Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения
Основанием для банкротства юридического лица является его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить требования кредиторов (ст. 2, 127-ФЗ п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 N – далее Закона N 127-ФЗ).
Подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом может руководитель организации-должника (а в некоторых случаях он должен это сделать), конкурсный кредитор, уполномоченный орган, работник или бывший работник, конечно, при наличии у заявителя требований к должнику ( 127-ФЗп. 1 ст. 7 Закона N ).
Если суд примет заявление о признании должника банкротом, то далее компания-должник должна будет пройти стадии банкротства.
Основные признаки банкротства юридического лица
Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам.
При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам.
Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.
Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.
Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:
- совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
- срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
- имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.
Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:
- долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
- не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
- не возвращенные кредитным организациям займы;
- долги перед учредителями предприятия;
- задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.
В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.
Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.
Кто может начать процедуру банкротства юр. лица
Банкротство юридических лиц, пошаговая инструкция которого определена вышеуказанным законом, предполагает, что инициаторами судебной процедуры может выступать любая финансово заинтересованная сторона:
- само руководство предприятия;
- учредители и владельцы убыточной фирмы;
- кредиторы;
- социальные фонды;
- государственные службы и прокуроры;
- наемный персонал при значительной задержке заработной платы.
Для всех видов кредиторов возможность подать иск в суд – это право, которое они могут реализовать по своему желанию. Для руководителей – это прямая обязанность, способная помочь убыточному предприятию выйти из долговой ямы, найти скрытые ресурсы, восстановить платежеспособность.
- Скачать образец иска от конкурсного кредитора;
- Скачать образец заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом.
Руководство фирмы обязано инициировать процедуру самостоятельно:
- если юридическое лицо не располагает достаточными финансовыми ресурсами для покрытия долгов перед кредиторами;
- если при начале ликвидации убыточного бизнес-проекта обнаружены признаки несостоятельности юридического лица.
При последнем варианте руководителю (или уполномоченному представителю от лица учредителей) необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд не более чем через 30 календарных дней после выявления подобных фактов. Зачастую это происходит после независимой аудиторской проверки или на основании полученных годовых отчетов с неутешительной статистикой.
Основные этапы банкротства – цели и взаимосвязи
Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:
Стадия 1. Наблюдение
Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62—75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения.
Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж.
Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.
Стадия 2. Финансовая санация
Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76—92 Закона № 127-ФЗ.
Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:
- Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
- Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
- Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
- Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.
Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.
Стадия 3. Внешнее управление
В соответствии с требованиями стат. 93—123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника.
Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании.
План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:
- Закрытие убыточных направлений бизнеса.
- Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
- Реализацию имущественных объектов организации.
- Взыскание дебиторских обязательств.
- Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
- Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
- Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.
План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев.
Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет.
Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.
Стадия 4. Конкурсное производство
Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124—149) и означает неизбежность банкротства бизнеса.
По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства – максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах.
Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:
- Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
- Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
- Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.
По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.
Стадия 5. Мировое соглашение
Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает.
Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям.
Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица – заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.
Скрытая стадия
Кроме основных стадий, существует также скрытая стадия банкротства. Главная ее особенность – это начало незаметного снижения номинальной «цены» предприятия.
Такое может происходить, даже когда налаживание специального учета еще не произошло. Причиной начала скрытой стадии банкротства юр или физ лица являются отчетливые неблагоприятные внутренние и внешние виды тенденций для предприятия.
К внутренним причинам могут относиться такие, как снижение качества решений управленческого персонала. Самый удачный пример внешних тенденций – ухудшение условий для предпринимательства и ведения дела для данного юр лица или физического лица.
Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к началу скрытой стадии дела могут привести многие виды факторов.
Самыми распространенными являются следующие:
- возрастание долгового объема, которое невозможно проконтролировать;
- резкое снижение или полное отсутствие спроса на те или иные виды продукции;
- качественное снижение показателей дебиторской задолженности;
- расширение объема затрат организации.
Стоимость процедуры банкротства юридического лица
На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2019 году, были определены расходы на подачу документов в сумме:
- 6000 рублей на государственную пошлину;
- От 30 000 за услуги внешнего управляющего.
Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство.
Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения.
Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.
В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства
Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:
- компания фактически не осуществляет свою деятельность;
- руководить организации находится в неустановленном месте;
- у юридического лица существует задолженность.
Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.
Это интересно!
Согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в Санкт-Петербурге насчитывается более 1000 юридических лиц со статусом «ликвидируемый должник» и более 280 лиц, подпадающих под категорию «отсутствующий должник»[4].
Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.
Последствия банкротства юридического лица
После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица.
Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив.
На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:
- Прекращаются все начисления штрафов и пени;
- Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
- Штат сотрудников полностью распускается.
Также производится окончательное списание оставшихся долгов и займов, если денежных средств от продажи конкурсной массы не хватило для полного расчета.
Последствия признания несостоятельности юр. лица
После окончания всех судебных процедур собственники могут свободно заниматься любыми видами деятельности, открывать фирмы и реализовывать бизнес-проекты. Они теряют лишь сумму инвестиций при открытии предыдущего предприятия и не отвечают своим личным имуществом по его долгам.
Иногда в ходе судебных разбирательств или анализа финансового состояния могут быть выявлены факты намеренного доведения до убыточности. Тогда бывшие руководители и главный бухгалтер могут понести наказание, вплоть до уголовной ответственности.
Заключение
Проведение процедуры банкротства является сложным, многоэтапным процессом, требующим специальных знаний и подготовки. Если финансовое положение фирмы затруднительное, и период кризиса затянулся, то стоит подумать о начале процедуры банкротства.
Процедура банкротства : наблюдение — Стороженко и Партнеры
С момента объявления о банкротстве до окончательной ликвидации неплатежеспособного субъекта выполняется ряд действий, предусмотренных законодательством.
Одним из этапов является обязательная процедура наблюдения.
Основной ее задачей определено установление истинной финансовой ситуации, сохранение активов (в том числе основных средств) с последующей возможностью возобновления полноценного функционирования.
Процедура банкротства : наблюдение
Вначале процедура наблюдения закрепляется решением Арбитражного суда при рассмотрении легитимности требований кредитора к контрагенту – дебитору. Законодательно не оговорен четкий срок этого этапа, но он должен быть во временных рамках, отведенных на банкротство – 7 месяцев.
Процедура наблюдения состоит из нескольких основных шагов, которые предпринимает временный управляющий, назначенный арбитражным судьей:
- Обнародование информации о начале действий в общедоступном печатном издании – газете «Коммерсант» , а также портале ЕФРСБ с обязательным уведомлением об этом судебного органа, руководства неплатежеспособного предприятия, кредиторов, обслуживающих банков, фискальных органов и внебюджетных фондов;
- Проведение анализа финансового положения должника на основе первичных бухгалтерских документов, формирование заключений и рекомендаций относительно последующего течения процесса банкротства;
- Определение перечня кредиторов с указанием финансовых требований, выявление хозяйственных операций сомнительного содержания;
- Подготовка и проведение первого собрания кредиторов;
- Составление и передача в Арбитражный суд отчета с выводами.
Последствия введения ограничительных мер
Применение ограничений влечет за собой определенные статьей 63 Закона № 127 правовые последствия. К основным из них следует отнести:
- Остановку всех активных принудительных взысканий и документов исполнительного производства с обязательным снятием наложенных ограничений (арестов);
- Претензии по просроченным финансовым обязательствам принимаются только в правовом поле вышеназванного закона;
Блокируется выплата дивидендов и прочих доходов, выделение доли активов по изменению состава учредителей, операции по купле – продаже акций.
В рамках особого статуса запрещено осуществление хозяйственных операций без зафиксированного согласования управляющего, а также возможно наложение запрета на любые действия, связанные с изменением положения дебитора – реорганизация, слияние, регистрация филиалов или отделенных подразделений.
В то же время управляющий может инициировать в судебном порядке полное лишение руководителя должника всех его полномочий (статья 69). В таком случае, все функции, управление, ответственность переходит к руководителю, назначенному судом.
Временный управляющий
Ключевой фигурой процедуры наблюдения является временный управляющий, назначенный кредитором. Вся его деятельность направлена на максимально эффективное разрешение ситуации с учетом интересов обеих сторон. Статья 66 Закона № 127 наделяет управляющего широким спектром полномочий в рамках которых он может:
- Лишить управляющих полномочий руководителей подведомственного предприятия;
- Оспаривать наличие и размер предъявляемых кредиторами требований;
- Самостоятельно инициировать аннулирование сомнительных операций в судебном порядке;
- Обеспечивать посредством судебных решений невозможность изъятия какого-либо имущества должника представителями кредитора, исполнительной службой.
- Также на управляющего возложен комплекс обязательных действий (статья 67): мониторинг состояния и перспективности оздоровления предприятия, ответственность за целостность имущества, создание перечня кредиторов, оформление отчета о проведенной работе и предоставление его в суд.
Стоит отметить, что согласно статьи 65, управляющий может быть освобожден от обязанностей до окончания предельного срока их исполнения по собственному заявлению или же в следствии претензий со стороны участников процедуры.
Анализ финансового состояния
При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.
Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.
Результатом проведенной работы является:
- Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
- Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
- Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.
Что решает первое собрание кредиторов
Одной из финальных стадий мероприятия является собрание кредиторов, проводимое после систематизации их перечня и определения всех сумм задолженностей дебитора. Инициатором собрания является временный управляющий, который также может пригласить к диалогу представителей неплатежеспособной компании – руководителей, основателей, сотрудников…
Основной целью диалога является принятие решения о последующих шагах – будет должник подвергаться санации или же финансовому оздоровлению с четким определением сроков проведения соответствующих этапов. Главным аргументом в этом случае есть отчет управляющего об истинной ситуации субъекта — дебитора.
Обязательным пунктом в регламенте первого собрания есть выбор управляющего, который будет курировать проведение последующего этапа банкротства.
Статьей 73 ФЗ № 127 предусмотрена возможность создания комитета кредиторов с наделением его определенными правами, а также определение субъекта в качестве реестродержателя.
Банкротство юридических лиц: что это за процедура и как компании её проходят
Для банкротства требуется несколько судебных заседаний. Сначала суд рассматривает заявление, назначает арбитражного управляющего и процедуру, которую должен проходить должник. Потом выносит решения о процедурах в отношении должника и фиксирует решения собрания кредиторов и управляющего.
https://www.youtube.com/watch?v=dMh3Fh8hwGM\u0026pp=ygWkAdCd0Y7QsNC90YHRiyDQv9GA0L7RhtC10LTRg9GA0Ysg0L3QsNCx0LvRjtC00LXQvdC40Y8g0L_RgNC4INCx0LDQvdC60YDQvtGC0YHRgtCy0LUg0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60L7Qs9C-INC70LjRhtCwINC4INC_0L7RgdC70LXQtNGB0YLQstC40Y8g0LXQtSDQstCy0LXQtNC10L3QuNGP
Арбитражный управляющий — это человек, который помогает проходить процедуру банкротства. Он следит за сохранностью имущества должника, анализирует его финансовое состояние и ведёт реестр требований кредиторов. Его может назначить суд. Ещё должник имеет право предложить подходящего управляющего сам — суд может его утвердить, а может выбрать другого.
Кадр: сериал «Форс-мажоры» / NBCUniversal Television Distribution / Netflix
За работу нужно платить арбитражному управляющему фиксированную сумму и возмещать его расходы. Фиксированная сумма зависит от того, какую процедуру сопровождает управляющий. Ещё, если управляющий пополняет конкурсную массу, ему могут платить проценты — например, 3% от стоимости активов.
Процедур может быть пять. Расскажем о них подробнее.
Наблюдение. Это первый обязательный этап. В течение 4–7 месяцев арбитражный управляющийанализирует финансовое состояние компании, формирует реестр кредиторов, определяет сумму долгов. Это нужно, чтобы решить, достаточно ли у компании ресурсов для преодоления кризиса.
В конце наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. Вместе они решают, может ли компания расплатиться по долгам. Если есть третье лицо, которое готово вносить платежи за компанию, начнётся процедура финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление. На этом этапе по долгам компании платит третье лицо. Оно или предоставляет обеспечение, например имущество, или составляет вместе с должником график погашения долгов. Максимальный срок погашения — два года.
Если кредиторы утверждают график, суд вводит процедуру финансового оздоровления и назначает административного управляющего. Компания продолжает работать в прежнем режиме, а третье лицо вносит платежи. Если по итогам финансового оздоровления долги погашены, суд прекращает дело о банкротстве. Если нет — запускает одну из следующих процедур.
Внешнее управление.
Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения в 2023 году – Юридическая поддержка
Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).
В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.
Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.
Это приводит к следующей стандартной ситуации.
Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.
Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.
Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.
То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.
Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?
Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.
Обеспечение сохранности имущества должника
В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.
Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.
Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.
В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.
Вот лишь некоторые – самые значимые из них.
(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).
Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.
В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).
Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).
Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).
Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.
(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).
(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.
Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).
Процедура наблюдения в банкротстве — начало, которое определяет результат // Стратегия кредиторов в борьбе за активы
Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).
В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.
Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.
Это приводит к следующей стандартной ситуации.
Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.
Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.
Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.
То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.
Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?
Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.
Обеспечение сохранности имущества должника
В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.
Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.
Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.
В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.
Вот лишь некоторые – самые значимые из них.
(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).
Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.
В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).
Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).
Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).
Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.
(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).
(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.
Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).
Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица
Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.
Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес.
, а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.
Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты.
Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.
Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности.
Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.
Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям.
Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.
Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий.
Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).
Как происходит введение процедуры наблюдения
Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов.
Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей.
В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.
Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа.
Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления.
В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:
- Назначение кандидатуры управляющего.
- Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
- Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.
Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).
Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:
- Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
- Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
- Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
- Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
- Участвовать в судебных заседаниях.
- Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
- Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
- Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
- Созывать и проводить кредиторское собрание.
- Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
- Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.
Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:
- По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
- По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
- По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
- По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
- По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
- По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
- По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
- По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
- По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).
Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн.
до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.
По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.
Главные плюсы и минусы наблюдения
Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки.
Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании.
В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.
В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации.
Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.