Аванс по 223: Порядок предварительной оплаты в рамках закона 223
Российские компании — передовики отраслей и гиганты своего монопольного царства могут восприниматься по-разному, но нельзя отрицать их огромную роль в стимулировании рынка.
Обеспечение контрактов, условия участия, последние изменения в законе — рассмотрим все аспекты работы по 223-ФЗ в статье:
Что регулирует 223-ФЗ
Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.
223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.
Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.
Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки.
Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку
Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.
Какие задачи решает 223-ФЗ
- способствует эффективному расходованию бюджетных денег;
- делает закупки более конкурентными и прозрачными;
- предотвращает коррупцию, сговор и прочие злоупотребления;
- обеспечивает единое экономическое пространство для закупок, что расширяет круг возможных участников;
- позволяет большему количеству компаний получить выгодный государственный заказ.
Способы закупок по 223 ФЗ
Какие торги проходят по 223-ФЗ
Закупки проходят в форме конкурса, аукциона, запросов предложений и котировок, преимущественно электронно (если не сказано в документации иное). Согласно ч.4 ст.3 Правительство РФ устанавливает перечень товаров, услуг и работ, которые приобретаются на условиях этого закона.
Закупки по 223-ФЗ: новые требования и старые правила
Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ
223-ФЗ дает лишь основное направление и общие постулаты, на которых строится закупочная деятельность. Но главным документом, который определяет структуру сделки является Положение о закупке.
Его содержание отличается от тендера к тендеру, поэтому его не окидывают беглым взглядом, а внимательно изучают. Закон также накладывает на заказчика обязательства.
По 223-ФЗ заказчик должен:
- по п.2 ч.8. ст.3 покупать товары и потреблять услуги у малых и средних предпринимателей и организаций. Государство устанавливает способ расчета доли таких закупок;
- отдавать приоритет товарам российского производства, а также услугам и работам соответствующего происхождения.
Заказчик может:
- не сотрудничать с организациями из реестра недобросовестных поставщиков;
- размещать тендерную информацию на своем сайте, если она не содержит гостайны;
- не публиковать информацию о заказе по п.1-3 ч.15 ст.4. Среди них — купля-продажа и аренда госимущества, покупки на сумму менее 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей (если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей).
Участник может пожаловаться в ФАС на основании:
- размещенной заказчиком недостоверной информации — об объемах закупок у малого и среднего бизнеса;
- нарушения федерального закона или положения;
- неправомерного требования дополнительных документов заказчиком;
- несоблюдения порядка размещения Положения о закупке в ЕИС.
Тогда заказчика оштрафуют по ст.7.32.2, ст. 19.5 и 19.7.2-1 КоАП РФ
Заказчики по 223-ФЗ
Заказчики — организации, одним из учредителей которых является государство. Доля бюджетных денег в уставном капитале более 50%.
Деньгами, которые они получают от государства, такие организации распоряжаются на своё усмотрение. Но это вовсе не означает, что принципы рационального расходования здесь неприменимы. Как раз наоборот — такая компания заинтересована в улучшении своей хозяйственной деятельности в росте прибыли, производительности.
https://www.youtube.com/watch?v=SCMwnkTFhAk\u0026pp=ygVw0JDQstCw0L3RgSDQv9C-IDIyMzog0J_QvtGA0Y_QtNC-0Log0L_RgNC10LTQstCw0YDQuNGC0LXQu9GM0L3QvtC5INC-0L_Qu9Cw0YLRiyDQsiDRgNCw0LzQutCw0YUg0LfQsNC60L7QvdCwIDIyMw%3D%3D
Закупки по 223-ФЗ для заказчиков — эффективный способ найти исполнителя для заказа на оптимальных условиях получить максимум, потратить минимум.
В ч.2 ст.1 223-ФЗ заказчиками называют:
- субъекты естественных монополий.
Естественная монополия — это состояние на рынке, когда есть лишь одна компания, которая удовлетворяет потребности в эксклюзивных товарах, работах, услугах. Отсутствие конкуренции для таких компаний не страшит государство, а напротив — считается, что так спрос удовлетворяется эффективнее. К ним относят ПАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», ФГУП «Почта России», ПАО «Газпром»
Монополистами являются аэропорты, железные дороги, морские порты, электроэнергетика, коммунальная инфраструктура и т.д. ФАС ведет реестр таких компаний.
Государство поддерживает эти компании, а те, в свою очередь, стимулируют деловую активность среди бизнес-сегмента — размещают крупные заказы. Ввиду исключительности своего положения заказчики могут расходовать деньги неэффективно. Чтобы этого не случилось, и создали 223-ФЗ.
Какие документы нужны для участия в тендерах и аукционах?
Документы по 223 ФЗ
Положение о закупке (далее ПЗ) — это главный регулятор закупочной деятельности по 223-ФЗ
Документ разрабатывается головной организацией и дочерние компании обязаны придерживаться типовой формы. То же относится к бюджетным и автономным учреждениям, а также к унитарным. Для них формы Положения разрабатывают органы исполнительной власти. Их можно скачать на сайте ЕИС
Если в 223-ФЗ появляются изменения, то заказчик обязан дополнить Положение о закупке в течение 15 дней согласно ч.2.7 ст.2 этого же закона
В ПЗ организатор тендера указывает всегда одни и те же пункты:
- формирование максимальной цены контракта (НМЦК). При его составлении принимают во внимание Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.13. Там есть методические рекомендации по определению НМЦК;
- требования к извещению, документации, к участникам и их заявкам;
- наличие обеспечения по контракту и заявке, его срок, размер, а также допустимые формы предоставления;
- порядок заключения договора, и что будет, если кто-то уклонится от подписания;
- порядок работы комиссии тендера;
- требования к описанию объекта — товара, услуги, работы;
- способы закупки.
Также могут быть установлены:
- другие способы закупок, кроме конкурса и аукциона;
- обязанность обоснования цены, выбора подрядчика или поставщика, заключения контракта с единственным участником.
31.12.2017 законом № 505 государство внесло изменения в 223-ФЗ. Они коснулись ПЗ. Каждого заказчика обязали до 1 января 2019 поправить свои ПЗ и разместить новые в ЕИС. Иначе закупки придется осуществлять по закону №44.При этом в ч.3 ст.4 505-ФЗ нет ничего про то, что будет, если ПЗ не разместить в ЕИС. Для МСП подобное прописано в ч.8.1 ст.3 223-ФЗ. Это значит, что ПЗ будет признано не размещенным, если его не скорректируют до 01.01. 2019. Но это не влечет никаких последствий для крупных заказчиков
Что нужно сделать:
- создать закрытый перечень закупок у единственного поставщика;
- указать те, которые будут происходить в бумажном виде. Иначе все станут электронными;
- дополнить требования к участвующим организациям согласно ч.6 ст.3 223-ФЗ.
Какие сделки не регулирует 223-ФЗ
Закон определяет сделки приведенных выше заказчиков, кроме исключений из ч.4 ст.1:
- закупка по международному договору;
- закупка на основании 44-ФЗ, когда должен применяться 223-ФЗ;
- приобретение и продажа валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, а также биржевых товаров;
- приобретение военного оборудования — техники, вооружения, а также услуг и интеллектуальных продуктов военного назначения;
- лизинг, облигации, операции с прочими финансовыми инструментами и сотрудничество с иностранными банками;
- сделки в сфере электроэнергетике, которые подпадают под ФЗ №35 от 26.03.2003;
- поиск компании для проведения обязательного аудита ГУПов и МУПов, государственных компаний и корпораций.
Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?
Участник выбирает сам форму обеспечения, заказчик лишь указывает в документации необходимый размер. К примеру, по ч. 12 ст. 3.4 субъект малого или среднего бизнеса вправе выбирать между денежным взносом и банковской гарантией.
https://www.youtube.com/watch?v=SCMwnkTFhAk\u0026pp=YAHIAQE%3D
В остальных случаях по ч.25 ст. 3.2 участник выбирает форму обеспечения из тех, что предусмотрел организатор закупки в Положении. Это может быть и гарантия, и деньги, и любой другой способ, предусмотренный ГК РФ.
Обеспечивать заявку не обязательно по 223-ФЗ. Такое решение — выбор заказчика, но не всегда. По п.27 ст. 3.2 при сумме сделки до 5 млн. рублей обеспечение заявки не устанавливается. В 44-ФЗ заказчик обязан установить такое требование при сумме свыше 50 млн. рублей.
Более подробно про обеспечение заявки в законе №223 можно почитать здесь.
В ПЗ заказчик предусматривает все возможные аспекты грядущей закупки. Там есть и про обеспечение исполнения контракта. Размер, форма и условия предоставления — на его усмотрение.
Более подробно про обеспечение исполнения контракта в законе №223 можно почитать здесь.
Что нужно запомнить
- 223-ФЗ гораздо более лояльный, чем 44-ФЗ. Многое решает сам заказчик и указывает это в ПЗ.
- ПЗ нужно читать с особым вниманием. Это основной документ, где есть все условия и требования.
- Банковская гарантия — наиболее удобный способ обеспечения контракта и заявки.
- Получить БГ просто. Важно лишь найти кредитную организацию, которая устраивает заказчика и не вызывает нареканий у Центробанка.
Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ
Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.
В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.
Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.
Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.
В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:
- государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
- муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.
Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.
Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.
Виды процедур
Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.
Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.
Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:
- аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
- конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
- запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:
- конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
- закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.
Порядок проведения конкурентных закупок
Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:
- Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
- Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
- Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
- Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
- Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
- Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
- Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
- Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
- Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
Сроки проведения процедур и размещения документации:
- положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
- извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
- изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
- сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.
Дополнительные этапы
В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:
- переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
- предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по ФЗ №223
Приобретая необходимые товары, работы или услуги (далее — ТРУ), заказчики нередко прибегают к закупке у единственного поставщика (далее — ЕП). Данная процедура позволяет организаторам торгов быстро и оперативно приобретать нужную продукцию.
На первый взгляд, такой способ весьма удобен, особенно в процессе производственной деятельности, когда любое промедление с поставкой товара может обернуться для заказчика финансовыми потерями или несвоевременным выполнением возложенных на него обязанностей по заключенным договорам или контрактам по ФЗ №44. Однако использовать закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) следует согласно нормам ФЗ №223, ФЗ № 135[1] и Положению о закупках (далее — Положение), в котором организатор торгов должен прописать порядок осуществления своей закупочной деятельности (в том числе и закупку ТРУ у ЕП).
Закупка у ЕП как вид неконкурентной закупки
В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.
- Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:
- 1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
- а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;
- б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
- 2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.
Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.
В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП.
Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].
Перечень случаев закупок у ЕП
Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.
К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:
- закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);
Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст.
93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).
- вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.
Пример из практики
В антимонопольную службу поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью на действия заказчика при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с другим юридическим лицом как с единственным контрагентом на 10 месяцев без проведения конкурентной процедуры.
Данные действия заказчик аргументировал тем, что необходимость заключения договора возникла в период пандемии COVID-19, а подготовить закупочную документацию по конкурентной процедуре специалист заказчика не смог из-за технических неполадок.
При рассмотрении дела комиссия УФАС не усмотрела наличия обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии срочной потребности в заключении договора. Заказчиком не было установлено надлежащего контроля за своевременным проведением торгов.
Ссылки организатора закупки на тяжелую эпидемиологическую ситуацию, сложившуюся на момент заключения договора, являются попыткой введения комиссии в заблуждение. Также доводы об ограничениях, введённых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, не нашли своего достаточного подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Комиссия также отмечает, что в штате ответчика не может быть специалистов, которые бы могли спрогнозировать развитие эпидемической ситуации в связи с распространением вируса (см. Решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 078/01/17-598/2020 от 28.08.2020).
- конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным (в этом случае предусматривается преимущественное право по заключению договора с единственным контрагентом — с другими участниками закупки согласно результатам итогового протокола и Положению);
- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- закупки услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иные услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
- заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии;
- закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами;
- возникновение потребности в продукции для исполнения обязательств по договору (контракту), в соответствии с которым Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и приобретение которой путем проведения конкурентных закупочных процедур в предусмотренные для исполнения обязательств по такому договору (контракту) в сроки невозможно.
Следует иметь в виду, что данный пункт применим, если заказчик сможет предоставить доказательства правомерности своих действий в контролирующие органы при необходимости. В противном случае антимонопольная служба укажет организатору торгов на наличие достаточного количества времени для проведения конкурентной процедуры для закупки ТРУ.
Пример из практики
В какие сроки оплачивать договоры по 223-фз
Федеральный закон № 223-ФЗ устанавливает правила осуществления закупок отдельными видами юридических лиц только рамочно. Основное бремя регулирования ложится на положения о закупке. В нем прописывается, в какие сроки оплата по 223 ФЗ. Каждый заказчик разрабатывает и утверждает положение самостоятельно.
Большое значение имеют и тексты соглашений, точнее, условия, на которые договорились стороны. Соглашением предусматриваются:
- срок расчетов с контрагентом;
- какой момент считать моментом выполнения обязанностей заказчика: когда средства списаны со счета заказчика или когда они поступили его контрагенту;
- форма оплаты.
Выделяются две формы:
- безналичный расчет, то есть путем перечисления средств с одного счета на другой;
- наличный расчет — выплата наличных денег.
На основании каких документов оплачивается контракт
Период, в течение которого оплачиваются товары, работы или услуги, отсчитывается с того момента, когда оформляются в окончательном виде документы, которые по условиям соглашения завершают исполнение контрагентом его обязанностей и подтверждают, что они исполнены надлежащим образом.
В числе таких документов:
- акт выполненных работ или оказанных услуг;
- счет на оплату, который выставляет исполнитель;
- товарная накладная, если отсчитывается срок оплаты товара по 223 ФЗ;
- счет-фактура — документ, необходимый для правильного учета НДС.
Как оплатить полностью
Полный расчет по соглашению предполагает перечисление средств, предусмотренных соглашением, единовременно после полного исполнения контрагентом своих обязательств. Период, в течение которого должно состояться такое перечисление, устанавливается в тексте соглашения и в положении о закупке.
Срок оплаты по договору по 223 ФЗ в 2020 году законодательно не установлен. Организациям предоставлена большая свобода. Некоторые из них этой свободой активно пользуются, растягивая сроки расчета с контрагентами на несколько месяцев.
Государственной думой рассматривается законопроект № 640180-7, который меняет статью 3 223-ФЗ. Если поправку примут, появится максимальный срок оплаты по 223 ФЗ — 30 дней.
Как оплатить поэтапно
Поэтапный расчет предполагает постепенное перечисление суммы договора несколькими платежами по мере исполнения подрядчиком обязательств. В договорах с такой оплатой прописывается этапность работ: весь объем поделен на несколько частей, результат каждой части принимается отдельно по мере ее выполнения.
По результатам приемки отдельного этапа стороны оформляют промежуточные приемочные документы и на их основе производят расчеты. Период, в который должно произойти перечисление денег по каждому этапу, устанавливается договором.
Поэтапный порядок приемки часто используется в договорах, связанных со строительством или реконструкцией.
Как оплатить, если есть аванс
Авансирование по 223 ФЗ в 2020 году законодательно не урегулировано. Аванс предусматривается соглашением, если это допускает положение о закупке заказчика.
Авансирование предполагает такой порядок, при котором часть суммы договора перечисляется контрагенту до того, как тот исполнит обязательства. Допустим любой размер аванса вплоть до 100% предоплаты — законом ограничений не установлено.
Положением о закупке заказчик вправе устанавливать дополнительные условия авансирования. Например, предоставить обеспечение по соглашению.
Специальные сроки для оплаты
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 регулирует особенности закупок, проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлен максимальный срок оплаты для СМП по 223 ФЗ продолжительностью в 30 дней.
Часто возникает путаница, в каких днях считать период оплаты СМП по 223 ФЗ: 30 дней — календарных или рабочих. Пункт 14.3 Постановления № 1352 прямо указывает, что считать нужно в календарных днях.
Закупки по 223-ФЗ: какие положения, особенности и требования к участию
Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.
223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.
Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.
Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.
С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.
Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.
Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.
Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.
Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:
- По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
- 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
- Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
- Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
- Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.
Основные принципы закупок по 223-ФЗ
Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.
Принципы закупок:
- Информационная открытость.
- Равные для участников требования и условия закупки.
- Недопустимость дискриминации участников закупки.
- Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
- Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
- Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
- Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.
Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:
- конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
- закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
- закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
- закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
- закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
- информационного обеспечения закупок (ст. 4);
- мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
- обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).
Требования к участникам закупок
223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам). Участником закупки по 223-ФЗ может быть:
- юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
- физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
- индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.
Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.
Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.
В положении и документации о закупке должны быть отражены:
- требования непосредственно к участникам;
- требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
- требования к условиям исполнения договора (контракта);
- критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:
- Регистрация на территории РФ.
- Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
- Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
- Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
- Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
- Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
- Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
- Наличие определённой материально-технической базы.
- Требования к деловой репутации.
- Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
- Наличие опыта определённой деятельности.
- Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
- Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.
Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.
Правительство РФ вправе устанавливать:
- приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
- перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
- квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
- запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
- перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
- основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.
Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.
Как контролируют закупки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.
Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.
В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.
Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи