Какими полномочиями наделяются уполномоченные органы по 44-ФЗ о государственных закупках
Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.
Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье. Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.
«КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК»
Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.
В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?
Для осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Ключевой момент здесь заключается в слове «или».
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что в одной организации не может быть создана контрактная служба и определены одновременно контрактные управляющие. Наличие одного исключает другое, в том числе в случае, когда заказчик имеет обширную сеть филиалов.
При необходимости организации закупочной деятельности в филиалах и при наличии контрактной службы в головном подразделении работников филиалов следует включить в контрактную службу головной организации с передачей им полного функционала по осуществлению закупок в филиалах.
Решение о создании контрактной службы в учреждении зависит от размера денежных средств, выделенных заказчику на закупки товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год (без учета денежных средств, полученных из бюджета на выплаты персоналу, социальные отчисления и прочие выплаты, не являющиеся закупками) – СГОЗ (совокупный годовой объем закупок).
Заказчик, СГОЗ которого превышает 100 млн руб., обязан создать контрактную службу. Остальные же заказчики вправе это сделать, но в отсутствие контрактной службы должны определить одного или нескольких контрактных управляющих.
Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
коллегиальный орган заказчика | должностное лицо заказчика |
в состав должно входить не менее 2 человек | может быть один |
только одна в организации | может быть несколько |
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить | действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором |
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. | отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.) |
Сходства между контрактной службой и контрактным управляющим
Работниками контрактной службы и контрактными управляющими могут быть только штатные сотрудники заказчика, а не привлеченные лица. Такие лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
До настоящего времени не утихают споры о том, достаточно ли таким лицам иметь просто высшее образование либо такое высшее образование должно быть получено именно в сфере закупок. Центр закупок и продаж «Закон.
гуру» убежден, что словосочетание «в сфере закупок» относится не только к словам «дополнительное профессиональное образование», но и к словам «высшее образование», т.к.
в противном случае к выполнению соответствующей трудовой функции могли бы быть допущены лица, ничего не понимающие в закупках.
Наличие у должностного лица заказчика просто высшего образования, например, педагогического, не делает его еще специалистом в сфере закупок. К слову отметим, что даже наличие профильного образования (т.е. образования в сфере закупок) также, на наш взгляд, не делает его специалистом, т.к. потребуется не меньше года, чтобы освоить базовые положения законодательства. Однако, в силу Закона № 44-ФЗ наличие у должностного лица «корочки» является достаточным условием для включения его в состав контрактной службы или определения его контрактным управляющим.
К большому сожалению, наличие просто «корочки» в отсутствие реальных знаний, относительно невысокие зарплаты при достаточно высокой ответственности (в том числе административной, а иногда и уголовной), приводят к «текучке кадров»: приходит новый сотрудник, получает «корочку» за счет учреждения, а затем административные штрафы, несопоставимые с уровнем его заработной платы (прим.
: штрафы по Закону № 44-ФЗ во всех случаях оплачиваются за счет самого сотрудника), после чего увольняется, а дальше начинается новый круг. Поэтому лицам, которые потенциально рассматривают данную сферу в качестве трудоустройства мы предлагаем предварительно взвесить все «за» и «против», а еще лучше обратиться за предварительной консультацией в Центр закупок и продаж «Закон.гуру».
«БИЗНЕС НА ГОСЗАКУПКАХ»
Отсутствие соответствующей «корочки» у должностного лица, включенного руководителем учреждения в состав контрактной службы или назначенного контрактным управляющим, может повлечь за собой привлечение руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах руководителя такие «корочки» данным лицам обеспечить.
Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?
Выше мы уже отменили, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Высшее образование в сфере закупок уже реализовывается отдельными учебными заведениями. Оно реализуется по классической схеме приема выпускников школ на базе результатов ЕГЭ. Об этом виде образования мы рассказывать не будем, т.к.
большая часть лиц, которые приходят в сферу закупок, делают это сознательно и уже имеют какое-либо образование.
Вторая причина того, что мы не будет описывать высшее образование в сфере закупок, заключается в постоянно меняющемся законодательстве.
Опытные специалисты хорошо знают, что если «выпасть» из сфере закупок на два-три месяца, то уже сложно отследить все произошедшие за это время изменения.
Что уж говорить про 6 месяцев и более? Поэтому выпускники ВУЗов, получающих высшее образование в течение 4-6 лет, будут обладать лишь поверхностными теоретическими знаниями, отдаленно имеющими отношение к реальной действительности (прим.: исключительно наше мнение).
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что существует два подхода к получению образования в сфере закупок:
- для себя (чтобы не оштрафовали, не посадили);
- для «галочки» (чтобы соответствовать формальным требованиям Закона № 44-ФЗ).
Большая часть выбирает или вынужденно выбирать (ввиду отсутствия средств) второй подход. Мы, конечно, рекомендуем следовать первому.
При этом нужно понимать, что обучение госзакупкам – это уже сложившееся направление бизнеса в России.
Поэтому не стоит возлагать особых надежд на то, что по результатам обучения конкретный человек сразу станет специалистом. «Корочку» человек получит, а вот знания – не факт.
Идеальная ситуация, когда первое время «новоиспеченного» контрактного управляющего, а тем более руководителя контрактной службы «ведут», т.е. подсказывают ответы на возникающие у него в ходе практической деятельности вопросы.
В частности, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» реализует «горячую линию» по возникающим вопросам посредством WhatsApp, помогая «не наломать дров» в первое время. Стоят такие консультации относительно недорого, особенно принимая во внимание размеры потенциальных штрафов, которые могут быть возложены за допущенные ошибки.
Вместе с тем, вернемся к вопросам получения контрактными управляющими, работниками контрактных служб образования в сфере закупок. Основным образованием для них будет выступать «дополнительное профессиональное образование», которое, согласно Закону об образовании, имеет две формы:
- «повышение квалификации» (по результатам успешного освоения программы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образовательной организацией (не государственного!!!) образца);
- «профессиональная переподготовка» (по результатам прохождения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образовательной организацией (не государственного!!!) образца).
Две указанные формы являются равнозначными. Отличаются они только объемом образовательной программы: повышение квалификации реализуется объемом до 250 акад. часов, профессиональная переподготовка – от 250 акад. часов и выше.
Реализовывать две указанные формы дополнительного профессионального образования могут только организации, имеющие соответствующую лицензию (ИП не праве реализовывать программы по дополнительному профессиональному образованию).
Объем часов в образовательной программе значения (для знаний) не имеет. Важно столько из этого объема приходится на очные аудиторные или семинарские занятия.
Довольно часто можно встретить ситуации, когда образовательная программа включает в себя 500 акад. часов, но очно из них реализуется только, например, 16.
Соответственно знаний будет на 16 часов, а не на 500, при наличии у лица диплома о профессиональной переподготовке.
Для проверки реальных знаний специалистов в сфере закупок Центр закупок и продаж «Закон.гуру» запустил сервис тестирования. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы охватить максимально все возможные темы и проблемные точки госзакупок.
Лицам, прошедшим тестирование, выдается сертификат специалиста, который подтверждает наличие у них реальных знаний в сфере закупок, а не «корочки».
Надеемся, что данный сервис окажется полезным, в том числе для представителей работодателей, которые могут с его помощью проверить знания свой сотрудников.
Обязанности контрактной службы и контрактного управляющего
Функциональные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего примерно равны и определены в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь базовые обязанности:
- разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
- осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
- организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.
Их расшифровка для контрактной службы содержится в приказе Минфина от 31.07.2020 № 158н, устанавливающего типовой регламент (положение) о контрактной службе. Для контрактного управляющего расшифровка должна быть приведена в должностной инструкции.
Важно отметить, что приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н не распространяется на деятельность контрактного управляющего, и, следовательно, функционал контрактного управляющего может отличаться от функционала контрактной службы (прим.: если это не входит в противоречие с ч.4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Например, приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н определено, что контрактная служба готовит техническое задание и обосновывать начальную (максимальны) цену контракта. Контрактный управляющий в организации может этого не делать, если соответствующий функционал не закреплен за ним его должностной инструкцией.
Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ использует различные формулировки при установлении функциональных обязанностей контрактной службы и контрактного управляющего: где-то используются слова «разрабатывают», «осуществляют», «участвуют» (т.е.
исполняют соответствующие обязанности самостоятельно, без возможности передачи такого функционала кому-либо, в том числе иным сотрудникам заказчика), а где-то «обеспечивают» (т.е. сами не осуществляют, а координируют работу по данному направлению).
Это важно учитывать при составлении положения о контрактной службе и разработке должностной инструкции контрактного управляющего.
Например, п. 3.2.2.1 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н, закреплено, что контрактная служба заказчика «определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта».
Соответственно работники контрактной службы осуществляют данную функцию самостоятельно, без возможности ее возложения на сотрудника (ов) заказчика, не входящего в состав контрактной службы. Аналогичное требование установлено п. 3.2.2.
2 Типового положения: контрактная служба «осуществляет описание объекта закупки».
Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего
Работники контрактной службы, контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Такая ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от состава совершенного данными лицами правонарушения.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, связанные с организацией работы контрактной службы, определением должностных обязанностей контрактного управляющего, мы с радостью ответим на них через WhatsApp или службу поддержки клиентов.
Удачных закупок и не забудьте оставить свой комментарий о прочитанном, а также предложить новую тему для разбора, о выходе которой можно узнать вступив в нашу группу ВКонтакте.
Вопрос: Каковы функции уполномоченного органа по Закону о контрактной системе?
Ответ: Если речь идет о централизации закупок, то в соответствии с ч. 1 ст.
26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок (за исключением предусмотренных Законом о контрактной системе случаев) может быть создан уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов.
При этом не допускается возлагать на уполномоченный орган полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение НМЦК, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики.
В соответствии с ч .5 ст. 26 и ч. 3 ст.
114 Закона о контрактной системе с 1 января 2016 года федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя) следующими способами:
- — осуществление данными органами полномочий на определение поставщиков, а также планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
- — наделение уполномоченного органа полномочиями на определение поставщиков для соответствующих заказчиков;
- — наделение уполномоченного органа полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг;
- — осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.
При этом согласно ч. 4 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2016 года федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право принимать данное решение.
В соответствии с ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Таким образом, заказчик может самостоятельно определить в решении, какие функции заказчика, регулируемые Законом о контрактной системе, он будет передавать уполномоченному органу.
Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ
Российская федерация
Федеральный закон
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года
Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года
(В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ, от 13.07.2015 № 227-ФЗ, от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ, от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ, от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ, от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ, от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ, от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ, от 30.10.2018 № 393-ФЗ, от 27.12.2018 № 502-ФЗ, от 27.12.2018 № 512-ФЗ, от 27.12.2018 № 518-ФЗ, от 01.04.2019 № 50-ФЗ, от 01.05.2019 № 69-ФЗ, от 01.05.2019 № 70-ФЗ, от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 152-ФЗ, от 27.12.2019 № 449-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.02.2020 № 27-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 04.04.2020 № 107-ФЗ, от 24.04.2020 № 124-ФЗ, от 08.06.2020 № 180-ФЗ, от 31.07.2020 № 249-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ, от 22.12.2020 № 436-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 501-ФЗ, от 30.12.2020 № 539-ФЗ, от 24.02.2021 № 20-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 277-ФЗ, от 02.07.2021 № 344-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ, от 08.03.2022 № 46-ФЗ, от 26.03.2022 № 64-ФЗ, от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 16.04.2022 № 109-ФЗ, от 11.06.2022 № 160-ФЗ, от 28.06.2022 № 231-ФЗ, от 14.07.2022 № 272-ФЗ, от 04.11.2022 № 420-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ, от 28.12.2022 № 563-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 28.04.2023 № 154-ФЗ, от 29.05.2023 № 184-ФЗ)
(С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2020 № 16-П)
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
- 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
- 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
- 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)
- 4) особенностей исполнения контрактов;
- 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).
- 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
- 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
- 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 203-ФЗ)
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ: что нужно знать
Из этой статьи вы узнаете:
- Понятие и типы заказчиков
- Права и ответственность заказчика
- Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика
- Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ
- 6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ
Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ имеет свои подводные камни. В сфере закупок, согласно действующему законодательству, ключевой фигурой является именно заказчик. Существует несколько разных его типов, на основе которых закон использует различные уровни финансирования.
Любой заказчик наделен конкретными правами и ответственностью. Однако они были слегка изменены в 2020 году в рамках 44-ФЗ. Правки коснулись именно передачи полномочий. Если перед заказчиком стоит такая потребность, то стоит тщательно разобраться в данном вопросе, чтобы не заработать штраф за неверные действия. Незнание закона не освобождает от ответственности.
Понятие и типы заказчиков
Перечень экономических субъектов в России, которые могут осуществлять закупки за бюджетные средства, приводится в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок».
В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, заказчики подразделяются на государственных и муниципальных. Такая классификация установлена статьей 3 закона 44-ФЗ.
Но законом предусмотрен еще один тип классификации заказчиков на основании их организационно-правовой формы. Это позволяет более точно определить полномочия различных категорий организаторов закупок.
Каждому типу заказчиков присущи свои характеристики и особенности, позволяющие определить их к конкретной категории.
1. Государственный заказчик
Таковым является юридическое лицо, действующее от имени Российской Федерации или ее субъекта. Государственный заказчик организует закупки, на которые деньги выделяются из федерального и регионального бюджетов.
2. Муниципальный заказчик
Это также организация, имеющая статус юридического лица, которая действует от имени муниципальных властных структур и осуществляет закупки для своих нужд. Источник финансирования в данном случае – муниципальный бюджет.
3. Бюджетное учреждение
Эта категория экономических агентов, имеющая полномочия осуществлять закупки за бюджетные средства на основании Федерального закона № 44-ФЗ. Причем деньги выделяются в ограниченном количестве из государственных или муниципальных бюджетов в виде субсидий и грантов.
В связи с этим бюджетные учреждения привлекают дополнительное финансирование и при закупках руководствуются нормами Федерального закона № 223-ФЗ. Указанный закон устанавливает порядок проведения закупок для определенных категорий юридических лиц.
4. Унитарное и автономное предприятие
Для данных экономических субъектов закон устанавливает необходимость придерживаться положений 44-ФЗ при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд в следующих случаях:
- предмет закупки является капитальным вложением в государственную или муниципальную собственность, а сделка финансируется из государственного или муниципального бюджета;
- закупка финансируется из бюджета соответствующего уровня и реализуется для нужд бюджетного учреждения, которое передает право осуществлять закупки унитарному или автономному предприятию, действующему на основании безвозмездного социального соглашения.
5. Юридическое лицо с государственным инвестированием
Данные организации государственного либо муниципального уровня признаются участниками контрактной системы в том случае, если получили государственные инвестиции либо становятся участниками инвестиционного проекта, целью которого является строительство, техническое перевооружение или реконструкции действующих объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. Еще одно обязательное условие – данные экономические агенты не должны являться властными структурами.
Права и ответственность заказчика
Контрактная система предусматривает, что любой экономический агент, осуществляющий закупку в соответствии с законом 44-ФЗ, наделен определенными полномочиями:
- составление планов закупок на основании выделенных из бюджета средств и реальных потребностей субъекта;
- организация конкурентных процедур для выбора исполнителя заказа в целях удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика или реализация закупки неконкурентным способом;
- заключение контракта с выбранным исполнителем;
- организация надзорных мероприятий для обеспечения соблюдения требований закона при осуществлении закупок для нужд бюджетных организаций;
- реализация аудита и внутреннего контроля для обеспечения соблюдения принципов контрактной системы.
Все указанные выше сведения готовятся на основании требований закона и направляются в контролирующие органы, а также размещаются в ЕИС в определенные сроки.
Особо следует подчеркнуть, что вся информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Таким образом реализуется один из принципов контрактной системы – ее открытость и прозрачность. Потенциальные исполнители на основании этих сведений могут составить собственное мнение о заказчике, принимая решение об участии в тендере.
В Федеральном законе о контрактной системе 44-ФЗ установлены также санкции за нарушение его требований. Государственные и муниципальные учреждения, а также должностные лица, не соблюдающие законодательство при проведении закупок, несут ответственность и наказываются в административном и даже уголовном порядке.
Если контролирующие органы выявляют нарушения закона, то заключенный контракт может быть расторгнут, а на виновных накладываются санкции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий для покупателя и государства.
Суммы штрафов за несоблюдение закона установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Помимо этого, могут применяться и иные санкции, такие как, например, дисквалификация на определенный срок.
Размер штрафа определяется тяжестью нарушения, а также статусом субъекта, к которому он применяется.
Должностные лица организатора закупок, виновные в допущенных нарушениях, наказываются штрафами от 3000 руб.
Такое минимальное наказание следует за несвоевременную публикацию информации в Единой информационной системе в нарушение требований закона 44-ФЗ.
Для юридических лиц в этом случае штраф составляет 10 000 руб. – это наименьшая сумма штрафных санкций, предусмотренная кодексом для организаций.
Наибольший размер штрафа, который может быть взыскан с должностного лица, составляет 50 000 руб., а с юридического – 500 000 руб. Подобные санкции применяются при выявлении существенных нарушений законодательства. Таковым, например, считается несоблюдение требований закона при проведении процедуры выбора поставщика.
Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика
В целом в свете законодательства о контрактной системе передача полномочий заказчика по 44-ФЗ является скорее исключительным действием.
В ходе реализации контракта, могут возникнуть обстоятельства, когда права и обязанности заказчика переходят к иному юридическому лицу. В связи с этим на основании статьи 95 закона 44-ФЗ в контракт вносятся изменения путем заключения дополнительного соглашения.
В данном документе должно быть прописано, что все права и обязанности прежнего заказчика по контракту в полном объеме передаются его правопреемнику.
В каких случаях возможна передача полномочий заказчика по 44-ФЗ? Как правило, это реорганизация покупателя или его слияние с другим экономическим субъектом, при этом образуется новое юридическое лицо.
Также необходимость в передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ возникает в том случае, когда закупка проводилась с целью использования имущества (движимого либо недвижимого), права на которое впоследствии передаются другому юридическому лицу.
Федеральный закон 44-ФЗ признает заказчиков одним из основных звеньев контрактной системы, наделяя их широкими полномочиями.
Но одновременно с этим статус заказчика накладывает серьезные обязательства и соответствующую ответственность за несоблюдение требований закона.
За нарушение его положений административная ответственность в виде штрафа предусмотрена как для самого юридического лица, так и для должностных лиц – контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы, по вине которых допущены нелегитимные действия.
Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ
Если вы попробуете найти практические рекомендации, как именно проводить закупки по 44-ФЗ, что по большей части обнаружите некие рассуждения по поводу функционирования контрактной системы и распределения обязанностей при организации закупок, при этом в пример приводятся совершенно нереальные организации, в огромном штате которых есть какие угодно специалисты.
Отдел планирования составит все нужные планы, другие сотрудники обоснуют закупки, еще один отдел займется непосредственно проведением конкурсных процедур.
И вся эта деятельность проходит под бдительным надзором юридической службы, которая контролирует все этапы и документы на предмет соблюдения закона, помогая при необходимости решать проблемы.
Есть и специалисты, которые заключают контракт, а на бухгалтерию возложена функция проводить платежи и следить за исполнением договора. Есть также ответственный за публикацию данных в ЕИС.
То есть целый огромный аппарат, действующий подобно отлаженному механизму, где каждый своевременно выполняет свой участок работы и передает ее следующему отделу. При этом все отлично разбираются не только в своих обязанностях, но и в нормах закона 44-ФЗ непосредственно по своей деятельности, а также четко представляют себе степень ответственности.
Но увы, в реальности вы такого не встретите. Даже на крупных предприятиях, имеющих контрактную службу, работа строится совсем по-другому. А в большинстве случаев, как правило, у заказчика есть должность контрактного управляющего, и чаще всего ее занимает человек, у которого есть, помимо этой, другая работа – он может быть экономистом, юристом или даже завхозом.
Такому специалисту приходится самостоятельно налаживать закупочную деятельность своей организации на основании требований контрактной системы. Надо сказать, что создать эффективный работающий механизм не так просто.
Получается, что контрактный управляющий в одиночку вынужден разбираться с нюансами закона и практической стороной проведения закупок.
Такая ситуация существует в подавляющем большинстве учреждений, участвующих в закупочной деятельности.
В результате контрактному управляющему в сжатые сроки приходится осваивать тонкости самой контрактной системы (что само по себе непросто) плюс разбираться в специфике товаров, работ и услуг, которые предстоит закупать.
Ведь закон требует при проведении закупки составить техническое задание, обоснование, провести конкурсную процедуру, разместить информацию в Единой информационной системе, подписать контракт. А после этого нужно принять результаты, возможно, понадобится экспертиза. И это далеко не полный перечень работ, которыми вынужден заниматься контрактный управляющий.
Фактически специалист оказывается в ситуации, когда он пытается объять необъятное. Для того чтобы закупки проводились эффективно, покупателю необходимо оптимально распределить полномочия и обязанности в своей организации.
6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ
- Прежде всего проблему должен увидеть и осознать директор учреждения. Ему следует проявить инициативу и распределить между подразделениями своей организации обязанности по проведению закупок.
Только таким образом можно обеспечить оптимальное взаимодействие отделов и специалистов в рамках закупочной деятельности. Ведь никто из работников, имея определенные обязанности, не захочет добровольно взваливать на себя дополнительные, еще и весьма ответственные.
Поэтому потребуется волевое решение руководства по передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ разным сотрудникам, а следовательно, нужно убедить директора в необходимости подобных действий.
- Ответственность за деятельность в рамках закона 44-ФЗ возлагается в том числе и на организацию-заказчика, поэтому руководитель должен понимать, что не следует все взваливать на одного контрактного управляющего.
Всему коллективу надо принимать посильное участие в закупочной деятельности, потому что контрактный управляющий не в состоянии обеспечить стопроцентное соблюдение закона, если все остальные полностью устранятся.
- Правильно организованная закупочная деятельность начинается с создания локального акта, в котором расписаны функции и передача полномочий заказчика по 44-ФЗ различным отделам и специалистам.
Соответственно распределяется и ответственность, поэтому при выявлении ошибок и претензий со стороны контрольных органов можно установить виновного, допустившего нарушение на определенном этапе.
- Задача контрактного управляющего – аккумулировать и анализировать информацию по закупкам, распределять задачи.
Именно это специалист лучше всех разбирается в требованиях закона 44-ФЗ, работает в Единой информационной системе, поэтому он должен координировать всю деятельность. От директора требуется наладить взаимодействие между контрактным управляющим и остальными отделами и специалистами, чтобы последние выполняли поручения первого, в срок передавали нужные данные.
- Каким бы грамотными ни был контрактный управляющий, охватить все сферы деятельности одному человеку не под силу. Поэтому имеет прямой смысл привлекать других сотрудников по профилю закупки для создания приемочных и экспертных комиссий.
Это позволит заказчику заручиться профессиональным мнением при приемке ТРУ по контракту, что полностью соответствует как интересам самого покупателя, так и требованиям закона 44-ФЗ.
- Реализуя передачу полномочий заказчика по 44-ФЗ структурным подразделениям, необходимо руководствоваться следующим основным принципом: работники привлекаются к закупочной деятельности в той части, которая максимально соответствует их основным обязанностям в организации. То есть нет смысла поручать работу тем специалистам, которые понятия о ней не имеют, а, наоборот, следует задействовать наиболее компетентных сотрудников.
Поскольку у большинства бюджетных учреждений всегда небольшой штат, они не могут позволить себе специальную контрактную службу, ограничиваясь одним управляющим. Но если весь коллектив будет по мере сил и компетенций оказывать ему содействие (что не так сложно), то от этого выиграет вся организация. Есть наглядные примеры эффективного сотрудничества не только внутри одной организации, но и разных ведомств.
Практика многих учреждений говорит о том, что подобный подход позволяет эффективно организовать закупочную деятельность. Следует признать, что на сегодняшний день такое решение является самым целесообразным.
Уполномоченный орган по 44-ФЗ: ответственность, функционал, полномочия, порядок назначения
Уполномоченный орган – это государственное или муниципальное учреждение, на которое возлагаются функции и полномочия по ст. 26 44-ФЗ. Данное определение приведено с учетом положений п. 10 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, где указаны участники закупочной отрасли.
Понятие и назначение уполномоченного органа
Уполномоченные органы в контрактной системе формируются в целях оптимизации и централизации закупочной отрасли на основании правил, указанных в 44-ФЗ. Они могут функционировать в статусе государственного или муниципального органа либо казенного учреждения.
Привлечение уполномоченного органа к процессу определения поставщика связано с тем, что возлагать эти функции на само учреждение в статусе заказчика нецелесообразно по следующим причинам:
- Объем закупок у данного заказчика в течение года небольшой. Это значит, что заказчикам надо оптимизировать издержки на расходы по выплате зарплаты, обучению членов аукционной комиссии и иным процессам, связанным с закупочной деятельностью.
- Отсутствие или нехватка квалифицированного персонала для надлежащего исполнения обязанностей по определению поставщиков. Так, для осуществления закупок в рамках контрактной системы заказчик должен назначить контрактного управляющего или сформировать контрактную службу, а это требует немалых затрат на оплату труда персонала.
- Повышение эффективности по контролю и надзору в области закупок по 44-ФЗ. Контролирующим инстанциям проще контролировать соблюдение требований законодательства со стороны одной уполномоченной организации, чем множества разрозненных заказчиков.
- Упрощается и общественный контроль за ведением процедуры выбора поставщика для бюджетной организации.
- Повышается качество проведения процедуры из-за высокой квалификации специалистов уполномоченного органа или специализированной организации по торгам.
Закупки через уполномоченные органы получили название централизованных закупок. В целом создание уполномоченного органа является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти. Они могут прийти к выводу, что оптимальными являются самостоятельные закупки независимыми заказчиками. Но если региональные или федеральные власти решат, что целесообразно создание уполномоченного органа, то издаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие права и обязанности уполномоченных органов.
Полномочия уполномоченного органа могут перейти к уже функционирующему на текущий момент органу исполнительной власти.
Функции и полномочия
Уполномоченные органы вправе проводить процедуры определения поставщиков (в частности, публиковать и готовить аукционную документацию и проводить торги). Такие закупки они проводят для тех категорий заказчиков, которые им подведомственны.
Полномочия специального органа не распространяются на подписание контракта с победителем, расчет и обоснование цены контракта по 44-ФЗ. Данные функции возлагаются напрямую на заказчика.
Требования к объекту закупки так же определяются из собственных потребностей заказчика.
В некоторых случаях по инициативе органов исполнительной власти уполномоченные органы могут не только исполнять функции организации, подбирающей поставщиков и подрядчиков, но и заниматься приемкой результатов работ или подписанием госконтрактов. Таким образом, вопрос наделения уполномоченных органов определенными полномочиями решается на уровне региональных или федеральных властей.
Уполномоченному органу дается право на привлечение к процессу подготовки закупочной документации и определения поставщика специализированной организации по проведению торгов при соблюдении требований 44-ФЗ.
При проведении закупочных процедур по 44-ФЗ уполномоченные органы имеют право привлечь специализированную организацию для оказания услуг по тендерному сопровождению по аналогии с той процедурой, которая действует для муниципальных и государственных заказчиков. Различают несколько распространенных способов отбора специализированной организации по сопровождению:
- Через подписание контракта на тендерное сопровождение с использованием специального государственного портала, на котором данная организация должна быть аккредитована.
- Через отбор специализированной торговой организации через проведение запроса котировок, электронного аукциона с дальнейшим подписанием государственного контракта с подходящей организацией.
Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за нарушение законодательства в сфере госзакупок (на основании ч. 1 ст. 107 44-ФЗ). Они могут быть привлечены к таким видам наказаний, как уголовная, административная ответственность, а также к дисциплинарному взысканию.
На основании ст. 2.4 КоАП лица, которые берут полномочия по обеспечению государственных и муниципальных нужд, могут приравниваться к должностным лицам. На основании ч. 11 ст. 26 44-ФЗ к деятельности уполномоченных инстанций могут применяться положения этого закона, регулирующие права и обязанности заказчика, а также его контрольную и мониторинговую деятельность в сфере госзакупок.
По вопросу включения в извещение о закупках необоснованных требований со стороны уполномоченного органа на сегодня не сложилось однозначной практики.
С жалобой на действия уполномоченного органа может обратиться любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены. По результатам рассмотрения жалобы территориальное подразделение ФАС может вынести предписание об устранении нарушений или принять решение о привлечении уполномоченного органа к административной ответственности.
Таким образом, на основании ч. 1 ст. 26 44-ФЗ заказчик вправе передать определенные полномочия по закупке необходимых товаров, работ и услуг в адрес уполномоченного органа. Такой орган может быть создан в виде муниципального органа, казенного учреждения и государственного органа власти.