Право

Обеспечение исполнения контракта при авансе 100 процентов — Юридическая помощь

Обеспечение исполнения контракта при авансе 100 процентов - Юридическая помощь

В силу ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя в том числе размер обеспечения исполнения контракта, должно быть установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении (смотрите также п. 17 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Исключения из этого правила установлены чч. 2, 6.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Если закупка проводится в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.

30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНО) и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер обеспечения устанавливается в соответствии с чч. 6 и 6.

1 Закона N 44-ФЗ от цены контракта, по которой заключается контракт (ч. 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При этом в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги (далее – СЦЕ) снижены на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, начальной СЦЕ, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, то есть в данном случае применяются антидемпинговые меры (ч. 6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Частями 1-2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн руб.

и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК (либо предложена СЦЕ, которая на 25 и более процентов ниже начальной СЦЕ), контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), но не менее чем 10% от НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам закупки, проводимой исключительно среди СМП, СОНО) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если же НМЦК составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, либо предложена СЦЕ, которая на 25 и более процентов ниже начальной СЦЕ, контракт заключается только после предоставления таким участником либо обеспечения исполнения контракта в указанном выше размере, либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Как видим, порядок применения антидемпинговых мер подразумевает выбор в части того, которая из рассчитанных сумм обеспечения исполнения контракта (в размере, увеличенном в 1,5 раза, или составляющем 10% от НМЦК либо от цены контракта) в каждом конкретном случае окажется больше.

Кроме того, согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения контрагента среди СМП, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст.

37 указанного закона, и от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления им информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в зависимости от обстоятельств вопрос о предоставлении обеспечения может быть решен одним из следующих способов:
1) Победитель вместо предоставления обеспечения выполняет требования ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;
2) Победитель предоставляет предусмотренное документацией обеспечение исполнения контракта, увеличенное в полтора раза.

3) Победитель предоставляет предусмотренное документацией обеспечение исполнения контракта, а также информации, подтверждающей добросовестность победителя.

Авансирование по Закону № 44-ФЗ

Проблема: Возможно ли 100% авансирование при заключении договора с единственным поставщиком по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Решение: При заключении договора с единственным поставщиком в соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 100% авансирование возможно в следующих ситуациях:

получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи до 100 процентов суммы договора (государственного контракта) — по договорам (государственным контрактам):

  • об оказании услуг связи; 
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; 
  • о проведении государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, и результатов инженерных изысканий;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом; 
  • об оказании гостиничных услуг по месту командирования;
  • об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
  • о проведении мероприятий по тушению пожаров; 
  • аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки); 
  • по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; 
  • по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями.

Вышеуказанные положения действуют, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.

2017 № 1496 (далее – Положение № 1496) или иным нормативным правовым актом Правительства РФ для такого договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на соответствующие цели (п.

18, подпункт «в» п.18 Положения № 1496).

Обеспечение исполнения контракта

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ[1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев.

Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=M-9vD6scBw4\u0026pp=ygWPAdCe0LHQtdGB0L_QtdGH0LXQvdC40LUg0LjRgdC_0L7Qu9C90LXQvdC40Y8g0LrQvtC90YLRgNCw0LrRgtCwINC_0YDQuCDQsNCy0LDQvdGB0LUgMTAwINC_0YDQvtGG0LXQvdGC0L7QsiAtINCu0YDQuNC00LjRh9C10YHQutCw0Y8g0L_QvtC80L7RidGM

Курс повышения квалификации «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ»Полное погружение в вопросы закупок с тестами и практикой: вы научитесь искать выгодные закупки, пользоваться тендерными площадками, составлять заявки на участие и готовить пакет документов.

После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 часа и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.

 Станьте специалистом, который поможет бизнесу заработать больше! Записаться

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона №44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
Читайте также:  Комиссионер получил аванс - Совет Юриста

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона №44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 №199, к которым относятся случаи:

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона №44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 №Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств.

При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены.

Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

https://www.youtube.com/watch?v=M-9vD6scBw4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст.

34 Закона №44‑ФЗ).

Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона №44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;

  2. быть безотзывной;

  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;

  4. содержать:

  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п.

6 ст. 96 Закона №44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять:

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст.

96 Закона №44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 №02‑07‑07/50609). Согласно разд.

V Указаний 65н[2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

https://www.youtube.com/watch?v=F_9pwAKoAyE\u0026pp=ygWPAdCe0LHQtdGB0L_QtdGH0LXQvdC40LUg0LjRgdC_0L7Qu9C90LXQvdC40Y8g0LrQvtC90YLRgNCw0LrRgtCwINC_0YDQuCDQsNCy0LDQvdGB0LUgMTAwINC_0YDQvtGG0LXQvdGC0L7QsiAtINCu0YDQuNC00LjRh9C10YHQutCw0Y8g0L_QvtC80L7RidGM

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции №157н[3]).

В соответствии с п.

267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции №157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 №02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения 3 201 11 510 3 304 01 730 200 000
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю 3 304 01 830 3 201 11 610 200 000

Сумма предоставленной банковской гарантии. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 №02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии.

Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10 170 000
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась 10 170 000

Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=F_9pwAKoAyE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Финансовое обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта госзакупок

Обеспечение заявки на участие — требование, которое устанавливает заказчик или уполномоченный орган.

Заказчик обязан требовать от поставщиков обеспечение заявки в конкурсах и аукционах дороже 5 млн рублей. Обеспечение заявки зависит от начальной цены контракта:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

В закупках до 5 млн руб. заказчики по 44-ФЗ могут не требовать обеспечения заявки.

Участник сам выбирает способ обеспечения — внести деньги на спецсчет или предоставить банковскую гарантию. Деньги будут заблокированы на спецсчете до момента заключения контракта с победителем торгов.

После подведения итогов закупки сумма обеспечения заявки возвращается всем участникам, кроме победителя, в течение 1 рабочего дня. Победителю — после подписания контракта. Если признанный победителем участник уклоняется от заключения контракта, то заказчик перечисляет обеспечение его заявки в бюджет.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта — денежное обязательство, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства.

Для конкурсов и аукционов по 44-ФЗ требование устанавливается обязательно. Договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения. Для остальных закупок требование устанавливается на усмотрение заказчика.

Сумма обеспечения составляет от 0,5% до 30% начальной стоимости контракта (в 2020 году —  до 50%, как поддерживающая мера для поставщиков). При этом действует ряд условий:

  • Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если аванс предусмотрен контрактом).
  • Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
  • Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, то к участнику закупки, с которым заключается контракт, применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от заявленной заказчиком в договоре.

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки может определить самостоятельно. Существует два вида обеспечения:

  • «живые деньги» на счет госзаказчика. Эти деньги остаются заблокированными до момента выполнения контракта. Это не очень удобно, поскольку при заключении контракта на длительный срок или на большую сумму приходится выводить из оборота и «замораживать» значительную часть средств;
  • банковская гарантия. Ответственность по долгам заемщика при невыполнении обязательств несет гарант — банк, который выдал гарантию.

Победитель закупки, которые не предоставил обеспечение, считается уклонившимся от заключения контракта: теряет обеспечение заявки и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков на два года.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контракта Способ обеспечения исполнения контракта Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ Когда предоставление обязательно Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ Расчет суммы обеспечения Возврат обеспечения по контракту

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.

Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.

Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе  на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.

Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.

Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.

Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.

  Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик  может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей 5 — 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей 10 — 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКО рассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен аванс не менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры) при НМЦК > 15 млн рублей в 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублей Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней; 
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8 ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:  НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.  Ограничения для СМП и СОНКО нет.

Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Обеспечение исполнения контракта

Обучение

подтверждаемое внесением денежных средств или независимой гарантией обязательство победителя закупки исполнить заключаемый с ним контракт

Заказчик прописывает требование о внесении обеспечения исполнения контракта в извещении о закупке и в проекте контракта. До внесения обеспечения контракта заказчик вправе не подписывать документ.

Размер обеспечения контракта указывается в извещении и может быть от 0,5% до 30% от суммы НМЦК (от цены контракта в случае закупки у СМП, СОНКО). При заключении контракта жизненного цикла участник предоставляет обеспечение частями: на поставку товара или выполнение работ, а затем — на последующее обслуживание, эксплуатацию и т.п.

Также в законе 44-ФЗ есть ряд дополнений к общим требованиям по размеру обеспечения:

  • если предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения нельзя установить меньше такого аванса;
  • если аванс превышает 30% НМЦК, обеспечение исполнения контракта должно быть в размере такого аванса;
  • если расчеты по контракту (в части выплаты аванса) подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения определяется от НМЦК (цены контракта в случае закупки у СМП, СОНКО) за вы- четом аванса;
  • если казначейскому сопровождению подлежат расчеты по контракту, то заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении, но если установит, то не более 10% от НМЦК (от цены контракта в случае закупки у СМП, СОНКО);
  • если контракт заключается по итогам закупки у СМП и СОНКО и заказчик предусмотрел требование об обеспечении исполнения контракта, его размер составляет от 0,5 до 30% цены, по которой заключается контракт.

В остальном размер обеспечения исполнения контракта определяется как обычно (часть 6.2 статьи 96 закона 44-ФЗ).

Участник закупки на своё усмотрение может выбрать один из двух видов обеспечения: перевод денежных средств на счёт заказчика или независимая гарантия. В процессе исполнения контракта он может изменить форму его обеспечения или уменьшить размер обеспечения пропорционально исполненным обязательствам.

Если поставщик не внесёт обеспечение исполнения контракта при его подписании, то его признают уклонившимся, что грозит попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков.

Авансирование по 44-ФЗ: гарантия исполнения обязательств по контракту

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Возможно ли авансирование по 44-ФЗ
  • В каких случаях авансирование контрактов по 44-ФЗ не предусмотрено
  • Новые правила авансирования по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года
  • Размер авансирования по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы авансирования контракта по 44-ФЗ
  • Как прописать авансирование по 44-ФЗ

Авансирование по 44-ФЗ представляет собой предоплату, которая передается поставщику прежде, чем начнется выполнение обязательств по госконтракту. Решение о подобной выплате принимается заказчиком, он же ответственен за внесение этих условий в соглашение. Разумеется, для заказчика это определенный риск, поэтому, прежде всего, он должен быть уверен в надежности поставщика.

Одним из показателей надежности поставщика является его отсутствие в соответствующем Реестре. Тем не менее, включая в договор условия авансирования, заказчик обязан предусмотреть все возможные последствия действий поставщика и своих. Как это сделать, расскажем в данной статье.

Возможно ли авансирование по 44-ФЗ

Вначале уточним, что означает данное понятие. Авансированием называется предварительная оплата по контракту, осуществляемая заказчиком в пользу поставщика, которая проводится до выполнения последним договорных условий.

В Федеральном законе № 44 от 05.04.2013 (далее – Закон) нет никаких намеков на обязательность перечисления аванса. Покупатель самостоятельно и добровольно принимает решение оплачивать услуги раньше времени.

Если покупатель хочет сделать предоплату, он прописывает это в договоре (ст. 34 44-ФЗ, часть 13), указывая сумму платежа и срок перечисления.

Отсутствие условий выплаты аванса считается административным правонарушением и квалифицируется по ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (часть 4.2).

За то, что документ оформлен с нарушениями законодательства о контрактной системе госзакупок, налагается административное взыскание в виде штрафа 3 000 руб.

К заказчикам, которые предусмотрели авансирование в договоре по 44-фз и не заплатили своему поставщику, законодательство относится еще строже. Их действия подпадают под статью 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Первое нарушение карается штрафом в размере 30–50 тысяч руб., второе – лишением квалификации на 1-2 года.

В свою очередь, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает несколько общих положений для авансирования товаров и услуг:

  • Предоплата может быть предусмотрена условиями договора купли-продажи (ст. 487).
  • Поставщик (подрядчик) имеет право требовать у заказчика аванс или задаток, если эти выплаты прописаны в законе либо договоре (ст. 711).
  • Заказчик должен оплатить полученный товар (услуги) вовремя и в том порядке, что предписан договором, заключенным на возмездной основе (ст. 781).
  • Если договором предусмотрено авансирование по 44-фз без указания срока платежа, заказчик должен сделать предоплату в течение недели после официального требования продавца (ст. 314).

Отсюда следует, что покупатель обязан выплатить аванс только в том случае, если это было предусмотрено заранее. А продавец всегда может проверить перед сделкой, внесена ли предоплата в план-график и закупочные документы. Точнее, заглянуть в проект контракта, который есть у каждой стороны.

Есть 22 товарные группы и четыре сферы услуг, для которых предоплата официально не установлена.

Это указано в распоряжении Правительства РФ № 21-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи», изданного 16 января 2018 г.

В список товаров, для которых не установлен порядок авансирования по 44-ФЗ, вошли:

  • постельное белье, подушки, одеяла;
  • столовый текстиль;
  • ковровые изделия;
  • рабочая и специальная одежда;
  • печатная бумага и бумажная продукция для офиса;
  • офисная техника (компьютеры, планшеты, ноутбуки);
  • моющие средства и стиральные порошки;
  • автомобили и др.

Новые правила авансирования по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

В начале октября прошлого года 42-я статья Закона была дополнена. Новое положение (п. 12) обязывает заказчика указывать размер аванса в извещении о закупке (если таковой предусмотрен). После того как 31 июля 2019 г. эти уведомления были отменены для случаев с единственным поставщиком, тогда и авансирование по 44-ФЗ с одним подрядчиком перестали отражать в ЕИС.

На сайт законодательных инициатив был выставлен проект закона о внесении изменений в статью 34 «Контракт» указанного выше норматива. Он подготовлен Минпромторгом и предусматривает с 2020 года введение в договоры о госзакупках условий об авансе, который должен составлять 50 % и более от стоимости самого контракта или этапа выполнения работ.

С целью проведения в жизнь инициативы о предоплате по 44-ФЗ для системы ОПК в сфере закупок и заказов на радиоэлектронную продукцию в январе 2020 г. обновят Бюджетный кодекс (в части ст. 72). Соответствующий проект опубликован тем же ведомством на портале regulation.gov.ru.

Размер авансирования по 44-ФЗ

jpg»>

Все заказчики, которые финансируются из федерального бюджета РФ, ограничены в объемах предварительной оплаты по заключаемым контрактам. Эти лимиты установлены Постановлением Правительства № 1496 (п.

 18) от 09 декабря 2017 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (ноябрьская редакция 2018 г. № 1430).

Рассмотрим рамки, утвержденные на авансирование по 44-ФЗ данным нормативным актом.

Размер аванса по отношению к НМЦК (процент) Предмет договора
до 30 % Строительные работы, реконструкция и капремонт объектов капитального строительства госимущества Российской Федерации
30–80 % Научно-исследовательские работы (НИР) и ОКР по импортозамещению технологических продуктов (если целевое назначение контракта подтверждено, а федеральное казначейство РФ гарантирует авансирование по 44-ФЗ). Исключением являются договоры с банковским сопровождением.
30–90 % Выполнение работ (кроме вышеперечисленных) с казначейским сопровождением, предусмотренным в контракте.
до 30 % Строительные работы, реконструкция и капремонт объектов капитального строительства госимущества Российской Федерации общей стоимостью от 600 000 000 руб. Если осуществляются поставки продукции, оказание услуг или проведение работ на сумму утвержденного аванса, размер авансирования по 44-ФЗ может составить 70 % стоимости договора.
до 100 % Услуги связи, подписка и закупка периодических изданий, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, конференции (научные, научно-практические, методические, др.), государственная экспертиза проектной документации и итогов инженерных изысканий, проверка сметной стоимости строительства и реконструкции объектов, капремонта гособъектов капитального строительства, покупка железнодорожных и авиабилетов, покупка проездных талонов для городского и пригородных видов транспорта, закупка санаторно-курортных путевок, мероприятия по борьбе с пожарами, аренда банковской ячейки (личного сейфа), страхование ОСАГО для автовладельцев, полисы обязательного страхования гражданской ответственности собственников опасных объектов по ущербу, нанесенному аварией на этих производственных участках, договоры с иностранными учреждениями о лечении россиян за пределами РФ.

Последующие выплаты осуществляются по факту после приемки работ, которые предусматривают авансирование по 44-ФЗ. При этом очередной платеж должен составлять не более 70 % стоимости контракта.

Если конкурсные закупки проводятся у одного поставщика, возможна предоплата 30–80 % в пределах установленного бюджетного финансирования.

Это важно! Если договор предписывает многоэтапные работы, то авансирование на финальной стадии запрещено.

При утверждении предоплаты региональные или муниципальные заказчики руководствуются 44-ФЗ, а также местными нормативными и правовыми актами.

Плюсы и минусы авансирования контракта по 44-ФЗ

jpg»>

Если в проекте договора присутствует аванс, он, безусловно, очень выгоден подрядчику. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса.

Предварительная оплата позволяет закупить необходимое сырье или товары, а также расплатиться с исполнителями, при этом сохраняя собственные средства.

По отношению к заказчику авансирование по 44-ФЗ всегда рискованно. Прежде всего, в том, что получивший деньги исполнитель может не выполнить условий договора. Однако этот риск перекрывается финансовым обеспечением контракта на сумму, равную авансу или более.

Если договор реализован в срок и не имеет нареканий, заказчик должен рассчитаться со своим подрядчиком с учетом предыдущего аванса.

Как прописать авансирование по 44-ФЗ

Для тех, кого интересует, как предусмотреть аванс по 44-ФЗ при составлении контракта, рекомендуем соблюдать инструкцию:

  • Не утверждайте предельно допустимый (в ту или иную сторону) размер аванса без указания точной суммы.
Adblock
detector