Штрафы

В Госдуму внесет законопроект об увеличении бюджетных мест в вузах

В 2022 году планируется увеличить число бюджетных мест в вузах по приоритетным для экономики страны программам. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму и опубликован в электронной базе нижней палаты парламента.

В Госдуму внесет законопроект об увеличении бюджетных мест в вузах duma.gov.ru

В пояснительной записке к документу говорится, что для обеспечения российских предприятий квалифицированными кадрами важно предоставлять гражданам возможность получать высшее образования по программам магистратуры по приоритетным для российской экономики направлениям за счет федерального бюджета. Отмечается, что действующее законодательство не дает возможности выделить дополнительные бюджетные места в 2022–2023 учебном году, поскольку общие объемы контрольных цифр приема на обучение на указанные периоды уже утверждены.

Поэтому законопроектом и предлагается внести изменения, предоставив правительству РФ возможность в 2022 году принять решение о выделении дополнительных бюджетных мест на обучение за счет ассигнований федерального бюджета по направлениям подготовки высшего образования по программам магистратуры, сообщается на сайте Госдумы.

Также документ поможет продолжить обучение в российских университетах тем студентам, которые получали образование за рубежом, но из-за сложившейся обстановки были вынуждены прервать свою учебу.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» приводило слова главы Минобрнауки Валерия Фалькова, который сообщил, что в 2022 году увеличат число бюджетных мест в вузах по программам магистратуры приоритетных направлений научно-технического развития на 30 тысяч. По словам министра, приоритетными направлениями будут математика и механика, компьютерные и информационные науки, науки о Земле, электроника, радиотехника, машиностроение, авиационная и ракетно-космическая техника.

Об увеличении контрольных цифр приема говорил и премьер-министр Михаил Мишустин. Он сообщил на эти цели планируется направить почти 4,5 млрд рублей.

В госдуме единогласно принят проект закона о равном доступе абитуриентов к целевому обучению, новости высшего образования

Как сообщает «Российская газета», Госдума РФ во втором чтении единогласно приняла законопроект, согласно которому в России будет усовершенствован механизм целевого приёма и обучения.

В Госдуму внесет законопроект об увеличении бюджетных мест в вузах Приёмная кампания / https://rus-osetia.ru/

Согласно документу предполагается создать единую образовательную платформу, на которой будут публично размещаться заявки работодателей, а уже на их основе – формироваться количество бюджетных мест и квот на целевое обучение.

Комментируя проект закона, который в случае окончательного принятия вступит в силу с 1 мая 2024 года, председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул то, что документ позволит сформировать прозрачную процедуру целевого обучения: в новоиспечённом договоре будут прописаны меры поддержки студента в период обучения, предоставление жилья, последующее трудоустройство. Всё это будут обязательства заказчика целевого обучения.

Что же касается заявок на такую форму обучения, то они будут носить публичный характер.

Каждый поступающий сможет получить сведения о мерах поддержки в период учёбы и о социальных гарантиях, работодателе, с которым в дальнейшем будет заключён трудовой договор, а также о социальных гарантиях и выплатах в период осуществления трудовой деятельности.

Помимо этого, отмечается, что договор о целевом обучении в новом варианте предполагает работу в течение не менее трёх и не более пяти лет в соответствии с полученной квалификацией.

Отметив, что главное в системе целевого обучения – это создание условий, для того чтобы будущий специалист по окончании обучения пришёл именно на ту работу, к которой его готовили, В.

Володин сказал: «Важно, чтобы студент-целевик понимал: ему гарантированы место работы, достойная заработная плата, жилье и другие социальные гарантии от работодателя и региона.

А региональные власти были уверены, что вложенные средства не потрачены впустую, и человек, заключивший договор о целевом обучении, вернётся работать в свой регион».

По его мнению, это позволит решить проблему обеспеченности кадрами там, где это необходимо, особенно в сфере здравоохранения и образования.

Также, по словам автора законопроекта, вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, открываются новые возможности для поступления в вузы на специальности, которые подкреплены гарантированным рабочим местом.

Подчеркнув тот факт, что целевое обучение приобретет совершенно другое качественное наполнение, вице-спикер сказала: «Из любого региона нашей страны, любого удалённого поселка каждый выпускник будет иметь допуск практически к запросу серьёзных крупных работодателей, которые сегодня обладают правом за счёт бюджета готовить специалистов».

Комментируя принятие законопроекта, депутат Госдумы Никита Чаплин рассказал изданию о том, как будет работать единый портал для абитуриентов: «Процедура простая.

Будет единая система, где работодатели будут размещать целевые места в своих предприятиях и фирмах. На основе заявок формируется количество бюджетных мест и квот на целевое обучение.

Любой абитуриент сможет принять участие в конкурсе на каждое целевое место».

Н. Чаплин полагает, что такая организация процесса повысит его прозрачность, поскольку любой желающий сможет получать актуальную информацию о тестовых заданиях и баллах.

При этом, по оценке парламентария, удастся привлечь деньги бизнеса для образования, что особенно важно в связи с тем, что с «началом СВО, некоторые вузы сократили количество бюджетных мест, а обучение на коммерческой основе не подходит более 70% россиян».

Также депутат считает это нововведение очень выгодным для крупных корпораций и напоминает: «Дефицит кадров, в особенности в строительной отрасли, в ИТ-компаниях, в сфере онлайн-образования и так далее составляет в количественном показателе более 4 миллионов человек. Для крупных кампаний очень выгодно вложиться в студента, который будет проходить ежегодную практику на его предприятии, чтобы через 4-5 лет получить готового, квалифицированного специалиста, заточенного под специфику нужной организации».

Читайте также:  Как платить кредиты и ипотеку в период самоизоляции: разъяснил Верховный суд

В свою очередь, первый зампред комитета по науке и образованию Владимир Сипягин в качестве минуса нынешней практики обратил внимание на тот факт, что сейчас для целевого направления нужна постоянная регистрация для Москвы и временная для Московской области, а это приводит к автоматическому исключению из целевого-бюджетного образования иногородних. Новый закон откроет свободный доступ к единой базе, и абитуриент, ещё обучаясь в школе, сможет выбрать вуз. Это, по словам парламентария, создаст условия для свободной конкуренции дипломов, знаний, способностей, навыков и поможет талантливой молодёжи из регионов подняться наверх, а предприятия от этого только выиграют.

Депутат Госдумы Джамаладин Гасанов в своих х к закону отметил, что принятие документа даст возможность снизить элемент коррупции, который сейчас наблюдается в некоторых вузах, и позволит решить актуальную на сегодняшний день проблему дефицита кадров в экономике.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Правительство намерено увеличить число бюджетных мест в магистратуре

  • Кабмин внёс в Госдуму соответствующий законопроект.
  • Ещё в начале апреля глава Минобрнауки Валерий Фальков в ходе встречи с представителями научной отрасли заявил, что ведомство рассчитывает увеличить число бюджетных мест в магистратуре по ряду направлений научно‑технологического развития на 30 тысяч, причём уже в этом году.
  • Согласно его презентации, дополнительные места планируется распределить между следующими направлениями:
  • математика и механика;
  • компьютерные и информационные науки;
  • науки о Земле;
  • электроника;
  • радиотехника;
  • машиностроение;
  • авиационная и ракетно‑космическая техника и другие.

Затем этот вопрос обсуждали на заседании правительства, которое состоялось 28 апреля. На мероприятии одобрили соответствующий законопроект и его внесение в Госдуму.

https://www.youtube.com/watch?v=3gEQtt-lyI8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Согласно законопроекту, в 2022 году правительство получит право устанавливать дополнительные контрольные цифры приёма на бюджетные места. Уточняется, что речь идёт о программах магистратуры.

Эти места должно распределить Минобрнауки, но без проведения конкурса для образовательных учреждений. То есть министерство само разделит эти места между вузами по своему усмотрению.

В пояснительной записке уточняется, что мера позволит обеспечить российские производства кадрами, обладающими научно‑исследовательскими компетенциями в тех отраслях, где особенно нужна дополнительная защита от воздействия санкций.

Кроме того, авторы законопроекта отмечают, что в условиях сокращения рабочих мест для выпускников бакалавриата и специалитета увеличение числа бюджетных мест в магистратуре может послужить толчком к выбору научно‑исследовательской и проектной деятельности. Проще говоря, предполагается, что в условиях безработицы молодёжь стоит занять учёбой.

На первый взгляд эта идея звучит вполне логично — раз выпускникам вузов будет трудно устроиться на работу, то почему бы им не поучиться ещё несколько лет.

Однако недавнее исследование НИУ ВШЭ показало, что 84% магистрантов в России совмещают учёбу с работой. То есть молодые люди обычно не рассматривают магистратуру как альтернативу работе — они стремятся заниматься и тем, и другим.

К тому же, чем труднее экономические условия, тем меньше людей могут себе позволить лишь учиться, не имея заработка.

  1. Госдума приняла закон об увеличении бюджетных мест в магистратуре.
  2. Совет федерации одобрил закон о дополнительных бюджетных местах в магистратуре
  3. Закон подписал президент.

Всем по знанию: молодежь до 35 лет сможет учиться на бюджетных местах

Молодежи до 35 лет могут разрешить учиться на бюджетных местах. Как выяснили «Известия», такой законопроект в ближайшее время будет внесен в Госдуму.

Его автор — зампред комитета по образованию и науке Максим Зайцев — объясняет свою инициативу изменением законодательства, согласно которому возраст молодежи был увеличен до 35 лет. В большинстве фракций считают новую норму логичной и заслуживающей поддержки.

Эксперты уверены, что власти должны быть последовательными в своих действиях и принять законопроект. Вместе с тем на обеспечение образования таких студентов потребуется свыше 100 млрд рублей.

Востребованная норма

По информации «Известий», 13 апреля в Госдуму будет внесен законопроект, касающийся изменения ст. 100 ФЗ «Об образовании в РФ». Документом предлагается увеличить возраст россиян, которые имеют право поступать на бюджетные места в вузах, до 35 лет.

«В настоящее время ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что высшее образование финансируется из федерального бюджета из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Вместе с тем, согласно федеральному закону «О молодежной политике в РФ», определено, что к категории «молодежь» относятся лица от 14 до 35 лет включительно», — говорится в пояснительной записке к документу, который имеется в распоряжении «Известий».

  • В записке также уточняется, что основным аргументом в пользу увеличения возраста молодежи была возможность воспользоваться мерами государственной поддержки, например получить пособие на рождение ребенка, стипендию как молодому ученому или грант по результатам конкурса молодежных проектов.
  • Таким образом государство заявило об особой значимости молодежи как важнейшего стратегического ресурса общества, являющегося самой мощной силой развития государства, который, согласно официальным статистическим данным, в России составляет более 40 млн человек, подчеркивается в документе.
  • Как пояснил «Известиям» зампред комитета по образованию и науке Максим Зайцев, спрос на получение высшего образования среди этой категории населения очень большой, поэтому инициатива будет востребована.

— Мы приняли закон об увеличении возраста молодежи до 35 лет. Однако эта норма не была заложена и просчитана в законе «Об образовании РФ», хотя количество бюджетных мест в соответствии с новыми нормами должно быть увеличено. Речь идет где-то об 1 млн таких новых мест из расчета, используемого в законе, 800 студентов на каждые 10 тыс. человек, — рассказал парламентарий.

Читайте также:  Чем отличается опека от усыновления: в чем их разница, что лучше

С учетом, что финансирование из госбюджета одного места составляет около 100 тыс. рублей в год, на обеспечение образования еще миллиона студентов потребуется свыше 100 млрд, уточняется в экономическом обосновании к проекту ФЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=LHMd8RZeR9s\u0026pp=ygV70JIg0JPQvtGB0LTRg9C80YMg0LLQvdC10YHQtdGCINC30LDQutC-0L3QvtC_0YDQvtC10LrRgiDQvtCxINGD0LLQtdC70LjRh9C10L3QuNC4INCx0Y7QtNC20LXRgtC90YvRhSDQvNC10YHRgiDQsiDQstGD0LfQsNGF

Коллеги в Госдуме законопроект поддерживают. Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает законопроект логичным.

— Мы приняли закон, который увеличивает возраст молодежи до 35 лет. Соответственно, эти россияне могут рассчитывать на все права, которые уже имеют граждане, попадающие под эти нормы, — заявил он «Известиям».

По мнению зампреда фракции ЛДПР Ярослава Нилова, любые предложения, направленные на создание комфортных условий для граждан, можно поддержать, тем более когда речь идет об образовании.

— У людей бывают разные жизненные ситуации. Например, служба в армии, из-за которой молодой человек не смог вовремя поступить в вуз. Поздно понял, что ему высшее образование необходимо, однако получить его уже невозможно. В этой ситуации человек оказывается заложником обстоятельств, — пояснил парламентарий «Известиям».

Первый зампред комитета Госдумы по образованию, член КПРФ Олег Смолин полагает, что в законодательстве необходимо вообще отказаться от формулы расчета бюджетных мест, так как именно она создает ограничения. По его словам, коммунисты давно предлагали вернуться к советской системе образования, которая гарантировала его доступность для каждого.

В «Единой России» обещали изучить инициативу после того, как она будет внесена в Госдуму. «Известия» направили запрос в Минобрнауки.

Расширить рамки

Эксперты считают, что власти должны быть последовательными в своих действиях и принять законопроект.

— Конечно, такую инициативу следует поддержать. Более того, считаю, что необходимо предусмотреть в законодательстве возможность непрерывного образования, — заявил «Известиям» председатель комиссии ОП по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.

По его словам, если человек решил и после 35 лет получить первое высшее бюджетное образование, почему бы не разрешить ему это сделать. Вполне разумно расширить рамки до действующих норм закона о молодежи, но можно пойти и дальше, считает эксперт.

— Инициатива выглядит логичной. Если возраст молодежи подняли до 35 лет, то было бы правильно, чтобы молодые люди получили все льготы, которые им дает законодательство. Надо быть последовательными, — заявил «Известиям» глава политической группы Константин Калачев.

По его словам, нынешний возраст молодежи — 35 лет — придумали в Европе, в Германии еще в 1990-х годах он был на этом уровне. И это связано с ростом продолжительности жизни, подчеркнул эксперт.

Поправки в закон «О молодежной политике в РФ», увеличивающие предельный возраст молодежи до 35 лет, были приняты и подписаны президентом в декабре прошлого года.

Помимо возраста, им предлагалось ввести в законодательство такие понятия, как «молодежь», «молодежная политика», «молодая семья», «молодежные общественные объединения» и другие, закрепив таким образом статус граждан, относящихся к молодежи.

Госдума единогласно приняла законопроект о равном доступе абитуриентов к целевому обучению — Российская газета

Документ предполагает создание единой образовательной платформы, на которой публично будут размещены заявки работодателей. На их основе будет формироваться количество бюджетных мест и квот на целевое обучение

Как подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин, проект закона, который в случае окончательного принятия вступит в силу с 1 мая 2024 года, позволит сформировать прозрачную процедуру целевого обучения.

Вследствие принятия такого закона в договоре о целевом обучении будут прописаны меры поддержки студента в период обучения, предоставление жилья, последующее трудоустройство. Это будут обязательства заказчика целевого обучения.

Все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер.

Каждый поступающий сможет найти сведения о мерах поддержки в период учебы и о социальных гарантиях, выплатах при осуществлении трудовой деятельности, а также о работодателе, с которым впоследствии будет заключен трудовой договор. Уточняется, что договор о целевом обучении предполагает работу в течение не менее трех и не более пяти лет в соответствии с полученной квалификацией.

По словам Вячеслава Володина, главное в системе целевого обучения — создать условия, чтобы будущий специалист после него пришел именно на ту работу, к которой его готовили.

«Важно, чтобы студент-целевик понимал: ему гарантированы место работы, достойная заработная плата, жилье и другие социальные гарантии от работодателя и региона, — отметил спикер.

— А региональные власти были уверены, что вложенные средства не потрачены впустую, и человек, заключивший договор о целевом обучении, вернется работать в свой регион».

По его оценке, тогда и проблема обеспеченности кадрами там, где это необходимо, особенно в сфере здравоохранения и образования, будет решена.

https://www.youtube.com/watch?v=LHMd8RZeR9s\u0026pp=YAHIAQE%3D

Законопроект открывает новый горизонт возможностей для поступления в вузы на специальности, которые подкреплены гарантированным рабочим местом, подчеркнула автор законопроекта вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Целевое обучение, по ее словам, приобретет совершенно другое качественное наполнение.

«Из любого региона нашей страны, любого удаленного поселка каждый выпускник будет иметь допуск практически к запросу серьезных крупных работодателей, которые сегодня обладают правом за счет бюджета готовить специалистов», — считает вице-спикер Госдумы.

Читайте также:  Бывший муж не платит алименты что делать: куда обращаться, что делать если приставы бездействуют

Студенту-целевику гарантировано первое место работы

Депутат Госдумы Никита Чаплин рассказал «РГ», как будет работать единый портал для абитуриентов. «Процедура простая. Будет единая система, где работодатели будут размещать целевые места в своих предприятиях и фирмах, — сообщил он. — На основе заявок формируется количество бюджетных мест и квот на целевое обучение. Любой абитуриент сможет принять участие в конкурсе на каждое целевое место».

По его оценке, это повысит прозрачность процесса, так как любой желающий может отсматривать тестовые задания и баллы. Важно также, что удастся привлечь деньги бизнеса для образования. «В связи с началом СВО, некоторые вузы сократили количество бюджетных мест, — напомнил парламентарий, — а обучение на коммерческой основе не подходит более 70% россиян».

По его оценке, для крупных корпораций это очень выгодное нововведение. «Дефицит кадров, в особенности в строительной отрасли, в ИТ-компаниях, в сфере онлайн-образования и т.д.

составляет в количественном показателе более 4 млн человек, — напомнил Чаплин.

— Для крупных кампаний очень выгодно вложиться в студента, который будет проходить ежегодную практику на его предприятии, чтобы через 4-5 лет получить готового, квалифицированного специалиста, заточенного под специфику нужной организации».

Его коллега Сергей Алтухов согласен, что проект позволит сделать процесс более открытым и конкурентным для претендентов на такие места, поможет решить проблему будущего гарантированного трудоустройства после вуза.

«Знаю, что студентов технических и IT- специальностей работодатели «разбирают» еще на 2-3 курсах, потому что потребность в этих специалистах велика, — сказал депутат «РГ». — В то же время не редки случаи, когда студенты-целевики по разным причинам не идут работать на предприятие, давшее направление на учебу.

Понимаю, что обстоятельства могут меняться, но, на мой взгляд, это не совсем честная сделка».

Единый портал, считает Алтухов, должен урегулировать весь комплекс данных правоотношений по приему на целевые места и их квотированию.

Первый зампред комитета по науке и образованию Владимир Сипягин в комментарии «РГ» назвал недостатки нынешней практики. По его словам, для целевого направления сейчас нужна постоянная регистрация для Москвы и временная для Московской области.

«Мы, таким образом, от целевого-бюджетного образования отсекаем иногородних, — сказал он. — А сейчас будет свободный доступ к единой базе, и абитуриент, еще учась в школе, сможет выбрать вуз. А это свободная конкуренция дипломов, знаний, способностей, навыков».

Данный подход поможет талантливой молодежи из регионов подняться наверх, и предприятия от этого только выиграют, резюмировал Сипягин.

Депутат ГД Джамаладин Гасанов считает, что законопроект также снижает элемент коррупции, который сейчас наблюдается в некоторых вузах. «И позволяет талантливым ученикам получить достойное образование, — отметил он.

— Благодаря реализации этого законопроекта выпускники школ на честной, открытой конкурсной основе смогут стать соискателями на целевое обучение и впоследствии получить гарантированное рабочее место».

По его оценке, реализация инициативы позволит снизить, проблему дефицита кадров в экономике, что сегодня очень актуально.

«Единая Россия» направила в Минобрнауки предложения по увеличению бюджетных мест в вузах

ФОТО: АГН Москва

Минобрнауки предложено усовершенствовать порядок установления количества бюджетных мест в вузах. Эту и другие инициативы «Единая Россия» направила в министерство, рассказала депутат Госдумы Алёна Аршинова. Об этом сообщает пресс-служба партии.

По её словам, эксперты разработали общие рекомендации по обеспечению прозрачности и объективности процедуры распределения бюджетных мест по специальностям и вузам. Подготовлены предложения по увеличению количества бюджетных мест, чтобы при распределении квот была учтена кадровая потребность регионов.

«Согласно полученным нами данным, не только сохраняется, но и растёт потребность в педагогических и медицинских кадрах. Особенно не хватает учителей иностранного языка, математики, информатики, физики, русского языка и литературы, начальных классов», — указала Аршинова.

Новый закон о науке могут внести в Госдуму в этом году

Кроме того, регионам необходимы медицинские кадры. «Не хватает участковых врачей-терапевтов и педиатров, анестезиологов-реаниматологов и врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь», — рассказала законодатель.

По её словам, наряду с конкретными предложениями по специальностям и направлениям подготовки в регионах сформулированы предложения общего характера. В частности, предлагается усовершенствовать порядок установления числа бюджетных мест в вузах, ежегодное проведение региональных мониторингов востребованности выпускников и удовлетворённости работодателей качеством подготовки специалистов.

Важно, подчеркнула депутат, увеличить количество бюджетных мест магистратуры в региональных вузах, чтобы наиболее мотивированные и подготовленные выпускники-бакалавры не уезжали в Москву и Санкт-Петербург. По её словам, предложения касаются увеличения бюджетных мест в вузах на 33,7 тыс. мест.

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поручил сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образования. Он также поручил ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, прежде всего — в региональных.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков в конце января сообщил, что ведомство завершило разработку новой методики распределения бюджетных мест в вузах. Её планируют применять в рамках конкурса по распределению мест на 2021/22 учебный год.

Adblock
detector