Льготы

Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

  • 13-01-2021
  • Дарья Коровкина
  • 6 минут

Общее понятие об обстоятельствах непреодолимой силы

 

Понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора содержится в гражданском законодательстве (ст. 401 ГК РФ). Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в том числе стихийные бедствия и эпидемии.

Закон 44-ФЗ и ранее содержал положения, учитывающие возможность возникновения таких обстоятельств, и связывал с ними, в первую очередь, возможность не платить неустойки.

Закупка у единственного поставщика в условиях коронавируса

Ситуация с коронавирусом заставила законодателя внести в пункт 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика при действии форс-мажорных обстоятельств) корректировки, которые упростили проведение закупок. Возможность оперативно заключить контракт и получить товары, работы или услуги, необходимые для оказания медицинской помощи или для предупреждения неблагоприятного развития ситуации особенно важно в условиях пандемии.

В новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ указано, что закупка может производиться в необходимом объёме при нецелесообразности проведения конкурентной процедуры для определения поставщика, подрядчика или исполнителя.

Какие закупки можно проводить неконкурентным способом из-за пандемии

Как обстоятельство непреодолимой силы расценивается распространение коронавирусной инфекции в совместном письме Минфина России, МЧС России и ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020.

Согласно данному документу, можно закупать у единственного поставщика только те товары (работы, услуги), потребность в которых возникла из-за форс-мажора или если закупка нужна для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации. Большое значение придаётся тому, чтобы между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса была причинно-следственная связь.

То есть, фактически, заказчик может определять критерии такой необходимости самостоятельно, каких-либо ограничений по видам товаров, работ или услуг нет. Но нельзя делать закупки у единственного поставщика по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ,  если это никак не связано с ситуацией форс-мажора.

 Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

Принят закон об упрощении госзакупок в период пандемии — Российская газета

Как подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин, документ призван дать серьезное послабление предприятиям, которые участвуют в торгах и подают свои заявки.

— Если раньше требовалось резервирование ресурсов, и это все, безусловно, ложилось нагрузкой на бизнес, то сейчас эти дополнительные нагрузки мы откладываем до лучших времен, — объяснил он. — Мы считаем, что правильным было бы поддержать наши предприятия, которые будут участвовать в реализации проектов, упростив процедуры и тем самым обеспечив им доступ на рынок государственных услуг.

Закон, в числе прочего, предполагает повышение с 300 тыс. до 600 тыс. руб. предельного размера закупки, которую заказчик вправе осуществить у единственного поставщика. Годовой объем таких закупок не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика (сейчас действует предельная норма в 5%).

Изменения также касаются размеров обеспечения исполнения контракта. Минимальный размер обеспечения снижается с 5% до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта, что позволит установить такой размер в диапазоне от 0,5% до 30%.

В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение размера аванса, если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

https://www.youtube.com/watch?v=V2E6lqVYwbA\u0026pp=ygWXAdCf0YDQuNC90Y_RgiDQt9Cw0LrQvtC9INC-0LEg0YPQv9GA0L7RidC10L3QuNC4INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDQt9Cw0LrRg9C_0L7QuiDQsiDQv9C10YDQuNC-0LQg0L_QsNC90LTQtdC80LjQuCDQutC-0YDQvtC90LDQstC40YDRg9GB0LA%3D

Кроме того, устанавливается возможность для госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий и некоторых других видов юрлиц осуществлять закупки в нынешнем году в нерабочие дни, установленные в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Как прокомментировал глава Комитета по финрынку Анатолий Аксаков, сейчас надо как можно быстрее осуществлять процедуры по закупке средств защиты работников от коронавирусной инфекции. На это, в частности, и направлен новый закон.

Подписан закон, упрощающий процедуру госзакупок

Документы

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 20 апреля 2023 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2023 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральным законом в Федеральный закон «О контрактной
    системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вносятся отдельные изменения, направленные на совершенствование и упрощение процедур проведения закупок.

Увеличивается до 10 миллионов рублей начальная (максимальная)
цена контракта, в пределах которой допускается применение электронного запроса
котировок. При этом устанавливается, что до 31 декабря 2026 года не применяется
лимит годового объёма закупок, осуществляемых таким способом.

  1. Повышается до 5 миллионов рублей цена контракта, в пределах которой
    допускается проведение малых закупок с использованием электронного магазина.
  2. Уточняется, что при определении идентичности и однородности
    товаров (работ, услуг), сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий
    поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) заказчики вправе
    использовать методические рекомендации по применению методов определения
    начальной (максимальной) цены контракта.
  3. В описании объекта закупки допускается использование
    указания на товарный знак в случае закупки медицинских изделий,
    специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения
    пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии,
    которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной
    комиссии.

Расширяется возможность заключения
контракта (при расторжении заказчиком ранее заключённого контракта) без
повторного определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, право
заключения контракта в упрощённом порядке предоставляется
заказчику в случае невключения информации о поставщике (подрядчике,
исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если установлено, что
надлежащее исполнение им условий контракта оказалось невозможным вследствие
обстоятельств непреодолимой силы.

До 1 января 2025 года продлевается возможность заключения
контрактов под ключ, предметом которых могут одновременно выступать подготовка
проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение
работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта
капитального строительства. Кроме того, определяются особенности выплаты аванса
по таким контрактам.

Эксперты: смягчение норм госзакупок поможет МСП и не отразится на электронных площадках — ТАСС

МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Смягчение правил государственных закупок в 2020 году на фоне пандемии коронавируса поддержит субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) и не отразится на работе электронных торговых площадок. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты отрасли, чиновники и предприниматели.

Речь идет о законе 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изменение закона

Премьер-министр России Михаил Мишустин 26 марта сообщил, что для поддержки малых и средних предпринимателей правительство предусмотрело существенные изменения в законодательстве о государственных закупках, которые будут действовать в 2020 году. Он уточнил, что «можно будет закупать товары и услуги без проведения торгов».

При этом, по словам главы кабмина, если поставщик не смог закрыть контракт из-за проблем, связанных с ситуацией с коронавирусом, то могут быть изменены и сроки его исполнения, и списаны штрафные санкции за неисполнение обязательств.

https://www.youtube.com/watch?v=V2E6lqVYwbA\u0026pp=YAHIAQE%3D

Минфин РФ в свою очередь разработал и внес в правительство законопроект с изменениями в порядок осуществления госзакупок на 2020 год в связи с распространением коронавируса.

В частности, он дает право заказчику не требовать от субъектов малого и среднего бизнеса обеспечения исполнения контракта при госзакупках, а также оптимизирует порядок закупки у единственного поставщика для устранения последствий форс-мажора и чрезвычайной ситуации.

В Торгово-промышленной палате (ТПП) России назвали данный законопроект важным для всех сторон контракта — как для заказчиков, так и для поставщиков.

«Если мы говорим о реальных закупках небольших объемов именно у малого и среднего бизнеса, то это упростит жизнь и муниципалитетам, и небольшим госзаказчикам, но в первую очередь малому бизнесу, потому что не каждому предпринимателю доступны механизмы торгов.

Считаю важным распространить действие закона не только на период, когда идет эпидемия, а как минимум до конца 2020 года», — сказал ТАСС представитель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной деятельности ТПП России Игорь Скляр.

Он полагает, что в связи с коронавирусом возможны случаи неисполнения контрактов. В этой ситуации, по его мнению, предпринимателям не должны предъявлять штрафных санкций и не вносить индивидуальных предпринимателей и компании в реестр недобросовестных поставщиков, что «автоматически ставит крест на дальнейшем участии в торгах».

Скляр при этом уточнил, что не все закупки будут осуществляться по упрощенному механизму, поэтому электронные торговые площадки не потеряют свою актуальность и продолжат функционировать в обычном режиме.

Штатный режим площадок

Представители торговых площадок также придерживаются мнения, что все сервисы останутся доступны, несмотря на изменения.

Читайте также:  Департамент транспорта Москвы назвал закупочную стоимость медицинских масок и перчаток

«Единая электронная торговая площадка (ЭТП «Росэлторг»), как и прежде, продолжит функционировать в штатном круглосуточном режиме. Все сервисы площадки для заказчиков и поставщиков, включающие проведение процедур, выпуск электронных подписей, оказание консультационной и технической поддержки, будут доступны», — сказал ТАСС генеральный директор «Росэлторга» Антон Емельянов.

По его словам, принимаемые правительством РФ меры «позволят и в дальнейшем быть готовыми к новым вызовам, с которыми может столкнуться государство».

Он отметил, что предложенные меры о смягчении норм закупок предполагают временный характер.

«В долгосрочной перспективе отказ от массового проведения конкурентных процедур закупок и осуществление закупок у единого поставщика негативно скажутся на эффективности расходования бюджетных средств», — полагает он.

Генеральный директора площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков сказал ТАСС, что большая доля закупок в текущих условиях не была запланирована и, следовательно, забюджетирована.

«Мы ежедневно читаем сообщения о новых мерах в отношении государственных закупок, которые предпринимаются по нескольким основным линиям. Во-первых, по линии поддержки предпринимательства и, в особенности, субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вторая линия — процедурная, речь идет об упрощении процедур, обеспечении скорости закупки с целью избегания дефицита, особенно социально значимых категорий товаров. В рамках указанного распоряжения в случае закупки товаров и услуг без проведения торгов ее необходимо будет обосновывать в Федеральной антимонопольной службе.

Мы считаем, что изменения в структуре торгов возможны, но незначительные», — отметил он.

Так или иначе, операторы электронной торговой площадки «будут работать в штатном режиме в полном соответствии с инициативами регулятора», заверил Лишенков.

Помощь в борьбе с пандемией

В столице и регионах России отмечают, что сокращенная процедура закупок предназначена в первую очередь для реализации мер по борьбе с коронавирусом.

Как сообщил ТАСС заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, «отказываться от торгов можно для того, чтобы оперативно закупать, например, необходимые медицинские средства», но плановых работ это не касается, как и прежде, они проводятся в рамках конкурсных процедур, когда отбирается лучшее предложение.

«Хочу обратить внимание, что в условиях сокращения потребительского спроса и мирового замедления экономики госзаказ — один из критически важных инструментов поддержки бизнеса. И Москва остается одним из самых стабильных заказчиков, что дает дополнительный стимул для экономики в текущих условиях», — сказал Ефимов.

https://www.youtube.com/watch?v=9ZappbOnpTs\u0026pp=ygWXAdCf0YDQuNC90Y_RgiDQt9Cw0LrQvtC9INC-0LEg0YPQv9GA0L7RidC10L3QuNC4INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDQt9Cw0LrRg9C_0L7QuiDQsiDQv9C10YDQuNC-0LQg0L_QsNC90LTQtdC80LjQuCDQutC-0YDQvtC90LDQstC40YDRg9GB0LA%3D

В департаменте контрактной системы Кемеровской области также сказали ТАСС, что меры не отразятся критически на работе электронных торговых площадок, так как касаются только ряда закупок.

«Закупки без проведения конкурентных процедур разрешается проводить только для предотвращения и ликвидации последствий, связанных с распространением коронавируса нового типа.

Остальные закупки по-прежнему будут проводиться в обычном режиме на электронных торговых площадках посредством конкурентных процедур», — пояснили в ведомстве.

В региональном департаменте добавили, что считают послабления для бизнеса при исполнении госконтрактов «своевременными и адекватными в сложившейся ситуации».

«Однако исполнителям необходимо учесть тот факт, что между невозможностью исполнения государственного контракта и коронавирусной пандемией должна прослеживаться четкая причинно-следственная связь.

Важно не допускать злоупотребления сложившейся ситуацией для извлечения дополнительной выгоды и завышения цен на товары», — отметили в департаменте.

Бизнес одобряет

Российские предприниматели положительно оценили предлагаемые нововведения об упрощении процедуры закупок.

«Эта инициатива крайне важна для нас сейчас. Указом президента следующая неделя (30 марта — 5 апреля) будет нерабочей, но оплачиваемой. Однако большинство компаний не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, и эти расходы являются тяжкими и обременительными.

Если будет возможность осуществлять прямые закупки для наших клиентов, то это очень серьезное подспорье. Если действительно дадут малому бизнесу осуществлять поставки по механизму без торгов, то мы сможем не обанкротиться, своевременно выплачивать зарплату сотрудникам», — сказал ТАСС коммерческий директор группы компаний «Офис маркет» Ян Гольдин.

Группа компаний имеет статус поставщика правительства Москвы и амбассадора портала поставщиков.

Генеральный директор клининговой компании «Лидер» Сергей Савин также заявил ТАСС, что «оценивает эту меру положительно», добавив, что заказчикам его компании она тоже очень нравится.

«Нам даже не придется перестраиваться, мы раньше работали по таким договорам.

Для нас число госзакупок с принятием этой меры сильно не увеличится — лишь на 5-10%, потому что основные закупки и тендеры проходят в конце или начале года, а теперь почти все организации уже выбрали себе поставщиков. Сейчас будут только какие-то экстренные договоры — на замену тех, кто не справляется», — считает он. 

Как пандемия отразилась на сфере госзакупок

Пандемия отразилась на всех сферах жизни, в том числе и на одной из самых стабильных — госзакупках. «Карантинный» апрель ознаменовался серьёзными изменениями в закупочное законодательство, прежде всего, связанными с осложненным исполнением госконтрактов.

Понимая затрудненность логистики, вынужденность самоизоляции и «удаленки», а вследствие чего — нарушение контрактных обязательств, государство разрешило списать неустойки. Наиболее существенным нововведением представляется возможность изменения цены, сроков, объема, аванса контракта.

На деле внезапные послабления оказались почти неприменимыми: для того, чтобы ими воспользоваться, надо доказать влияние пандемии и ограничительных мер на исполнение конкретного контракта.

Как это сделать — универсального способа, гарантирующего результат, нет. Кому-то заказчик идет на встречу, кого-то игнорирует.

В итоге поставщик, обладающий широкими правами по закону, на деле оказался беспомощным и зависящим от мнения конкретного заказчика.

Еще одним препятствием стало обязательное наличие решения федерального, субъектового или муниципального органа исполнительной власти, разрешающего изменить госконтракт. Если изначально это условие было введено в целях нивелирования злоупотреблений, то на практике оказалось неведомым требованием, как исполнить которое никому неизвестно.

Бесспорным «бонусом» пандемии стало освобождение от обязанности устанавливать обеспечение гарантийных обязательств, став лишь правом заказчиков.

Также теперь можно не требовать и обеспечения исполнения контракта от самых незащищенных участников закупок — субъектов МСП.

Несмотря на поредевшую конкуренцию на закупках из-за карантинного кризиса, остается надежда, что необязательность обеспечения исполнения контракта привлечет и вновь активизирует МСП.

Среди мер, направленных на стимулирование конкуренции, — поблажки для остальных субъектов: снижение нижнего предела обеспечения контракта (0,5%) и одновременная возможность получить аванс в размере более ранее строго установленных 30%.

Кроме того, пандемия позволила заполнить ранее существующий пробел законодательства: закупки у единственного поставщика теперь возможны не только после случившейся катастрофы (последствий ЧС и аварий), но и для их предупреждения. Для четкого определения актуальности введен признак — режим повышенной готовности.

Перечень закупок у единого поставщика заодно пополнился и еще несколькими: например, нижний предел увеличен до 600 тыс. рублей. Год назад повышение соответствующего предела со 100 тыс. до 300 тыс. руб.

породило массу недовольств: чем выше предельный размер не нуждающейся в обосновании закупки у единого поставщика, тем больше заказчики дробят закупки на много мелких и не проводят конкурентные процедуры.

Но это не смутило законодателя и в этом году.

Анонсируя стимулирование конкуренции, государство не дало отдохнуть и в майские праздники. Масштабные постановления Правительства ввели 2 значительных изменения: 2 перечня промышленных товаров — полный запрет на закупку иностранной продукции и «третий лишний», когда иностранец не допускается к участию в случаю появления не менее 2х отечественных (или ЕАЭС) товаров-предложений.

Промпродукция, отраженная в перечнях, настолько разнообразна, что рынок «пошатнулся» в изумлении: многие товары, хотя и есть у отечественных производителей, но порой гораздо качественнее и дешевле у иностранцев. Способы обхода, безусловно, есть: сложная неведанная доселе процедура доказывания через Минпромторг отсутствия на рынке отечественной продукции конкретного вида.

  • Стоит отметить и значительный плюс: в отличие от предыдущего опыта запрета на импорт, когда для устранения иностранца в закупке достаточно было задекларировать российское происхождение товара (или ЕАЭС), в новых постановлениях введен специальный реестр, позволяющий проверить реальное происхождение товара.
  • Насколько действительно запретительные конструкции смогут помочь развитию отечественной продукции — покажет время.
  • Не обошли стороной изменения и 223-ФЗ, ставшие, однако, более чем очевидными к моменту их принятия.

Скопировав разъяснения применения 44-ФЗ, государство внесло поправки в 223-ФЗ, признав на период «нерабочих» дней (апрель, а также первая часть мая) поименованные в законе в качестве рабочих дней календарными.

Также 223-ФЗ приобрел указание на гособоронзаказ и легальное разрешение на их проведение закрытым способом и отсутствие обязанности опубликования информации о них в ЕИС.

Подводя промежуточные итоги коронавирусного времени госзакупок, стоит признать, что именно закупочное законодательство видоизменялось с течением времени чаще других отраслей.

Резонность внесения тех или иных поправок реально можно будет увидеть лишь по прошествии времени, когда завершится наиболее пострадавшая часть госконтрактов, поставщики и заказчики попадут в ФАС и в суды.

Но бесспорно — пандемия оставит неизгладимый отпечаток на деятельность каждого заказчика и участника государственных торгов.

Госдума приняла закон об упрощении процедуры госзакупок для предприятий

17 апреля 2020, 12:46 • ТАСС

Читайте также:  Заканчивается срок действия банковской карты в период самоизоляции, что делать?

Госдума приняла во втором и в третьем чтениях закон, упрощающий процедуру госзакупок для предприятий и облегчающий доступ к госзакупкам для юридических лиц в связи с необходимостью снижения нагрузки на бизнес в период сложной экономической ситуации.

Документ был оформлен как поправки ко второму чтению законопроекта о закрытии данных по гособоронзаказу.

Основные положения

Закон предполагает повышение с 300 тыс. до 600 тыс. руб. предельного размера закупки, которую заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, а также устанавливает, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика (сейчас действует предельная норма в 5%)

Предусматривается, что установление в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требования об обеспечении гарантийных обязательств является не обязанностью, а правом заказчика. Эта норма вступит в силу 1 июля 2020 года.

При этом размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Меняются размеры обеспечения исполнения контракта — в общем случае они устанавливаются в размере от 1/2 процента до 30% начальной (максимальной) цены контракта, а если контрактом предусмотрена выплата аванса, то не менее чем в размере аванса.

Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению в размере начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.

Заказчик получает право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.

В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Закон меняет порядок проведения госзакупок в связи в установлением на территории РФ в 2020 году нерабочих дней из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

В течение таких нерабочих дней сроки, предусмотренные законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, учитываются в календарных днях, при этом суббота и воскресенье не считаются. Если последний день срока, исчисляемого в соответствии с этим законом, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случаев, если последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем).

Как подчеркнул ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин, документ призван дать послабление серьезное предприятиям, которые участвуют в торгах и подают свои заявки.

«Если раньше требовалось резервирование ресурсов, и это все, безусловно, ложится нагрузкой на бизнес, то сейчас эти дополнительные нагрузки мы откладываем до лучших времен и считаем, что правильным было бы поддержать наши предприятия, которые будут участвовать в реализации проектов, упростив процедуры и тем самым обеспечив им доступ на рынок государственных услуг», — сказал он.

Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса | Контур.Закупки

С марта 2020 года появилось много законодательных нововведений из-за пандемии коронавируса. Рассмотрим, какие изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Можно поменять цену и срок выполнения работ

До конца 2020 года срок и цену контракта допускается менять по соглашению сторон, когда коронавирусная пандемия препятствует выполнению обязательств (ст. 65 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

Для получения отсрочки поставщик должен обосновать задержку письменно.

Обосновать её можно, к примеру решением правительства России или местной администрации, которое вводит режим повышенной готовности в стране или регионе либо официально объявляет распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.

Однако, менять условия контракта допускается только вместе с пропорциональным изменением его обеспечения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • когда цена контракта снижается, заказчик обязан вернуть исполнителю часть средств
  • если выросли срок или цена контракта, то уже исполнитель должен выплатить заказчику разницу
  • если обеспечением служила банковская гарантия, исполнителю потребуется отозвать старую гарантию и запросить новую

Малому бизнесу разрешили не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства

Данное правило действует до конца 2020 года (ст. 64 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Теперь заказчик сам определяет, нужно ли обеспечивать контракт и гарантийные обязательства по закупке, если она отвечает двум требованиям:

  • участвуют исключительно малые предприятия (ст. 30 44-ФЗ)
  • закупка не предполагает аванс

Пени будут рассчитываться от цены каждого отдельного этапа контракта

Данное изменение также оказалось в числе срочных поправок из 98-ФЗ, однако, крайнего срока оно не имеет, то есть, сохранится и после 2020 года.

Доступно больше закупок у единственного поставщика

У заказчиков появилось право покупать товары, услуги или работы у единственного поставщика, чтобы:

  • предотвратить заражение коронавирусом
  • ликвидировать последствия его распространения

Президент России подписал закон об упрощении и оптимизации государственных и муниципальных закупок

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ разрабатывался Минфином России с 2020 года во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также рекомендаций Федерального собрания Российской Федерации. Согласование и проработка осуществлялась более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, ЦИК России, МИД России, СВР России.

  • Новации Федерального закона направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота.
  • Ключевыми нововведениями стали:
  • сокращение количества конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращения до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе);
  • расширение практики осуществления совместных закупок путем установления возможности их проведения с участием уполномоченных органов нескольких субъектов Российской Федерации;
  • исключение необходимости составления документации о закупке при проведении открытых конкурентных закупок;
  • введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки от планирования до приемки исполнения контракта, включая внедрение электронного контракта и электронного акта приемки;
  • введение новых механизмов недопущения применения иностранными государствами санкционных мер в отношении участников закупок.

Федеральным законом для обеспечения отбора заказчиками квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также вводится «универсальная стоимостная предквалификация».

При закупках стоимостью свыше 20 млн рублей устанавливается обязательное требование к участникам о наличии у них успешного опыта исполнения контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, независимо от предмета контракта и в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены проводимой закупки. При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусмотрен шаг «1 к 5», то есть предусматривается возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн. рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн. рублей, свыше 500 млн. рублей – на 100 млн. рублей.

Реализация предусмотренных изменений обеспечит минимизацию срывов при проведении закупочных процедур, прослеживаемость действий участников контрактной системы и снижение рисков при возникновении злоупотреблений.

Федеральным законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г.

Более подробно со всеми новациями закона можно ознакомиться на сайте Минфина России в разделе «Контрактная система».

Читайте также:  Производители продуктов просят запретить промоакции в магазинах на законодательном уровне

Закупки в условиях санкций: меры поддержки поставщиков

В марте 2022 Правительство РФ приняло 46-ФЗ, который вносит поправки в «Закон о контрактной системе», и несколько постановлений. Перечислим основные изменения в закупочном законодательстве. 

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Получить ЭП

Общие

Разрешили менять существенные условия в контрактах

Заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 — статья 112 44-ФЗ дополнена частью 65.1 (п. 4 ст. 8 46-ФЗ от 8 марта 2022). При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • Возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт.
  • Выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ и есть решение властей — Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.  

Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах. 

Избавили поставщиков от штрафов и неустоек

10 марта 2022 Правительство внесло изменения в ПП РФ № 783 от 04 июля 2018 и сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций. Постановление распространяется на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения (ПП РФ № 340).

Списать можно только начисленные и неуплаченные штрафы. Если участник оплатил неустойку, списать или вернуть ее не получится. Если заказчик удержал неустойку, то шансы остаются: пример — дело № А55-26467/2017.

Что делать, чтобы списать неустойки по контракту, который исполнен частично или не исполнен из-за санкций:

  • Поставщику лучше направить заказчику письмо о списании неустойки, хотя списание — обязанность заказчика, но они не всегда спешат ее исполнять.
  • Стороны должны составить акт сверки по начисленным и неуплаченным  неустойкам. Неустойка не списывается, если поставщик ее не подтвердил.
  • Поставщик представляет заказчику письменное обоснование причин, из-за которых не удалось исполнить контракт, и, при наличии, прикладывает подтверждающие эти обстоятельства документы. Если есть акт приемки или аналог, нужно приложить и его. 

Если учесть опыт в период пандемии коронавируса, то просто письма без подтверждающих документов будет недостаточно. Постарайтесь собрать документальные подтверждения причин неисполнения — например, сравнение цен товаров до и после санкций, письма логистических компаний и производителей, заключение Торгово-промышленной палаты (ТПП), письма и акты органов власти.

Утвердили новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика

Помимо случаев, указанных в ч.1 ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать товары, работы и услуги для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ у единственного поставщика, определенного актом соответствующих властей — п. 1 постановления Правительства РФ № 339 от 10 марта 2022. Срок действия постановления — до 31 декабря 2022 включительно.

Дополнили правила нацрежима

Товары из Луганской и Донецкой областей приравняли к отечественным (ПП РФ № 201 от 17.02.2022). Преимущества по нацрежиму распространяются теперь и на товары из этих регионов. Приказом Минфина № 30н от 5 марта 2022 утверждены изменения в приказ № 126н. Заметно скорректирован список товаров, к которым применяется порядок допуска. 

Продлили сроки лицензий и упростили их получение

Для компаний, чья деятельность лицензируется и требует специальных разрешений (ч.1 ст.

31 44-ФЗ), Правительство на 12 месяцев продлило действие разрешений, сроки которых истекают в период с 12 марта по 31 декабря 2022 (п.1 ПП РФ № 353 от 12 марта 2022).

Также власти вправе продлить действие разрешительных документов, срок которых истек ранее, чем постановление вступило в силу (п. 2 ПП РФ № 353). 

Если срок, до которого компании нужно было пройти лицензирование, пришелся на 2022 год, то он переносится на 12 месяцев (п. 3 ПП РФ № 353). 

Органы власти, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» в 2022 году вправе упрощать порядок получения необходимых документов — с учетом специфики видов разрешительной деятельности. Например, могут сократить сроки предоставления и переоформления лицензий, сократить список требований и документов для получения разрешений. Полный список мер указан в п. 4 Постановления. 

Позволили заказчикам по 223-ФЗ, попавшим под санкции, не размещать в ЕИС сведения о победителях закупки  

ПП РФ №301 от 06.03.2022 установило, что если недружественные страны ввели санкции или ограничения против заказчика по 223-ФЗ, то он вправе при проведении закупки не размещать в ЕИС сведения о победителе. Это касается и кредитных организаций, если санкции и ограничительные меры применены к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию.

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Получить ЭП

В сфере медицины

Упростили закупку медицинских изделий запросом котировок

6 марта 2022 Правительство упростило закупки медизделий через запрос котировок (ПП РФ №297). Срок действия постановления — до 1 августа 2022. 

При закупках медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (кроме изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчики могут проводить электронный запрос котировок, если начальная цена контракта (НМЦ) не больше 50 млн рублей. Годовой объем закупок таких медицинских изделий не должен превышать 750 млн рублей.

Расширили возможности закупок у единственного поставщика

По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России.

Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 (распоряжение № 430-р). Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн рублей для лекарств и расходников и 250 млн рублей для медизделий (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки  технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн рублей (пп «б» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Производители лекарств и медизделий, не имеющих аналогов, и единственные поставщики из России и стран, которые не вводили экономические санкции, будут внесены в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения этого реестра устанавливает Правительство (пп «в» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Срок действия новых мер, указанных в пп «а» и «в» п.3 ст. 8 46-ФЗ, два года со дня официального опубликования закона, то есть до 8 марта 2024.

В градостроении

Отдельные законы будут регулировать сферу градостроения

191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» дополнили статьей 10.18: в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Такой режим вводили и в период пандемии, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. 

В 2022 правительство вправе устанавливать порядок и случаи изменения строительных контрактов

Санкции усилили рост цен на стройресурсы, материалы и оборудование, и участники закупок столкнулись с необходимостью пересмотра цен контрактов, объектами которых являются строительство или реконструкция. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме N 7797-ИФ/09 от 1 марта 2022 детально разъясняет правила такого пересмотра. 

Документ определяет, в каких случаях и на основании какого нормативного акта можно увеличить стоимость контракта. Кроме того, при пересмотре цен договоров по 223-ФЗ нужно учитывать положения ПП РФ №1315 от 9 августа 2021.

Также законодатели рассмотрели порядок пересмотра стоимости комплексных контрактов, которые включают не только работы по строительству и реконструкции, но также проектные и изыскательские.

Члены саморегулируемой организации (СРО) могут получать от нее займы 

До 1 января 2023 у членов СРО остается возможность получать займы от организации из ее компенсационного фонда. Сумма всех таких займов не может превышать 50% от общего объема средств фонда. 

Правительство определяет требования к членам СРО для получения таких займов, цели займа, максимальный его размер для одной компании, процентную ставку и сроки, а также порядок контроля за использованием средств.

Как минимизировать риски

Приведем несколько простых советов и рекомендаций по выбору будущих тендеров в новых экономических условиях.

Выбираем надежные закупки

  • Выбирайте тендеры с теми товарами, в поставке которых вы уверены — лучше отечественного производства или из стран ЕАЭС. 
  • Продумывайте логистику с учетом закрытия границ и рассчитывайте сроки поставок с запасом.
  • Валютные тендеры сложно предсказать, рублевые контракты будут стабильнее.

Анализируем заказчиков и контрагентов

Изучайте заказчика: сможет ли он заплатить, есть ли в отношении него арбитражные дела, связан ли он с иностранными учредителями. Как анализировать заказчиков, подробнее рассказали в статье.

Также учитывайте, что с заказчиками по 223-ФЗ больше возможностей изменить договор по соглашению сторон, чем в госзаказе.

Оцените возможности производителей товаров, которые вы поставляете. Желательно иметь несколько источников товара или материалов.

Исключаем возможные ошибки

Через запросы на разъяснения обсуждайте с заказчиком характеристики технического задания, проекты контрактов или договоров. Где возможно, прописывайте условия по форс-мажору.

Если участвуете в электронных торгах, проверяйте надежность работы площадок и порталов.

Продумываем защиту

Если выполнить контракт все-таки не получается, для защиты можно использовать схему с форс-мажором — если речь идет о закрытых границах или санкциях. 

Меры поддержки призваны оказать помощь как поставщикам, так и заказчикам, чтобы бизнес продолжал участвовать в госзаказе в том же объеме. Ведь именно тендеры, независимо от ситуации в стране, будут предоставлять компаниям работу, а следовательно, и возможность заработать, удержаться в своей нише на рынке.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Adblock
detector