Как осуществляется и чем регулируется банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг
- В производстве по делу о банкротстве организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицами, участвующими в судебном процессе, признается также орган государственного управления по регулированию рынка ценных бумаг.
- Управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию управляющего, а также дополнительно специальный аттестат управляющего, выдаваемый органом государственного управления по регулированию рынка ценных бумаг.
- Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в имущество должника – профессионального участника рынка ценных бумаг.
- С момента введения санации или открытия ликвидационного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением управляющего с клиентами.
- Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество таких ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат этих ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.
- В процессе санации организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющий вправе с согласия и от имени клиентов передать ценные бумаги, переданные ими этой организации в управление, иной организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.
Тема 6. Правовое регулирование цен и ценообразования.
1. Понятие и виды цен.
2. Правовые основы государственного регулирования цен и тарифов.
3. Ответственность в сфере ценообразования.
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности… | Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями… | Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм… | Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени… |
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые…СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому…Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов — это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена… | Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение…Интуитивное мышление Мышление — это психический процесс, обеспечивающий познание сущности предметов и явлений и самого субъекта…Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую… |
Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника. В извещении, направляемом клиентам профессионального участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.
Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг
В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг, на хранении и (или) учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.
Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, не включаются в конкурсную массу.
Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.
С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность.
В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащих его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг.
В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.
Статья 187. Особенности регулирования банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
ВикиЧтение
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год Автор неизвестен
Статья 187. Особенности регулирования банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
2. Утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
3. Особенности процедур, применяемых в деле о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут устанавливаться федеральным законом.
4.
В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур, применяемых в деле о банкротстве, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник рынка ценных бумаг, и клиентам такого профессионального участника в течение десяти дней с даты введения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В уведомлении, направляемом клиентам профессионального участника рынка ценных бумаг, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими этим клиентам.
5. Положения настоящей статьи и статей 188 и 189 настоящего Федерального закона не применяются при банкротстве кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, за исключением случаев, если кредитная организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим депозитарную деятельность.
Статья 189. Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг
1. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении,
Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
К доходам налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг признаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг
Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
К расходам профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме расходов, указанных в статьях 254 – 269 настоящего Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных
Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
Профессиональные участники рынка ценных бумаг признаются осуществляющими дилерскую деятельность, если
Статья 15.29. Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фонд
Статья 15.29. Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных
Статья 10. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг
Статья 10. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг
Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.Ограничения на совмещение видов деятельности
Статья 10.1. Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 10.1. Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. Функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять:лица, которые осуществляли функции единоличного
Глава 10. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Глава 10. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных
Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг
Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;государственной регистрации
Глава 11. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Глава 11. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего
Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения – лицензии,
Глава 13. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Глава 13. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее
Статья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных
Анализ процесса банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг (стр. 4 из 23)
- 2. В зависимости от функций и роли на рынке ценных бумаг[28]:
- -посредники – брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами;
- -организации, обслуживающие фондовый рынок — обеспечивающие заключение сделок (организаторы торговли);
- -организации обеспечивающие исполнение сделок (депозитарии, клиринги, регистраторы).[29]
Так как классификации профессиональных участников рынка ценных бумаг даже по одному и тому же критерию у разных авторов выглядит по-разному, представляется, что подобная непоследовательность может запутать нас при дальнейшем описании каждого профессионального участника.
Поэтому мы будем придерживаться их классификации в зависимости от видов деятельности, перечисленных в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг.
Следовательно, можно выделить: 1) брокеров; 2) дилеров; 3) управляющих ценными бумагами; 4) клиринговые организации; 5) депозитариев; 6) реестродержателей; 7) организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
В рамках каждого вида можно так же вычленить некоторые подвиды профессиональных участников, опосредованные деятельностью участников основных видов: андеррайтеры, финансовые консультанты и агенты по управлению капиталом для брокеров и дилеров; управляющие компаний инвестиционных фондов для управляющих ценными бумагами; специализированные депозитарии; номинальные держатели; фондовые биржи.
- Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
- 1)Профессиональные участники рынка ценных бумаг обладают набором специфических признаков:
- -являются составным элементов более широкого понятия – участники рынка ценных бумаг, а, следовательно, обладают и их признаками: правоспособность; участие в правоотношениях по поводу особого предмета – эмиссионных и иных, в предусмотренных законом случаях, ценных бумаг; правовой статус регулируется особым законодательством – Законом о рынке ценных бумаг и иными, не противоречащими последнему, нормативно-правовыми актами;
- -могут осуществлять деятельность только в качестве юридических лиц;
- -осуществляют виды деятельности, указанные в главе второй Закона;
- -профессионализм;
-являются элементом инфраструктуры рынка ценных бумаг, т.е. деятельность их есть лишь часть деятельности, связанной с ценными бумагами, призванная обеспечить взаимосвязи эмитента и инвестора;
- -обеспечивая добросовестность и конкуренцию, выступают гарантами стабильности фондового рынка;
- -осуществляют свою деятельность систематически и самостоятельно;
- -деятельность носит рисковый характер и подлежит обязательному лицензированию;
- -имеют предпринимательскую природу.
- 2)Под профессиональными участниками фондового рынка следует понимать участников рынка ценных бумаг посреднического характера, действующих в качестве юридических лиц, осуществляющих виды профессиональной, в основном предпринимательской деятельности, указанные в главе второй Закона о рынке ценных бумаг, и получивших соответствующую лицензию в установленном законом порядке.
- 3)Можно выделить следующие виды профессиональных участников на рынке ценных бумаг: основные: брокер, дилер, управляющий ценными бумагами, клиринговая организация, депозитарий, реестродержатель, организатор торговли на рынке ценных бумаг; производные: андеррайтер, финансовый консультант, агент по управлению капиталом, управляющая компания инвестиционных фондов, специализированный депозитарий, номинальный держатель, фондовая биржа.
§2. Признаки банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 137-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[30] не устанавливает специальных критериев и признаков банкротства профучастников фондового рынка (ст. 187-189). В силу требований ст.ст. 168, 180 Закона о несостоятельности 2002 г.
, они должны определяться аналогично общим критериям и признакам банкротства юридических лиц.
Исключение составляют профучастники – кредитные организации, банкротство которых (кроме депозитариев) предполагает наличие особых условий, содержащихся в Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[31], который не содержит особенностей применительно к профучастникам фондового рынка.
Таким образом, рассмотрение критериев и признаков банкротства юридических лиц, совместно с критериями и признаками, используемыми для установления несостоятельности кредитных организаций, позволит в полной мере раскрыть предмет настоящего параграфа нашего исследования.
Признавая используемый в Законе о несостоятельности 2002 г. термин «несостоятельность» вполне удачным и отражающим юридическое существо самого института[32], мы не можем не остановиться на определении, сформулированном выдающимся русским цивилистом императорской России Г.Ф. Шершеневичем.
В своем труде «Конкурсное право» русский ученый указывает, что несостоятельность – это «известное состояние имущества, которое по официальному засвидетельствованию внушает предположение в недостаточности его для покрытия всех долгов, лежащих на нем»[33]. Интерес представляет понимание Г.Ф.
Шершеневичем несостоятельности как состояния имущества, которое лишь создает предположение, но не устанавливает факта.
Подобный подход лишний раз свидетельствует о неоднозначности самого института несостоятельности. Ведь, подавая соответствующее заявление в арбитражный суд, конкурсный кредитор или уполномоченный орган лишь предполагают несостоятельность должника.
Данное предположение, в свою очередь, основывается на фикции, что превышение пассивов над активами (для критерия неоплатности), либо неспособность вовремя удовлетворять требования кредиторов (для критерия неплатежеспособности) указывают на возможную несостоятельность.
Возбуждая производства по делу о банкротстве, арбитражный суд тем самым официально засвидетельствывает предположение в недостаточности имущества должника для покрытия имеющихся долгов (что является, в конечном счете, сутью указанных двух критериев).
Признавая должника банкротом, арбитражный суд как бы трансформирует предполагаемое банкротство в действительное. На невозможность суда автоматически, лишь при наличии признаков банкротства, признать должника несостоятельным указывает формулировка ст. 53 Закона о банкротстве. Согласно п. 1 ст.
53 решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст.
3 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве. Другими словами суд должен действительно убедиться в несостоятельности должника и в отсутствии возможностей для введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, способных стабилизировать его финансовое состояние или предотвратить официальное банкротство.
Таким образом, можно говорить о несостоятельности предполагаемой, наличие признаков которой необходимо для возбуждения дела о банкротстве, и несостоятельности действительной, квалифицирующей состояние должника как фактически неплатежеспособное.
В таком контексте представляется совершенно оправданным указание М.В. Телюкиной на наличие внешних и сущностных признаков банкротства.[34] Первые необходимы для возбуждения производства по делу о банкротстве; вторые – для классификации несостоятельности должника.
Ученый считает, что признаки, достаточные для инициирования банкротства, должны применяться только на стадии возбуждения производства по делу о несостоятельности, а признаки банкротства — при решении вопроса об успешности окончания внешнего управления при признании должника банкротом[35].
Как нами указывалось выше законодатель в ст. 53 Закона о несостоятельности 2002 г. придерживается несколько иной точки зрения – наличие признаков, указанных в ст. 3 данного нормативного правового акта, еще недостаточно для признания должника банкротом. Должны быть исчерпаны или быть практически бессмысленными возможности восстановления платежеспособности должника.
Последние и есть, на наш взгляд, основной, сущностный момент фактического банкротства. Подобный вывод подтверждается еще тем соображением, что между внешними и сущностными признаками, предлагаемыми указанными выше авторами практически нет разницы.
Даже более того, признаки предположительной несостоятельности более «суровы» нежели признаки несостоятельности фактической, что явно не отвечает целям института банкротства.
В этой связи, представляется более верной терминология «признаки предполагаемой несостоятельности» и «признаки установленной (действительной) несостоятельности».
Рассмотрим непосредственно признаки несостоятельности юридических лиц, характерные, как мы выяснили, и для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
1. Наличие субъекта, который может быть объявлен несостоятельным.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности 2002 г. перечень лиц, которые могут быть признаны банкротом, определяется ГК РФ. Ст. 65 ГК РФ предусматривает возможность признания банкротом как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица. Исключения составляют только казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация.[36]
2. Неспособность удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам.
Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ
Российская федерация
Федеральный закон
О рынке ценных бумаг
Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года
Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года
(В редакции федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ, от 22.12.2008 № 266-ФЗ, от 30.12.2008 № 320-ФЗ, от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 28.04.2009 № 74-ФЗ, от 03.06.2009 № 115-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 224-ФЗ, от 04.10.2010 № 264-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.06.2011 № 122-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 14.06.2012 № 79-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 23.07.2013 № 210-ФЗ, от 23.07.2013 № 249-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 420-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 460-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 222-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 30.12.2015 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 18.06.2017 № 123-ФЗ, от 30.06.2017 № 128-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 20.12.2017 № 397-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 18.04.2018 № 75-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 17.06.2019 № 149-ФЗ, от 26.07.2019 № 248-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 454-ФЗ, от 27.12.2019 № 484-ФЗ, от 27.12.2019 № 495-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ, от 11.06.2021 № 192-ФЗ, от 01.07.2021 № 250-ФЗ, от 02.07.2021 № 325-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ, от 02.07.2021 № 354-ФЗ, от 16.04.2022 № 114-ФЗ, от 14.07.2022 № 292-ФЗ, от 14.07.2022 № 331-ФЗ, от 20.10.2022 № 409-ФЗ)
(С учетом федеральных законов от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 13.07.2015 № 223-ФЗ, от 07.04.2020 № 115-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ)
Раздел i. общие положения
Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. (В редакции Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ)
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- 1) эмиссионные ценные бумаги — любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
- размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
- имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;
- 2) выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих равные объем и сроки осуществления прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска;
- 3) дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях;
- 4) регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг;
- 5) владелец — лицо, указанное в учетных записях (записях по лицевому счету или счету депо) в качестве правообладателя бездокументарных ценных бумаг, либо лицо, которому документарные ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;
- 6) лица, осуществляющие права по ценным бумагам, — владельцы ценных бумаг и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами или их личным законом от своего имени осуществляют права по ценным бумагам;
- 7) эмитент — юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами;
- 8) специализированное общество — хозяйственное общество, которое соответствует установленным главой 31 настоящего Федерального закона требованиям;
- 9) эмиссия ценных бумаг — установленная настоящим Федеральным законом последовательность связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг действий эмитента и иных лиц;
- 10) акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;
11) облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом) в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигация при соблюдении условий, установленных настоящим Федеральным законом, может не предусматривать право ее владельца на получение номинальной стоимости облигации в зависимости от наступления одного или нескольких указанных в ней обстоятельств.
Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт;
12) опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.
Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции.
При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе;
13) российская депозитарная расписка — эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций или облигаций иностранного эмитента) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцем российской депозитарной расписки, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей;
14) размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;
15) публичное размещение ценных бумаг (размещение ценных бумаг путем открытой подписки) — размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы.
Не является публичным размещение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на размещение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также размещение ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
16) обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги;
17) публичное обращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Не является публичным обращение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на обращение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также совершение сделок с ценными бумагами с использованием инвестиционных платформ; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
- 18) профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 — 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, а также лица, которые осуществляют деятельность, указанную в статье 61 настоящего Федерального закона;
- 19) финансовый консультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг;
- 20) листинг ценных бумаг — включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список;
- 21) делистинг ценных бумаг — исключение ценных бумаг организатором торговли из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе исключение ценных бумаг биржей из котировального списка;
- 22) финансовый инструмент — ценная бумага или производный финансовый инструмент;
23) производный финансовый инструмент — договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества), предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
- обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства или иных показателей, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и относительно которых неизвестно, наступят они или нет, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
- обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
- обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом;
231) номинал обязательства производного финансового инструмента — размер денежной суммы, исходя из которой определяются денежные требования сторон (стороны) договора, являющегося производным финансовым инструментом. При этом номинал обязательства может определяться в твердой денежной сумме или в порядке, установленном указанным договором; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 306-ФЗ)
Основания для аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг
В данной статье рассмотрим основания, предусмотренные законодательством РФ, для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
По состоянию на 25.11.2016 в России действовало 471 брокер, 495 дилеров, 378 доверительных управляющих, 411 депозитариев, 35 регистраторов, 5 форекс-дилеров. Все перечисленные организации являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Однако, в ближайшее время количество профессиональных участников рынка ценных бумаг резко уменьшиться.
Это, в первую очередь, связано с проводимыми Банком России мероприятиями по консолидации участников рынка ценных бумаг, повышению их качества и контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее — профдеятельность на РЦБ).
Данные мероприятия Банк России проводит вполне на законных основаниях. В связи с тем, что Банк России является уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг и надзору за деятельность его участников, то Банк России вправе как выдавать, так и аннулировать лицензии профучастника РЦБ.
Основания для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — профучастник РЦБ) установлены ст. 39.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ № 39). В частности, к таким основаниям относятся:
- Добровольное заявление профучастника РЦБ в письменной форме об аннулировании лицензии.
- Неоднократное в течение 1 (одного) года неисполнение профучастником РЦБ предписания Банка России.
- Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение профучастником РЦБ бумаг более чем на 15 (пятнадцать) рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профдеятельности на РЦБ.
- Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение профучастником РЦБ требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профдеятельности на РЦБ.
- Отсутствие лица, имеющего лицензию на осуществление профдеятельности на РЦБ, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (адресу юридического лица).
- Прекращение руководства текущей деятельностью профучастника РЦБ (принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа (далее — ЕИО) без одновременного принятия решения об образовании временного ЕИО или нового ЕИО либо отсутствия лица, осуществляющего функции ЕИО, свыше 1 (одного) месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции ЕИО).
- Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований законодательства РФ о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве.
- Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7), ст. 7.3 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115), и (или) в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с ФЗ № 115;