Какие штрафы предусмотрены за нарушение трудового законодательства
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
За неисполнение данной обязанности законом предусмотрена ответственность.
Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права наступает по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
- Так, за данное правонарушение, совершенное впервые, предусмотрены наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
- Совершение административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 до 20 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 до 70 тысяч рублей.
За отдельные виды нарушений трудового законодательства административная ответственность предусмотрена специальными нормами – ч.ч. 3-7 ст. 5.27 КоАП РФ.
- В частности, частью 4, указанной статьи установлена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
- За данный вид правонарушений установлены увеличенные штрафы:
- на должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей;
- на предпринимателей — от 5 до 10 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
Частями 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушения законодательства, связанные с оплатой труда. Состав правонарушения образуют:
- невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений,
- воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата,
- установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
- Указанные действия влекут наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
- Совершение аналогичного административного правонарушения, повторно, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 до 30 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
- Для должностных лиц также предусмотрено применение наказания в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
- Ряд нарушений трудового законодательства уголовно наказуемы.
Статья 144.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста. Виновному грозит штраф до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.
Аналогичное наказание установлено за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет ответственность (ст. 145 УК РФ).
Статья 145.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Ответственность по данной статье несут руководитель организации, работодатель — физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
- Так, частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности наказывается:
- штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года,
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года,
- принудительными работами на срок до двух лет,
- лишением свободы на срок до одного года.
- Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности наказывается:
- штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
- принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,
- лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
- Если указанные действия повлекли тяжкие последствия, то виновному грозит до 5 лет лишения свободы.
Штрафы КоАП за нарушение законодательства в 2023 году
Такие нарушения определены в Главах 5, 14, 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица | От 500 до 2 000 руб. | ч.1 ст. 14.1 |
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) | От 40 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц, с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;От 4 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц, с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой | ч.2 ст. 14.1 |
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) | От 30 000 до 40 000 руб. — для юридических лиц;От 3 000 до 4 000 руб. — для должностных лиц | ч.3 ст. 14.1 |
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) | От 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток — для юридических лиц;От 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц | ч.4 ст. 14.1 |
Нарушения в сфере налогового законодательства | ||
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций | От 40 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;От 4 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц | ст. 15.1 |
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | От 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц;От 2 000 до 3 000 руб. — для должностных лиц (с сопряженным ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе) | ст. 15.3 |
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации | Предупреждение или штраф от 1 000 до 2 000 руб. — для должностных лиц | ст. 15.4 |
Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета | Предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. — для должностных лиц | ст. 15.5 |
Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | От 300 до 500 руб. — для должностных лиц | ст. 15.6 |
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности | От 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц;От 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет — для должностных лиц (при повторном совершении) | ст. 15.11 |
Производство товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации | От 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для юридических лиц;От 5 000 до 10 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для должностных лиц | ч.1 ст. 15.12 |
Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации | От 50 000 до 300 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для юридических лиц;От 5 000 до 10 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для должностных лиц | ч.2 ст. 15.12 |
Нарушения в сфере трудового законодательства | ||
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | От 30 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц;От 1 000 до 5 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.1 ст. 5.27 |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 повторно | От 50 000 до 70 000 руб. — для юридических лиц;Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет или штраф от 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;От 10 000 до 20 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.2 ст. 5.27 |
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями | От 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц | ч.3 ст. 5.27 |
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора | От 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц;От 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;От 5 000 до 10 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.4 ст. 5.27 |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.3 или ч.4 ст. 5.27 повторно | От 100 000 до 200 000 руб. — для юридических лиц;Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — для должностных лиц;От 30 000 до 40 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.5 ст. 5.27 |
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений | От 30 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;От 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;От 1 000 до 5 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.6 ст. 5.27 |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 | От 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц;Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет или штраф от 20 000 до 30 000 руб. — для должностных лиц;От 10 000 до 30 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.7 ст. 5.27 |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда | От 50 000 до 80 000 руб. — для юридических лиц;От 2 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц;От 2 000 до 5 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.1 ст. 5.27.1 |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение | От 60 000 до 80 000 руб. — для юридических лиц;Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц;От 5 000 до 10 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.2 ст. 5.27.1 |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда | От 100 000 до 130 000 руб. — для юридических лиц;От 15 000 до 25 000 руб. — для должностных лиц;От 15 000 до 25 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.3 ст. 5.27.1 |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты | От 100 000 до 150 000 руб. — для юридических лиц;От 20 000 до 30 000 руб. — для должностных лиц;От 20 000 до 30 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.4 ст. 5.27.1 |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1-4 ст. 5.27.1 повторно | Приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф от 100 000 до 200 000 руб. — для юридических лиц;Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет или штраф от 30 000 до 40 000 руб. — для должностных лиц;Приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф от 30 000 до 40 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | ч.5 ст. 5.27.1 |
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров | Предупреждение или штраф от 1 000 до 3 000 руб. | ст. 5.28 |
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров | Предупреждение или штраф от 1 000 до 3 000 руб. | ст. 5.29 |
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения | Предупреждение или штраф от 3 000 до 5 000 руб. | ст. 5.30 |
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению | Предупреждение или штраф от 3 000 до 5 000 руб. | ст. 5.31 |
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах | От 1 000 до 3 000 руб. | ст. 5.32 |
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры | От 2 000 до 4 000 руб. | ст. 5.33 |
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки | От 4 000 до 5 000 руб. | ст. 5.34 |
Нарушения в сфере обязательного социального страхования | ||
Нарушение страхователями установленного срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов | От 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц | ст. 15.32 |
Нарушение установленного срока представления в ФСС информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации | От 1 000 до 2 000 руб. — для должностных лиц | ч.1 ст. 15.33 |
Нарушение сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС | От 300 до 500 руб. — для должностных лиц | ч.2 ст. 15.33 |
Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в территориальные органы ФСС оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде | От 300 до 500 руб. — для должностных лиц | ч.3 ст. 15.33 |
Непредставление на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы ФСС оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде | От 300 до 500 руб. — для должностных лиц | ч.4 ст. 15.33 |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | От 5 000 до 10 000 руб. — для юридических лиц;От 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц | ст. 15.34 |
Административная ответственность за нарушение трудового и налогового законодательства наступает в случае совершения юридическим или физическим лицом административного деликта, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Налоговые деликты
Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.
Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.
Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:
- территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
- судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .
Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.
Размер штрафа как наказания по КоАП диверсифицируется в зависимости от:
- размера причиненного государству ущерба;
- повторности деяния;
- длительности срока, в течение которого совершались правонарушения и т.д.
Деликты в трудовом праве
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.
Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.
Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.
Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:
- незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
- фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
- умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
- ненадлежащее составление трудового договора с работником;
- невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
- учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
- умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.
Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.
Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.
Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников — новости Право.ру
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов За нарушение трудового законодательства — невыплату зарплаты, незаключение трудового договора — работодателей наказывают по КоАП. Некоторые вопросы применения статьи вызывали трудности у судов, и ВС подробно разобрал их в новом постановлении, которое 9 декабря отправляли на доработку, а 23-го приняли. Как разъясняется в документе, невыплата зарплаты — это отдельное нарушение по каждому из сотрудников и штрафовать будут за все такие случаи. А за включение в трудовой договор дискриминационных пунктов накажут так же, как если бы договор вообще не заключался.
Новое постановление разъясняет аспекты наказания работодателей по ст. 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Эта статья предусматривает штрафы для ИП-работодателей до 40 000 руб., а для юрлиц — вплоть до 200 000 руб.
https://www.youtube.com/watch?v=AVPFkXMJXFU\u0026pp=ygV-0JrQsNC60LjQtSDRiNGC0YDQsNGE0Ysg0L_RgNC10LTRg9GB0LzQvtGC0YDQtdC90Ysg0LfQsCDQvdCw0YDRg9GI0LXQvdC40LUg0YLRgNGD0LTQvtCy0L7Qs9C-INC30LDQutC-0L3QvtC00LDRgtC10LvRjNGB0YLQstCw
Пленум напоминает, что ст. 5.27 КоАП предусматривает ответственность работодателя не только за нарушение Трудового кодекса, но и других федеральных законов, законов субъектов, президентских указов и правительственных постановлений.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда наказывается уже ст. 5.27.1 КоАП.
Закон, который улучшает положение нарушителя, имеет обратную силу. Это относится не только к самому КоАП, но и к нормативно-правовым актам, содержащим нормы трудового права. Рассматривающий дело судья должен проверять, был ли соблюден порядок регистрации, опубликования и вступления в силу такого нормативно-правового акта.
ВС подчеркивает, что ответственность за нарушение трудового законодательства могут нести не только сами работодатели, но и их должностные лица, а также иные работники, уполномоченные на привлечение к трудовой деятельности других людей.
Увольнение должностного лица или уполномоченного работника не мешает привлечению их к ответственности, равно как и прекращение деятельности ИП.
Пленум детализирует нарушения, за которые нужно штрафовать по «общей» ч. 1 ст. 5.27 КоАП. К ним, в частности, относятся задержки с утверждением графика отпусков, ошибки при оформлении командировки и нарушение правил ведения трудовых книжек.
По ч. 2 ст. 5.27 КоАП наказывают при повторном нарушении. Например, при отказе выдать документы или их копии сначала одному работнику, а потом другому.
При этом если руководителя организации привлекли к ответственности на одном месте работы, а потом он устроился на другое и продолжил нарушать там, — его все равно накажут за повторное нарушение. Но суд должен проверить, как давно было первое привлечение: по правилам ст. 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым админответственности в течение года.
Квалификация нарушения как длящегося или нет позволяет правильно определить сроки привлечения к ответственности и понять, прошли ли они.
Так, уклонение от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление или заключение вместо него гражданско-правового соглашения — это недлящиеся нарушения. Они считаются оконченными через три дня после того, как работодатель допустил неоформленного сотрудника к работе.
Если его допустили к работе без обязательного обучения, проверки, осмотра, освидетельствования либо вопреки медицинским противопоказаниям, это длящееся нарушение. Если работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты, это тоже длящееся. В таком случае составляется один протокол, даже если работников несколько.
Ч. 4 ст. 5.27 КоАП устанавливает ответственность за неоформление или ненадлежащее оформление трудовых отношений.
По этой норме привлекут не только за работников без договора, но и за включение в договор «условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников».
Подтвердить их можно любыми доказательствами, что человек лично и за деньги выполнял работу в интересах, под управлением и контролем работодателя. Это могут быть объяснения предполагаемого нарушителя, показания работника и свидетелей, письменные доказательства, фото- и видеосъемка, звуко- и видеозаписи.
Ко «второму чтению» постановление дополнили перечнем доказательств, подтверждающих удаленную работу. Это, например, распоряжение руководства об удаленной работе, ежедневные отчеты о проделанной работе, удаленный доступ к рабочему компьютеру. Факт постоянного обмена рабочими сообщениями через интернет тоже может подтвердить удаленку.
Эти доказательства нужны, чтобы привлечь работодателя по ч. 4 ст. 5.27 КоАП за неоформление или ненадлежащее оформление трудового договора.
Индивидуальный трудовой спор сотрудника с работодателем и административная ответственность — это разные вещи, напоминает Пленум. Поэтому трудовой спор в процессе рассмотрения никак не защищает работодателя от штрафов или других санкций по КоАП.
При этом, если суд уже принял решение по спору с работником, его надо учитывать в деле об административном правонарушении.
Пленум разъясняет и правила привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП за невыплату зарплаты. Датой перечисления денег считается день передачи в банк платежного поручения о переводе, если средства есть в нужном количестве на счете работодателя. Дата фактического поступления денег на счет работника значения не имеет.
Несвоевременная выплата зарплаты — это не длящееся нарушение. Срок давности начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты. Каждая задержка или невыплата — это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников.
Если работодатель из корыстной или иной личной заинтересованности больше трех месяцев не платит зарплату частично (менее половины) или больше двух месяцев — полностью, то это уже не административное нарушение, а уголовное преступление, и наказывать по нему надо по ст. 145.1 УК.
Если судья установит признаки преступления, то он должен передать материалы дела правоохранительным органам.
Постановление Пленума Верховного суда от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Право.ru connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 19:30Проект об изменении правил поворота судебных решений прошел второе чтение В команду Право.ru нужен продюсер конференций Best Law Firm Marketing — старт приема заявок 18:31Европарламент одобрил закон об искусственном интеллекте 18:03Минфин предлагает бизнесу привлекать капитал на фондовом рынке 17:36Госдума приняла поправки к нормам АПК 17:00Законопроект о допуске судимых к службе по контракту прошел первое чтение 16:50Поправки о штрафах за интернет-рекламу без маркировки приняли во втором чтении 16:21ВС защитил добросовестного залогодержателя 15:50Суд признал банкротом экс-руководителя банка «Век» 15:37Экс-руководителей банка «Экспресс» привлекли к субсидиарке на 3,9 млрд руб. 15:19Адвоката обвиняют в посредничестве при даче взятки 14:40ВС отказался считать неустойку по договору текущим требованием
14:00Для долевого страхования жизни предлагают ввести налоговый вычет 13:31В 2022 году осудили почти 12 000 бизнесменов 13:03В Госдуму внесли новеллу о наказании для водителей за прием лекарств 12:03В ГД внесли проект о взаимодействии госюрбюро и адвокатов 11:46Анонс июньского заседания ВККС: главные вопросы 11:01Пленум ВС рассмотрит вопросы ареста для отдельных категорий граждан 9:31ВККС ищет четырех судей, двух зампредов и трех председателей 9:16Публичные компании будут раскрывать данные о дивидендной политике 9:07Власти обсуждают эксперимент по трансграничным расчетам с ЦФА 8:55Утренний обзор за 14 июня 20:36В Трудовой кодекс предлагают включить правила расчета отпусков 19:12Spotify оплатит $5,4 млн штрафа за ошибки при сборе данных 17:48Новые регионы РФ получат 1 млрд руб. на поддержку МСП 17:46Помощника судьи приговорили к двум годам колонии за мошенничество 17:04Правительство одобрило законопроект о налоге на сверхприбыль для бизнеса 16:41Путин подписал закон о конфискации за киберпреступления 16:12Путин подписал закон об ограничении ареста предпринимателей 15:58Адвокатам объяснили, что делать при недопуске к доверителю 15:44Бизнес будут штрафовать за навязывание допуслуг потребителям 15:34ВС принял отказ от иска в деле об аннулировании скидки 14:10Поправки о прекращении исполпроизводства прошли второе чтение 14:02Страховое возмещение по европротоколу предлагают увеличить 13:259-й ААС обязал Siemens отремонтировать поезда для РЖД 13:22Центробанк дополнил механизм поддержки кредитования МСП 13:00Осужденных участников СВО освободят от уголовной ответственности 12:46Литовский банк Revolut замораживает счета россиян 11:36ТПП предлагает снизить налог на апартаменты 11:21ФАС обнаружила картель в сфере лабораторных исследований 10:53КС решит, кто оплатит экспертизу, если у проигравшей стороны нет денег 10:00Минфин предлагает отсрочить льготы для нефтяных компаний 9:18Туроператоров освобождают от НДС 8:44Утренний обзор за 13 июня 20:43ВККС отбирала судей в Запорожскую и Херсонскую области 20:32Кассация одобрила субсидиарку для руководства банка «РМБ» 20:16ВККС выбрала судей в ДНР 20:09Высшая квалифколлегия одобрила судей в ЛНР 19:42ЕС определил, когда нарушение санкций станет преступлением 18:26АСВ просит привлечь к субсидиарке руководство «Интерпромбанка» 18:11ВС допустил взыскание компенсации морального вреда в банкротстве 17:39Росфинмониторинг объяснил, как риелторам продавать свою недвижимость 16:58ВС решил спор о взыскании убытков по банковской гарантии 16:26АСГМ отказался признать несуществующий акт иностранного суда 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- 2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
- 3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- 4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
- 6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- 7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарий к ст. 5.27 КоАП
1. Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения. Трудовое законодательство призвано регулировать, прежде всего, те общественные отношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности, т.е. трудовые отношения.
Однако особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст.
1 Трудового кодекса РФ.
Прежде всего, к ним необходимо отнести организационно-управленческие отношения, которые возникают в связи с необходимостью организации трудового процесса и управления трудом.
Управление трудовой деятельностью осуществляет преимущественно работодатель (например, путем установления обязательных для работников данной организации правил внутреннего трудового распорядка).
Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает участие работников либо их представителей в управлении организацией (например, те же правила внутреннего трудового распорядка принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа). Такое участие работников в процессе организации труда и управления трудом реализуется в рамках социального партнерства.
Социально-партнерские отношения складываются по поводу ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия в управлении организацией и т.п. Их спецификой является равенство участников (представителей работников и работодателей), а также преимущественно договорный характер регулирования таких отношений.
Традиционно в сферу правового регулирования трудового права включаются отношения, связанные с трудоустройством и занятостью. Эти отношения возникают в связи с обращением гражданина в службу занятости, регистрацией его в качестве безработного, деятельностью органов занятости по его трудоустройству, оказанием ему различных мер социальной поддержки и т.п.
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников возникают между учеником работника и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением. В этих случаях работодатель может заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы (ст. 198 ТК РФ). При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством, а ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.
Определенной спецификой обладают отношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работников и работодателей.
Материальная ответственность сторон трудового договора выражается в необходимости возместить ущерб, причиненный виновным и противоправным поведением (действием или бездействием).
Несмотря на некоторое сходство с гражданско-правовой ответственностью, которая также выражается в возмещении причиненного ущерба, материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности.
К отношениям, связанным с трудовыми, также относятся отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства — контрольно-надзорные отношения.
Эти отношения возникают при реализации своей компетенции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также законодательства об охране труда как специально уполномоченными государственными органами, так и выборными профсоюзными органами работников.
К отношениям, тесно связанным с трудовыми, закон относит и отношения, возникающие в связи с разрешением трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются Комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные споры разрешаются путем проведения примирительных процедур, в которых помимо сторон спора могут участвовать посредники и трудовые арбитры.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в самых различных действиях или бездействии, которые нарушают трудовое законодательство. В этой связи чрезвычайно важным является четкое определение круга нормативных актов, которые включаются в понятие «трудовое законодательство».
Понятие «законодательство» может трактоваться в широком и узком смысле этого слова. Формально юридически, т.е. в узком понимании, оно охватывает только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако существует и расширительное понимание данного термина. Так, А.Б.
Агапов высказывал точку зрения, что в смысле комментируемой нормы «к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ» . Нужно сказать, что ранее Трудовой кодекс РФ не содержал разъяснения данного правового термина.
Однако новая редакция ТК РФ (с изменениями от 30.06.2006) прямо закрепляет в ст. 5, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, объективную сторону этого правонарушения образуют только деяния, нарушающие предписания, установленные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но не подзаконным актом.
В этой связи можно отметить две проблемы, связанные с применением данной нормы.
———————————
Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах). М.: Статут, 2004.
Во-первых, если закон содержит отсылочную норму к подзаконному акту. Например, согласно ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Если работодатель или соответствующее должностное лицо нарушает порядок ведения трудовой книжки, установленный постановлением Правительства РФ, могут ли его действия квалифицироваться как нарушение трудового законодательства? Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.
Однако правоприменительная практика идет по иному пути.
Во-вторых, определенные сложности в ряде случаев может вызвать формулировка «закон, содержащий нормы трудового права».
Например, профессиональная деятельность государственных гражданских служащих регулируется на сегодняшний день ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) N 79-ФЗ.
Данный Закон содержит очень большое количество норм, регулирующих поступление на службу, ее прохождение, увольнение с гражданской службы. Следует ли относить данные нормы к трудовым? В этой связи в специальной литературе сформировались две полярные позиции по вопросу регулирования государственно-служебных отношений.
Первая точка зрения основана на признании трудоправового характера отношений между гражданским служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно, те ученые, которые придерживаются подобного подхода, полагают, что «внутренние», т.е.
служебные, отношения в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, разумеется с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законодательством о государственной службе.
Как правило, этой позиции придерживаются специалисты в области трудового права .
———————————
Иванов С.А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. N 4; Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. 1997. N 2; Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.
Сторонники другой точки зрения отстаивают качественную специфику государственно-служебных отношений, которая, по их мнению, диктует совершенно иной подход к их правовому регулированию, в корне отличный от трудоправового («частноправового») регулирования. Эта позиция, в частности, была обоснована в работах Ю.А. Старилова, А.А. Гришковца, А.Ф. Ноздрачева и некоторых других авторов, преимущественно административистов .
———————————
Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Ноздрачев А.Ф.
От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003; Атаманчук Г.В.
Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003; Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003.
Между тем в данном случае этот вопрос выходит за рамки теоретической дискуссии.
Если следовать второй точке зрения, то соответствующее должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по данной статье, поскольку ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не относится к собственно трудовому законодательству. На наш взгляд, такой подход совершенно неприемлем. Ведь по существу речь может идти о совершенно аналогичных деяниях. Например, о не предоставлении в установленный срок ежегодного оплачиваемого отпуска. Как нам представляется, нормы, регулирующие труд государственных гражданских служащих, включенные в Закон о государственной гражданской службе, в смысле комментируемой статьи должны признаваться трудовыми, а их нарушение — нарушением трудового законодательства.