Право

44-ФЗ: Авансирование в сфере санкт-петербургских контрактов

44-ФЗ: Авансирование в сфере санкт-петербургских контрактов

Из нашей статьи вы узнаете:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность включения оплаты контракта с условием авансирования.

То есть заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) поставку товара, выполнение работ или оказание услуги.

В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.

Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством

Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом с учётом действующего законодательства.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить аванс поставщику, подрядчику, исполнителю (далее — поставщик).

В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ оплата по договору осуществляется в полном размере или частями. В соответствии с бюджетным законодательством РФ размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от цены контракта.

При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплату по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять обязательства по контракту.

Если предоплата частичная, поставщик получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

Случаи, когда федеральные заказчики вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Региональные и муниципальные заказчики при установлении аванса руководствуются, соответственно, правовыми актами субъекта РФ и органа местного самоуправления.

Авансирование по 44-ФЗ

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджетного законодательства. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен указать информацию об авансировании в извещении о закупке (п.10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте.

Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам.

Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

На что следует обратить внимание

Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму или процент аванса.

Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

В случае если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласование аванса и увеличение стоимости контракта

Заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов через тендер подробно регламентировано законом, но при этом сам термин «тендер» законодатель расшифровывать не стал. В свободном толковании российского бизнес-сообщества под тендером подразумеваются конкурсные торги, предназначенные для поиска контрагента, озвучившего лучшие условия.

Неоднозначное толкование самого понятие «тендер» — не единственный пробел, практически произвольным является и установление авансовых платежей со стороны заказчика, а непредсказуемая логистика российской экономики в условиях санкций не может предложить устойчивых ценовых показателей при оказании услуг (выполнении работ). Практически неизменной является необходимость увеличения стоимости почти каждого контракта.

Как не лишиться прибыли за контракт

44-ФЗ: Авансирование в сфере санкт-петербургских контрактов

Так, п.5 ст. 7.3.2. КоАП РФ устанавливает, что если необоснованные изменения условий контракта повлекут дополнительное привлечение средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или приведет к уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут применены санкции.

Без сопровождения профильного специалиста, который может учесть все нюансы и правоприменительную практику, участник тендера может не только лишиться предполагаемой прибыли, но и стать многомиллионным должником.

Опытный юрист учтет:

  • предоплата (аванс) подразумевает, что априори с заказчиком согласована обязанность полностью или частично оплатить работы (услуги и др.) до момента исполнения обязательств контрагентом. Аванс по контракту в силу положений ст. ст. 487, 711, 781 ГК РФ возможен в объеме 100% от стоимости контракта, или частичной при расчете после исполнения контрагентом обязанностей по контракту. Поэтому, чтобы согласовать условие о предоплате, необходимо указать размер аванса, условия и срок его выплаты;
  • законодатель не установил срок выплаты аванса, поэтому он устанавливается в пределах действия положений ГК РФ с учетом специфики самой закупки. Очень часто такой срок определяется в календарных днях со дня заключения контракта. Если контрактом предусмотрена этапность исполнения, то аванс прописывается в виде процента от цены каждого этапа;
  • хотя 44-ФЗ не предъявляет жестких требований при авансировании, но благоразумно указывает на запрет выплаты аванса участнику закупки при принятии к последнему антидемпинговых мер;
  • заказчики, получающие средства федерального бюджета, обязаны соблюсти все ограничения на включение в текст контракта условия об авансе, а также установленные требования к его размеру.
  • Например, в контракте не может быть предусмотрено условие об авансе при поставке товаров (оказание услуг), включенных в спецперечень (Распоряжение Правительства РФ от N 21-р).
  • в 2023 г. часть авансирования подлежит казначейскому сопровождению. Например, авансовые платежи по госконтрактам (кроме гособоронзаказа) на сумму от 100 млн. руб;
  • в процессе согласования аванса в порядке пп. «а» п. 18 Исполнителю стоит учитывать, что согласно положению об исполнении бюджета заказчик должен учесть, что размер последующей оплаты по контракту не должен превышать установленных законом пропорций. Размер аванса необходимо указывать в зависимости от максимального значения цены контракта;
  • величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта;
  • проект контракта должен содержать в себе стоимость контракта по цене единицы, исходя из фактического количества поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Сам размер оплаты не может быть больше максимального значения цены контракта.

Увеличение стоимости контракта

Можно увеличить стоимость контракта, заключенного через тендер, но не более чем на 10% в следующих случаях:

  • возникла объективная необходимость увеличить количество в соответствии со ст. 95 N 44-ФЗ. — предусмотрено по определенным позициям локального сметного расчета.

Внимание! Пропорционально количеству доптовара или допуслуг должна изменится общая стоимость расчета (в рамках 10%). Имеются исключения, например, если имеет место быть несколько позиций локальном сметном расчете, то можно увеличить только одну из них или сразу несколько.

Если стоимость контракта увеличена более чем на 10 процентов — штраф для должностного лица 20 тыс. руб., а для юл — 200 тыс. руб.

  • нужно изменить объем и (или) вид работ по контакту на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Но юрист предусмотрит, что увеличение стоимости может произойти, если необходимость дополнительных работ(услуг) было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше выполнить контракт. Чаще всего именно по строительным работам юристам приходится отстаивать позицию исполнителей (подрядчиков) в СУДЕ.

Увеличить цену контракта не более чем на 30% можно по десяткам причин, включая изменение тарифов, цен, изменения обстоятельств и др.

Специалист Эксперт Центра не только помогут грамотно подобрать и подготовиться к тендеру, ведь это ответственный и кропотливый процесс, но и сопроводят во время исполнения. Наши тендерные специалисты, способны минимизировать риски Вашей компании, а опытные юристы помогут защитить бизнес.

Читайте также:  НДС с авансов полученных при уступке права требования - Совет Юриста

Закупки с авансом в 2023 году: новые правила

Заказчики прописывают условие о выплате аванса в проекте контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Документ прикладывают к извещению о закупке, чтобы потенциальные поставщики могли заранее ознакомиться с условиями сделки.

Размер платежа устанавливают как процент от цены поставки. При поэтапном выполнении работ размер платежа рассчитывают отдельно для каждого этапа. Устанавливать разную величину аванса для этапов запрещено.

Выплаты проводят также поэтапно. Сначала заказчик переводит аванс по первому этапу работ, затем по второму и так далее (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, Письма Минфина России № 24-06-07/68449 от 15.07.

2022, № 24-03-07/3717 от 23.01.2020).

Напоминаем: если к поставщику применяли антидемпинговые меры, выполнять условия сделки придется без аванса (ч. 13 ст. 37 44-ФЗ).

Размер допустимого аванса зависит от вида заказчика и закупаемого товара. Федеральные заказчики работают по правилам из Постановления Правительства № 1496 от 09.12.2017, а региональные и муниципальные — по нормативам своего региона. Некоторые правила работают для всех заказчиков. Также введены особые положения для новых регионов.

Основных правил по установлению аванса для федеральных учреждений два:

  1. Размер платежа не должен превышать финансирование (п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

  2. Авансирование последнего этапа исполнения контракта не допускается. Исключение: контракты с авансированием до 100% (п. 19 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Выплата аванса в пределах 30% допускается при поставке товара, оказании услуг или выполнении работ, в том числе при строительных работах (абз. 2 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Аванс с возможностью увеличения платежа до 70% разрешен при оплате строительных работ, реконструкции и капремонта госсобственности с ценой более 600 млн руб. Работает это так: если подрядчик получил аванс, например, 50% и полностью отработал эту сумму, то может попросить увеличить авансовый платеж до 70% (пп. «б» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Аванс до 100% разрешен при оплате (пп. «в» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017):

  • услуг связи;
  • подписке на печатные издания;
  • услуг по повышению квалификации;
  • госэкспертизы проектно-сметной документации;
  • инженерных изысканий;
  • проезда, грузоперевозок и гостиниц;
  • лечения за рубежом (для Минздрава);
  • страхования;
  • аренды банковской ячейки;
  • тушения пожаров.

Федеральным заказчикам запрещено выплачивать аванс при закупке (Распоряжение Правительства № 21-р от 16.01.2018, п. 20 ПП № 1496 от 09.12.2017):

  • постельного белья,
  • ковров,
  • некоторой одежды,
  • печатной бумаги,
  • компьютеров,
  • радиоприемников,
  • автомобилей,
  • карандашей,
  • техобслуживания автомобилей,
  • ремонта компьютеров и мебели,
  • иных товаров и услуг.

Исключения из правила: товары из реестра российской радиоэлектроники.

Если один контракт подразумевает поставку товаров из Распоряжения Правительства № 21-р от 16.01.2018 и других товаров, авансирование также не устанавливают.

В 2023 году в контрактах с казначейским сопровождением устанавливают аванс от 30% до 50%. Если контракт без казначейского сопровождения, а финансирования недостаточно для полной выплаты аванса в текущем году, оставшуюся часть можно перечислить поставщику до 1 февраля следующего года.

Увеличить размер аванса в контрактах, заключенных до 07.03.2023, поможет заключение допсоглашения по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ.

До 31.12.2023 приостановлено действие положения о выплате аванса в размере 90% и 30% на основании абзаца 4 подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 ПП № 1496 (Постановление Правительства № 348 от 06.03.2023).

Региональные и муниципальные заказчики руководствуются в работе общим порядком авансирования и правилами региона.

Например, нюансы авансирования в Санкт-Петербурге в 2022 году утверждены Постановлением Правительства № 387 от 04.05.2022. Проект постановления об авансировании на 2023 год примут в ближайшее время.

Власти планируют поднять размер аванса с 10-30% до 30-50% с возможностью изменения заключенных ранее контрактов.

До конца 2024 года госзаказчики по 44-ФЗ выплачивают повышенный аванс при закупке станков и инструмента — не менее 80% от суммы сделки (п. п. 1, 2 Постановления Правительства № 2411 от 24.12.2022). Обязательное условие: закупка проведена с запретом допуска импортной продукции.

В ближайшее время власти планируют расширить перечень продукции с повышенным авансированием и включить в него:

  • краны и лебедки,
  • лифты,
  • вагоноопрокидыватели,
  • промышленные печи,
  • иную продукцию.

До конца 2023 года власти установили повышенное авансирование по строительным контрактам в новых регионах (ПП № 348 от 06.03.2023). Максимальный размер аванса по таким контрактам — 90%. Особые условия действуют в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Авансирование по Закону № 44-ФЗ

Проблема: Возможно ли 100% авансирование при заключении договора с единственным поставщиком по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Решение: При заключении договора с единственным поставщиком в соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 100% авансирование возможно в следующих ситуациях:

получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи до 100 процентов суммы договора (государственного контракта) — по договорам (государственным контрактам):

  • об оказании услуг связи; 
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; 
  • о проведении государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, и результатов инженерных изысканий;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом; 
  • об оказании гостиничных услуг по месту командирования;
  • об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
  • о проведении мероприятий по тушению пожаров; 
  • аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки); 
  • по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; 
  • по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями.

Вышеуказанные положения действуют, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.

2017 № 1496 (далее – Положение № 1496) или иным нормативным правовым актом Правительства РФ для такого договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на соответствующие цели (п.

18, подпункт «в» п.18 Положения № 1496).

Размер аванса по 44-ФЗ: новые правила | МУКЦ «ГЛАВЗАКУПКИ»

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • О регулировании авансирования по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ
  • Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется
  • Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году
  • 4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ

Размер аванса по 44-ФЗ имеет свои пороговые значения для максимальных и минимальных выплат. Напомним, что авансирование производится до начала выполнения обязательств по заключенному ранее госконтракту. Эта процедура подробно описана в законе 44-ФЗ, в том числе здесь перечислены условия, когда предоплата невозможна.

Как вы уже наверняка знаете, решение о необходимости и размере аванса по 44-ФЗ принимает заказчик, которому нужно предусмотреть все возможные последствия – как своих действий, так и поставщика. Необходимо отметить, что с 27 марта 2020 года начали действовать новые правила в части предоставления предоплаты. О них и пойдет речь в этой статье.

Регулирование авансирования по 44-ФЗ

jpg»>

В текущем году закон 44-ФЗ дает заказчику возможность включить авансовую форму оплаты в условия соглашения, но не указывает, что покупатель обязан это сделать.

Иными словами, клиент сам решает, получит ли поставщик предоплату или вся сумма будет передана по итогам приемки работ. В данном случае отталкиваются от целесообразности использования такого формата, существующих бюджетных ограничений.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК) непосредственно соотносится с размером аванса. Если установленное в соответствии с законом 44-ФЗ ОИК ниже предоплаты, его увеличивают, чтобы названные суммы оказались равны. Об этом говорится в ч. 6 ст. 96 упомянутого выше закона.

Также нужно понимать, что существует связь между антидемпинговыми мерами и размером аванса по 44-ФЗ. Если даже после увеличения обеспечения 1,5 раза эта сумма остается меньше установленной предоплаты, то, согласно ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ, необходимо приравнять ее к авансу.

Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ

Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.

Читайте также:  Курсовые разницы по авансам выданным - Совет Юриста

Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.

Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.

Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется

Закупка ряда ТРУ за счет федерального бюджета не предполагает использования аванса. Речь идет о таких категориях:

1. Товары:

  • белье постельное;
  • белье столовое;
  • занавеси (включая драпировочные) и шторы для интерьеров, а также занавеси и подзоры для кроватей;
  • одеяла стеганые, стеганые пуховые, валики, пуфы, подушки, спальные мешки, подобные изделия с пружинами, набитые, наполненные иным материалом, состоящие из пористой резины/пластмассы;
  • ковры и ковровые изделия;
  • юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья, сорочки, используемые для производственных и профессиональных нужд;
  • бумага для печати;
  • канцелярские бумажные принадлежности;
  • скоросшиватели из бумаги либо картона;
  • блокноты, записные книжки, книги для записей;
  • моющие и стиральные средства;
  • пластмассовые канцелярские/школьные принадлежности;
  • лотки, подставки для бумаг, ручек, печатей и подобные офисные или канцелярские предметы, изготовленные из недрагоценных металлов (за исключением офисной мебели);
  • детали для скоросшивателей, папок, канцелярские зажимы и подобные канцелярские принадлежности и скобы в виде полос из недрагоценных металлов;
  • ПК массой до 10 кг – к ним относятся ноутбуки, планшеты, карманные компьютеры, в том числе имеющие функцию мобильного телефона, электронные записные книжки, иная подобная техника;
  • пользовательское оборудование телефонной или телеграфной связи, видеосвязи;
  • приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или устройствами для записи/воспроизведения звука или изображения;
  • аппаратура приемная для радиотелефонной или радиотелеграфной связи, не относящаяся к остальным группам товаров;
  • легковые автомобили;
  • автотранспортные грузовые средства;
  • шариковые ручки, ручки и маркеры с фетровым наконечником и из других пористых материалов, механические карандаши;
  • карандаши, в том числе цветные, грифели для карандашей, пастель, угольные карандаши для рисования, мелки для письма и рисования, портновские мелки.

2. Услуги:

  • по текущему техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств – в данную группу не входит ремонт электрооборудования, шин и кузовов;
  • по обслуживанию компьютеров и периферийного оборудования;
  • по ремонту коммуникационных устройств;
  • по ремонту мебели и предметов домашнего обихода.

Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году

С конца марта 2020 г. перестал действовать запрет на использование авансового платежа для покупки ПК до 10 кг, то есть ноутбуков, планшетов.

Также данное правило относится к телефонам, оборудованию для видеосвязи, приемной аппаратуре радиотелефонной, радиотелеграфной связи, телевизорам – при условии, что речь идет о технике отечественного производства.

Перечень последней устанавливает единый реестр радиоэлектронной продукции.

Постановление Правительства от 09.12.2017 г. № 1496, известное как Положение об исполнении бюджета, вводит ограничение по размеру аванса. Также в данном акте содержатся основания, которые могут использоваться для применения предоплаты бюджетными учреждениями в 2020 году.

Устанавливая размер аванса по 44-ФЗ, необходимо зафиксировать, что сумма остальной оплаты по контракту не превышает разницу:

  • Между стоимостью поставленных ТРУ и размером аванса по 44-ФЗ после электронного аукциона или торгов в другом формате. Данное правило действует для госконтрактов, в которых отсутствуют этапы исполнения либо они выполняются друг за другом.
  • Между стоимостью полученных ТРУ и суммой, рассчитанной на основе абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета. При этом для этапов работы предусмотрены частично совпадающие или идентичные сроки.

4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ

Чтобы соблюсти требования закона 44-ФЗ по выплате аванса, при составлении контракта необходимо следовать таким нормам:

  1. Откажитесь от фиксации максимального или минимального допустимого размера аванса по 44-ФЗ при заключении договора с единственным поставщиком или в другом формате, не прописывая конкретную сумму.

Как поставщику получить предоплату по контракту в 2023 году?

С 7 марта 2023 года действуют новые правила авансирования — для ряда контрактов увеличили максимальный порог предоплаты. В рекомендации — все размеры авансов, на которые поставщики могут рассчитывать в 2023 году, в том числе по уже заключенным контрактам. Какие сделки подпадают под предварительную оплату и как поставщикам добиться максимального размера, рассказали в рекомендации.

В этой рекомендации:

  • рассказали, на какой размер предоплаты можно рассчитывать поставщику в 2023 году;
  • показали, как действовать поставщику, чтобы увеличить аванс в ходе исполнения контракта.Устанавливать аванс в контракте — право заказчика. Но для 2023 года действует другое, временное правило, по которому в отдельных случаях заказчик обязан установить аванс. Если аванса в таких контрактах нет, права исполнителя нарушены. Временные правила на 2023 год утвердили в постановлении Правительства от 06.03.2023 № 348.Размеры авансов для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков
  • Чтобы узнать, должен ли ваш контракт содержать условие о предоплате, воспользуйтесь справочником. Правила авансирования зависят от источника финансирования, объекта закупки и казначейского сопровождения расчетов.
  • Какие правила авансирования действуют в 2023 году

Иногда заказчики, чтобы уйти от предоплаты, могут ссылаться на нехватку бюджетных средств для конкретной закупки.

В этом случае поставщик может воспользоваться специальным правилом, которое действует для контрактов с казначейским сопровождением и со сроком исполнения в 2023 году и позднее.

Проверьте, чтобы в проект контракта заказчик включил условие о том, что при отсутствии денег аванс он выплатит не позднее 1 февраля следующего года (п. 2 постановления от 06.03.2023 № 348). Смотрите формулировки условий для протокола разногласий.

Когда поставщику рассчитывать на повышенный аванс

Рассчитывать на предоплату поставщик вправе по любым контрактам до конца 2023 года. Но здесь важно знать, когда заказчик обязан предоставить такой аванс, а когда — вправе. Иначе можете потратить время на разбирательства впустую. Наглядно об обязанности авансирования показали в таблице.

Когда выплата аванса – право, а когда — обязанность заказчика

Размер аванса Право или обязанность
Размер аванса Право или обязанность
До 100 процентов от цены ряда контрактов Право
До 30 процентов от цены любого контракта Право
Не менее 80 процентов от цены контрактов на поставку промтоваров по специальному перечню Обязанность
От 30 до 50 процентов для любых контрактов с казначейским сопровождением Обязанность
От 30 до 90 процентов для контрактов с казначейским сопровождением в рамках строительства объектов госсобственности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Обязанность

Некоторые поставщики считают, что заказчик в каждом контракте обязан установить повышенный аванс, и жалуются в ФАС при любой возможности. На какие жалобы не стоит тратить время, смотрите в примерах из административной практики.

ПРИМЕР

Как участник обжаловал низкий процент аванса

Заказчик разместил извещение о проведении конкурса. Один из участников пожаловался, что заказчик неверно установил аванс. Размер аванса не соответствовал постановлению Правительства от 29.03.2022 № 505.

Доводы заказчика. Заказчик сослался на письмо Минфина от 12.04.2022 № 24-01-07/31697, согласно которому нормы из постановления № 505 носят рекомендательный характер.

Доводы УФАС. Контролеры согласились с позицией заказчика. К тому же заявитель не представил доказательств, что применять размеры аванса из постановления № 505 — это обязанность заказчика.

Решения УФАС по Санкт-Петербургу от 15.06.2022 по делу № 44-1767/22, УФАС по Еврейской автономной области от 17.05.2022 по делу № 079/06/106-09/2022.

  • В другом примере участник закупки посчитал, что контракт содержит этапы, и просил авансировать каждый из них.
  • ПРИМЕР
  • Как участник хотел установить аванс для каждого этапа

Заказчик проводил конкурс на капитальный ремонт. Участник пожаловался на то, что в проекте контракта нет аванса для каждого этапа.

Доводы заказчика. Извещение о проведении конкурса и проект контракта соответствуют закону.

Доводы УФАС. Комиссия изучила проект контракта и установила, что он не содержит отдельных этапов исполнения. Кроме того, в извещении прямо указано: «Контракт не разделен на этапы исполнения контракта».

Решение Орловского УФАС от 27.02.2023 № 057/06/42-76/2023.

Внимательно изучите проект контракта до его подписания. Если условий о предоплате нет, а они должны быть в контракте, вы вправе направить протокол разногласий. Такая возможность есть, если победили в конкурсе или аукционе.

При запросе котировок протокол разногласий к проекту контракта не предусмотрен, поэтому придетсяобжаловать действия заказчика или заключить контракт без предоплаты.

 Смотрите конкретные формулировки условий об авансе для протокола разногласий в образце ниже.

Как требовать аванс в поэтапных контрактах

Когда заключаете с заказчиком поэтапный контракт, в котором предусмотрена предоплата, проверьте, чтобы для каждого этапа заказчик прописал условие о размере аванса в виде процента от цены этапа.

Читайте также:  Возврат аванса покупателю УСН в 2023 году: Особенности и требования к возврату предварительной оплаты при применении упрощенной системы налогообложения

Причем для каждого этапа процент должен быть одинаковым, поэтому заказчик не сможет выдать вам аванс в большем размере по отдельному этапу, даже когда это нужно для исполнения контракта (письмо Минфина от 15.07.2022 № 24-06-07/68449).

Смотрите на примере, как указать размер аванса в контракте с этапами.

ПРИМЕР

Как рассчитать аванс для поэтапного контракта

Стороны заключают госконтракт с авансированием 50 процентов. В контракте предусмотрены два этапа. Цена контракта — 10 млн руб. Цена первого этапа — 3 млн руб., второго — 7 млн руб. В контракте нужно предусмотреть аванс для каждого этапа.

Этап 1. Размер аванса — 50 процентов от 3 млн руб., или 1,5 млн руб.

Этап 2. Размер аванса — 50 процентов от 7 млн руб., или 3,5 млн руб.

  1. Смотрите, какие еще вопросы возникают у поставщиков при заключении контрактов с предварительной оплатой.
  2. Вопросы поставщиков об авансировании контрактов
  3. Как получить аванс по действующему контракту

Если понимаете, что не сможете исполнить обязательства без предоплаты, инициируйте изменение контракта. Изменить размер аванса можно по четырем временным антикризисным основаниям, которые действуют до конца 2023 года, а также по двум общим основаниям из статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которые действуют постоянно. Смотрите в таблицах, какое из шести оснований подойдет для вашего контракта.

Временные основания, которые действуют только в 2023 году

Основание На сколько изменить аванс Особенности С какой даты применять
Основание На сколько изменить аванс Особенности С какой даты применять
При исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт на прежних условиях (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет. Изменяйте размер аванса в тех пределах, которые будут прописаны в решении госоргана Необходимо решение Правительства, региона или муниципалитета С 8 марта 2022 года
При исполнении строительных контрактов возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить обязательства на прежних условиях (постановление от 16.04.2022 № 680) Ограничений по проценту нет Изменить размер аванса вправе только государственные, муниципальные органы, а также казенные учреждения (письмо Минфина от 12.07.2022 № 24-01-07/66840) С 18 апреля 2022 года
При исполнении контрактов с едпоставщиками по пунктам 3, 40, 41, 46, 52, 56, 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно изменить любые существенные условия контракта (ч. 65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет Получать разрешение Правительства, региона или муниципалитета не требуется. Допсоглашение заключается в обычном порядке С 4 ноября 2022 года
При исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт на прежних условиях (п. 6 постановления от 06.03.2023 № 348, ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) От 30 до 50 процентов, но не более ЛБО
  • Внести изменения в контракт могут только федеральные заказчики.
  • Нужно получить решение Правительства.
  • Контракт заключен до 7 марта 2023 года
С 7 марта 2023 года

В двух случаях вы вправе изменить размер аванса в контракте по общим основаниям из Закона № 44-ФЗ.

Постоянные основания для изменения аванса в контракте

Основание На сколько изменить аванс Особенности
Основание На сколько изменить аванс Особенности
Изменяете долгосрочный контракт по предельным ценам Правительства (подп. 2–4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет. Изменяйте аванс в тех пределах, которые будут прописаны в решении госоргана Необходимо решение Правительства, региона или муниципалитета
Изменяете контракт с едпоставщиком (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет Только по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Рекомендуем направить заказчику предложение об увеличении размера аванса. Приложите к письму информацию и документы, которыми обоснуете необходимость в предварительной оплате. Тем более в случаях, когда требуется решение Правительства, высшего исполнительного органа госвласти субъекта или местной администрации, заказчику придется предоставить обоснование для получения такого решения.

Как составить обращение

Составьте обращение в свободной форме, опишите вашу ситуацию. Объясните причины, по которым не получится исполнить контракт без аванса. Ниже — пример шаблона с подсказками, который можно скачать и переделать под собственную ситуацию.

  1. Пример обращения к заказчику о получении аванса
  2. Скачать шаблон
  3. Какими документами подтвердить необходимость аванса

Соберите договоры, которые уже заключили со своими поставщиками. По ним должно быть видно, что условия изменились и сложилась ситуация, которая ставит под угрозу исполнение вашего контракта с заказчиком. Смотрите на примере ниже, какими документами можно подтвердить, что вам нужна предоплата.

ПРИМЕР

Как поставщик обосновал потребность в авансе

По контракту на поставку оборудования аванс не прописан. При этом производитель оборудования затребовал 100-процентную предоплату, чего раньше не было. Такой договор с производителем, в котором указана 100-процентная предоплата, и есть документ — обоснование для поставщика.

К обращению поставщик вправе приложить и другие документы, к примеру, информацию кредитной организации о процентной ставке за пользование кредитными ресурсами, информацию о повышении стоимости материалов.

Чтобы изменить размер аванса в контракте, составьте допсоглашение в двух экземплярах и направьте контрагенту. В документе укажите пункт из Закона № 44-ФЗ или постановление Правительства, на основании которого вносите изменение. Если вносите изменение по решению госоргана, то включите в допсоглашение реквизиты данного решения.

© Материал из Справочной системы «Госзаказ».

Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

БКС-Тендер / Статьи / Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

Не секрет, что большинству поставщиков, подрядчиков и исполнителей интересно участвовать в тендерах, для исполнения которых не нужно изымать деньги из своих оборотных средств или тем более брать кредиты в банках. Много ли таких тендеров с авансированием в госзаказе и на каких условиях они проводятся? Попробуем разобраться.

Федеральный закон №44-ФЗ О контрактной системе не содержит запретов на предоставление авансирования поставщикам, исполнителям и подрядчикам с которыми заключается контракт.

Запреты могут устанавливаться на уровне распорядителей денежных средств, которые выделяются заказчикам из федерального, регионального или муниципального бюджета.

На том или ином уровне финансирования: Правительство РФ, Правительство субъекта РФ или администрация муниципального образования может установить полный или частичный запрет на авансирование.

В связи с тем, что наиболее часто встречающимся источником финансирования контрактов по госзаказу является федеральный бюджет, — разберем именно его.

Для заказчиков-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в предоставлении аванса в пределах установленных размеров. Ограничения по авансированию контрактов, финансируемых за счет федерального бюджета установлены Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (по общим основаниям);
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке и при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте) — при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса; — до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан России за пределами территории России, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК на сумму контракта, не превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
  • от 30 до 70 % от НМЦК на сумму контракта, превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.

Помимо вышеперечисленных ограничений размера предоставления аванса, Правительством РФ установлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета предоставлять аванс запрещено. Запрет на предоставление аванса установлен Распоряжением Правительства РФ от 16 января 2018 г. № 21-р.

Ниже представлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета, аванс не предоставляется:

I. Товары
Белье постельное 13.92.12
Белье столовое
Adblock
detector