Пособия

Со скольки лет учитывается мнение ребенка при разводе родителей в суде?

Профиль автора

Суды учитывают мнение ребенка и органов опеки, но решение выносят в интересах детей.

Сложнее всего, когда мама и папа — хорошие родители с примерно одинаковым доходом и жильем. Разбираемся, как суды определяют, с кем будет жить ребенок, можно ли «поделить» детей и когда у отца ребенка есть шанс разрушить стереотип «детей всегда оставляют матери».

Вот о чем расскажу в статье:

  • Что говорит закон
  • С кем из родителей остаются дети после развода
  • Что будет, если в семье несколько детей
  • Как определяют, с кем будет жить ребенок
  • Мировое соглашение: как заключить и составить
  • Как определить место жительства ребенка через суд
  • Как выносит решение суд
  • Как ускорить процедуру
  • Если одна из сторон не согласна с решением суда
  • Алименты родителю, с которым живет ребенок
  • Права родителя, который живет отдельно от ребенка
  • Порядок общения
  • Когда можно лишить родительских прав

Права и обязанности родителей и детей прописаны в разделе 4 семейного кодекса. Супруги, у которых есть дети, могут расторгнуть брак только в суде. Суд в том числе определит место жительства ребенка после развода.

Не закон, но ориентир для российских судов, которые рассматривают семейные споры, — постановления Пленума Верховного суда РФ и обзоры судебной практики, которые утверждает его Президиум.

Верховный суд ориентирует решать вопрос о месте жительства детей исходя из их интересов. Обязательно учитывать мнение ребенка, который достиг возраста 10 лет.

Что такое интересы детей и как их определит суд? Суды учтут:

  1. Возраст ребенка.
  2. Нравственные и иные личные качества родителей.
  3. Привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи.
  4. Отношения между каждым из родителей и ребенком.
  5. Отношение к ребенку новых супругов, сводных братьев и сестер.
  6. Насколько серьезно для ребенка будет потерять постоянный контакт со вторым родителем и родственниками, которые останутся по другому адресу.
  7. Кто из родителей сможет лучше заботиться о ребенке с учетом его возраста, здоровья и личных качеств родителей, например их графика работы и семейного положения.
  8. Другие обстоятельства и условия, которые сложились в месте проживания каждого из родителей.

Если судья в мотивировочной части своего решения не выделит те же факторы, которые по таким делам отметил Верховный суд, решение могут отменить.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Дети должны оставаться с тем родителем, который может лучше заботиться о здоровье и воспитании. В российских реалиях это чаще всего матери.

Почему при разводе ребенок остается с матерью. Это не обязательно, но детей чаще оставляют с матерью. Есть такой международный принцип.

В первую очередь суд исследует вопрос о том, насколько хорошо мать может воспитывать ребенка, которому нет 14 лет. Если мать — обычная женщина без алкоголизма и наркозависимости, серьезных заболеваний и социальных проблем, то, скорее всего, детей оставят с ней.

При этом суд может даже не исследовать личность отца и его материальное положение. Теплоту отношений отцов и детей, наличие у отца жилья и дохода суд выяснит на следующей стадии, когда будет определять порядок общения с ребенком. Мы уже рассказывали, что делать, если бывшая жена не дает общаться с детьми.

Если ребенок грудной, чаще всего суды оставляют его с матерью, особенно если мать его кормит. Есть решения судов по порядку общения отца с младенцем. Обычно отцу выделяют для этого несколько часов в неделю:

Суд решал, с кем будут жить шестеро общих детей. Учел, что у матери четырехкомнатная квартира, а у отца детей нет жилья и работы, но есть трое детей в новом браке.

Суд проверил характеристики детей из школы и детского сада — все педагоги подтвердили, что дети счастливые, опрятные и добрые. Органы опеки встали на сторону мамы, и суд оставил детей с ней.

Но суд также сослался на постоянный доход мамы, который на 72% состоит из пенсии ребенка-инвалида и еще на 22% — из выплаты для многодетного родителя. Если бы детей передали отцу, эти деньги достались бы ему.

Есть ли вероятность, что ребенок останется с отцом. Российские суды действуют согласно нормам семейного кодекса о равенстве родителей и могут оставить детей с отцами. Президиум Верховного суда уже 10 лет назад утверждал, что количество решений, по которым суды оставляют детей с отцами, растет.

После развода сын по устному соглашению остался с мамой. Но когда мальчик пошел в первый класс, он стал жить с папой, бабушкой и дедушкой, потому что мама не хотела помогать ему с уроками. Внезапно мама решила забрать сына, и отцу ребенка пришлось идти в суд.

Мальчик в суде сообщил, что хочет жить с папой и бабушкой, а к маме ходить в гости. Органы опеки поддержали папу, но в заключении указали, что с жильем все в порядке у обоих родителей.

Суд оставил сына с отцом, но, скорее всего, на это решение повлияло отношение матери ребенка, которая даже не явилась на заседание.

Если дети разного пола или одного пола, но по-разному привязаны к родителям, их могут разделить при разводе.

У супругов родились дочь и сын. При разводе родители устно договорились, что дети останутся с мамой. Но позже дочка стала жить с папой и его новой женой, а мама требовала, чтобы она вернулась. Девочка возвращаться не хотела, с мачехой, ее детьми и новой тещей отца у нее были хорошие отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=LDvkFP508T8\u0026pp=ygWDAdCh0L4g0YHQutC-0LvRjNC60Lgg0LvQtdGCINGD0YfQuNGC0YvQstCw0LXRgtGB0Y8g0LzQvdC10L3QuNC1INGA0LXQsdC10L3QutCwINC_0YDQuCDRgNCw0LfQstC-0LTQtSDRgNC-0LTQuNGC0LXQu9C10Lkg0LIg0YHRg9C00LU_

Суд узнал мнение девочки и членов новой семьи отца, а также назначил судебную психолого-педагогическую экспертизу. В заключении был совет оставить дочку с папой. По мнению опеки, девочке также было лучше жить с папой. Суд решил, что дочь должна жить с отцом. Мать обжаловала это решение, но ничего не добилась. По поводу сына спора не было, и родные сестра и брат стали жить раздельно.

Если дети — близнецы, то вряд ли их разделят при разводе.

Родители ребенка могут договориться о том, с кем будет жить ребенок:

  1. устно;
  2. письменно;
  3. у нотариуса;
  4. в суде — по мировому соглашению или решению суда.

При этом не имеет значения, оформили родители развод или продолжают находиться в зарегистрированном браке.

Устная договоренность. Родители могут договориться о том, с кем будут жить их дети, устно, а при разводе озвучить свое решение в суде. Но выше мы привели несколько ситуаций, когда второй родитель оспаривал устные договоренности и требовал в суде другого решения.

Письменное соглашение. Это не мировое соглашение в том виде, как его понимают юристы, но закон не запрещает родителям закрепить договоренности письменно, перечислить все условия проживания и воспитания детей и подписать такое соглашение без участия нотариуса или судьи.

Нотариально заверенное соглашение. Письменное соглашение о том, с кем будут жить дети, родители могут удостоверить у нотариуса. Это займет около часа.

Судебное решение. Если родители не могут договориться о том, с кем будет жить ребенок, этот вопрос решит суд и закрепит его в решении. Будьте готовы, что состоится несколько судебных заседаний с перерывом между ними в две недели.

Присутствовать в суде лучше лично, одно заседание будет длиться полчаса-час, но может растянуться и на 4—6 часов с перерывами: однажды у меня было так.

Вы можете пригласить для поддержки юриста. В зависимости от квалификации юриста, региона и объема услуг вам придется потратить от 10 тысяч рублей до более внушительной суммы.

На практике суды взыскивают с родителя, которому ребенок не достался, госпошлину 300 Р как за требование неимущественного характера. Хотя Верховный суд РФ считает, что это незаконно.

Родители в суде могут договориться о том, с кем будут жить дети, на каких условиях родители будут с ними общаться, их воспитывать и обеспечивать.

Можете взять наш образец соглашения об определении места жительства ребенка. Сообщите суду, что хотите заключить мировое соглашение. Судья утвердит его, вынесет определение об этом и прекратит производство по делу.

Судебное мировое соглашение может выглядеть так:

Если нужно, включите в соглашение дополнительные условия, например об алиментах, периодичности и времени встреч с ребенком» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/n_ITgZlgj_zap4to-wPlB-cYGOwzyVV1yi1csClVSRg/w:1200/aHR0cHM6Ly9pbWct/Y2RuLnRpbmtvZmZq/b3VybmFsLnJ1L3Ro/ZS1wYXJlbnQtdHJh/cC1waWMtMDEua2Ez/ZGdyYXZ0eDNqLnBu/Zw»>

Если вам подходят такие условия, скачайте образец. Если нужно, включите в соглашение дополнительные условия, например об алиментах, периодичности и времени встреч с ребенком

Определение суда об утверждении мирового соглашения равносильно судебному решению. И если один из родителей не будет соблюдать условия соглашения, их можно будет исполнить принудительно.

Вы также можете использовать этот образец у нотариуса. Нужно только исправить в тексте, что соглашение начнет действовать после нотариального удостоверения.

Если не можете договориться с супругом, с кем останется жить ребенок, в том числе у вас не получается заключить мировое соглашение на судебном заседании, за вас с учетом всех обстоятельств это решит суд.

У ребенка есть право сохранить после развода родителей прежний распорядок жизни. Сообщите суду, как близко к местам жительства родителей находятся школа, детский сад, поликлиника и кружки ребенка.

Расскажите, с кем из родственников ребенок привык общаться и как переезд помешает сохранить сложившиеся связи.

Где живут друзья ребенка, кто является для него авторитетом, чем ребенок любит заниматься, какие у него проблемы со здоровьем, — знание этих особенностей покажет вас как ответственного родителя, который интересуется жизнью ребенка и имеет с ним доверительные отношения.

Судебная процедура. У судебных разбирательств, на которых определяют место жительства детей, есть особенность.

Если мама и папа живут в разных районах города, в деле могут появиться противоположные заключения двух органов опеки. В любом случае заключения органов опеки не будет решающими для суда.

Суд обязан вынести решение в интересах ребенка, а для этого он должен понять, что из себя представляют родители и какой жизнью они живут.

Например, суд не оставит дочку-подростка с матерью даже по ее настоянию, если мать постоянно в командировках или страдает от алкогольной зависимости. Мать не сможет уделять время воспитанию девочки, и та останется без контроля, на что, вероятно, и рассчитывает.

Верховный суд РФ отмечал, что суд, который не учитывает мнение детей либо неправильно его протоколирует, принимает необъективное решение, которое второй родитель сможет оспорить.

Нужно проверить, как суд соблюдал три правила, по которым нужно учитывать мнение ребенка:

  1. Органы опеки и попечительства должны дать предварительное заключение, не навредит ли детской психике посещение суда.
  2. Судья должен разговаривать с ребенком в присутствии педагога, например классного руководителя, но без родителей, чтобы исключить риск психологического давления на ребенка.
  3. Разговор с ребенком должны включить в протокол, чтобы подтвердить, что ребенка выслушали в правильных условиях.

Если эти правила нарушили, решение суда можно обжаловать и отменить.

Девочек 11 и 7 лет оставили жить с отцом, потому что мать планировала переехать в другой регион. Отец еще раз женился, и после появления нового ребенка дочки переехали жить к бабушке по соседству.

Спустя четыре года мать переехала в соседнее село и попросила суд отдать ей дочерей. У дочек сложились хорошие отношения с обоими родителями, в материальном плане они предлагали девочкам схожие условия. У девочек 15 и 11 лет спросили их мнение: старшая сказала, что хочет жить с мамой, младшая выбрала папу. Суд посчитал, что в подростковом возрасте в интересах обеих жить с мамой.

Читайте также:  Безработным будут назначать максимальное социальное пособие и выплаты на детей до 3 лет автоматически

Определить, с кем будут жить дети, получится быстрее, если заявить требование в отдельном иске, не объединяя его с требованием о разделе имущества.

Супруги заявили требования: определить место жительства общего несовершеннолетнего сына, расторгнуть брак и разделить совместно нажитое имущество. Спор рассматривали 10 месяцев, а с обжалованием — 14 месяцев.

Если бы они выделили требование о проживании ребенка, суд в отдельном процессе сразу бы учел, что сын хочет жить с мамой, и быстрее вынес решение.

Если ребенок уже живет с одним из родителей, а второй с этим не согласен, в интересах первого затянуть рассмотрение спора. Он, например, может заявить требование о разделе имущества и объединении дел в одно производство.

У нас есть подробная инструкция, как обжаловать решение суда.

Родители могут составить соглашение у нотариуса. Тогда плательщик алиментов будет переводить деньги сам, без извещения работодателя.

Чаще родитель, с которым остался ребенок, подает мировому судье заявление на выдачу судебного приказа на взыскание со второго родителя ¼ дохода на одного ребенка, ⅓ — на двоих или ½ — на троих и более детей.

Этот судебный приказ отправляется приставам или напрямую по месту работы папы, и бухгалтерия сразу перечисляет часть начисленной зарплаты маме.

Если у папы «серая» зарплата, мама будет получать на детей меньше, чем могла бы получать по договоренности.

Мы писали про разные ситуации с выплатой алиментов:

Нередко в решениях судьи мотивируют свой выбор тем, что проживание с одним родителем не создает препятствий для общения с другим. Особенно если родители сохранили хорошие отношения после развода.

Например, дочери дружны с папой, но в силу подросткового возраста судья оставляет девочек с мамой. Девочки по-прежнему смогут встречаться с папой, ночевать у него, ездить с ним в отпуск.

Точно так же и мальчик, оставленный с папой, может видеться с мамой. Мама может возить его на спортивные соревнования, водить в театр, выбирать врачей.

Исковое заявление об установлении порядка общения с ребенком нужно подавать в районный суд по адресу второго родителя. Госпошлину платить не требуется.

  • Суд учтет возраст ребенка, состояние здоровья ребенка и родителей, удаленность проживания родителей друг от друга, распорядок жизни ребенка и степень его привязанности к каждому из родителей, образ жизни родителей, их семейное и материальное положение.
  • Если у вас есть проблемы в общении с ребенком и вы не можете договориться со вторым родителем, прочитайте эту статью.
  • Ответственность за ограничение общения с ребенком
  • Если родителя оштрафовали уже несколько раз в течение одного года, ему может грозить судимость со штрафом до 50 тысяч рублей или в размере зарплаты за полгода, либо с арестом до трех месяцев, либо с лишением свободы до одного года.
  1. По международным принципам дети до 14 лет должны жить с мамой, а по российским законам мама и папа имеют равные права на воспитание детей. Иногда суд выносит решение в соответствии с Декларацией ООН о правах ребенка, а иногда в соответствии с Семейным кодексом РФ. Оба варианта законные, оба можно обжаловать.
  2. В первую очередь суд должен руководствоваться интересами детей и оставлять их с тем родителем, который сможет лучше заботиться о ребенке. Еще суд должен учитывать, с кем у ребенка сложились более близкие отношения. Судья может вынести решение в пользу матери, сославшись на то, что отец все равно сможет общаться с ребенком и материально его обеспечивать.
  3. Российские суды оставляют детей не только с матерями, но и с отцами и могут одного ребенка оставить с мамой, а другого с папой. Все зависит от множества обстоятельств.
  4. Идти в суд не обязательно. Можно самим договориться, с кем останется жить ребенок, или утвердить такое соглашение у нотариуса. Это быстрее.
  5. Для счастья ребенка его родители не должны жить вместе, но должны стараться сохранить хорошие отношения, даже если живут раздельно.

Учитывается ли мнение ребенка при разводе – с какого возраста ребенок может выбирать с кем из родителей жить?

Кстати: Знаете о нашей услуге «Развод без стресса»? Подробнее

Ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении любых семейных вопросов, затрагивающих его интересы независимо от своего возраста. Кроме этого, дети могут быть заслушаны в ходе судебных разбирательств. Данные права закреплены в статье 57 Семейного кодекса РФ.

Однако на практике это вовсе не означает, что если родители разводятся, нужно и детей обязательно вести в суд. Сегодня мы расскажем о том, в каких случаях при расторжении брака будет учитываться мнение ребёнка и как на это влияет его возраст.

Когда суд учитывает мнение ребёнка при разводе?

Мнение детей при разводе родителей учитывается только в тех случаях, когда заявлены требования, затрагивающие их интересы. Преимущественно это споры об определении места жительства несовершеннолетних и порядка общения с ними. При взыскании алиментов мнение детей в суде не заслушивается.

При подаче искового заявления мировому судье только с требованием о расторжении брака, дети в судебный процесс привлекаться не будут. 

С какого возраста учитывается мнение ребёнка при разводе в суде?

Мнение несовершеннолетних в зависимости от их возраста имеет в суде разную значимость. Можно выделить три возрастных периода.

В этом возрасте мнение ребёнка может быть учтено в суде, но это не является обязательным требованием закона.

Как правило, органы опеки и попечительства беседуют с ребёнком и при необходимости в письменном виде представляют в суд документ, в котором зафиксированы ответы несовершеннолетнего на вопросы специалиста, подготовленные в зависимости от заявленных родителями требований в суде и соразмерные возрасту ребёнка.

Кроме того, при решении в суде вопросов, затрагивающих интересы детей, органы опеки и попечительства обязаны подготовить акт обследования жилищных условий (истца и ответчика) и заключение по делу. Для этого специалисты выходят по месту жительства каждого родителя, и, как правило, общаются с детьми и взрослыми, которые занимаются их воспитанием. 

Также мнение детей может выясняться педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учёбы или нахождения несовершеннолетних, школьными педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, экспертами в ходе проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Даже если дети находятся за пределами РФ, они могут выразить своё решение через другие средства связи. В судебном заседании дети могут быть заслушаны посредством видеоконференцсвязи.

Судебная практика

Например, мать с детьми после развода переехала в Прагу. Отец заявил в российском суде исковые требования об определении места жительства сына с ним, ребёнку на тот момент было 5 лет. Мнение мальчика и его старшей сестры было выяснено органами опеки и попечительства через разговор по телефону.

Мнение детей по вопросу определения места жительства несовершеннолетнего сына с отцом

Мальчик рассказал, как его зовут, сколько ему лет, где и с кем он живёт, как он видится с папой, чем занимается его сестра. Сказал, что ему нравится жить с мамой, но и в России бы он остался. Также он порассуждал, что в будущем все будут жить вместе, как раньше, сообщил, что ему нравится жить и в Чехии, и в России.

Старшая сестра чётко и коротко отвечала на вопросы специалиста, относительно судебного спора сказала, что родители могли бы сами определиться и договориться. Это можно было бы сказать и решить всем вместе. Указала, что брату будет лучше жить с мамой.

Мнение детей было оформлено двумя документами с соответствующими названиями «Мнение несовершеннолетнего по вопросу судебного разбирательства, затрагивающего права несовершеннолетнего» и приложено к материалам судебного дела.

При решении подобных вопросов суд должен обязательно выяснить привязанность детей к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные качества родителей, режим их работы, жилищно-бытовые условия и другие значимые обстоятельства. Подробнее читайте в статье: С кем остаются дети при разводе родителей? 

Мнение ребёнка с 10 до 14 лет

Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет обязателен, если это не противоречит его интересам, иначе решение суда может быть отменено. 

В Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей от 20 июля 2011 года подробно описаны наиболее распространённые ошибки судей при вынесении решений, затрагивающих интересы детей. Как оказалось, судьи часто не выясняют мнение детей, достигших возраста 10 лет, при заключении родителями мирового соглашения об их месте проживания, что противоречит статье 57 Семейного кодекса РФ.

Например, определением судьи районного суда было утверждено мировое соглашение, которым место жительства 13-летней дочери определено с матерью, а место жительства 7-летнего сына — с отцом. Мнение девочки по данному вопросу суд не выяснил. 

Иногда на практике мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, не заслушивается в суде, а указывается в заключении органов опеки и попечительства при отсутствии в материалах дела сведений о том, кем конкретно из специалистов, когда и при каких обстоятельствах это мнение было выяснено. Это также является нарушением закона.

Верховный суд указал, что судам следует выяснять, не является ли мнение ребёнка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознаёт ли ребёнок свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает.

Мнение ребёнка не является определяющим при принятии судом решения.

Например, городской суд вынес решение об определении места жительства несовершеннолетней дочери с отцом, несмотря на то, что в судебном заседании девочка пояснила, что хотела бы жить с мамой.

Читайте также:  Расписка о получении алиментов на ребенка: образцы оформления

Такое решение было обосновано, во-первых тем, что желание проживать с матерью вызвано отсутствием контроля за дочерью с её стороны, полной безнадзорностью ребёнка, что привело к её асоциальному поведению, кражам сотовых телефонов в школе.

Во-вторых, по месту жительства матери у несовершеннолетней даже не имелось спального места и места приготовления уроков. В-третьих, суд принял во внимание подростковый возраст девочки и указал на важность получения ребёнком заботы и должного контроля со стороны родителей.

Мнение ребёнка после 14 лет

В 14 лет ребёнок уже имеет полное право самостоятельно защищать свои права в суде.

В соответствии со статьёй 56 Семейного кодекса РФ при нарушении прав и законных интересов ребёнка, при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию несовершеннолетнего или при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок по достижении возраста 14 лет вправе самостоятельно обращаться в суд. 

После наступления 14 лет ребёнок уже может самостоятельно выбирать, с кем он хочет проживать после развода родителей, и это могут быть даже третьи лица, например бабушки и дедушки.

Несмотря на то, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, на практике воспитанием детей часто занимается старшее поколение ( статья 63.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей).

После достижения ребёнком 14 лет он вправе самостоятельно требовать в судебном порядке изменить его место жительства и порядок общения отдельно проживающего родителя с ним.

Мнение ребёнка отражается в решении суда.

Мнение ребёнка в решении районного суда Москвы об определении места жительства детей

Участие детей в судебном заседании

Если суд сочтёт необходимым опросить ребёнка в судебном заседании, то потребуется предварительно выяснить мнение органов опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребёнка его присутствие в суде.

Опрос обязательно должен производиться в присутствии социального педагога, классного руководителя или эксперта-психолога. При этом должна быть исключена возможность давления на несовершеннолетнего со стороны родителей. 

Психолого-педагогическая экспертиза ребёнка и детско-родительских отношений

В особо сложных случаях судом может быть назначено проведение амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье?
  2. К кому из родителей ребёнок привязан больше?
  3. Как часто ребёнок хотел бы общаться с матерью при проживании в семье отца?
  4. Каков уровень тревожности ребёнка?
  5. Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психологического состояния ребёнка?
  6. Каково действительное отношения ребёнка к каждому из родителей?
  7. Каковы индивидуально-психологическое особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психологического развития?

Перечень вопросов не исчерпывающий, может быть гораздо более обширным с учётом конкретных обстоятельств дела. 

Стороны могут предлагать суду собственные вопросы и экспертные учреждения. Суд может выбрать вариант из предложенных или назначить собственные.

Определение районного суда Москвы о назначении экспертизы

Результаты экспертизы имеют довольно весомое значение для суда и отражаются в решении.

Выводы экспертизы детско-родительских отношений в решении суда

Не стоит недооценивать точку зрения ребёнка при разводе. При решении вопросов, затрагивающих его интересы, мнение несовершеннолетнего может сыграть решающую роль в исходе дела.

Наши специалисты, специализирующиеся на спорах о детях, имеют не только юридическое, но и психологическое образование.

Работа с детьми при решении споров родителей требует специальных знаний и умений далеко за рамками юриспруденции.

Если вам необходима помощь специалиста по определению места жительства несовершеннолетних, порядка общения с ними, лишению, ограничению, восстановлению родительских прав и другим сопутствующим вопросам, звоните: + 7 (495) 722-99-33 или пишите в WhatsApp. 

Право ребенка выражать свое мнение

Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Обязанность учитывать мнение — это не то же самое, что принять позицию ребенка. Учет мнения ребенка заключается в том, чтобы мнение родителей было скорректировано с учетом мнения ребенка.

Скажем, родитель не вправе вопреки желанию детей забирать их к себе, ездить на отдых, гулять и т.п.

Причем мнение детей учитывается обязательно с 10 лет и просто учитывается с того времени, когда ребенок в состоянии его высказать.

Общение с родителем — это право, а не обязанность ребенка. Никто не может обязать ребенка общаться с родителем, если он этого не желает. То есть если родитель хочет, чтобы ребенок с ним общался, то пусть работает в этом направлении, а не обвиняет всех вокруг, что ребенка против него настроили.

Конвенция о правах ребенка (ст. 12) предусматривает, что государство должно обеспечить ребенку право свободно выражать свои взгляды. При этом оговорено, что право на выражение мнения имеет ребенок, который может сформулировать свои собственные взгляды.

Кстати, это право подразумевает не только желание или нежелание есть цветную капусту или что-то в этом роде. Право на свободу выражения своего мнения — это право искать, получать и передавать информацию, выбирать самостоятельно, что слушать и что читать. Ребенок вправе высказывать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, потому что он — личность.

У многих возникают сомнения: может ли 10-летний ребенок сказать то, что надо принимать во внимание? В п. 1 ст. 12 Конвенции о правах ребенка указано:

«Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка».

До 10 лет ребенок может высказать свое мнение. Его учтут, но следовать ему ни суд, ни родители не обязаны. С 10 лет в некоторых случаях согласие является обязательным. Так, без согласия ребенка, достигшего 10 лет, невозможно:

  • — изменение фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ);
  • — восстановление в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
  • — усыновление ребенка (ст. 132 СК РФ);
  • — изменение фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ);
  • — запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136 СК РФ);
  • — изменение фамилии, отчества и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ);

— устройство ребенка под опеку и попечительство (ст. 145 СК РФ).

Как правило, в конфликтной ситуации мнение ребенка выясняет орган опеки и попечительства. Если суд принимает решение выявить мнение несовершеннолетнего путем опроса непосредственно в судебном заседании, у специалиста органа опеки и попечительства предварительно выясняют, не окажет ли присутствие в суде неблагоприятного воздействия на ребенка.

Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагога, в обстановке, исключающей воздействие заинтересованных лиц. При опросе выясняется, не повлиял ли на мнение ребенка один из родителей или другой заинтересованный человек, осознает ли ребенок собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и т.

д.

Разумеется, на практике все не так просто. Право ребенка на выражение мнения ограничивается, нарушается, а высказанное мнение часто искажается или получает неправильное толкование. Этому есть, как минимум, три причины:

1) судьи (как правило, женщины) отрицательно относятся к участию ребенка в судебном процессе;

2) как следствие — недостаток устоявшейся судебной практики;

3) пассивность тех, кто должен быть более всего заинтересован в выяснении истинного мнения ребенка, т.е. родителей.

Дата актуальности материала: 02.09.2020

Проблемы участия несовершеннолетних в гражданском процессе

При расторжении брака между родителями детей и разрешении сопутствующих вопросов в судебном порядке весьма актуальной является проблема участия несовершеннолетних в гражданском процессе – точнее, сложности, которые при этом возникают.

С одной стороны, государство предусматривает охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также заботу о его здоровье.

Конвенция о правах ребенка гарантирует ему право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его интересы.

Семейный кодекс РФ также содержит положения, наделяющие ребенка правом быть заслушанным в ходе судебного разбирательства.

С другой – на практике ребенку, как правило, предоставляется право высказать его мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. Но действительно ли в заседании ребенок озвучивает именно свое мнение по интересующему суд вопросу?

Читайте также:  Установлен предельный размер неустойки за несвоевременное погашение кредита

Например, рассматривается вопрос об определении места жительства ребенка или о лишении отца родительских прав. Если ребенок достиг возраста 10 лет, то в обязательном порядке он приглашается в суд, который спрашивает его мнение по тому или иному вопросу. Хочет ли ребенок давать какие-либо пояснения в заседании, суд в принципе не интересует.

Здесь, конечно, сложно разграничить нежелание ребенка включаться в конфликт и нежелание одного из родителей, чтобы мнение ребенка было услышано, если оно не совпадает с мнением (желанием) этого родителя.

Не первый год занимаясь семейными спорами, я обратила внимание, что чаще всего страдает именно ребенок. Когда взрослые пытаются решить свои разногласия в судебном порядке, обвиняя друг друга «во всех смертных грехах», они забывают, что втягивают в «войну» ребенка.

В таких спорах взрослые нередко не стесняются в приемах, а ребенок зачастую становится «разменной монетой»: родители и другие взрослые члены семьи забывают, что должны любить ребенка, заботиться о нем, не вмешивать его в подобные конфликты, чтобы не навредить формирующейся детской психике.

По факту же получается, что «на войне все средства хороши».

Допрос в суде становится для несовершеннолетнего дополнительным стрессом. Даже взрослый человек, приходя в суд, ощущает волнение и тревогу.

Что же в таком случае чувствует ребенок, оказавшись в незнакомом «пафосном» месте с большим числом незнакомых людей, которые задают ему вопросы и вообще – непонятно чего от него хотят? Ребенок начинает волноваться, теряется, не понимает сути происходящего и мечтает лишь об одном: чтобы все скорее закончилось и его оставили в покое. О каком четко сформулированном мнении именно самого ребенка в такой ситуации может идти речь?

С точки зрения психологов, ребенок уже в 10 лет может выразить свою позицию, дать оценку. Именно поэтому при регламентации допроса несовершеннолетнего законодатель использует данный возрастной критерий.

Но, полагаю, не принято во внимание, что достижение ребенком определенного возраста еще не гарантирует его способность действительно сформулировать мнение по конкретному вопросу.

Не учтены и второстепенные факторы, имеющие значение: это и психологические особенности развития ребенка, его социальная адаптация, восприимчивость к окружающим и множество других аспектов, влияющих на формирование волеизъявления.

Может быть, у ребенка плохое настроение, он переволновался, заболел, а может – у него переходный возраст и он назло всем противопоставляет себя окружающим… Чье мнение в итоге слышит суд и насколько оно объективно? Нередко в итоге это фактически мнение одного из родителей, имеющего большее влияние на ребенка, либо мнение «всем наперекор», если речь идет о подростке. Насколько реализовано в таком случае право ребенка быть услышанным?

Когда решается вопрос об определении места жительства ребенка, то, как правило, суд назначает психолого-педагогическую экспертизу, чтобы выяснить, с кем из родителей с психологической точки зрения предпочтительнее остаться ребенку. Идея экспертизы, на мой взгляд, очень хорошая, но и здесь существует ряд недостатков, на которые обращают внимание и сами эксперты.

Во-первых, эксперт чаще всего проводит психологическое исследование ребенка, не прибегая к изучению иных педагогических аспектов, связанных с его обучением и воспитанием. Также им не запрашиваются и не исследуются характеристики с места учебы ребенка и иная медицинская документация, что, безусловно, влияет на итоговые выводы.

Во-вторых, встреча ребенка с экспертом, как правило, всего одна, в ее ходе проводится ряд тестов, помогающих определить уровень развития ребенка, его отношение к окружающему миру, семье, родителям и пр.

Одна встреча и ряд тестов, с моей точки зрения, не могут дать объективную оценку психологических особенностей несовершеннолетнего, определить уровень его тревожности, характер взаимоотношений в семье, отношение к каждому из родителей.

Не все дети сразу могут раскрыться перед незнакомым человеком, даже профессиональным психологом. В результате это может привести к необъективности полученных данных.

В-третьих, нередко на таких встречах присутствует мать ребенка, что также влияет на объективность выводов, содержащихся в заключении.

В-четвертых, в некоторых случаях экспертное заключение необъективно. Адвокаты сторон спора, как и суд, не смогут сами оценить выводы эксперта по этому критерию, поскольку у суда не появится оснований для сомнений при наличии у эксперта надлежащих документов, лицензии и пр.

Поэтому чаще всего установить необъективность заключения сложно. Но проблема существует, о чем говорят сами специалисты в данной области. Анализируя подобные экспертные заключения, они указывают на их низкий уровень, а порой – на неверную интерпретацию результатов обследования ребенка.

Законодательство также предусматривает необходимость присутствия педагогического работника при допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском процессе.

По моему мнению, педагог, участвующий в судебном заседании, как правило, не выполняет каких-либо функций в плане защиты интересов ребенка. Если говорить о том, что он должен оградить ребенка от агрессии со стороны одного из родителей или обоих, то с этим хорошо справляется суд.

Если иметь в виду, что педагог должен помочь ребенку не бояться и сформулировать свое мнение, то на практике это не работает, так как ребенок видит данного человека впервые – непосредственно в судебном заседании – и относится к нему с недоверием.

С точки зрения психологии ждать от ребенка обратной реакции непрофессионально. Таким образом, роль педагога в гражданском процессе на практике представляется номинальной.

Таким же номинальным будет и участие адвоката, если обсуждать предложение о предоставлении несовершеннолетним права на бесплатную юридическую помощь адвоката.

Адвокат для несовершеннолетнегоО праве несовершеннолетнего на обращение с ходатайством о назначении ему адвоката или иного представителя

Тема внесения изменений в Семейный кодекс РФ, ГПК РФ и Закон об оказании бесплатной юридической помощи в части поправок, предусматривающих предоставление несовершеннолетним адвоката по назначению, периодически обсуждается в СМИ.

Однако, на мой взгляд, предоставление адвоката несовершеннолетнему вряд ли достигнет цели, для достижения которой разрабатываются поправки.

Что может узнать у ребенка адвокат в судебном заседании, какое мнение выскажет ребенок и действительно ли это его мнение? Те же самые вопросы задает и судья, получает ответы и, исходя из обстоятельств, выносит решение.

Адвокат в данном случае будет лишь выполнять функцию наблюдателя и не сможет повлиять на ситуацию, так как не знает ее изнутри. Как в таком случае он будет защищать права и законные интересы ребенка, не представляя его истинного мнения? Адвокат – не профессиональный психолог. К тому же, чтобы ребенок раскрылся, нужно время, которого в судебном процессе нет.

Полагаю, если законодатель действительно беспокоится о здоровье детей, особенно психическом, и желает, чтобы суд, рассматривая подобные споры, услышал именно позицию самого ребенка, необходимо кардинально изменить подход к этому процессу.

В связи с этим представляется более правильным исключить непосредственное участие несовершеннолетнего в судебном заседании, чтобы снизить психологическое воздействие на него.

Одновременно необходимо создание экспертных учреждений, которые будут заниматься психологическим обследованием семьи (не только ребенка, а именно семьи: психологической обстановки, отношения каждого из родителей к ребенку, психологического развития ребенка, его отношения к каждому из родителей, насколько развитие ребенка позволяет сделать выводы по поставленным судом вопросам, а также прочих аспектов, которые помогут выявить уровень психологической готовности ребенка оценивать ситуацию и формировать именно собственное, а не навязанное мнение по интересующему суд вопросу). Подобная оценка должна проводиться со всей тщательностью, и приоритетными должны быть интересы ребенка, его психологическое состояние.

Такое обследование должно занимать не меньше месяца – в зависимости от того, как быстро ребенок раскрылся перед экспертом.

Эксперт, в свою очередь, должен подходить к этому вопросу не формально, а работать с ребенком, быть заинтересованным в нем, беседовать в игровой форме, а не только проводить тесты, которые покажут уровень развития, социальной адаптивности и прочие психологические характеристики.

По итогам обследования эксперт представляет заключение в суд, которое и будет учитываться с точки зрения позиции несовершеннолетнего. Таким образом, уменьшится психологическая нагрузка на неокрепший детский организм.

Проблема создания подобных экспертных учреждений состоит в том, что, во-первых, для этого требуются вложения государства. Во-вторых, необходимо подбирать экспертов, которые будут подходить к этой работе с энтузиазмом, а не просто ставить «галочки» в опроснике, на основании которого будет составлено заключение. Должна быть исключена заинтересованность эксперта при проведении обследования.

Считаю, что создание названной экспертной службы и проведение обследования помогут выявить психологически неблагополучные семьи, а также семьи, в которых может быть применено физическое или психологическое насилие в отношении несовершеннолетнего.

Безусловно, экспертное заключение не должно рассматриваться как основополагающее при решении конкретного вопроса, его следует учитывать в совокупности с другими доказательствами и по возможности исключать непосредственное участие ребенка в судебном заседании.

Adblock
detector