Травля и избиения в школе что делать
Мария Курамина
Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя.
В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле.
Делимся советами из наших книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.
Виды буллинга
Травля может происходить где угодно, например по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.
Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Авторы книги «Как помочь ребенку повзрослеть» выделяют восемь видов буллинга.
Как помочь ребенку повзрослеть
Изоляция
Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.
Источник
Присоединение
Для участия в травле не обязательно быть инициатором.
Вербальные издевательства
Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.
Бодишейминг
Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.
Физические издевательства
Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.
Сексуальные издевательства
Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.
Кибербуллинг
Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.
«Я ни при чем»
Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.
Воздействие буллинга
Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.
Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.
Дружелюбные
Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.
Кто участвует в травле
Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.
Дети-агрессоры
Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).
И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение.
У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию.
В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.
Дети-жертвы
Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока.
Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации.
У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.
Источник
Буллинг и группа сверстников
Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге. В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.
- Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
- Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
- Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
- Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
- Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
- Жертва: подвергается травле.
Признаки буллинга
Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.
Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать.
Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами.
Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.
Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны.
Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают.
Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.
Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.
Кто еще знает о травле?
Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.
Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях.
Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого.
Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет.
Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы.
В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.
Что делать родителям
Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.
Как разговаривать с ребенком о проблеме
- Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
- Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
- Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
- Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
- Не обвинять ребенка.
- Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
- Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
- Дать советы, как отвечать обидчикам.
Как реагировать ребенку
- Сохранять спокойствие.
- Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
- Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
- Сообщить о нападках родителям и учителю.
- Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».
Источник
Какие меры предпринять родителям
- Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
- Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
- Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
- Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
- Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
- Поддерживайте связь со школой, учителем.
- Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
- Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
- Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.
Что нельзя делать родителям
- Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
- Ждать, что ситуация разрешится сама.
- Не замечать проблему.
- Путать травлю, конфликт и непопулярность.
- Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
- Давить на жалость к жертве.
- Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
- Самим разбираться с обидчиками.
Какие советы нельзя давать ребенку
- «Не обращай внимания»
- «Дай сдачи»
- «Разбирайся сам со своими проблемами»
- «Учись налаживать отношения»
- «Не бойся»
Если вы — родитель агрессора
Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.
- Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
- Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
- Помогите понять, что его поведение не есть он сам.
Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.
Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.
- По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»
- С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)
- Обложка: shutterstock.com
«Жирный, свинья!» Опыт мамы, которая пыталась остановить травлю сына в школе
«Мел» поднимал тему школьного буллинга много раз: проблема была и остается актуальной. Недавно читательница написала в редакцию о систематической травле своего сына. Публикуем эту историю — и мысли экспертов, как повлиять на ситуацию.
https://www.youtube.com/watch?v=dVEuiLIsv80\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Дамиру 10лет, он учится в 4-м классе самарской гимназии. Его мама Елена рассказывает, что у мальчика есть врожденное заболевание — особенность развития гипофиза. У мальчика нарушен обмен веществ, благодаря правильному питанию и препаратам ему удалось замедлить набор веса, но его фигура все равно объект неприятного внимания детей и взрослых.
Когда Дамир пошел в школу, одноклассники стали обзывать его «жирным», «свиньей».
Тогда Елена написала в родительский чат о физических ограничениях ее ребенка и попросила поговорить об этом с остальными детьми. По ее словам, просьбу проигнорировали и издевательства продолжились.
Дамира закрывали в туалете, могли его там сфотографировать, давали ему подзатыльники, шлепали. Периодически он давал обидчикам сдачи.
Елена отмечает, что классная руководительница тоже подшучивала над Дамиром, могла позволить себе сказать: «Почему бы тебе не поехать в страну, где занимаются сумо?» Она часто выставляла его виноватым, заставляла извиняться перед одноклассниками.
В середине 2-го класса мальчик не выдержал оскорблений одноклассницы, схватил ее руками и стал трясти. Все это происходило рядом со стеной, девочка ударилась и очень испугалась, рассказывает Елена. Через пару недель после этого инцидента было внутришкольное собрание, где на Дамира жаловались родители его одноклассников.
После этого эпизоды травли стали происходить чаще. Когда Дамир перешел в 3-й класс, издеваться над ним стала группа мальчиков. По словам Елены, они тыкали его ручкой в живот со словами: «Давай мы тебя сдуем, как воздушный шар».
Один из них угрожал разбить Дамиру очки, воткнуть их в лицо, порезать его ножом. Мама вспоминает, что сын приходил домой в слезах, хотя обычно он не плакал.
Своему учителю по гитаре мальчик говорил, что ему «вообще все надоело, поскорее бы сдохнуть».
Ответственность за травлю
Ситуация, с которой столкнулся Дамир, — классическая история школьного буллинга. «Мел» писал о нем неоднократно: это целенаправленное и систематическое причинение вреда человеку стороной, которая заведомо сильнее (по численности, статусу). Проявляться он может и через физическое, и через психологическое насилие.
Понятие «буллинг» в российском законодательстве отсутствует, не существует его юридического определения.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Оксана Васильева говорит, что с юридической точки зрения понятию «буллинг» соответствуют действия, которые нанесли вред физическому либо психологическому здоровью человека (или его репутации, если речь идет о травле в рабочем коллективе).
Ответственность за такие действия зависит от последствий для пострадавшего: она может быть гражданско-правовая, административная и уголовная. «Допустим, ребенка толкнули, он упал и испачкал одежду, но он жив-здоров, физический вред не нанесен, — приводит пример Оксана Васильева.
— Возможно, нанесен вред психологический — ребенок теперь боится заходить в класс, но он здоров: у него нормальная температура, нет синяков, не пострадало зрение, нет головных болей.
Тогда будет гражданско-правовая ответственность: родители пострадавшего должны взять грязную одежду, отнести в химчистку, постирать ее, зафиксировать стоимость услуги, написать жалобу и в гражданском судопроизводстве требовать с родителей обидчика эти денежные средства».
Если пострадавший получил какие-то травмы, обидчик (в зависимости от тяжести вреда) должен понести административную или уголовную ответственность. Но есть нюанс: административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная (по статьям о хулиганстве, оскорблении, нанесении побоев, угрозах, доведении до самоубийства) — с 14 лет.
В марте 2022 года, как рассказывает Елена, Дамира сильно избили несколько мальчиков — он смог тогда убежать в туалет и позвонить маме.
Женщина подала заявление в полицию, у мальчиков, родителей и педагогов взяли показания, однако уголовное дело по статье 116 УК РФ (побои) возбуждать отказались (копия отказа есть в распоряжении «Мела») — по мнению сотрудников полиции, признаки преступления есть, но обидчики не достигли 14-летнего возраста, когда их можно судить по уголовной статье.
https://www.youtube.com/watch?v=scTKkN3ejpE\u0026pp=ygVC0KLRgNCw0LLQu9GPINC4INC40LfQsdC40LXQvdC40Y8g0LIg0YjQutC-0LvQtSDRh9GC0L4g0LTQtdC70LDRgtGM
При этом к ответственности могут привлечь не только агрессоров или их родителей, но и школу
По словам Оксаны Васильевой, согласно ст. 41 закона «Об образовании» ученик, будучи в школе, находится под ее защитой — учебное заведение отвечает за состояние его здоровья.
Например, летом 2022 года, как пишет издание Orenday.ru, в Оренбурге родители смогли доказать, что администрация школы не предотвратила ситуацию травли (было в том числе и физическое насилие). По ст. 5.
57 КоАП РФ со школы взыскали 20 тысяч рублей.
В юридической практике Оксаны Васильевой тоже был случай, когда удалось доказать вину школьной администрации. В Москве над девочкой 12 лет издевались дети и учителя из-за того, что она была отличницей и очень хотела хорошо учиться. Из-за этого у девочки случился психологический срыв, некоторое время ей даже пришлось оставаться на домашнем обучении.
Семья писала жалобы в школу и во все профильные ведомства — приходили отписки. Тогда родители обратились к психотерапевту, тот написал в заключении, что девочке нанесен моральный вред. Далее семья подала в суд гражданский иск о возмещении вреда и выиграла дело.
Школа выплатила сумму, которая покрыла траты на лечение ребенка и на адвоката, а учитель принес публичные извинения.
Однако обстановка в учебном заведении после этого не улучшилась, и девочке пришлось перейти в другую школу.
Как собрать доказательства
По словам декана юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнары Ручкиной, доказательствами травли могут послужить:
- сообщения в соцсетях и мессенджерах — их нужно заверить у нотариуса;
- фотографии, заверенные у нотариуса;
- видео- и аудиозаписи с территории школы — при обращении в правоохранительные органы или по адвокатскому запросу можно запросить видео со школьных камер, а при индивидуальной съемке важно оповестить об этом тех, кто попадает в кадр;
- информация от свидетелей;
- заключение врача о полученных травмах — побои нужно зафиксировать в течение суток;
- заключение психиатра о состоянии ребенка.
Гражданские дела можно передавать в суд в течение трех лет. Если были насилие или угрозы его применить, заявление можно подавать в течение двух лет.
Что можно сделать для профилактики травли
Чтобы выйти из ситуации травли и предотвратить ее повторение, первым делом нужно идти разбираться в администрацию школы, рекомендует Оксана Васильева. Так и сделала мама Дамира: она фиксировала каждый акт насилия над ее сыном и писала заявления на имя директора. По словам Елены, эффективных мер защиты ее сына не последовало.
Если проблема никак не начнет решаться и школа не захочет в это вмешиваться, то придется «выносить сор из избы» — писать жалобы в Департамент образования, прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка (формы заявлений произвольные). Елена так и поступила. И хотя, по ее словам, с ситуацией буллинга сталкивались и другие дети в школе, только она решилась придать истории огласку.
Службы примирения
Помимо этого, во всех регионах страны сейчас созданы школьные службы медиации, или службы примирения.
Руководитель Ассоциации служб примирения Самарской области Татьяна Прянишникова рассказывает, что это региональные организации, НКО, которые транслируют идеи мирного решения конфликтов и руководствуются международной методикой, которая называется «восстановительная медиация». Суть в том, что любой конфликт можно решить через посредника (медиатора) — для этой роли специально обучают подростков 12–15 лет и педагога-куратора.
Когда в учебном заведении возникает конфликт, медиаторам поступает заявка, и они приглашают в пустой кабинет без посторонних сначала одну, потом другую сторону конфликта — садятся напротив и беседуют по методике активного слушания («Мел» писал о том, как этому научиться). Когда обе стороны выслушаны, медиаторы приглашают их одновременно и помогают найти компромисс.
https://www.youtube.com/watch?v=scTKkN3ejpE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Конфликт считается исчерпанным, когда люди находят совместное решение и обе стороны все устраивает. Этому предшествуют искренние извинения. Восстановительной такая практика называется потому, что она помогает восстановить разрушенные связи.
Ассоциация служб примирения Самарской области сотрудничает со школами, колледжами и интернатами по всему региону. После жалоб Елены в профильные ведомства в школу ее сына пригласили Татьяну Прянишникову.
В сентябре 2022 года она провела обучение для одного педагога начальной школы и трех учеников 7–8-х классов. Так в школе появилась служба примирения — и Татьяна надеется, что она сможет изменить подход к решению конфликтов.
Эксперт говорит: «Важно не сталкивать людей лбами, не обвинять и не наказывать, а помогать им сделать так, чтобы это не повторилось».
Антибуллинговая хартия
Другой метод профилактики школьной травли — это антибуллинговая хартия, которую программа «Травли NET» разработала вместе с юристами и адвокатами в 2019 году. Это образец локального школьного документа, посвященного профилактике травли.
«Каждая школа имеет право принимать локальные нормативные акты, — говорит соавтор хартии, юрист, эксперт программы „Травли NET“ Анна Копылова. — Мы предлагаем школам принять такой документ, который целиком будет посвящен тому, как школа работает с травлей и как ее предотвращает. Это такой школьный закон о том, что такое травля и как школа с этим явлением будет разбираться».
Чтобы антибуллинговая хартия работала, команда «Травли NET» рекомендует не просто формально принять документ, а собрать инициативную группу и сделать текст этого документа реально работающим, понятным для всех. Привлечь к работе над ним можно всех заинтересованных, ответственных взрослых — представителей школьной администрации, педагогов, родителей, психологов.
«Мы сами готовы проконсультировать школы по составлению текста такого документа. Образец, который мы разработали, не является обязательным или жестким, можно его менять или вообще создать собственный документ. Главное, чтобы такой документ был и чтобы он не стал просто какой-то бумажкой, а по-настоящему применялся школой постоянно», — говорит эксперт.
Закон о травле
Чтобы понятие травли появилось не только в школьных актах, но и на государственном уровне, инициативная группа разработала поправки в закон «Об образовании» и в другие нормативные документы.
Соавтор проекта изменений Анна Копылова отмечает, что, помимо определения «травли», в нем прописаны условия для создания серьезной системы ее профилактики.
По словам эксперта, целью этой системы будет «предотвращение травли и работа с ней, а не поиск и наказание виновных» («Мел» публиковал тезисы разговора с соавторами проекта в эфире «Радиошколы»).
Проект изменений в законодательство пока не внесен в Госдуму и не получил официального статуса законопроекта. Он около месяца планируется к внесению, но когда это случится — непонятно.
Чем закончилась история Дамира
Летом 2022 года после жалоб Елены в профильные ведомства в школе, где учится Дамир, провели прокурорскую проверку — специалисты установили, что в школе проводят профилактические меры против травли (ответ прокуратуры есть в распоряжении «Мела»).
По словам Елены, после этого классного руководителя ее сына отстранили от работы в классе — сейчас она ходит к детям на домашнем обучении. На ее место позвали педагога из другой школы.
Большинство детей, которые участвовали в конфликте, перевелись в гимназический класс — вместе с Дамиром остались учиться всего 16 человек.
«В классе сложилась совершенно другая обстановка», — делится Елена. Однако иногда Дамир встречается в коридоре с бывшими одноклассниками, и конфликт возобновляется. Кроме того, мама опасается, что, когда сын перейдет в 5-й класс и начнется предметное разделение, конфликтные ситуации станут случаться еще чаще.
https://www.youtube.com/watch?v=GMDw9nZqsjE\u0026pp=ygVC0KLRgNCw0LLQu9GPINC4INC40LfQsdC40LXQvdC40Y8g0LIg0YjQutC-0LvQtSDRh9GC0L4g0LTQtdC70LDRgtGM
Елена планирует в ближайшее время привлечь к решению проблемы новую службу медиации и надеется, что ситуация в школе изменится.
Иллюстрации: Mind Pixell / Shutterstock / Fotodom
Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе
Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих.
Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному.
Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.
Первое.
Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.
Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца.
Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть.
А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.
Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.
Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.
Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы.
Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём.
Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?
Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.
Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд.
Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести.
Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.
https://www.youtube.com/watch?v=GMDw9nZqsjE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте.
Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции.
Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка.
Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний.
После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.
Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.
Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.
После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.
Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.
Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов.
Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт.
При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе.
Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.
Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала.
Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.
Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.
Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы.
Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений.
Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.
Что должны делать родители, если ребенка травят в школе
К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.
Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела».
Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец.
Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.
«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик. История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».
Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.
«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».
С агрессорами сложнее.
«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших.
Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».
По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.
«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».
Законная борьба
Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.
«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому.
Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».
Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.
Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.
Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.
«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».
- Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:
- — в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;
- — в совет школы;
- — инспектору по делам несовершеннолетних.
- Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.
«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.
Реальный опыт
Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла.
Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков. Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы.
Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.
«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.
Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.
«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.
В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет. Перед мамой и ее сыном извинились.
Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.
«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез.
И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной.
Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».