Авансовые платежи по налогу на прибыль бюджетных учреждений: Особенности и требования к предварительной оплате налога на прибыль в государственных учреждениях
Новый порядок возмещения НДС в 2023 году
Законы · 7 June
В 2023 году открыли единые налоговые счета (ЕНС) для юрлиц и ИП. На этот же счёт производится возврат НДС для юридических лиц, с него возмещённую сумму можно вывести на свой расчётный счёт. Разбираемся, что изменилось в порядке возмещения НДС в 2023 году.
Фиксированные платежи на 2022 год для ИП
Законы · 7 June
Если ваш доход больше 300 тысяч, в 2022 году общая сумма взносов составит 43 211 ₽ плюс дополнительный взнос. Показываем на примерах, как рассчитать и учесть страховые взносы для ИП на разных системах налогообложения.
Чем отличается ИП от самозанятого и как стать ИП на НПД
Законы · 7 June
Стать самозанятым может не только физлицо, но и ИП. Это избавит от обязательных платежей и отчетности, но ограничит деятельность предпринимателя. Рассказываем, как ИП перейти на НПД и стоит ли, можно ли совмещать два режима и какие налоги платить.
Как ИП уменьшить налог за счёт страховых взносов
Законы · 7 June
Индивидуальные предприниматели должны платить страховые взносы за себя и сотрудников: на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Бизнесмены на УСН 6% и патенте могут уменьшить налог на эту сумму, если вовремя заплатят взносы. Рассказываем, как платить меньше налогов.
Как ИП получить налоговые каникулы
Законы · 7 June
Программа налоговых каникул для ИП действует до конца 2020 года. Некоторые предприниматели на УСН и патенте могут уйти на налоговые каникулы на два налоговых периода. Рассказываем, кому можно не платить и как это сделать.
Как зарегистрировать ИП
Законы · 7 June
Чтобы зарегистрировать ИП, Женя сходил в налоговую, а его друг подал документы через Госуслуги. В статье — подробная инструкция для обоих способов.
Как выбрать систему налогообложения для ИП
Законы · 7 June
Предприниматель выбирает систему налогообложения, когда регистрирует бизнес. Это важно: если выбрать неправильно, потеряете много денег. В статье рассказали, кому какие системы подходят и как выбрать самую выгодную.
Типовые уставы для ООО: как работают и кому подходят
Законы · 7 June
Раньше бизнесмены скачивали устав из интернета и подавали в налоговую, а потом его приходилось переделывать. Теперь достаточно выбрать один из 36 типовых уставов. Мы их сравнили и разобрались, как пользоваться.
Как выбрать налоговый режим для ООО
Законы · 7 June
Вместе с налоговым режимом бизнесмен выбирает, сэкономить или потерять десятки тысяч рублей в год. Разбираемся, как подобрать выгодный вариант.
Налог для самозанятых: кого касается и как работает
Законы · 7 June
С 1 января 2020 года жители Санкт-Петербурга, республики Башкортостан и ещё 17 регионов России могут стать самозанятыми. Такой налоговый режим уже действует в Москве, Московской и Калужской областях и республике Татарстан.
Налоговики рассказали, как работать с самозанятыми
Законы · 7 June
С 2019 года индивидуальные предприниматели начали переходить на налог для самозанятых. Мы разобрались, как с ними работать, чтобы включить в расходы оплату за их товары, работы и услуги.
Как попасть в налоговую без очереди
Законы · 7 June
Инструкция для тех, кто не хочет толкаться в очереди, чтобы сдать декларацию, встать на учёт или подать документы на регистрацию.
Как ИП отчитываться и платить налоги, если он не работает
Законы · 7 June
Даже если предприниматель не вёл бизнес в течении года, он обязан отчитаться в налоговую и заплатить страховые взносы. Есть разница, когда и сколько платить — работает он на УСН, ЕНВД или ОСНО. Рассказываем, что делать, чтобы не попасть на штраф.
Как сэкономить на налогах и не попасть на штраф
Законы · 7 June
У предпринимателя есть пять законных способов сэкономить на налогах. Но тем, кто использует их неправильно, приходится платить штрафы, пени и доплачивать налоги. Рассказываем, как этого избежать.
Как перейти с ЕНВД на УСН
Законы · 7 June
C 1 января 2021 года предпринимателям на ЕНВД придётся переходить на другой налоговый режим. А тем, кто продаёт маркированные товары, это нужно сделать до 1 января 2020 года. Рассказываем, как перейти с ЕНВД на упрощёнку.
Как перейти с ЕНВД на патент
Законы · 7 June
С 1 января 2020 года отменяют ЕНВД для всех пермских бизнесменов и для некоторых продавцов маркированных товаров. Остальным вменёнщикам придётся сменить налоговый режим с 1 января 2021 года. Рассказываем, кто сможет перейти с ЕНВД на патент, когда и как это сделать.
Пять главных вопросов про патент
Законы · 7 June
Можно ли совмещать патент с другим налоговым режимом? А два разных патента? А как тогда отчитываться? Если собрались купить патент, лучше узнать ответы заранее.
Семейный подряд против налоговой
Истории · 7 June
У семейной пары две похожие фирмы, которые торгуют между собой. Супругов обвиняют в создании схемы, чтобы платить меньше налогов. Они не согласны. Что скажет суд?
Казенные учреждения и налог на прибыль
Бухгалтеры казенных учреждений иногда испытывают затруднения, сталкиваясь с налогом на прибыль. Дело в том, что основное направление казенных учреждений — это оказание государственных услуг и исполнение иных государственных функций. А средства, вырученные от оказания государственных и муниципальных услуг, не подлежат налогообложению, об этом четко сказано в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Впрочем, у казенных учреждений есть и иные источники дохода. Именно поэтому некоторые не могут понять, на какую именно прибыль может начисляться налог. Об этом мы и поговорим сегодня.
В каких случаях казенные учреждения платят налог на прибыль?
Казенные учреждения вовсе не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организации. Любые доходы, не перечисленные в ст. 251 НК РФ, подлежат обложению на общих основаниях. Если учреждение получает определенные доходы (за исключением неналоговых), эти средства включаются в состав облагаемой базы по налогу на прибыль.
Налогом облагается прибыль, полученная от реализации товаров и услуг, согласно статье 249 НК РФ, а также прибыль, полученная от внереализационных доходов, согласно ст. 250 НК РФ. В частности:
- Когда казенное учреждение получает выручку от продажи основного средства, согласно закону, такая прибыль числится как доход от реализации имущества.
- Если казенное учреждение получает средства от арендатора для возмещения коммунальных платежей, то такая прибыль считается внереализационным доходом учреждения.
Приведем пример: когда учреждение выдает сотруднику трудовую книжку или вкладыш в нее, по общему правилу с него взимается плата. Размер этой платы определяется размером расходов на приобретение книжки или вкладыша. Сумма, которую работник возместил учреждению, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Ситуации достаточно рядовые, но тем не менее они часто вызывают вопросы по поводу начисления налога. Следует помнить, что такие виды доходов не включены в перечень из вышеупомянутой статьи 251 НК РФ, поэтому и облагаются налогом.
Для того, чтобы четко разобраться в вопросе налогообложения прибыли казенного учреждения, всегда изучайте характер дохода. В этом поможет Налоговый кодекс и устав (положение) учреждения.
Налог на прибыль в бюджетных организациях: расчет, декларация, затраты, код классификации
Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.
Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении
Итак, для начала разберемся, платят ли налог на прибыль бюджетные организации (учреждения). Бюджетные учреждения образовываются для обслуживания населения в рамках реализации их прав, гарантированных федеральным и местным законодательством. Соответственно эти организации могут быть:
- Федерального подчинения.
- Образованные субъектом федерации.
- Муниципальными.
Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться комбинированными способами:
- Субсидированием за счет бюджетных средств.
- За счет оказания платных услуг по основному виду его работы, но сверх полученного от государственных (муниципальных) задания. При условии сохранения в полном объеме и качестве бесплатных услуг.
- За счет осуществления видов деятельности, цели которых совпадают с задекларированными задачами данной бюджетной организации и получения доходов с этой деятельности.
То есть законом предусмотрено получение прибыли внебюджетными организациями, а, следовательно, и уплаты налога на прибыль.
О налоге на прибыль в бюджетном учреждении расскажет это видео:
Отличия от налога во внебюджетных организациях
Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:
- Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
- Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
- Вид поступления (казначейство, банк, касса).
- Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).
Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:
- Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
- Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
- Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
- Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
- Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.
Нормативное регулирование вопроса
- Гражданский кодекс.
- Бюджетный кодекс.
- 273-ий закон РФ.
- Приказ министра финансов за номером 174н.
- Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.
Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.
Субъекты и объекты
По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:
- Образовательные.
- Культурные.
- Медицинские.
- Ветеринарные.
Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:
- Доходы от коммерческой реализации услуг.
- Доходы, считающиеся внереализационными.
В первом случае это:
- Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
- Создание кружков и секций.
- Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
- Организация дополнительного приема врачей.
- Проведение дополнительных обследований.
- Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
- Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.
Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:
- Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
- Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
- Дивиденды.
- Проценты, полученные по кредитам или займам.
- Проценты от участия в создании других организаций.
- Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.
Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.
Полезные советы длю бюджетных учреждений по налогу на прибыль даны в этом видео:
Ставка и расчет
Налоговые ставки для бюджетных организаций приравнены к общепринятым, и составляют:
- 20%, с уплатой 2% в общую, федеральную казну и 18% – в местную.
- Льготные 0% – при оказании коммерческих услуг в области медицины и образования.
Теперь узнаем, как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения.
Формула
- Формула расчета налога для «бюджетников» точно такая же, как и для всех: Сумма налога к оплате = (полученный доход – понесенные при этом расходы) × налоговая ставка.
- Пример:
- Бюджетное учреждение на проведении платных экскурсий заработало 100000 рублей, затратив при этом на их организацию – 50000. Поэтому с данного объекта налогообложения необходимо заплатить налог на прибыль:
- (100000 – 50000) × 0,2 = 10000 рублей.
Проблемная часть
Но проблемой при расчете налога на прибыль для бюджетных учреждений, является распределение соотношения облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходами. Поэтому:
- Вести раздельный учет доходов, попадающих в налоговую базу и непопадающих.
- Перечень возможных доходов от коммерческой деятельности и порядок начисчисления налога на прибыль с них должны быть прописаны во внутренних документах.
Кроме того при расчете данного вида налога важно вести раздельный учет расходов, которые могут быть:
- Материальные.
- Амортизационные.
- На оплату труда.
- Прочие.
Примеры
Вот пример расчета налога с отдельным учетом расходов, пошедших на обеспечение коммерческой деятельности по пропорциональной системе:
В отчетном квартале бюджетное учреждение получило рублей:
- Из бюджета – 1900 млн.
- Целевого назначения – 175 млн.
- От предпринимательской деятельности – 550 млн.
Всего – 2625 млн.
Далее:
- Поступления от платных услуг составляют: 550/(2625 – 175)×100% = 22,4%.
- Общие расходы за квартал в рублях – 2425 млн. (плюс 175 млн. целевых). При пропорциональном расчете расходов на предпринимательскую деятельность получаем: (2425 – 175)/ 100×22, 4% = 504 млн. рублей.
- Облагаемая налогом прибыль при этом расчете получается (550 – 504) = 46 млн. рублей.
- Отсюда выводится налог на прибыль от коммерческой деятельности по общей формуле: (550 – 504)×0,20 = 9, 2 млн. рублей.
О проводках учета начисления налога на прибыль бюджетных организаций (учреждений) расскажет видео ниже:
Бюджетные учреждения: налог на прибыль
«Аудитор», 2013, N 1
Правила формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль установлены гл. 25 Налогового кодекса РФ. Говоря о налогообложении бюджетных учреждений, в первую очередь необходимо обратить внимание на доходы, не подлежащие налогообложению. Так, в ст.
251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Подпунктом 14 п. 1 указанной статьи определено, что доходы бюджетного учреждения, полученные в виде субсидий, не подлежат включению в налогооблагаемую базу.
Соответственно, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются в общем порядке.
https://www.youtube.com/watch?v=wDWISWXTyD0\u0026pp=ygWoAtCQ0LLQsNC90YHQvtCy0YvQtSDQv9C70LDRgtC10LbQuCDQv9C-INC90LDQu9C-0LPRgyDQvdCwINC_0YDQuNCx0YvQu9GMINCx0Y7QtNC20LXRgtC90YvRhSDRg9GH0YDQtdC20LTQtdC90LjQuTog0J7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuCDQuCDRgtGA0LXQsdC-0LLQsNC90LjRjyDQuiDQv9GA0LXQtNCy0LDRgNC40YLQtdC70YzQvdC-0Lkg0L7Qv9C70LDRgtC1INC90LDQu9C-0LPQsCDQvdCwINC_0YDQuNCx0YvQu9GMINCyINCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDRg9GH0YDQtdC20LTQtdC90LjRj9GF
Начнем с определения тех доходов, которые может получать бюджетное учреждение. Речь пойдет обо всех видах поступлений на счета таких учреждений.
Пунктом 21 Приказа Минфина России от 01.12.
2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» определены виды финансового обеспечения бюджетных учреждений:
- доходы от внебюджетной деятельности (собственные доходы учреждения);
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- субсидии на иные цели.
Отметим, что как раз источник финансирования бюджетного учреждения влияет на порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а между всеми видами субсидий есть принципиальные отличия.
В частности, в соответствии с п. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.12.
2010 N 357-ФЗ субсидии, выделяемые получателям бюджетных средств в виде грантов на проведение фундаментальных научных исследований и научных мероприятий, подлежат учету как средства, полученные от приносящей доход деятельности.
В то же время при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций бюджетными учреждениями не учитываются полученные и использованные по назначению:
- субсидии (абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- гранты (абз. 6, 7 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Безусловно, есть некоторые особенности при определении налогооблагаемой базы в зависимости от вида деятельности бюджетного учреждения, а также конкретных условий хозяйствования. Ниже разберем наиболее интересные ситуации. Но прежде всего рассмотрим структуру доходов и расходов.
Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. В свою очередь, под налогооблагаемой прибылью понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса (ст. 247 НК РФ).
Определимся со структурой затрат для целей налогообложения применительно к бюджетным учреждениям. Они включают расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В свою очередь, расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), подразделяются на:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
К материальным относятся следующие затраты налогоплательщика (ст. 254 НК РФ):
- на приобретение сырья и материалов, используемых в предпринимательской деятельности;
- связанные с содержанием основных средств природоохранного назначения.
Расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ) включают все расходы учреждения на оплату труда, предусмотренные трудовым законодательством, а также локальными документами учреждения.
В состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ) входят:
- суммы налогов и сборов;
- взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев;
- расходы на приобретение программ для ЭВМ;
- расходы по договорам гражданско-правового характера.
Отметим также, что при включении расходов в налогооблагаемую базу должно быть соблюдено основное правило признания расходов: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Под обоснованностью расходов понимаются экономически оправданные затраты, т.е. те расходы, которые непосредственно связаны с получением прибыли.
И, конечно же, расходы должны быть подтверждены первичными документами в соответствии с требованиями российского законодательства.
Доходы бюджетного учреждения также подразделяются на две группы, а именно:
- доходы от реализации;
- внереализационные доходы.
В свою очередь, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 249 НК РФ).
К внереализационным доходам могут относиться в т.ч. поступления, связанные с предоставлением имущества в аренду, безвозмездно полученным имуществом (ст. 250 НК РФ).
Особое внимание обратим на порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения. Дело в том, что не всегда бухгалтер бюджетного учреждения, где доля доходов, полученных от предпринимательской деятельности, незначительна, выбирает приемлемый способ признания доходов и расходов.
https://www.youtube.com/watch?v=wDWISWXTyD0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Наиболее часто применяется метод начисления. Метод основан на том, что доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выбытия денежных средств (п. 1 ст.
271, п. 1 ст. 272 НК РФ). Основной минус этого метода связан с тем, что если услуги (работы) были выполнены, а оплата, предположим, еще не поступила, то фактически бюджетное учреждение за счет собственных средств должно уплатить налог на прибыль.
Применение кассового метода такую ситуацию исключает. При использовании этого метода датой получения дохода будет признаваться день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу учреждения (п. п. 2, 3 ст. 273 НК РФ). Применение такого порядка определения доходов связано с определенным ограничением.
Так, бюджетное учреждение имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст.
273 НК РФ).
Кроме того, согласно положениям пп. 14 п. 1 ст.
251 НК РФ на бюджетные учреждения возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Не стоит забывать и про учетную политику бюджетного учреждения для целей налогообложения. Группировку доходов и расходов, а также метод их определения необходимо отразить именно в учетной политике.
Как было отмечено, предпринимательская деятельность бюджетных учреждений имеет некоторую специфику, поэтому далее мы рассмотрим вопросы, по которым высказал свою позицию Минфин России.
Амортизация
Налог на прибыль в бюджетной организации в 2021г проводки
- акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
- решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
- решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
- ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
- решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.
2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф.
0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).
Основным нормативным документом, устанавливающим правила составления бухгалтерских записей по налогу на прибыль (ННП), является ПБУ 18/02 (приказ Минфина от 19.11.2002 № 114н).
Некоммерческие организации и компании, которые освобождены от уплаты ННП, вправе не применять эти положения.
А вот субъектам малого предпринимательства разрешили выбирать: отражать операции по общим правилам и использовать проводки по начислению налога на прибыль либо организовать упрощенный бухучет.
Отражение планов по поступлениям и выбытиям
Для начала необходимо сделать предварительные настройки в карточке учреждения. На закладке «Основные» необходимо указать сведения об учредителе учреждения (субъект РФ, бюджет, из которого учреждение финансируется, данные органа, который осуществляет полномочия учредителя («Главное» – «Организации» – «Учредитель»).
Учет операций планирования доходов и расходов ведется в разделе «Планирование и санкционирование» – «Плановые показатели деятельности».
Налоги, касса и бухгалтерский учет подарочного сертификата
Для хранения перечня планов ФХД используется справочник «Планы поступлений (выбытий)». Планы поступлений (выбытий) хранятся в регистре сведений «Планы по поступлениям (выбытиям) организации».
Информация по планам ФХД вводится отдельно по доходам (КДБ), расходам (КРБ) и источникам финансирования (КИФ), а также раздельно по КФО и плановым периодам. («Планирование и санкционирование» – Раздел «Плановые показатели деятельности» – «Планы поступлений (выбытий)».
После того как планы поступлений и выбытий созданы, необходимо ввести информацию о составе плана поступлений и выбытий в справочник «Статьи плана поступлений (выбытий)» («Планирование и санкционирование» – «Раздел Плановые показатели деятельности» – «Статьи плана поступлений (выбытий)»).
Ввести план поступлений (выбытий) можно двумя способами: с помощью помощника ввода плановых показателей или вводом документа «Плановые назначения», которые также находятся в разделе «Плановые показатели деятельности». Плановые назначения вводятся отдельно по каждому плану в разрезе статей плана.
Для контроля исполнения плана ФХД используется отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» («Планирование и санкционирование» – Раздел» Отчеты» – «Отчеты по планированию и санкционированию»).
Бухучет ННП
Возьмем вымышленное общество с ограниченной ответственностью «Весна» и рассмотрим на конкретном примере, какими записями оформляется начисление налога на прибыль, проводки в бухучете для ежеквартальных расчетов с бюджетом.
Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете: пример
ООО «ВЕСНА» производит расчеты по ННП ежеквартально. Суммы начисленных платежей в 2021 году имеют следующие значения:
- 1 квартал 2021 г. — 200 000 рублей;
- 1 полугодие 2021 г. — 450 000 рублей;
- 9 месяцев 2021 г. — 800 000 рублей.
За 2021 г. (итого за год) — 1 000 000 рублей.
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Вам может понравиться => На четвёртого ребёнка что положено от государства 2021 московской облости
Изменения в инструкции 157н
С 2021 года внедряется новая система казначейских счетов. В соответствии с ней все расчеты по лицевым счетам, открытым в Казначействе или финорганах, будут проходить через Казначейство, а банковские счета финансовых органов в ЦБ РФ будут закрыты.
Новая система платежей
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях
Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом.
В качестве российских организаций такие учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.
1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ).
Положения гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (п. 1.1, п. 1.9 ст. 284 НК РФ).
Бюджетные учреждения как некоммерческие организации вправе создать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, согласно п. 3 ст.
286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей).
При этом театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).
Действующая редакция НК РФ не содержит отдельных статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательства в таких организациях в особом порядке осуществляется признание доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.
Доходы бюджетных и автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (п. 3 ст. 123.21, ст. 123.22, ст. 296, ст. 298 ГК РФ; ст. 9.2, ст. 26 Закона № 7-ФЗ; ст. 2-4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; далее – Закон № 174-ФЗ).
Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Не все из доходов бюджетного или автономного учреждения учитываются в целях налогообложения прибыли. Так, из-под обложения налогом выведены субсидии, получаемые из бюджетов. Однако придется начислить налог на денежные поступления следующих категорий:
- доходы от оказания услуг и выполнения работ за плату;
- доходы от передачи имущества в аренду;
- доходы от реализации имущества.
Доходы от реализации
Бюджетные и автономные учреждения могут получать доходы при оказании услуг и выполнении работ за плату в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также при осуществлении иных видов приносящей доход деятельности (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 6-7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Такие доходы относятся к доходам от реализации и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).
При выполнении определенных условий бюджетные (автономные) учреждения могут также оказывать услуги и выполнять работы за плату в пределах государственного (муниципального) задания. Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли должны учитываться доходы и от таких видов деятельности. Например, подлежит налогообложению:
Налог на прибыль с 1 января 2023 года — основные изменения | «Правовест Аудит»
Рассмотрим самые важные поправки по налогу на прибыль с 2023 года. Хотя не исключено, что под «бой курантов» законодатели могут «порадовать» налогоплательщиков, внеся в НК РФ и другие изменения.
С 1 января 2023 в связи с введением единого налогового счета и единого налогового платежа (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ) для плательщиков налога на прибыль и налоговых агентов изменены сроки представления в налоговый орган налоговых деклараций и налоговых расчетов.
Напомним, что до 1 января 2023 года налоговую отчетность по итогам отчетного периода нужно было представлять не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а годовую отчетность — не позднее 28 марта.
Начиная с 2023 года, налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а по итогам года — не позднее 25 марта (п. 3, п. 4 ст.
289 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Исходя из новых правил — дата подачи декларации по прибыли и налоговых расчетов за 2022 год — 27 марта 2023 года (25 и 26 марта 2023 — выходные дни) (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Декларацию по прибыли за 1 квартал 2023 налогоплательщик, отчитывающийся ежеквартально, обязан представить не позднее 25 апреля 2023. Налогоплательщикам, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, декларацию за январь 2023 следует представить не позднее 27 февраля 2023 (с 23 по 26 февраля 2023 — выходные дни).
По итогам 2022 года (т.е. в 2023 году) налогоплательщикам необходимо будет представить декларацию по обновленной форме. Форма, ее электронный формат, а также порядок ее заполнения скорректированы Приказом ФНС России от 17.08.2022 N СД-7-3/753@.
В частности, коды доходов, не учитываемых при налогообложении, дополнены кодами для доходов в виде сумм прекращенных обязательств (подпункты 21.5 и 21.6 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенные Законом N 323-ФЗ).
Сроки уплаты налога на прибыль — не позднее 28-го числа — для налогоплательщиков сохраняются. Изменения коснулись только налоговых агентов (п. 1 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
С 1 января 2023 года налог, удержанный с доходов иностранной организации, налоговый агент обязан перечислить в бюджет не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 2 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Так, если доход иностранной организации выплачен в феврале 2023, налог необходимо перечислить до 28 марта 2023.
Те же сроки перечисления налога, удержанного при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (п. 4 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
До 1 января 2023 года налоговый агент был обязан перечислить удержанный налог не позднее дня, следующего за днем выплаты.
Продлено до 2030 года распределение «стандартной» ставки налога на прибыль «20%» (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ):
На 2023-2025 годы установлена повышенная ставка по налогу на прибыль 34% для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа.
При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 % или иной ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации для указанной категории налогоплательщиков в соответствии с пунктом 1.8-2 ст.284 НК РФ, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (новый п.1.17. ст.284 НК РФ, введен Законом № 443-ФЗ).
С 1 января 2023 года изменяется дата признания в расходах отрицательной курсовой разницы, возникающей при уценке (дооценке) требований (обязательств) выраженных в иностранной валюте.
Возникшая в 2023 и 2024 году отрицательная курсовая разница признается в составе внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований, обязательств, выраженных в иностранной валюте, в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов) (п. 6, п. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 г. N 67-ФЗ).
С 2022 года по 2024 год аналогичный порядок признания в составе внереализационных доходов был установлен для положительных курсовых разниц (пп. 7 пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Согласованную с Минфином РФ позицию по вопросу даты признания положительных и отрицательных курсовых разниц, возникающих в 2022-2024 годах ФНС довела до налоговых инспекций (письмо от 07.10.2022 № СД-4-3/13426@).
В письме подчеркнуто, что изменения касаются только даты признания доходов и расходов в виде курсовых разниц, порядок их определения (п. 8 ст. 271 НК РФ и п.10 ст. 272 НК РФ) остался без изменения.
То есть, налогоплательщик обязан на конец каждого месяца определять курсовые разницы путем сравнения рублевого эквивалента каждого непрекращенного (неисполненного) требования (обязательства), стоимость которого выражена в иностранной валюте, на последнее число текущего месяца с рублевым эквивалентом этого требования (обязательства) по состоянию на последнее число предыдущего месяца или по состоянию на дату возникновения соответствующего требования (обязательства), в зависимости от того, что произошло позднее.
В 2022 году отрицательные курсовые разницы признавались в расходах как на последнее число отчетного месяца, так и на дату прекращения (исполнения) требований обязательств.
Возникающие в 2023-2024 годах отрицательные курсовые разницы определяются (рассчитываются) как на последнее число текущего месяца, так и на дату прекращения требований (обязательства), а признаются в расходах только на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств).
В общем случае, первоначальная стоимость основных средств (ОС) или нематериальных активов (НМА) состоит из суммы расходов на его приобретение (т.е. из фактически понесенных затрат).
С 1 января 2023 года при формировании первоначальной стоимости основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП), относящейся к сфере искусственного интеллекта, а также нематериальных активов в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Российский реестр ПО), относящихся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщики имеют право учитывать фактически понесенные расходы на приобретение таких ОС и НМА с коэффициентом 1, 5 (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
Например, если организация приобретает ОС, включенное в Реестр РЭП и относящееся к сфере искусственного интеллекта за 1 млн руб., то первоначальную стоимость этого объекта ОС в налоговом учете она имеет право сформировать в размере 1, 5 млн руб. (1,0×1,5). Соответственно применение повышающего коэффициента позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль («сэкономить» на налоге).
Новым пунктом 4 ст.
257 НК РФ закреплено правило, что повышающий коэффициент для первоначальной стоимости ОС и НМА применяется только в том случае, если в Реестрах (Реестре РЭП, Российском реестре ПО) будет указан специальный признак, указывающий что такие ОС, программы ЭВМ, базы данных относятся к сфере искусственного интеллекта и НМА (ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
До 1 января 2023 пп. 26 п. 1. ст.
264 НК РФ предусматривал включение в состав прочих расходов, затрат, связанных с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных с правообладателями по лицензионным и сублицензионным соглашениям, а также расходов на приобретение исключительных прав на программы ЭВМ стоимостью менее лимита, определенного п. 1 ст. 256 НК РФ (сейчас это 100 000 руб.).
С 1 января 2023 года действует правило: если по лицензионным и сублицензионным договорам приобретены права на программы ЭВМ и базы данных, которые включены в Российский реестр ПО, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, то фактические затраты, понесенные налогоплательщиком на приобретение таких программ, могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с применением коэффициента 1,5 (пп.26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
В указанном подпункте отсутствует упоминание о необходимости «специального признака» в реестре, указывающего на отнесение программы ЭВМ или базы данных к сфере искусственного интеллекта. Но полагаем, что и в этой ситуации следует учитывать нормы п. 4 ст. 257 НК РФ, т.е. определить принадлежность ПО к области искусственного интеллекта, изучив Российский реестр ПО.
С 1 января 2023 года для налогоплательщиков введена возможность установления повышающего коэффициента к основной норме амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Для применения данной нормы будут необходимы переходные ключи между кодами ОКВЭД, которые содержатся в Реестре РЭП и кодами Общероссийского классификатора основных фондов, которые должны быть утверждены Минэкономразвития (абзац 2 пп.5 п.2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ, п.1 Положения о Минэкономразвития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008).
Повышающий коэффициент к основной норме амортизации с 1 января 2023 года также допускается устанавливать для НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (Российский реестр ПО).
При этом повышающий коэффициент нельзя применять к НМА в виде программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО, если срок полезного использования по таким НМА определен в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 259.
3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Напомним, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить срок полезного использования программ ЭВМ и баз данных, который не может быть менее двух лет.
Так что налогоплательщику нужно сделать выбор:
- или установить сокращенный СПИ (но не менее 2-х лет);
- или применить повышающий коэффициент к основной норме амортизации НМА, рассчитанной из СПИ, обусловленного договорами и иными документами (или исходя из 10 лет, если СПИ не представляется возможным определить исходя из документов).
Инвестиционный налоговый вычет уменьшает не налоговую базу, а сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль) и применяется налогоплательщиками, уплачивающими налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст.
284 НК РФ) в том случае, если такое право дано законом субъекта РФ, где находится сам налогоплательщик или его обособленное подразделение (п. 1 ст. 286.1 НК РФ).
Полный перечень расходов, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый вычет приведен в п. 2 ст. 286 НК РФ.
С 1 января 2023 года к перечню расходов, по которым может быть заявлен инвестиционный налоговый вычет добавлены расходы (не более 100%):
- на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российского ПО (при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости НМА);
- на объекты основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств;
- на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств (пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
- расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 430-ФЗ).
Обеспечительный платеж установлен ст. 381.1 ГК РФ.
По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж).
Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В текущей редакции НК РФ вопросы налогового учета обеспечительного платежа напрямую не урегулированы.
Минфин России неоднократно разъяснял, что обеспечительный платеж и залог имеют общую правовую природу, в связи с чем обеспечительный платеж, полученный налогоплательщиком, при определении объекта налогообложения на дату получения обеспечительного платежа не учитывается в доходах (пп.2 п. 1 ст. 251 НК РФ)