Право

Авансовые платежи за коммунальные услуги: Проводки и правовые аспекты предварительной оплаты коммунальных услуг

Бухучет в ЖКХ имеет ряд особенностей: особенную структуру расходов, множество видов взаиморасчетов, и даже управление домами осуществляется как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учет в которых различен. Рассмотрим нюансы ведения бухгалтерского учета в сфере ЖКХ.

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2022)?».

Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

Порядок учета материалов по ФСБУ 5/2019 описан в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель. 

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д.

, проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома.

Пример структуры счета 20:

Субконто 1 Субконто 2 Субконто 3 (Затраты)
Подразделение 1 МКД 1
  • 1. Канализация
  • 2. Водоснабжение
  • 3. Отопление
  • 4. Электроэнергия
  • 5. Озеленение
  • 6. Содержание

7. Газоснабжение и т. д.

МКД 2
Подразделение 2 МКД 3
МКД 4
МКД 5

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».  

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.

2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Авансовые платежи за коммунальные услуги: Проводки и правовые аспекты предварительной оплаты коммунальных услуг

Дт Кт Содержание
20 (25) 60 Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании
19 60 Выделен входной НДС
68 19 НДС принят к вычету
62 90.1 Начислены платежи в УК потребителям
90.3 68 Начислен НДС
90.2 20 Списаны издержки
50 (51) 62 Поступили платежи от собственников
60 51 Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.

2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений.

То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст.

39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп.

14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации».

Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Учет коммунальных платежей у арендатора и арендодателя

Сотрудники компании в процессе своей работы пользуются водой, отоплением и прочими ресурсами. Следовательно, у фирмы появляется необходимость в уплате коммунальных услуг. Платежи необходимо правильно учитывать.

Вопрос: Как отразить в учете организации-арендодателя расчеты по коммунальным платежам, если согласно договору аренды нежилого помещения арендатор компенсирует стоимость потребленных им коммунальных услуг арендодателю сверх арендной платы?
Посмотреть ответ

Особенности бухучета коммунальных платежей

Объем использованных коммунальных ресурсов определяется исходя из показаний счетчиков. Если счетчики в помещении отсутствуют, объем оказанных услуг рассчитывается исходя из законов. По каждому коммунальному ресурсу создан свой нормативный акт.

Как при УСН учесть коммунальные платежи?

К примеру, для услуг отопления актуален ФЗ №190 «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года.

Если представители фирмы не согласны с начисленным объемом ресурсов, они могут обратиться в структуру, занимающуюся снабжением ресурсов.

Если эта структура согласится с претензиями фирмы, будет сформирован документ с измененными данными. На основании этого документа компания выставляет корректировочную счет-фактуру.

Коммунальные платежи учитываются на счете 60. В рамках учета фигурируют эти проводки:

  • ДТ60 КТ51. Перечисление платежа.
  • ДТ60/1 КТ51. Проводка применяется в том случае, если в соглашении со снабжающей организацией прописано условие о предварительной оплате. Выполняется на размер аванса.
  • ДТ60 КТ60 субсчет «Аванс». Эта проводка используется в связке с предыдущей. Она актуальна тогда, когда компания получила квитанции. Долг по платежам погашается авансом, переведенным ранее.

Проводки выполняются на основании соглашения об оказании коммунальных услуг, квитанций.

Как арендатору учитывать возмещение по договору аренды коммунальных платежей: расходов на электроэнергию и иных эксплуатационных расходов?

Особенности налогового учета платежей

Расходы по платежам будут признаны только тогда, когда они являются экономически обоснованными. Под экономической обоснованностью понимается направление трат на непосредственные нужды компании. В конечном итоге эти траты должны приносить доход организации.

К примеру, обоснованными расходы будут в том случае, если они идут на оплату коммунальных услуг, нужных для производственных потребностей. Траты не будут обоснованными тогда, когда, к примеру, компания оплачивает коммунальные услуги независимого от нее учебного заведения.

В последнем случае платежи не фигурируют при определении налоговой базы.

Траты могут признаваться в составе прямых или косвенных расходов.

Если фирма заключила соглашение со снабжающим органом напрямую, платежи на основании пункта 1 статьи 254 НК РФ признаются материальными расходами.

Последние же являются на основании пункта 1 статьи 318 НК РФ прямыми затратами.

Если за услуги платит арендодатель, а арендатор возмещает затраты, расходы признаются в структуре прочих трат на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ. Прочие расходы считаются косвенными.

Они сокращают базу по налогу на прибыль в ныне идущем периоде. Прямые расходы необходимо распределять между незаконченным производством и проданной продукцией.

Косвенные траты, в свою очередь, в незаконченном производстве не остаются.

Также выплаты по коммунальным услугам могут включаться в арендную плату. В данном случае они будут включаться в состав трат по налогу на прибыль исходя из указаний пункта 10 статьи 264 НК РФ.

Прямыми или косвенными будут расходы, входящие в арендную плату? Однозначного ответа на этот вопрос в нормативных актах не дано. Поэтому отнесение платежей к прямым или косвенным должно регулироваться учетной политикой.

Возможность устанавливать порядок в учетной политике обусловлена пунктом 4 статьи 252 НК РФ. Траты признаются на основании этих документов:

  • Соглашение с поставщиками ресурсов.
  • Договор аренды.
  • Платежные бумаги, устанавливающие факт совершения платежа.

Период отнесения платежей к расходам зависит от периода, указанного в первичной документации.

Учет платежей у арендодателя

Существует два варианта оплаты услуг арендодателем:

  1. Платежи входят в состав платы за помещение.
  2. Плата за услуги компенсируется арендатором.

Учет в этих двух случаях будет выполняться по-разному.

Платежи входят в плату за аренду

Арендодатель будет сам совершать платежи на основании счетов-фактур. Они будут входить в состав расходов.

Порядок учета определяется тем, является ли предоставление помещений в аренду главной деятельностью компании-арендодателя.

Если это основная деятельность, платежи включаются в расходы по обычным направлениям деятельности. В обратном случае они входят в операционные траты. Проводки арендодателя будут следующими:

  • ДТ62 КТ90/1. Прибыль от сдачи объекта в аренду.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ26 КТ60. Траты на оплату услуг.
  • ДТ19 КТ60. НДС, предъявленный коммунальной службой.
  • ДТ86 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ90/2 КТ26. Списание стоимости ресурсов.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг.

Если сдача помещений в аренду является основной формой деятельности, расходы на основании пункта 1 статьи 254 НК РФ входят в материальные траты. Если же это не главная деятельность, траты могут входить или в прочие расходы (пункт 1 статьи 264 НК РФ), или во внереализационные расходы (пункт 1 статьи 265 НК РФ).

ВАЖНО! Налоговые органы полагают, что компенсация, полученная от арендатора, считается поступлением, связанным с предоставлением услуг по аренде. Эти поступления будут умножать налоговую базу по НДС на основании пункта 1 статьи 162 НК РФ. Компания, предоставляющая помещение, может принимать к вычету НДС, переведенный коммунальным структурам, в полном объеме.

Платежи не входят в арендную плату

Поступление компенсации от арендатора доходом считаться не будет, так как не соответствует пункту 2 ПБУ 9/99. Проводки будут следующими:

  • ДТ62 КТ90/1. Доход от предоставления объекта в аренду.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ76 КТ60. Долг арендатора за коммунальные ресурсы.
  • ДТ60 КТ51. Перечисление коммунального платежа.
  • ДТ51 КТ76. Получение компенсации в счет коммунальных услуг от арендатора.

В рассматриваемой ситуации арендодатель выступает посредником. Поэтому в некоторых случаях арендатор выплачивает ему небольшое вознаграждение. Проводки по этой операции будут такими:

  • ДТ76 КТ90/1. Сумма вознаграждения.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ51 КТ76. Получение вознаграждения.

Вознаграждение в рамках налогового учета принимается в состав доходов от обычных форм деятельности или операционных доходов.

Учет платежей у арендатора

Наиболее комфортный вариант для арендатора – включение коммунальных платежей в плату за аренду. Почему это удобно? Компании не придется контактировать с коммунальными службами напрямую. Не нужно тратить время на оформление платежей.

В этом случае траты будут входить в состав прочих расходов. Основанием для этого является пункт 1 статьи 264 НК РФ. Компания, арендующая помещение, может принимать к вычету «входной» НДС. Выполняется эта операция на основании счет-фактуры.

Проводки будут такими:

  • ДТ76 КТ51. Оплата платежа по аренде.
  • ДТ20 КТ76. Списание на расходы арендной платы.
  • ДТ19 КТ76. Учет НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.

ВНИМАНИЕ! В письме Минфина №07-05-06/234 от 6.09.2005 года указано: если платеж по электроэнергии не входит в арендную плату, счет-фактура арендодателем не выставляется. Предполагается, что этот платеж будет выплачен в качестве компенсации.

Коммунальные платежи при УСН: как учесть в расходах

Компания на УСН вправе относить коммунальные платежи к расходам, при условии выполнения нескольких условий. Разберемся в особенностях учета

Согласно общему правилу упрощенец вправе относить на расходы коммунальные платежи, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с коммерческой деятельностью. Это требования ст. 252 НК РФ. Кроме того, в расходах при УСН могут быть учтены только те затраты, которые перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Это закрытый перечень.

Организации на УСН могут уплачивать коммунальные платежи при использовании:

  • собственных помещений,
  • арендных помещений.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Коммунальные платежи за собственные помещения

Учесть в расходах коммунальные платежи вправе только те налогоплательщики, кто выбрал систему «доходы минус расходы».

Коммунальные расходы, кроме платы за вывоз твердых бытовых отходов, учитываются как материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В силу этого в учетной политике в целях налогообложения нужно представить классификацию расходов, указать, какие затраты учитываются в материальных расходах.

Плата за вывоз твердых бытовых отходов не входит в материальные расходы. Эти суммы включаются в расходы (пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Входной НДС учитывается в расходах одновременно с коммунальными платежами, но в книге учета доходов и расходов (КУДиР) он указывается отдельно: этот вид расхода выделен в качестве самостоятельного (пп. 8 п.

 1 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, в КУДиР в разделе 1 в графе 5 делается две записи (п. 2.5 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов при УСН, Письмо Минфина России от 05.09.

2014 № 03-11-06/2/44783):

  • сумма расхода на коммунальные услуги за минусом входящего НДС,
  • сумма входящего НДС за оплаченные коммунальные услуги.

Расходы учитываются на дату оплаты.

Документами, подтверждающими расходы на коммуналку, могут быть, например, договор с ресурсоснабжающими организациями, счета, акты и платежные поручения на оплату.

Коммунальные платежи за арендные помещения

Онлайн-курс по УСН

Про бухучет, документы и расчеты. 96 ак. часов. Удостоверение о повышении квалификации

Посмотреть программу

Порядок учета коммунальных платежей по арендованным помещениям зависит от того, какой способ уплаты согласован между арендодателем и арендатором:

  1. Напрямую поставщику услуг, минуя арендодателя.
  2. Через арендодателя:
  • сверх суммы арендной платы;
  • как часть арендной платы в фиксированной или переменной части;
  • по посредническому договору отдельно от арендной платы.

Арендатор оплачивает коммунальные услуги сразу поставщикам

Оплата услуг энергоснабжающим и газоснабжающим организациям, организациям водопроводно-канализационного хозяйства и прочим происходит согласно соответствующему договору. Это самый простой и прозрачный способ.

Здесь нужно выделять:

  • коммунальные услуги, оказанные непосредственно в арендованном имуществе. Они учитываются в материальных расходах в общем порядке;
  • коммунальные расходы по содержанию общего имущества в виде оплаты электроэнергии и услуг водоснабжения, если речь идет об отдельных помещениях, например, в торговом или деловом центре. Они учитываются пропорционально арендуемой площади в общей площади объекта недвижимости (Письмо Минфина России от 27.10.2020 № 03-11-06/2/93333).

Отдельно учитываются расходы на вывоз мусора (пп. 36 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Суммы НДС, выделенные поставщиками в стоимости коммунальных услуг, отражаются в расходах отдельно (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) на дату списания денег с расчетного счета или выдачи из кассы.

Документы арендатора:

  • счета от поставщиков услуг;
  • платежные поручения, кассовые чеки и др.

Коммунальные услуги оплачиваются через арендодателя

Конкретный порядок учета полностью зависит от того, как происходит оплата. В каждом из способов есть нюансы.

Арендатор вносит оплату за коммунальные услуги как часть арендной платы

Онлайн-курс по УСН

Про бухучет, налоги и расчеты. Получите новую профессию. Диплом о профпереподготовке

Посмотреть программу

Платежи за коммуналку часто становятся в договоре аренды переменной частью, что позволяет арендодателю не рисковать и оплачивать их в размере фактических затрат. Тогда итоговая сумма может быть разной из месяца в месяц.

При этом размер фактически потребленных арендатором услуг можно определять на основании показаний индивидуальных приборов учета или рассчитывать пропорционально арендуемой площади. Способ должен быть указан в договоре аренды.

Если в договоре сумма коммунальных платежей фиксированная, то арендодатель несет определенные риски: не всегда можно отразить в расходах коммунальные платежи, возмещенные арендодателю арендатором. Такой вариант оплаты сегодня встречается редко.

АрендодательАрендатор
Порядок учета Вся сумма арендной платы и коммунальных платежей в составе арендных платежей является доходом от сдачи имущества в аренду (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если коммунальные платежи поступают отдельно, сверх арендной платы, то они признаются или доходом от реализации, или внереализационным доходом в зависимости от порядка учета доходов от аренды. Доход учитывается на дату поступления арендной платы. Затраты на коммунальные платежи включаются в материальные расходы, включая сумму НДС (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты признаются в момент списания денег с расчетного счета, выплаты из кассы. Арендная плата и входящие в нее коммунальные платежи входят в состав расходов (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они признаются в расходах на дату перечисления оплаты арендодателю (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Документы
  • счета поставщиков услуг,
  • документы об оплате: платежные поручения, кассовые чеки и пр.
  • договор аренды,
  • акт, счет или расчет коммунальных платежей,
  • документы об оплате: платежные поручения, кассовые чеки и пр.

Арендатор возмещает арендодателю расходы на коммуналку отдельно от арендных платежей

Стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг арендодатель оплачивает поставщикам сам, затем арендатор компенсирует ему эту сумму.

В договоре аренды желательно указать, что в состав арендной платы включена сумма возмещения расходов на оплату коммунальных услуг.Условие о возмещении коммунальных платежей можно установить:

  • в договоре аренды;
  • в дополнительном соглашении к нему;
  • в самостоятельном соглашении, например, в договоре о возмещении затрат на коммунальные платежи, соглашении об участии в расходах на коммунальные платежи и пр.

Такое соглашение или договор нельзя квалифицировать как отношения по договору поставки коммунальных услуг. При этом способе оплаты коммунальные платежи не являются частью арендной платы, а носят характер самостоятельных платежей.

АрендодательАрендатор
Порядок учета
  • Компенсация арендатором коммунальных услуг является доходом арендодателя (Письмо Минфина России от 25.08.2021 № 03-11-11/68534) на дату фактического поступления компенсации на счет в банке или в кассу.
  • В момент отражения коммунальных платежей в доходах эта же сумма отражается как материальные расходы (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
  • НДС учитывается вместе с основной суммой коммунальных платежей (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
  • Расходы учитываются на дату оплаты поставщикам услуг (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Арендатор вправе учесть компенсацию стоимости потребленных коммунальных услуг как часть материальных расходов в момент списания денег с расчетного счета, выплаты из кассы (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Документы
  • счета от поставщиков;
  • документы об их оплате арендодателем: платежные поручения, кассовые чеки и пр.
  • счет для оплаты, выставленный арендодателем;
  • документы, подтверждающие стоимость коммунальных ресурсов и услуг, потребленных арендатором (передаются арендодателем одновременно со счетом). Это может быть акт потребления коммунальных услуг, расчет платежей, составленные на основании счетов поставщиков услуг.

Арендодатель выступает посредником между арендатором и коммунальными службами

Схема взаимодействия выглядит так:

  1. Арендодатель приобретает у поставщиков энергию, воду, газ, услуги по водоотведению для арендатора.
  2. Арендатор перечисляет арендодателю деньги за полученные коммунальные услуги.
  3. Арендодатель перечисляет оплату поставщикам.

В этой ситуации арендодатель выступает посредником/агентом в расчетах между коммунальными службами и арендатором. И это следует закрепить посредническим договором.

Такие договоры являются возмездными (ст. 991, 1006 ГК РФ), поэтому сторонам нужно согласовать размер посреднического вознаграждения. Если он не установлен и не может быть определен исходя из условий договора, арендатор должен ориентироваться на стоимость аналогичных услуг (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Если арендодатель подписал договор с арендатором позже договора с коммунальными службами, то налоговая может не признать отношения по оплате коммунальных платежей посредническими и платежи от арендатора будет расценивать как доход.

Агент, который действует от своего имени, но за счет принципала, должен совершать сделки с поставщиком после заключения агентского договора. Тогда в составе своих доходов агент может учесть только агентское вознаграждение (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, Письма Минфина России от 12.09.2019 № 03-01-15/70350, от 18.04.2018 № 03-11-11/25816).

Арендодатель-посредникАрендатор
Включает в доходы:

  • арендную плату за сданное в аренду помещение (п. 1 ст. ст. 346.15 НК РФ);
  • вознаграждение за посреднические услуги.

Доходы арендодатель отражает на дату их фактического поступления. Компенсацию коммунальных платежей можно не учитывать в доходах при условии, что в расходы не включаются затраты на коммуналку для арендатора (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Арендодатель-посредник несет затраты по оплате коммунальных услуг, приобретенных по поручению арендатора и им же потребленных. В расходах арендодателя они не учитываются, поскольку компенсируются ему арендатором (абз. 1 п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Признает в расходах:

  • арендную плату (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • выплаченное посредническое вознаграждение (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • компенсацию арендодателю-посреднику затрат на коммунальные платежи (в составе материальных расходов на основании пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • сумму НДС, если она предъявлена арендодателю поставщиком коммунальных услуг (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы учитываются на дату их осуществления.

Арендодатель-посредник выставляет арендатору документы:

  • счет на оплату коммунальных услуг;
  • счет на оплату посреднического вознаграждения;
  • счет коммунальных служб или расчеты.

В заключение хочется отметить, что какой бы порядок уплаты коммунальных платежей не был бы выбран, он обязательно должен быть согласован между арендатором и арендодателем и прописан в договоре аренды. Это позволит избежать неоправданных рисков и судебных споров между арендатором, арендодателем и ресурсоснабжающими организациями.

Как не просрочить с коммунальными платежами из-за отпуска

Сезон отпусков в самом разгаре, и собираясь в долгую поездку, москвичи могут оплатить жилищно-коммунальные услуги авансом, чтобы задолженность по оплате счетов не стала неприятным сюрпризом после возвращения.

Внести платежи заранее можно с помощью авансового единого платежного документа (ЕПД). О том, как его получить и что еще можно предпринять, чтобы не накопить долги за ЖКУ — в новой инструкции Департамента ЖКХ Москвы.

Оплатить сразу за полгода

Оформить авансовый ЕПД можно в центре госуслуг «Мои документы». Платежка выдается на основании письменного заявления потребителя. Она печатается на бумаге бледно-зеленого цвета и дает возможность совершить оплату вперед за период от одного до шести месяцев. Каждая квитанция оформляется отдельно, то есть если запросить авансовый ЕПД на пять месяцев, то вы получите пять платежных документов.

При этом нужно помнить, что авансовые квитанции формируются либо с нулевыми показателями потребления воды, либо исходя из среднемесячного потребления. Во втором случае нужно указать, что в месяц вы будете оплачивать, например, 3 или 5 кубометров воды.

Но после того, как авансовый срок истечет, нужно будет произвести сверку начисленной и внесенной оплаты. Сделать это можно также в центре госуслуг. В случае выявления разницы будет сформирован корректировочный ЕПД (в виде долгового документа) для последующей его оплаты.

Электросчетчики сверяют дважды в год

С электроэнергией дела обстоят еще проще. Два раза в год специалисты «Мосэнергосбыта» самостоятельно сверяют показания счетчиков и уведомляют о необходимости доплатить недостающую сумму, если обнаруживаются несоответствия. Заплатить за электричество можно в личном кабинете на сайте «Мосэнергосбыт» или воспользовавшись платежными сервисами компании в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук.

Электронный ЕПД и код плательщика

Еще один способ упростить процесс оплаты счетов — настроить получение электронного ЕПД. Сделать это можно на портале mos.ru, включив в настройках уведомлений информирование о начислениях ЖКХ.

Также с помощью портала городских услуг можно внести оплату. Для этого можно воспользоваться сервисом «Платежи в один клик» или приложением «Госуслуги Москвы».

Для онлайн-оплаты сама квитанция не нужна, достаточно десятизначного кода плательщика, он указан в правом верхнем углу платежки.

Кроме того, с 2019 года на каждом ЕПД указываются QR-коды. Они позволяют быстрее оплачивать коммунальные услуги через банковские мобильные приложения. Если отсканировать QR-код на смартфоне, реквизиты для платежа будут заполнены автоматически. Оплату по ЕПД принимает большинство банков (в том числе через банкоматы, мобильный и интернет-банк), платежных систем и мобильных операторов.

Квартплата: понятие, учет и документооборот в организациях ЖКХ, учет субсидий от 01 декабря 2018

  • Российский бухгалтер, N 12, 2018 годВиталий Семенихин,
  • эксперт журнала
  • Говоря о квартплате в повседневной жизни, многие из нас подразумевают платежи, которые приходится уплачивать по квитанциям: платежи за воду и отопление, за электроэнергию и содержание жилья и прочие платежи.
  • О том, что следует понимать под термином «квартплата», на основании каких документов она должна уплачиваться, как осуществляется документооборот по квартирным платежам, а также многие другие нюансы учета квартплаты в организациях ЖКХ, рассмотрим в данной статье.

Так что же такое «квартплата» или «квартирная плата»? В Постановлении ФАС Московского округа от 12 января 2006 г. по делу N КА-А40/13268-05 суд пришел к выводу, что законодатель определяет понятия «плата за пользование жилым помещением» и «квартирная плата» как тождественные.

Таким образом, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда, за капитальный ремонт жилого фонда, за наем жилья (для нанимателей), а также отдельно оплачиваются коммунальные услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=CO7T8mCd3Sw\u0026pp=ygXRAdCQ0LLQsNC90YHQvtCy0YvQtSDQv9C70LDRgtC10LbQuCDQt9CwINC60L7QvNC80YPQvdCw0LvRjNC90YvQtSDRg9GB0LvRg9Cz0Lg6INCf0YDQvtCy0L7QtNC60Lgg0Lgg0L_RgNCw0LLQvtCy0YvQtSDQsNGB0L_QtdC60YLRiyDQv9GA0LXQtNCy0LDRgNC40YLQtdC70YzQvdC-0Lkg0L7Qv9C70LDRgtGLINC60L7QvNC80YPQvdCw0LvRjNC90YvRhSDRg9GB0LvRg9Cz

Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 апреля 2004 г. N 16419/03.

Понятия «жилищные услуги» дана в пункте 5.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 13 февраля 2017 г. N 88.

  1. Жилищные услуги — это услуги по:
  2. предоставлению в пользование жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
  3. содержанию жилого помещения, включающие в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по холодной воде, горячей воде, электрической энергии, потребляемым при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  4. капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в многоквартирном доме;
  5. сбору и вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов.

Плата за коммунальные услуги согласно пункту 5.3 названных выше Указаний — это плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за наем, содержание жилого помещения для нанимателей жилья определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, что установлено пунктом 2 статьи 156 ЖК РФ.

В общем случае размер платы за наем и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 3 статьи 156 ЖК РФ).

Плата за наем устанавливается в соответствии с Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 г. N 668/пр.

В письме Минрегионразвития Российской Федерации от 2 мая 2007 г.

N 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» указано, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.

Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с ЖК РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.

Итак, согласно пункту 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

https://www.youtube.com/watch?v=CO7T8mCd3Sw\u0026pp=YAHIAQE%3D

Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, ТСЖ или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов. Такой порядок расчетов возможен в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении (пункт 64 Правил N 354).

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

  • Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель на основании пункта 65 Правил N 354 вправе по своему выбору:
  • а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
  • б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354;
  • г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Потребителю, который принял решение об осуществлении оплаты коммунальных услуг в счет будущих периодов, не требуется уведомлять об этом исполнителя коммунальных услуг либо платежного агента, о чем сказано в Письме Минстроя России от 04 сентября 2015 г. N 28485-ОЛ/04.

Правилами N 354 не предусмотрено распределения платежей в счет будущих расчетных периодов пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.

Указанные платежи учитываются в счет оплаты будущих периодов по результатам начисления соответствующих объемов коммунальных услуг в следующем расчетном периоде.

Если квартплата вносится наличными денежными средствами, то следует учитывать требования Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Общие положения, касающиеся организации документооборота денежных средств, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105 (далее — Положение N 105), но, применяя этот документ, следует учитывать, что его положения применяются в части, не противоречащей нормам Закона N 402-ФЗ.

  1. В соответствии с принципами, изложенными в Положении N 105, документооборот организации должен обеспечивать непрерывное ведение деятельности хозяйствующего субъекта, исходить из принципов рациональности, необходимости и достаточности документов.
  2. Движение документов в организации ЖКХ должно происходить в соответствии с разработанным графиком документооборота, который разрабатывается главным бухгалтером организации ЖКХ и утверждается Приказом ее руководителя.
  3. В частности, в графике документооборота указывается наименование документа, а также количество экземпляров, в которых составляется документ, лицо, ответственное за его оформление, срок оформления.

При осуществлении кассовых операций поступление наличных денежных средств в кассу организации должно сопровождаться оформлением приходного кассового ордера. В соответствии с законодательными требованиями приходный кассовый документ должен составляться в момент получения наличных денежных средств. Одновременно с выпиской первичных кассовых документов они подлежат отражению в кассовой книге.

Движение документов, относящихся к операциям с использованием контрольно-кассовой техники, тесно связано с движением документов по кассе, поскольку в конечном итоге наличная выручка организации, полученная за день с использованием контрольно-кассовой техники, подлежит сдаче в кассу.

Обязаны ли организации ЖКХ применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ)? Обязанность применения ККТ установлена статьей 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).

Согласно названной статье ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых хозяйствующие субъекты могут не применять ККТ, установлены статьей 2 Закона N 54-ФЗ. Перечень указанных видов предпринимательской деятельности является закрытым.

Согласно статье 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.

В связи с этим, при внесении в кассу ТСЖ взносов от жильцов дома, являющихся членами данного ТСЖ, которые аккумулируются у ТСЖ и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для ТСЖ работы и предоставленные услуги, применение ККТ не требуется.

О том, что прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ, сказано и в Письме Минфина России от 25 мая 2018 г.

N 03-01-15/35605, где также уточняется, что при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.

Обратите внимание, что не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01 июля 2019 г.

вправе организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. На это указывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2018 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оборот наличных денежных средств в организации строго регламентирован, в частности, Указанием Банка России от 11 марта 2014 г.

N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) и Федеральным законом от 22 мая 2003 г.

N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ). Таким образом, можно говорить, что обращение наличных денежных средств в пределах организации регулируют, в основном, два законодательных актах.

  • Первичные учетные документы, применяемые для документального оформления операций с наличными денежными средствами, утверждены Постановлениями Госкомстата России:
  • от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
  • от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;

от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Перечисленными постановлениями утверждены формы первичных учетных документов, а также формы регистров, необходимых при отражении операций с использованием наличных денежных средств.

Adblock
detector