Пенсия

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ и в какой ситуации подписывается контракт

Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.

Контракт или договор?

В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.

А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
  • в рамках закона 223-ФЗ — договор.

Что такое контракт в закупках

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов.

Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое.

А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Что такое договор в закупках

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа.

В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства).

В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

В чем отличие

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

Что общего

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ и в какой ситуации подписывается контракт

В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:

  1. Наименование сторон.
  2. Название объекта закупки.
  3. Стоимость.
  4. Срок исполнения обязательства.
  5. Требования к качеству товара, работы или услуги.
  6. Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.

Что такое соглашение

В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.

Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.

Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.

О особенностях контракта по 44-ФЗ:

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-фз и в какой ситуации подписывается контракт в 2023 году – olgagp

Что учесть перед подписанием государственного или муниципального контракта и в процессе исполнения обязательств по нему?

Представьте ситуацию: участник госзакупок стал победителем закупочной процедуры. Наступает долгожданный и ответственный момент — подписание государственного контракта с государственным заказчиком (если заказчик — муниципальный, то и контракт будет называться муниципальным, но все равно при этом останется государственным).

Как только подписан контракт, участник становится полноправным поставщиком товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.

https://www.youtube.com/watch?v=yI9BFjL1C_Q\u0026pp=ygWrAdCSINGH0LXQvCDRgdC-0YHRgtC-0Y_RgiDQvtGC0LvQuNGH0LjRjyDQutC-0L3RgtGA0LDQutGC0LAg0L7RgiDQtNC-0LPQvtCy0L7RgNCwINC_0L4gNDQt0KTQlyDQuCDQsiDQutCw0LrQvtC5INGB0LjRgtGD0LDRhtC40Lgg0L_QvtC00L_QuNGB0YvQstCw0LXRgtGB0Y8g0LrQvtC90YLRgNCw0LrRgg%3D%3D

Согласно законодательству о госзакупках, понятие государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ означает гражданско-правовой договор на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, заключенный между государственным (муниципальным) заказчиком и поставщиком. Заказчик заключает контракт с победителем конкурентной закупочной процедуры или с единственным поставщиком.

Обязательные условия контракта

Смотрите видео о том, что относится к обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия.

Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта.

Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП;
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей.

Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки — не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Читайте также:  Как получить туристическую визу во францию можно ли оформить самостоятельно

Обязательные условия и процесс заключения контракта

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени.

Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок.

Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

https://www.youtube.com/watch?v=yI9BFjL1C_Q\u0026pp=YAHIAQE%3D

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата.

В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов.

Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг.

При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания.

Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия.

Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта.

Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей.

Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал.

В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.

Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого.

Читайте также:  Можно ли отправлять трудовую по почте

Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта.

В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Прямые контракты по 44-ФЗ: что это и когда можно заключать

Прямые закупки по 44-ФЗ — это соглашения с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Такие сделки заключаются по основаниям, которые предусмотрены статьей 93 44-ФЗ.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Прямые контракты по ВЭД и № 44-ФЗ: в чем разница

Тендерные специалисты заключают разные договоры, в частности в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В этом сегменте есть понятие контракта ВЭД. Но оно отличается от общепринятого в контрактной системе.

По ВЭД прямой контракт — это сделка, которая заключена отечественным импортером и организацией, которая сделала товар.

Получается, что предмет такого договора относится к таможенному регулированию, а не к контрактному законодательству.

Рассказываем, что такое прямой договор по № 44-ФЗ: соглашение, которое заключают госзаказчики без проведения конкурсных процедур (торгов и конкурсов). Эти договора заключают с поставщиками напрямую или с использованием функционала электронных систем.

Вот чем регулируется прямой контракт в госзаказе: такие договоры регулируются статьей 93 № 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика, положения которой обязательны к исполнению для каждого заказчика.

Контрактное законодательство разъясняет, до какой суммы прямой договор по № 44-ФЗ заключают заказчики:

  • до 600 000 руб. (по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ);
  • до 3 млн руб. (по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ) .

По ходу заключения прямого государственного контракта не обосновывайте невозможность (нецелесообразность) других способов определения поставщика, стоимость такого госконтракта и другие существенные условия. Сведения о прямых закупках не размещайте в ЕИС.

А в плане-графе указывайте только общий объём закупок по этим пунктам. Рекомендуем вести реестр для прямых контрактов. В нем отражайте сведения, которые нужны для составления отчета за финансовый год.

Например: суммы прямых договоров в бюджете и общий объём таких покупок.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести реестр малых закупок без ошибок и нарушений в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чем отличается госконтракт от договора

Государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней. Это прямо сказано в ст. 3 федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), который регулирует закупочную деятельность госзаказчиков.

Бюджетные учреждения и госкорпорации заключают контракты, а не государственные контракты (ст. 3 44-ФЗ).

Способ отбора поставщика (на конкурсной основе или без проведения тендера) не влияет на то, какой документ будет подписан при заключении сделки — госконтракт или контракт. Порядок заключения таких соглашений одинаковый, различий в форме и содержании документов тоже нет.

Разница только в цели их подписания: госконтракты заключают, чтобы обеспечить потребности государства, а контракты — для закрытия потребностей конкретной организации.

Как составляют госконтракт

Заказчики составляют проект госконтракта на основе типовых форм — типовых условий контракта или рекомендованных образцов. Проект прикладывают к извещению и публикуют в единой информационной системе (ЕИС) и на торговых площадках (ЭТП).

В закрытых процедурах, если тендер содержит секретные сведения, проект госконтракта не выкладывают в публичный доступ. В закупках, где заказчик выбирает поставщика без проведения тендера путем переговоров, проект госконтракта также не выкладывают в ЕИС и на ЭТП.

Исключение — закупки в электронных магазинах.

Формы типовых условий контракта утверждены приказами вышестоящих ведомств. Если закупка попадает под условия такого приказа, то обязательно нужно использовать утвержденную форму (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ).

Например, если заказчик проводит тендер на регулярные пассажирские перевозки, форму госконтракта придется брать из приказа Минтранса № 482 от 29 декабря 2018.

Подписывать госконтракты на закупку транспортных услуг по другой форме заказчикам запрещено.

Типовые условия контрактов можно посмотреть на сайте ЕИС в разделе « Библиотека типовых контрактов ».

Если предмет закупки не попадает под правила обязательных типовых форм, заказчик разрабатывает форму проекта госконтракта самостоятельно. Обычно за основу берут образцы, которые заказчикам рекомендуют вышестоящие инстанции.

Некоторые госкомпании используют также и типовые формы контрактов. Ранее Правительство обязывало госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» применять типовые формы, если компании заключали контракты по 44-ФЗ. Это регулировалось постановлением Правительства № 606 от 02 июля 2014.

С 1 января 2022 года постановление утратило силу, но приказы госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» продолжают действовать. Например, в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами Госкорпорация «Росатом» по-прежнему использует типовую форму контракта.

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

Какие положения включают в госконтракт

Требования к содержанию госконтракта указаны в ст. 34 44-ФЗ. Госконтракт заключают на условиях из извещения и с учетом сведений из заявки участника закупки.

Госконтракт содержит положения о:

  • сроках и правилах оплаты;
  • порядке приемки;
  • гарантийных обязательствах;
  • сроке и порядке возврата обеспечения;
  • неизменности цены в течение всего срока оказания услуг (исключения указаны в ст. 95 44-ФЗ);
  • ответственности сторон;
  • правилах начисления штрафов и пеней с учетом правил, которые утверждены правительством (ПП № 1042 от 30 августа 2017);
  • графике выполнения работ, если срок их выполнения больше трех лет, а стоимость превышает 100 млн рублей;
  • иных особенностях, которые предусмотрены статьей 34 44-ФЗ.

Дополнительно заказчики могут включить в госконтракт разделы о возможности одностороннего отказа и удержания неустойки из оплаты за поставленный товар.

Заказчики готовят проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не меняют содержание документа по своему личному усмотрению. Сроки оплаты поставщикам также строго регламентированы контрактным законодательством — об этом мы писали ранее.

В какие сроки заключают госконтракт

Госконтракт заключают по итогам тендеров или в закупках без проведения конкурсных процедур. Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ. Например, контракт по итогам электронных торгов заключают по такой схеме (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  • два рабочих дня дается заказчику, чтобы сформировать проект госконтракта в ЕИС;
  • пять рабочих есть у поставщика на его подписание;
  • два рабочих остается заказчику, чтобы подписать контракт со своей стороны.

В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ).

В запросе котировок в электронной форме сроки заключения гораздо короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):

  • три часа у заказчика, чтобы подготовить проект контракта,
  • за один рабочий день поставщик должен его подписать,
  • один рабочий день у заказчика на подпись с его стороны.

Нарушать эти сроки нельзя. Поставщика, который не подписал госконтракт вовремя, заказчик сочтет уклонившимся и внесет сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это закроет фирме доступ к госзаказу на два года. Если срок нарушит заказчик, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.

Можно ли вносить изменения в госконтракт

Условия изменения госконтракта прописывают в самом соглашении. Они не должны противоречить нормам закона. Если документ не предусматривает возможность изменений, внести их не удастся. В этом случае заказчик и поставщик подписывают соглашение о внесении изменений в госконтракт.

Основания, по которым можно менять условия госконтракта, изложены в статье 95 44-ФЗ. Вот наиболее частые причины:

  • увеличение или уменьшение количества товара, но не более чем на 10%;
  • изменение действующих тарифов;
  • сокращение госбюджета;
  • предмет соглашения — коммунальные услуги, обслуживание здания, юридические услуги по представительству за рубежом или услуги по лечению граждан за пределами России;
  • изменение сроков отдельного этапа в пределах общей длительности выполнения работ.

Также 44-ФЗ допускает изменение долгосрочных госконтрактов, соглашений на проведение строительных и научно-исследовательских работ (НИР), контрактов жизненного цикла — при соблюдении условий из ст. 95 44-ФЗ. Например, изменение цены НИР или длительности исполнения такого контракта допустимо не более чем на 30%. Обязательные условия:

  • письменное обоснование причин, по которым исполнить контракт без изменений невозможно, и доказательства того, что эти причины не зависят от заказчика и поставщика;
  • соответствующее решение властей.
Читайте также:  Возраст имеет значение до скольких лет платят алименты на ребенка

Что делать, если подорожали стройматериалы, разъясняет ПП № 1315 от 9 августа 2021: в госконтракт разрешено вносить правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112, если заказчик внесен в список из постановления и параметры правок сходятся с установленными условиями.

8 марта 2022 статью 112 44-ФЗ дополнили частью 65.1, которая допускает изменение госконтракта по причинам, которые не зависят от сторон сделки. Например, если выполнить условия контракта на прежних условиях невозможно из-за внешних санкций. В этом случае основанием послужит решение органов власти.

Форс-мажор избавит поставщика по госконтракту от начисления неустойки, но не приведет к изменению условий соглашения, если причины не сходятся с основаниями из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Подтвердить факт форс-мажора поможет Торгово-промышленная палата.

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

Что такое договор

Термин «договор» используют в тендерах компаний с госучастием, которые регулирует федеральный закон «О закупках отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Закон не разъясняет, что такое договор, но применяет этот термин ко всем соглашениям, которые заключены по 223-ФЗ.

Определение договора можно найти в Гражданском кодексе. В статье 420 ГК сказано, что договор — это соглашение между несколькими участниками сделки, где закреплены их права и обязанности.

Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не закрыть потребности государства.

Как составляют договор

Госкомпании, которые заключают договоры по 223-ФЗ, разрабатывают формы соглашений самостоятельно и включают их в распорядительные документы. Например, некоторые компании ежегодно обновляют и утверждают новые образцы договоров. Обязанность применять эти формы прописывают в положении о закупках.

Какие положения включают в договор

Госкомпании включают в договор основные положения, которые содержат права и обязанности сторон, то есть разделы о:

  • предмете договора,
  • порядке исполнения обязательств,
  • сумме договора,
  • ответственности сторон,
  • порядке разрешения споров.

Некоторые компании вводят дополнительные разделы. Например, Госкорпорация «Росатом» включает в договор такие разделы: «Определения и термины», «Общие сведения», «Конфиденциальность», «Прекращение договора ранее намеченного срока» и «Прочие условия».

Учитывайте, что максимальный срок оплаты для представителей малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ сокращен с 15 до семи рабочих дней — это условие обязательно прописывают в договоре (ПП № 417 от 21 марта 2022). В ближайшее время Правительство может сократить сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях. Законопроект уже подписан, его готовят к опубликованию.

Можно ли вносить изменения в договор

223-ФЗ и статья 450 Гражданского кодекса не запрещают госкомпаниям вносить изменения в проект договора после проведения торгов.

Заказчик и поставщик на этапе заключения или исполнения договора могут изменить количество товара, его цену и срок поставки (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Главное, чтобы эта возможность была предусмотрена договором и не противоречила положению о закупках, которое принято в компании.

Как заключают договор

223-ФЗ регламентирует основные нюансы подписания договора. Например, срок подписания договора по итогам тендера составляет не менее 10 и не более 20 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 15 ст.

3.2. 223-ФЗ). В какие сроки заказчик обменивается документами с участником, а также заключает договор с единственным поставщиком, госкомпании решают самостоятельно и включают эти сведения в положение о закупке.

Поставщиков, которые уклонились от подписания договора или нарушили условия соглашения, что подтверждено решением суда, вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ). Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Попробовать

Для удобства основные отличия контракта и договора мы собрали в таблице.

Госконтракт Договор
По какому закону заключают 44-ФЗ 223-ФЗ
Форма соглашения Утверждена приказом о типовой форме или рекомендована вышестоящей инстанцией Утверждена внутренними документами компании, например, положением о закупке, или разрабатывается индивидуально под каждую закупку
Порядок заключения Строго регламентирован 44-ФЗ Общий порядок изложен в 223-ФЗ. Детали заказчик дорабатывает самостоятельно и прописывает в положении о закупке
Возможность изменения существенных условий Только при наличии веских оснований, которые закреплены в ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ Допустимо на основании соглашения сторон (ст. 450 ГК, ч. 5 ст. 4 223-ФЗ)
Ответственность за нарушение сроков подписания соглашения Штраф для заказчика (7.32 КоАП) или внесение в РНП для поставщика (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ) Заказчиков за нарушение сроков не штрафуют. Недобросовестных поставщиков вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ)
Правила начисления неустойки Установлены правительством Заказчик устанавливает самостоятельно и прописывает в положении о закупке и договоре

В обычной предпринимательской деятельности «контракт» и «договор» могут быть синонимами. В закупках эти понятия четко разводятся, причем каждый закон использует «свой» термин: 44-ФЗ — контракт, а 223-ФЗ — договор. Из-за разной законодательной базы форма, содержание и порядок заключения этих соглашений существенно отличаются.

44-ФЗ строго регламентирует закупочный процесс, в том числе и форму контракта. 223-ФЗ регулирует только основные моменты размещения заказов. Остальные детали заказчик прописывает в положении о закупке, которое обязательно размещает в ЕИС, чтобы с ним могли ознакомиться потенциальные поставщики.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Контракт и договор: что заключать

Поскольку 44-ФЗ, посвящённый контрактной системе, в своей статье 3 в качестве движущей силы закупочного процесса называет заключение гражданско-правовых договоров, которые затем именуются в законе контрактами, можно прийти к выводу о синонимичности данных терминов, т.е. у контракта и договора разница по 44-ФЗ не наблюдается.

Вместе с тем глава 30 ГК РФ под контрактом по 44-ФЗ подразумевает разновидность договора, который ориентирован на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, несколько сужая понятие договора и ставя его в более официальные рамки.

По этой же логике строит свою терминологию и бюджетный кодекс РФ, рекомендуя использовать термин «контракт» в отношении договоров, заключаемых государственными или муниципальными заказчиками.

Правда, при этом Минэкономразвития РФ, определяя, контракт или договор для бюджетных учреждений предпочтительней, склоняется в пользу второго варианта.

Общее

Поскольку термины «договор» и «контракт» не имеют между собой принципиальных различий, то и их структуры практически не разнятся между собой. Они обязательно состоят из:

  • обозначения предмета;
  • реквизитов заключающих соглашение сторон;
  • их степени ответственности;
  • способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • условий поставки;
  • порядка оплаты;
  • цены;
  • предвосхищения возникновения форс-мажорных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы;
  • иных подобных условий.

Разница

В отличие от контрактной формы, оформляемой исключительно в письменном виде, договорная форма может быть выражена и в устном виде.

Кроме того, ст. 34 44-ФЗ наделяет контракты отличительными особенностями, выраженными в:

  • представлении одной из сторон торговой процедуры госзаказчиком;
  • чётко обозначенных сроках подписания;
  • твёрдом значении оговорённой цены и её неизменности;
  • ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя в срыве контракта;
  • требованиях обеспечения;
  • в порядке приёмки результатов исполнения контракта;
  • условиях отказа.

В настоящее время в библиотеке ЕИС находятся 9 типовых контрактов, которые в обязательном порядке должны быть использованы при госзакупочных процедурах в определённых отраслях, например, при поставках медтехники, радиоэлектроники, при техобслуживании автотранспорта, чем и отличается контракт от договора по 44-ФЗ .

Когда заключаются

44-ФЗ не предписывает сторонам госзакупочной деятельности при исполнении госзаказа руководствоваться исключительно термином «контракт», игнорируя понятие «договор».

Более того, в правоприменительной практике, исходя из ст. 431 ГК РФ и пп. 1 и 6 АПК РФ, судебные органы при рассмотрении споров по соглашениям, учитывают существенную сторону отношений, а не, не то, в какой форме эти отношения оформлены — в договорной или контрактной.

Тем не менее письмо Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 рекомендует в ходе оформления закупочных сделок по 44-ФЗ выбирать для них следующие наименования:

  • всем бюджетным организациям независимо от закупочных видов предпочтительней заключать гражданско-правовые договоры;
  • для муниципальных образований более подходят контрактные соглашения;
  • органы государственной власти, внебюджетные фонды, казённые учреждения должны подписывать государственный контракт.

Однако при этом Минэкономразвития РФ подчёркивает, что между договорными и контрактными соглашениями юридической разницы не существует.

В данном случае форма документирования закупочных взаимоотношений никак не корреспондируется с их содержанием и не зависит ни от вида закупок, ни от самого закупочного объекта.

Хотя чёткая разница между договорными и контрактными формами торговых взаимоотношений законодательно не обозначена, на практике для дифференциации многообразных закупочных процессов применяется специализация данных терминов.

Но в любом случае корректность заключения обоих видов закупочного соглашения превалирует над его наименованием.

Adblock
detector