Предоплата в бюджетном учреждении по 223-ФЗ — Юридическая помощь
Что такое казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту.
Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами.
Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.
Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
- КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
- КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
- Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
- Основная задача центров специализаций — открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
- Задача платежных центров — взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.
Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.
Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.
А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.
С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП | Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион | |
|
7 дней |
Запрос котировок | |
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | |
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
Юридическое сопровождение по закону № 223-ФЗ
Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предполагает более простую процедуру закупок за счет средств от приносящей доход деятельности, чем закупки по контрактной системе, однако суть отличий иногда понять сложно, в следствие чего возникают множественные вопросы по применению закона № 223-ФЗ на практике.
Специалисты Консалтинговой группы «АЮДАР» предлагают Заказчику следующие виды юридических услуг по 223-ФЗ:
Наименование услуги | Стоимость, руб. | Оплата |
Разработка Положения о закупочной деятельности организации, попадающей под действие 223-ФЗ, с учетом специфики ее деятельности и особенностей закупочных процедур | от 50000 | 100% предоплата |
Анализ системы организации закупок на ее соответствие закону 223-ФЗ | от 15000 | 100% предоплата |
Экспертиза соответствия закупочной документации заказчика положениям закона 223-ФЗ | от 4500 | 100% предоплата |
Разработка локальных нормативных актов (регламентов о закупочной деятельности, протоколов, положений, приказов и т.д.) | от 10000 | 100% предоплата |
Подробные письменные консультации по применению 223-ФЗ
Тариф | Консультации | Срок предоставления ответа | Стоимость, руб. | Оплата |
«Разовая консультация» | 1 письменный ответ с ссылками на нормативную базу*. | ответ предоставляется в течение 2-5 рабочих дней с момента поступления оплаты от заказчика. | от 2500 | 100% предоплата |
Консультационное абонентское обслуживание 223-ФЗ
Тариф | Консультации | Дополнительные услуги | Стоимость годового обслуживания, руб. | Оплата |
«Заказчик-начальный» | 10 письменных ответов в год с разъяснениями и ссылками на нормативную базу. |
|
25 000 | 100% предоплата за год. |
«Заказчик-оптима» | 20 письменных ответов в год с разъяснениями и ссылками на нормативную базу. |
|
50 000 | 100% предоплата за год. |
«Заказчик-универсал» | 40 письменных ответов в год с разъяснениями и ссылками на нормативную базу. |
|
75 000 | 100% предоплата за год |
«Заказчик-профи» | Неограниченное количество письменных ответов в год с разъяснениями и ссылками на нормативную базу. |
|
150 000 | 100% предоплата за год |
* Ответ предоставляется на официальном бланке с подписью руководителя и печатью.
С вопросами по данным услугам Вы можете обратиться к нашим специалистам.
Тел: +7 (831) 278-79-64; +7 (495) 925-11-73
E-mail: [email protected]
Договор по 223 ФЗ или 44 ФЗ в гособоронзаказе
Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.
Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ
Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.
В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения | предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 % |
орган, управляющий внебюджетным фондом государства | юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства |
Роскосмос, Росатом | естественные монополии |
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов | унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов |
Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.
Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например 2324), это скорее всего гособоронзаказ.
Из 25 цифр может состоять и ИГК договора, финансируемого за счет средств субъекта РФ или местного бюджета, или договора о капитальных вложениях. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):
- — через символ «/» перед номером контракта; — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК; — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт; — в разделе контракта «реквизиты».
Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706, 40506, 40606 или 40825. В-четвертых
Вопрос: Каким образом бюджетное учреждение может работать по Закону № 223-ФЗ?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:
— за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч.
иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- — в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- — за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
- Таким образом, после вступления Закона о контрактной системе в силу бюджетное учреждение будет являться заказчиком и обязано проводить закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением вышеуказанных случаев, при условии, если учреждение выполнит соответствующие требования.
С другой стороны, напоминаем, что на сегодняшний день Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями. При этом в соответствии с ч. 25 ст.
112 Закона о контрактной системе до 1 января 2014 г. бюджетные учреждения вправе принять правовой акт (а именно положение о закупке) в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст.
15 Закона о контрактной системе и осуществляемых в 2014 году.
Положение о закупке в случае его принятия бюджетным учреждением должно быть размещено до 1 января 2014 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Факторинг по 223-ФЗ: финансирование закупок компаний с госучастием
В российской деловой практике высока доля контрактов, которые регулируются не только Гражданским кодексом, но и другими нормативными правовыми документами. Так, например, закупки некоторых категорий заказчиков – компаний с госучастием, естественных монополий – осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона №223.
Исполнители таких контрактов часто считают, что получение факторингового финансирования для них затруднено или вовсе невозможно. Это заблуждение – оформить факторинг по этим сделкам даже проще, чем по стандартным договорам B2B.
Основные положения 223-ФЗ
Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.
2011 регулирует закупки компаний с госучастием и тех, которые относятся к естественным монополиям (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод и т.д.).
В соответствии с российским законодательством такие компании не могут заключить контракт с любым исполнителем на свое усмотрение (например, закупать все товары у единственного поставщика по завышенным ценам).
Подробнее о финансировании госконтрактов – в статье «Возможен ли факторинг по госконтрактам в рамках 44-ФЗ?»
Любая закупка по 223-ФЗ должна отвечать принципам открытости, экономической эффективности расходования средств, равноправия, справедливости и отсутствия ограничений конкуренции. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП) — дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого предприятия вне зависимости от объемов бизнеса.
Для чего нужен факторинг по 223-ФЗ
Довольно часто по контрактам, заключенным в рамках 223-ФЗ, устанавливается значительная отсрочка платежа.
Кроме того, по договорам с естественными монополиями (например, теплоснабжающими компаниями, водоканалами, электросетями) нередко возникает просроченная дебиторская задолженность – заказчики напрямую зависят от собираемости платежей от населения.
Это приводит к тому, что исполнивший контракт поставщик или подрядчик не может получить оплату в необходимые ему сроки, у него возникает дефицит оборотного капитала, могут образоваться кассовые разрывы. Все это напрямую влияет на бизнес исполнителя контракта, заставляет компанию искать источники финансирования.
Решением проблемы может стать факторинг – поставщик или подрядчик уступает факторинговой компании задолженность заказчика (в том числе просроченную) и сразу же получает оплату по контракту. В согласованные сроки заказчик погасит долг уже не своему поставщику, а факторинговой компании.
Подробнее о том, как происходят взаиморасчеты при факторинге – в статье «Все о сторонах факторинговой сделки»
Удобен факторинг также в тех случаях, когда поставщику или подрядчику необходимы средства на исполнение контракта по 223-ФЗ – он уступает факторинговой компании будущую задолженность и получает нужные средства, на которые закупает товары, сырье, оплачивает работу персонала.
Для факторинговой компании финансирование договоров по 223-ФЗ является низкорискованным: ведь надежный крупный заказчик гарантированно оплатит контракт. А так как риски фактора невелики, то и условия финансирования по таким сделкам весьма привлекательны.
Регулирование уступки права требования по 223-ФЗ
Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по контракту, заключённому в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» полностью легальна и соответствует действующему законодательству – ст.
382 ГК РФ закрепляет за кредитором право совершать такие уступки, в том числе без согласия должника. Ст.
828 ГК РФ прямо указывает, что «уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».
- Финансирование под уступку права денежного требования (факторинг) регулируется Гражданским Кодексом РФ:
- · Глава 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве» — общее регулирование уступки права требования (цессии).
- · Глава 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования» — регулирование факторинга (уступки денежных требований).
- Подробнее – в статье «Какими законами регулируется факторинг в РФ?»
Факторинг законодательно разрешен в сфере закупок в рамках федерального закона № 223-ФЗ начиная с 1 июня 2018 года, когда был снят запрет на уступку прав требования по денежным обязательствам, возникающим из заключенного по итогам торгов договора (№ 212-ФЗ от 26.07.2017). Тем самым законодательно было разрешено использование факторинга в закупках компаний с госучастием:
· если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права, за исключением требований по денежному обязательству (новая редакция п. 7 ст. 448 ГК РФ);
- · обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, поскольку в результате подписания договора уступки права требования оплаты по контракту не производится замена стороны договора — поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности.
- Законодательные инициативы в области популяризации факторинга
- Заметим, что российское законодательство не только не запрещает получение факторингового финансирования по контрактам, но даже поощряет его. Приведем несколько примеров:
· В паспорте Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (начало реализации – 2019 г.) одной из задач названо «обеспечение распространения на поставщиков механизма факторинга».
· Директива Правительства РФ №4111-П13 от 8 мая 2019 г. также предписывает расширение практики использования факторинга при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
· В Письме № СЖ-12/5601 от 05.06.2019 г. Корпорация МСП рекомендовала органам исполнительной власти организовать взаимодействие с крупнейшими региональными заказчиками по внесению в их Положения о закупках изменений, предусматривающих применение механизма факторинга.
Онлайн-факторинг по 223-ФЗ
Факторинг – очень удобный вид финансирования для поставщиков и подрядчиков, работающих в рамках 223-ФЗ. С его помощью даже микропредприятия и МСП могут получать заемные средства на выгодных условиях – ведь факторинговая компания при оценке рассматривает финансовое положение и устойчивость заказчика, а не поставщика или подрядчика.
Вместе с тем получение классического «бумажного» факторинга в закупках по 223-ФЗ осложнено. Дело в том, что они осуществляются в электронном виде, и каждая сделка сопряжена с оформлением значительного количества документов. Если поставщик будет делать распечатки, заверять копии и предоставлять их в факторинговую компанию, то на проверку документации и согласование заявки могут уйти недели.
Онлайн-факторинг на GetFinance решает эту проблему – для подачи заявки на финансирование поставщику или подрядчику потребуются только основные документы организации в виде скан-копий, бухгалтерская отчетность и информация о закупке, по которой заключен контракт с заказчиком.
Подробнее – в статье «Документы для оформления факторинга онлайн»
После подачи заявки через личный кабинет клиента она отправляется всем факторинговым компаниям, работающим на GetFinance. При этом данные о закупке, все сопутствующие документы автоматически попадают в систему из электронной торговой площадки – клиенту даже не потребуется загружать их самостоятельно.
После рассмотрения заявки факторинговые компании отправляют клиенту свои предложения с параметрами финансирования – чтобы начать работу и получать средства, необходимо выбрать наиболее привлекательную оферту и согласовать ее своей электронной подписью.
Заинтересовала услуга онлайн-факторинга по 223-ФЗ? Чтобы узнать индивидуальные условия финансирования для вашей компании, подайте заявку в личном кабинете на GetFinance или свяжитесь со специалистом компании по телефону 8 (800) 500 55 52.
Вправе ли заказчик при заключении договора по закону 223-ФЗ изменить условие о размере аванса и может ли такое изменение в проект договора явиться основанием для привлечения сторон к ответственности?
Заключается договор в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В положении о закупке, которое применяет заказчик, указано, что вносимые в договор изменения не должны ухудшать положение контрагента.
Договор предусматривает два этапа выполнения работ. В проекте договора, размещенном на официальном сайте, предусматривалась выплата аванса исполнителю в «размере 50% от суммы договора». На этапе подписания договора заказчик меняет размер аванса на «50% от стоимости первого этапа работ».
Может ли при заключении договора быть изменено условие о размере аванса? Является ли основанием для привлечения сторон к ответственности внесение в проект договора таких изменений?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: само по себе внесение изменений в договор, заключаемый в соответствии с Законом № 223-ФЗ, при заключении или исполнении такого договора, в том числе в части, касающейся размера аванса, закону не противоречит и не может рассматриваться как основание для привлечения сторон договора к какой-либо ответственности.
Обоснование позиции
В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 1 ст.
2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не ограничивает право сторон изменять условия договора при его заключении и исполнении и не связывает возможность таких изменений с их существенностью. Что касается ГК РФ, то, согласно п. 1 ст.
450 этого кодекса, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Это соответствует вытекающему из гражданского законодательства принципу свободы договора, который предполагает наличие у участников гражданских правоотношений права определять условия договора по своему усмотрению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Поскольку для договоров, которые заключаются в соответствии с Законом № 223-ФЗ, иные правила не установлены, стороны могут своим соглашением изменить любые условия такого договора, если только характер таких изменений не свидетельствует об осуществлении новой закупки.
Представляется, что такое изменение условий договора (проекта договора) не должно противоречить положению о закупке, разработанному и утвержденному заказчиком. Однако это положение является внутренним документом заказчика, регламентирующим его закупочную деятельность (ч. 2 ст.
2 Закона № 223-ФЗ), и не создает каких-либо обязанностей для контрагента заказчика. Как мы уже отметили, Закон № 223-ФЗ не ограничивает возможность внести в договор изменения, причем не ставит такое право в зависимость от содержания положения о закупке. Статья 7.32.
3 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, не предусматривает какие-либо санкции для заказчика или контрагента в связи с изменением условий договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, вне зависимости от содержания изменяемых условий, существенности изменений, запретов или ограничений на внесение изменений в договор, содержащихся в положении о закупке, и иных обстоятельств.