Штрафы

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Евгений Егоров / Ведомости

Урегулирование долгов за жилищно-коммунальные услуги можно переложить на специализированный фонд с госучастием.

С таким предложением в числе прочих мер для «смягчения кризисных последствий влияния пандемии коронавируса» выступили компании отрасли в письме на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера Юрия Борисова от 21 апреля.

«Ведомости» ознакомились с содержанием документа, его подписали руководители девяти компаний.

Представители «Интер РАО», «Квадры», «Т-плюса» подтвердили подлинность письма, «Реновы» (контролирует «Российские коммунальные системы»), «Росэнергоатома» и «Газпром энергохолдинга» отказались от комментариев, «СУЭК» (владеет «Сибирской генерирующей компанией»), «Фортума» и «Юнипро» не ответили на запросы «Ведомостей». Аппарат Борисова пока не получал документ, сказал его представитель. Представитель Белоусова не ответил на запрос «Ведомостей».

Фонд (специализированный финансовый институт) будет выкупать y управляющих компаний, энергосбытовых и ресурсоснабжающих организаций долги потребителей – не только населения, но и бюджетных предприятий и компаний из пострадавших отраслей, предлагают авторы письма.

Он и займется урегулированием долгов. Это будет фонд с государственным капиталом: государство затем сможет взыскать долги с процентами и получить прибыль, говорит источник в одной из энергокомпаний: «Подобные механизмы широко опробованы в мире. Например, при ипотечном кризисе 2008 г.

ФРС США работала с общим пулом проблемных долгов. Такой подход логично применить к российскому ЖКХ – привлекать финансирование проще в одну хорошо контролируемую структуру, нежели распылять деньги по рынку».

Этот пул долгов может стать интересным и для частных инвесторов, так как речь идет о краткосрочном падении платежеспособности, считает он.

Задолженность перед сектором ЖКХ до кризиса, связанного с пандемией коронавируса, составляла около 1,3 трлн руб., в марте – апреле дебиторская задолженность значительно выросла, отмечают авторы письма.

В числе других мер они предлагают ограничить срок моратория на начисление пеней за неоплату ЖКУ до 1 мая или до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, перейти к адресной поддержке населения и пострадавших компаний, определить механизмы компенсации этих дополнительных расходов, изменить некоторые параметры ценообразования. Предложенные меры будут обсуждаться на совещании по вопросам ЖКХ у президента Владимира Путина, которое планируется провести на следующей неделе, сообщил источник в энергокомпании. О том, что планируется такое совещание, говорил 23 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Это не первое обращение представителей отрасли в правительство. В начале апреля премьер Михаил Мишустин ввел мораторий на начисление пеней за неоплату ЖКУ до конца года.

После этого пять крупнейших генерирующих компаний обратились к нему с просьбой избирательно подойти к отмене пеней и проконтролировать платежную дисциплину бюджетных организаций.

Такое же письмо на имя министра энергетики Александра Новака направили «Совет производителей энергии» (объединяет крупнейшие генерирующие компании) и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

Мишустину также написали Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ, объединяет 80% предприятий отрасли), частные операторы Росводоканал и РКС, попросив о субсидиях для компенсации недополученных доходов из-за снижения потребления и убытков из-за роста неплатежей.

Проблемы в ЖКХ нарастают, в апреле максимальный сбор за жилищные услуги составит 30% от всех начислений, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин: «Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями раньше в среднем составляла 20%, теперь может увеличиться до 70%. Это может привести к тому, что после мая могут начаться банкротства управляющих компаний, а в течение двух – трех месяцев с рынка может уйти 20% организаций». Дома могут остаться без обслуживания и не будут подготовлены к отопительному сезону, говорит он.

Создание финансового института плохих долгов оправдано даже вне контекста пандемии COVID-19, считает руководитель направления регулирования энергорынков Vygon Consulting Николай Посыпанко: «Подавляющий процент просроченной оплаты взыскивается без личного присутствия, централизация работы с неплательщиками позволит внедрить цифровые технологии и минимизировать совокупные издержки отраслей энергетики и ЖКХ. Расчистка от плохих долгов потребует от регулятора и компаний важного выбора: финансировать инвестиции или снизить конечные тарифы». Эксперт сомневается, что такой фонд сможет моментально урегулировать свыше 1 трлн руб. задолженности, но госгарантии выкупа плохих долгов могли бы действовать для инвестпроектов модернизации изношенной инфраструктуры тепло- и водоснабжения, считает он.

Что делать, если накопился долг по коммуналке

Вместе с экспертами и юристами рассказываем, что делать человеку, у которого накопился долг по коммунальным платежам

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Sambulov Yevgeniy/shutterstock

Коммунальные долги — одна из больных точек российской системы ЖКХ. По последним данным, общая сумма задолженности россиян за коммуналку достигла 625 млрд руб. Среди должников есть как те, кто намеренно не платит за ЖКХ, так и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и не может погасить долг.

Вместе с экспертами и юристами рассказываем, что делать человеку, у которого накопился долг по коммунальным платежам.

Коммунальный долг и санкции

Каждый месяц до 10 числа россияне обязаны оплачивать счета за коммунальные услуги (если не установлен другой срок). После этого наступает просрочка. Если не платить за ЖКУ больше двух месяцев, образуется долг и начисляются пени.

«В каждом случае неуплаты коммунальных услуг нужно разбираться индивидуально. Если неплательщик относится к льготной категории граждан (ветеран труда, нетрудоспособный, малоимущие, многодетные и т. д.), необходимо обратиться в органы социальной поддержки для предоставления помощи в виде льгот и субсидий», — рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Вита Завацкая.

Если неплательщик испытывает временные финансовые трудности, необходимо обратиться к поставщику коммунальной услуги за отсрочкой, рассрочкой или реструктуризацей задолженности. Должнику разрешат выплачивать долги частями в течение определенного срока. О каждом из возможных вариантов погашения долгов за ЖКУ рассказываем подробнее.

Существует несколько мер, которые могут применяться к неплательщику коммунальной услуги:

  1. Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги. «Но в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 был введен мораторий на начисление штрафов, неустоек. Начислять пени (штрафы) за период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года незаконно», — напомнила член АЮР. Сейчас мораторий снят, и пени снова начисляются за коммунальные долги.
  2. Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. Также документ содержит реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
  3. Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс. Сейчас в многоквартирном доме можно отключать три вида ресурсов: электричество, горячее водоснабжение и водоотведение. Но на практике сделать это достаточно сложно.
  4. Обращение в суд за взысканием задолженности. Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
  5. Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, и обычно она распространяется на муниципальное жилье. «Не допускается обращение взыскания на жилое помещение или его части, если для должника и членов его семьи это единственное пригодное для постоянного проживания помещение», — отметил юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Дмитрий Кириллов.

Рассрочка

Прежде всего, должнику следует обратиться непосредственно в организацию, перед которой у него образовался долг, с заявлением о предоставлении информации о его размере и правильности начисления, рекомендует эксперт Общественного совета при Минстрое России, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Если платежи начислены правильно, а долги подтвердились, человек может попросить организацию дать ему возможность погасить долг в рассрочку.

Для этого нужно с заявлением обратиться в управляющую компанию или напрямую к поставщику ресурса, если заключены прямые договоры.

«Представление рассрочки означает, что долг будет гаситься частями в течение такого количества месяцев, о котором договорились потребитель и организация, предоставляющая коммунальную услугу», — отметила Ирина Генцлер.

После предоставления рассрочки в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа. Рассрочка не освобождает должника от текущих счетов.

Законодательство не регулирует условия предоставления рассрочки.

В начале марта губернатор Подмосковья Андрей Воробьев призвал профильные ведомства региона разработать систему рассрочки платежей за коммунальные услуги и не начислять штрафы жителям региона за несвоевременную оплату счетов за электроэнергию.

Решение облегчить ежемесячный платеж жителей он объяснил холодной зимой, из-за которой в домах выросло энергопотребление и увеличились платежи. В ближайшее время власти введут рассрочку коммунальных платежей для ряда городских округов, в частности для Подольска, Мытищ и Лобни.

Коммунальные каникулы

Если денег на оплату коммунального долга нет совсем, то необходимо договариваться с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул — погашение долга (в один прием или частями) через какой-то период времени. При этом отсрочка, как и рассрочка, не снимает обязанностей с человека платить за ЖКХ по текущим счетам.

Читайте также:  Законопроект по расширению прав полицейских: сотрудники смогут вскрывать машины и оцеплять дома без согласия собственников

«Можно попробовать обратиться в организацию, исполняющую коммунальные услуги, с просьбой о предоставлении отсрочки не только по погашению долга, но и по внесению текущих платежей (например, до того месяца, с которого начнется предоставление субсидии). Но решение о таких каникулах зависит исключительно от доброй воли этой организации», — отметила Ирина Генцлер.

Законодательство не регулирует условия, на которых можно достигнуть такой договоренности, это договоренность двух сторон, подтвердила председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

«Есть прецеденты, когда люди, у которых нет денег, договариваются отработать свой долг за счет труда — работают дворниками или уборщиками. Но иногда условия, которые выставляют управляющие компании или ресурсники, очень жесткие — дешевле взять кредит и заплатить», — добавила она.

Поэтому, если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, необходимо также как можно быстрее обратиться за субсидией.

Рекомендация

Достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения о погашении задолженности, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Соглашение подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации — исполнителя коммунальных услуг.

Субсидии и льготы

Еще один вариант решения проблемы коммунальных долгов — это субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она выплачивается, если расходы на оплату ЖКУ превышают определенный порог совокупного дохода семьи. В каждом регионе этот показатель разный. В большинстве субъектов — 22% от совокупного дохода семьи. Но может быть и меньше (например, в Москве — 10%).

«Для получения самой субсидии нужно либо не иметь долгов вовсе, либо иметь договоренность с поставщиками жилищных и коммунальных услуг об их постепенном погашении. После получения субсидии также важно не допускать просрочку платежа более чем за два месяца — иначе субсидию перестанут выплачивать», — уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль».

Получателям субсидий необходимо каждые полгода подтверждать уровень доходов. Чтобы воспользоваться субсидией, нужно обратиться в уполномоченный орган по месту постоянного жительства или МФЦ. Москвичи могут сделать это на официальном сайте мэра Москвы mos.ru.

Помимо субсидий, также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан — ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т. д. Размер субсидий зависит от конкретного региона и льготной категории.

Списание долгов

Законодательство позволяет списывать коммунальные долги. Но это касается случая, когда пропущен срок исковой давности — три года.

«Если задолженность за коммунальные услуги более трех лет, то в судебном порядке можно заявить о пропущенном сроке исковой давности и суд откажет во взыскании задолженности.

То есть суд взыщет долги только за последние три года», — пояснила Вита Завацкая из АЮР.

Также возможно списание задолженности, если должник признан банкротом. Это означает что по решению суда он освобожден от уплаты долгов, а у поставщика коммунальной услуги имеется основание списания задолженности в соответствии с принятым судебным решением. «Но следует учитывать, что абонент не освобождается от уплаты текущих начислений за услуги ЖКХ», — добавила эксперт.

Физлицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства, уточнил Дмитрий Кириллов. Сейчас существует два варианта банкротства физического лица: внесудебное (если общий размер задолженности от 50 до 500 тыс. руб) и судебное (если требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб.).

«Банкротство физического лица — это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. Кроме того, отсутствует однозначная гарантия, что физическое лицо будет освобождено от задолженности, поскольку существуют установленные законом ограничения для освобождения лица от задолженности», — предупредил юрист.

Списание задолженности возможно в связи со смертью должника. Однако, когда жилье передается по наследству, вместе с ним наследник получает и обязанность выплачивать долги. Также списание долгов по ЖКХ допускается на основании вынесенного судебным приставом постановления о невозможности взыскания задолженности.

Рспп поддержал идею энергетиков создать госфонд по выкупу долгов потребителей

Директор Ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ) Дмитрий Вологжанин в рамках заседания комиссии, прошедшего в понедельник вечером, рассказал о предложении энергетиков создать специализированный фонд с государственным участием, «который позволит аккумулировать токсичные долги энергокомпаний и соответственно принимать решения по необходимости финансовой поддержки энергокомпаний, которые пострадали в результате пандемии».

По оценке заместителя генерального директора по коммерции и развитию «Т Плюс» Александра Вилесова, в 2020 году объем дополнительного долга за энергоресурсы составит порядка 400 млрд рублей, из которых 250 млрд рублей будут приходиться на малый и средний бизнес, 130 млрд рублей — на предпринимательство. «Эти долги предлагается выкупать специализированному фонду с государственным участием и предоставить всем потребителям, которые попадают в эту программу двухлетнюю рассрочку на погашение данного долга», — сказал он.

https://www.youtube.com/watch?v=WTdUpFKzAw8\u0026pp=ygWYAdCd0LXRgdC60L7Qu9GM0LrQviDQutC-0LzQv9Cw0L3QuNC5INCW0JrQpSDQv9GA0LXQtNC70L7QttC40LvQuCDRgdC-0LfQtNCw0YLRjCDQs9C-0YHRg9C00LDRgNGB0YLQstC10L3QvdGL0Lkg0YTQvtC90LQg0L_RgNC-0LHQu9C10LzQvdGL0YUg0LTQvtC70LPQvtCy

Березкин в рамках заседания отметил, что в целом РСПП готов подержать эту инициативу, но обратил внимание, что не стоит распространять действие фонда на всех участников рынка, а только на население. «Идея интересная, но не для всех — вообще платить перестанут. А для населения», — сказал он.

По мнению Вилесова, создание специализированного госфонда по борьбе с дополнительными долгами за энергоресурсы будет выгодно всем участникам рынка.

Потребители получат возможность заплатить за энергоресурсы с рассрочкой, ресурсоснабжающие компании — средства для поддержания ликвидности и продолжения своей деятельности, а фонд заработает на процентах с выкупленных долгов потребителей.

«Фонд получает возможность заработать, потому что на самом деле эти долги являются доходными. Как известно, по правилам жилищного и гражданского кодекса доходность этих долгов составляет порядка 15% годовых», — отметил он.

По данным Минэнерго, озвученным на заседании комиссии, прирост задолженности на рынках электрической энергии за апрель 2020 года составил 11 млрд рублей, на рынках тепловой энергии — порядка 16 млрд рублей.

По словам заместителя министра энергетики РФ Юрия Маневича, в случае действия моратория на запрет взимания пени за просрочку оплаты коммунальных услуг объем выпадающих доходов в электро- и теплоэнергетике по итогам всего года вырастет до 600-700 млрд рублей.

При отмене этой меры в мае — 300-350 млрд рублей.

В конце апреля ТАСС сообщал, что главы российских энергокомпаний хотят предложить правительству РФ принять ряд мер для недопущения кризиса неплатежей за электрическую и тепловую энергию, в том числе изучить возможность создания фонда с госучастием для работы с долгами за энергоресурсы перед предприятиями энергетики и ЖКХ. Соответствующее письмо на имя первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова и заместителя председателя правительства Юрия Борисова подписали главы ГК «Ренова», «Т Плюс», «Интер РАО», Росэнергоатома, СУЭК, «Квадры», «Газпром энергохолдинга», «Фортума» и «Юнипро».

Пока такой механизм не имеет аналогов в России. Березкин на заседании обратился к энергетикам с просьбой поискать примеры подобной практики на мировом рынке.

Как сообщил ТАСС источник в электроэнергетической отрасли, вопрос о создании фонда с госучастием по борьбе с дополнительной задолженностью потребителей поднимался и на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике, также прошедшем в понедельник. Председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Александра Панина, выступая на заседании сказала, что в мировой практике опыт работы подобных фондов есть.

По ее словам, подобные фонды действуют в двух направлениях. Выкупают долги потребителей при достижении критических величин просрочки, с которыми ресурсоснабжающие организации уже не могут продолжать свою деятельность, или выступают как крупная государственная коллекторская организация, выкупающая любые долги потребителей за определенный процент.

Также Панина на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике предложила рассмотреть возможность создания специализированного финансового института, который в каждом регионе мог бы работать с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, следить за их финансовым состоянием и в случае необходимости принимать решение о выделении средств наиболее нуждающимся предприятиям.

Долги граждан по ЖКХ сможет выкупать государство после создания Госфонда проблемных долгов

Правовой помощник

По последним данным, еще до начала кризиса задолженность граждан и организаций по коммунальным услугам составляла около 1,3 трлн. руб. За период с марта размер долгов повысился на 30% по сравнению с прошлыми месяцами. Возможно, именно поэтому представители ГК «Ренова», «Квадры», «Юнипро» и еще нескольких компаний, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ, направили письмо с предложением о создании государственного фонда проблемных долгов первому вице-премьеру А. Белоусову.

https://www.youtube.com/watch?v=WTdUpFKzAw8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Суть письма заключается в следующем:

Читайте также:  Больничный лист можно оформить на себя и другого человека через Госуслуги

Власти должны разработать государственный фонд по работе с долгами. Госфонд будет выкупать долги физических и юридических лиц у УК, энергосбытовых и иных компаний. Взыскивать долги будет государство.

По мнению авторов письма, властям это должно быть выгодно: государство сможет взыскивать долги и получать прибыль в виде процентов.

Напоминаем: ранее мы уже писали, что до начала 2021 года приостановлено начисление неустойки за несвоевременную оплату коммунальных услуг. До этой же даты приостановлена и поверка счетчиков. А один из депутатов предложил заморозить уровень индексации тарифов ЖКХ.

Авторы письма выступают с другими инициативами:

например, они просят перенести приостановление начисления пеней до 1 мая или первого числа месяца, следующего за месяцем окончания нерабочих дней.

Поступившие предложения будут рассмотрены на совещании с В.В.Путиным по вопросам ЖКХ.

Для граждан возможное нововведение, скорее всего, ничего не изменит. Если сейчас все долги взыскиваются в принудительном порядке судебными приставами, то и в случае создании фонда с большой долей вероятности вопросами взыскания будет заниматься тоже ФССП. Только вместо УК и ресурсоснабжающих организаций получать основной долг и неустойку сможет государство.

А как вы считаете, чем чреваты подобные предложения для обычных граждан? Делитесь своим мнением, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе последних и важных событий в России.

Источник: Долги граждан по ЖКХ сможет выкупать государство после создания Госфонда проблемных долгов

Энергетики просят помощи. Нужен госфонд для решения проблемы долгов за ЖКУ

Ренова, Т Плюс, Интер РАО, Росэнергоатом, СУЭК, Квадра, Газпром энергохолдинг, Фортум и Юнипро эпистолярно просят.

Москва, 25 апр — ИА Neftegaz.RU. Энергетические компании предлагают создать спецфонд с госучастием по работе с долгами перед предприятиями энергетики и ЖКХ.

Энергетики эпистолярно попросили 1го вице-премьера РФ А. Белоусова и вице-премьеру РФ Ю. Борисова.

Письмо подписали компании Ренова, Т Плюс, Интер РАО, Росэнергоатом, СУЭК, Квадра, Газпром энергохолдинг, Фортум и Юнипро.

Тезисы:

  • просьба рассмотреть возможность пересмотра мер поддержки пострадавших от коронавируса групп потребителей, чтобы снизить риск кризиса неплатежей;
  • неплохо было бы создать фонд с госучастием, который бы мог выкупать у энергосбытовых предприятий, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций долги потребителей (в т.ч. населения, предприятий пострадавших отраслей, бюджетных учреждений и т.д.).
  • поручить работу с урегулированием долгов фонду.
  • в марте-апреле 2020 г. из-за кризиса в экономике (коронавирус и падение цен на нефть) заметно вырос размер дебиторской задолженности за энергоресурсы и услуги ЖКХ.
  • объем долгов растет стремительно.
  • ситуация может усугубиться из-за моратория на взыскание неустойки за просрочку платежей за коммунальные услуги, a также на введение ограничения предоставления коммунальных услуг при их неоплате.

Многие потребители в таких условиях просто перестают платить, а это может нанести серьезный удар по стабильности энергообеспечения.

Кроме того, запустится цепочка:

  • организации лишатся средств для оплаты электрической и тепловой энергии в адрес генерирующих компаний, a также оплаты услуг по передаче этой энергии,
  • это приведет к неплатежам за топливные ресурсы,
  • а это — к срыву реализации инвестиционных программ, ППР и аварийных ремонтов в индустрии,
  • могут возникнуть серьезные проблемы с прохождением осенне-зимнего периода 2020-2021 г.
  • может создать сложности со своевременной выплатой заработных плат на предприятиях всех этих отраслей,
  • и это, в свою очередь, приведет к падению налоговых отчислений и росту безработицы.

А. Шевченко, О. Бахтина

Оплата ЖКХ за должников: кто будет платить за соседей, с какой даты применяются новые правила

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление правительства № 92. Этот нормативный акт изменил механизм расчета оплаты некоторых жилищно-коммунальных услуг для собственников многоквартирного дома (МКД).

Платежи за коммунальные ресурсы, использованные для общедомовых нужд, будут начисляться по показаниям приборов учета. Если на конец года возникнет разница между фактическим расходом ресурса и поступившей оплатой, собственникам МКД сделают перерасчет.

Согласно постановлению № 92, с управляющих компаний снимается ответственность по погашению долгов за перерасход ресурсов на общедомовые нужды. Поэтому жильцам фактически придется платить друг за друга. Первый перерасчет по новым правилам будет сделан в 1 квартале 2023 года. О самых важных нюансах, связанных с оплатой ЖКХ за должников в многоквартирном доме, читайте ниже.

В чем суть вопроса: новый порядок расчета оплаты за общедомовые нужды

Собственники и наниматели обязаны платить не только за свое жилье, но и за общедомовые нужды. В их состав входит освещение и отопление мест общего пользования, холодная вода для уборки лестниц и других помещений дома, иные услуги.

За коммунальные ресурсы (электричество, холодная и горячая вода), израсходованные на общедомовые нужды, нужно платить. Именно с изменением порядка оплаты за указанные виды услуг ЖКХ связано принятие постановления № 92.

По постановлению правительства № 92 собственникам и нанимателям квартир будет доначислен платеж за разницу в объемах поставленных и потребленных ресурсов

Перерасчет будет сделан по итогам года, т.е. квитанции с дополнительными платежами поступят в первом квартале 2023 года. Для расчета сверяются данные общих счетчиков дома со сведениями об учтенных и оплаченных ресурсах ЖКХ от жильцов. Управляющая компания, которая ранее оплачивала эту разницу, по постановлению № 92 освобождается от ответственности.

По старым правилам порядок учета и оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды заключался в следующем:

  • расход электричества, горячей или холодной воды определялся по приборам учета (на коммуникациях при входе в дом), либо по федеральным и региональным нормативам;
  • предприятия ЖКХ сравнивали объем поставленных ресурсов с размером платежей от собственников;
  • если был оплачен не весь объем поставленных ресурсов, разницу выставляли к оплате управляющей компании (УК).

Жильцы дома финансируют работу управляющей компании путем оплаты услуг по управлению домом, обслуживанию общедомового имущества. Но в состав этих платежей не была заложена компенсация за разницу между поставленным объемом ресурсов и поступившей оплатой. Поэтому многие УК будут постоянно находиться в долгах, если не сумеют решить вопрос с ее дополнительными взносами от собственников.

Постановление правительства № 92 меняет указанный выше механизм. Теперь разницу будут оплачивать собственники дома, а не управляющая компания.

Это не только повысит размер платежей за коммуналку, но и приведет к ряду других проблем.

Например, новые правила не предусматривают взыскание компенсаций с УК, даже если несоответствие в объеме ресурсов и оплате возникло по ее вине. Подробнее об этих нюансах читайте ниже.

Какие меры к неплательщикам за услуги ЖКХ начнут применяться

в 2023 году?

Когда вступает в силу

Постановление № 92 — это не новый закон о задолженности за коммунальные услуги, а лишь поправки в несколько действующих нормативных актов.

Например, изменения вносятся в постановление № 491 (правила обслуживания общего имущества в МКД) и постановление № 354 (о предоставлении и оплате коммунальных услуг). В некоторых случаях новый механизм позволит даже снизить размер платежей на общедомовые нужды.

Перерасчет из-за разницы в объеме ресурсов и оплате коммуналки будет сделан по состоянию на конец 2022 года. Это означает, что квитанции с дополнительными начислениями будут направлены в первом квартале 2023 года.

Скорее всего, управляющая компания постарается сделать это максимально быстро, чтобы «раскидать» задолженность между жильцами, а не копить ее на своем счете.

Принятие постановления № 92 не означает, что соседи будут платить за должников по всем просрочкам подряд.

Личная задолженность по коммуналке, рассчитанная по индивидуальным приборам учета в квартире или по нормативу, будет взыскиваться персонально с собственника или нанимателя.

Но если жилец не подает данные счетчиков, либо сознательно занижает их от месяца к месяцу, он может повлиять на разницу в объеме ресурсов и поступившей оплате по всему дому.

Правила распределения долга по коммунальным платежам между соседями

Механизм доначисления и перерасчета платежей на домовые нужды допускает применение нормативов и показаний домовых приборов учета. Общие счетчики фиксируют объем ресурсов, поступивших в дом.

Если приборы учета не установлены, будет применяться норматив потребления, утвержденный региональными властями.

На данный момент органы власти регионов не принимали таких решений, но наверняка это сделают в ближайшее время.

Как определяется объем потребленных услуг по постановлению № 92

О том, как определяется объем поставленных и потребленных ресурсов по старым правилам, мы рассказали выше. Новый механизм меняет этот порядок. Если в доме установлены общие счетчики на вход, расчет осуществляется следующим образом:

  • представители ресурсоснабжающей организации снимают с приборов учета данные о количестве ресурсов, поставленных в дом (по электричеству, горячей и холодной воде);
  • обрабатываются сведения от жильцов о показаниях счетчиков в квартирах, оплате коммуналки по их показателям;
  • сведения о показателях с общих счетчиков сравниваются с объемом ресурсов, полученных жильцами, с суммами оплаты;
  • если в дом поставлено больше ресурсов, чем показали и оплатили жильцы, разница фиксируется в актах (неофициально это называет «разбаланс»);
  • после расчета платежей по разнице они распределяются между собственниками и нанимателями МКД (пропорционально площади помещений);
  • сведения о доначисленных суммах указываются в квитанциях на оплату.
Читайте также:  Пенсионный фонд досрочно перечислил пенсии и пособия за апрель 2020

При наличии общих приборов учета разница в меньшую сторону не может быть зафиксирована даже теоретически.

Даже если все собственники (наниматели) добросовестно передадут объективные данные счетчиков и вовремя оплатят коммуналку, то дополнительный объем ресурсов уйдет на освещение мест общего пользования (лестничные клетки, придомовая территория и т.д.), на уборку в доме. При правильном расчете этот объем потребления будет заложен в тарифы управляющей компании.

Если общих счетчиков нет, то объем оставленных ресурсов будет определяться по региональным нормативам. В этом случае может возникнуть «разбаланс» в обратную сторону (хотя это скорее будет являться исключением из общего правила). Соответственно, жильцам не выставят дополнительные платежи по итогам года.

Что-то не верится, что УК будет возвращать средства жильцам

при переплате. Я неправ?

Почему может возникнуть разница в расчетах

Разница в объемах поставленных и потребленных ресурсов может быть вызвана следующими причинами:

  • если жилец не передает оказания счетчиков по своей квартире, либо занижает их;
  • если в дневное время на лестничной клетке и на придомовой территории постоянно горит свет;
  • если на общих коммуникациях дома вовремя не устраняются протечки;
  • если кто-то из собственников или нанимателей самовольно подключился к электричеству, и этот объем не зафиксирован индивидуальным счетчиком.

Так как оплата разницы перекладывается на собственников, у управляющей компании не будет стимула своевременно выявлять и устранять коммунальные аварии, следить за экономным использованием освещения в доме.

Например, если в подвале постоянно протекает труба с холодной водой, то по постановлению № 92 за нее будут платить жильцы, а не УК. Заставить быстро устранить протечку очень сложно, особенно если управляющая компания уклоняется от своих обязанностей.

Чтобы избежать указанных выше ситуаций планируется уточнить нормы ответственности управляющих компаний за ненадлежащее качество услуг, за несвоевременное устранение аварий. Но на данный момент специальные нормы по этому вопросу еще не приняты.

По сути, новые правила предусматривают не только оплату долгов за соседей, но и ответственность за бездействие и ненадлежащее качество услуг от УК. Собственники, получившие квитанции на дополнительные суммы, смогут требовать компенсации или снижения платежей от управляющей компании. Но это может занять очень много времени, так как придется подавать претензии, жалобы и иски.

Можно подать коллективный иск от жителей подъезда на перерасчет

за сумму общедомовых услуг?

Когда и как будет сделан перерасчет

Еще раз отметим, что перерасчет по разнице в объемах поставленных и потребленных ресурсов будут делать по концу года. Квитанции с дополнительными платежами жильцы получат в январе-марте 2023 года. Итоговая сумма доначисления может оказаться весьма большой, а узнать ее заранее практически невозможно.

В постановлении № 92 не описан порядок оспаривания доначислений. Если кто-либо не согласен с тем, что долги соседей раскидывают на жильцов дома, он может запросить у управляющей или ресурсоснабжающей организации расчет по объему ресурсов, размеру платежей. Так как формулы расчетов достаточно сложны для рядовых граждан, лучше обратиться к независимым специалистам в сфере ЖКХ, к юристам.

Кто будет платить за должников: управляющая компания или собственники

В постановлении № 92 речь идет не об оплате за должников, а о компенсации разницы в объемах поставленных и потребленных ресурсов. Доначисление могут сделать даже в доме, где все собственники и наниматели вовремя оплачивают коммуналку. Управляющая компания теперь не отвечает за возникшую разницу.

В целом, этом может сократить количество банкротств УК по причине образования больших долгов. Но о повышении качества оказания услуг по обслуживанию домом говорить не приходится, так как уровень ответственности управляющих компаний стал ниже.

Можно ли платить меньше по новым правилам

Размер коммунальных платежей по квартире не изменится после начала работы по постановлению № 92. Перерасчеты и доначисления касаются только расходов на общедомовые нужды. Есть возможность снизить разницу в объемах поставленных и потребленных ресурсов и сумму доп. платежей:

  • если точно и вовремя передавать данные по квартирным счетчикам;
  • если уменьшить объем потребления ресурсов на домовые нужды (например, использование энергосберегающих ламп, своевременное выключение света в подъезде днем и т.д.);
  • если не допускать потерь воды из-за протечек и аварий, максимально быстро устранять их;
  • если вовремя проходить поверки общих приборов учета.

Оптимальный вариант — если помощь в контроле за экономией воды и электричества оказывает управляющая компания. Также жильцы могут рассмотреть на общем собрании вопрос о перерасчете платы за обслуживание и управление домом. Это логично, так как в эти тарифы теперь не нужно закладывать ответственность УК за разницу в объемах ресурсов.

Изменится ли порядок взыскания долгов по ЖКХ

Нет, порядок взыскания задолженности по коммуналке не меняется. Как и ранее, должнику будут направлять претензии и требования, заявления на судебные приказы и иски. Принудительным удержанием начнут заниматься приставы. Собственник (наниматель) может списать долги по ЖКХ через судебное или внесудебное банкротство.

Наши юристы помогут вам в защите от взыскания задолженности по услугам ЖКХ, при взаимодействии с судами и приставами. Также мы разъясним основания для списания долгов через банкротство, поможем оформить документы для этой процедуры.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Минстрой предложил новый порядок взыскания долгов по квартплате — Российская газета

Такое нововведение предусмотрено законопроектом, разработанным минстроем. Ведомство представило новый законодательный вариант решения сразу двух давних проблем.

Во-первых, уже не один год действует обязанность истца при обращении в суд указывать идентификаторы должника: паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), СНИЛС и проч. Это должно исключить ситуации, когда долги взыскивают с полного тезки ответчика.

Однако у коммунальных организаций, как правило, нет таких данных. Поэтому, чтобы не парализовать взыскание долгов с жителей, для истцов — коммунальных организаций в виде исключения этот порядок пока не действует.

Теперь минстрой предлагает вносить в ГИС ЖКХ новый вид информации — ИНН. Сведения будут подгружаться в систему через ее интеграцию с Единым госреестром налогоплательщиков по запросу коммунальных организаций, которые собираются судиться с жителем.

Ранее минстрой уже предлагал различные варианты решения этой проблемы. В частности, предлагалось считать одним из идентификаторов должника кадастровый номер помещения либо вообще освободить коммунальные организации от этой обязанности.

Кроме того, был отложен до начала 2022 года новый порядок оформления субсидий на оплату ЖКУ. Сейчас оформить субсидию житель может, если у него вообще нет задолженности по оплате ЖКУ.

Это приводит к парадоксальной ситуации, не раз отмечали эксперты: в субсидиях нуждаются как раз те, кто, например, потерял работу и уже задолжал за один-два месяца, но как раз им из-за долгов субсидии не положены.

В будущем предполагается ввести более мягкие условия: отказать в предоставлении субсидии смогут только закоренелым должникам — если дело о взыскании долга (не более чем за последние три года) уже было рассмотрено в суде и задолженность подтверждается вступившим в силу судебным актом.

Кроме того, желающим оформить субсидию не нужно будет предоставлять справки об отсутствии задолженности: органы власти станут самостоятельно запрашивать эти сведения.

Оформление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг будет зависеть от судебных приставов

Предполагается, что получать эту информацию госорганы смогут опять же через ГИС ЖКХ.

Причем по новому законопроекту минстроя обязанность в автоматизированном режиме размещать информацию о таких судебных актах в ГИС ЖКХ будет возложена на Судебный департамент при Верховном суде и Федеральную службу судебных приставов (ФССП), говорится в пояснительной записке к документу. Вносить информацию о погашении задолженности также станет ФССП.

Причем отдельные положения закона, как предполагается, вступят в силу лишь в конце 2022 года, то есть должникам придется подождать введения нового порядка еще не один месяц.

Сама инициатива позитивная — автоматизация процессов в России, по сравнению с другими государствами, охватывает огромное количество сфер, отмечает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Для граждан такие изменения пойдут на пользу, особенно в части нового порядка оформления субсидий. Однако на первых этапах могут возникнуть сложности, отмечает эксперт.

Большая нагрузка ложится на Судебный департамент при ВС РФ и ФССП, эти и так загруженные органы, вероятно, не всегда смогут оперативно обновлять информацию.

Adblock
detector