Пенсия

Размеры земельных участков под ижс в московской области

Размеры земельных участков под ижс в московской области

  • В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.
  • Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.
  • То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.
  • Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:
  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Нормы и правила регулирования

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Площадь надела

Размеры земельных участков под ижс в московской области

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.

Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:

  1. В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
  2. В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Размеры земельных участков под ижс в московской области

  1. Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.
  2. Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.
  3. Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 4
Санкт-Петербург 3
Ленинградская область 6 в городах, 10 в селах
Новосибирск 6
Екатеринбург 4
Краснодарский край 4

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе.  Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта Максимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Строительные нормы

  • Размеры земельных участков под ижс в московской областиДля того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.
  • Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.
  • Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:
  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье

Размеры земельных участков под ижс в московской области Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

В том числе градостроительный регламент поселения

  • устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
  • указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.

Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.

В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.

Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки — многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 5000 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2500 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 3000 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

 Размеры земельных участков под ижс в московской области

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
  2. На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
  3. в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.

Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как

  • расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
  • предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
  • максимальный процент застройки выбранной территории

 Размеры земельных участков под ижс в московской области

Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков

Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.

В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее

Читайте также:  Что такое трудовой патент
Вид использования сельхозучастка Минимальный размер, гектары Максимальный размер, гектары
Фермерское хозяйство 2 40
Садоводство 0,06 0,15
огородничество 0,04 0,1
Дачное строительство 0,06 0,25

Установление предельных размеров участков прочих видов использования региональный законодатель передал местным органам власти. Мы предлагаем информацию по Московской области, актуальную на 2017 г.

№ района п/п Район МО Вид использования сельхозучастка Минимальный размер, гектары Максимальный размер, гектары
1. Волоколамский ИЖС в Волоколамске и Сычево 0,02 0,12
ИЖС в селе 0,02 0,25
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево 0,06 0,12
Приусадебный ЛПХ в селе 0,06 0,25
Полевой ЛПХ 0,06 1
2. Воскресенский ИЖС в Воскресенске и поселках 0,06 0,15
ИЖС в селе 0,08 0,3
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках 0,06 0,15
Приусадебный ЛПХ в селе 0,08 0,3
Полевой ЛПХ 0,1 0,3
3. Дмитровский Для ИЖС или ЛПХ 0,02 0,15
Для садоводства 0,02 0,12
4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 0,06 0,15
ИЖС в селе 0,06 0,3
ЛПХ 0,06 0,5
5. Клинский ИЖС 0,05 0,3
Приусадебные ЛПХ 0,05 0,3
Полевые ЛПХ 0,5 1
6. Коломенский ИЖС и ЛПХ в поселке Пески 0,05 0,2
ИЖС и ЛПХ в селе 0,05 0,3
Полевые ЛПХ 0,05 2
7. Ленинский ИЖС в г. Видное 0,06 0,15
ИЖС кроме г. Видное 0,06 0,25
ЛПХ в г. Видное 0,06 0,15
ЛПХ кроме г. Видное 0,06 0,25
8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 0,04 0,2
ИЖС в селе 0,04 0,5
Приусадебный ЛПХ в Лотошино 0,06 0,2
Приусадебный ЛПХ в селе 0,06 0,5
Полевой ЛПХ 0,06 0,5
9. Можайский ИЖС 0,04 0,12
ЛПХ 0,04 0,3
10. Наро-Фоминский ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске 0,04 0,15
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС 0,04 0,3
11. Ногинский ИЖС и ЛПХ  в Ногинске 0,09
ИЖС и ЛПХ в районе 0,12
12. Одинцовский ИЖС 0,08 0,25
ЛПХ 0,06 0,25
13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 0,03 0,3
ИЖС для городов 0,03 0,15
ЛПХ для села
ЛПХ для города 0,03 0, 4
14. Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 0,04 0,25
ИЖС в селе 0,05 0,3
ЛПХ 0,03 0,3
15. Раменский ИЖС 0,06 0,4
Приусадебные ЛПХ 0,04 0,4
Полевые ЛПХ 0,06 1
16. Сергиево-Посадский ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах 0,06 0,12
ЛПХ, ИЖС в селах 0,06 0,3
Полевые ЛПХ 0,1 2
17. Серпуховский ЛПХ, ИЖС 0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах) 3
18. Солнечногорский ИЖС 0,05 0,25
Приусадебные ЛПХ 0,03 0,25
Полевые ЛПХ 0,1 1
19. Ступинский ЛПХ, ИЖС в Ступино 0,04 0,06
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево 0,06 0,08
ЛПХ,ИЖС в селах 0,06 0,15
20. Талдомский ИЖС в городе 0,04 0,2
ИЖС в селе 0,04 0,25
Приусадебные ЛПХ в городе 0,04 0,25
Приусадебные ЛПХ в селе 0,04 0,5
Полевые ЛПХ 0,5 1,5
21. Чеховский ИЖС 0,06 0,15
ЛПХ 0,06 0,25
22. Шатурский ИЖС 0,06 0,5
ЛПХ 0,06 0,5
23. Щелковский Приусадебный ЛПХ 0,04 0,5
Полевой ЛПХ 0,1 1
ИЖС 0,04 0,4

В г. Москве установление предельных максимальных/минимальных размеров участков должно осуществляться городской Думой, однако таковое для целей передачи земли гражданам в собственность или аренду пока не введено.

Итак, мы можем сделать вывод, что введение предельных размеров участков – инструмент, применяемы как в градостроительстве, так и в земельных отношениях в случае предоставления участка гражданам.

Особенно обширно отражены данные вопросы в законодательстве Московской области, в том числе и на муниципальном уровне. Стоит отметить, что наиболее распространенный минимальный размер участка ИЖС для предоставления гражданам – 0,06 га или 6 соток.

Однако в районах, удаленных от Москвы, такой размер меньше – 0,04 га, что должно, видимо простимулировать спрос на землю.

Разные статусы земельных участков: правовые последствия для покупателя

Решили обзавестись земельным участком? Для начала ответьте: для каких целей он вам нужен? Хотите небольшой домик с банькой и бассейном, чтобы приезжать на выходные, прополоть пару грядок и вернуться в город на работу? А может, планируете разводить животных или переехать всей семьей за город? 

Собираетесь купить земельный участок, дачу или дом за городом? На Циан есть подходящие вам варианты!

Разберемся, на каких участках разрешено построить дом и прописаться в нем, а где можно только заниматься сельским хозяйством.

Что можно делать с землей

Категория земли зависит от цели ее использования. Нас интересуют два вида: земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Именно на них чаще всего и приобретаются загородные дома.

https://www.youtube.com/watch?v=OSWX3HsysPU\u0026pp=ygVn0KDQsNC30LzQtdGA0Ysg0LfQtdC80LXQu9GM0L3Ri9GFINGD0YfQsNGB0YLQutC-0LIg0L_QvtC0INC40LbRgSDQsiDQvNC-0YHQutC-0LLRgdC60L7QuSDQvtCx0LvQsNGB0YLQuA%3D%3D

По общему правилу, земли сельскохозяйственного назначения не предусмотрены для строительства жилья. Возводить там можно ангары или сараи, пригодные для производства и хранения продукции. Но! Сельхозземле может быть присвоен вид разрешенного использования, когда построить дом для жилья разрешено.

важно

Виды разрешенного использования земельных участков (то, что можно делать на земле) установлены в классификаторе (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540). Их больше сотни, но нас интересуют исключительно участки для личного пользования. Землю можно использовать: 

  • для сельского хозяйства;
  • личного подсобного хозяйства на полевых участках; 
  • индивидуального жилищного строительства (ИЖС); 
  • личного подсобного хозяйства (ЛПХ); 
  • огородничества/садоводства. 

Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться и там и там (земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения).

к сведению

Дачное хозяйство исключено из классификатора. Так что остались только садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества (СНТ и ОНТ). Но дачные объединения продолжают действовать под старым наименованием. Сроков для их переименования нет.

Так что вы можете встретить и ДНТ, и СНТ.

Существование их законно (Федеральный закон от 29 июля 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 217-ФЗ ).

Земли населенных пунктов чаще всего предназначены для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. А земли сельхозназначения — для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, садоводства и огородничества.

Покажем в таблице, где можно строить дом для проживания, а где нет.

Вид участка Что можно делать на земле Что можно строить
Сельскохозяйственное использование Вести сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, питомники, сенокошение, выпас животных и др.) Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции
Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках Производить сельхозпродукцию Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции
Для индивидуального жилищного строительства Выращивать ягоды, овощи, фрукты Можно — жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
Для ведения личного подсобного хозяйства Производить сельхозпродукцию и содержать животных Можно – жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
Ведение огородничества Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягоды Нельзя — жилые дома. Можно — хозпостройки для хранения инвентаря и урожая
Ведение садоводства Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягоды Можно — жилые дома, садовые (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки

По данным Циан.Журнала

Дома могут быть предназначены для постоянного проживания (жилые) и нет (садовые). Это влияет на вероятность прописки. Если дача пригодна для постоянного проживания, то отказать в прописке нельзя.

Кстати, Конституционный Суд РФ озвучил, что регистрация по месту жительства не зависит от целевого назначения участка, на котором возведен дом (постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П; от 30 июня 2011 года № 13-П).

Поэтому вас зарегистрируют в жилище, построенном как на землях населенного пункта, так и сельхозназначения. Главное условие: чтобы на этой земле было разрешено строить жилой дом (при наличии соответствующего вида разрешенного использования).

ИЖС и садоводство: жить можно

Наиболее подходящим для постройки собственного дома и не предусматривающим обязательное наличие сада / огорода является участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Размеры земельных участков под ижс в московской областиЗемельные участки для ИЖС могут находиться только в составе земель населенных пунктов. Земли ИЖС используются для возведения жилых домов с правом присвоения почтового адреса и регистрации по месту жительства.

Роман Бедак,юрист, арбитражный управляющий

Статус земель населенного пункта обязывает местные власти создавать для владельцев таких участков транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру.

«Это означает, что участки ИЖС будут обеспечены в приоритетном порядке дорогами, коммуникациями, школами, детскими садами, больницами и прочими социальными объектами по установленным нормативам», —добавляет Наталья Дубина, заместитель руководителя юридического департамента семейства компаний Kaskad Service.

А это в свою очередь приводит к удорожанию таких участков по сравнению с иными. По данным компании «Метриум», разница может составлять 15% и более.

https://www.youtube.com/watch?v=OSWX3HsysPU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Если земельный надел предназначен для садоводства, то помимо выращивания овощей и посадки плодовых деревьев можно отстроить коттедж для постоянного проживания.

Обратите внимание

С 4 августа 2018 года не требуется получать согласие на строительство дома.

Можно уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство — например, отдел по градостроительству и архитектуре местной администрации, о начале и окончании строительства. Гараж, подсобку или теплицу можно строить и без уведомлений.

С 1 марта 2019 года уведомительный порядок о начале и окончании строительства и реконструкции индивидуальных и садовых жилых домов становится обязательным.

Если вы ведете строительство дома без уведомления, то фактически создаете самовольную постройку.

Это значит, что суд может обязать вас снести эту самовольную постройку или привести ее в соответствие с градостроительными требованиями.

Читайте также:  Кому положена повышенная часть фиксированной выплаты к страховой пенсии

Снос самовольной постройки и приведение ее в соответствие осуществляется за счет собственника земельного участка.

Александр Беднягин,генеральный директор Московского областного БТИ

Огород и сельхоз: свой угол не построить

Если покупаете землю с разрешенным сельскохозяйственным использованием или ведением огородничества, то забудьте про домик на природе. Ограничиться придется нежилыми постройками хозназначения.

Огородный участок предполагает постройки для удовлетворения бытовых и иных нужд — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и пр. А сельхозназначение — только постройки для хранения и переработки аграрной продукции.

Размеры земельных участков под ижс в московской области

ЛПХ — всё дело в поле

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться как участки в границах населенных пунктов (их еще называют приусадебными), так и за их пределами (полевые участки).

Приусадебный используется для производства сельхозпродукции, он пригоден для возведения жилого дома и хозпостроек. А полевой — только для аграрных работ. Жилье там строить запрещено.

В первом случае вид разрешенного использования земли — ЛПХ, а во втором ЛПХ на полевых участках.

Участки ЛПХ, расположенные в границах населенных пунктов, могут быть использованы для постоянного проживания и регистрации по месту жительства.

Причем цена их будет ниже, чем участков ИЖС, поскольку инфраструктура для них строится по более низким нормативам (допускается размещение школ, садов, больниц, дорог и т. д.

в большей удаленности, а коммуникаций в меньшем объеме по сравнению с ИЖС).

Наталья Дубина,замруководителя юридического департамента семейства компаний Kaskad Service

Обычно участки ИЖС расположены в черте города или в коттеджных поселках, а участки ЛПХ в населенных пунктах меньшего размера. Это влияет на продажную и кадастровую стоимость, от которой рассчитывается размер налога.

Размеры земельных участков под ижс в московской области

Размер земельного налога

Ставка налога не зависит от категории и разрешенного вида использования земли.

Поскольку это местный налог, то он устанавливается муниципальными властями (например, советом депутатов сельского поселения), но не может превышать 0,3% (для земель, предназначенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества) и 1,5% (для сельхозземель за пределами населенных пунктов).

к сведению

Конкретный размер можно посмотреть в электронных сервисах на официальном сайте Федеральной налоговой службы (в «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам»). Вам необходимо только выбрать интересующий субъект и муниципальное образование. 

Чем выше кадастровая стоимость земли, тем выше размер налога (который определяется умножением кадастровой стоимости на ставку налога).

Поскольку наиболее высокая кадастровая стоимость на земельные участки для ИЖС, то и налог придется платить значительно выше (например, в Дмитровском районе Подмосковья в близлежащих населенных пунктах он будет в 2–2,5 раза выше, чем ЛПХ, и в 3–4 раза выше, чем для садоводства).

Будьте внимательны: если в течение 10 лет с даты госрегистрации права на земельный участок ИЖС не будет построен и зарегистрирован дом, то к размеру налога применят повышенный коэффициент (2). Для других наделов, где разрешено строительство загородных фазенд, такое правило не применяется.

Категорию земли, форму собственности, кадастровую стоимость участка, его площадь и разрешенное использование вы можете посмотреть в выписке из ЕГРН. Запросите ее у продавца либо получите самостоятельно в бумажном / электронном виде на портале Росреестра.

Услуга эта платная и составляет 750 рублей за бумажный документ и 300 рублей за электронный. Эту же информацию можно получить бесплатно на официальном сайте Росрестра, зайдя с главной страницы на Публичную кадастровую карту.

В этом случае вам надо либо знать кадастровый номер объекта, либо отыскать его на карте.

Ежемесячное обслуживание

Тарифы на коммунальные услуги (электричество, газ, вода и пр.) за участок ИЖС в среднем в месяц составляют 10–15 тыс. рублей, а за земли для ЛПХ и садоводства — 2–5 тыс. рублей, отмечают в компании «Метриум». Если участок приобретен в садовом или огородническом некоммерческом товариществе, то владельцам земли придется платить еще и членские и целевые взносы.

Ну и в заключение скажем: чтобы определиться с выбором участка, нужно понять, для чего вы планируете его приобрести и какие средства готовы в него вкладывать. Расположение, инфраструктура и прочие факторы значительно влияют на стоимость надела и размер земельного налога, который с каждым годом становится все выше.

Что проверить, чтобы не купить кота в мешке 

Вместе с Марией Архиповой, председателем Ассоциации адвокатов России за права человека, мы составили список подводных камней, которые могут встретиться на пути любого добропорядочного загородного жителя. Вот о чем стоить позаботиться заранее (получить актуальную информацию можно, например, в отделе архитектуры местной администрации):

  • Если рядом проходит дорога, есть водоем или лесной участок, необходимо уточнить план градостроительства. Так вы избавите себя от покупки участка, где собираются делать прокол для вывода сточных вод, вырубать лес для строительства объектов ЖКХ или прокладывать трассу (это популярное решение на дешевых сельскохозяйственных землях, где часто строится и жилье; из юридической практики можно сделать вывод, что чаще всего спорные участки встречались в Раменском районе).
  • Можно прояснить риски строительства АЗС, магазинов, гостиниц или, например, кладбища — очень часто вдоль уже существующего шоссе отложены промышленные земли, так что такой вариант тоже возможен (наличие жилых домов со всех сторон не препятствие, если такая деятельность предусмотрена и разрешена на конкретном участке). Промышленные резервные земли могут стать новой полосой существующего шоссе через 5 лет — об этом, скорее всего, кроме как в местной архитектуре вы не узнаете.
  • Узнайте, какие кабели проходят по вашей земле — связь или газ могут проходить прямо по вашему участку. Если это так, придется заранее подумать о сервитуте и сразу оформить право пользования такой землей (понимая, что низкая цена участка может быть связана с регулярными визитами к вам на участок служб для устранения неполадок).
  • Встречается интересная практика и с шумовой зоной: два участка могут соседствовать, но на одном будут действовать существенные ограничения на строительство, а на другом — нет.
  • Важно помнить, что часто землю ИЖС пытаются использовать для промышленных объектов. Это запрещено (нецелевое использование), поэтому при появлении на ИЖС условного шиномонтажа или мебельной фабрики смело обращайтесь в прокуратуру и в судебном порядке требуйте компенсацию.

Отдельно Мария Архипова просить насторожиться, если на предложенный участок выставлена низкая цена, но участок и район при этом кажутся идеальными.

«Чаще всего или такой участок невозможно оформить, или по его использованию существуют серьезные ограничения. Так, например, в СНТ по Щелковскому направлению продавали участки по привлекательной цене.

Позже выяснилось: продавалась земля, принадлежащая водоканалу.

Покупать участок в надежде, что именно вам все-таки удастся его оформить, не стоит, если только вы не уверены на 100% в своих аргументах и документах при всех прочих негативных обстоятельствах».

Если хотят изъять участок…

Напоследок собеседница Циан.Журнала дает совет тем, кто уже купил участок, а теперь его хотят изъять для государственных или муниципальных нужд или подвинуть его ради расширения трассы.

Подобные истории уже случались — например, при строительстве трассы М4 «Дон» перед Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году, когда на одном из подмосковных участков расширяли трассу для установки пунктов взимания платы.

Тогда местные жители выступили против, и планы строительства были изменены: вместо сноса домов ради стоянки грузовиков было построено новое жилье. 

Схожая история была с владельцами домов в СНТ для строительства ЦКАД. Проблема достигла таких масштабов, что практически никого не выселили, переделав все планы строительства, а всё-таки подлежащие сносу дома получили значительные компенсации.

«Против изъятия земельных участков без компенсации говорит и постановление Конституционного суда РФ. Собственники земельных участков, оказавшихся в зонах с особым режимом застройки уже после их приобретения, смогут получить компенсацию за нанесенный своим правам ущерб.

К соответствующему выводу пришел Конституционный суд РФ в ходе рассмотрения жалобы жительницы Нижнего Новгорода. Это поворотное решение, так как оно фактически остановило изъятие участков под предлогом расположения их в границах зон памятников истории и природных комплексов».

В случае с покупкой участка в СНТ можно подстраховаться, оформив земли общего пользования и поставив их на кадастровый учет. Здесь придется заручиться поддержкой председателя, который не будет препятствовать в оформлении в собственность ЗОП и спокойно воспримет желание членов СНТ увеличить свои участки за счет ЗОП.

«Без оформления ЗОП в собственность членам СНТ нужно обращаться в администрацию, чтобы присоединить две бесплатные сотки. Если решили оформлять, то можно пойти напрямую к председателю и общему собранию. В спокойных СНТ присоединение происходит мировым соглашением, обращением в МФЦ, в сложных случаях — со спорами в суде».

Игорь Порхомовский, фотосток

Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.

Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

Рассмотрим данные требования подробнее. 

  1. Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
  • Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
  • При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
  • а)  конкретные значения площади участка;
  • б)  указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
  • Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
  • общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.
Читайте также:  Как уволиться с должности председателя правления тсн

Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.

Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Поскольку в данном случае регулирование предельных размеров участков не унифицировано, то правообладатели могут столкнуться с существенными трудностями в определении того, установлен ли данный параметр в отношении участка вообще и каким нормативно-правовым актом он регулируется.

Например, в соответствии с п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В п. 1 ст. 4 закона № 101-ФЗ указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В Московской области[4] данный вопрос урегулирован следующим образом: минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара, за исключением прямо предусмотренных случаев (например, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности).

Одновременно предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного городского округа Московской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Применительно к Ленинградской области[5] в законодательстве закреплено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара. 

  1. Образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости

Соблюдение данного требования оценивается в каждом конкретном случае, исходя из назначения и характеристик расположенного на земельном участке объекта капитального строительства.

Например, в одном из дел[6] суд указал, что в соответствии с техническими нормами площадь участка под существующими гостевыми домами должна обеспечивать размещение не только непосредственно гостевого дома, но и инфраструктуры базы отдыха (в т. ч. дорог, аллей, игровых и спортивных площадок, автостоянок).

В другом деле[7] суд пришёл к выводу о том, что раздел земельного участка, на котором расположены здания и иные объекты, составляющие единый имущественный комплекс морского вокзала, с учётом функциональной взаимосвязи между объектами не позволит использовать образуемые участки для целей грузопассажирских перевозок и обеспечить предоставление иных услуг в полном объёме.

Верховный Суд РФ[8] рассматривал дело, в котором заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка проходили непосредственно вдоль стен объекта недвижимости, отсутствовала территория, необходимая для подъезда к указанному зданию. Суды пришли к выводу о том, что в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

  1. Раздел, перераспределение или выдел земельных участков не должны приводить к тому, что сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием

Указанное требование действует, главным образом, в тех случаях, когда обременение (ограничение), установленное в отношении исходного участка, имеет пространственные границы, и образование участка в новых границах осуществляется таким образом, что он полностью/преимущественно расположен в зоне обременения (ограничения).

Например, в отношении исходного участка, разрешённое использование которого допускает строительство определённых объектов, может быть установлен сервитут прохода (проезда).

В указанном случае образование в результате раздела нового участка таким образом, что почти вся его территория будет расположена в зоне прохода (проезда), ввиду чего размещение объекта капитального строительства в соответствии с разрешённым использованием будет невозможным, не должно допускаться. 

  1. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам
  1. Необходимо отметить, что понятия «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не содержатся в законодательстве, что затрудняет предоставление общих рекомендаций и разъяснений по данному вопросу[9].
  2. Можно отметить, что объединяет указанные понятия то, что все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование.
  3. Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения эксперта при возникновении спора в суде (например, об оспаривании решения Росреестра об отказе в постановке участка на кадастровый учёт, отказа в утверждении Схемы, отказа в предварительном согласовании предоставления участка).
  4. При этом судебная практика выработала определённые подходы к толкованию рассматриваемых понятий.

Например, в одном из дел[10] суд указал, что в результате вклинивания остаётся узкая полоса между исходным и образуемым земельными участками, что является ухудшением конфигурации изменённого земельного участка.

Часть земельного участка от точки 2 до точки 9 на Схеме имеет узкую вытянутую форму, с трёх сторон окружена земельным участком, заявленным обществом для приобретения в собственность.

В связи с наличием данных обстоятельств РФ будет лишена возможности рационально использовать указанный земельный участок, в том числе передавать в пользование третьим лицам.

Также отметим, что примером «другого препятствующего рациональному использованию недостатка» является невозможность обеспечить доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в т.

 ч. путём установления сервитута (в тех случаях, когда отсутствует «вклинивание»). Указанное обстоятельство в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

  1. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов

Наличие данного требования обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности на территории конкретного участка, непротиворечивости адресной системы.

Так, подготовка ПЗЗ осуществляется в отношении территории поселений, городских округов / их частей (с особенностями применительно к межселенным территориям, городам федерального значения).

Указанные ПЗЗ могут предусматривать различное регулирование тех или иных вопросов (ВРИ, параметров), регулирование может также отличаться и применительно к различным населённым пунктам, в отношении которых действуют одни и те же ПЗЗ.

Очевидно, формирование участка, находящегося в различных муниципальных образованиях / населённых пунктах, делало бы практически невозможным определение подлежащего применению регулирования.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 26 закона № 218-ФЗ рассматриваемое ограничение не действует в случае, если выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования / населённого пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.

  1. Границы образуемого земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков

Указанное требование не распространяется на земельные участки, образуемые для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Применительно к требованию о недопустимости пересечения границ территориальных зон можно отметить, что его наличие обусловлено теми же причинами, которые были рассмотрены в п.

5, в части необходимости обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности в отношении участка, поскольку применительно к каждой территориальной зоне устанавливается отдельный градрегламент с ВРИ и предельными параметрами.

При этом данное требование является зеркальным предусмотренному п. 4 ст. 30 ГрК РФ, п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилу о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Однако в данном случае возникает вопрос о том, допустимо ли образование из исходного участка, который расположен в нескольких территориальных зонах (например, такое зонирование было установлено в ПЗЗ ввиду отсутствия описания местоположения границ участка в ЕГРН в соответствии с актуальными требованиями), участка, который также будет расположен в нескольких территориальных зонах. Специфика данной ситуации заключается в том, что несоблюдение требования по непересечению границ территориальных зон не возникает в результате образования нового участка, а изначально существует в отношении исходного.

Одной из возможных точек зрения в данном случае является указание на недопустимость образования такого участка с применением по аналогии закона положений п.п. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ в части того, что образование новых участков возможно только путём устранения существующих противоречий и исключения пересечения границ территориальных зон.

Как и в п. 5, рассматриваемое требование не действует, если Росреестром выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ соответствующих территориальных зон, лесничеств.

В качестве примера толкования судами нормы о непересечении границ лесничеств можно отметить, что в соответствии с обстоятельствами дела, рассмотренного Верховным Судом РФ[11], администрация утвердила схему расположения земельных участков, имеющих пересечение с границами земель лесного фонда. Образованный земельный участок был сдан в аренду. Суд признал договор аренды недействительным, поскольку спорный земельный участок был образован с нарушением законодательства, в связи с чем он не мог служить предметом договоров аренды. 

  1. Образование земельных участков не должно нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами

Примером такого требования является закрепление того, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учёте которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Пересечение границ образуемого участка с границами других существующих участков является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта образуемого участка (пп. 20 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ).

Данное ограничение не действует в прямо предусмотренных случаях (другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, специальное регулирование по «лесной амнистии»[12]).

В законодательстве можно встретить и иные ограничения при образовании участков, например:

  • земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводнённый карьер, разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводнённого карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ);
  • земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется (п. 14 ст. 48 закона № 73-ФЗ[13]).
Adblock
detector