Штрафы

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Каждому гражданину присвоят уникальный неизменяемый номер, а всю информацию сконцентрируют в одной базе: так удобнее, считает правительство.

Федеральный закон «устанавливает правовые основы формирования и ведения единого Регистра, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении Российской Федерации». В связи с постоянными и массовыми утечками персональных данных из разных государственных БД создание единого реестра позволяет уверенно предположить, что количество таких утечек уменьшится — ведь информация теперь будет сконцентрирована в одном месте и достаточно будет одной утечки. В общую базу сведут примерно 30 показателей из 12 ведомств (среди них ЗАГСы, МВД, Пенсионный фонд и другие). Как подчеркнули авторы закона в пояснительной записке, создание федерального ресурса о населении «позволит обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России». Кроме того, государство получит более полную информацию о населении, о поло-возрастном составе, уровне образования и так далее. Этого своего рода перепись населения, которая обновляется практически в режиме реального времени. Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Единый реестр предоставляет расширенные возможности по моделированию различных сценариев социального воздействия на население. Но это только фундамент: его нужно дополнить более полными профилями, которые можно получить из социальных сетей. Возможно, в будущем граждан попросят привязать свои аккаунты в социальных сетях к персональным идентификаторам для упрощения аналитики.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Виталий Колесников ранее заявил, что единый реестр поможет рассчитать доходы граждан. По его словам, сейчас в России «нет нормального объективного счётного понятия семьи, домохозяйства».

Однако, пояснил замруководителя ФНС, доход семьи можно будет рассчитать, используя данные о семейных связях из единого регистра.

« можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае».

Какая информация будет в базе

Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение и так далее. Ниже полный список.

Сведения о физическом лице

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Идентификаторы

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
  • учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Заметим, что электронное досье в единой базе не содержит номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина.

Кто её будет вести

Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из регистра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии.

Спецслужбы тоже будут иметь доступ к единой базе данных.

Каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только к своей части: «Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть сведения о человеке, которые не касаются его компетенции», — пояснил глава думского комитета по СМИ Александр Хинштнейн, комментируя принятый в третьем чтении законопроект.

Будут в регистре и закрытые части, в которых планируется хранить данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб. Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Сведения о гражданине могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя. Также федеральные органы исполнительной власти будут обязаны направлять сведения о выдаче и замене документов, выдаче вида на жительство, удостоверения беженца, разрешения на работу и т. д.

Как она будет храниться

Центр обработки данных, в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области. Глава ФНС Даниил Егоров пояснил, что вся информация физически будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных.

Как обеспечат защиту

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. В ведомстве заверили, что информационная безопасность будет на самом высоком уровне. Кроме того, в регистре нет никаких биометрических данных, а также телефонов, налогов, имущества, штрафов.

Вместо прямого хранения данных в реестре будут прямые ссылки на личные кабинеты гражданина на портале госуслуг, в налоговой службе и в Пенсионном фонде. Персональная информация хранится уже там: почта, адрес, телефон, налоги, имущество и др. Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.

Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

Закон принят несмотря на определённые возражения со стороны отдельных представителей общественности и даже некоторых силовых структур.

Например, аналогичный законопроект о «цифровом профиле гражданина» ранее был забракован в ФСБ. Специалисты Федеральной службы безопасности отмечали, что «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации».

На это указали несколько десятков учёных, которые направили открытое письмо в администрацию президента РФ, правительство, Совет Федерации и Госдуму. На изъяны Единого регистра населения указывали и сами парламентарии.

Например, депутат Николай Земцов обратил внимание на поспешность, с которой принимается законопроект: «Законопроект требует широкого обсуждения, парламентских слушаний, общественных слушаний, работы с экспертами. И мы не можем понять, зачем такая спешка. Никакими обстоятельствами вот этой пандемии, коронавирусной инфекции он не обусловлен. То есть это никак не связано. Нам хотелось бы обсуждения. Потому что речь идёт об очень важных вещах», — сказал Земцов.

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

ФНС хочет собрать о каждом гражданине «золотой профиль». Законопроект о создании единого реестра личной информации о гражданах РФ уже принят во втором чтении.
Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

Что такое «золотой профиль»?

Законопроект Правительства РФ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ» предлагает создание единого реестра, которые систематизирует следующую информацию обо всех гражданах страны:

  • Ф.И.О.;
  • дата рождения и смерти;
  • пол;
  • место рождения;
  • реквизиты свидетельства о рождении;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • родственные связи;
  • семейное положение.

Дополнительно ФНС предлагает включить в реестр данные о доходах каждого гражданина, передаваемые ежегодно в декларациях в качестве отчетности. Документ включит в себя порядка 30 сведений о человеке от 12 поставщиков (ЗАГС, ФНС и другие).

Данный перечень не является окончательным. Проект содержит понятие «другие сведения», то есть по инициативе региона реестр может пополняться дополнительной информацией.

Обязанность по ведению реестра будет возложена на ФНС. Центр обработки данных (ЦОД) о россиянах вероятно будет базироваться в городе Городце Нижегородская область.

Читайте также:  Как заключить брачный договор: как и где заключать, порядок оформления до, во время и после брака

Для чего необходим единый реестр доходов граждан?

Информация необходима для того, чтобы можно было без запроса у гражданина дополнительных сведений (справка о доходах, выписка из домовой книги) определить уровень дохода семьи.

Это позволит в ускоренном режиме, только по заявлению, оформлять субсидии, льготы и пособия. Данная информация и так есть у государственных органов.

Но объединение в одном месте позволит использовать ее более рационально, в первую очередь, для упрощения заявительного порядка.

Предполагается, что реестр будет содержать исключения. Правительство РФ установит круг лиц, сведения о которых либо не будут собираться, либо будут вестись внутри реестра (только для доступа уполномоченных лиц).

Причиной создания реестра стала эпидемия новой коронавирусной инфекции. Сейчас широкий круг граждан нуждается в адресной помощи, но ее получение затруднено, так как нуждающиеся лица не могут представить в уполномоченные органы необходимые сведения.

Какую опасность несет Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР)

Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»  несет в себе серьезнейшие риски. Его нельзя принимать в нынешнем виде.Такую точку зрения в своей статье и в эфирах на радио и ТВ высказывает ведущий специалист в области IT-индустрии и искусственного интеллекта  Игорь Станиславович Ашманов.

Источник: РОЕМ © Игорь Ашманов

Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье

Этот текст представляет собой записку, которую я на прошлой неделе направлял разным организациям и людям, имеющим отношение к правам человека и развитию ИТ в нашей стране.

  В ней рассматриваются политические, правовые и технические риски законопроекта ПФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации…» (далее – Законопроект или ЕФИР).

Сейчас законопроект прошёл два чтения, с третьего чтения его вернули обратно в Госдуму; третье чтение планируется 21-го мая, в четверг. Скорее всего, законопроект будет принят.

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтенииВ законопроекте декларируется создание ЕФИР – единого федерального регистра, содержащего сведения о гражданах в единой базе данных, управлять которой будет Федеральная Налоговая Служба. Создаваться ЕФИР должен постепенно, вступить в строй полностью – примерно к 2024-2025 году.

Изучение текста законопроекта приводит к заключению, что в текущем виде он создаёт серьёзные риски для прав граждан России, нарушает существующие федеральные законы. Подробнее – ниже.

1. Общие соображения

  1. Значение законопроекта. Этот законопроект – не проходной, не технический, его значение – огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков (о которых ниже). Это очень важный законопроект, по существу – конституционного уровня.
  2. Частная жизнь и Конституция.

     Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая (или переопределяя) положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом – ниже в разделах 3 и 4.

  3. Новый вид власти – цифровой.

     С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти – цифровой власти над данными граждан.

    Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре:

    1. эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица,
    2. граждане РФ не делегировали им эту власть над собой,
    3. есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные (каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте – см. ниже). Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных.
  4. Правовые риски. Граждан в законопроекте просто забыли, в том числе – несовершеннолетних. Гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом. Законопроект прямо упраздняет 152-ФЗ о персональных данных, создаёт правовой нигилизм в отношении частной жизни и персональных данных граждан. Об этом ниже в правовом разделе 4.
  5. Проект несёт очевидные технические риски. Сбор данных в одном месте, кроме удобства для оператора (ФНС), несёт риски утечек, компрометации данных и использования служебного положения. О этом ниже в разделе «Технические риски».
  6. Процедура проведения законопроекта – неправильная. Его «протаскивают» поспешно, «под шумок», без общественных слушаний. Для проекта такой значимости это недопустимо.
  7. Обоснование законопроекта очень слабое. Фактически, сторонник и «двигатели» законопроекта в Пояснительной записке и в публичных выступлениях говорят только «ну это же будет очень круто – знать всё про всех!», «иметь наиболее достоверные и полные данные о всех!», «больше собирать налогов!». Нет аргументов, почему не годится текущее положение, когда ведомства обмениваются данными, держа частичные персональные данные граждан в своих ведомственных базах. Эта невнятица и привязка к фискальным задачам ФНС влечёт большие политические риски для власти. Об этом ниже – в разделе 2 о политических рисках.

2.   Политические риски

  1. Публичные обоснования законопроекта – негодные. Обоснования в Пояснительной записке и в прессе сводятся к облегчению сбора денег с населения, а также к тому, что «иметь полные и достоверных данные обо всех гражданах – очень хорошо». Это легко увидеть, посмотрев тексты.

    https://www.youtube.com/watch?v=BnT3xlH1KWs\u0026pp=ygW2AdCX0LDQutC-0L3QvtC_0YDQvtC10LrRgiDQpNCd0KEg0KDQvtGB0YHQuNC4INC_0L4g0YHQsdC-0YDRgyDQvtGE0LjRhtC40LDQu9GM0L3Ri9GFINC00LDQvdC90YvRhSDQviDRh9C10LvQvtCy0LXQutC1INCyINC10LTQuNC90YvQuSDRgNC10LXRgdGC0YAg4oCTINC_0YDQuNC90Y_RgiDQstC-IDIg0YfRgtC10L3QuNC4

    В пояснительной записке в качестве основания для создания нового закона даётся ссылка на Указ Президента РФ от 2016 об усилении платёжной дисциплины. То есть по сути, прямо сказано, что закон нужен для собирания большего количества денег с населения. В глазах населения это будет выглядеть издевательством, особенно в текущей ситуации.

    Упоминаемые в Пояснительной записке «борьба с мошенниками» или «помощь неимущим» очень плохо сочетаются с целями повышения собираемости налогов и с управлением ФНС. Сбор данных Налоговой службой делается в целях помощи немущим? В восприятии населения ФНС занимается не раздачей денег, а сбором, получается двойная насмешка.

  2. Официальная публичная риторика в поддержку законопроекта – негодная. Высказывание замначальника ФНС, что «такое сосредоточение всех данных поможет оценить совокупные доходы домохозяйств, число нуждающихся семей в стране.

    Это стало особенно актуально в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда необходимо оказывать адресную помощь именно тем, чьи доходы упали из-за кризиса», опять же, звучит просто насмешкой, издевательством (ведь в самом законопроекте написано, что закон в принципе планируется ввести в действие до 23-го года, когда про коронавирусную инфекцию все забудут. Это просто неуклюжая попытка обмана).

По сути, никаких разумных объяснений того, зачем нужен новый закон, гражданам не предлагается.

  1. Процедура проведения законопроекта – негодная. Текущая процедура продвижения законопроекта вызывает очень много нареканий. Это делается быстро, кулуарно, без обсуждения в прессе, под шум о коронавирусе, без широкого общественного обсуждения. Это несёт в том числе большие политические риски для власти в РФ.Почему не проведены общественные слушания?
  2. Присвоение номерного идентификатора человеку вступает в противоречие с позицией РПЦ. Законопроект игнорирует позицию РПЦ, принятую Архиерейским Собором РПЦ 04.02.2013:

«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учёта персональных данных и личной конфиденциальной информации».

Можно ожидать дальнейшего возрастания недовольства как верующих, так и религиозных организаций.

Вывод: принятие законопроекта будет медийным аналогом пенсионной реформы. С точки зрения медийного и политического воздействия на умы граждан РФ создаётся ещё один сильный повод для разжигания ненависти к власти и чиновникам, к дальнейшему «расторжению общественного договора» между властью и народом.

Возможно, властные политтехнологи сейчас обещают инициаторам законопроекта, что «мы всё заровняем, всё будет тихо», как они обещали при продвижении Пенсионной реформы. Это неправда: Пенсионная реформа ещё свежа в памяти, нанесла мощный удар по лояльности граждан. Сейчас гражданам будет дан ещё один серьёзный повод для недоверия и ненависти к власти.

3. Юридические риски и противоречия

  1. В законопроекте имеются явные нарушения Конституции РФ:
    1. По ч. 1 ст. 24 Конституции «Сбор, хранение, использование … информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Если сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту данных, за некоторыми обоснованными исключениями, то Законопроект легализует сбор и обработку эти данных в постоянном режиме без согласия граждан (ст.8 Законопроекта). Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни»

Состоялось второе чтение законопроекта о едином регистре сведений о населении РФ

В Госдуме РФ 17 апреля прошло второе чтение законопроекта «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ», включающем полную информацию о каждом гражданине страны от рождения до смерти, пишет Тасс. На заседании обсуждались 16 поправок, внесенных в документ после первого чтения.

Напомним, по данным Интерфакса 17 сентября 2019 года законопроект прошел первое чтение. Он регламентирует создание федерального ресурса, который будет объединять и систематизировать данные человека, хранящиеся во всех информационных системах РФ. В регистре будут собраны до 30 видов сведений о гражданине от 12 основных поставщиков:

  • ФИО;
  • дата и место рождения и смерти;
  • половая принадлежность;
  • реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти;
  • СНИЛС и ИНН;
  • данные о постановке на воинский учет;
  • регистрация в системах ОМС, соцстраха, ПФР;
  • сведения о постановке на учет в налоговом органе;
  • данные об образовании/учебе, квалификации, о присуждении/лишении/восстановлении ученой степени/звания;
  • информация о местах работы;
  • семейное положение и сведения о родственных связях.

Информация о наличии транспортных средств, зарегистрированных юрлицах и владении оружием в перечень не войдет.

Во втором чтении был принят ряд поправок: согласно новой редакции получать персональную информацию о гражданине из регистра сможет как он сам, так и его законный представитель — первая редакция проекта предполагала, что доступ будет только у государственных и муниципальных органов. Еще одним изменением стала возможность использования базы данных регистра для совершения нотариальных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=BnT3xlH1KWs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Виталий Колесников отметил, что приведение всех информационных систем к одному знаменателю будет составлять так называемый «золотой идеальный профиль».

Также было решено, что оператором базы данных станет Федеральная налоговая служба, которая будет обеспечивать не только сбор и систематизацию персональной информации, содержащейся в регистре, но и ее защиту. Основу нового ресурса составят более 500 млн записей актов гражданского состояния, начиная с 1926 года.

В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2022 года, исключая положения, для принятия которых требуется особое распоряжение. Со дня официального опубликования закона и до 31 декабря 2025 года Думой установлен переходный период. В это время будет отработан процесс создания и ведения регистра, а также порядок формирования и использования содержащихся в нем сведений.

Данные о россиянах соберут на одном ресурсе — новости Право.ру

За защиту информации будет отвечать Федеральная налоговая служба.

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект о создании в стране единого федерального информационного регистра сведений о населении. В ресурс попадут следующие данные о гражданах: Ф. И. О., дата и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение.

В этом сюжете

Предполагается, что вести ресурс будет Федеральная налоговая служба. Она же обеспечит защиту информации.

Как отметили в нижней палате парламента, создание регистра позволит сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, а также повысить эффективность государственной политики. Система будет способствовать борьбе с мошенничеством при получении мер социальной поддержки и при уплате налогов.

Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2022 года. Некоторые нормы начнут действовать позже – 1 января 2024 года и 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года.

Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

  • COVID-19
  • Госдума
  • Законопроект
  • Новости

«Право-300» запускает регистрацию для участия в рейтинге Право.ru Connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 19:51В Нижегородской области собираются закрыть 26 райсудов и открыть 12 межрайонных 19:20Минюст предложил новый порядок зачета наказания осужденным КОНСАЛТЭКСПЕРТ ищет партнеров 18:49Российские бизнесмены создали шесть личных фондов 18:27UPD: Беркович и Петрийчук арестовали по делу об оправдании терроризма 17:45АП Москвы отказалась привлекать адвокатов к дисциплинарке 15:19ВС подтвердил законность лишения прав за «лекарственное опьянение» 15:10Режиссера Беркович и драматаруга Петрийчук предлагают заключить под стражу 14:16ФНС объяснила, как платить НДС на новых территориях 13:25ВС решил спор о долге заказчика по договору поставки 12:00Сотовый оператор судится с Ericsson из-за отказа от техподдержки 11:45Телеграм-каналы предложили приравнять к СМИ 11:25ВС разобрался в споре чиновников с приставами 11:10«Траст» подал иск о возмещении ущерба на $1 млрд 10:30Fortum возражает против передачи активов во временное управление 9:40Бизнес заявил о необходимости устранять фальшивые товары 9:11Утренний обзор за 5 мая 20:05Суд оценит законность регистрации товарного знака «Фантола» 17:41Подразделение Роскомнадзора оштрафовали за утечку данных сотрудников 17:20Малый бизнес стал чаще оформлять льготные кредиты 15:37 Бизнес будут штрафовать за нарушение закона о биометрии 15:01Руководителей «Экономбанка» судят за мошенничество и отмывание денег 14:20ЕС разрабатывает механизм, который помешает обходить санкции 13:00Адвоката лишили статуса за обещание положительного исхода дела 12:31Puma и New Balance судятся с российскими предпринимателями за товарные знаки 11:29ВККС ищет четырех председателей, пять зампредов и трех судей 11:03В 2022 году нотариусы удостоверили 250 000 сделок с земельными участками 10:37ВС решил спор об оплате коммуналки для парковки 9:36Минфин разработал порядок выплаты единоразового взноса в бюджет 9:31Кассация одобрила привлечение к субсидиарке экс-топов «Тальменка-банка» 9:03Утренний обзор за 4 мая 18:30Уголовные дела против неплательщиков налогов предлагают возбуждать быстрее 17:00ВС указал, что водительские права не удостоверяют личность 16:15ВС изменил срок поручительства вслед за основным договором 15:11КС защитил строителя, который использовал патентную систему налогообложения 14:35Блогер Митрошина оплатила основной долг перед налоговой 13:49ВС отказался признать зачетом уведомление о сальдировании 13:30Началось рассмотрение дела о хищениях при цифровизации ЕГРН 12:50 Бывшего главреда Nexta приговорили к 8 годам колонии
12:30Обсуждают возвращение «Россельхозбанка» в SWIFT 11:33ВС отменил щедрое вознаграждение для конкурсных управляющих 10:28В 2023 году ФНС разработает четыре электронных документа для бизнеса 9:31США и ЕС запретят транзит товаров через Россию 8:54Утренний обзор за 3 мая 8:38ВС посчитал убытки от расторжения договора лизинга 19:00ВС решал, может ли бизнес без директора проводить платежи 17:50КС разрешил фотографировать материалы таможенной проверки 16:28Предприятия получат госгарантии по кредитам на поддержку производства 15:14ВС подтвердил законность приватизации недвижимости «Ростелекомом» 13:52 Налоговая проверяет блогера Оксану Самойлову
13:31Сотрудникам госкомпаний и ЦБ запретят владеть недвижимостью за границей 12:20ВС объяснил, когда обнуляется срок для предъявления исполлиста 11:24РСПП разработает изменения в УК и УПК, чтобы снизить давление на бизнес 10:57Власти определят порядок выплат дивидендов иностранным акционерам 10:11Для бизнеса подорожает электроэнергия 9:18ВС решит, может ли бизнес возместить свои убытки за счет таможни 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального

Налоговикам могут дать право выяснять, сколько зарабатывают россияне

АГН Москва

Федеральная налоговая служба получит данные, на основе которых сможет рассчитать доходы каждой семьи. Законопроект о создании регистра, принятый во втором чтении на пленарном заседании Госдумы 17 апреля, упростит поиск информации о людях, ускорит процесс получения документов и рассмотрения обращений граждан.

Что войдёт в регистр?

По словам главы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, предпринимается первая попытка создать единый информационный ресурс, в котором будут аккумулированы основные сведения обо всех гражданах России и всех лицах, временно приезжающих на территорию нашей страны.

Кому положена налоговая отсрочка из-за коронавируса

Документ разработан Правительством во исполнение указа президента от 15 января 2016 года о дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования. Во исполнение этого указа в июне 2016 года были приняты изменения в закон об актах гражданского состояния, в соответствии с которыми с октября 2018 года все соответствующие записи осуществляются исключительно в форме электронного документа в едином реестре. Оператором этой информационной системы, построенной на принципах облачных технологий, является Федеральная налоговая служба. По словам первого замглавы Минфина Татьяны Нестеренко, эта система оправдала ожидания, и на её основе предлагается создать Единый федеральный регистр.

В информационную базу войдут основные данные человека: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, реквизиты документов, удостоверяющих личность, ИНН, СНИЛС. Также учтут дополнительные данные: семейное положение, информация о родственных связях и детях. В регистр поместят и сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно или временно проживающих или работающих в России.

 Ресурс станет формироваться на основе сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных базах различных органов власти и государственных внебюджетных фондов. Будут обобщены данные от 12 поставщиков информации. Формировать и вести регистр поручено ФНС России. Центр обработки данных (ЦОД) регистра населения будет находиться в городе Городец Нижегородской области.

ФМС сможет рассчитать доходы семьи

Объединение всех данных о гражданах в едином регистре позволит налоговикам определить уровень доходов каждого домохозяйства, сообщил ранее замруководителя ФНС Виталий Колесников.

 «Реестр позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы … и оказывать соответственно ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае», — сказал он.

Реестр позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы … и оказывать соответственно ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае.

Кроме того, система обеспечит принцип «одного окна» и упростит процесс получения различных документов. Гражданам не нужно будет оформлять различные выписки и справки и заверять их копии у нотариуса. Регистр в автоматическом режиме станет обеспечивать сбор информации.

Ко второму чтению документ претерпел существенные изменения. В нём в том числе уточнили, что информация регистра будет доступна не только органам власти, но и нотариусам для совершения нотариальных действий. Предусматривается, что физлица и их законные представители смогут запрашивать в системе любые данные о себе.

Если они обнаружили неточности, то должны будут отправить запрос в уполномоченные органы, которые обязаны исправить сведения в течение пяти рабочих дней. В регистре также появится закрытый реестр, в который войдёт зашифрованная информация о лицах, находящихся под государственной защитой или государственной охраной.

Новый регистр в управлении ФНС

27 апреля 2020 г. 13:10

«Профиль»: В России запустят интернет-ресурс с персональными данными населения

Единый федеральный информационный ресурс с персональными данными россиян начнет работать с 1 января 2026 г. В нем будут храниться сведения о каждом, кто постоянно или временно проживает на территории России. Информация будет доступна не только органам власти, но и самим гражданам – но только о самих себе.

Предполагается, что это упростит получение выписок, справок и социальных выплат, а также покончит с неуплатой налогов.

Член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян в комментарии журналу «Профиль» указала, что пока не ясно, как будет обеспечиваться информационная безопасность системы, ведь хранящиеся в ней данные имеют большую ценность для коммерческого использования.

Порядок создания и ведения реестра установит федеральный закон «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Его проект был внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ и прошел уже второе чтение, подарившее бесплатный доступ к всероссийской базе данных физлицам и нотариусам.

Ресурс будет содержать персональные данные обо всех гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, о трудовых мигрантах, беженцах и получивших временное убежище в стране.

Он объединит в себе базы данных различных ведомств: МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС и государственных внебюджетных фондов – всего 12 поставщиков информации.

Это такие данные, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, СНИЛС, ИНН, семейное положение и родственные связи, данные о регистрации по месту жительства, образовании, воинском учете и т.д.

Единый федеральный регистр будет создан на основе электронного реестра актов гражданского состояния, который ведется с октября 2018 г. Работа до сих пор идет и будет закончена к концу 2020 г. – оцифровке подлежат более 500 млн исторических записей, начиная с 1926 г.

Все данные о каждом человеке будут выстраиваться в одну цепочку в хронологическом порядке: когда он родился, где учился и работал, какие налоги платит, на ком женился, кто его дети, когда и в связи с какими условиями поменял семейное положение, фамилию, гражданство или пол.

Оператором этой системы является Федеральная налоговая служба, она же уполномочена вести новый ресурс и обеспечивать защиту сведений в нем.

«В ресурсе будет обеспечена защита всех сведений в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных.

Для создания инфраструктуры ресурса в первую очередь будет рассматриваться использование инфраструктуры ведения реестра ЗАГС.

Уже сейчас он ведется исключительно на отечественном оборудовании и с использованием отечественного программного обеспечения», – рассказала первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, представляя законопроект депутатам.

По ее словам, создание ресурса позволит обеспечить достоверность и актуальность информации, сократить сроки и повысить качество оказания государственных услуг.

Также цель создания системы, заявленная в законопроекте, – укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Ожидается, что единая система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении социальной поддержки и уплаты налогов. Ее появление упростит обмен информацией между различными ведомствами.

Во втором чтении к этим положениям добавилось несколько новаций. Так, право получать информацию из регистра дали гражданам и их законным представителям. Речь идет только о сведениях, касающихся непосредственно их самих, и о запросах, которые поступали о нем.

Если человек обнаружит ошибку в собственных данных, то по его запросу уполномоченные органы обязаны исправить ее в течение пяти рабочих дней.

Раньше предполагалось, что ресурс создается только для доступа государственных и муниципальных органов, судов, прокуратуры, дознания или следствия, ФСИН, МФЦ, Росстата, избиркомов и т.п.

Сведения будут предоставляться в электронной форме бесплатно через портал госуслуг: после идентификации они станут доступны в личном кабинете.

Также единую базу данных разрешили использовать для совершения нотариальных действий. Благодаря этому гражданам не придется больше оформлять выписки и справки и заверять их у нотариуса. Сбор информации будет происходить в автоматическом режиме.

Кроме этого, в регистре будет специальный раздел о лицах, находящихся под государственной защитой или государственной охраной. Он будет закрыт, а информация в нем зашифрована.

Реестр должен начать работать в полной мере с 1 января 2026 г., до 31 декабря 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого ведомства должны создать все необходимые для этого инструменты.

Создание единой базы россиян – это неизбежный шаг на пути к цифровизации страны, говорит председатель комитета по ИТ Московского отделения «Деловой России», разработчик облачных хранилищ Никита Северинов. Аналогичная система работает, например, в США, где водительские права или идентификационная карта (электронный паспорт) – связующие звенья во всех государственных органах и системах.

При должной автоматизации правительственных структур такая база данных поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству.

«За создание подобной информационной системы и базы данных должны отвечать высококвалифицированные специалисты в ИТ-отрасли, которые используют передовые системы безопасности и технологии в реализации ИТ-проектов.

Очень важно сконцентрировать внимание на команде разработчиков, аппаратной части, технологиях, отказоустойчивости, регламенте предоставления доступа к такой системе. Сейчас очень сложно сказать на сто процентов – безопасна или нет “Единая база россиян”.

Любую информационную систему можно подвергнуть атаке или взлому – как технически, так и используя социальный инжиниринг, и здесь важно оперативно выявлять, реагировать и устранять такие угрозы», – подчеркнул он.

Данный ресурс должен стать стержневым каталогом для всех прочих функционирующих государственных сетевых ресурсов, потому что именно он будет обеспечивать учет населения, отмечает член Совета ФПА РФ Елена Авакян.

При этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности. Также не ясно иерархическое взаимодействие между этим ресурсом и иными госреестрами.

«Абсолютно не ясно, что все-таки будет главным информационным ресурсом, по которому планируют осуществлять сверку этих данных.

Закон сформулирован таким образом, что информация стекается из разных органов власти и управления, и если она где-то меняется, то она должна изменяться в этом ресурсе.

Но нужно понимать, где скапливается достоверная информация и каким образом эта достоверность подтверждается; каким образом физическое лицо получает доступ к этой информации и каким образом оно может так или иначе оказывать влияние на эту информацию.

Ставится вопрос о том, как будут устраняться случайные ошибки, каким образом будут восстанавливаться права личности, если произойдет перехват данных и намеренное изменение сведений; и все-таки что будет считаться первым достоверным источником», – пояснила она.

Кроме того, подчеркивает Елена Авакян, если этот ресурс основополагающий, то в законе должны быть четко прописаны нормы и правила, каким образом будет происходить обновление информации в иных государственных ресурсах.

То есть физическое лицо меняет о себе данные в режиме «одного окна». Из этого следует, что биометрическая информация должна фиксироваться единожды и не должна изменяться.

Только таким образом может быть обеспечена идентификация в случае перехвата его цифрового аватара. Также не может произвольно изменяться информация о внешности.

Причем внешность должна подтверждаться не только фотографией, а какими-то дополнительными специальными аналитическими средствами.

Также в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях.

Должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации, условно, в течение 150 лет с момента внесения, считает член Совета ФПА.

Очевидно, что от перехода одних технологий в другие данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных.

Очень важно, чтобы любые юридически значимые действия были известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

Кроме того, в законопроекте не указано, существует ли независимый государственный ресурс, на который будет осуществляться постоянное бэк-копирование данных, и не прописана процедура их восстановления в случае информационных атак.

Также вызывает недоумение, почему именно ФНС будет вести реестр, ведь эта служба имеет своей целью не учет населения, а учет налогов и контроль за правильностью их взыскания.

Если Минюст России отвечает за функционирование Системы записи актов гражданского состояния, то подобные ей системы должны либо контролироваться профильным министерством, либо должны быть созданы независимо, чтобы никакие ведомственные интересы не оказывали влияние, полагает она.

Но самый большой вопрос – это, кончено, утечка данных, подчеркивает адвокат.

«Фактически на базе государственного реестра создается система, которая обеспечивает лишь “псевдообезличивание” данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести персонализацию данных.

Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется их использование.

Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования», – отмечает эксперт.

По мнению члена Совета ФПА, у граждан должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные. Государство должно обеспечить право на тайну частной жизни.

Источник – еженедельник «Профиль».

Adblock
detector