Возврат аванса: особенности в рамках ГОЗ в 2023 году
Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку 1. ФЗ о государственном оборонном заказе2. Выполнение государственного оборонного заказа3. Казначейское сопровождение средств государственного оборонного заказа4. Видео-инструкция гособоронзаказ, госзакупки 275 ФЗ, условия участия, плюсы и минусы закупок Нужно быть начеку, так как в любое время может потребоваться по запросу госорганов в течение 5 дней предоставить следующие документы и сведения: Сведения обо всех привлеченных исполнителях: наименование, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и остальные данные. Потребуется особое внимание уделить работе с субисполнителями до момента заключения договора:
- То есть необходимо будет предупредить, что вся работа ведется с ними только в рамках государственного оборонного заказа:
- Обсудить необходимость заключения контракта о банковском сопровождении или открытия спецсчета в казначействе.
При исполнении контракта потребуется выполнить следующие действия:
- Осуществлять сохранность сведений, которые будут выступать в качестве гостайны, а также при отсутствии лицензии ФСБ;
- Необходимо будет подготовиться к тому, что придется отвечать на множество вопросов
Все денежные средства, которые ведутся в рамках ГОЗ должны находиться под контролем государства, на основании этого запрещается в них вносить иные затраты юр лица. Чтобы подробнее ознакомиться с данным требованием можно будет обратиться к постановлению, в котором содержаться правила ведения раздельного учета. Стоит обратить внимание на то, что необходимо будет вносить идентификатор госконтракта во все документы, которые имеют отношение к его исполнению, к их числу будут относиться договоры с субисполнителями, счет-фактуры и остальные бухгалтерские документы. Иначе могут возникнуть проблемы с получением денежных средств от заказчика. Один — для обеспечения заявок, а другой — для расчетов с заказчиком. В закупочных процедурах по ГОЗ также может потребоваться обеспечение заявок с помощью спецсчета, то есть как в закупочных процедурах по 44 ФЗ. Хотите принять участие в закупке, но у вас не имеется достаточного опыта? Мы готовы оказать для вас комплексное сопровождение при участии в торгах и тендерах. Как только будет одержана победа, тогда необходимо будет открыть другой спецсчет в казначействе, куда заказчик должен направлять денежные средства в качестве аванса. Кроме того происходит осуществление тщательного контроля. Пока контракт не будет выполнен, денежные средства, полученные по СГОЗ не могут применяться для удовлетворения нужд юр лица, то есть они могут применяться лишь на исполнение контракта или зарплату. Если нужна помощь в открытии спецсчета, тогда обращайтесь в наш «Центр», подробнее об этом смотрите в данном разделе. Закупки, которые осуществляются в рамках ГОЗ бывают закрытыми. Вся информация о них содержится на сайте ЕИС. Тому участнику, который был приглашен для участия предоставляется по запросу или размещению на специальной электронной площадке АСТ ГОЗ. В том случае, если в ваши планы входит участие в ближайшее время в торгах ГОЗ, то лучше проходить регистрацию на площадке заранее, а не в последний момент. При этом сама процедура по регистрации происходит в течение 20 дней. Но все же вы имеете возможность участвовать в закупках в закрытой форме согласно с 44 и 223 ФЗ.
При участии в некоторых из процедур закупок может потребоваться наличие лицензии ФСБ. В данном случае вы можете обратиться за помощью к нам, мы поможем оформить лицензию ФСБ в самые короткие сроки.
- Полное соответствие товара установленным требованиям
Теперь будет более тщательно проверяться на соответствие установленным требованиям. При приемке товара зачастую происходит введение видеозаписи делаются фотографии, применяются измерительные приборы. Многие участники боятся принимать участие в закупках ГОЗ, так как процедура по прохождению приемки, кажется для них очень сложной.
При этом запрещается предлагать товар иностранного происхождения. В самих закупках по ГОЗ действует национальный режим. Согласно с Постановлением под номером 9 происходит установка запретов на допуск продукции по государственному оборонному заказуиностранного происхождения.
Исключением в данном случае будут являться страны Евразийского экономического союза, но не будут считаться те товары, которые не производятся на территории ЕЭС.
Это больше будет выступать в качестве преимущества и аргументом при участии в ГОЗ.
Более низкий уровень конкуренции по сравнению с остальными закупками обусловлена тем, что у поставщиков не имеется возможности ознакомиться со всеми процессами и проходить сложную регистрацию и тд.
Многие боятся чрезмерного внимания со стороны госорганов к организации. Остались вопросы по выполнению государственного обронного заказа?
Вы можете обратиться к нашим квалифицированным специалистам за бесплатной помощью!
Обратиться к специалистам бесплатно
3. Казначейское сопровождение средств государственного оборонного заказа
Головной исполнитель должен первым осуществлять открытие спецсчета в территориальном казначействе, для того чтобы было возможно указать в государственном контракте реквизиты для отправки аванса и выплат.
В дальнейшем исполнителю дается право выбора:
- Он может выбрать сделать весь объем работ или поставить товар за собственный счет;
- Подрядчики, у которых будет иметься головной исполнитель с договорами более 100 тыс руб тоже имеют возможность открыть счета.
В данном случае оплату за товары и услуги казначейство до момента поставки или после нее.
Получение личных денежных средств. Каждый год разрабатывается новый приказ о санкционировании оплат. Так, в 2019 году было разработан приказ от 11.12.2018 г под номером 259н.
Согласно ему денежные средства возможно получать только на цели, которые имеются в данном списке. В том случае, если вам нужно внести субподрядчику предоплату, тогда необходимо будет в платежном поручении указать подробное назначение платежа, которое будет носить соответствие коду расходования целевых средств.
Подробнее о данной возможности смотрите в приказе под номером 259н. При условии того, что акты подрядчиком уже имеют подпись, то в этом случае необходимо заполнить заявление на раскрытие счета согласно со ст “прочие выполненные работы”.
Кроме заявления может потребоваться обосновывающие материалы, помимо них фотографии и видеозаписи совершенных действий. В некоторых ситуациях казначейство имеет возможность сформировать выездную комиссию, это делается для того, чтобы убедиться в том, что все работы выполнены. При возникновении ситуации, когда денежные средства будут использоваться не по своему назначению, тогда казначейство может приостановить все операции по счету.
4. Видео-инструкция гособоронзаказ, госзакупки 275 ФЗ, условия участия, плюсы и минусы закупок
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2022 году
Что такое казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту.
Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами.
Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.
Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
- КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
- КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
- Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
- Основная задача центров специализаций — открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
- Задача платежных центров — взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.
Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.
Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Казначейское сопровождение контрактов государственных оборонных заказов в 2023 году
В целях надзора за расходованием целевых средств, выделенных из бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, муниципального), государственными органами финансового контроля применяется казначейское сопровождение.
В связи с новыми экономическими условиями в казначейское сопровождение государственных контрактов вносятся изменения, в том числе и контракты государственных оборонных заказов. В части ГОЗ изменение касается оплаты труда.
Главной задачей казначейского сопровождения является предупреждение финансовых нарушений, в том числе нецелевого использования выделяемых бюджетных средств.
Это достигается путем осуществления полного контроля за расчетами между заказчиком и исполнителем федеральным казначейством. Положениями ст. 242.
25 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон №390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» по контрактам государственных оборонных заказовнеобходимо осуществлять казначейское сопровождение:
расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ) на сумму более 600 000 рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 000 рублей (в 2022 году: на сумму 5 млн. руб. и более)
Для осуществления казначейского сопровождения каждый из участников контракта открывает «71-ый» лицевой счет, посредством которого осуществляется оплата. Бюджетным кодексом (п.3 ст.242.
3 БК РФ) установлен перечень целей, на которые запрещено перечислять средства с такого лицевого счета. Данный лицевой счет присваивается договору (контракту).
Также договору (контракту) присваивается идентификатор государственного контракта (ИГК), который должен будет указываться во всех документах, связанных с договором (контрактом), в том числе в счет-фактуре.
В территориальный орган федерального казначейства документов направляются документы, которые подтверждают факт поставки товара (работ, услуг): подписанные обеими сторонами контракта товарные накладные, акты приемки выполненных работ, акты оказанных услуг.
В 2022 году меняющиеся экономические условия внесли свои коррективы в механизм казначейского сопровождения. Во избежание срывов сроков исполнения значимых, финансово ёмких государственных проектов, в некоторых случаях получение денежных средств может быть ускорено, когда процесс оплаты проходит, минуя перечисление через лицевой счет в федеральном казначействе.
В 2023 году изменился порядок осуществления операций по отдельному счету, открываемому для осуществления расчетов по гособоронзаказу.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2022 г. N 519-ФЗ с 1 января 2023 г. до 31 декабря 2023 г. включительно приостановлено действие подпункта «а» п. 3 статьи 8.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2015, N 27, ст.
3950; 2016, N 27, ст. 4250; 2017, N 31, ст. 4786; 2018, N 31, ст. 4852; 2022, N 9, ст.
1261) в части выполнения условия одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования при осуществлении оплаты труда из средств, размещенных на отдельном счете.
В статье 8.4 федерального закона от 29 декабря 2012 г. 275-фз перечислены операции, совершение которых по отдельному счету не допускается. в пункте 3, подпункта «а» в редакции от 28 декабря 2022 г. указано:
- 3) перечисление (выдача) денежных средств физическим лицам, за исключением:
- а) оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ) (Рисунок 1).
Рисунок 1
Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.
Учет исполнения гособоронзаказа в 1C
Для автоматизации контроля за исполнением контрактов государственных оборонных заказов (ГОЗ) в программах на платформе 1С имеется два программных продукта: 1С:ERP Управление предприятием 2 (далее 1С:ERP) и 1С:Комплексная автоматизация 2 (далее 1С:КА).
В программе 1С:КА заполнение отчета по ГОЗ реализовано частично, так как в ней отсутствует возможность ведения позаказного производства, поэтому для учета по ГОЗ чаще используют программный продукт 1С:ERP.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье на сайте «ИнфоСофт».
Договор по 223 ФЗ или 44 ФЗ в гособоронзаказе
Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.
Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ
Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.
В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения | предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 % |
орган, управляющий внебюджетным фондом государства | юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства |
Роскосмос, Росатом | естественные монополии |
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов | унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов |
Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.
Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например 2324), это скорее всего гособоронзаказ.
Из 25 цифр может состоять и ИГК договора, финансируемого за счет средств субъекта РФ или местного бюджета, или договора о капитальных вложениях. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):
- — через символ «/» перед номером контракта; — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК; — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт; — в разделе контракта «реквизиты».
Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706, 40506, 40606 или 40825. В-четвертых
Три изменения в ГОЗ 2022: на что обратить внимание заказчикам и исполнителям
С начала 2022 года в законодательство «О государственном оборонном заказе» внесли ряд изменений. Новшества коснулись обязанностей уполномоченных банков, контрактов с единственными поставщиками. Планируются изменения в области ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Обзор трёх важных изменений — в нашем материале.
1. Скорректировали перечень обязанностей уполномоченного банка, осуществляющего сопровождение сделок в рамках ГОЗ
В феврале вступил в силу Федеральный закон от 25.02. 2022 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“».
Из пункта 2 части 2 статьи 8.2 (Основные права и обязанности уполномоченного банка.
Банковское сопровождение) исключили положения, регламентирующие обязанности уполномоченного банка передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию об обязательстве уполномоченного банка, предусматривающем выплату процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счёте, а также сроки установления, изменения обязательства по уплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на таком отдельном счёте.
Появился новый пункт 9.1, согласно которому в обязанности уполномоченному банку вменяется предоставлять головным исполнителям, исполнителям льготное финансирование на условиях, установленных Правительством РФ, в целях исполнения государственных контрактов, контрактов по гособоронзаказу.
Из статьи 8.3 (Режим использования отдельного счёта) исключили часть 3, регламентирующую зачисление уполномоченным банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счёте.
Появилась новая часть 4, с текстом о том, что проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счёте, не начисляются.
Из пункта 10 статьи 8.
4 (Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается) убрали исключения, касающиеся операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещённых денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.
2. Заказчикам по гособоронзаказу разрешили заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочной цене
Госзаказчикам по ГОЗ разрешили заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочной (уточняемой) цене (распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 № 408-р).
При заключении такого контракта следует руководствоваться разделом VII Положения о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 02.12.
2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
Норма будет действовать на протяжении 2022 года.
Устанавливать ориентировочную цену можно без регистрации в ФАС, при этом такая цена не должна превышать показатели гособоронзаказа.
3. Недобросовестных поставщиков ГОЗ могут разделить на категории
В Госдуму РФ внесли законопроект № 87856-8 об особенностях ведения реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей гособоронзаказа.
Соответствующая глава может появиться в законе «О государственном оборонном заказе». Она будет содержать уточняющие нормы. Согласно действующему законодательству, в РНП попадает информация о поставщиках, уклонившихся от заключения контрактов или тех, контракты с которыми расторгли в судебном порядке, либо вследствие одностороннего отказа от исполнения контракта.
При этом предприятия ОПК, включённые в реестр, лишаются возможности поставлять гражданскую продукцию для государственных и муниципальных нужд после проведения диверсификации производства, поскольку закон категории недобросовестных поставщиков не уточняет.
Законопроект призван закрыть эти пробелы. В нём будет уточнён состав включаемой в реестр информации, категории недобросовестных поставщиков и порядок их исключения из реестра. Порядок ведения реестра должно установить Правительство РФ.
Как применять режим использования отдельного счёта в уполномоченном банке, об изменениях законодательства в сфере ГОЗ в части банковского сопровождения средств, порядке ведения раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности организациями ОПК, поговорим на семинаре: «Раздельный учёт затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях-исполнителях гособоронзаказа».
Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года
- Профессиональное обучение по всей России Подробнее
- Бесплатное обучение гражданпо закупкам Подробнее
- Познакомиться с графиком, стоимостью и условиями обучения в 2023 году Подробнее
- Приглашаем на программу«Мастер по закупочной деятельности»старт программы 23 сентября 2023г. Подробнее
08 Июня 2023
Норма | Чем регулируется | Что изменится в работе заказчика |
Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения | Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака |
С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО | П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466) | В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней |
Изменен порядок применения антидемпинговых мер | Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ | Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ |
Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт | Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ | Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком |
Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки | П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ | Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ |
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона | Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) | Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен |
Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками | ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ | Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ. |
Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки | п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок |
Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов | ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок |
Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки; должностные лица органов контроля | ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок |
Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога – до двух цифр после запятой | Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок |
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр | Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ | Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр |
На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить | ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов |
В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта | ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов |
При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве товара | Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 | Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага) |
Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер | Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н | До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе |
При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках | ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП |
Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка | Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ | Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок |
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности | п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ | Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ |
Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники | п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ | Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ |
До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ | Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ | Заказчики могут провести закупку у ед.поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения |
До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ | ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ | По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов |
В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) | Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль) |
Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды | Абзац третий подпункта «б» пункта 12 пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ |
Материал подготовлен: gkgz.ru
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа 2009-2023©
119571, г.Москва, проспект Вернадского, д.82, стр.9, оф.1600
+7 (499) 956-90-18, +7 (499) 956-95-71, +7 (915) 421-74-93, +7 (916) 119-40-20