не было представлено.

Резервы по сомнительным долгам

Дмитрий Чередниченко, Бухгалтер-копирайтер

Сомнительный долг — долг перед предприятием, который скорее всего не будет выплачен (нарушение сроков возврата долга, финансовая несостоятельность должника).

Читайте также:  Размер фиксированного авансового платежа - Юридическая помощь

Сэкономьте время и деньги

Полный функционал бухгалтерского обслуживания в «Моё дело» — первые 3 дня бесплатно!

Подробнее

Основные понятия:

  1. Безнадёжный долг — долг, который нельзя взыскать из-за ликвидации организации, истечения срока исковой давности (3 года), наличия постановления ФССП или акта, изданного госорганом власти, о невозможности исполнения обязанностей.
  2. Резерв по сомнительным долгам — источник погашения сомнительной задолженности, образовавшейся из-за неисполнения контрагентом своих финансовых обязанностей.

Простым языком, резерв является страховкой на случай расходов, которые нельзя было предусмотреть заранее.

Благодаря заранее подготовленному резерву, в учёте не образуются финансовые «дыры» из-за недополученных активов, при этом организация не переплачивает налоги.

В бухучёте резерв создаётся обязательно, если была выявлена сомнительная задолженность. В налоговом учёте — нет.

Организации имеют право самостоятельно формировать критерии для определения сомнительной задолженности.

Как правило, сомнительной задолженностью считается долг, в неполучении которого имеется некоторая доля уверенности.

Например, организация «А» заняла у «Б» 10 млн руб. Наступил кризис, поменялся рынок, и дела у организации «Б» стали очень неблагоприятными. Появились задержки по выплате займа. Руководство «А» видит тенденцию и создаёт резерв по сомнительному долгу.

В крупных компаниях сомнительные долги выявляются в ходе инвентаризации уже по факту просрочки.

Например, было выявлено, что организация «В» в отчётном периоде не выполнила свои обязательства перед «Г». Дата просрочки составляет уже полтора месяца. Тогда бухгалтерия создаёт резерв по сомнительной задолженности в размере полной суммы долга.

Первым делом в учётной политике предприятия закрепляется регламент, где прописываются основания для увеличения объёма РСД.

Выделяют 3 способа создания резерва:

  1. Интервальный — каждый отчётный период бухгалтер определяет сумму для зачисления в резерв. Добавляется не вся сумма сразу, а только процент от общей суммы долга, который растёт пропорционально увеличению срока просрочки. Этот метод подобен резервированию средств в целях налогового учёта.
  2. Экспертный — специалистами оценивается сумма долга, которую должник точно не вернёт в установленный срок, и на эту сумму создаётся резерв.
  3. Статистический — опираясь на опыт предыдущих лет, вычисляется процент сомнительных долгов, на основании этих данных делается прогноз.

Резерв создаётся в отчётном периоде, когда при инвентаризации дебиторки появилась сомнительная задолженность. При этом нет разницы, создавался ли ранее подобный резерв в налоговом учёте. Резервов может быть несколько.

  • Также отметим, что если у организации нет проблем с контрагентами, каждый вовремя или с незначительными задержками платит, то создавать РСД не нужно.
  • picpicpicpicpcipcipic
    Схема создания резерва.
  • Сформированный резерв утверждается приказом руководителя.
  • picpicpicpcipcic
    Пример приказа о создании резерва в бухгалтерском учёте

В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.

Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.

Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.

Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.

Законодательство не обязывает компании в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам, однако и не запрещает этого делать для снижения налогообложения. Списать задолженность можно, если:

  • компания работает на ОСНО;
  • налог на прибыль считается методом начисления.

В налоговом учёте сомнительные долги признаются подобным образом, как и в бухгалтерском. То есть, платежи по задолженности были просрочены либо с высокой вероятностью будут просрочены.

Также отметим, что организации необходимо формировать резерв по сомнительным долгам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от отчётного периода по налогу на прибыль).

При формировании резерва в налоговом учёте рекомендуется закреплять данное решение в учётной политике.

Создание резерва по сомнительным долгам утверждается приказом. Проводки рассмотрим ниже. Сформированный резерв утверждается приказом.

picpicpicpcipcipic
Пример приказа о создании резерва в налоговом учёте

picpicpicpicpic
Схема создания резерва

ОР = сумма резерва за прошлый период – сумма безнадёжных долгов, возникших после предыдущего отчёта.

Читаем статью 266 п. 5 НК РФ:

  • если сумма текущего резерва больше ОР, то разница отражается во внереализационных расходах текущего отчётного периода;
  • если сумма резерва меньше ОР, то разница отражается во внереализационных доходах;
  • если резерва недостаточно для покрытия безнадёжных долгов, разницу нужно отнести в состав внереализационных расходов.

Резервными средствами можно покрыть лишь сумму убытка по безнадёжным долгам.

pcipicpcipcipcipcic
Разница между созданием резерва в бухгалтерской и налоговой учёте

Чтобы руководство видело действительное финансовое положение организации, нужно постоянно отслеживать изменения суммы дебиторской задолженности, так как процент долга может меняться.

Пример формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учёте

hidden>

Вводные данные. После проведённой проверки дебиторской задолженности на 10 июня 2022 года выявлены сомнительные долги:

  • долг от компании «Вверх» в размере 600 тыс. рублей. Срок погашения – 10.06.2022;
Adblock
detector