Просрочка авансирования по 44-ФЗ — Юридическая помощь
Из этой статьи вы узнаете:
- Сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
- Как составить претензию заказчику при просрочке оплаты по 44-ФЗ
- Обращение в органы внутреннего финансового контроля при просрочке оплаты
- Жалоба уполномоченному по правам предпринимателей при просрочке оплаты заказчиком
- В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика
- Когда стоит обращаться в суд при просрочке оплаты заказчиком
- Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ
- Ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ
- Как проверить добросовестность заказчика
Считается, что именно исполнители обычно нарушают обязательства по госконтракту – товары и услуги попросту не поставляют вовремя или их качество оставляет желать лучшего. Однако в последнее время учащается просрочка оплаты по 44-ФЗ.
За несвоевременную оплату по контракту предусмотрена ответственность, но исполнитель должен правильно действовать в этой ситуации, зная, в какие инстанции обратиться. Однако и заказчик может найти оправдание сложившейся ситуации. Но обо всем по порядку.
Сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
jpg»>
Закон 44-ФЗ жестко регламентирует все этапы заключения и исполнения государственного контракта, в том числе сроки и порядок расчетов между контрагентами (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ).
У заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить поставку, после того как подписан акт приемки по отдельному этапу или в целом по договору.
Если же исполнителем является малое предприятие или некоммерческая организация социальной направленности, то в соответствии с ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, заказчик должен произвести оплату в течение 15 рабочих дней.
В отдельных случаях правительством устанавливается иной порядок расчетов. Например, в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ приводится норма, в соответствии с которой процедура расчетов по госконтрактам в сфере обороноспособности и безопасности страны может быть изменена.
Однако в реальной жизни не все так однозначно, и расчеты между контрагентами иногда происходят по разным схемам. Заказчик на протяжении всего срока может перечислять небольшие суммы либо полностью производить выплаты при закрытии контракта.
Когда складывается ситуация временной неплатежеспособности заказчика и возникает просрочка оплаты по контракту в рамках 44-ФЗ, это может стать основанием для исполнителя разорвать договор в одностороннем порядке.
Но такое действие способно привести к негативным социальным последствиям, что крайне нежелательно.
Поэтому заказчику стоит направить подрядчику гарантийное письмо относительно оплаты и затем заключить дополнительное соглашение.
Как составить претензию заказчику при просрочке оплаты по 44-ФЗ
В тексте государственного контракта обязательно указывается, в какой период заказчик должен рассчитаться за поставленный товар или услуги. Если подрядчик не получил свои деньги в соответствии с контрактом, то он должен сначала направить претензию.
И это вовсе не телефонный звонок с требованием перечислить долг – такие меры обычно не приводят к нужному результату, и в суде в дальнейшем вы их не предъявите в качестве доказательств.
Претензия – это письменный документ, имеющий официальный характер и юридическую силу.
В претензии надо подробно описать, какие именно положения договора нарушил заказчик, ссылаясь на конкретные пункты документа. Также необходимо обозначить сумму долга и дату, до которой он должен быть погашен. Обычно сроки расчетов между сторонами указываются в тексте контракта. Если они не были оговорены и прописаны, то разумным периодом для оплаты будет промежуток от 10 до 30 дней.
В тексте претензии следует указать санкции, которые будут применены к заказчику из-за просрочки оплаты по 44-ФЗ.
Штрафы и пени устанавливаются исходя из положений 44-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, необходимо дать ссылки на статьи этих документов.
Последние поправки к Административному кодексу вдвое увеличили суммы штрафов для заказчиков, не оплативших работу подрядчика по государственному контракту. Эта мера должна дисциплинировать заказчиков, чтобы они не допускали просрочки оплаты по 44-ФЗ.
В претензии также следует указать банковские реквизиты исполнителя, на которые заказчиком должны быть перечислены деньги. В завершение ставится подпись руководителя компании-подрядчика и печать.
К сожалению, и такой путь не дает гарантии подрядчику, что его работа будет оплачена своевременно. Что делать дальше поставщику при просрочке оплаты заказчиком по 44-ФЗ, какие инстанции помогут разобраться с этим вопросом?
Обращение в органы внутреннего финансового контроля при просрочке оплаты
В 44-ФЗ (часть 8 статьи 99) определены органы, на которые возложены задачи финансового контроля в сфере государственных закупок. Полномочия распределены между следующими организациями: Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и пр.
Если есть необходимость обратиться в контрольный орган, то нужно написать письмо и отправить его по почте. Также это можно сделать через официальный сайт соответствующей организации, практически все они имеют сервис «Электронная приемная». В этом случае обращение должно быть подписано электронной подписью.
В обращении необходимо подробно описать суть претензии и привести доказательства в свою пользу, то есть к жалобе прикладываются соответствующие документы. Также надо указать полные реквизиты заказчика и подрядчика, в том числе адрес, на которой нужно отправить ответ на жалобу.
В соответствии с 59-ФЗ контролирующие инстанции подобные обращения рассматривают в течение 30 дней. В этот период проводится проверка заказчика, по результатам которой выдаются предписания с требованием устранить выявленные нарушения, а также составляется протокол об административном правонарушении.
Жалоба уполномоченному по правам предпринимателей при просрочке оплаты заказчиком
Еще одна инстанция, которая имеет право контролировать действия заказчиков при проведении государственных закупок, – уполномоченный по правам предпринимателей.
Он обеспечивает соблюдение прав организаций, работающих в пределах Российской Федерации.
Если заказчик каким-либо образом на любом этапе государственной закупки нарушил права подрядчика, то последний может подавать жалобу уполномоченному.
Обращение оформляется на бумажном носителе или направляется по электронной почте. Ее содержание будет таким же, как и в описанном выше случае: суть претензии с документальными доказательствами, подробные реквизиты сторон.
У уполномоченного есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать.
Если жалоба принимается, то дальнейшие свои действия уполномоченный сообразует со степенью нарушений: он может либо провести разъяснительную беседу с заказчиком, либо передать дело для рассмотрения в вышестоящие государственные органы, либо направить исковое заявление в суд или следственный комитет. Обращение уполномоченным рассматривается в десятидневный период.
В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика
Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.
В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.
Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.
При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру.
По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта.
Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.
В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).
Когда стоит обращаться в суд при просрочке оплаты заказчиком
jpg»>
Когда исполнитель испробовал все доступные методы досудебного урегулирования, но заказчик так и не заплатил ему деньги, то следующий шаг – подача искового заявления в Арбитражный суд, расположенный по месту регистрации ответчика.
В заявлении надо потребовать от заказчика погасить долг, а также обосновать полноту исполнения собственных обязательств по контракту. Также надо будет приложить все документы, которые были оформлены в процессе попытки досудебного урегулирования.
Суд рассмотрит заявление по факту просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ и вынесет решение, обязывающее ответчика оплатить работу. Последний имеет право на протяжении 10 дней обратиться с апелляцией.
Если заказчик этим правом не воспользовался, решение вступает в силу. Это означает, что причитающиеся подрядчику деньги должны быть перечислены до установленной судом даты.
Контроль исполнения решения возлагается на службу судебных приставов.
Если заказчик не выплачивает деньги за выполненную по государственному контракту работу, бывает очень сложно добиться справедливости. Подрядчику в этом случае придется пройти нелегкий путь от методов досудебного урегулирования до разбирательства в суде. Только таким способом можно заставить заказчика выполнить его обязательства.
Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ
Неустойка за просрочку оплаты по 44-ФЗ взыскивается в виде пени и штрафа.
1. Пеня
Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ, как правило, проводится в соответствии с положениями самого закона о контрактной системе. Часть 5 ст. 34 устанавливает следующую норму: со следующего дня после оговоренной в контракте даты расчета пеня начисляется ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования.
Приведем пример. Сумма контракта – 500 тыс. руб., срок оплаты поставки – 30 апреля. Расчет должен быть произведен в полном объеме по завершении работ. Заказчик перечислил деньги 11 мая, допустив просрочку оплаты на 11 дней. Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ выполняем на калькуляторе по формуле:
- 500 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 1512,5 руб.
Видоизменим пример и предположим, что в положенный срок к 30 апреля заказчик выплатил 200 000 руб., а остальные 300 000 руб. были перечислены 11 мая (также с 11-дневной просрочкой). В этом случае пеня начисляется только на просроченную сумму:
- 300 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 907,5 руб.
Закон № 44-ФЗ в ч. 5 ст. 34 устанавливает конкретный размер пени, который заказчик и исполнитель не могут изменять по своему желанию.
2. Штраф
Санкция в виде штрафа применяется за прочие нарушения положений контракта, не являющиеся просрочкой. В контракте прописывается конкретная сумма, подлежащая выплате виновной стороной. Размер штрафа зависит от цены контракта и определяется на основании п. 5 Правил.
Ниже приводятся данные, какой процент от общей суммы должен быть выплачен заказчиком или исполнителем, нарушившим положения контракта:
- До 3 млн руб. – 2,5 %.
- От 3 млн руб. до 50 млн руб. – 2 %.
- От 50 млн руб. до 100 млн руб. – 1,5 %.
- Свыше 100 млн руб. – 1 %.
Как видим, может возникнуть вопрос при определении суммы штрафа, если цена контракта равна ровно 50 млн руб. Очевидно, что заказчик будет заинтересован прописать в договоре меньший размер штрафа за собственные нарушения.
Ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ
Заказчик, допустивший нарушения требований 44-ФЗ при проведении государственной закупки, может быть оштрафован или дисквалифицирован. Максимально предусмотренная сумма штрафа – 500 000 руб.
К числу нарушений относится не только непосредственно просрочка оплаты по 44-ФЗ.
Штраф по КоАП РФ (Кодексу РФ об административных правонарушениях) и закону о государственных закупках предусмотрен при следующих обстоятельствах:
- В тексте контракта заказчик не указал срок, в течение которого должен быть произведен расчет за выполненную работу. Этот факт расценивается как нарушение ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, за которое в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях грозит штраф в сумме 3000 руб.
- Должностное лицо организации-заказчика, по вине которого допущена просрочка оплаты по 44-ФЗ за выполненную работу, при первичном нарушении получает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
- Повторные факты задержки оплаты поставщикам влекут за собой дисквалификацию должностного лица на срок от 1 до 2 лет.
По обнаруженным фактам нарушений государственного контракта антимонопольной службой России может быть составлено предписание с соответствующим требованием устранить недоработки.
Если заказчик в первый раз проигнорирует эти требования, то к организации применяются санкции в виде штрафа размером 500 000 руб., а контрактный управляющий или специалист контрактной службы должен будет заплатить 50 000 руб.
Если же закупка относится к сфере гособоронзаказа или имеет отношение к государственной тайне, то штрафы будут соответственно 300 000–500 000 руб. и 30 000–50 000 руб.
Если контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы повторно не выполнит данные требования, то он привлекается к ответственности в виде дисквалификации сроком на 1 год на основании частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как проверить добросовестность заказчика
Убедиться, насколько потенциальный заказчик добросовестно выполняет свои обязательства, можно, проверив историю дел арбитражных судов. Если в прошлом заказчик уже выступал в качестве ответчика по факту просрочки оплаты по 44-ФЗ, то с большой долей вероятности с ним и в дальнейшем будут проблемы.
Получить данную информацию можно на официальном сайте. Для этого в поле «Участник дела» нужно внести ИНН или ОГРН заказчика, организовавшего тендер, в котором вы хотите участвовать. После нажатия кнопки «Найти» вы получите список судебных дел, стороной в которых была данная организация (при наличии таковых).
Подобную проверку стоит проводить перед каждым тендером.
В данном случае лучше учиться на чужих ошибках, ведь если заказчик, с которым вы намерены сотрудничать, постоянно задерживает оплату либо рассчитывается по контракту не полностью, а подрядчикам регулярно приходится судиться за собственные деньги, то вы заведомо подписываетесь на проблемы. С таким заказчиком лучше дела не иметь совсем, какими бы привлекательными условиями ни отличалась закупка. Заведите для таких организаций свой черный список.
Предварительный сбор сведений о заказчике позволит сильно снизить риски просрочки оплаты по 44-ФЗ, застраховаться от недобросовестности контрагента. Но если все-таки работу вы сделали, а покупатель вовремя не оплатил положенную сумму, то надо действовать по инструкции, приведенной выше.
Что делать, если заказчик не платит
В электронных закупках 44-ФЗ предусматривает не более 15 рабочих дней на оплату заказов, которые были размещены в Единой информационной системе (ЕИС) в 2022 году (ч. 13.1 ст. 34). Срок оплаты контрактов с субъектами малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) — 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).
С 1 января 2023 года сроки оплаты сократятся до 10 рабочих дней, а по контрактам с СМП и СОНКО — до семи рабочих дней.
Для федеральных заказчиков такие сокращенные сроки действуют уже в 2022: семь рабочих дней — для оплаты контрактов с СМП и СОНКО и 10 рабочих дней — для остальных поставщиков (Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 №1496).
В закрытых процедурах на бумаге, приемка по которым проводится без использования ЕИС, закон допускает перечисление денег в течение 30 календарных дней.
Кроме оплаты товара, поставщик может потребовать с заказчика перечисления пеней, штрафов (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ) и компенсации затрат на юридические услуги и отправку документов (ч. 2 ст. 110 АПК, ч. 1 ст. 100 ГПК). Исключение: заказчик не перевел деньги из-за форс-мажора.
Пени насчитывают за каждый день просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ. Штраф начисляют, если заказчик не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом. Как определить размер штрафа, указано в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (пп. 3-9). Обычно это определенный процент от цены контракта или фиксированная сумма. Все штрафы не могут превышать цену контракта.
Расходы на юриста и отправку почты компенсируют на основе судебного решения или соглашения о возмещении расходов, которое заключено до обращения в суд.
Также заказчика могут привлечь к ответственности контролирующие органы и вышестоящие инстанции на основании обращения поставщика. Какие меры могут применить к заказчику:
- Выдать предписание и обязать устранить нарушения.
- Обязать руководство учреждения привлечь к ответственности виновного сотрудника. Это значит, что работник получит замечание, выговор или лишится премии. Возможно, накажут и руководителя учреждения.
- Оштрафовать сотрудника заказчика и саму организацию.
- Запретить сотруднику учреждения, который нарушил срок оплаты, работать в сфере госзакупок на срок до двух лет.
Мера наказания зависит от вида заказчика и особенностей закупки.
Вид закупок | Наказание | Статья КоАП |
Закупки по 44-ФЗ | — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. — Дисквалификация сотрудника заказчика на срок до двух лет | 7.32.5 |
Гособоронзаказ по 44-ФЗ | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. | 7.32.1 |
Закупки по 223-ФЗ | — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника — Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на организацию | 7.32.3 |
Общая схема довольно проста: нужно написать и отправить заказчику претензию, а если он на нее не отвечает — обратиться в суд. Однако есть способы, которые позволяют повлиять на заказчика и решить вопрос с оплатой быстрее, не доводя дело до суда. Рассмотрим все по порядку.
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Получить ЭП
Шаг 1. Готовим претензию
Составьте обращение к заказчику с требованием заплатить за выполненную поставку и перечислить неустойку. В претензию обычно включают:
- наименование заказчика и поставщика;
- реквизиты контракта;
- сумму долга;
- реквизиты для перевода денег;
- дату и номер документа о приемке и напоминание о том, в какой срок учреждение должно было заплатить — со ссылками на соответствующие пункты госконтракта;
- раздел об ответственности заказчика перед поставщиком со ссылками на пункты госконтракта и упоминанием мер, которые могут быть приняты к учреждению на основании КоАП;
- срок, в течение которого поставщик готов уладить вопрос в досудебном порядке и без обращения в контролирующие органы.
К претензии прикладывают расчет пеней. Документ отправляют способом, при котором удастся подтвердить его получение. Например, заказное письмо с уведомлением о вручении или передача через канцелярию под роспись.
Шаг 2. Рассчитываем пени
Порядок расчета неустойки прописывают в госконтракте на основе правил из части 5 статьи 34 44-ФЗ. Вот как определить размер пеней:
- Считаем количество дней просрочки по оплате. Первый день — это следующий после окончания максимального срока перевода денег по госконтракту.
- Вычисляем размер пени за один день. По закону пеня — это 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. При этом нужно брать ключевую ставку, которая действует на дату уплаты пеней. Размер ключевой ставки можно посмотреть на сайте Банка России.
- Считаем общую сумму пеней. Умножаем пеню за один день просрочки на количество дней и на сумму контракта.
Например, сумма госконтракта — 100 тыс. руб., количество дней просрочки — 10, ключевая ставка на 18.02.2022 — 9,5%. Расчет будет таким:
1/300 x 9,5% x 10 х 100 000 = 316,67 руб.
В общей сложности, заказчик должен подрядчику 100 316,67 руб., из которых 100 000, 00 руб. — за поставку товара и 316,67 руб. — неустойка.
Если заказчик перечислил деньги за один из этапов исполнения госконтракта, но не перевел их за остальные, неустойку рассчитывают только за этапы, которые не оплачены.
Пример претензии (названия компаний и имена — условные)
Шаг 3. Обращаемся в органы финансового контроля и в вышестоящие инстанции
Если заказчик не отреагировал на претензию и не собирается платить за заказ и перечислять неустойку, обратитесь к финансовым контролерам — в казначейство, комитет финконтроля, счетную палату. Можно пойти и в вышестоящие инстанции — учредителю и главному распорядителю бюджетных средств.
Как правило, учредитель и распорядитель — это одно ведомство. Узнать учредителя организации можно двумя способами: посмотреть в уставе, который размещен на сайте заказчика, или воспользоваться правилом подведомственности.
По этому правилу, работу больниц контролирует комитет по здравоохранению, школ — комитет по образованию и т.п.
Например, если школа не переводит деньги за товар, стоит обратиться к начальнику районного отдела образования или сразу в комитет по образованию.
Казначейство и счетная палата принимают обращения в электронном виде через свои официальные сайты. Администрация и комитет финконтроля — с помощью электронной приемной Единого портала обращений граждан. Для подачи обращения понадобится регистрация на Госуслугах (ЕСИА). Личный прием пока приостановлен.
В обращении обязательно указывают (ст. 7 59-ФЗ):
- кому его отправляют,
- кто жалуется,
- что произошло,
- куда направлять ответ.
Обращение подписывают и прикладывают к нему копии документов, которые подтвердят обоснованность претензий.
Максимальный срок рассмотрения обращения — 30 дней (ст. 12 59-ФЗ).
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Получить ЭП
Шаг 4. Обращаемся в ФАС
Обращение по задержке оплаты оформляют по тем же правилам, что и для других ведомств. Дополнительно указывают номер тендера из ЕИС и номер реестровой записи из реестра госконтрактов. Срок рассмотрения таких обращений — не более 30 рабочих дней (ст. 12 59-ФЗ).
Обращение в ФАС можно подать электронно — через сайт службы, портал Госуслуг, на email, а также в бумажном виде — направить по почте или лично передать в канцелярию. Иногда обращения отправляют по факсу.
Статус обращения проверяют на сайте службы на вкладке «Написать в ФАС». Номер для отслеживания вам пришлют на электронную почту, если обращение отправлено на email службы или через сайт УФАС. Также эти сведения появятся в личном кабинете.
При отправке обращения другим способом, узнавайте входящий номер документов по телефону общественной приёмной. Теперь сотрудники приёмной отвечают и на сообщения в Ватсапе и Телеграме.
Адрес электронной почты службы для отправки жалоб и номер телефона общественной приёмной размещены на сайте УФАС.
Шаг 5. Идем в прокуратуру
Прокуратура следит за соблюдением закона всеми сторонами закупочного процесса и принимает жалобы на заказчиков и финансовых контролеров — администрацию, комитеты, счетную палату и ФАС.
Обращения готовят и рассматривают по единым правилам 59-ФЗ. Подать обращение можно лично или электронно — через виртуальную приемную на сайте. Для входа в интернет-приемную регистрация не обязательна.
Шаг 6. Обращаемся к бизнес-омбудсмену и в общественные организации
Разрешить спор с заказчиком предпринимателю помогут уполномоченные по правам предпринимателей и общественные организации. Например, ОНФ «За честные закупки» или «ОПОРА РОССИИ».
Бизнес-омбудсмены есть в каждом регионе. Их контакты можно найти на сайте уполномоченного при Президенте на вкладке «Регионы». Омбудсмены ведут личный прием и принимают обращения в электронном и бумажном виде. Документы изучат не более чем за 10 дней и решат, обоснованны ли претензии или инет.
Когда уполномоченный считает обращение обоснованным, он может:
- подсказать, куда еще жаловаться на учреждение;
- напрямую обратиться к заказчику с указанием на нарушения условий госконтракта;
- помочь подготовить жалобу в вышестоящие инстанции и отстоять правоту в суде.
Общественные организации также способны повлиять на учреждение и ускорить получение выплат.
Шаг 7. Подаем в суд
Споры с заказчиком, которые не удалось решить путем переговоров, обращений в вышестоящие инстанции и к бизнес-омбудсмену завершит арбитражный суд. Заявление в суд подают в бумажном или электронном виде. Обращение на бумаге приносят в канцелярию. Часы работы можно посмотреть на сайте арбитражного суда.
Электронное заявление подают через систему «Мой Арбитр». Для входа в систему понадобится регистрация или привязка аккаунта к учетной записи на портале Госуслуг (ЕСИА) и УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись (ст. 125 АПК). Документ без подписи не примут к рассмотрению.
В заявление для подачи в суд (ст. 125 АПК) включают:
- указание арбитражного суда, в который подается иск;
- сведения о поставщике и заказчике, который не перевел деньги;
- требования поставщика и их обоснование со ссылками на статьи законов и пункты госконтракта;
- доказательства невыплаты и того, что поставщик пытался решить спор без похода в суд;
- сумму долга и ее расчет.
Полный перечень документов, которые прикладывают к заявлению, указан в статье 126 АПК.
Сумма долга — это цена товара по госконтракту, неустойка и дополнительные расходы, которые возникли у поставщика в связи со спором. Например: затраты на юриста, командировочные расходы и т.п.
Размер госпошлины за рассмотрение дела зависит от суммы долга. Минимум — две тыс. руб. Максимум — 200 тыс. руб. Тарифы можно посмотреть в статье 333.21 НК РФ.
Копию заявления в суд отправляют заказчику заказным письмом с уведомлением о вручении, через портал Госуслуг или систему «Мой Арбитр».
Судья рассматривает документы и принимает решение, начинать судебное разбирательство или нет, срок — не больше пяти дней (ст. 127 АПК).
Заказчики обязаны выполнять условия госконтракта, в том числе и сроки оплаты. При задержке перевода денег поставщик может принять меры и привлечь учреждение к ответственности: написать претензию, обратиться в вышестоящие инстанции, в ФАС, прокуратуру и бизнес-омбудсмену. Если же эти меры не привели к положительному результату, нужно направить иск в суд.
Зачастую сам факт обращения в контрольные ведомства помогает решить вопрос с оплатой по контракту. Госучреждения не хотят получить штраф, выговор или на два года лишиться контрактного управляющего из-за его отстранения от работы. В таком случае заказчики обычно просят отозвать обращение, переводят деньги за товар и выплачивают неустойку.
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Фас россии | кто несет ответственность в случае несвоевременной оплаты контракта заказчиком, в связи с не доведением финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств?
Кто несет ответственность в случае несвоевременной оплаты контракта заказчиком, в связи с не доведением финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств?
В силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.
2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, бездействие заказчика по своевременной оплате контракта являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, вне зависимости от причин, которыми были обусловлены указанные нарушения.
В силу части 1 статьи 7.32.
5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет административную ответственность.
Нарушение пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.32.5 КоАП РФ.
При этом вина является элементом любого состава административного правонарушения, совершенного должностным лицом и должна устанавливаться в рамках рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, дать однозначный и категоричный ответ об отсутствии в действиях заказчика вины в совершенном административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.32.5 КоАП РФ, при не своевременном финансировании главным распорядителем бюджетных средств не представляется возможным.
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
Заказчик не платит по госконтракту: что делать в случае задержки, куда жаловаться
Небольшое интернет-агентство сделало сайт для школы, но оплату по госконтракту не получило. Директор школы сказал, что оплатить пока не может, мол, денег еще нет. Но отсутствие денег у заказчика — не проблема поставщика. В статье разберемся, что делать, если заказчик задерживает оплату по контракту по 44-ФЗ.
- в закупках для малого бизнеса поставщик получает оплату в течение 15 рабочих дней после подписания акта;
- остальные поставщики — в течение 30 дней после того, как подписан акт.
Если заказчик не платит в положенный срок, он нарушает закон.
https://www.youtube.com/watch?v=G1Nk0-I4tNU\u0026pp=ygVg0J_RgNC-0YHRgNC-0YfQutCwINCw0LLQsNC90YHQuNGA0L7QstCw0L3QuNGPINC_0L4gNDQt0KTQlyAtINCu0YDQuNC00LjRh9C10YHQutCw0Y8g0L_QvtC80L7RidGM
Наши юристы описали весь процесс простым языком, без зубодробительных формулировок. Подпишитесь и получите гайд.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Обычно госзаказчики платят вовремя, но сбои бывают: в таких случаях ссылаются на то, что деньги из бюджета еще не поступили.
На самом деле причина не важна. Если заказчик не рассчитался по контракту вовремя, он должен заплатить пеню за каждый день просрочки. А если он все время откладывает оплату, то это явное нарушение закона, за которое организации и их должностные лица могут оштрафовать:
- организацию — до 500 000 ₽;
- ответственного за контракт сотрудника, например директора, который подписал контракт, — до 50 000 ₽.
Если сотрудник снова просрочит оплату, его отстранят от закупок на срок от 1 до 2 лет.
Если деньги по контракту не поступили на счет в течение положенного по контракту времени, пеню начисляют уже со следующего дня. Если речь о малом бизнесе — с 16-го дня, для остальных — с 31-го дня после подписания акта.
Пеня считается так: 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки
ИП поставил постельное белье больнице на 400 тысяч рублей. Акт приемки подписали 25 марта. Деньги по контракту должны поступить в течение 15 рабочих дней, то есть до 15 апреля включительно.
С 16 апреля уже можно начислять пеню.
Заказчик оплатил контракт на 20 дней позже. На 16 апреля 2021 года ключевая ставка ЦБ — 4,5%.
400 000 ₽ × 0,003 × 0,045 × 20 дней = 1080 ₽.
Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.
Первый шаг, чтобы добиться оплаты, — отправить заказчику официальную претензию. Унифицированной формы претензии нет, главное — указать в документе ключевые моменты:
Шаблон претензии для ИП
- какие пункты контракта нарушил заказчик;
- реквизиты счета, на который поставщик хочет получить деньги.
Документ должен подписать руководитель компании поставщика, например гендиректор. Если претензию подает ИП, достаточно подписи самого предпринимателя.
Шаблон претензии для ООО
Претензию лучше передать лично или отправить по почте — заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае с письмом у вас будет официальное подтверждение, что заказчик получил претензию. Если передаете документ лично, потребуйте расписку в получении. Представитель заказчика может написать ее в свободной форме: кто и что получил, когда, подпись.
Если заказчик не отвечает на претензию, но тратить деньги на судебные тяжбы не хочется, можно обратиться в прокуратуру. Прибегать к этому способу не обязательно, но можно сначала попробовать решить вопрос без суда. Однако действует это не всегда, самый надежный способ — все-таки обратиться в суд.
Обратиться в прокуратуру
За нарушение сроков оплаты прокуратура может привлечь к административной ответственности сотрудников компании-заказчика: директора или специалиста по закупкам, который подписал контракт.
Жалобу подают в свободной форме. В документе нужно указать свои реквизиты и реквизиты заказчика, который не платит, коротко описать ситуацию, приложить документы, которые подтверждают, что работы или товары были поставлены. Например, акт приемки или товарную накладную. Нужно указать номер закупки и приложить копию контракта с заказчиком.
Есть несколько способов отправить жалобу:
- обычным бумажным письмом на адрес прокуратуры;
- через интернет-приемную на официальном сайте;
- подать ее лично в местном отделении прокуратуры на приеме у прокурора, его заместителя или помощника;
- через портал «Госуслуги».
Если жалобу примут, в течение 30 дней прокуратура проверит все этапы закупки, начиная с выбора поставщика. Если найдут нарушения, закупку признают незаконной.
Подать жалобу через Госуслуги
Если без суда не получается урегулировать вопрос, нужно подать исковое заявление в арбитражный суд — по месту регистрации ответчика. То есть если поставщик из Ростова-на-Дону, а заказчик — из Краснодара, подавать иск придется в Краснодарский суд.
- потребовать погасить долг;
- доказать, что поставщик свои обязательства выполнил, для этого пригодятся подписанные акты приемки.
К иску нужно приложить документы:
- контракт, акты — они покажут, что сделка действительно была;
- претензию и подтверждение, что заказчик ее получил: она поможет доказать, что поставщик пытался решить вопрос мирно.
Суд рассмотрит дело и вынесет решение. Если оно будет в пользу поставщика, у заказчика будет 10 дней на подачу апелляции. Если он не оспорит решение суда, то должен выплатить всю сумму. За этим проследят служебные приставы.
Компания заключила контракты с детской больницей на поставку марли и ваты. Заказчик принял товар, но оплатил поставку частично: у поставщика остались накладные с печатью и подписью представителя заказчика.
Компания поставщика сначала отправила заказчику претензию. Но она не помогла, и поставщик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности: 573 843,6 ₽ — за товар и 7841,25 ₽ — пени. Еще поставщик потребовал компенсацию за расходы на адвоката — 40 000 ₽ и госпошлину — 15 434 ₽. Всего 637 118,85 ₽.
Арбитражный суд рассмотрел все доводы поставщика и принял решение в его пользу: заказчик обязан погасить задолженность, пени и частично расходы на адвокатские услуги. В итоге поставщик получил 608 378,85 ₽.
Дело № А64-7710/2020
Юристы Тинькофф Бизнеса разработали шаблон иска, который вы можете взять за основу, заполнить поля, отмеченные желтым, и направить в суд.
Шаблон иска для ООО
Чтобы не попасть на заказчика, который не платит своим поставщикам, лучше проверить его перед участием в закупке.
Проверить заказчика можно по картотеке арбитражных судов. Если организация заказчика появлялась в судебных делах, это можно узнать на сайте «Электронного правосудия».
Картотека арбитражных дел
В поле «Участник дела» нужно вбить название организации, ее ИНН или ОГРН. Система найдет все дела, где фигурирует этот участник. Посмотрите, из-за чего идет суд.
Если заказчик — ответчик по заявлению о невыплате или просрочке оплаты, с ним лучше не связываться.
Если же он, наоборот, истец или это дело не связано с выплатами по госзакупкам — ничего страшного, с ним можно работать.
Такое количество дел на одного заказчика — тревожный признак, с ним лучше не связываться
- Чтобы добиться справедливости, сначала направьте претензию заказчику.
- Если на претензию нет ответа, можно обратиться в прокуратуру.
- Если прокуратура не помогла, еще можно попросить помощи у уполномоченного по правам предпринимателей. Это работает, но крайне редко.
- Если ни один способ не сработал, пора обращаться в суд.