Действующий внесудебный и судебный порядки обжалования решения или предписания фас
ФАС России — государственная структура, которая занимается надзором за деятельностью монополий, проведением госзакупок, следит за соблюдением норм права о защите конкуренции и рекламе. Правомочна обращаться в судебные органы, рассматривать дела о нарушении антимонопольных законов, принимать решения и проч.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
- Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
- В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
- Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
Срок для обжалования решений ФАС России
При несогласии с постановлением особое внимание следует обращать на сроки. Подать жалобу на решения УФАС следует в течение трёх месяцев.
Жалоба в федеральный антимонопольный орган на решение, нарушающее единообразие в применении норм антимонопольного законодательства, должна быть подана в федеральный орган в течение месяца. Акт, принятый коллегиальным органом антимонопольной службы по жалобе, может быть обжалован в судебный орган в месячный срок с момента вступления в силу.
Пропущенный срок не будет основанием для отказа принять заявление. Если есть доказательства уважительности причин, из-за которых обжалование не состоялось в срок, можно ходатайствовать перед судом о восстановлении срока.
Досудебный (ведомственный) порядок обжалования
К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.
Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.
В ведомственном порядке можно оспаривать:
- Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
- Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
- Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.
Не получится оспорить в административном порядке:
- Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
- Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
- Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
- Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.
Как обращаться
Письменное заявление следует подать в территориальный орган, который принял решение.
Установлены разные способы, чтобы передать обращение:
- через приемную ведомства;
- почтовой связью;
- МФЦ;
- на сайте ФАС (через электронную приемную);
- Госуслуги.
В жалобе следует написать:
- наименование органа ФАС либо фамилию и должность лица, принявшего решение;
- наименование заявителя;
- его адрес, контактные данные (телефон, имейл);
- причины обжалования;
- поставить подпись и дату.
Непременно следует указать на нарушения Регламента, которые помогут признать обращение обоснованным.
Если заявление подписывает представитель организации, необходимо приложить копию доверенности. Приобщение остальных документов остается на усмотрение заявителя.
Антимонопольный орган должен разрешить дело и принять решение в тридцатидневный срок. Если потребуется проверка, руководитель вправе продлить рассмотрение оспариваемого акта до тридцати дней, уведомив заявителя об увеличении срока.
Если обжаловалось решение госслужащего территориального органа, решение принимает руководитель соответствующего органа.
Копия решения в течение трёх рабочих дней должна быть отправлена заявителю.
Ведомственная апелляция
Ненормативный акт, составленный комиссией, может быть обжалован в месячный срок в коллегиальный орган ФАС России. Правда, обжаловаться в апелляционную инстанцию могут исключительно решения, которые нарушают единообразное применение норм о конкуренции.
Не рассматриваются в вышестоящем коллегиальном органе жалобы на решения, принятые по законодательству о рекламе, о конкуренции, о контрактной системе.
Нельзя применять досудебный порядок для обжалования решений и предписаний ФАС России и её коллегиальных органов. Для такого обжалования следует обращаться с заявлением в суд.
Как обжаловать решение ФАС в арбитражный суд
Что может обжаловаться
В судебном порядке можно оспаривать не только действия и бездействие должностных лиц, решения и предписания комиссий, но и коллегиальных органов антимонопольной службы.
Правила обращения в суд
- Заявление о несоответствии решения контролирующего органа нормативному правовому акту придется оплатить пошлиной: 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей – для организаций.
- Обжалование решений ФАС в суде приостанавливает его действие, пока постановление суда не вступит в законную силу.
- Заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.
Какие требования надо учесть
Заявление должно быть грамотным, понятным, обоснованным нормами права и оформлено письменно. Его структура включает следующие части:
- Вводную, в которой указывается наименование суда, сторон, их реквизиты (наименование лица, подающего заявление, ИНН, адреса, контакты).
- Описательную. В ней раскрываются обстоятельства дела.
- Мотивировочную. Содержит описание незаконных решений и действий их юридическую оценку со ссылкой на нормы закона, доказательства.
- Просительную, в которой указываются требования.
Чтобы заявление, направляемое в арбитражный суд, было принято, его следует писать с учетом условий, изложенных в части 1 и 2 статьи 125 АПК РФ.
Несоблюдение требований может привести к оставлению заявления без движения, или, что хуже, к отказу в удовлетворении требований. Избежать проблем можно, поручив составление заявления нашим юристам, которые знают, как всё сделать правильно.
Необходимые документы:
- квитанция оплаты госпошлины;
- почтовая квитанция, доказывающая направление копии заявления госоргану;
- выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- подтверждающие полномочия лица, которое заявление подписало;
- доверенность;
- копия обжалуемого решения;
- доказательства.
Как рассматриваются жалобы
Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.
Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.
Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.
Госзакупки, Адвокат Распечатать Связаться с адвокатом
Рекомендуем почитать
Обжалование решения ФАС в арбитражном суде и в вышестоящий орган: порядок, заявление
Если предприниматель не согласен с действиями или бездействием сотрудника ФАС, вынесенным постановлением, решением, предписанием, он может их обжаловать в досудебном порядке или в арбитражном суде. Метод выбирается в зависимости от конкретных условий, причем внесудебное разбирательство можно пропустить.
Нормативное регулирование
Деятельность ФАС осуществляется, основываясь на Закон № 135-ФЗ. При досудебном обжаловании следует руководствоваться Приказом ФАС № 498, устанавливающим регламент работы с жалобами, и ст. 23 Закона 135-ФЗ. Территориальные органы рассматривают обращения согласно порядку, установленному Законом № 59-ФЗ.
Право обжаловать решения антимонопольной службы установлено ст. 52 Закона № 135-ФЗ и ст. 198 АПК (Арбитражного процессуального кодекса). При подаче иска в суд необходимо ориентироваться на гл. 24 АПК. Требования к содержанию заявления определены в ст. 199 АПК.
Иск подается по местоположению отделения ФАС (ст. 29, 35 АПК).
Обжалование решения ФАС
- обжалуется только решение, при положительном результате предписание корректируется или меняется автоматически;
- оспорить можно отдельные пункты решения или все;
- важно доказать, что нарушено единообразие трактовки закона о конкуренции.
Самый важный пункт третий. Он требует тщательного изучения аналогичных дел с целью доказать, что сотрудники ФАС при принятии решения использовали нестандартную трактовку законодательного акта. Важно иметь примеры, доказывающие, что в другой ситуации использовалась иная трактовка.
Основания
Основанием для подачи внесудебной жалобы служит неправомерное действие (бездействие) сотрудников или территориального органа. Если виновен сотрудник, можно обратиться к руководству территориального органа. При несогласии с решением территориального органа необходимо обращаться в ФАС России.
Подавать иск в суд по поводу действий (бездействия) отдельного сотрудника нецелесообразно. Чаще всего оспариваются решения и предписания, выданные по итогам плановой или внеплановой проверки, принятые акты, действия (бездействие) органа, отказы от принятия жалоб, нарушения сроков принятия/рассмотрения обращений.
Сроки и особенности
Для подачи жалобы внутри ведомства закон предоставляет месяц, на подачу иска в суд – 3 месяца.
- ФАС не рассматривает жалобы, в которых оспаривается решение суда, содержатся нецензурные выражения, отсутствуют данные о заявителе (ФИО, адрес).
- Документ остается без внимания так же в том случае, если его невозможно прочесть.
- Если пропущен срок подачи, его нельзя восстановить (продлить). Оспариваемое решение продолжает исполняться.
Арбитражный суд пропущенный срок подачи иска может восстановить, если сочтет причину уважительной. Исполнение решения приостанавливается до вынесения судебного вердикта.
Процедура
Процедура подачи и рассмотрения обращения не меняется в зависимости от причины. Можно обжаловать решение, предписание, действия, отказ, включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Досудебная
Обращение составляется в письменной или электронной форме. Обязательные элементы:
- данные о подразделении ФАС (должность и ФИО руководителя);
- информацию об обжалуемом документе;
- информацию о предприятии (наименование, адрес, номер телефона, электронную почту) и представителе, подающем жалобу (должность, ФИО);
- описание сути (нарушения, ссылки на законы, примеры ранее принятых решений);
- просьбу признать действия (бездействие) или решение недействительным, откорректировать или отменить их;
- список прилагаемой документации.
В зависимости от причины меняется раздел «существо». Кроме законодательных актов и регламента желательно указать материалы из практики ФАС и судов. Реквизитов принятых решений недостаточно, нужно разместить в тексте цитаты или распечатать тексты и приложить к жалобе. Если документ составляет и подает представитель предприятия, обязателен документ, удостоверяющий его полномочия.
Документ на бумаге передается в канцелярию при личном визите или отправляется по почте заказным письмом. При личной подаче должны быть 2 экземпляра, на одном из них ставится метка о принятии. Объявление о поступлении обращения размещается на сайте ведомства.
На принятие решения закон предоставляет сотрудникам ФАС месяц. Срок может быть продлен, если требуется проверка или запрашивается дополнительная информация. Большинство обращений рассматривают Апелляционные коллегии, Президиум занимается только самыми важными вопросами. Коллегии работают постоянно, Президиум – периодически.
После передачи обращения коллегия принимается решение о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в рассмотрении. Дата рассмотрения так же публикуется на сайте. Требования истца удовлетворяются частично (полностью) или ему отказывают. О решении истец оповещается письменно в течение 3-х дней, документ публикуется на сайте.
Если действия (бездействие), принятое постановление, предписание признается не соответствующим законодательству, к виновным применяются дисциплинарные взыскания. В отделение посылается служебная записка, в которой излагается суть нарушения и указывается сотрудник, допустивший его. Назначается служебная проверка.
Чаще всего коллегия оценивает доказательства и соответствие единообразию трактовки положений антимонопольного законодательства. Ситуация сравнивается с решениями, которые ранее были приняты в ФАС и судах.
Решение (предписание) отменяется, если трактовка не соответствует примененной ранее. При отсутствии дел, пригодных для сравнения, коллегия оценивает ситуацию и мотивирует вердикт.
Чаще всего это несоответствие разъяснениям законодательных актов.
В суде
Исковое заявление в суд должно содержать:
- данные о предприятии, которое подает жалобу (информацию о регистрации и представителе);
- полное название суда;
- информацию о постановлении (предписании) ФАС (номер, число выдачи, название)/сотруднике, допустившем нарушение;
- описание обстоятельств (суть нарушения, перечень нарушенных прав, ссылки на законы);
- определение требований (отменить решение частично или полностью, отменить административное наказание);
- список документов в приложении согласно ст. 126 АПК (копию решения, регистрационную документацию, документы, удостоверяющие правоту истца).
Перед подачей искового заявления нужно оплатить госпошлину 3000 руб.
Иск должен быть рассмотрен в течение 90 дней. Суд учитывает аргументы и мнения сторон, содержание всех предоставленных документов. Неправомерные действия отменяются частично или полностью или в удовлетворении иска отказывают. Если вердикт суда отрицательный для истца, его можно обжаловать.
Судебная практика
- ФАС особое внимание обращает на дела по тарифам. «Крымтеплоэлектроцентраль» подала иск по отношению установленных антимонополистами цен на электроэнергию. Предприятие считало, что установленные тарифы снизят ее прибыль. Верховный суд отказал истцу, так как цены были установлены в соответствии с требованиями законодательства.
- ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» попытался вытеснить из рынка ООО «Газсервис», объявив, что последний продает приборы учета, не соответствующие требованиям по точности измерений. ФАС выдало предписание по нарушению закона о конкуренции путем распространения недостоверной информации о конкуренте. «Газпром межрегионгаз Белгород» оспорил решение в суде, исполнение предписания приостановлено.
Большинство предприятий получает отрицательный вердикт суда по причине подачи иска лицом, не уполномоченным на это действие. Поэтому для составления заявления и подготовки документации желательно привлечь юриста (если нет штатного). Только квалифицированный специалист, знающий антимонопольное законодательство, способен учесть все детали.
В Видео ниже ФАС расскажет, куда обращаться, если вы стали свидетелем необоснованного завышения цен:
Нечаев и партнеры
База решений ФАС – универсальный архив с решениями, постановлениями, определениями, предписаниями, административной практикой антимонопольных органов. Всего свыше 185 тысяч позиций, которые регулярно пополняются. Такая площадка позволяет отследить злоупотребления и нарушения, информацию о рассмотрении жалоб региональных УФАС.
Это значимая помощь участникам госзаказа, посредством которой можно найти ответы на вопросы из аналогичных примеров ситуаций, если уже опубликовано решение антимонопольного органа. С помощью базы проводится мониторинг состояния дел и ход рассмотрения жалоб.
Таким способом можно получить информацию об истории госзакупок, проанализировать характеристики конкретного заказчика и сделать вывод о разумности сотрудничества с ним. Такой источник сведений и способ контроля доказал свою эффективность, если имеет место обжалование решений ФАС России.
Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» предоставляет комплексную правовую помощь, услугу представительства в арбитражном суде и досудебном урегулировании споров, сводя ваши риски к минимуму.
С какими жалобами обращаются в фас
Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой.
ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы.
Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания.
Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.
Внесудебный порядок обжалования
Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры.
Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю.
Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству.
При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.
Когда ответ на жалобу не дается
Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:
- отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
- текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
- используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
- текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.
Если письменное обращение содержит доводы и аргументы, по которым уже неоднократно был дан ответ, и подтверждением служит банк решений ФАС, при этом новых обоснований сути требований нет, компетентный орган может прийти к выводу о прекращении переписки.
Однако в этом случае жалобщик обязательно уведомляется. Если в антимонопольный орган обжалуется судебное решение, заявителю в течение 7 дней направляется ответ с разъяснением правильного порядка действий. Устранение причин позволяет обратиться повторно.
Содержание жалобы
Порядок обжалования решений ФАС позволяет подать жалобу в письменной или электронной форме. Содержание документа включает:
- идентифицирующие данные лица, которое обращается;
- полное название антимонопольного органа, в которое подается жалоба;
- идентифицирующие данные и должность субъекта, чьи действия или бездействие обжалуются;
- почтовый и электронный адреса для направления ответа, уведомления о переадресации;
- содержание жалобы, описание, какие права и интересы нарушены, в чем противоправность;
- подпись и дата.
Электронная версия по содержанию включает те же пункты. В качестве приложений могут быть направлены любые подтверждения аргументов, в том числе официальные ответы органа, особенно если осуществляется обжалование решений ФАС в вышестоящий орган.
Подать заявление можно лично, через МФЦ, коммуникационную и информационно-технологическую инфраструктуру, направить по почте, через портал «Госуслуг».
Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» предлагает услуги представительства, правового сопровождения и комплексного ведения дел.
Права заинтересованных лиц
Каждый субъект, который отстаивает свои права с помощью подачи жалобы в ФАС и размещения ее в реестре, может беспрепятственно:
- уточнять входящий номер регистрации жалобы;
- узнавать, есть ли требования для заверения определенных документов, и каков порядок;
- получать ответ на вопрос о нормативно-правовой базе, которая служит основой выполнения функций антимонопольным органом, в том числе ссылки на конкретные акты;
- узнавать, отражена ли информация в базе решений ФАС.
В качестве доказательств руководителем антимонопольного органа рассматриваются все предоставленные заявителем документы, объяснения должностного лица и результаты проведенных проверок.
У заинтересованного лица, которое обжалует решение антимонопольного органа, есть право отозвать жалобу в любой момент до того, как будет дан ответ по существу.
Если таковой не может быть дан без разглашения конфиденциальной информации, которая является государственной или охраняемой законом тайной, заявитель получает соответствующее сообщение с указанием причины.
Сроки рассмотрения
По общему правилу, поступившие на нарушение антимонопольного законодательства жалобы рассматриваются в течение 30 дней. При необходимости запроса дополнительной информации возможно продление срока еще на 60 дней.
Если обжалуется нарушение рекламного законодательства, срок обжалования решения ФАС составляет 30 суток и может быть продлен еще на столько же. При поступлении жалобы по закону о закупках товаров или по вопросам градостроительной деятельности время на рассмотрение – 7 дней. Во втором случае возможно продление еще на такое же количество дней.
Если жалоба обоснована нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, срок ее рассмотрения не может превышать 5 дней с момента регистрации, если соблюден порядок подачи. В рамках внесудебного урегулирования действия предписаний антимонопольного органа не приостанавливаются.
Сжатые сроки обуславливают необходимость оперативной реакции. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» предоставляет квалифицированную правовую помощь в вопросах, связанных с базой решений ФАС.
Итоги внесудебного обжалования
Итоговое решение антимонопольного органа выносит руководитель территориального органа или непосредственно руководитель ФАС России. Результаты рассмотрения следующие:
- признание действий/бездействия должностного лица соответствующим Регламенту и законным, что означает отказ в удовлетворении жалобы;
- признание действий/бездействия должностного лица несоответствующим Регламенту и удовлетворение жалобы полностью или частично.
Во втором случае подготавливается служебная записка на имя руководителя для привлечения виновного лица к дисциплинарной или иной ответственности. Форма решения – всегда письменная. Заявителю и заинтересованным лицам направляется экземпляр не позднее трех рабочих дней с момента составления полного текста.
Служебная записка направляется в ФАС в течение одного рабочего дня. Если не установлен иной срок, действия руководителя, которому поступила такая служебная записка, должны быть совершены в течение десяти дней. Прохождение внесудебного алгоритма не лишает заявителя права отстаивать свои интересы в суде.
Судебный порядок обжалования
Практика показывает, что обжалование решений ФАС в судебном порядке эффективнее других вариантов. Но у этого способа есть недочеты, и один из них – затраченное время. При этом досудебный порядок урегулирования необязателен. Обжалуются действия, бездействие, решения, предписания. Последние всегда приостанавливаются на период разбирательства.
Действует общее правило территориальной подсудности. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Применяются правила рассмотрения искового производства, однако со своей спецификой. Так, если происходит обжалование решения ФАС в арбитражном суде, бремя доказывания законности возлагается на орган власти.
Предусматривается оплата государственной пошлины. Ответчиками могут выступать не только отдельные лица, но и коллегиальные органы. Активная позиция заявителя и грамотное составление процессуальных документов играют ключевую роль. Процесс проводится с учетом общих принципов состязательности и равенства сторон. Могут подаваться возражения, ходатайства.
Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» поможет выстроить оптимальную стратегию защиты.
Сроки рассмотрения и принятия судом решений
С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия.
Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры.
Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке.
Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.
Порядок обжалования
Порядок судебного обжалования решений, предписаний, действий (бездействия) антимонопольных органов ФАС России, их должностных лиц
Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела.
Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
- Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России
- Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции
- Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в антимонопольный орган.
Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
- Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган. Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя. Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии. В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме. При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает: — документы, представленные заявителем; — материалы объяснения, представленные должностным лицом;
— результаты исследований, проверок.
- Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
- Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам:
- — о входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба;
- — о нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную функцию;
- — о требованиях к заверению документов и сведений;
— о месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.
Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке На нарушения антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России. На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.
Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы.
- Срок рассмотрения жалобы
Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.
- Результат досудебного (внесудебного) обжалования
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений: — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы; — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью или в части. В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки. Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.
Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения.
Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.
2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ) (далее – Закон о защите конкуренции) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа при превышении установленных пороговых значений. Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не распространяются на соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключенные до вступления в силу Закона № 275-ФЗ (до 5 января 2016). При этом, по мнению ФАС России, внесение изменений в такие соглашения потребует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 Закона о защите конкуренции в случае превышения указанных в пункте 8 части 1 данной статьи пороговых значений.
- Контакты для досудебного обжалования в ФАС России здесь
- Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти здесь
- Порядок обжалования решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.