Минтруд предлагает внести изменения в закон для инвалидов
– В чем суть законопроекта?
– Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» вынесен на общественное обсуждение. Он предлагает поправки сразу в несколько федеральных законов, в том числе федеральные законы «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Подразумевается, что изменения, которые проектируются, должны привести к созданию комплексной системы по всей России.
Там очень много разных идей, но важно вот что. В законопроект погружены понятия «сопровождаемое проживание» и «ранняя помощь», «социальная занятость», «сопровождаемая трудовая деятельность», «русский ясный язык», «альтернативная и дополнительная коммуникация». За регулирование этих понятий мы бились.
Особенно важно для нас сопровождаемое проживание.
Сейчас оно упоминается в методических рекомендациях, утвержденных приказом Минтруда России, и входит в планы развития, в том числе региональные программы, то есть так или иначе в законодательстве существует, но гарантий сопровождаемого проживания в федеральном законодательстве не закреплено.
Когда гарантий нет в законодательстве, невозможно понять, а что же должно делать государство, на что может рассчитывать гражданин. И каждый трактует так, как может.
Сопровождаемое проживание не может организовываться на территории интерната
– Например, сейчас государственные интернатные учреждения на своей территории тоже организуют «сопровождаемое проживание». Где-то выделяют или даже строят отдельное жилое помещение у себя на территории, за забором. Где-то – отдельное крыло или комнаты в интернате. Переселяют туда наиболее функциональных людей, желающих жить более самостоятельно. И отчитываются о том, что сопровождаемое проживание существует, развивается.
Но профессиональное сообщество, прежде всего представленное негосударственными организациями, которые стояли у истоков сопровождаемого проживания (петербургские ГАООРДИ и «Перспективы», псковский Центр лечебной педагогики, порховский «Росток» и другие), настаивают, что сопровождаемое проживание не может организовываться на территории интерната. Даже если это отдельное здание, жизнь в нем подчиняется правилам интерната.
Это сегрегация за забором.
Хотя есть проекты очень хорошие, где человек может выходить за территорию свободно.
Мы за то, чтобы улучшались условия жизни в интернате любыми способами. То, что выделяется отдельное жилое помещение и люди могут жить в более свободных условиях, – это большой плюс. И мы за это ратуем и об этом просим, в том числе в разных документах. Но это не может называться сопровождаемым проживанием.
– А что это тогда?
– Тренировочное, учебное, подготовительное. Мы как раз согласны, что учебное проживание может быть на территории интерната. Только учебное подразумевает ограниченный период времени и конечные результаты.
Вот человек пришел на обучение – он должен научиться вести бюджет, в меру своего понимания, возможностей, способностей, ухаживать за помещением, покупать продукты и готовить еду.
Он должен почувствовать другой образ жизни, не тот, когда живешь на всем готовом, в специальном, защищенном от мира пространстве. Научился, чему смог, почувствовал и дальше выбирает при желании сопровождаемое проживание.
Надо отметить, что в интернатах, как правило, речь идет о подготовке к самостоятельной жизни, когда человек способен обучиться необходимому минимуму и жить в дальнейшем самостоятельно.
Постоянное сопровождаемое проживание – это жизнь. Любой человек с инвалидностью, с любой тяжестью состояния может выбрать жизнь дома. И в том случае, если он не умеет вести бюджет, не может есть сам и никогда этого не сможет.
Сопровождаемое проживание – это форма поддержки жизни человека дома в том виде и в том объеме, которые ему необходимы.
Когда организационно невозможно обеспечить поддержку для одного инвалида, речь идет о проживании малой группой инвалидов, но дома, по правилам домашней обычной, а не интернатской жизни.
В процессе жизни, конечно, сопровождающие будут помогать человеку приобретать навыки заботы о себе, о быте, поддерживать самостоятельность. Отдельные люди способны выйти на индивидуальное (самостоятельное с меньшей поддержкой) проживание после нескольких лет сопровождаемого проживания в малой группе.
Что такое «жить дома», и как это прописать в законе
– Почему понятие сопровождаемого проживания так долго не получалось погрузить в законодательство?
– Если у негосударственного сектора большой практический опыт в этой сфере, то у государственного – нет. Мы изначально бились за государственные гарантии. Но чтобы дать гарантии, надо изучить, обобщить, посчитать.
Было не одно поручение президента РФ по сопровождаемому проживанию, которые были инициированы общественными организациями. Это помогало держать вопрос в активной работе. Результатом долгой работы стала «Концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». Правительство утвердило ее в декабре 2021 года.
Поскольку общественные организации громко шумели о сопровождаемом проживании много лет, Минтруд России предложил включить его в комплексную реабилитацию инвалидов.
Когда у человека двигательные нарушения, его реабилитируют, чтобы он мог ходить, совершать другие движения, или компенсируют ограничения тем, что предоставляют средства реабилитации (коляски, ходунки, подъемники), среду обустраивают.
Открываешь его индивидуальную программу реабилитации (ИПРА), которую выдает медико-социальная экспертиза, когда признает его инвалидом, – и там написано, что ему надо съездить в санаторий, пройти такой-то курс реабилитации, получить такую-то коляску.
У кого проблемы со слухом – пройти кохлеарную имплантацию или получить слуховой аппарат.
А у людей с психическими расстройствами, которые нуждаются в посторонней помощи, в ИПРА, как правило, пустота.
И их жизнеустройство – во взрослой жизни, когда они остаются без родителей, – самый острый вопрос. Ведь отличительной особенностью людей, о которых мы говорим, является то, что у них нарушено адекватное восприятие окружающей обстановки, оценки ситуации, поведения, общения, а у части есть нарушения интеллекта. Кроме интерната, им ничего не предлагалось.
И бились-то мы именно за то, чтобы было понятное видение государства, как устраивать именно взрослую жизнь людей с психическими расстройствами в альтернативном интернатам формате, как обеспечивать включенность этих людей в общество, улучшить качество их жизни. В результате этого в концепции получилась отдельная глава.
Эта глава написана руками общественных организаций.
Она называется «Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов». Там как раз идет речь о сопровождаемом проживании, социально-трудовой занятости, сопровождении труда инвалидов.
– Там сказано, что сопровождаемое проживание должно быть за пределами интерната?
– Такого требования вы не найдете. Там указано направление, куда мы двигаемся: возможность выбрать проживание дома, в квартире или в жилом доме в обычной городской или сельской среде, с предоставлением достаточной помощи. Там предусмотрена деинституционализация и перенос реабилитационного процесса в местное сообщество, включение человека в жизнь общества «за забором».
Главный акцент делался на том, что мы развиваем именно услуги, которые позволяют человеку выбирать жизнь дома, участвовать в общественной жизни, учиться, трудиться, общаться – независимо от того, где он живет, дома или в интернате.
Была большая сложность в том, чтобы подобрать правильную формулировку, что такое жить дома. В Конвенции ООН о правах инвалидов написано, в переводе с английского, – «привычные места проживания». Интуитивно сразу понятно, что имеется в виду.
Но можно ли так написать в нашем законодательстве и быть уверенным в том, что это будет трактоваться так, как нам нужно? В одной из версий законопроекта о комплексной реабилитации в определении сопровождаемого проживания были слова «обеспечить проживание в привычной социальной среде».
Но ведь для человека, который живет в интернате, это и есть привычная социальная среда. Мы попросили эти слова убрать.
Нам всем хотелось написать «не в интернате», потому что иначе непонятно. В последней версии законопроекта такие слова появились – в определении стационарозамещающих технологий, к которым отнесено сопровождаемое проживание.
Сейчас положительные отчеты о развитии сопровождаемого проживания в регионах делаются за счет как раз «сопровождаемого проживания» на территории интерната и учебного проживания (краткосрочных курсов по развитию навыков самостоятельности).
Постоянного сопровождаемого проживания крайне мало.
Елена Вяхякуопус, эксперт в области организации жизни инвалидов, сформулировала разницу, что такое жить дома и что такое жить в интернате.
Дома ты сам устанавливаешь правила. Если ты живешь еще с кем-то, то вы договариваетесь с ним об этих правилах.
В интернате правила устанавливает интернат.
Сопровождаемая трудовая деятельность – когда человеку нужна посторонняя помощь, чтобы он мог работать. Например, ему нужно объяснять требования, напоминать о режиме работы, помогать в общении с администрацией и другими работниками, помогать разрешать конфликты на работе, связанные именно с тем, что у человека психическое расстройство и он не справляется с коммуникацией.
Сопровождение должны осуществлять люди, понимающие, в чем причина проблемы человека, как ему помочь. Вряд ли это могут быть работники самой организации-работодателя. Работники могут выступать в качестве мастеров, наставников, но помощью в адаптации особого человека к возникающей на работе сложной для человека ситуации должны заниматься специалисты по работе с людьми с инвалидностью.
Социальная занятость – для тех, кого трудоустроить не удается. Каждый человек имеет право на труд, право быть занятым полезным делом не дома. И для людей, которых не получается трудоустроить, специально организуется занятость. Чаще это мастерские с разными ремеслами, где подбирается, придумывается под конкретного человека трудовая операция, работа.
Если человек освоил трудовую операцию и может выполнять ее в понятном режиме, то он может быть трудоустроен в этой же мастерской или в другом месте. Трудоустроить сложно. Практика показывает примеры трудоустройства на открытом рынке труда и на специальные, созданные под людей с инвалидностью, рабочие места. Как правило, стоит вопрос о финансировании зарплаты таких особых работников.
Финансовая поддержка осуществляется из государственного бюджета (пример социальной занятости в Санкт-Петербурге) или организациями, которые не могут трудоустроить инвалидов к себе, чтобы выполнить квоту по трудоустройству инвалидов, – в рамках соглашений с организатором социальной занятости, той же мастерской, о трудоустройстве инвалидов для выполнения квоты.
В то же время у части людей с инвалидностью не получается освоить трудовую операцию или не получается работать в понятном режиме. Они участвуют в труде и в общении в той форме, в которой способны.
Поэтому необходимы гарантии государства по организации социальной занятости, оказании услуг, позволяющих людям с инвалидностью участвовать в труде и в общении, а также механизмы поддержки трудоустройства людей с инвалидностью, которые могут трудиться только с помощью других лиц. К сожалению, мы не очень довольны тем, как эти вопросы затронуты законопроектом.
Сейчас предусматривается, что социальная занятость реализуется в рамках комплексной реабилитации и абилитации. Все это время общественные эксперты обсуждают эти вопросы, так как есть фактически стихийно сложившиеся практики и есть стремления к тому, как должно быть устроено.
Ясный русский язык – когда официальные тексты, юридические, информационные излагаются простым языком, доступным людям с интеллектуальными нарушениями.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – общение с помощью взгляда, мимики, жеста, предмета, рисунка, знаков. Она необходима для общения людям, которые не используют речь или ее использование затруднено.
Регулирование ясного языка и АДК крайне важно. Сейчас нет обязанности учить АДК безречевых людей, а ведь для них это единственный способ общения. Средств и технологий АДК много, нет общего понимания, какие технологии и средства использовать, как сделать так, чтобы научившийся АДК человек мог общаться с их помощью не только в семье или не только в конкретной школе. Необходимы обязательства использовать ясный язык и АДК и общие правила и требования к их использованию.
От регионов потребуются финансовые вливания
– Какие будут следующие шаги?
– Вместе с концепцией была утверждена программа мероприятий для ее реализации. Одно из них – это принятие законопроекта о комплексной реабилитации и абилитации, с которого мы начали разговор.
Как это ни парадоксально, у нас шла долгая борьба за то, чтобы сопровождаемое проживание не было направлением реабилитации, как нечто, чему человека учат, порой всю жизнь.
Минтруд услышал экспертов, и сопровождаемое проживание в законопроекте теперь в виде отдельной статьи в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» под названием «Сопровождаемое проживание инвалидов».
К содержанию этой статье было много вопросов. Во-первых, нужно федеральное регулирование, федеральные требования: кому положено сопровождаемое проживание? что в него включается? как определить, сколько услуг по сопровождаемому проживанию надо? как его организовать? Было много обсуждений, как это может регулироваться. Ведь нам нужны гарантии.
В настоящий момент в проекте указано, что Минтруд утвердит своим документом критерии определения нуждаемости в сопровождаемом проживании, которыми должны руководствоваться все регионы при разработке своих критериев.
Эти критерии уже разработаны с участием общественных экспертов – членов рабочей группы Минтруда, критерии проходят апробацию, в дальнейшем будут корректироваться и утверждаться Минтрудом России.
Это документ, который дает механизмы, как определить, в каком сопровождении нуждается инвалид (виды помощи, услуг), в каком объеме и периодичности.
И второе достижение – что порядок организации сопровождаемого проживания будет утвержден правительством РФ. Это будет нормативный правовой акт достаточно высокой юридической силы. Следующий этап – его разработка.
– То есть если человек по критериям проходит, то закон ему гарантирует сопровождаемое проживание?
– А вот здесь вся хитрость нашего законодательства в сфере социального обслуживания. По закону Федерация дает только рамки, ориентиры для субъектов РФ, а непосредственные гарантии определяет субъект РФ своим законодательством.
Федерация говорит: должно быть в регионе сопровождаемое проживание, его предоставляют вот таким-то людям, желательно в таком-то объеме и организовать его надо вот по таким-то требованиям. А регион делает то, что он может. Мы и сейчас так живем. Все социальные услуги так и существуют.
То есть получается так, что по критериям гражданин имеет право на сопровождаемое проживание, но дальше вопрос в том, достаточно ли мест в сопровождаемом проживании, в достаточном ли для конкретного человека объеме предоставляется сопровождение – может ли он там безопасно проживать, как оно финансируется государством, сколько человек должен платить сам.
Чтобы сопровождаемое проживание появилось, от регионов на первых порах понадобятся значительные вливания финансовые. Об экономии по сравнению с финансированием интернатов, о которой часто упоминают, можно будет говорить только после нескольких лет.
Высшая школа экономики по заказу БО «Перспективы» (Санкт-Петербург) делала сравнительное исследование стоимости сопровождаемого проживания и интерната и качества жизни в них.
Вывод такой: для тех, кому нужны постоянный уход или сопровождение, цифры равнозначные что в интернате, что в сопровождаемом проживании. А для тех людей, кто не нуждается в постоянном уходе, сопровождаемое проживание будет дешевле.
При этом качество жизни в сопровождаемом проживании выше, чем в интернате.
Коллажи Оксаны Романовой
Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт | Минтруд предлагает упростить изменения программ реабилитации для граждан с инвалидностью
Минтруд России подготовил и представил на общественное обсуждение проект приказа, актуализирующий порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) гражданина с инвалидностью, выдаваемой бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Проектом приказа предлагается уточнить порядок составления, формирования и реализации ИПРА.
В частности, новым порядком будет предусмотрена возможность корректировки или актуализации ИПРА по желанию гражданина либо по рекомендации Фонда социального страхования.
Например, если гражданин получал несколько лет назад ИПРА с назначением кресла-коляски, но без указания конкретных ее характеристик (например прогулочная, комнатная, с ручным или электроприводом, или без указания дополнительных функциональных характеристик) или других технических средств реабилитации (ТСР), то с новым порядком такая возможность уточнения и корректировки ИПРА появится. За последние годы перечень ТСР, предоставляемых бесплатно гражданам с инвалидностью был дополнен. В него вошли, в том числе и высокотехнологичные изделия. Для того, чтобы получить такое сложное изделие, необходимо, чтобы оно было рекомендовано в ИПРА. Нововведения позволят пересматривать ранее данные рекомендации по инициативе гражданина или Фонда социального страхования.
Взаимодействие ответственных ведомств, участвующих в обеспечении граждан с инвалидностью средствами реабилитации, позволит избежать человеку лишних самостоятельных обращений. Новая ИПРА будет направлена гражданину в личный кабинет на портале Госуслуги.
Напомним, подача заявления на прохождение МСЭ доступна теперь на портале Госуслуги. Обновлённый сервис, позволяет гражданину дистанционно, в онлайн режиме подать заявление на прохождение МСЭ, получить справку об инвалидности, изменить причину инвалидности, оформить или внести изменения в ИПРА. Также уже сейчас в личном кабинете на портале Госуслуги можно ознакомится с ИПРА.
Минтруд предложил упростить порядок изменения программ реабилитации для инвалидов
Уточняется, что новый порядок предусматривает возможность корректировки или актуализации ИПРА по желанию гражданина
Минтруд РФ предложил упрощенный порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) гражданина с инвалидностью. Проект приказа представили на общественное обсуждение, сообщает в среду пресс-служба ведомства.
«Минтруд России подготовил и представил на общественное обсуждение проект приказа, актуализирующий порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации гражданина с инвалидностью, выдаваемой бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Проектом приказа предлагается уточнить порядок составления, формирования и реализации ИПРА», — говорится в сообщении.
Уточняется, что новый порядок предусматривает возможность корректировки или актуализации ИПРА по желанию гражданина либо по рекомендации Фонда социального страхования. Так, гражданин с инвалидностью сможет уточнить конкретные характеристики технического средства реабилитации (ТСР), например кресла-коляски.
«За последние годы перечень ТСР, предоставляемых бесплатно гражданам с инвалидностью, был дополнен. В него вошли в том числе и высокотехнологичные изделия.
Для того чтобы получить такое сложное изделие, необходимо, чтобы оно было рекомендовано в ИПРА.
Нововведения позволят пересматривать ранее данные рекомендации по инициативе гражданина или Фонда социального страхования», — добавили в пресс-службе Минтруда.
Новая ИПРА будет направлена гражданину в личный кабинет на портале госуслуг, что позволит избежать лишних обращений. Также уже сейчас в личном кабинете на портале госуслуг можно ознакомиться с ИПРА.
ТАСС
Материал читайте по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/14547557
Минтруд предложил запретить списывать пенсии детей-инвалидов за долги
© Парламентская газета
Минтруд предложил внести изменения в законодательство, чтобы запретить списание пенсий детей-инвалидов по исполнительному производству. Законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
https://www.youtube.com/watch?v=2plwUHH6t18\u0026pp=ygVr0JzQuNC90YLRgNGD0LQg0L_RgNC10LTQu9Cw0LPQsNC10YIg0LLQvdC10YHRgtC4INC40LfQvNC10L3QtdC90LjRjyDQsiDQt9Cw0LrQvtC9INC00LvRjyDQuNC90LLQsNC70LjQtNC-0LI%3D
По закону выплаты за инвалидность получает не сам ребенок, а его родители или опекуны. Сейчас пенсии детей-инвалидов защищены от списания, если находятся на номинальном счете (специальный счет, права на которые принадлежат другому лицу-бенефициару). Если же средства зачисляются по обычным реквизитам, их могут списать в счет долгов родителей.
Минтруд предлагает включить «социальные пенсии по инвалидности, назначаемые детям-инвалидам, а также социальные выплаты, назначаемые детям-инвалидам и финансируемые за счет средств федерального бюджета» в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Сейчас от списания защищены выплаты семьям с детьми, государственная социальная помощь, в том числе выплаты по социальному контракту, выплаты за вред здоровью или утрату кормильца, выплаты за ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей, алименты и пособия на детей, выплаты на погребение, деньги, выделенные пострадавшим, родственникам умерших в чрезвычайных ситуациях в виде единовременной матпомощи.
Общественное обсуждение инициативы продлится до 2 мая.
В конце марта в Госдуму внесли законопроект, увеличивающий число детей-инвалидов, которые смогут получать бесплатные путевки в санатории. При выдаче путевок предлагается учитывать не только основные заболевания, но и сопутствующие.
Минтруд предлагает увеличить штрафы за несоблюдение прав инвалидов
Минтруд уведомил о разработке поправок в КоАП, которыми предусматривается увеличить штраф юридическим и физическим лицам за несоблюдение прав инвалидов.
Причиной разработки изменений стало то, что Комитет ООН по правам инвалидов признал существующие размеры штрафов в пределах 1 тыс. – 10 тыс. руб., налагаемых на должностных лиц, и 20 тыс. – 100 тыс. руб. – на юридических лиц неэффективными.
«Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – считает Минтруд.
Предполагается, что поправки затронут правоотношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Кроме того, изменения коснутся обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
«АГ» попросила экспертов высказать мнение о том, поможет ли увеличение штрафа улучшить жизнь инвалидов.
Адвокат, партнер КА5 Иван Сустин считает, что Минтруд готовит изменения конкретно в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Эксперт полагает, что увеличение санкции в данных статьях не приведет к достижению заявленных целей законопроекта.
«Эффективность мер по защите прав инвалидов напрямую не зависит от размера санкции, а зависит от эффективности правоприменения и неотвратимости наказания за нарушения прав инвалидов, с чем у нас, к сожалению, большие проблемы.
У меня нет общей статистики, но у моих коллег и у меня за 15 лет практики подобные кейсы не встречались», – отметил адвокат.
«За последний месяц нам показали, как эффективно КоАП может применяться в борьбе с политической активностью граждан.
Если бы государственные органы так ратовали за права инвалидов, проблем бы не было, и этот законопроект не понадобился», – добавил Иван Сустин.
По его мнению, законопроект направлен не на реальную защиту прав инвалидов, а на формальное заполнение статистического отчета о работе министерства по итогам года.
Адвокат КА № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов отметил, что законопроект – следствие заседания Комитета ООН по правам инвалидов, который контролирует исполнение Конвенции по правам инвалидов. «Российской Федерации было указано, с чем представители России и не спорили, на неэффективность регулирования вопросов в области создания доступной среды для инвалидов», – указал адвокат.
Александр Немов полагает, что размер штрафа должен быть серьезным и значительно превышать стоимость обеспечения доступной среды для инвалидов. По его мнению, очевидно, что наложение даже максимального штрафа в 100 тыс. руб. вряд ли заставит задуматься собственника здания или иного объекта о создании комфортных условий для инвалидов, которое будет стоить значительно дороже.
«В моей практике и по моим наблюдениям за коллегами крайне редки случаи привлечения предпринимателей или иных лиц к ответственности за нарушения прав инвалидов.
Я, конечно, надеюсь, что увеличение размера штрафа приведет к искоренению проблемы, но большая проблема не в размере, а применении норм об ответственности», – подчеркнул адвокат.
Он добавил, что создание планов по привлечению к подобной ответственности может только ухудшить положение инвалидов.
В качестве примера Александр Немов сослался на ситуацию с аттестацией рабочих мест: «После кратного увеличения штрафов и постановки планов перед трудовой инспекцией была искоренена проблема с отсутствием аттестации рабочих мест. Правда, появилась другая проблема – разом пропала “вредность” на многих объектах и производствах, что, естественно, привело к большей незащищенности работников, чем ранее».
Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев заметил, что имеющиеся в настоящее время штрафы не выступают каким-либо существенным стимулом для ненарушения прав инвалидов.
«Увеличение штрафов, конечно, может способствовать улучшению ситуации, но все-таки санкции должны иметь прогрессирующий характер.
Например, при первом выявлении нарушения один размер штрафа, при втором – больше, а при третьем такой, который будет существенным для большинства компаний (в рамках периода, когда факт привлечения к административной ответственности считается не “погашенным”)», – предложил Антон Алексеев.
Эксперт отметил, что тенденция борьбы с нарушениями прав посредством штрафов и санкций характерна для России.
Возможно, указал Антон Алексеев, законодателям следует рассмотреть нормы, которые дают какие-либо преференции для компаний (актуально для малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, в конкретных областях (например, в социальной сфере) в случае ненарушения ими законодательства в течение длительного периода). По его мнению, в совокупности со штрафами это могло бы повысить эффективность соблюдения законов.
Антон Алексеев считает, что в любом случае наказание должно быть соразмерно нарушению. «Меня всегда удивляло, что за привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности компания может получить штраф до 800 тыс. руб., а за эксплуатацию газопровода без лицензии в несколько раз меньше. Хотя последнее представляется опаснее первого», – отметил эксперт.
Минтруд предложил упростить оформление инвалидности — новости Право.ру
Ведомство хочет отменить дополнительные обследования до конца пандемии.
Минтруд предложил внести изменения во временные методические рекомендации, которые связаны с установлением первичной инвалидности на основе медицинских заключений, и подготовил проект постановления правительства, сообщает ТАСС.
В этом сюжете
В министерстве считают, что из-за загруженности медорганизаций граждане, впервые столкнувшиеся с необходимостью в направлении на медико-социальную экспертизу (МСЭ), испытывают сложности в проведении обследований. Так, за апрель–ноябрь 2020 года на МСЭ из медорганизаций направлено на 23% меньше людей по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Отмечается, что если медорганизация уже подтвердила тяжелое состояние и нарушение функций организма, то человеку не нужно будет проходить дополнительные обследования, как раньше, следует из документа. Мера коснется тех случаев, когда гражданина впервые направляют на медико-социальную экспертизу.
https://www.youtube.com/watch?v=2plwUHH6t18\u0026pp=YAHIAQE%3D
Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что правительство занимается вопросом установления первичной инвалидности на основе медицинских заключений. Она отметила, что эта тема может быть доработана до конца года.
В апреле премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об упрощении порядка оформления инвалидности до 1 октября 2020 года.
Позже Минтруд сообщил, что подготовлен проект постановления, согласно которому упрощенный порядок установления инвалидности будет действовать до 1 марта 2021 года.
Временный порядок предусматривает автоматическое продление ранее установленной инвалидности на шесть месяцев.
«Право-300» запускает регистрацию для участия в рейтинге Право.ru Connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 17:00ВС указал, что водительские права не удостоверяют личность 16:15ВС изменил срок поручительства вслед за основным договором КОНСАЛТЭКСПЕРТ ищет партнеров 15:11КС защитил строителя, который использовал патентную систему налогообложения 14:35Блогер Митрошина оплатила основной долг перед налоговой 13:49ВС отказался признать зачетом уведомление о сальдировании 13:30Началось рассмотрение дела о хищениях при цифровизации ЕГРН 12:50 Бывшего главреда Nexta приговорили к 8 годам колонии
12:30Обсуждают возвращение «Россельхозбанка» в SWIFT 11:33ВС отменил щедрое вознаграждение для конкурсных управляющих 10:28В 2023 году ФНС разработает четыре электронных документа для бизнеса 9:31США и ЕС запретят транзит товаров через Россию 8:54Утренний обзор за 3 мая 8:38ВС посчитал убытки от расторжения договора лизинга 19:00ВС решал, может ли бизнес без директора проводить платежи 17:50КС разрешил фотографировать материалы таможенной проверки 16:28Предприятия получат госгарантии по кредитам на поддержку производства 15:14ВС подтвердил законность приватизации недвижимости «Ростелекомом» 13:52 Налоговая проверяет блогера Оксану Самойлову
13:31Сотрудникам госкомпаний и ЦБ запретят владеть недвижимостью за границей 12:20ВС объяснил, когда обнуляется срок для предъявления исполлиста 11:24РСПП разработает изменения в УК и УПК, чтобы снизить давление на бизнес 10:57Власти определят порядок выплат дивидендов иностранным акционерам 10:11Для бизнеса подорожает электроэнергия 9:18ВС решит, может ли бизнес возместить свои убытки за счет таможни 8:58Утренний обзор за 2 мая 20:00Путин подписал закон о последствиях недействительности сделок 18:20В ГД внесли законопроект о регулировании онлайн-коучинга 17:20Путин подписал закон о повышении налоговых вычетов 14:50ВС оценит законность отказа в страховании управляющего 14:00Центробанк сохранил ключевую ставку 7,5% 12:40ВС разобрался в деле о злостном неисполнении решения суда 11:50Адвоката подозревают в посредничестве при даче взятки 10:15ВС решил спор об оплате горячей воды в многоквартирном доме 9:04Кабмин определил правовые основы работы технокомпаний 19:40ВС рассмотрел жалобу ИП, которому доначислили 42 млн руб. налогов 19:10 АП Москвы защитила адвоката, который не дождался резолютивки 17:30ВС защитил право клиента банка на пониженный процент по кредиту 16:50Правительству разрешили делать исключения из контрсанкций 15:03ВС уточнил правила признания долга 14:17ВС защитил бизнес в споре с лизинговой компанией 12:50ВС посчитал исковую давность по спору о подряде 12:15Wikimedia Foundation оштрафовали на 2 млн руб. 11:05ВС признал законным односторонний отказ от подряда 10:00 В отношении блогера Елены Блиновской возбудили уголовное дело
8:55В Кабмине стали лучше планировать законотворческую работу 7:44ВС допустил взыскание долга по исполлисту с фактических наследников 21:17КС обязал установить срок для возобновления исполпроизводства 20:30ВС объяснил, когда нельзя снижать расходы на юриста 20:04Обзор ВС: приватизировать землю можно даже под сгоревшим домом 20:01Неосновательное обогащение за сорванный ремонт авто: как взыскать 19:17ВС обязал учитывать корпоративный конфликт при оценке сделок 18:25Суддеп опубликовал статистику по банкротным делам за 2022 год 17:12Совфед одобрил ужесточение правил для иностранных инвесторов 16:02Генпрокуратура уточнила, как снизить нагрузку на бизнес
13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального
Минтруд рассказал, как новый закон изменит жизнь инвалидов в РФ. ФАН-ТВ
Законопроект, регулирующий предоставление услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, вступит в силу 1 января 2023 года, сообщили в Минтруде РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=p9PJnmbSDSw\u0026pp=ygVr0JzQuNC90YLRgNGD0LQg0L_RgNC10LTQu9Cw0LPQsNC10YIg0LLQvdC10YHRgtC4INC40LfQvNC10L3QtdC90LjRjyDQsiDQt9Cw0LrQvtC9INC00LvRjyDQuNC90LLQsNC70LjQtNC-0LI%3D
Замдиректора департамента по делам инвалидов Кира Афонина рассказала об этапах реализации амбициозных целей и о том, что изменит новый документ в жизни россиян.
«То, что мы предлагаем, позволит увеличить степень вовлеченности людей с инвалидностью в процесс реабилитации, получение которой станет более простым, а результат — более эффективным. Люди будут понимать, как, где, когда и на каких условиях это можно сделать», — отметила чиновница.
В основе проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» лежит Концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью до 2025 года Минтруда.
Инициатива вносит изменения как минимум в пять федеральных законов, включая закон «О социальной защите инвалидов в РФ», отметила замдиректора департамента ведомства.
Главное новшество — включение ранней помощи и сопровождаемого проживания граждан в отдельное направление реабилитации.
«55 регионов согласны с законопроектом в представленной редакции. С остальными коллегами мы провели цикл совещаний, — пояснила она. — На первом этапе до 2023 года будет происходить формирование нормативной базы. С 2024 по 2025 годы будут созданы условия для развития системы реабилитации в регионах».
Минкультуры РФ согласовало доработанный законопроект и направило в Минтруд ряд замечаний, сообщила советник министра Елена Благирева. Генеральный директор АНО «Национальный центр проблем инвалидности» Александр Лысенко назвал законопроект «прорывом».
«Через два-три года мы увидим реальное улучшение качества жизни инвалидов», — полагает эксперт Общероссийского народного фронта по делам инвалидов.
При этом критики у разрабатываемого документа предостаточно. В ОП РФ поступило 19 мнений о его положениях от общественных палат субъектов РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти и общественных экспертов.
«Мелкие изменения зачем-то оформляются в законе, меняется форма, а не содержание, то есть — это косметические предложения. Говорится о механизме межведомственного взаимодействия, но сам механизм не прописан», — заявила член ОП РФ Вологодской области Анна Хрястунова.
Большая часть вопросов связана с отсутствием стандартов предоставления услуг и включением в направление реабилитации ранней помощи и сопровождаемого проживания.
«Необходимо создать на уровне регионов специализированный жилой фонд для сопровождаемого проживания, — подчеркнул член ОП РФ Андрей Царев. — Важно отразить в законопроекте, что сопровождаемое проживание направлено на реализацию права человека жить в обычных местах проживания, которое подразумевает создание условий проживания малыми группами, индивидуально, персональную помощь и реализацию основных жизненных потребностей. Важно, чтобы был создан на уровне регионов специализированный жилой фонд для сопровождаемого проживания».
Как отметили участники нулевых чтений, разработчикам документа предстоит тяжелая и кропотливая работа. Минтруд пообещал учесть все замечания.
«После обсуждения в рамках нулевых чтений в ОП РФ мы планируем приступить к доработке законопроекта и в течение апреля завершить ее, — сказала Кира Афонина. — После этого мы еще раз отправим текст на рассмотрение тем, кто давал замечания и предложения».
В конце этого года документ должен быть направлен в правительство РФ, отметила она.
«В нашей стране очень многое делается для людей с инвалидностью, чтобы нам жилось хорошо, чтобы мы могли получить образование, чтобы мы могли идти вперед в сфере культуры, — поделилась своим мнением с корреспондентом ФАН председатель комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая. — Я сама живу, работаю, с Божьей помощью и помощью людей, которые мне верят, чего-то достигаю. Несколько десятилетий назад мы даже мечтать не могли о многом, что имеем сейчас. Надеюсь, что наши замечания к законопроекту будут учтены, и мы вместе сможем доработать его для внесения в Государственную думу».
Минтруд предложил увеличить штрафы за ущемление прав людей с инвалидностью — ТАСС
МОСКВА, 29 августа. /ТАСС/. Минтруд России предложил увеличить размеры штрафов за несоблюдение прав людей с инвалидностью при трудоустройстве и создании доступной среды. Об этом говорится в пресс-релизе Минтруда.
«Минтруд России разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий увеличение размеров штрафов, налагаемых на юридических и физических лиц за уклонение от соблюдения прав инвалидов», — говорится в сообщении.
Так, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью в соответствии с установленной квотой, а также за отказ работодателя в приеме на работу человека с инвалидностью, необоснованный отказ в регистрации человека с инвалидностью в качестве безработного суммы штрафов на должностных лиц предлагается увеличить с 5-10 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей.
За уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для людей с инвалидностью объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры суммы штрафов могут повысить для должностных лиц с 2-3 тыс. рублей до 10-35 тыс. рублей, для юридических лиц — с 20-30 тыс. рублей до 100-150 тыс. рублей.
За нарушение требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения доступных для людей с инвалидностью транспортных средств, суммы штрафов для должностных лиц предлагается увеличить с 2-3 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей.
Существующие размеры штрафов в пределах 1-10 тыс. рублей на должностных лиц и 20-100 тыс. рублей на юридических лиц признаны комитетом по правам инвалидов неэффективными, подчеркнули в министерстве.
Русский
English