Пенсия

Проверки прокуратурой в россии

Как и остальные организации надзорного характера, Прокуратура РФ вправе производить как плановые, так и внеплановые проверки.

Как будет проходить проверка, если приехала прокуратура? План проверок организаций на 2017 год что в себя включает? Учреждения какой направленности, как правило, проверяются? На эти и иные не менее важные вопросы можно отыскать ответы в процессе прочтения данной статьи.

Общие положения

Проверки прокуратурой в россии

Что проверяет прокуратура в организации? До сегодняшнего дня государственными органами власти были приняты определенные нормативные акты, которые и по сей день регламентируют процедуру различного рода проверок. Необходимо отметить, что в их число включаются и нормативные акты, относящиеся ко всем юридическим лицам. Ярким примером данному положению может послужить Федеральный закон «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц». Кстати, в эту совокупность включены и специальные акты, к примеру, Федеральный закон «Об объединениях общественного типа» или Федеральный законодательный акт «Об организациях некоммерческого типа».

Чем же отличается проверка организации прокуратурой? Ключевой отличительной чертой приведенного рода проверок выступает на сегодняшний день абсолютное отсутствие четкого регулирования со стороны правовой (юридической) категории. Как необходимо это понимать? Сюда целесообразным будет отнести следующие пункты:

  • Какой график?
  • Проверка прокуратуры организаций производится каким должностным лицом?
  • Какая документация должна быть предъявлена при проверке прокуратуры?
  • Каков предмет проверки?
  • Как часто может проверять прокуратура организацию? Сроки проведения непосредственно мероприятия.
  • Каков порядок рассмотрения материалов?

Четких ответов на данные вопросы на сегодняшний день никто дать не может. Важно отметить, что на приведенное отсутствие строгого регулирования рассматриваемого типа проверок со стороны категории права уже обращал пристальное внимание российский Конституционный суд.

Так, было высказано следующее мнение: «На сегодняшний день законодательным образом не закреплены ни процедура проверки, ни сроки, ни порядок проверки организации прокуратурой».

С того времени, как было принято данное Постановление российского Конституционного суда, прошло уже более десяти лет, однако так ничего и не изменилось.

Именно в соответствии с приведенной причиной не остается ничего другого, как давать рекомендации организациям некоммерческого типа в процессе защиты собственных прав руководствоваться положениями российского Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые носят общий характер, а также разъяснениями со стороны российского Конституционного суда и актами Генеральной прокуратуры, являющимися нормативно-правовыми.

Прокурорская проверка и ее особенности

Что представляет собой прокурорская проверка, и что проверяет прокуратура в организации? Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны государственных органов, их должностных лиц, организаций коммерческого и некоммерческого типа. Важно дополнить, что проведение рассматриваемого мероприятия осуществляется посредством органов прокуратуры.

Насколько серьезными могут быть основания для проверки прокуратурой организаций? Как правило, ключевым из них является сведения по поводу фактов нарушения законов и иных законодательных актов, которые так или иначе требуют принятия определенных мер со стороны прокурора. Так, поводом для осуществления мероприятия по проверке могут послужить сообщения в средствах массовой информации, прямые обращения граждан, а также материалы уголовных, гражданских и административных дел.

Полномочия прокурора и предмет проверки

Проверки прокуратурой в россии

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее.

Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера».

Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности.

Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре».

Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

Дополнительные нюансы

Проверки прокуратурой в россии

Допустим, прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации. Это предполагает то, что в процессе осуществления мероприятия прокуроры руководствовались исключительно порядком, определенным для подобных ситуаций законодательным образом, по вопросам, на которые так или иначе распространяется активизация законов о налоговой, банковской и другой тайне.

Важно отметить, что в процессе проведения проверочных мероприятий как планового, так и внепланового характера целесообразным является исключение случаев требования лишней информации, документов и материалов, которые могут получить прокуроры непосредственно в процессе проверки при выходе на место.

Необходимо дополнить, что проверка прокуратурой медицинской организации или иного учреждения ни в коем случае не допускает факты, связанные с возложением на структуры и их должностных лиц обязанности предоставить в органы прокуратуры информацию, которая никаким образом не касается предмета проверки либо выходит за всякие рамки.

Кстати, сюда же относятся и просьбы о предоставлении не предусмотренной посредством законодательства статистической отчетности.

Основные нюансы актуальной в статье темы в полной мере рассмотрены. Остается лишь два вопроса, которые не урегулированы. К ним относятся сроки предоставления документации, а также форма и порядок запроса отдельных бумаг.

Важно отметить, что и в данном случае правило является общим. Оно так или иначе относится ко всем требованиям и правилам представителей государства.

Так, сроки проверки прокуратурой образовательных организаций и иных учреждения должны быть абсолютно разумными, а требования – понятными и четкими.

Кстати, оглашение требований допускается на сегодняшний день в устной форме, что делает общую процедуру гораздо удобнее. Заключительным нюансом данной главы является то, что в качестве прокуроров, которые наделяются правом проведения проверок и реализации предоставленных им полномочий, могут выступать как заместители, так и помощники непосредственно прокурора.

Сроки осуществления мероприятия по проверке прокуратуры

Как часто может проверять прокуратура организацию? Важно отметить, что сроки проведения мероприятия по проверке Федеральным законом «О прокуратуре» не устанавливаются. Кстати, внимание Конституционного суда также не обращалось на данный факт.

Тем не менее необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений», а также Инструкцией по поводу порядка рассмотрения обращений и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры.

Следует дополнить, что представленное положение утверждено посредством приказа Генерального прокурора от 17.12.2007.

Как выяснилось выше, основанием для проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год может послужить обычное сообщение (жалоба) по поводу допущенных нарушений, которые, как правило, поступают от граждан, средств массовой информации, должностных лиц и так далее.

Подобные обращения, в соответствии с общим правилом (однако на сегодняшний день существует ряд исключений), должны быть проверены со стороны прокуратуры в течение тридцати дней. Следует дополнить, что в случае острой необходимости установленный срок подлежит продлению еще на тридцать дней.

Значит, срок проверки некоммерческих организаций со стороны прокуратуры – не что иное, как отведенный посредством Федерального закона для рассмотрения обращения должностного лица или гражданина, связанного с фактами о нарушении законов, которые так или иначе применяются к организациям некоммерческого типа.

Читайте также:  Согласие супруга на приобретение недвижимости

Ознакомление с информацией

Проверки прокуратурой в россии

После того как заявление прокуратуру (проверки организации, к примеру, образовательного типа) было подано, осуществляется непосредственно само мероприятие. Как же происходит ознакомление с актуальными материалами после осуществления мероприятия? Кратко и предельно ясно соответствующее положение описано в Приказе Генеральной Прокуратуры от 07.12.2007. Там представлена следующая цитата: «Прокурорский надзор должен осуществляться гласным образом». Необходимо дополнить, что гласность в данном случае предполагает открытость.

Что такое прокурорская проверка и как она проходит

Решение о проведении проверки прокуратурой принимается на основе полученных данных о совершенном правонарушении. Действия этого надзорного органа помогут защитить ваши права и законные интересы. Как проходит контроль, и какие меры принимаются?

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70

Прокурорская проверка на основании поступившей жалобы — что это такое

Надзорный орган проверяет исполнение нормативных актов должностными лицами, представителями коммерческих и некоммерческих организаций. Основание для такого действия – заявление от лица, чьи интересы были нарушены. После изучения обстоятельств дела принимается решение о возмещении ущерба, если он был причинен.

Решение прокурора о проведении комплексной проверки принимается по заявлению, которое направляется в электронном виде или по почте, а также передается во время личного приема. При этом жалобу можно подать не только на организации, но и на физических лиц, например, на шумных соседей.

Порядок проведения, кто принимает решение

В ходе изучения обстоятельств дела представитель власти направляет запросы в официальные органы, посещает организацию лично. Порядок проведения прокурорской проверки включает в себя требование предоставить документацию. Контролируемое лицо обязано передать официальные бумаги в течение двух дней с момента получения требования.

Кроме того, представитель надзорного органа имеет право прийти в офис, опросить сотрудников.

Решение о проведении мероприятия принимает прокурор или лицо, его замещающее. При этом они обязаны уведомить о предстоящей процедуре, в документе указываются цели и основания его проведения.

Если одной проверки оказалось недостаточно, орган власти может расширить мероприятие или назначить новую процедуру, об этом также необходимо уведомить организацию не позднее дня, в который было принято такое решение.

Меры прокурорского реагирования на заявления и обращения граждан включают в себя:

  1. Требование представить официальные бумаги, статистические данные, другую информацию по существу дела.
  2. Просьба о выделении специалистов, экспертов для решения вопроса.
  3. Вызов лица для разъяснения нарушения законодательства.
  4. Привлечение виновных лиц к административной и уголовной ответственности.

Если прокурор выявляет нарушения, не относящиеся к его компетенции (например, неуплата налогов), он уведомляет об этом другие органы (ФНС).

Если проверяемое лицо не подчиняется требованиям представителя власти, его ждет административный штраф. Для предпринимателей он варьируется от 50 до 100 тыс. рублей, кроме того, возможно приостановление деятельности.

Основания для начала, цели и задачи

Решение о проведении прокурорской проверки принимается в целях выявления нарушений и преступлений при ведении бизнеса, выполнении должностными лицами своих обязанностей. Основная задача – защита прав гражданина, привлечение виновных к ответственности, профилактика дальнейших правонарушений. В качестве оснований выделяется следующее:

  • Поступление информации о нарушении правомочий и свобод (обращение от клиента на контроле прокуратуры, жалоба).
  • Факт правонарушения нельзя установить без проведения проверки.
  • Данные о преступлении содержатся в средствах массовой информации, официальных источниках (в уголовном, административном деле).

Чтобы начать проверку, прокурор изучает информацию из жалобы, при этом документ должен быть подписан заявителем, анонимные обращения рассматриваться не будут.

Пошаговая инструкция, как подать жалобу в прокуратуру через интернет

Виды проверок, можно ли к ним подготовиться

Выделяют документарные мероприятия (представитель власти просто направляет запрос и изучает документы), выездные, плановые и внеплановые процедуры.

Перед каждой проверкой сотрудник обязан направить уведомление не позднее дня ее проведения. Однако по факту этот документ направляется в последний момент, поэтому подготовиться к неприятному процессу вряд ли удастся. При документарной проверке у вас будет всего два дня, чтобы привести в порядок официальные бумаги.

Именно поэтому компании рекомендуется иметь штатного юриста, который поможет защитить интересы, не допустить нарушений при визите прокурора.

Законодательство не предусматривает мораторий на плановые процедуры, поэтому предприниматели должны быть готовыми к ним в любой момент.

Заявление о проведении прокурорской проверки

Проверки прокуратурой в россии

Скачать образец заявления о проведении прокурорской проверки

Сроки осуществления прокурорской проверки

Стандартная продолжительность – 30 календарных дней. В течение этого времени выдается ответ прокурора на полученное обращение, принимаются меры, если они необходимы.

В исключительных ситуациях проверка продлевается на аналогичное время.

Если же и его оказалось недостаточно для рассмотрения дела, допускается следующее продление на 30-дневный срок, однако для этого нужно решение Генерального прокурора или его заместителя.

Текущий период может приостанавливаться. Иногда представителю власти требуется дополнительное время для изучения материалов, проведения исследований. Прерывание возможно максимум на полгода (если есть решение генпрокурора, то можно прибавить аналогичный срок).

Каким может быть результат, можно ли обжаловать

Если нарушений не обнаружено, то для предпринимателя или другой организации не наступает никаких неприятных последствий. Если таковые все же нашлись, прокурор предпринимает следующие действия:

  • Выносит протест на нормативный акт, противоречащий нормам законодательства, нарушающий правомочия и интересы гражданина.
  • Добавляет представление об устранении нарушения.
  • Составляет мотивационный акт о начале производства о нарушении административного характера.
  • Выносит предостережение и напоминание о необходимости соблюдать закон.

Обжаловать результаты проверки можно в суде, для этого составляется заявление. В документе указываются ваши данные, наименование органа, информация по существу дела, допущенные прокурором нарушения, доказательства. В качестве приложений могут выступать постановления представителя власти, видеозаписи, аудио.

Таким образом, прокурорская проверка призвана выявить несоблюдение закона, привлечь виновных к ответственности и защитить права пострадавшего лица.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!

Проверка прокуратурой организаций и ИП

Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами.

Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере.

Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

Прокурорской проверке регламент не писан

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.

) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось.

Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.

Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

Повод для визита

ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

  • в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих безопасности государства;
  • в нарушении миграционных законов и т.д.
Читайте также:  Можно ли физлицу после банкротства выезжать за границу и как снять ограничение на выезд

Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться.

За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности.

А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

  1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
  2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
  3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
  4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
  5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

Советы проверяемым

Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

  • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
  • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
  • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
  • Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
  • Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
  • Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

Что в итоге?

Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

  • представление с требованиями об устранении нарушений;
  • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
  • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
  • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

Единый реестр проверок прокуратурой юридических лиц и ИП

Государство возложило на прокуратуру обязанность контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках ведения ими хозяйственно-экономической деятельности.

Поводом для интереса надзорного органа могут стать: нарушение антимонопольного права, возникновение аварий или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и многое другое.

Владелец организации вправе заранее узнать о визите комиссии в реестре проверок на официальном сайте прокуратуры. Благодаря этому есть возможность подготовиться и легко пережить аудит высокопоставленных лиц.

Понятие и виды проверок прокуратурой

Президент РФ Владимир Путин обещал «не кошмарить бизнес», однако многие предприниматели сетуют на то, что количество проверок не уменьшилось. Поймать бизнесмена на административном или уголовном правонарушении мечтают многие ведомственные органы.

Среди них прокуратура, которая имеет широкие основания провести аудит любого субъекта частного экономического сектора 1 раз в 3 года. Такое право надзорному органу предоставляет Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»

Правда, перед визитом, инспектируемые ООО, ОАО или ИП предупреждают.

Данные о предстоящем аудите заносятся в реестр проверок прокуратуры, который находится в открытом доступе (согласно догматам федеральной программы «Открытое государство» от 2011 г.).

В зависимости от деятельности организации и сложившихся обстоятельств, к интересующему субъекту могут быть применены следующие виды прокурорского аудита:

И та, и другая инспекция могут носить определенный характер:

  1. Целевая: по жалобе потребителя, муниципального или государственного органа.
  2. Комплексная: прокурорский аудит исполнения законодательства в разных сферах предоставления услуг. Например, медицина, общепит, гостиничный бизнес и др.
  3. Сквозная: аудит исполнения отдельно взятого предписания для определенных субъектов частного экономического сектора. Например, пожарные выходы из ТЦ должны соответствовать утвержденным размерам.
  4. Совместная: проводится сотрудниками различных специализированных прокуратур: контрольно-надзорная, транспортная, природоохранная и другие.
  5. Контрольная: надзорный аудит за полнотой проведенной проверки одной из специализированных прокуратур.
  6. Повторная: разновидность контрольной инспекции с целью выявления нарушений в исполнении ранее выданных предписаний.
  7. Показательная: проводится опытным прокурором для передачи опыта молодому сотруднику.

Вместе с этим, прокурорская проверка может быть:

  • выездной;
  • документарной (камеральной).

Здесь все понятно: либо вы отвозите документы в надзорный орган, либо сотрудники едут к вам — осматривать территорию, сверять с балансом здания, оборудование, транспортные средства и прочее. Вы можете найти свою организацию в реестре проверок Генеральной прокуратуры и заранее подготовиться к назначенному аудиту, с учетом его вида и характера.

Что надо знать о сводных планах проверок

Утверждением сводных планов проверок занимаются региональные прокуратуры. Как правило, это происходит в конце календарного года, и уже в 20-х числах декабря можно найти (не найти) свою организацию в «черном» списке. О проверках федерального государственного надзора (по отдельным регионам) информация размещена только на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Как получить сведения относительно проводимых проверок

Предприниматель или руководитель коммерческой организации может узнать план надзорного аудита на сайте Генеральной прокуратуры РФ в разделе «Сводный план проверок предпринимательства».

В поисковой форме выберите год и впишите номер ИНН, а затем нажмите «Искать». Веб-сервис отобразит информацию. Вместе с этим, сводный план проверок прокуратуры можно отыскать на сайте регионального надзорного органа или веб-ресурсе муниципалитета.

В остальных случаях можете воспользоваться «Единым реестром проверок».

Какая информация размещается из Единого реестра проверок

Размещение информации о предстоящем прокурорском аудите субъекта предпринимательства на государственном портале «Единый реестр проверок» утверждено ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП…» Оператор площадки указывает:

  • учетный номер проверки;
  • сведения из распоряжения или приказа;
  • сведения из акта предстоящей инспекции;
  • результаты прокурорского аудита (были ли выявлены нарушения);
  • указание на принятые меры в отношении выявленных нарушений.

Ведение реестра и точность предоставляемой информации в открытом доступе контролируется действующим законодательством РФ.

Результаты проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Многие организации корректно ведут свою деятельность, поэтому прокурорская инспекция у них не находит нарушений. Но есть такие компании, где руководитель и коллектив практикуют безответственный подход к работе. Здесь прокуратура легко выявит недостатки и грубое попрание закона. В таком случае представитель надзорного органа имеет основание:

  1. Выписать требование об устранении выявленных нарушений со стороны сотрудников компании.
  2. Выписать предупреждение о недопустимости определенных действий (бездействий), образовывающих состав административного или уголовного правонарушения.
  3. Составить иск в судебный орган о приостановке деятельности или ликвидации предприятия в связи с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
Читайте также:  Усыновление ребенка супруга от первого брака условия процедуры правовые последствия

В процессе инспекции прокурорский работник может обратить внимание на другие факты пренебрежения законом, не входящие в регламент текущей проверки.

В таком случае он обязан действовать в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре…», а именно — сообщить о выявлении недостатков своему начальству. Возможно, по новым фактам будет назначена дополнительная проверка.

Требовать устранения выявленных правонарушений в рамках текущего аудита должностное лицо не уполномочено. Но проигнорированы они не будут, а, как было сказано выше, информация поступит руководству.

Любая организация из числа ОАО, ООО или ИП не чаще чем 1 раз в 3 года может попасть под аудит надзорного органа. Генеральная прокуратура публикует сводный план проверок на своем сайте.

Аналогичные действия по информированию производят региональные прокуратуры на ведомственных ресурсах. Поэтому узнать о визите инспекции можно заранее и подготовиться надлежащим образом.

Главное — помнить, что у прокурорских работников широкие полномочия, и в случае грубых нарушений законодательства они вправе приостановить деятельность компании через суд.

39. Прокурорская проверка: понятие, виды, результативность, основания привлечения специалиста и эксперта

  • Средство
    выявления нарушения закона —
    это
    применяемые органами прокуратуры
    Российской Федерации правовые средства,
    целью которых является выявление
    нарушений закона, причин и условий,
    способствующих этим нарушениям и
    виновных в их совершении лиц.
  • Прокурорская
    проверка —
    это
    правовое средство выявления нарушений
    закона, представляющее собой комплекс
    мыслительных, организационных и правовых
    действий прокурора, направленных
    на выявление нарушений Конституции РФ
    и действующих на территории РФ
    законов, установлению причин и условий,
    способствующих выявленным нарушениям
    закона, а также виновных лиц.
  • В
    зависимости от функциональной
    принадлежности прокурорские проверки
    принято разделять на надзорные
    и ненадзорные:


Надзорные
проверки

это
средства выявления нарушения закона,
применяемые в отношении объектов и
субъектов, за законностью деятельности
которых осуществляют надзор органы
прокуратуры РФ.

Указанные проверки проводятся в органах,
осуществляющих ОРД, дознание
и предварительное следствие, органах
и учреждений, исполняющих наказание
и назначаемые судом меры принудительного
характера и некоторых других.


  1. Ненадзорные
    проверки

    — это средства выявления нарушения
    закона, применяемые в отношении объектов
    и субъектов не поднадзорных органом
    прокуратуры РФ
    .
  2. В
    зависимости от направлений деятельности
    прокуратуры проверки подразделяются
    на
    :

  3. проверки,
    проводимые при осуществлении надзора
    за исполнением законов:

  4. надзора за соблюдением прав и свобод
    человека и гражданина;


надзора за исполнением законов судебными
приставами и т.д.

Положив
в основу разграничения проверок повод
их проведения
прокурорские
проверки подразделяют на 


проводимые по сигналам (заявлениям,
сообщениям, жалобам, сведениям, полученным
из радио телепередач, и т.д.);


  • по инициативе прокуроров.
  • В
    зависимости от объема, проверки,
    проводимые органами прокуратуры РФ,
    подразделяют на
    :
  •  целевые;

  • широкие.
  • К
    целевым относятся

    проверки, проводимые по отдельным
    фактам нарушений закона, по исполнению
    одного конкретного закона или группы
    родственных законов, а также проверки,
    которые проводятся прокурорами в связи
    с отдельными обращениями (сообщениям,
    заявлениям, жалобам) граждан и должностных
    лиц.
  • Широкими
    являются

    проверки, предмет которых касается
    множества различных нарушений закона,
    а также проверки, по которым круг
    нарушений закона не определен.
  • В
    зависимости от субъектов, участвующих
    в их проведении прокурорские проверки
    подразделяются на
    :
  •  специфические
    прокурорские;

  • смешанные;

  • ведомственные.

Специфические
это проверки, проводимые исключительно
прокурорскими работниками. Это самый
распространенный вид прокурорских
проверок, распространенность которого
обусловлено компетенцией органов
прокуратуры РФ разрешать правовые
вопросы, не требующие (иных, кроме
юридических) специальных познаний.

  1. Смешанные
    прокурорские проверки

    требуют привлечения специалистов
    из других различных областей знаний
    таких как здравоохранение, экономика,
    градостроение, экология и др.
  2. Ведомственные
    проверки

    — это проверки, осуществляемые различными
    ведомствами по поручению органов
    прокуратуры РФ.
  3. Взяв
    за основу критерия разграничения
    проверок проверяемые объекты или
    субъекты, проверки, проводимые органами
    прокуратуры РФ, различаются на проверки:

  4. проводимые
    в единичном поднадзорном объекте,
    субъекте;

  5. либо нескольких одновременно.
  6. По
    целевому назначению прокурорские
    проверки принято разделять на
    :
  7.  основные;

  8. контрольные.
  9. Основные
    проверки

    направлены на выявление нарушений
    Конституции РФ, законов действующих на
    территории РФ, а также сопутствующих
    им обстоятельств-причин и условий,
    способствующих данным нарушениям.
  10. Целью
    контрольных проверок

    является осуществление контроля
    за исполнением ранее внесенных
    требований прокуроров.

Прокурорами,
участвующими в рассмотрении судами
дел, проводятся проверки законности
правовых актов, выносимых судами, в
основу разграничения которых положен
в качестве критерия виды судебных
инстанций, в которые обращается прокурор
и соответствующие акты прокурорского
реагирования. Указанные проверки
являются ненадзорными. К
ним относятся апелляционные, кассационные,
надзорные и частные проверки.

Конечной
целью проверки

является не только выявление нарушений
закона, но и их устранение. В случае
выявления прокурором нарушений закона,
он обязан принять меры прокурорского
реагирования. На данной стадии проверки
прокурор тщательно изучает собранные
материалы о нарушениях закона и на их
основании готовит акты и другие средства
прокурорского реагирования.

Затем
реализует их, то есть направляет
компетентным органам или должностным
лицам для рассмотрения и принятия
необходимых мер, направленных на
устранение нарушений закона и
восстановление законности.

При этом
прокурор надзирает за исполнением своих
требований, содержащихся в актах
прокурорского реагирования, сроках
рассмотрения актов и принятых мерах,
то есть осуществляет контроль.

Приведенная
структура прокурорской проверки
применяется при осуществлении надзора
за исполнением законов, соблюдении прав
и свобод человека и гражданина и по
некоторым другим направления прокурорской
деятельности. В других направлениях
структура проверки, как правило, имеет
упрощенный характер.

Например, проверка
соблюдения законности расследования
конкретного уголовного дела имеет более
простую структуру, поскольку более узок
предмет проверки (в основном это нормы
УК РФ и УПК РФ), более простая организация
проверки, так как изучение уголовного
дела может производиться в кабинете
надзирающего прокурора.

40.
Полномочия прокуроров по выявлению
правонарушений в сфере надзора за
исполнением законов и законностью
правовых актов: понятие, содержание,
нормативно-правовое регулирование,
условия и порядок применения.

Полномочия
прокурора, реализуемые в данном
направлении прокурорского надзора,
представляют собой

совокупность неразрывных между собой
прав и обязанностей, обусловленную
социальным предназначением надзорной
деятельности прокуратуры, в которой
право прокурора одновременно выступает
и его обязанностью.

В
соответствии с положениями ст. 22—25.1
Закона о прокуратуре, полномочия
прокурора по надзору за соблюдением
Конституции РФ и исполнением
законов подразделяют на следующие
группы:


  • полномочия по выявлению нарушений
    закона (первая группа);

  • полномочия по реагированию на выявленные
    нарушения закона (вторая группа);

  • полномочия, направленные на предупреждение
    нарушений закона (третья группа);
  • К
    первой группе относятся полномочия
    ,
    закрепленные ст. 22 Закона о прокуратуре,
    в соответствии с которыми прокурор
    вправе:
  • — по предъявлении
    служебного удостоверения беспрепятственно
    входить на территории и в помещения
    поднадзорных объектов (субъектов), иметь
    доступ к их документам и материалам,
    проверять исполнение законов в связи
    с поступившей в органы прокуратуры
    информацией о фактах нарушения
    закона. Для вхождения на территорию
    и в помещения особо режимных (секретных)
    объектов прокурору необходимо иметь
    соответствующий допуск, дающий право
    знакомиться с документами
    и иными материалами, содержащими
    сведения, отнесенные к государственной
    или иным охраняемым законом тайнам
    (прохождение процедуры оформления
    допуска к документам, содержащим
    государственную или иные охраняемые
    законом виды тайн, является обязательным
    требованием при принятии на службу
    в органы прокуратуры);
  • — требовать
    от руководителей и других должностных
    лиц поднадзорных органов представления
    необходимых документов, материалов,
    статистических и иных сведений;
    выделения специалистов для выяснения
    возникших вопросов: проведения проверок
    по поступившим в органы
    прокуратуры материалам и обращениям,
    ревизий деятельности подконтрольных
    или подведомственных им организаций.

Прокурор
вправе истребовать документы и материалы
с грифом «для служебного пользования»
,
а также содержащих сведения,
составляющие коммерческую тайну,
информацию медицинского, интимного
и иного характера, не подлежащую
оглашению.

Он
вправе истребовать любые документы, материалы
без ограничений:

правовые акты, изданные соответствующим
органом; материалы и акты проверок,
ревизий, обследований; разного рода
разрешения и лицензии; приходно-расходные
документы; справки; статистические
отчеты и др.

, а также их копии в
необходимом количестве и безвозмездно.

К первой
группе полномочий прокурора относятся
также право:

требовать от поднадзорных субъектов
проведения проверок в связи
с поступившими в орган
прокуратуры материалами и обращениями
или ревизий; вызывать должностных
лиц и граждан в прокуратуру или иное
место своего нахождения для истребования
объяснений по поводу нарушения
закона: проводить прокурорские проверки
исполнения законов или законности
правовых актов.

Ко
второй группе относятся полномочия
прокурора
,
закрепленные в ст. 23—25.1 Закона
о прокуратуре РФ:

  1. — приносить
    протесты на противоречащие закону
    правовые акты, вынесенные поднадзорным
    объектом или субъектом;
  2. — вносить
    представления в порядке осуществления
    прокурорского надзора с требованием
    устранения выявленных нарушений закона;
  3. — освобождать
    своим постановлением лиц, незаконно
    подвергнутых административному
    задержанию на основании решений
    несудебных органов;
  4. — выносить
    постановление о привлечении лица
    к административной ответственности.

Кроме
того, в соответствии с положениями
ст. 25.1 Закона о прокуратуре:

в случае установления сведений
о готовящемся нарушении закона
прокурор объявляет предостережение о
недопустимости нарушения закона.

Adblock
detector