Льготы

Оформить ОСАГО можно будет без техосмотра после принятия законопроекта, а тарифы будут определять индивидуально

С 22 августа автомобилист может получить полис ОСАГО без документа о прохождении техосмотра. Тем не менее диагностика автомобиля остается обязательной и нарушителей с 1 марта 2022 года ждет штраф. Разбираемся, как действовать владельцу автомобиля в очередную эпоху перемен.

Новые правила техосмотра и ОСАГО с августа 2021 года

В начале 2021 года классический перечень документов, которые понадобятся для получения полиса ОСАГО, состоял из четырех пунктов:

  • Диагностическая карта автомобиля;
  • ПТС или СТС;
  • Паспорт лица, оформляющего страховой полис ОСАГО;
  • Водительские удостоверения всех лиц, включаемых в страховку.

С 22 августа 2021 года из списка исчез первый пункт — вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр автомобиля для получения полиса ОСАГО.

Оформить ОСАГО можно будет без техосмотра после принятия законопроекта, а тарифы будут определять индивидуально

Почему для получения ОСАГО отменили предъявление техосмотра?

По мнению регулятора, отмена обязательного ТО для получения ОСАГО должна упростить процедуру. При этом, по мнению экспертов, за техническим состоянием автомобилей продолжат следить. Теперь оно будет частично контролироваться и самими страховыми компаниями, так как решение о выдаче страхового полиса и последующих страховых выплатах будет приниматься в каждом случае индивидуально.

Документы, необходимые для оформления ОСАГО

По новым правилам, действующим с 22 августа, для получения полиса ОСАГО понадобятся:

  • ПТС или СТС;
  • Паспорт лица, оформляющего страховой полис ОСАГО;
  • Водительские удостоверения всех лиц, включаемых в страховку.

На основании этих документов страховые компании обязаны принять решение о выдаче страхового полиса и последующих страховых выплатах.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля.

Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

Осаго отвязали от техосмотра: как это работает, и что будет с ценами :

С 22 августа вступит в силу закон, отменяющий обязательное проведение техосмотра для получения полиса ОСАГО. Такое нововведение одобрили в третьем, заключительном чтении в Госдуме.

Согласно изменениям, из закона «О безопасности дорожного движения» исчезнет следующая формулировка: «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств».

Техосмотр 2021: новые правила, тарифы и штрафы за отсутствие

Почему техосмотр будет не обязательным для получения ОСАГО

Как объяснили авторы законопроекта и представители страхового сообщества, отвязать полис ОСАГО от прохождения техосмотра нужно было уже давно. 

«Это заложено в самом законе, где полис ОСАГО определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса», — сообщили в РСА. Также автомобилисты иногда придумывали хитрости, чтобы в любом случае оформить полис — покупали ОСАГО в последний день действия техосмотра, а дальше просто ездили без него.

По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра.

Также в РСА среди негативных факторов назвали проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО без фактической проверки автомобиля.

Как в свою очередь рассказал Autonews.

ru председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, одним из поводов для такой льготы действительно стал недостаток станций техобслуживания, что ставило автомобилистов в затруднительное положение.

Также депутат уверен, что подавляющее количество водителей ответственно относятся к своим машинам и обслуживают их вне зависимости от необходимости получать диагностическую карту.

Что теперь нужно для оформления ОСАГО

Для оформления ОСАГО по предлагаемым правилам будет необходимо три документа: СТС или ПТС (ЭПТС), паспорт и водительские права, объяснил в беседе с Autonews.

ru управляющий дирекции розничного страхования СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Пурсанов.

Эксперт уверен, что благодаря поправкам доступность покупки полиса ОСАГО возрастет: страховщикам нужно будет проверять меньше данных, а автомобилистам понадобится меньше документов для оформления полиса.

«Диагностическая карта для заключения договора не потребуется: страховщики больше не будут обязаны проверять ее наличие. При этом технический осмотр останется обязательным к прохождению: с марта 2022 года, согласно поправкам в КоАП, за его отсутствие водитель может быть оштрафован на 2 тысячи рублей», — напомнил Пурсанов.

При расчете стоимости полиса ОСАГО, страховщиками будет учитываться наличие пройденного техосмотра. ( Александр Рюмин / ТАСС)

Что будет со стоимостью ОСАГО для водителей без техосмотра

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобилей и других параметров, напомнили в беседе с корреспондентом Autonews.ru в СК «Сбербанк страхование». Там не исключили, что наличие пройденного техосмотра страховщики все-таки будут учитывать, оформляя ОСАГО.

«Сейчас факт наличия диагностической карты не влияет на цену. Предполагаем, что после исключения карты из перечня обязательных документов, фактор ее наличия или отсутствия может быть учтен страховщиками и повлиять на стоимость полиса», — сказал Пурсанов.

В свою очередь в РГС подтвердили, что каждая страховая компания сама будет определять для себя факторы риска: кто-то будет определять базовый тариф в зависимости от пройденного техосмотра, а кто-то — нет. «На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится», — сказали Autonews.ru в компании.

Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП

В РСА объяснили, поскольку страховые компании, оформляя ОСАГО, страхуют ответственность автомобилиста перед третьим лицом, выплаты в рамках полиса будут произведены в любом случае.

Там заверили, что после покрытия ущерба страховая компания не сможет применить правило регресса к виновнику ДТП, то есть, не сможет потребовать с него возместить уплаченную потерпевшему сумму.

Там уточнили, что регресс за отсутствие актуальной диагностической карты грозит только собственникам легкового такси, автобусов или грузовых автомобилей. Также в том, что страховщики не смогут применять регресс к тем, кто попал в ДТП без техосмотра, Autonews.ru заверил Анатолий Аксаков. 

Однако в РГС Autonews.ru предупредили: окончательное решение о выставления регресса каждая страховая компания будет принимать самостоятельно.

Техосмотр отменили не для всех. В каких случаях он потребуется вашему авто?

Вашему личному автомобилю больше не нужен техосмотр, в том числе и для покупки ОСАГО. Или все-таки нужен? Давайте посмотрим, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.

Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года.

Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр, исключив из перечня автомашин, для которых он обязательно нужен, машины и мотоциклы физлиц, которые они используют исключительно в личных целях.

Например, для поездки на дачу, работу, в магазин или в путешествие. Во втором документе прописали, когда их владельцам придется провести своему транспорту обязательный ТО.

Когда ТО обязателен

В отличие от личного транспорта, для такси, служебных машин, автобусов и грузовиков техосмотр остался обязательным. Для личных легковушек, мотоциклов и других машин проведение ТО обязательно потребуется в трех случаях:

  • если автомобиль используется в служебных целях, для перевозки пассажиров или он зарегистрирован в такси;
  • если собираетесь поставить машину или мотоцикл на учет или у транспорта изменился владелец;
  • если в машину внесли конструктивные изменения.

Как объяснили в ГИБДД, периодичность техосмотра будет зависеть от года выпуска автомобиля и от целей эксплуатации.

Например, если использовать в служебных целях личный транспорт старше десяти лет, техосмотр его нужно проходить ежегодно.

Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается — машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.

https://www.youtube.com/watch?v=TxClYRsFc3o\u0026pp=ygXQAdCe0YTQvtGA0LzQuNGC0Ywg0J7QodCQ0JPQniDQvNC-0LbQvdC-INCx0YPQtNC10YIg0LHQtdC3INGC0LXRhdC-0YHQvNC-0YLRgNCwINC_0L7RgdC70LUg0L_RgNC40L3Rj9GC0LjRjyDQt9Cw0LrQvtC90L7Qv9GA0L7QtdC60YLQsCwg0LAg0YLQsNGA0LjRhNGLINCx0YPQtNGD0YIg0L7Qv9GA0LXQtNC10LvRj9GC0Ywg0LjQvdC00LjQstC40LTRg9Cw0LvRjNC90L4%3D

Если купили б/у автомобиль и нужно его перерегистрировать в ГИБДД, с техосмотром стоит поторопиться. На регистрацию по закону отводится десять дней с даты покупки машины, чтобы не платить штраф в размере 1 500—2 000 рублей за нарушение правил регистрации.

Вышеупомянутые изменения в законодательство предусматривают, что если авто старше четырех лет (учитывая год изготовления), то к традиционному пакету документов (паспорт собственника, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО, квитанция об оплате госпошлин) нужно добавить и диагностическую карту о прохождении техосмотра. Для машин до четырех лет этого требования нет.

Обязательно потребуется ТО для регистрации изменений в конструкции автомобиля в ГИБДД. Причем в этом случае возраст машины значения не имеет. Впрочем, при установке допоборудования и раньше автовладельцу требовалось получить заключение специалистов о безопасности внесенных изменений.

Требования относятся ко всем автомашинам физлиц, за исключением прицепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны (категории О1 и О2).

Читайте также:  Оформляя пособия на детей, можно лишиться денег – мошенники регистрируют фейковые сайты

ТО для оформления страхового случая

Еще одна ситуация, когда вам может потребоваться диагностическая карта техосмотра, — это страховой случай. Конечно, никто не станет обязывать вас ее предоставить, ведь с середины прошлого года техосмотр не нужен для покупки полиса ОСАГО.

Но если страховой случай произошел по вашей вине и страховщики подозревают, что его причиной стала неисправность автомобиля, то диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком.

По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии.

После ДТП доказать, что авария случилась именно по вине неисправности вашей машины, будет непросто, особенно если она серьезно пострадала. А проводить техосмотр и вовсе абсурдно.

Если же у вас была действующая диагностическая карта, то она избавит вас от долгих и неприятных споров со страховщиком.

Тем более что техосмотр — это еще и уверенность, что ваша машина не причинит вред на дороге в первую очередь вам самим из-за неисправностей.

Что будет со штрафами

Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планировалось ввести с марта 2022 года, вам не страшны.

Однако не стоит забывать, что принятые в конце 2021 года изменения ужесточают наказание за агрессивное и опасное вождение на дорогах. С 10 января 2022 года вступили в законную силу принятые Госдумой изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Первый дополнен статьей 264.

2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами».

В ГИБДД разъяснили, что уголовная ответственность грозит автомобилистам, которых по Админкодексу уже лишали прав управления автомобилем за повторное превышение скорости или выезд на полосу встречного движения.

Причем уголовная ответственность наступит независимо от того, какое правонарушение на этот раз совершил «гонщик» — превышение скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу движения. Максимальное наказание в первом случае — лишение свободы сроком до двух лет, во втором — до трех лет.

Правда, зафиксировать нарушение должен обязательно сотрудник полиции. Фото и видеоматериалы с дорожных камер для применения статьи 264.2 УК РФ не подойдут.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

Штраф за отсутствие техосмотра в 2023 году (диагностической карты)

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Существует ли штраф за отсутствие техосмотра, на кого его могут наложить, сколько придется заплатить. И самое главное — нужно ли вообще проходить техосмотр в 2023 году, в том числе для приобретения полиса ОСАГО. В ситуации разобрался Бробанк.ру.

Полагается ли штраф за отсутствие диагностической карты в 2023 году

Начнем разбираться с основным вопросом — существует ли в 2023 году штраф за езду без техосмотра. Ситуацию регулируют 14.4.1 КоАП, которая называется “Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств”, и Статья 12.5 “Управление транспортным средством при наличии неисправностей”:

  • Статья 14.4.1 говорит о штрафах за техосмотр для его операторов, то есть для организаций, которые его проводят. Так, если диагностическая карта была выдана на ТС, которое по факту не проходило осмотр, или информация не соответствует действительности, должностное лицо заплатит 35000-50000 рублей, на юрлицо накладывается штраф до 300000 рублей;
  • Статья 12.5 говорит о наказании за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, которая у него должна быть. В этом случае штраф за техосмотр в 2023 году составит 2000 рублей.

Штраф за езду без диагностической карты в 2023 году — 2000 рублей. Но важный момент — по закону эту карту должны иметь далеко не все водители.

Важные изменения в законе в 2022 году

Самое главное — разобраться в том, кто вообще в 2023 году по закону обязан проходить техосмотр и иметь диагностическую карту. Ранее это правило касалось многих транспортных средств, но с 1 марта 2022 года ситуация в очередной раз была изменена. Было объявлено о том, что обязательный технический осмотр частных автомобилей отменен.

Ранее пройденный техосмотр и выданная диагностическая карта свидетельствовали об исправности автомобиля. Процесс был обязательным для многих водителей, без его прохождения было невозможно приобрести полис ОСАГО. Но параллельно этому обязательству шла и торговля серыми картами и прохождение псевдо-осмотров.

Несмотря на ужесточение правил предоставления услуг пунктами техосмотра, ситуация мало менялась, а из-за постоянных изменений правил и необходимости модернизации при прежнем уровне цены услуги пункты ТО начали массово закрываться. В итоге в некоторых населенных пунктах их просто не оказалось.

Тогда МВД и предложило Правительству РФ вовсе отменить обязательный техосмотр и, соответственно, штраф за него для обычных автовладельцев (частных лиц). Мнение подкреплялось тем, что водители и без этого согласно правилам ПДД должны ездить на исправном транспортном средстве.

Правительство РФ поддержало эту инициативу и отменило обязательный техосмотр авто и штраф за езду без техосмотра для простых частных лиц.

Кто в итоге получит штраф за непройденный техосмотр

Для ответа на этот вопрос обратимся к 170-ФЗ, к его Статье 15 Периодичность проведения технического осмотра.

Самое главное — пункт 7 этой статьи, который говорит о том, что легковые авто и мототранспортные средства не подлежат обязательному техосмотру, если они принадлежат физическим лицам и используются для их личных целей. При этом автовладелец имеет полное право посещать пункты ТО и проходит осмотр.

Во всех остальных случаях водитель должен регулярно проходит осмотр, и при отсутствии диагностической карты он получит предусмотренный законом штраф в 2000 рублей. Насколько регулярно — это определяет закон.

В первые 4 года, включая год изготовления транспортного средства, проведение технического осмотра не требуется для:

  • легковых автомобилей (используемых для коммерческих целей);
  • грузовых авто с разрешенной массой до 3500 кг;
  • прицепов и полуприцепов — кроме тех, что используются физическими лицами;
  • мототранспортных средств, используемых для коммерческих целей.

Если же с момента изготовления транспортного средства прошло больше 4 лет, включая год выпуска, тогда собственник обязан проходить технический осмотр каждые 2 года. То есть, если ТС изготовлено в 2020 году, в 2024 году оно должно пройти первый техосмотр и получить диагностическую карту. Далее процедура повторяется каждые 2 года.

https://www.youtube.com/watch?v=TxClYRsFc3o\u0026pp=YAHIAQE%3D

Если прошло 10 лет, тогда осмотр проводится ежегодно. Это касается указанных выше ТС.

Есть отдельный перечень транспортных средств, которые должны проходить технический осмотр каждый год, если с момента их выпуска прошло до 5 лет. То есть к этим ТС законодательно установленные самые строгие правила, они должны осматриваться ежегодно с момента выпуска. Это:

  • автобусы;
  • легковые такси;
  • грузовые авто, переделанные под перевозку пассажиров с числом пассажирских мест от 8.

Если же с момента выпуска этих транспортных средств прошло более 5 лет, тогда собственник обязан проводить их ТО каждые полгода. Если же авто предназначено для перевозки опасных грузов, вне зависимости от года его выпуска осмотр нужно проходить каждые 6 месяцев.

Полный перечень видов авто и периодичности проведения их технического осмотра смотрите в Статье 15 170-ФЗ.

Отсутствие техосмотра у этих транспортных средств и его непроведение в положенный срок ведет к наложению штрафа в 2000 рублей. Обычные же владельцы частных легковых авто в 2023 году вообще не штрафуются ни при каких обстоятельствах, так как проходить техосмотр более не обязаны.

Когда нужно будет пройти осмотр

Наказание за езду без техосмотра для обычных водителей частных легковых авто не предусматривается. Но при этом есть ситуации, когда собственник будет обязан пройти осмотр машины. Это связано с прохождением различных регистрационных действий:

  • постановка на учет автомобиля, который был изготовлен более 4 лет назад;
  • регистрация машины на нового владельца, если с момента ее выпуска прошло более 4 лет;
  • если регистрацию проходит автомобиль, конструкция которого была изменена, изменены основные компоненты.

В этих случаях технический осмотр машины проводится непосредственно на территории ГИБДД при выполнении регистрационных процедур.

За сотрудниками ГИБДД закреплено право направить на обязательный технический осмотр авто, исправность которого вызывает сомнения. В этом случае водитель обязан пройти осмотр и получить диагностическую карту. Невыполнение этого действия влечет наложение штрафа в 2000 рублей.

Читайте также:  Как получить отсрочку по аренде в период пандемии – разъяснил Верховный суд

Об ОСАГО

Если вы — простой водитель, используете легковой автомобиль в личных целях, штраф за езду без техосмотра в 2023 году вам не грозит. Обязанности проходить технический осмотр нет, даже если вам нужно приобрести полис ОСАГО — теперь он продается без этого условия.

Но при этом, если вы управляли авто в неисправном состоянии, что и повлекло ДТП, страховая компания имеет полное право отказать вам в возмещении. Поэтому в любом случае обязанность водителя — следить за состоянием машины и не выезжать на дорогу, если есть явные неполадки. Само же ТО водитель может проходить на спецстанциях по своему усмотрению.

Частые вопросы

Законом предусмотрен штраф водителю в 2000 рублей и предпринимателю — 50000. Он назначается при каждом выявлении факта нарушения сотрудником ГИБДД. Если речь об обычном водителе, который использует легковое авто для личных целей, никакое административное наказание не предусмотрено, так как прохождение техосмотра стало в этом случае необязательным. Для водителей легковых авто, используемых для личных целей, — ничем. Все другие должны периодически проходить ТО, за нарушение правил накладывается штраф в 2000 рублей. Выпуск на линию автобуса без актуального технического осмотра влечет наложение штрафа на водителя 2000 рублей, на ответственного за ТО должностное лицо — 500 рублей и 50000 для юридического лица. Если речь об обычном собственнике легкового автомобиля, используемого в личных целях, штраф не предусмотрен. В иных случаях отсутствие положенной по закону диагностической карты влечет наложение штрафа в 2000 рублей. Для легковых авто, используемых для личных целей, — сколько угодно, ТО для них перестало быть обязательном. Если речь о такси, грузовиках, автобусах и других ТС периодичности прохождения техосмотра по каждому виду транспорта регулируется Статьей 15 170-ФЗ. Согласно Статье 12.31 КоАП выпуск на линию любого транспортного средства без обязательного для него техосмотра влечет наложение на организацию штрафа в 50000 рублей. 2000 для водителя, 50000 для юридического лица. Если ТС не прошло обязательный техосмотр, на юридическое лицо при выявлении этого нарушения будет наложен штраф в 50000 рублей. Нет, если он является обязательным для данного транспортного средства. Не обязателен он с 2022 года для обычных легковых авто, которые используются для личных целей граждан.

Что будет с ценами на ОСАГО после отмены техосмотра?

В конце декабря Госдума и Совфед одобрили законопроект об отмене обязательного техосмотра. Эта мера касается только легковых автомобилей и мотоциклов, которые граждане используют в личных целях. «Прайм» разбирался, изменится ли из-за этого цена на полис ОСАГО, который остается обязательной страховкой для автовладельцев.

НЕ НУЖЕН УЖЕ СЕЙЧАС

Формально закон пока не вступил в силу, его еще должен подписать президент. По мнению заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Ефремова, это может произойти уже в начале следующего года, буквально после праздников.

  • При этом страховые компании продают полисы ОСАГО без предъявления диагностической карты уже с лета текущего года.
  • «Закон, который отменил привязку прохождения техосмотра к оформлению ОСАГО, вступил в силу с 22 августа 2021 года», — указал директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
  • В страховых компаниях «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «Абсолют Страхование» агентству «Прайм» подтвердили, что продают полисы ОСАГО без требования предъявить диагностическую карту.
  • СОТЫЕ ДОЛИ ПРОЦЕНТА
  • По мнению страховщиков, отмена обязательного техосмотра напрямую не окажет влияния на цену полиса ОСАГО.
  • «Риск возрастает на сотые доли процента, поэтому находится в пределах погрешности», — отметил директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
  • Директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров указал, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют.

«Теоретически страховщики могут использовать данный фактор в тарификации, но наша компания этого делать не планирует, — заявил заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных. — По нашим данным, нет статистики, которая бы подтверждала, что наличие или отсутствие техосмотра влияет на убыточность клиента. Считаем, что такого влияния нет, соответственно, нет оснований для изменения цены».

Такого же мнения придерживается и управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. Он объяснил, что влияние отмены «привязки» прохождения техосмотра и оформления ОСАГО на аварийность будет минимальным.

«Оценка доли ДТП по причине технической неисправности, которую приводит Российский союз автостраховщиков, — менее 0,1%», — указал он и добавил, что даже до отмены привязки техосмотра к ОСАГО далеко не все владельцы «автохлама» корректно проходили техосмотр и исправляли выявленные проблемы.

Страховщики отметили, что на стоимость полиса ОСАГО повлияют другие факторы.

Так, на днях Минфин предложил повысить выплаты по ОСАГО по рискам вреда жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 млн рублей и отменить «износ» (сокращает выплаты для старых машин).

По оценке страховщиков, оба изменения повысят тарифы на полис ОСАГО на 20-40%, при этом стоимость полиса для аккуратных водителей останется максимально низкой.

«НУЖНЫ СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ»

Как рассказали агентству «Прайм» в РСА, в июле правительство поставило перед союзом задачу предложить способ заинтересовать автовладельцев проходить техосмотр в добровольном порядке.

«Одним из предложений было сделать понижающий коэффициент к ОСАГО, но затем мы решили, что правильнее было бы ввести повышающий коэффициент, — объяснил Ефремов. — То есть тем, кто ездит без добровольного технического осмотра, применять при продаже полиса повышающий коэффициент. А если у автовладельца добровольно техосмотр пройден, такую меру не применять».

Он обратил внимание на то, что средний возраст автомобилей, которые ездят по дорогам России, от 12 до 15 лет. «Конечно это старые автомобили, конечно за ними нужен технический контроль, — указал Ефремов. — Просто оставить это на осознанности водителя — мало, нужны какие-то стимулирующие методы, которые бы подталкивали людей к тому, чтобы следить за состоянием своего автомобиля».

Представитель РСА уточнил, что это пока предложения и что окончательно решение определится в следующем году.

ТО, да не то – Коммерсантъ

С 22 августа полис «автогражданки» на автомобиль или мотоцикл можно будет оформить без проверки диагностической карты (ДК). Операторы техосмотра констатируют, что в ближайшие полгода у большинства водителей не будет никакой мотивации проходить ТО.

Однако уже с 1 марта 2022 года начнется рассылка штрафов с камер за управление машиной, не прошедшей проверку.

Российский союз автостраховщиков подчеркивает, что обязанность проходить техосмотр у водителей сохраняется, ее никто не отменял, а без диагностической карты могут быть проблемы при разборе ДТП.

В воскресенье вступают в силу поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Диагностическая карта, выдаваемая по итогам техосмотра, исключается из перечня документов, которые водитель обязан предъявить для заключения договора «автогражданки».

Как уже рассказывал “Ъ”, идея так называемой отвязки ОСАГО от техосмотра была предложена в начале года Российским союзом автостраховщиков (РСА). Они объяснили инициативу нехваткой пунктов ТО (многие закрылись во время пандемии) и, как следствие, риском для граждан остаться без «автогражданки». Необходимые для «отвязки» поправки были внесены в Госдуму и приняты в июне 2021 года.

ЦБ уже скорректировал правила страхования ОСАГО (этим документом руководствуются страховщики), но их новая редакция вступает в силу не 22-го, а 29 августа.

Поэтому в ближайшую неделю не исключены ситуации, когда страховая компания будет ссылаться на «старые» правила и требовать у автовладельца ДК для оформления ОСАГО, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. «Это незаконно, федеральный закон выше подзаконного акта,— подчеркивает эксперт.— При нежелании продавать полис надо просить письменный мотивированный отказ и жаловаться».

Даже после 22 августа у автовладельцев сохраняется обязанность проходить ТО, подчеркивает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. Это закреплено в федеральном законе о техосмотре. Диагностическая карта может понадобиться, напомнил он, если случится ДТП, причиной которого была неисправность машины виновника аварии.

Причинно-следственную связь должна доказать экспертиза, на практике это удается сделать редко. И если у автомобиля не было ДК, то страховщик вправе предъявить регрессный иск к собственнику машины.

Сохраняется также обязанность предъявлять карту в ГИБДД при изменениях конструкции автомобиля — например, при переводе двигателя на газ или при установке различного оборудования для внедорожной езды.

Глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов назвал вступающий в силу закон «инициативой разумной и правильной, но совершенно несвоевременной». Предполагалось, что «отвязка» произойдет синхронно с введением штрафа за отсутствие техосмотра, отмечает он. Как сообщал “Ъ”, санкция в 2 тыс. руб.

за проезд под камерой на машине или мотоцикле без ТО начнет действовать только с 1 марта 2022 года. Совет федерации предлагал перенести дату на 1 октября 2021 года, но поправок в КоАП так никто и не внес.

В итоге обязанность проходить ТО есть, а санкции за неисполнение обязанности нет, говорит Максим Бурдюгов, называя это «несостыковкой в законодательстве». «Отсутствие у водителей стимула проверять свое транспортное средство отразится на уровне безопасности движения и росте количества ДТП,— уверен эксперт.

Читайте также:  Исковое заявление об установлении отцовства: образцы и бланки

— Профессиональное сообщество надеется, что государство этого не допустит и нужные решения будут приняты в кратчайшие сроки».

После 22 августа проходить техосмотр никто больше не поедет, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, а вот накануне начала действия новой редакции КоАП, во второй половине февраля 2022 года, случится «ажиотаж и паника» среди водителей.

Эксперт ожидает резкого роста цен на услуги пунктов ТО — на 5–10 тыс. руб. Предельные тарифы, напомним, закреплены на региональном уровне (в некоторых регионах они составляют 300–500 руб. для проверки легковой машины). Но по факту, утверждает Петр Шкуматов, многие пункты ТО работают по ценам «существенно выше официальных».

Сергей Ефремов из РСА напоминает, что уже более полугода действует постановление правительства о продлении выданных ранее диагностических карт минимум до октября 2021 года.

Но автовладельцы все эти месяцы все равно активно едут проверяться на пункты ТО, подчеркивает господин Ефремов: «Это говорит о том, что доля осознанных водителей, которые сами считают необходимым проходить ТО в срок, велика.

И нет причин, чтобы их стало меньше после 22 августа».

Иван Буранов

Проект: ОСАГО отвяжут от техосмотра

Вчера вечером Госдума во втором чтении приняла поправки к закону об ОСАГО, которые должны отвязать «автогражданку» от техосмотра. Причем их внесли прямо во время второго чтения в законопроект, допускающий на российский рынок иностранных страховщиков: оказалось удобнее принять один большой проект, чем десяток небольших, которые вчера одновременно отклонили, объединив в один.

Как обычно, закон вступит в силу только после принятия Госдумой в третьем чтении, одобрения Советом Федерации и подписания президентом. Третье чтение уже назначено на 15 июня, вступление закона в силу планируется 22 августа, и пока нет никаких предпосылок, что этого не произойдет.

Что это даст автомобилистам? При покупке полиса ОСАГО отпадет необходимость обязательно представлять диагностическую карту на автомобиль.

По сути, ее наличие сейчас не имеет практического смысла: множественные моратории один за одним убили всю систему контроля техосмотра при покупке ОСАГО.

Однако, согласно законопроекту, у страховщиков останется имеющееся и сейчас право регрессивного иска к виновнику ДТП в случае, если в момент аварии автомобиль не имел действующей диагностической карты (если проведение техосмотра требовалось в соответствии с возрастом или целью использования машины). Для грузовых автомобилей, автобусов и такси регресс можно выставлять независимо от причин ДТП, а для «обычных» легковых автомобилей (не такси) — только в случае аварии из-за технической неисправности транспортного средства.

При этом законопроект не отменяет техосмотр полностью! Управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр, по-прежнему будет запрещено.

А с 1 марта 2022 года вводится штраф 2000 рублей за отсутствие действующей диагностической карты, который будут выставлять дорожные камеры, работающие в автоматическом режиме (но не чаще чем раз в 24 часа).

Таким образом, ближе к 1 марта следующего года можно ожидать столпотворения на пунктах техосмотра.

Важно помнить, что срок прохождения техосмотра по закону считается целыми годами и не привязан к дню или даже месяцу. Например, в 2022 году техосмотр потребуется всем легковым автомобилям 2018 года выпуска и всем грузовикам 2021 года выпуска.

Ведь в паспорте транспортного средства указывается только год выпуска, а дата выдачи документа ничего не означает, так как автомобиль мог быть выпущен задолго до этого. То есть владельцам указанных машин лучше не тянуть и пройти ТО заранее, до конца этого года, чтобы не тратить время в преддверии 1 марта.

Перед прохождением ТО необходимо проверить на сайте РСА действительность лицензии выбранного оператора техосмотра.

Надбавки за нарушения ПДД и полис без техосмотра: законопроект об ОСАГО приняли в окончательном чтении

В среду, 13-го мая, депутаты Государственной Думы в третьем, окончательном, чтении приняли законопроект об изменениях в ОСАГО.

Он, во-первых, продолжает начавшуюся еще в 2019-м году реформу: индивидуализирует стоимость полиса для нарушителей ПДД.

А во-вторых, вводит послабления на время эпедимии коронавируса: разрешает заключать договор ОСАГО без диагностической карты.

Вообще, изначально документ был посвящен только реформе ОСАГО. Однако ко второму чтению (чтобы быстрее обеспечить принятие) в него внесли положение о временной «отвязке» ОСАГО от техосмотра.

Через полтора месяца после того, как из-за распространения коронавируса многие предприятия, в том числе и пункты технического осмотра, были вынуждены приостановить свою работу, а людей «посадили» на режим самоизоляции, полис ОСАГО все-таки разрешили оформлять без предъявления диагностической карты. Это разрешение, которое задним числом распространяется на уже заключенные с 1-го марта договоры, будет действовать до 30-го сентября этого года включительно.

Вернее, так: 1-е октября — это предельный срок для всей страны в целом, однако оформлять до этого числа полисы ОСАГО без прохождения техосмотра можно будет только в том случае, если именно до 1-го октября в конкретном регионе, где преимущественно и используется транспортное средство, продолжаются введенные из-за коронавируса ограничительные меры. Как только эти самоизоляционные и пр. ограничения будут сняты, в течение месяца со дня их отмены страховщику необходимо будет предоставить диагностическую карту.

  • При необходимости Правительство сможет продлить предельный срок еще на 90 дней — приблизительно до 1-го января 2021-го года.
  • Это положение должно вступить в силу сразу же с момента официального опубликования закона, а закон, в свою очередь, будет официально опубликован после того, как его одобрит Совет Федерации и подпишет Президент.
  • Поскольку второе и третье чтение документа уложили в два дня (второе чтение состоялось вчера, 12-го мая), можно предложить, что и оставшиеся по регламенту действия выполнят столь же «незамедлительно».
  • Основное же, ради чего, собственно, и «затевался» законопроект, это продолжение курса на индивидуализацию тарифов ОСАГО — формирование стоимости полиса в большей зависимости от качеств водителя, а не от характеристик транспортного средства.
  • С этой целью, напомним, с 9-го января прошлого года детализировали коэффициент стажа и возраста водителя (вместо 4 ввели 58 групп) и с 1-го апреля изменили расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), отвечающего за историю аварийности: теперь он пересчитывается один раз в год, не обнуляется при перерывах в вождении, а его значение остается одинаковым во всех полисах, куда вписан водитель.

С 9-го января 2019-го года, кроме того, на 20% в обе стороны расширили тарифный коридор. Таким образом, как объясняли, у страховщиков появилось больше возможностей для того, чтобы при выборе базовой ставки действительно учитывать «репутацию» страхователя, устанавливая для добросовестных клиентов меньшее, а для «сомнительных» — большее значение.

Затем реформу хотели продолжить тем, чтобы дать страховщику право еще на 40% выходить за границы тарифного коридора, исключить коэффициенты мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, а вместо них ввести новую зависимость для стоимости полиса — от стиля вождения.

Предполагалось, что по желанию клиента в автомобили будут устанавливать телематические устройства, которые будут фиксировать такие параметры, как «резкость торможения, ускорения, перестроения», что, в свою очередь, должно было бы влиять на то, какую базовую ставку — в меньшую или в большую сторону — выберет страховщик.

Плюс, предусматривалось также четырехкратное (с 500 тыс. до 2 млн. рублей) повышение максимального размера выплат за ущерб жизни и здоровью.

Однако из-за опасений, что все эти нововведения могут вызвать значительный (чуть ли не на 30%) рост тарифов, реформу «перекроили».

Из индивидуализации тарифов в ней оставили только одно — зависимость стоимости полиса от количества допущенных нарушений ПДД.

Причем учитываться будут только наиболее опасные нарушения (неоднократное в течение года превышение скорости на 60 км/ч и более, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет) и только те из них, которые непосредственно зафиксированы инспектором ДПС. То есть: «выписаны» на конкретного водителя, а не на владельца автомобиля, как при фиксации камерами.

  1. Страховщикам также дадут право при выборе базовой ставки принимать во внимания факт привлечения водителя к ответственности за вождение в нетрезвом виде и оставление места ДТП.
  2. Органы внутренних дел, в свою очередь, должны будут по запросу Российского союза автостраховщиков предоставлять данные о допущенных нарушениях ПДД.
  3. К новому расчету ОСАГО должны будут приступить через 3 месяца после официального опубликования закона — по всей видимости, где-то во второй половине августа.
Adblock
detector