Право

Обеспечение аванса 223-фз — Юридическая помощь

Обеспечение аванса 223-фз - Юридическая помощь

Содержание

1. Размер аванса в контракте2. Ограничения аванса в контрактах по 44-ФЗ3. Аванс цены контракта по 223-ФЗ4. Найти контракты с авансом

         Аванс — это добровольное внесение заказчиком поставщику предоплаты до исполнения контракта.

1. Размер аванса в контракте

В 44-ФЗ не регламентирует подобные выплаты, поскольку они являются личной инициативой заказчика, но в п.2 ч.3 ст.21 44-ФЗ указано, что сведения о выплате и размере аванса (при его наличии) должны содержаться в плане-графике, а также в проекте контракта (ч.13 ст.34 44-ФЗ).

Также, в ч.6 ст.96 44-ФЗ указан диапазон обеспечения исполнения контракта (от 5% до 30% НМЦК, но не меньше аванса). Если выплаченный заказчиком аванс превышает сумму, эквивалентную 30 процентам от начальной (максимальной) цены контракта, то обеспечение исполнения контракта уравнивается с размером авансирования, т.е., законодательство привязывает эти суммы друг к другу.

В ситуации, когда победитель закупки снизил цену контракта больше, чем на четверть от НМЦК, применяется антидемпинговая мера: сумма выплаты обеспечения исполнения контракта вырастает в полтора раза.

Если в контракте прописано условие о внесении предоплаты за поставку товара, но при этом не указаны конкретные сроки оплаты, то заказчик должен оплатить поставку в течение недели от даты выдвинутого поставщиком требования предоплаты, согласно ст.314 ГК РФ.

В итоге можно констатировать, что заказчик обязан выплатить аванс только в том случае, если подобное условие было вписано в контрактные документы.

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

2. Ограничения аванса в контрактах по 44-ФЗ

Есть 22 вида товара и 4 типа услуг, по которым законодательство не рекомендует производить выплату аванса (Распоряжение Правительства № 21-р от 16 января 2018 года) при заключении государственных контрактов на их поставку. Среди них можно назвать автомобили, компьютерная техника, постельное белье, канцтовары, моющие средства и др.

Кроме того, в тех случаях, когда поставка выполняется поэтапно, то выплата аванса на последнем этапе закупки по 44-ФЗ запрещается.

3. Аванс в контракте по 223-ФЗ

  • В данном случае законодательство также не регламентирует напрямую предоплату поставок при заключении государственных контрактов.
  • На практике организаторы торгов ориентируются на Гражданский кодекс, определяя размеры и порядок выплаты аванса в проектной документации к закупкам.
  • Некоторые заказчики вводят на конкурсах по 223-ФЗ отказ от авансирования участников закупки как возможность набрать таким способом максимум баллов для победы в торгах.

4. Найти контракты с авансом

1) При изучении документации можно использовать функцию выборочного поиска по тексту, нажав при чтении Плана-графика или проекта контракта одновременно клавиши CTRL и F, а затем в открывшемся окне написать «аванс». 

Найти тендеры с предусмотренной выплатой аванса можно на сайте ЕИС zakupki.gov.ru, выбрав графу «Планирование», а затем найти в списке заголовок «Планы-графики закупок 44-ФЗ».

Выводы

Как говорится, «колхоз – дело добровольное». Поскольку закон не предписывает заказчикам выплату аванса, то львиная часть закупок не предусматривает процедуры авансирования.

  1. Но если заказчик на свой страх и риск решил поощрить поставщика предоплатой, следует указать в проектных документах размер аванса в контракте и конкретные сроки авансирования.
  2. Кроме того, по 44-ФЗ устанавливает твердую зависимость между суммой аванса и размером обеспечения исполнения контракта.
  3. Также существует перечень товаров и услуг, по которым выплата авансом законом не предусмотрена.
  4. Заказчик, выплачивающий аванс, рискует потерять деньги, связавшись с мошенником или недобросовестным поставщиком.

Однако аванс очень привлекателен для ИП, СМП и ССП, поскольку дает возможность поставить предмет закупки, не влезая в кредиты и не рискуя нарушить сроки контрактных обязательств

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Авансирование по 223-ФЗ: размер, ограничения

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть авансирования по 223-ФЗ
  • В чем смысл банковской гарантии и авансирования по 223-ФЗ
  • Можно ли установить 100%-ное авансирование по 223-ФЗ
  • Каковы ограничения на авансирование по госконтрактам

Вопрос авансирования по закону 223-ФЗ является важным для поставщиков, ведь заключая контракт с прописанным авансом, исполнитель значительно облегчает себе исполнение этого договора. Например, можно заранее закупить необходимые товары или нанять субподрядчиков.

Однако проблема заключается в том, что не в каждый контракт можно прописать наличие аванса. В нашей статье мы расскажем о том, каким может быть авансирование по 223-ФЗ, в каком размере его можно устанавливать и какие ограничения на авансы накладывает законодательство.

Суть авансирования по 223-ФЗ

В федеральном законе № 223, как и в законодательном акте № 44, отсутствуют положения, затрагивающие тему авансирования. По этой причине заказчикам необходимо отталкиваться от актуальных норм ГК РФ. Обычно порядок предоставления предоплаты прописывается покупателем в Положении о закупках и проекте соглашения с исполнителем.

В некоторых случаях во время торгов, проводимых по закону 223-ФЗ, потенциальных продавцов оценивают, в том числе исходя из предлагаемого размера аванса. То есть поставщик, готовый работать без получения предоплаты, получает максимальный балл по одному из критериев.

Проще всего искать сведения об авансировании по 223-ФЗ в документации при помощи инструмента быстрого поиска по тексту. В открытом документе нажмите клавиши CTRL+F (или СMD+F, если вы пользуетесь MAC OS), после чего введите слово «аванс» во всплывшем окошке.

Наравне с законом 44-ФЗ, при работе по 223-ФЗ от размера аванса зависит процент обеспечения сделки. Если заказчик собирается выплатить исполнителю предоплату и требует от него финансовых гарантий, обеспечение обычно соответствует авансу.

Нужно понимать, что в законе отсутствуют ограничения по размеру предварительной выплаты. Правда, ч. 17 ПП № 1352 от 11.12.2014 г., фиксирующая тонкости приобретения ТРУ у субъектов малого и среднего бизнеса, требует, чтобы данная сумма составляла не менее 30 % от НМЦК.

В некоторых случаях покупатель устанавливает возможный диапазон авансирования, тогда задача потенциальных исполнителей состоит в том, чтобы предложить один из возможных вариантов.

При желании заказчик может дать продавцам право отказаться от получения предоплаты. А значит, подрядчики оцениваются не только по предложенной цене работ и сроку их завершения, но и по данному критерию. Если покупатель и продавец решат не пользоваться авансированием по 223-ФЗ, второму не придется оплачивать банковскую гарантию.

Банковская гарантия и авансирование по 223-ФЗ

Если заказчик хочет использовать авансирование, банковская гарантия позволяет ему:

  • обеспечить исполнение основных обязательств по контракту;
  • вернуть предоплату при возникновении проблем с исполнителем.

Банк гарантирует, что выплатит заказчику сумму, полученную продавцом, если обязательства по договору не будут выполнены.

Исполнитель должен оформить гарантию в одном из банков, предложенных заказчиком в тендерной документации. Иногда в договоре отсутствует указание на конкретные учреждения, тогда выбирают из тех, которые отвечают требованиям организатора торгов.

Если такие требования отсутствуют, рекомендуется заблаговременно подать покупателю запрос в письменном виде. Данная переписка послужит доказательством правоты исполнителя, если заказчик откажется принимать гарантию, а времени на подготовку новой не будет. В таком случае будет сложно спорить, ведь отсутствует подтверждение необоснованных претензий.

Для оформления интересующего нас документа используется фирменный бланк банка, после чего информация о выдаче фиксируется в реестре банковских гарантий.

Закон 223-ФЗ не устанавливает необходимого срока действия гарантии – он зависит только от пожеланий заказчика. Обычно этот период превосходит отрезок времени, установленный для выполнения работ по контракту в полном объеме, минимум на 2 месяца. Все необходимые сведения содержатся в ПЗ или в документации по тендеру.

Гарантия на возврат предоплаты относится к наиболее востребованным услугам кредитных организаций, так как она дает возможность избежать рисков, связанных с нецелевым использованием аванса.

В законе 223-ФЗ нет норм, устанавливающих правила выпуска гарантий. Заказчик сам выдвигает требования к банкам либо упрощает задачу участников конкурса, указывая список кредитных организаций в Положении.

Дело в том, что любому покупателю необходимо видеть в качестве поручителя устойчивую, надежную в финансовом плане организацию, ведь от этого зависит легкость, с которой он сможет решить свои проблемы с поставщиком.

Итак, исполнитель выбран, соглашение подписано. Если покупатель указал условия авансирования по 223-ФЗ, другой стороне необходимо подготовить финансовую гарантию. Далее продавцу передается предоплата, то есть сумма для начала оказания услуг, либо оплата первой партии товара.

Кроме того, может быть заключено дополнительное соглашение, в котором фиксируется принцип взаимодействия сторон при использовании авансового платежа.

Итак, исполнитель выбирает банк из предложенного списка и оформляет гарантию, после чего направляет ее организатору торгов, получая взамен предоплату. Далее ему необходимо предоставить необходимые ТРУ.

Если заказчика устраивает качество выполнения работ, гарантия остается неиспользованной, а ее действие завершается спустя месяц после подписания приемочных документов. Либо заказчик может направить в банк выданную им гарантию вместе с запросом на получение выплаты.

Тогда кредитное учреждение обязано перечислить сумму, равную выплаченному авансу.

Читайте также:  НДС с авансов обеспечительный платеж - Совет Юриста

Помните, что закон 222-ФЗ не устанавливает срока гарантии – его выбирает организатор и фиксирует в документации по тендеру. Обычно продолжительность действия данного документа на два месяца больше срока полного исполнения обязательств.

Можно ли установить 100%-ное авансирование по 223-ФЗ

В письме Минэкономразвития РФ № Д28и-1371 от 25.05.2016 г. указывается, что в законе 223-ФЗ отсутствуют правила ведения закупочной деятельности юридическими лицами. В данном акте содержатся ключевые принципы и требования, связанные с обеспечением прозрачности проведения тендеров.

Заказчик сам устанавливает и фиксирует в положении о закупке порядок подготовки, проведения торгов и другие условия, например принцип авансирования в соответствии с законом 223-ФЗ.

Организатор может указать в тендерной документации условие, по которому оплата работы будет производиться в полном объеме единовременно, когда поставщик выполнит свою часть обязательств.

Нужно понимать, что любые разъяснения, полученные от органа государственной власти, обладают юридической силой только при условии, что закон дает такой организации право на данные действия.

Минэкономразвития РФ является федеральным учреждением исполнительной власти, который, в соответствии с законодательством РФ, Положением о Министерстве экономического развития нашей страны, утвержденным ПП РФ № 437 от 5.06.2008 г.

, не имеет компетенций по разъяснению законодательных актов РФ.

Часть 2 ст. 2 закона 223-ФЗ определяет положение о закупке как документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика, поэтому в нем обязательно перечисляются требования к тендерам, порядок подготовки и проведения процедур, способы торгов, условия их применения, порядок подписания соглашений и работы по ним и другие положения, имеющие отношение к данной теме.

По закону 223-ФЗ, размер предоплаты заказчик устанавливает самостоятельно, фиксируя его положении. А значит, если вы указали в данном документе, что допускается авансирование в размере 100 % от оплаты, у вас есть полное право установить его для закупки.

Ограничения на авансирование по госконтрактам

Если контракт, заключаемый автономными и бюджетными учреждениями, на предоставление ТРУ предполагает авансовые платежи, необходимо действовать в соответствии с нормами, предусмотренными для получателей бюджетных средств и распространяющимися на все государственные учреждения. Нужно понимать, что речь идет о любых источниках финансирования закупок и бюджетах любого уровня.

Когда торги организуются для обеспечения региональных и муниципальных нужд, важно выполнять требования, содержащиеся в нормативных актах власти субъекта РФ или муниципалитета.

Пункт 14 указанного выше Постановления запрещает после 1 декабря заключать соглашения с запланированным авансированием или оплатой работ и услуг, срок исполнения которых превышает один месяц.

С 2018 года п. 18 ПП № 1496 перестал действовать только на получателей средств федерального бюджета. Теперь его положениям должны подчиняться еще и бюджетные, автономные учреждения.

С 2019 года заказчикам не следует забывать о немаловажном нюансе авансирования по 223-ФЗ при поэтапной оплате.

Если предполагается выполнение работ в несколько этапов и их сроки полностью или частично совпадают, после перечисления аванса могут быть оплачены только фактически поставленные ТРУ, стоимость которых превышает данную сумму. Эта норма зафиксирована в пп. «а» п. 18 Постановления № 1496 в ред. ПП РФ № 1430 от 28.11.2018 г.

Авансирование по 223-ФЗ может быть на сумму в пределах 30–100 % от стоимости соглашения. Конкретный процент выбирается в соответствии с объектом закупки.

Далее представлены размеры разрешенных авансов на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов:

Процент предоплаты от суммы соглашения Виды и условия госконтрактов, заключаемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями
До 100 %
  • По договорам:
  • ·     о предоставлении услуг связи;
  • ·     о подписке на печатные СМИ и их приобретении (для санкционирования в ОФК необходимо представить счет или счет-фактуру);
  • ·     об обучении на курсах повышения квалификации;
  • ·     о прохождении профессиональной переподготовки;
  • ·     об участии в методических, научно-практических, прочих разновидностях конференций;

Как предусмотреть аванс при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

В проекте контракта или договора пропишите размер и порядок авансирования. Размер предоплаты для заказчиков по Закону № 44-ФЗ ограничен правовыми актами Правительства, региональной или муниципальной власти.

Заказчики по Закону № 223-ФЗ выплачивают аванс на свое усмотрение. Исключение – бюджетные и автономные учреждения. Читайте, какие правила авансирования применять при закупках и за какие условия контролеры оштрафуют.

  • Авансирование по 44-ФЗ
  • В каком размере предусмотреть аванс
  • Размер аванса зависит от условий закупки и от источника финансирования.
  • Для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков действуют разные правила, которые применяют получатели бюджетных средств:
  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • органы местного самоуправления;
  • органы местной администрации;
  • казенные учреждения.Федеральные заказчикиАванс до 30 процентовСпособ 1. Применяйте, если контракт не содержит этапов либо этапы выполняют последовательно.
  • Аванс до 30 процентов цены контракта заказчик вправе установить на любые товары, работы или услуги. Исключение – случаи, когда платить аванс нельзя, и случаи, когда установлены другие пределы авансирования. Чтобы платить аванс, включите в контракт условие о последующих после аванса платежах. Оставшийся платеж рассчитывайте одним из двух способов.
  • При закупке за счет федеральных средств размер аванса составляет от 30 до 100 процентов цены контракта. Какой процент установить, зависит от объекта закупки. Размеры авансовых платежей перечислены в пункте 18 Положения, которое Правительство утвердило постановлением от 09.12.2017 № 1496.
  • Получатели бюджетных средств перечислены в статье 6 БК. Читайте подробно, какой размер аванса вправе прописать в контракте получатели средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также бюджетные учреждения и унитарные предприятия.
Платеж Стоимость поставленной продукции Выплаченный аванс

В контракте напишите: «Размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа».

Способ 2. Договор содержит этапы, сроки исполнения этапов частично или полностью совпадают.

Платеж = Стоимость поставленной продукции Аванс за поставленную продукцию 1 + Аванс за поставленную продукцию 2 … + Последний аванс за поставленную продукцию
Аванс за поставленную продукцию = Размер аванса, предусмотренный контрактом, % × Стоимость поставленной продукции

В контракте напишите: «Размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг».

Если сумма контракта на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России превышает 600 млн руб.

, заказчик вправе произвести повторную предоплату, но только когда подрядчик выполнит работы в объеме выплаченного аванса. Общий размер аванса не должен превышать 70 процентов суммы контракта.

Данная норма также приостановлена до 31 декабря 2021 года (п. 2 постановление от 23 января 2021 года № 39).

  1. Об этом сказано в подпунктах «а», «б» пункта 18 Положения № 1496.
  2. Аванс до 90 процентов
  3. В случае, если установлено условие о казначейском сопровождении авансовых платежей, необходимо установить аванс в размере 90 процентов.

В контракт включите условие о том, что размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа. Об этом сказано в абзаце 4 подпункта «а» пункта 18 Положения № 1496 (п. 1 постановления Правительства от 23 января 2021 года № 39).

Аванс до 100 процентов

Предусмотрите аванс до 100 процентов, когда закупаете:

  • услуги связи;
  • подписку на печатные издания;
  • печатные издания;
  • обучение на курсах повышения квалификации или профессиональную переподготовку;
  • участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях;
  • госэкспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • проверку достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства;
  • авиа- и железнодорожные билеты, билеты на городской и пригородный транспорт;
  • гостиничные услуги для командированных сотрудников;
  • путевки на санаторно-курортное лечение;
  • ОСАГО;
  • аренду индивидуального сейфа (банковской ячейки);
  • проведение мероприятий по тушению пожаров;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • страхование опасных производственных объектов;
  • лечение граждан РФ за пределами России. Контракты заключает Минздрав с иностранными организациями.Авансы по контрактам 2022–2024 годов Правила авансирования по постановлению № 2411 распространяются и на контракты с едпоставщиком. Если за счет средств федерального бюджета закупаете у едпоставщика промтовары из специального перечня с соблюдением запрета на допуск иностранных товаров, вы вправе установить аванс в размере до 80 процентов, но не более ЛБО.
  • Правила авансирования по постановлению № 2411 применяют ГРБС и подведомственные им получатели средств федерального бюджета. Такие заказчики устанавливают аванс до 80 процентов, но не более ЛБО в закупках промтоваров из специального перечня для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства. Смотрите в таблице, кто и в каких случаях устанавливает аванс до 80 процентов по правилам постановления № 2411.
  • С 1 января 2023 года получатели федеральных средств устанавливают аванс в размере не менее 80 процентов, но не более ЛБОв контрактах на поставку промтоваров по специальному перечню. Правило действует для контрактов, которые заключены в 2022–2024 годах с применением запрета на допуск иностранных товаров (постановление Правительства от 24.12.2022 № 2411).
  • Случаи, когда заказчик вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения № 1496.
Условие Наименование товара ОКПД2
  • Заказчик – ГРБС или подведомственные им получатели средств федерального бюджета.
  • Закупка промтоваров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства.
  • В закупке соблюдается запрет допуска иностранных товаров в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ
Инструмент ручной прочий 25.73.30
Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него)
Читайте также:  Переход с ЕНВД на усн авансы - Юридическая помощь

Закупки с авансом в 2023 году: новые правила

Заказчики прописывают условие о выплате аванса в проекте контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Документ прикладывают к извещению о закупке, чтобы потенциальные поставщики могли заранее ознакомиться с условиями сделки.

Размер платежа устанавливают как процент от цены поставки. При поэтапном выполнении работ размер платежа рассчитывают отдельно для каждого этапа. Устанавливать разную величину аванса для этапов запрещено.

Выплаты проводят также поэтапно. Сначала заказчик переводит аванс по первому этапу работ, затем по второму и так далее (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, Письма Минфина России № 24-06-07/68449 от 15.07.

2022, № 24-03-07/3717 от 23.01.2020).

Напоминаем: если к поставщику применяли антидемпинговые меры, выполнять условия сделки придется без аванса (ч. 13 ст. 37 44-ФЗ).

Размер допустимого аванса зависит от вида заказчика и закупаемого товара. Федеральные заказчики работают по правилам из Постановления Правительства № 1496 от 09.12.2017, а региональные и муниципальные — по нормативам своего региона. Некоторые правила работают для всех заказчиков. Также введены особые положения для новых регионов.

Основных правил по установлению аванса для федеральных учреждений два:

  1. Размер платежа не должен превышать финансирование (п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

  2. Авансирование последнего этапа исполнения контракта не допускается. Исключение: контракты с авансированием до 100% (п. 19 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Выплата аванса в пределах 30% допускается при поставке товара, оказании услуг или выполнении работ, в том числе при строительных работах (абз. 2 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Аванс с возможностью увеличения платежа до 70% разрешен при оплате строительных работ, реконструкции и капремонта госсобственности с ценой более 600 млн руб. Работает это так: если подрядчик получил аванс, например, 50% и полностью отработал эту сумму, то может попросить увеличить авансовый платеж до 70% (пп. «б» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).

Аванс до 100% разрешен при оплате (пп. «в» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017):

  • услуг связи;
  • подписке на печатные издания;
  • услуг по повышению квалификации;
  • госэкспертизы проектно-сметной документации;
  • инженерных изысканий;
  • проезда, грузоперевозок и гостиниц;
  • лечения за рубежом (для Минздрава);
  • страхования;
  • аренды банковской ячейки;
  • тушения пожаров.

Федеральным заказчикам запрещено выплачивать аванс при закупке (Распоряжение Правительства № 21-р от 16.01.2018, п. 20 ПП № 1496 от 09.12.2017):

  • постельного белья,
  • ковров,
  • некоторой одежды,
  • печатной бумаги,
  • компьютеров,
  • радиоприемников,
  • автомобилей,
  • карандашей,
  • техобслуживания автомобилей,
  • ремонта компьютеров и мебели,
  • иных товаров и услуг.

Исключения из правила: товары из реестра российской радиоэлектроники.

Если один контракт подразумевает поставку товаров из Распоряжения Правительства № 21-р от 16.01.2018 и других товаров, авансирование также не устанавливают.

В 2023 году в контрактах с казначейским сопровождением устанавливают аванс от 30% до 50%. Если контракт без казначейского сопровождения, а финансирования недостаточно для полной выплаты аванса в текущем году, оставшуюся часть можно перечислить поставщику до 1 февраля следующего года.

Увеличить размер аванса в контрактах, заключенных до 07.03.2023, поможет заключение допсоглашения по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ.

До 31.12.2023 приостановлено действие положения о выплате аванса в размере 90% и 30% на основании абзаца 4 подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 ПП № 1496 (Постановление Правительства № 348 от 06.03.2023).

Региональные и муниципальные заказчики руководствуются в работе общим порядком авансирования и правилами региона.

Например, нюансы авансирования в Санкт-Петербурге в 2022 году утверждены Постановлением Правительства № 387 от 04.05.2022. Проект постановления об авансировании на 2023 год примут в ближайшее время.

Власти планируют поднять размер аванса с 10-30% до 30-50% с возможностью изменения заключенных ранее контрактов.

До конца 2024 года госзаказчики по 44-ФЗ выплачивают повышенный аванс при закупке станков и инструмента — не менее 80% от суммы сделки (п. п. 1, 2 Постановления Правительства № 2411 от 24.12.2022). Обязательное условие: закупка проведена с запретом допуска импортной продукции.

В ближайшее время власти планируют расширить перечень продукции с повышенным авансированием и включить в него:

  • краны и лебедки,
  • лифты,
  • вагоноопрокидыватели,
  • промышленные печи,
  • иную продукцию.

До конца 2023 года власти установили повышенное авансирование по строительным контрактам в новых регионах (ПП № 348 от 06.03.2023). Максимальный размер аванса по таким контрактам — 90%. Особые условия действуют в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Регламентация 223-ФЗ обеспечения заявки и исполнения договора

223-ФЗ, регламентируя закупочную деятельность для госкомпаний, поставщиков-монополистов и отдельных видов юрлиц, утверждает необходимость применения обеспечения для заявок и исполнения договоров.

При этом целевая направленность обеспечения в обоих случаях разнится:

  • заявочное обеспечение выступает страховкой для заказчика в случае отказа победителя торгов от заключения соглашения;
  • обеспечение исполнения договора требуется уже после его подписания в качестве гарантии, что исполнитель не уклонится от закреплённых в контакте обязательств и будет добросовестно их выполнять.

По сравнению с 44-ФЗ, в котором скрупулёзно прописаны сроки, размер и форма внесения обеспечения, в 223-ФЗ определение данных параметров обеспечительных средств отдаётся на усмотрение заказчика.

Но при этом он обязан сведения об их сроках, размере и форме зафиксировать в извещении о предстоящей закупке, которое публикуется в ЕИС. В случае, когда внесение обеспечительных средств осуществляется в форме банковской гарантии, а не в виде денежных сумм, то это условие должно быть прописано в извещении.

Хотя в некоторых случаях заказчик волен, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора, при любых конкурентных закупках обеспечение по поступающим заявкам обязательно.

Более того, закон чётко предписывает заказчику не допускать заявки к участию в закупочных процедурах без предоставления участниками их обеспечения, если это требование зафиксировано в извещении о предстоящей закупке.

Виды обеспечения заявки

Заявки могут обеспечиваться двояким способом:

  • деньгами;
  • банковский гарантией.

Денежная форма подразумевает:

  • перечисление денег на счёт заказчика, который указывается в закупочном извещении, если торги проводятся в неэлектронном виде;
  • блокировку суммы обеспечения до завершения торгов на исполнительском счету на ЭТП при электронной форме закупки.

Но поскольку чаще всего поставщики затрудняются для обеспечения заявки изымать деньги из оборота, они прибегают к банковским гарантиям.

Тем более что 223-ФЗ предусматривает в данном аспекте более мягкие требования к предоставляемой гарантии, нежели 44-ФЗ.

Например, её не обязательно вносить в спецреестр в ЕИС или оформлять только у аккредитованных банковских учреждений, числящихся в списке Минфина РФ.

Но при этом гарантия должна содержать чётко определённую сумму, носить безотзывный характер и обладать зафиксированным сроками действия, которые перекрывают закупочный временной период не менее 2 месяцев вперёд.

Размер

Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.

Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.

Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.

При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.

Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.

Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.

Возврат

Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.

При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.

После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.

Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.

Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.

Формы обеспечения исполнения договора

  • После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.
  • Они могут быть в форме перечисления необходимой денежной суммы по реквизитам заказчика или в виде банковской гарантии.
  • Данный факт нуждается в документальном подтверждении посредством, например, платёжного поручения с банковской отметкой.

При этом для исполнителя крайне важно внести обеспечение договора по 223-ФЗ точно в оговорённые сроки, поскольку просрочка грозит признанием его уклоняющимся от исполнения контракта с последующим попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Размер

Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.

При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.

Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.

Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.

Возврат

Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.

За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.

В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.

Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:

  • зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
  • наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
  • не была предоставлена требуемая документация;
  • нарушались сроки устранения товарных недостатков;
  • была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
  • поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Читайте также:  Аванс в валюте: Курсовые разницы и валютные операции

Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.

Банковский сервис (онлайн)

Предоставление обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ гарантирует защиту заказчиков от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности и мошенников. Если компания или индивидуальный предприниматель, заключивший госконтракт, в полном объеме не выполнит свои обязательства, заказчик сможет компенсировать свои потери, получив гарантийную сумму.

Нужно ли обеспечение исполнения контракта на самом деле?

Для субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в госзакупках, предоставление обеспечения контракта является дополнительной статьей расходов. Однако, для государства — это способ защитить свои деньги, так как в рамках торгов по 223-ФЗ производится закупка товаров, работ и услуг для нужд государственных компаний и организаций.

Фактически за счет обеспечения удается создать условия для эффективного расходования средств госзаказчиков, так как в случае перечисления денег недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности, финансовые потери будут возмещены.

Формы обеспечения госконтрактов

ФЗ-223 не устанавливает прямых требований относительно формы обеспечения контракта, делегируя данные полномочия заказчикам. Главное требование – форма обеспечения, выбранная госзаказчиком, должна быть прописана в закупочной документации.

В подавляющем большинстве случаев организаторы торгов по 223-ФЗ в отношении обеспечения контракта дублируют требования 44-ФЗ, предлагая представителям бизнеса денежный залог или БГ.

У каждого из видов обеспечения есть свои плюсы и минусы. Залог не предусматривает прямых денежных трат, но замораживает деньги на продолжительный срок, которые перечисляются на специальный банковский счет и в случае невыполнения исполнителем обязательств по контракту поступают на счет госзаказчика.

Недостатком залога является снижение эффективности хозяйственной деятельности, так как существенная сумма изымается из оборота субъекта предпринимательства. На деньги, хранящиеся на спецсчете, банк начисляет процент, однако он минимален и не приносит особой выгоды.

Банковская гарантия оформляется за счет участника госзакупок – компания или индивидуальный предприниматель оплачивают услуги банка, который гарантирует исполнение представителем бизнеса возложенных на себя обязательств.

Для каких целей нужна БГ

При проведении госзакупок по 223-ФЗ гарантия банка выступает в качестве страховки государственного заказчика, позволяя избежать финансовых потерь из-за действий недобросовестных представителей бизнеса.

Если исполнитель (принципал) не выполняет либо выполняет частично или недолжным образом контрактные обязательства, кредитно-финансовое учреждение, выступающее в роли гаранта, производит выплату заказчику (бенефициару) гарантийной суммы.

Таким образом БГ исключает риск убытков, которые могут понести госкомпании и госучреждения, закупая товары, работы или услуги у физических и юридических лиц.

Размер выплаты, а также события, которые считаются гарантийным случаем, оговариваются в документе, выдаваемом банком. Оформление БГ производится за счет и по инициативе юридического или физического лица, принимающего участие в госзакупках.

Банковская гарантия по 223 ФЗ: требования

БГ, которая используется в госзакупках по 223-ФЗ, может быть выпущена на бумажном носителе и/или в электронном виде. В документе оговаривают:

  • дату, когда заканчивается срок действия гарантии;
  • продолжительность срока действия;
  • обязательства поставщика товаров, работ или услуг перед госзаказчиком, гарантируемые банком;
  • гарантийную сумму, выплачиваемую банком.

Отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В отличие от 44-ФЗ, для банковской гарантии по 223-ФЗ не установлено обязательных критериев, которым должен соответствовать документ. Содержащиеся в 44-ФЗ нормы о включении банков-гарантов в перечень кредитно-финансовых организаций, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ, а также внесении выдаваемых банками гарантийных документов в госреестр, отсутствуют.

Вместо этого 223-ФЗ дает право госзаказчикам самим выдвигать требования к гарантиям. Полный перечень требований в обязательном порядке должен быть указан устроителем торгов в закупочной документации.

Требования к банкам-гарантам

Теоретически предоставление банковских гарантий по 223 ФЗ может быть осуществлено любым российским банком. Однако, на практике дела обстоят иначе. Государственные заказчики, стремясь минимизировать риски, связанные с невыполнением кредитно-финансовым учреждением взятых на себя гарантийных обязательств, устанавливают критерии для банков-гарантов.

Чаще всего заказчики требуют, чтобы БГ была выдана кредитно-финансовой организацией, которая включена в банковский перечень, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ. Кроме того, некоторые госзаказчики указывают дополнительный критерий, называя список крупных финансово-устойчивых банков, документы которых они готовы принять.

Реестр БГ 223 ФЗ

В 223-ФЗ не содержится требование о включении выдаваемых кредитно-финансовыми организациями гарантийных документов в ЕРБГ.

Также нормативными документами не предусматривается ведение отдельного госреестра для БГ, выданных участникам госзакупок по 223-ФЗ.

Поэтому, физические и юридические лица могут получить банковскую гарантию 223 ФЗ, незарегистрированную в ЕРБГ, а госзаказчик обязан ее принять.

Однако, практика показывает, что большинство банков, специализирующихся на выдаче БГ участникам госзакупок по 223-ФЗ, регистрируют выдаваемые гарантийные документы, чтобы заинтересованные лица имели возможность удостовериться в легитимности гарантии. Внесение документов в ЕРБГ проводится по той же процедуре, что и включение в госреестр банковских гарантий по 44-ФЗ.

Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения

Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:

  • период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
  • отсутствие убыточной деятельности;
  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.

Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:

  • анкету-заявку;
  • копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
  • свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
  • другие документы по усмотрению банка.

Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.

Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.

Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:

  • банковские депозиты;
  • векселя и другие ценные бумаги;
  • объекты недвижимости;
  • транспортные средства и прочее.

Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.

Размер обеспечения контракта

При проведении госзакупок по 223-ФЗ каких-либо нормативных требований относительно размера обеспечения контракта не предусмотрено. Госзаказчики определяют размер обеспечения по собственному усмотрению. В большинстве случаев – это 10-30% от начальной максимальной цены контракта.

Точная сумма обеспечения, которую обязан предоставить исполнитель контракта, указывается госзаказчиком в закупочной документации. При заключении контракта представитель бизнеса обязан предоставить обеспечение в сумме, указанной заказчиком.

Сокращение размера обеспечения возможно только в процессе исполнения контракта. При этом, должно быть соблюдено обязательное условие – в заключенном контракте предусмотрено поэтапное исполнение обязательств с приемкой и оплатой каждого этапа по отдельности.

Размер обеспечения контракта можно уменьшать после каждого выполненного этапа, благодаря чему произойдет ослабление финансовой нагрузки на исполнителя. Сокращение размера обеспечения должно быть прямо пропорционально сокращению обязательств перед госзаказчиком.

Можно ли заменить обеспечение

Замена формы обеспечения по контракту возможна, если данное положение отображается в закупочной документации. Выполнение замены осуществляется в процессе исполнения контракта, когда поставщик товаров, работ или услуг выполняет часть взятых на себя обязательств.

Помимо изменения формы обеспечения корректируется и его размер, который уменьшается пропорционально выполненным обязательствам.

Процедура производится по аналогии с 44-ФЗ: физическое или юридическое лицо, признанное победителем торгов, подает заказчику предложение о замене обеспечения, на основании которого тот принимает решение.

Чаще всего исполнители просят госзаказчиков разрешить замену в ситуациях, когда обеспечение исполнения контракта было произведено путем перечисления денежных средств на спецсчет. Если госзаказчик даст разрешение, исполнитель контракта предоставляет БГ, после чего выполняется возврат денег.

Возврат обеспечения

После того, как поставщик товаров, работ или услуг исполнил в полном объеме обязательства перед заказчиком, процедурой проведения госзакупок предусмотрено размещение информации об исполнении контракта.

Данные о контракте и необходимый пакет документов заказчик направляет в Федеральное казначейство, которое вносит сведения об исполненном договоре в реестр.

После того, как внесенная в реестр информация будет опубликована, госзаказчик возвращает обеспечение. Сроки, основания и порядок процедуры возврата определяется госзаказчиком самостоятельно. Соответствующую информацию в обязательном порядке указывают в закупочной документации, а также в подписываемом с исполнителем договоре.

Обычно возврат на расчетный счет исполнителя денежных средств производится в 30-дневный срок с момента подписания акта приемки. Если обеспечение было представлено в виде БГ, никаких действий не предполагается.

Как правило, срок действия банковской гарантии по 223 ФЗ на один месяц превышает период действия контракта.

По истечении данного срока гарантийный документ теряет свою силу, поэтому его возврат исполнителю лишен смысла.

Adblock
detector