Сроки и порядки

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.

В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.

Основные черты светского государства:

  • не вмешивается в определение человеком своего отношения к религии и принадлежности к определенному религиозному направлению;
  • не вмешивается в церковную деятельность и функционирование религиозных объединений (если такая деятельность не противоречит нормам закона);
  • не возлагает на религиозные организации и объединения функции органов власти, госучреждений, органов муниципального самоуправления;
  • обеспечивает в государственных и муниципальных образовательных учреждениях соответствующую природу образования;
  • функционирование и деятельность госорганов власти не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами;
  • государственные служащие, военнослужащие не могут использовать служебное положение для формирования определенного отношения к той или иной религии.

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает материальную поддержку в реставрации, содержании и охране объектов и зданий, являющихся религиозными памятниками истории и культуры.

Светское государство — это государство, обеспечивающее органическую сбалансированность и независимость интересов религиозных объединений и публичных институтов.

В светском государстве наблюдается неучастие религии в главных вопросах государственной политики и жизни.

Государство является гарантом сбалансированности интересов разных социальных групп, оно провозглашает конституционно свободу совести, принимает соответствующие меры для ее реализации.

Признаки светского государства

Любому светскому государству характерны определенные признаки:

  • отделение религиозных объединений от государства, государство не возлагает на религиозные объединения исполнение функций органов государственной власти;
  • нормативное закрепление равенства религиозных объединений перед законом, при этом никакое религиозное объединение не может пользоваться никакими преимуществами со стороны государства;
  • равенство прав и свобод каждого человека независимо от религиозных убеждений и его отношения к религии;
  • недопустимость установления официальной или общеобязательной религии.

«Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Дополнительные признаки проистекают из перечисленных.

К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.

Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.

Функции светского государства

Основные направления деятельности государства, то есть его функции имеют разностороннюю направленность.

Основные функции светского государства:

  • законодательная;
  • охранительная;
  • стимулирующая;
  • регулирующая;
  • запрещающая;
  • социальная;
  • воспитательная.
  • Законодательная функция состоит в том, что государство создает правовое пространство для деятельности религиозных организаций и объединений, государства и общества, юридически гарантирует свободу вероисповедания и совести, устанавливает правовой статус объединений, закрепляет принципы их взаимодействия с властями разного уровня и разных ветвей.
  • Охранительная функция подразумевает охрану законной деятельности религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе вероисповедания и совести; согласно конституции светского государства, каждый может свободно исповедовать какую-либо религию, или не исповедовать никакой религии.
  • Стимулирующая функция — оказание материальной, финансовой или какой-либо помощи религиозным организациям и объединениям, предоставление налоговых льгот, субсидий, содействие в преподавании в религиозных образовательных учреждениях общеобразовательных дисциплин.
  • Регулирующая функция состоит в том, что государство регулирует государственно-церковные отношения, регистрирует религиозные объединения и организации, определяет правовой статус религиозных организаций и объединений, контролирует и регулирует процесс вероисповедной политики, регулирует проведение отдельных религиозных церемоний и обрядов, благотворительных мероприятий и др.

Запрещающая функция состоит в том, что государство через соответствующие законы запрещает создание и дальнейшую деятельность религиозных организаций и объединений, функционирование которых направлено на разжигание религиозной розни, подрыв и угрозу безопасности государства, на пропаганду войны, принуждение к разрушению родственных связей и семьи, нанесение вреда и ущерба здоровью и нравственности граждан и т.д.; запрещено воспрепятствовать проведению религиозных обрядов и богослужений в культовых зданиях; список санкций достаточно широк — исправительные работы, штраф, арест и лишение свободы.

Социальная функция состоит в том, что государство реализует меры по обеспечению связи и взаимодействия с религиозными организациями для улучшения социальной жизни граждан, обеспечение таких условий жизни, которые соответствовали бы международным стандартам, совместное действие государства и религиозного объединения в сфере защиты материнства и детства, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иными противоправными проявлениями.

Воспитательная функция состоит в том, что государство помогает нравственной, эмоционально-психологической, интеллектуальной консолидации общества, включая нравственное воспитание подростков и молодежи, военнослужащих, беженцев и т.д.

; способствует укреплению семейно-брачного института; защиты тайны исповеди; противодействия нравственному развращению; объявления нерабочими днями религиозных праздников; противодействия алкоголизации населения, распространению наркомании, тунеядства, проституции, преступности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции России)

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на свет­ском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной. Религиозные объединения отделены от государства и равны пе­ред законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявле­ние нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходи­мости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла.

Таким образом, содержание свободы совести предполагает свобо­ду на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбо­ра человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действо­вать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к рели­гии в Российской Федерации не допускается.

Гарантией свободы совести и свободы вероисповедания в России является то, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определе­нии своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности рели­гиозных объединений, обучении религии.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбо­ру индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образова­ние детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповеда­ния.

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне ра­мок образовательной программы.

Основные законодательные акты:

• Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Светское государство — понятие, признаки, примеры, виды

Существует много теорий о том, как зародилась цивилизация. Весьма интригующе выглядит гипотеза, согласно которой первые города строились вокруг религиозных сооружений.

Это способствовало объединению людей, изначально склонных к вере в сверхъестественные силы. В итоге цивилизацию создали именно они, а все мы – их потомки.

Эта теория интересна тем, что хорошо объясняет, почему большинство людей сегодня склонно верить в сверхъестественные явления.

Этим же может объясняться и то, почему на протяжении многих тысячелетий религия была основным государствообразующим фактором. Впрочем, сегодня она отошла на второй план. В большинстве современных государств религиозные деятели больше не имеют отношения к власти, а люди сами могут решать, во что им верить. Сегодня по типу взаимоотношения с религией политологи выделяют 3 вида государств:

  • Теократическое. Как правило, главой такого государства является глава религиозной конфессии, а государственная власть неотделима от церкви.
  • Клерикальное. В стране действует государственная религия, которой предоставляются определённые привилегии. Церковь не имеет непосредственного отношения к власти, и всё же является влиятельной политической силой.
  • Светское. В таком государстве церковь полностью отделена от государства. Религиозные деятели не имеют непосредственного влияния на государственную власть. Граждане свободны в выборе веры.

Сегодня мы поговорим о светских государствах, рассмотрим их основные признаки и виды, разберём несколько примеров, а также остановимся на том, какие исторические процессы привели к формированию государств, свободных от обязательной религии.

Читайте также:  Как вернуть качественные товары в магазин

Что такое светское государство?

Светское государство – это такое государство, в котором религия никак не связана с властью и не имеет влияния на остальные социальные институты, а граждане свободны в выборе вероисповедания. Религиозные догмы и каноны не могут служить источником права, а государство нейтрально относится ко всем религиям, не делая предпочтений и исключений.

Светский характер государства подразумевает, что религия не имеет формального влияния ни на одну из ветвей власти, а государство в свою очередь никак не ограничивает работу религиозных организаций.

Светским государствам противопоставляются теократические и клерикальные. В современном мире существует только одно теократическое государство, в котором верховная власть полностью принадлежит церкви – Ватикан.

Кроме того, есть много клерикальных государств, в которых церковь имеет сильное влияние на власть. При этом в них обычно установлена государственная религия, к которой детей приобщают ещё в школьном возрасте.

Признаки светского государства

Одним из главных признаков является законодательное закрепление того факта, что церковь и государство полностью разделены, а каждый гражданин имеет полную свободу вероисповедания, и религиозные или атеистические взгляды никак не влияют на его права и свободы. Как правило, такая норма фиксируется в конституциях светских государств. Также формально запрещено религиозное воспитание в школах, хотя на практике эта норма может нарушаться.

В качестве основных можно назвать следующие признаки светского государства:

  • Отсутствие государственной религии. Граждане могут придерживаться любых религиозных взглядов, но ни одна религия при этом не может получать статус государственной, обязательной предпочтительной или желательной.
  • Религиозные организации отделены от государства. Они не могут влиять на принятие решений и вмешиваться в работу социальных или политических институтов. При этом государство не ограничивает и никак не регулирует работу религиозных организаций, если те не нарушают законодательство.
  • Все религиозные организации обладают равными правами. Ни одна из них не может претендовать на какие-то преференции, льготы или финансовую поддержку со стороны государственной власти.
  • Школьное образование носит светский характер. В школе не должно быть занятий, направленных на формирование у детей определённых религиозных предпочтений. Также не должно проводиться религиозных церемоний и обрядов.
  • Религиозные нормы не могут служить источниками права. Правовые нормы не должны разрабатываться на основе правил из священных писаний.

Виды и примеры светских государств

Существует два основных критерия, по которым определяется степень взаимного влияния государства и религии:

  • Наличие между ними партнёрских отношений.
  • Влияние религии на власть и правовую систему.

На основании этих двух критериев выделяют 4 основных типа светских государств. Рассмотрим каждый из них подробно.

1. Эквипотенциальный тип

Светские государства такого типа максимально отстраняются от церкви и вообще любых религиозных организаций, предоставляя гражданам полную свободу выбора религиозных или атеистических предпочтений.

Слово «эквипотенциальный» образовано от латинских слов aequus (равный) и potentia (сила, способность, возможность).

Признаки светского государства эквипотенциального типа:

  • законодательно закреплено равенство религиозных предпочтений;
  • в государственной символике запрещено использовать религиозные символы;
  • в судебной системе не могут действовать духовные суды.

Среди современных государств к данному типу относятся КНР, Южная Корея и Япония. Также условно можно включить в эту категорию США, однако в законодательстве некоторых штатов присутствуют нюансы, противоречащие эквипотенциальной модели.

2. Преференциальный тип

В светских государствах такого типа власть и религия не связаны, и всё же одна религия является предпочтительной. Как правило, это предпочтение обусловлено историческими традициями.

Иногда предпочтительными являются две или более религий (например, в Германии это католицизм и лютеранство).

Такие религии получают определённые льготы, государство при этом не взаимодействует с ними, не прислушивается к ним и не навязывает их обществу.

Слово «преференциальный» образовано от латинского слова preferential (льготный, предпочтительный).

В государствах данного типа предпочтительная религия может закрепляться в Конституции (но это не обязательно). К примеру, в светской Дании государство поддерживает Евангелическо-лютеранскую церковь, и это закреплено в основном законе страны.

3. Контаминационный тип

Несмотря на то, что государства этого типа тоже считаются светскими, у них наблюдается заметная взаимосвязь с религиями. Правовая система может частично основываться на религиозном праве. При этом обычно присутствует одна доминирующая религия, являющаяся государственной, но в конституции заявлено, что государство светское.

Слово «контаминационный» образовано от латинского contaminatio (смешение, загрязнение).

Данная модель действует во многих современных государствах, называющих себя светскими, но по факту поддерживающими определённую религию. В этот список входят Индия и Непал (индуизм), Шри-Ланка, Лаос и Таиланд (буддизм), а также большинство стран, в которых основной религией является ислам.

4. Идентификационный тип

Для государств данного типа характерна расширенная поддержка одной или нескольких религий. Несмотря на то, что церковь не оказывает прямого влияния на власть, её отношения с государством можно охарактеризовать как партнёрские. Обычно государство не навязывает гражданам конкретную религию, позволяя им определиться самостоятельно.

Слово «идентификационный» образовано от латинского identifico (отождествлять, определять).

Данная модель хорошо подходит для больших стран, в отдельных регионах которых проживают сторонники разных религий. В каждом таком регионе государство так или иначе поддерживает ту религиозную конфессию, к которой принадлежит большая часть местного населения. К светским государствам идентификационного типа относятся Россия, Франция и Украина.

История и причины формирования светского государства

Изначально государственная власть была тесно связана с религией, но это приводило ко многим проблемам. Границы раньше постоянно менялись, вследствие чего в одной стране часто оказывались представители разных конфессий. Это приводило к серьёзной дестабилизации отношений в обществе. Да и сами религии нередко становились причиной межгосударственных и гражданских войн.

Таким образом, религия из стабилизирующего фактора превратилась в дестабилизирующий. Изначально она способствовала объединению людей в одну общность, но по мере нарастания противоречий, наоборот, стала приводить к конфликтам и раздорам внутри стран. Основная причина этого заключается в том, что каждая религия позиционирует себя как единственную истинную веру и отрицает остальные.

Большинству религий свойственен религиозный фанатизм и нетерпимость к представителям других конфессий и атеистам. Это приводит к конфликтам внутри общества, которые разгораются очень быстро и могут становится причиной серьёзных потрясений.

К 17 веку стало очевидно, что государство должно освободиться от религиозного контроля. Началась так называемая секуляризация – процесс целенаправленного снижения влияния религии на различные сферы жизни общества. Данный процесс происходил независимо во многих странах мира. Именно благодаря секуляризации возникли современные светские государства, свободные от влияния религий.

Конспект лекции: РФ — светское государство. Свобода совести

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет РФ светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих принципах:

1) отделение церкви от государства.

Этот принцип означает: во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще;

4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности.

Статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Светский характер государства — одна из важнейших основ конституционного строя РФ. Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания логически вытекают из положений ст.

14 Конституции РФ о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.

Читайте также:  Списание долгов физическим лицам

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

В развитие конституционной нормы о свободе вероисповеданий указанный федеральный закон предусматривает право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Свобода вероисповеданий включает в себя и свободу создания религиозных объединений.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет право граждан исповедывать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения граждан и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений.

Они создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их общими признаками являются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.

Реализация принципа равноправия и свободы вероисповедания в конституционном праве

Рзаева, Н. Р. Реализация принципа равноправия и свободы вероисповедания в конституционном праве / Н. Р. Рзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1344-1345. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30998/ (дата обращения: 16.06.2023).



Равноправие и свобода вероисповедания являются наиболее существенными гарантиями исполнения в светском государстве права религиозных объединений.

Данные свободы органически переплетаются, однако первостепенную роль в данной взаимосвязи играет внутренняя свобода морально-этических воззрений человека, которая позволяет ему иметь свое мнение о добре и зле, о честности и бесчестии, о смысле жизни и т. д.

В современной Конституции РФ включены главные европейские элементы либеральной политической культуры в области межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.

Согласно международно-правовым нормам 28-ой статьей гарантируется равенство и свобода вероисповедания всем, то есть не только лицам, имеющим российское гражданство, но также каждому, легально находящемуся на территории страны, вне зависимости от их гражданской принадлежности.

Кроме этого, провозглашение Конституцией юридического принципа равноправия и свободы вероисповедания является «…одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества» [6].

Признав религиозные свободы (включая другие естественные права и свободы человека) как высшую ценность, их неотчуждаемость и принадлежность каждому с момента рождения, Российская Федерация взяла на себя обязанность их соблюдать и защищать [1]; они действуют напрямую, обусловливают значение, содержание и использование законов, а также саму деятельность органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием (ст.18). Такое принципиальное положение обозначает, что все правовые нормы и практические действия властей необходимо принимать во внимание наряду с другими и интересы религиозных организаций, а также верующих. Так требует Конституция.

Например, если вероисповеданию или убеждениям гражданина противоречит исполнение им воинской обязанности (ч.3 ст.59), он может воспользоваться правом по замене ее на альтернативную гражданскую службу.

Согласно Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года, такая служба является особым видом трудовой деятельности в интересах государства и общества, которая осуществляется гражданами вместо военной призывной службы [10].

Также несколько других статей Конституции также взаимосвязаны с правовыми условиями исполнения равенства и свободы вероисповедания. Например, глава 2 в целом и ч.2 ст.

19, в частности, определяют равенство прав и свобод человека и гражданина во всех областях жизнедеятельности государства и общества вне зависимости от отношения к религии и религиозных взглядов.

При этом запрещены любые формы, ограничивающие права граждан по признакам религиозной принадлежности (ч.2 ст.19), нельзя принуждать кого-либо к выражению своих религиозных взглядов или отречению от них (ч.3 ст.29). [1]

Вместе с тем законодатель допускает ситуации, при которых свобода совести и свобода вероисповедания человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эта формула, содержащаяся в ч.3 ст.55 Конституции, не во всем соответствует п.2 ст.9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой «свобода исповедовать свою религию…подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц». Очевидно, что в сравнении с Конвенцией отечественный законодатель вводит дополнительное ограничение — «обеспечение обороны страны и безопасности государства». Есть и другой нюанс. Согласно российской Конституции свобода совести и свобода вероисповедания не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ч.3 ст.56).

Приведенные конституционные положения представляют собой обособленную группу норм, образующих правовой институт конституционного права, который не только определяет статус человека и гражданина, но также лежит в основе блока государственного законодательства, регулирующего весь спектр правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений в России. Являясь подотраслью гражданского права, законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях включает в себя нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года [9], а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов (Для самих конфессий, к примеру, для Русской Православной Церкви — это внешнее церковное право, регулирующее государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения, ее внешние отношения с институтами гражданского общества — в отличие от канонического права (собственно церковного законодательства), которое регулирует внутреннюю жизнь Церкви).

Как светское государство Российская Федерация, с одной стороны, не вмешивается в определение гражданами (включая государственных и муниципальных служащих) своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; а с другой, — призвано никому не позволять прибегать к такому принуждению.

В целом можно заключить, что в условиях функционирования России как светского государства провозглашенная Конституцией гарантированность каждому свободы совести и свободы вероисповедания неизбежно связана с преодолением конфликтов и противоречий, объективно возникающих в религиозной сфере, и имеющих многоплановую направленность.

Без сотрудничества конфессий и государства в этой сфере не обойтись.

Ибо задача заключается не в том, чтобы полностью исключить противоречия, коллизии юридических и религиозных норм из жизни общества, что нереально, а — обеспечивать их разрешение таким образом, чтобы это отвечало законным интересам всех субъектов, участвующих в конфликте, путем поиска вариантов согласия.

Литература:

  1. Конституции РФст.2; ч.2 ст.17, 12 декабря 1993г.// Российская газета, 2009г., 21 января
  2. Нижегородский рабочий, 2008, 22 апреля, с. 14
  3. Православное слово, 2008, № 12, с.3
  4. Российские вести, 1997, 6 января
  5. Российская газета, 2008, 6 ноября, с.3
  6. Социальная концепция Русской Православной Церкви, 2001, с.55
  7. Труд, 2006, 7апреля
  8. УК РФ ст.214, ст.282
  9. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, п.6 ст.3
  10. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года

Основные термины (генерируются автоматически): свобода вероисповедания, свобода совести, Российская Федерация, светское государство, альтернативная гражданская служба, гражданин, обеспечение обороны страны, отношение, религиозная принадлежность, свобода человека.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповедания, Европейский Суд по правам человека, естественные права человека. Свобода религии, провозглашенная в анализируемой статье, не является абсолютной [5, с.288].

Читайте также:  Знак инвалид на транспортное средство

Обеспечение права свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, находящихся в местах лишения свободы в Российской Федерации. Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России.

Свобода совести является категорией, отражающей положение религии в обществе, тем самым включая процессы генезиса религии в целом и религиозных институтов в частности, процессы институализации религии, сферу государственно-церковных отношений

объединение, государство, свобода совести, Российская Федерация, религиозный экстремизм, религиозная тематика, светский характер государства, светское государство, печатная продукция, современная Россия.

На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации совершенствуется институт соблюдения прав человека.

При этом вероисповедание или убеждения гражданина могут быть подтверждены его письменным заявлением».

Такая практика прямо нарушает конституционное право на свободу убеждений, совести, мысли и противоречит практике Европейского суда по правам…

В настоящее время Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны имеют место различные религиозные конфессии, которые играют важную роль в жизни российского народа.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

Осужденные к лишению свободы ограничены в правах на участие в управлении делами государства.

В Конституции были заложены такие понятия, как «светское государство» и «свобода вероисповеданий», пока была очень либеральной.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповедания, Европейский Суд по правам человека, естественные права человека. Свобода религии, провозглашенная в анализируемой статье, не является абсолютной [5, с.288].

Обеспечение права свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, находящихся в местах лишения свободы в Российской Федерации. Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России.

Свобода совести является категорией, отражающей положение религии в обществе, тем самым включая процессы генезиса религии в целом и религиозных институтов в частности, процессы институализации религии, сферу государственно-церковных отношений

объединение, государство, свобода совести, Российская Федерация, религиозный экстремизм, религиозная тематика, светский характер государства, светское государство, печатная продукция, современная Россия.

На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации совершенствуется институт соблюдения прав человека.

При этом вероисповедание или убеждения гражданина могут быть подтверждены его письменным заявлением».

Такая практика прямо нарушает конституционное право на свободу убеждений, совести, мысли и противоречит практике Европейского суда по правам…

В настоящее время Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны имеют место различные религиозные конфессии, которые играют важную роль в жизни российского народа.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

Осужденные к лишению свободы ограничены в правах на участие в управлении делами государства.

В Конституции были заложены такие понятия, как «светское государство» и «свобода вероисповеданий», пока была очень либеральной.

Россия – светское государство

В части 1 статьи 14 Конституции провозглашено, что Российская Федерация – светское государство. Данным термином определяется, как государство относится к религии. Вторая часть этой же статьи указывает на то, что религиозные организации существуют отдельно от государства, это соответствует принципам светского государства.

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство.

Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Деятельность религиозных организаций

В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.

Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.

Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.

По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:

  • невмешательство в отношение граждан к религии, к вопросам формирования отношения детей к религии. Родители вправе самостоятельно воспитывать своих детей, руководствуясь собственными убеждениями и обозначенными правами ребенка, в том числе и на свободу вероисповедания;
  • свободу для религиозных объединений от необходимости участвовать в работе органов государственного и местного управления, государственных учреждений;
  • невмешательство во внутренние вопросы религиозных организаций при условии, что те соблюдают установленные законами нормы;
  • светский характер системы образования на государственном и местном уровнях.

Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.

Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:

  • неспособность церкви и других организаций исполнять полномочия органов власти;
  • свободу религиозных деятелей от участия в выборах любого уровня;
  • свободу от участия в деятельности политических объединения, оказания им материальной помощи.

Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах.

Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.

Замечание 1

Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово.

Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь.

Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.

Православие в России

Юридически церковь отделена от государства, но она неразрывна связана с обществом. Граждане страны вправе лично принимать решение исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Люди выбирают себе веру добровольно и добровольно участвуют в религиозных обрядах или игнорируют их.

Именно такой порядок обеспечивает корректное взаимоотношение между разными религиозными объединениями, обеспечивает согласие и мир в такой многонациональной и неоднородной стране, как Россия. Вторая часть статьи 14 Конституции определяет все религиозные организации равными перед между собой и с точки зрения закона.

В этом заложено не только правовое, но и моральное равенство всех религий.

В нашем государстве сложились особые социальные и исторические условия для развития религий, в результате которых самой широко представленной религией по количеству приверженцев стало православие.

Данная особенность закреплена преамбулой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о том, что Россия, как светское государство, признает вклад православия в историю своего становления, в культурную и духовную составляющую жизни общества.

При этом сохраняется уважение к исламу, иудаизму, буддизму и другим религиям, многие из которых также оказали содействие в формировании свободы совести и вероисповедания.

Русская православная церковь и все ее представители придерживаются позиции поддержания согласия и гармонии в отношениях с государством, невозможности противопоставление религии и государства. Церковь была отделена от государства, но это не означает начало политики конфессионального равнодушия.

Замечание 2

Священник Алексей Николин выразил свое мнение относительно взаимодействия государства и церкви. Он считает, что основой взаимоотношений должна быть гармония, которую называют «симфонией властей» (consonatia), когда церковь и государство сотрудничают без стремления подчинить друг друга. По словам священника, именно к такому укладу стремились все православные христиане, проживающие в России.

Аналогичное видение должно распространяться на все конфессии и религии, тогда они смогут сосуществовать в согласии, сотрудничать ради соблюдения интересов своих прихожан, действовать в соответствии с Конституцией и законами.

Adblock
detector