Закон о жестоком обращении с животными наказание ответственность
В конце июля широко обсуждалась история с жестоким
убийством животного в Алтайском крае. «Сам по себе факт живодерства ужасен и омерзителен и требует реакции правоохранительных органов», — отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
С учетом особой социальной значимости темы обращения с животными, в декабре 2017 года
Государственная Дума приняла закон, изменивший 245 статью Уголовного кодекса РФ. Внесенные изменения позволили увеличить число зарегистрированных преступлений.
«Раньше проблема была в том, что эти
преступления просто не регистрировались», — подчеркивает Владимир Бурматов. По словам Председателя профильного комитета, из‑за действия предыдущей редакции 245 статьи УК РФ, изменения в которую были
внесены указанным выше законом, «полиция
просто отказывалась принимать заявления граждан».
Согласно принятым поправкам, теперь наказание живодерам может грозить не только за гибель животного или нанесенное ему увечье, но и за действия, причинившие боль и страдание.
В свою очередь, после вступления в силу новой версии 245 статьи, за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего в большинстве федеральных округов зафиксировано увеличение числа зарегистрированных преступлений.
- Владимир Бурматов отметил, что при этом предстоит разобраться в причинах снижения показателя в ПФО, который «существенно отличается от других округов».
- Принятый Государственной Думой закон также ужесточил наказание за жестокое обращение с животными.
- Так, за факты трансляции в интернете сцен жестокости и насилия над животными, а также за вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних установлена ответственность до пяти лет лишения свободы.
- Что нужно делать, чтобы живодеры не остались без
наказания? - Шаг 1
- Подать заявление в полицию, лучше это сделать по месту совершения преступления.
- Важно!
- Если вы подаете заявление после того, как увидели ролик в интернете, в котором демонстрируется жестокое обращение с животным, убедитесь, что событие произошло на территории России, а также постарайтесь выяснить его конкретное место и время.
- Шаг 2
Параллельно с подачей заявления в полицию, напишите обращение в Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты будут осуществлять парламентский контроль и следить за тем, как проводится расследование.
Шаг 3
Если полиция или не проводит необходимых процессуальных процедур (опрос свидетелей, изъятие записей камер видеонаблюдения и т. д.), или вообще не принимает заявление, то следует подать его в Генеральную прокуратуру РФ.
Если преступление будет доказано, то в отношении живодера будет выбрана одна из мер наказания в соответствии со степенью тяжести поступка:
- штраф до 80 000 рублей;
- штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев;
- обязательные работы на срок до 360 часов;
- исправительные работы до одного года;
- ограничение свободы на срок до одного года;
- арест на срок до шести месяцев;
- лишение свободы на срок до трех лет.
Если же преступление совершила группа лиц или группа лиц по предварительному сговору, либо же это произошло в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете, а также если это совершалось в отношении нескольких животных, то наказание может быть таким:
- штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
- штраф в размере заработной платы или другого дохода за период от одного года до двух лет;
- исправительные работы до двух лет;
- принудительные работы до пяти лет;
- лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Подавая заявление по факту жестокого обращения с животными, вы помогаете не только пресекать действия живодеров и наказывать их за совершенные поступки, но и способствуете тому, чтобы таких преступлений становилось все меньше.
«Я узнал о жестоком обращении с животным. Можно ли что-то сделать?»
Спросили у экспертов, как действовать и куда обращаться
К сожалению, каждый может стать свидетелем жестокого обращения с животным — увидеть, как сосед во время прогулки избивает собаку, или случайно услышать от знакомых, что они собираются удалить кошке когти. Рассказываем, как поступать в таком случае.
Не всегда то, что кажется нам негуманным, подпадает под законодательное определение жестокого обращения с животным. Главный критерий, который предусматривает закон, — это последствия действий человека.
Если они привели или могли привести к гибели, увечью или повреждению здоровья животного, то это жестокое обращение. Также к нему относятся нарушение требований к содержанию животного, но только если оно причиняет вред его здоровью, и неоказание владельцем помощи своему питомцу, находящемуся в опасном состоянии.
В законе есть примеры жестокого обращения — побои, истязание голодом и жаждой, но в то же время некоторые люди используют физические наказания для дрессировки (хотя такие методы менее эффективны, чем оперантные).
Как объясняет юристка Алена Борисова, провести грань между дрессировкой и жестоким обращением бывает сложно, и в каждом конкретном случае придется смотреть, какие методы применялись и какие были последствия.
В начале года пользователи соцсетей заметили, что на Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» продаются ошейники-электрошокеры. Если животное подает голос, устройство автоматически бьет его не сильным, но весьма ощутимым разрядом тока. Также ошейник можно привести в действие по нажатию кнопки.
Маркетплейсы сначала отреагировали на посты в соцсетях и низкие оценки товаров и даже пообещали удалить устройства с площадок. «Конечно, запретим продажу таких ошейников — вот-вот начнем оповещать об этом продавцов, в течение двух недель товары исчезнут с витрины (это время нужно, чтобы изменения в оферте вступили в силу)», — ответили представители Ozon.
Тем не менее ошейники и другие аналогичные устройства до сих пор можно найти на «Яндекс.Маркете», Ozon и Wildberries.
Несмотря на негуманность такого устройства, его использование по закону не считается жестоким обращением с животным, если оно серьезно не пострадало или не погибло. Но даже в этом случае привлечь человека к ответственности будет очень сложно: устанавливать связь между ударами током и смертью должна судебно-ветеринарная экспертиза, и придется добиться разрешения хозяина на ее проведение.
Если к питомцам негуманно относятся ваши знакомые, попробуйте начать с простого разговора. Иногда люди не понимают, что их действия причиняют вред.
Например, онихэктомию — операцию по удалению когтей — в ветклиниках называют милым и безобидным словосочетанием «Мягкие лапки» и описывают процедуру как легкую и безболезненную. Хотя на самом деле это травматичная и опасная операция, а в прошлом году онихэктомию даже хотели запретить.
О вреде электронных ошейников «Антилай» и «Антимяу» хозяева тоже могут не знать. Продавцы на маркетплейсах описывают устройства как эффективные и безвредные и не предупреждают о рисках.
Если же с животным жестоко обращается незнакомый вам человек, действовать уговорами будет сложнее. «Можно попробовать пообщаться с владельцем в частной беседе, но, во-первых, помните, что он не обязан вас слушать.
Во-вторых, большая часть владельцев, ненадлежащим образом содержащих животных, имеют и другие антисоциальные наклонности, поэтому не забывайте о технике безопасности и лишний раз не рискуйте своим здоровьем и жизнью», — говорит Наталья Расстегаева, эксперт ассоциации «Благополучие животных», заместитель председателя комиссии по экологии и окружающей среде Ассоциации юристов России.
Поскольку жестокое обращение с животным предусматривает административную или уголовную ответственность, то любой человек, ставший свидетелем таких действий, может обратиться в полицию. Алена Борисова объясняет, что заявление должны принять и зарегистрировать в книге учета сообщений о правонарушениях, провести проверку, опросить владельца животного, очевидцев.
Человеку, который увидел факт насилия над животным, перед походом в полицию стоит снять действия на видео — это может стать важнейшим и неопровержимым доказательством.
Директор благотворительного фонда «Дарящие надежду» Светлана Сафонова советует также заручиться поддержкой свидетелей, хотя это может быть непросто: многие не хотят иметь дело с правоохранительными органами и бюрократией.
Алена Борисова говорит, что полиция должна вмешаться и в случае, если сосед уехал из квартиры на несколько недель и оставил дома запертое животное без еды и воды. В этом случае полицию нужно вызывать на место предполагаемого преступления.
Заявление можно написать, даже если вы всего лишь увидели в интернете видеоролик с издевательствами над животным, из которого понятно, что действия происходят на территории России (например, ролик выложен в тематической группе вашего города в социальных сетях).
Чтобы сообщить о правонарушении, не обязательно идти в отделение полиции — заявления принимаются и в электронной приемной МВД.
Обращения граждан по поводу жестокого обращения с животными в полиции встречают с неохотой — такие заявления или просто игнорируют, или заявителям отказывают в возбуждении уголовного дела под каким-нибудь формальным предлогом.
По данным ассоциации «Благополучие животных», в 2021 году полицейские отказали возбудить уголовное дело в 74 % случаев. Алена Борисова уверена, что для доведения дела до суда придется постараться — обжаловать отказы в возбуждении дела, жаловаться на волокиту.
Как говорит юристка, в год за жестокое обращение с животными в России все же осуждают несколько десятков человек, и обычно такие дела начинаются с заявления в полицию именно от очевидца преступления.
С Борисовой согласна и Светлана Сафонова: «Статью о жестоком обращении с животными в нашей стране еще долго не будут воспринимать всерьез, поэтому нужно проявлять настойчивость и терпение.
Отказали? Надо написать заявление еще раз, что-то добавить, настаивать на его принятии и проведении проверки». Если удастся добиться результата, Сафонова рекомендует обязательно дать этому огласку.
«Чем больше будет известно про возбужденные уголовные дела, про наказания, тем больше люди начнут задумываться и бояться себя так вести», — считает Светлана.
Как рассказывает Алена Борисова, работа по принятию закона, который бы позволил конфисковать животное у владельца при жестоком обращении или нарушении условий содержания, ведется давно, но не слишком эффективно. В одной из редакций законопроекта Кодекса об административных правонарушениях такую норму ввели, но потом почему-то убрали. Так что сейчас законно изъять животное у хозяина нельзя.
Часто кошек и собак пытаются вывозить из квартир собирателей, но занимаются этим не государственные органы, а благотворительные фонды, приюты и волонтеры. «Приходится объединяться с местными жителями, привлекать участкового, договариваться с собирателями.
Изначально это люди, которые искренне хотели помочь животным и не могли пройти мимо, но переоценили свои возможности. Есть те, кто соглашается отдать животных, но бывают и не совсем адекватные. Никого отобрать у них мы не можем.
Надо понимать, что эти люди имеют право вообще не открыть дверь в квартиру, это их частная собственность», — объясняет Светлана Сафонова.
Животное, с которым обращаются негуманно, у владельца допустимо выкупить. Цену определяют либо сами участники сделки, либо суд. Но, как говорит Наталья Расстегаева, желающему забрать животное придется доказывать свою позицию в суде, и если судье доводы покажутся неубедительными, то животное останется с прежним хозяином.
У выкупа животных есть и противники. Так, Светлана Сафонова рассказывает, что часто животных выкупают у «разведенцев» — недобросовестных заводчиков, не следящих за здоровьем родителей и потомства и стандартами породы.
Сафонова уверена, что выкуп животных будет только способствовать деятельности таких заводчиков: «Их цель — это заработок, и мы им его обеспечиваем».
обложка: popp_photolia — stock.adobe.com
За жестокое обращение с животными штрафа недостаточно
Второй год действует Федеральный закон от 27 декабря 2018 г.
№ 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в области обращения с животными в целях как их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними.
Эксперты – о плюсах и минусах подписанного Закона об ответственном обращении с животнымиВладимир Путин подписал закон, в котором закреплены меры гуманного подхода к животным, а также безопасности и законных интересов граждан при взаимодействии с ними
В ст. 21 данного Закона установлено, что за нарушение его требований владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Из анализа действующего законодательства следует, что в настоящее время владельцы животных и иные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 245 «Жестокое обращение с животными» УК РФ.
Примеры привлечения виновных по этой статье существуют1, хотя их не так много в сравнении с количеством фактически совершенных противоправных деяний в отношении «братьев наших меньших».
Так, в Обзоре судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2019 г. отмечено, что за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в указанном году было осуждено 81,5 тыс.
лиц (или 13,6% от общего числа), в отношении которых приговоры вступили в законную силу. По сравнению с 2015 г. (119,7 тыс. осужденных) снижение числа осужденных за совершение преступлений по ст. 228–245 УК составило 31,9% (14,9% по сравнению с 2018 г. – 95,8 тыс. осужденных).
Удельный вес числа осужденных за прошедшие годы снизился: 16,3% в 2015 г., 14,6% в 2018 г2.
В 2013 г. в УК была введена ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», также имеющая отношение к обеспечению безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Вместе с тем действующая редакция КоАП РФ не содержит составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. При этом во многих субъектах Федерации предусмотрена административная ответственность за жестокое обращение с животными, а соответствующие статьи региональных законов охватывают гораздо более широких круг деяний, нежели нормы уголовного законодательства3.
Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. № 413-з содержит четыре статьи, устанавливающие административную ответственность как за жестокое обращение с животными, так и за иные правонарушения, связанные с их защитой: ст. 5.
1 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»; ст. 5.2 «Нарушение порядка содержания, выгула, отлова и умерщвления домашних животных»; ст. 5.6 «Нарушение порядка (правил) добычи отдельных объектов животного мира», а также ст. 13.
7 «Нарушение требований общественного порядка при обращении с животными».
Как ранее писала «АГ», Минюст опубликовал для независимой антикоррупционной экспертизы законопроект об административной ответственности за несоблюдение наиболее важных требований Закона об ответственном обращении с животными.
Ответственность за жестокое обращение с животными может появиться в КоАП РФСейчас такие действия считаются преступлением, но только при обстоятельствах, указанных в ст. 245 УК
Так, КоАП предлагается дополнить соответствующими составами правонарушений, изложенными в трех статьях гл. 8.
Наказание за совершение новых правонарушений предлагается назначать только в виде административного штрафа: в частности, для граждан – от 3 до 15 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – от 5 до 15 тыс.
руб., для должностных лиц – от 5 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 15 до 200 тыс. руб.
Полагаю, что назначения только административных штрафов в указанных размерах было бы достаточно, если бы не одно существенное обстоятельство.
Допустим, животные содержатся в ненадлежащих условиях (из соответствующих помещений исходит чересчур сильный запах навоза, не предусмотрены места для кормления и питья, а также для ночлега животных). В результате они становятся вялыми, истощенными, выглядят неопрятно. Пищевые отходы и помет вовремя не убираются, редко имеются подстилки из древесных опилок.
В связи с климатическими условиями животные могут быть подвержены обморожению, но меры по утеплению мест их содержания не предпринимаются.
Как быть с такими животными, пострадавшими и страдающими от противоправных действий граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц: должны они оставаться у нерадивых владельцев, продолжать терпеть мучения и гибнуть?
Выход из этой ситуации, на мой взгляд, есть. За совершение административных правонарушений, как известно, предусмотрены наказания в виде не только штрафа, но и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.
Согласно ст. 3.7 КоАП такой конфискацией является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Так, санкция ст. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» КоАП предусматривает конфискацию орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов.
Из этого следует, что законодатель с учетом цели назначения административного наказания уже высказался о видах санкций за схожие нарушения в отношении животных, в том числе за применение конфискации, а не только штрафа.
Поэтому полагаю целесообразным расширение видов наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных предлагаемыми законопроектом ст. 8.50, 8.51. 8.52 КоАП.
Хотелось бы обратить внимание также на вопрос о соразмерности предлагаемых размеров штрафных санкций.
На мой взгляд, предусмотренные законопроектом размеры штрафов, налагаемых на юридических лиц, вызывают сомнение. Например, упомянутой ст. 8.35 КоАП для виновного юридического лица установлен административный штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией, в то время как в законопроекте (ч. 2 ст. 8.51 КоАП) за схожие нарушения штраф колеблется в диапазоне от 100 до 200 тыс. руб.
Вывод очевиден – размеры штрафов за новые предлагаемые в законопроекте виды правонарушений целесообразно привести в соответствие с санкциями других схожих установленных КоАП составов, что, полагаю, будет отвечать духу внесенных в Конституцию РФ изменений и дополнений, в частности о сохранении уникального природного и биологического многообразия страны, формировании в обществе ответственного отношения к животным (подп. «е.5» ч. 1 ст. 114 Основного Закона).
1 См, например: Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2020 г. по делу № 22-8207/2020; Апелляционное постановление Кировского областного суда от 2 декабря 2020 г. по делу № 22-2027; Постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2018 г.; определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 77-1604/2020.
2 Российская юстиция. 2020. № 8. С. 57–70; № 9. С. 55–70; № 10. С. 61–70.
3 См, например, Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.Б. Горохов, Н.В. Кичигин и др.; отв. ред. Д.Б. Горохов. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2020.
Как в России менялась ответственность за жестокое обращение с животными
ТАСС-ДОСЬЕ. 13 июня 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штраф до 30 тыс. рублей за выброшенных домашних животных. Также штраф до 200 тыс.
рублей может быть наложен на владельцев животных, нанесших вред здоровью людей.
Новые нормы предусматривают ответственность за несоблюдение требований к содержанию и обращению с животными, в том числе в приютах, зоопарках и при проведении культурно-зрелищных мероприятий. Закон опубликован.
История
Впервые ответственность за жестокое обращение с животными была введена в «Русской правде» — сборнике правовых норм Киевской Руси, составленном в XI-XII веках.
Согласно документу, умышленно зарезавший чужого коня или скотину обязан был заплатить 12 гривен и возместить убытки хозяину.
В Соборном уложении 1649 года сразу целая статья касалась ответственности за убийство конкретного вида животного — собаки, а также ответственности хозяина за увечья, которые могут нанести принадлежавшие ему собака, корова, бык, козел или баран.
https://www.youtube.com/watch?v=F4upysHph_w\u0026pp=ygV50JfQsNC60L7QvSDQviDQttC10YHRgtC-0LrQvtC8INC-0LHRgNCw0YnQtdC90LjQuCDRgSDQttC40LLQvtGC0L3Ri9C80Lgg0L3QsNC60LDQt9Cw0L3QuNC1INC-0YLQstC10YLRgdGC0LLQtdC90L3QvtGB0YLRjA%3D%3D
Уголовная ответственность для военных за избиение животных как самостоятельное преступное деяние (а не способ совершения имущественного преступления) была закреплена в ст. 90 «Артикула воинского» (1715) царя Петра I.
В пришедших на смену петровскому военному законодательству нормативных актах (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года; Уголовное уложение 1903 года) за нарушение правил обращения с животными уголовная ответственность не предусматривалась.
Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года рассматривал животных как имущество. Однако за умышленную порчу выданных военнослужащему для служебного употребления «оружия, патронов и лошади» (ст. 207) предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года в мирное время и трех лет в военное время.
Эту норму можно считать шагом в сторону защиты служебных животных. Ст. 79.
1 УК РСФСР 1926 года устанавливала уголовную ответственность за «хищнический убой и умышленное изувечение скота, а также подстрекательство к этому других лиц с целью подрыва коллективизации сельского хозяйства» и наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с высылкой или без нее.
В современном виде ответственность за жестокое обращение с животными впервые была введена в 1988 году в виде поправок в КоАП РСФСР (где появилась ст. 102.1) и УК РСФСР 1960 года (ст. 230.1).
Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а также истязание животных влекло за собой административную ответственность (предупреждение или штраф в размере до 50 рублей).
Если лицо, к которому применялась эта административная мера, в течение года совершало те же деяния, наступала уголовная ответственность с наказанием в виде исправительных работ на срок до шести месяцев или штраф до 100 рублей.
Соответствующая ст. 245 сохранилась в УК РФ 1996 года.
Согласно его действующей редакции, жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли или страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных целей, повлекшее его гибель или увечье, наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
При принятии КоАП РФ в 2002 году он не предусматривал административную ответственность за жестокое обращение с животными. Несколько субъектов РФ в 2000-2020-х годах ввели административную ответственность на региональном уровне — как за жестокое обращение (в т. ч. не повлекшее гибели или увечья животного), так и за повредившее здоровью животного содержание или транспортировку.
В Санкт-Петербурге установлена ответственность в том числе за публичные призывы или публичное оправдание жестокого обращения с животными (до 5 тыс. рублей для граждан и до 50 тыс. рублей для юрлиц), в Ханты-Мансийском автономном округе штрафуют за самовыгул собак (до 3 тыс. рублей), а в Москве введена ответственность за проведение боев животных (до 30 тыс. рублей для юрлиц).
Современное состояние
27 декабря 2018 года был принят федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он установил основные и специальные требования в области защиты прав животных.
КоАП дополнят положением о защите прав животных — новости Право.ру
В новом законопроекте Минздрав и Минприроды предлагают ввести административную ответственность за жестокое обращение с животными. Штраф может достигнуть 50 000 руб.
Министерство юстиции сообщает, что ведомство совместно с Минприроды разработало законопроект о жестоком обращении с животными и несоблюдении требований к их содержанию.
В этом сюжете
Документ разработали во исполнение поручения, которое президент Владимир Путин выдал после встречи с представителями экологических организаций и зоозащитниками 5 июня 2020 года. Законопроект стал дополнением к закону 2018 года «Об ответственном обращении с животными».
Он вводит в Кодекс об административных правонарушениях статью, которая устанавливает санкции за жестокое обращение с животными и несоблюдение требований к содержанию домашних питомцев. Их владельцев могут оштрафовать на сумму до 5000 руб. Для ИП эта сумма вырастет до 15 000.
Кроме того, административная ответственность будет предусмотрена за несоблюдение требований к использованию животных на культурно-зрелищных мероприятиях. Штрафовать граждан за это будут на сумму до 15 000 руб., должностных лиц – до 30 000 руб., а компании – до 100 000 руб.
Наказывать будут и владельцев питомцев, которые нарушают условия содержания. К административной ответственности будут привлекать и за жестокое обращение с бездомными животными. До 5000 руб. штрафа могут получить физлица, до 15 000 руб. – должностные, а до 50 000 руб.
– юридические.
Следить за соблюдением принятых требований будут Роспотребнадзор и Россельхознадзор.
Право.ru connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 17:40В АП рассказали о типовых нарушениях прав адвокатов в СИЗО В команду Право.ru нужен продюсер конференций Best Law Firm Marketing — старт приема заявок 17:18ВС оценил продажу арестованного имущества банкрота 16:25Адвоката задержали по делу о хищении более 300 млн руб. 15:40В российских СИЗО находится 933 бизнесмена 15:00ЦБ рассказал, как планирует бороться с банковским мошенничеством 14:42ВС запретил страховщикам переписывать статьи Уголовного кодекса 14:16Суд арестовал имущество экс-менеджеров банка «Рублев» на 15,6 млрд руб. 13:30Кабмин расширяет меры поддержки IT-компаний 13:21Пленум ВС утвердил новеллу о понятии предпринимательских преступлений 13:18Минэк запустил платформу для онлайн-разработки законопроектов 12:20Маркетплейсы обяжут доказывать обоснованность штрафов для ПВЗ 12:12Пленум ВС одобрил законопроект, который уменьшит число арестов 11:21ЦБ предлагает упростить подачу заявления о краже денег со счета 10:35ФАС проверяет цены на молочную продукцию 9:37ГТЛК отсудила в Лондонe у зарубежного контрагента €220 млн 9:35Под налоговые проверки попадает 0,01% компаний малого бизнеса 8:57ВС защитил право бизнеса на выкуп лизинговых машин 8:57Утренний обзор за 15 июня 19:30Проект об изменении правил поворота судебных решений прошел второе чтение 18:31Европарламент одобрил закон об искусственном интеллекте 18:03Минфин предлагает бизнесу привлекать капитал на фондовом рынке 17:36Госдума приняла поправки к нормам АПК 17:00Законопроект о допуске судимых к службе по контракту прошел первое чтение 16:50Поправки о штрафах за интернет-рекламу без маркировки приняли во втором чтении 16:21ВС защитил добросовестного залогодержателя 15:50Суд признал банкротом экс-руководителя банка «Век» 15:37Экс-руководителей банка «Экспресс» привлекли к субсидиарке на 3,9 млрд руб. 15:19Адвоката обвиняют в посредничестве при даче взятки 14:40ВС отказался считать неустойку по договору текущим требованием
14:00Для долевого страхования жизни предлагают ввести налоговый вычет 13:31В 2022 году осудили почти 12 000 бизнесменов 13:03В Госдуму внесли новеллу о наказании для водителей за прием лекарств 12:03В ГД внесли проект о взаимодействии госюрбюро и адвокатов 11:46Анонс июньского заседания ВККС: главные вопросы 11:01Пленум ВС рассмотрит вопросы ареста для отдельных категорий граждан 9:31ВККС ищет четырех судей, двух зампредов и трех председателей 9:16Публичные компании будут раскрывать данные о дивидендной политике 9:07Власти обсуждают эксперимент по трансграничным расчетам с ЦФА 8:55Утренний обзор за 14 июня 20:36В Трудовой кодекс предлагают включить правила расчета отпусков 19:12Spotify оплатит $5,4 млн штрафа за ошибки при сборе данных 17:48Новые регионы РФ получат 1 млрд руб. на поддержку МСП 17:46Помощника судьи приговорили к двум годам колонии за мошенничество 17:04Правительство одобрило законопроект о налоге на сверхприбыль для бизнеса 16:41Путин подписал закон о конфискации за киберпреступления 16:12Путин подписал закон об ограничении ареста предпринимателей 15:58Адвокатам объяснили, что делать при недопуске к доверителю 15:44Бизнес будут штрафовать за навязывание допуслуг потребителям 15:34ВС принял отказ от иска в деле об аннулировании скидки 14:10Поправки о прекращении исполпроизводства прошли второе чтение 14:02Страховое возмещение по европротоколу предлагают увеличить 13:259-й ААС обязал Siemens отремонтировать поезда для РЖД 13:22Центробанк дополнил механизм поддержки кредитования МСП 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального
К вопросу об ответственности за жестокое обращение с животными в контексте правовой политики государства
Различные
проявления жестокости в обществе,
в том числе, жестокости несовершеннолетних,
находятся в плоскости проблем различных социальных институтов,
в том числе, институтов семьи, образования,
культуры.
Так или иначе, меры государственной политики, которые ставят своей
конечной целью минимизацию девиантного поведения, сопряженного с актами насилия,
на что, собственно, и направлена правовая политика, находит отражение в действующем регулировании.
- Такая правовая политика выражается в ряде правовых норм и целей, к числу которых относятся, например, норма «Основ законодательства
Российской Федерации о культуре» о недопустимости
творческой деятельности, направленной на пропаганду
войны, насилия и жестокости, норма Федерального закона «О рекламе» о том, что реклама
не должна призывать к насилию и жестокости, нормы
Федерального закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о защите ребенка от информации,
пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию, положения Концепции информационной
безопасности детей о том, что совместные усилия всех участников медиарынка
должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие
недопустимые формы поведения, как агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным, иные нормы и положения. - Приведенные положения иллюстрируют подход правовой
политики государства, выраженный в действующем нормативном регулировании,
направленный на противодействие проявлениям жестокости и насилия. - Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации
определяет меры ответственности за жестокое обращение с животными (повлекшее
их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или
из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних), а также закрепляет
квалифицированный состав – то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц
по предварительному сговору или организованной группой.
В доктрине уголовного права в качестве цели уголовного
наказания принято определять, в том числе,
превенцию преступных деяний как инструмента комплексной политики государства,
направленной на улучшение социального климата в стране.
Принимая ту или иную
модель регулирования, предполагающую увеличение верхних пределов мер
ответственности за те или иные деяния,
государство постулирует, что общественные отношения, являющиеся объектом
уголовно-правовой охраны, представляют особую важность и значимость,
в том числе, в контексте общего социального климата
в государстве, противодействия негативным проявлениям девиантного поведения,
снижения степени агрессивности общества.
Меры уголовно-правового характера в контексте цели
превенции преступного поведения являются инструментами воздействия на множество
социальных институтов, на модели поведения субъектов общественных отношений,
постулирование их правомерного поведения, а также на таргетирование правовой
концепции объективной добросовестности в самом ее широком значении.
В современных правопорядках при регулировании определенных
отношений, как правило, отражается подход, исходя из которого государство путем
установления санкций за то или иное деяние задает вектор собственной политики,
в том числе, в свете обязанности государства
реагировать на различные вызовы и угрозы, одним из которых является высокая степень
агрессии в обществе и возникающая на ее фоне социальная напряженность. Одним
из проявлений реакции государства на высокий градус агрессивности в обществе
является установление существенных мер ответственности за жестокое обращение с животными. Примечательно, что такие меры ответственности в целом призваны
снизить градус агрессии, в том числе,
в отношении лиц, совершающих такого рода преступные деяния, со стороны тех, кто
призывает к «самосуду» и к криминальной расправе над ними. Такого рода призывы
подрывают доверие к государственным институтам и, так или иначе, направлены
против основ правопорядка.
В уголовно-правовых подходах зарубежных правопорядков, как
правило относимых к числу высокоразвитых, деяния в виде жестокого обращения с животными обычно предполагают существенные уголовно-правовые меры воздействия
(как уголовное наказание, так и иные меры).
В США жестокое
обращение с животными относится к числу фелоний (уголовных преступлений) или
мисдиминоров (уголовных проступков). Для США характерным является подход,
характеризующийся высокой степенью судебной дискреции при применении мер
уголовно-правового воздействия.
Конкретные составы преступлений, а также
санкции за их совершение в США непосредственно определяются статутным правом
штатов. Не во всех штатах жестокое обращение с животными является мисдиминором,
по ряду составов предусматривается дифференциация деяний, связанных с жестоким
обращением с животными на фелонии и мисдиминоры.
Так, регулирование штата
Аризона (Arizona Statute 13–2910 et. seq.) за жестокое обращение с животными предполагает наказание в виде штрафа до 2500
долларов США, тюремное заключение сроком до 6 месяцев. При этом, умышленное
жестокое обращение, пренебрежение или плохое обращение наказывается штрафом до 150 000 долларов США, тюремным заключением сроком до полутора лет.
Регулирование штата Делавэр (Delaware Code Ann. 1325 et seq.)
за жестокое обращение с животными устанавливает следующие виды санкций:
обращение: штраф в размере 1000 долларов США, тюремное заключение сроком до 1 года, запрет на владение домашними животными сроком до 5 лет.
Регулирование
штата Делавэр предполагает также возможность применения специальной меры –
запрета владения домашними животными сроком до 15 лет. Регулированием штата
Флорида (Florida Statute 828.12 et seq.)
применительно к жестокому обращению с животными предполагает также и выделение
квалифицированных составов.
Так, жестокое обращение с животными предполагает
наказание в виде штрафа в размере 5000 долларов США, тюремного заключения
сроком до 1 года.
Умышленное жестокое обращение с животными предполагает
наказание в виде штрафа в размере до 10 000
долларов США, тюремного заключения сроком до 5 лет, а умышленное жестокое
обращение с животными, сопряженное с истязаниями, предполагает,
в том числе, наказание в виде штрафа минимум в 2500
долларов США, а также принудительное психиатрическое лечение.
В штате
Пенсильвания (8 PA Cons. Stat. 5511)
устанавливаются специальные составы преступлений, выраженных в жестоком
обращении по отношению к домашним прирученным животным. Так, жестокое обращение
с животными само по себе (общий состав) предполагает штраф в размере от 50 до 75 долларов США, а также тюремное заключение сроком до 90 дней.
При этом,
убийство, нанесение увечий или обезображивание прирученного животного
дополнительно предполагает штраф в размере не менее 500 долларов США, а убийство,
нанесение увечий или обезображивание собаки или кошки предполагает штраф в размере не менее 1000 долларов США, а также тюремное заключение сроком до 2 лет.
Возрастом привлечения к уголовной ответственности в США, как правило, является
13, 15 или 16 лет, при этом, вопрос о возможности привлечения к уголовной
ответственности несовершеннолетнего лица «от штата к штату» разрешается исходя
из степени тяжести совершенного деяния.
В Канаде уголовная ответственность за жестокое обращение с животными в общем устанавливается Уголовным кодексом Канады 1985 года,
положения статьи 445.
1 которого максимально широко определят состав деяний,
которые подпадают под уголовную ответственность, при этом максимальным
наказанием будет являться тюремное заключение на срок до 5 лет. Положения
статьи 447.
1 Уголовного кодекса Канады позволяют суду применять дополнительные
меры по отношению к лицам, привлекаемым к ответственности за жестокое обращение
с животными, в виде запрета владения животными или проживания в помещениях, где
проживают животные (там, где суд сочтет это необходимым), а также выплачивать
денежные средства за содержание животного организации, которая данное
содержание осуществляет. В Канаде регулирование привлечения к уголовной
ответственности также различается в зависимости от провинции. В Онтарио, к примеру, максимальное наказание для физических лиц за жестокое обращение с животными составляет 2 года тюремного лишения свободы и/или штраф в размере до 60 000 канадских долларов, для юридических лиц – штраф в размере
60 000 канадских долларов, для должностных лиц – 2 года тюремного лишения
свободы и/или штраф в размере до 60 000 канадских долларов. В канадской
провинции Саскачеван максимальное наказание за жестокое обращение с животными
составляет 2 года тюремного лишения свободы и/или штраф в размере до 25 000 канадских долларов. В Британской Колумбии максимальное наказание за жестокое обращение с животными составляет 2 года тюремного лишения свободы
и/или штраф в размере до 75 000 канадских долларов. Возраст привлечения к уголовной ответственности в Канаде составляет 12 лет.
Во Франции наказание за жестокое обращение с животными
составляет штраф от 1500 до 3000 евро, при этом возраст привлечения к уголовной
ответственности составляет 13 лет.
В Германии максимальным наказанием за жестокое обращение с животными является лишение свободы на срок до 3 лет, а также штраф в размере до 25000 евро, при этом возраст привлечения к уголовной ответственности составляет
14 лет.
Отдельно следует обратить внимание, что в некоторых
зарубежных правопорядках (например, в Швейцарии, в ряде провинций Канады)
действует специальный гражданско-правовой режим в отношении животных,
определяющий животное не в качестве вещи, а в качестве «живого» или
«чувствующего» существа, что корреспондирует обязанности ответственного поведения
(в различных проявлениях) людей в отношении таких объектов. Такой подход
является базисом для выстраивания модели ответственного поведения по отношению
к животным.
Меры правовой политики, направленные на снижение числа
проявлений противоправного поведения в обществе, сопряженного с особой
жестокостью, в том числе,
агрессивного поведения несовершеннолетних, а также на общее снижение градуса
агрессивности, требуют всесторонней оценки допустимого регулирования.
Так
или иначе, ужесточение санкций за жестокое обращение с животными (в том числе в аспекте снижения возраста привлечения к уголовной ответственности) может стать
мощным посылом к обществу, выраженном в позиции государства в противодействии
преступному поведению, агрессии в целом, агрессии в среде несовершеннолетних,
что в конечном итоге поспособствует,
в том числе, превенции противоправного поведения в иных его проявлениях.