Сроки и порядки

Государственная собственность на землю

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:Государственная собственность на землю

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Как вы считаете, нужно ли разграничивать земли?НужноНе нужноЗатрудняюсь с ответом

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, к неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

Государственная собственность на землюК последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137).

Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:Государственная собственность на землю

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

Государственная собственность на землюПри предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Государственная собственность на землю

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

Государственная собственность на землюНа основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Государственная собственность: что это такое и как она регулируется в России | Официальный сайт управления образования администрации г. Кудымкара

В современном мире право на собственность является одним из основных прав человека. Но помимо частной собственности существует и государственная, которая имеет свои особенности и формы.

Понятие государственной собственности заключается в том, что на определенные объекты имущества, такие как недвижимость, земельные участки, транспортные средства и др., государство имеет право собственности. Это является одной из форм собственности и имеет ряд своих особенностей, в частности, связанных с тем, что ее обладатель — государство — является неделимой и непрерывной организацией.

В Российской Федерации государственная собственность регулируется Федеральным законом «О государственной собственности». В нем определены формы государственной собственности, а именно: федеральная, республиканская (в составе Российской Федерации), региональная и муниципальная. Кроме того, законом предусмотрены органы, которые осуществляют управление государственным имуществом.

Итак, государственная собственность — это одна из форм собственности, на объекты которой право владения принадлежит государству. В Российской Федерации ее регулирует Федеральный закон «О государственной собственности», который определяет формы государственной собственности и органы ее управления.

Читайте также:  Как унаследовать неприватизированную квартиру

Государственная собственность в России: суть и значимость

Понятие государственной собственности — это право государства на контроль, управление и распоряжение объектами имущества, находящимися на его территории. Государственная собственность охватывает все виды имущества, которые находятся в собственности государства: землю, недвижимость, транспортные средства, предприятия и другое.

В России существуют различные формы государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную. При этом каждая из этих форм интересует свой орган власти и имеет ряд характеристик и особенностей.

Государственная собственность имеет огромную значимость для государства и общества. Она обеспечивает национальную безопасность, регулирует экономические процессы, создает условия для развития страны и сохранения ее культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, государственная собственность призвана защищать неприкосновенность и охрану конституционного строя РФ, а также обеспечивать права и свободы граждан.

В этих целях она регулируется законодательством, в том числе Федеральным законом «О государственной собственности», который существует с 1991 года и устанавливает основы государственной собственности в РФ.

Он определяет порядок обращения с государственной собственностью и механизм ее защиты от незаконных действий.

Таким образом, государственная собственность является важным и необходимым элементом жизни государства и всего общества России. Ее эффективное использование способно обеспечить процветание и благополучие граждан и страны в целом.

Что такое государственная собственность?

Государственная собственность — это форма собственности, которая принадлежит государству. Это понятие используется для обозначения имущества, которое принадлежит государству, а не частным лицам или организациям.

Формы государственной собственности могут быть различными. В России существует государственная собственность на природные ресурсы, на предприятия, на землю, на объекты культурного наследия и т.д.

Регулирование государственной собственности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной собственности». В соответствии с этим законом устанавливаются права и обязанности собственника (государства) по управлению имуществом, защите прав и интересов государства и т.д.

4.4
Государственная собственность
1. Понятие государственной собственности
2. Формы государственной собственности
3. Регулирование государственной собственности

Регулирование государственной собственности осуществляется различными ведомствами в зависимости от объекта, на который она распространяется. Государственная собственность является особенной категорией собственности, так как она связана с реализацией институциональных функций государства и не относится к частной собственности.

Таким образом, государственная собственность — это форма собственности, которая принадлежит государству и регулируется специальным законодательством. Она является основной гарантией защиты национальных интересов и обеспечивает возможность государства осуществлять свои функции в интересах народа.

Виды государственной собственности в России

Государственная собственность — это одно из ключевых понятий в экономике России. Это форма собственности, которая принадлежит государству в целом либо какому-то его органу. Государственная собственность может иметь разные формы и происходить от разных источников.

Помимо собственности на земельные участки, строения, недвижимость и иные материальные объекты, которые принадлежат государству, в России существуют и другие формы государственной собственности. К таким формам относится, например, право государства на экспорт и импорт определенных товаров. Также государство может владеть акциями крупных компаний и организаций.

Обычно государственная собственность бывает двух форм: федеральной и региональной. Федеральная собственность — это форма собственности, которая находится во владении Федерации и ее органов. Региональная же собственность — это форма государственной собственности, которая находится в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации.

  • Федеральная собственность:
    • Государственное имущество;
    • Федеральная собственность на землю;
    • Государственные ценные бумаги;
    • Акции компаний.
  • Региональная собственность:
    • Здания и сооружения;
    • Земельные участки;
    • Движимое имущество;
    • Доли в организациях.

Регулирование государственной собственности в России происходит через ряд законов и нормативных актов. Также на регулирование государственной собственности влияют изменения в экономической и политической ситуации как в стране, так и за ее пределами.

Правовые основы регулирования государственной собственности

Понятие государственной собственности представляет собой совокупность объектов, находящихся в собственности государства. Объектами государственной собственности могут быть природные ресурсы, недвижимое и движимое имущество, а также иные активы.

Государственная собственность может принимать различные формы: федеральную, региональную, муниципальную. Федеральная государственная собственность находится под управлением Правительства Российской Федерации, муниципальная – под управлением органов местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.

Регулирование государственной собственности осуществляется на основе соответствующего законодательства и правовых актов. Существуют специальные федеральные законы, которые регулируют вопросы, связанные с государственной собственностью, такие как «О собственности», «Об особенностях организации управления федеральным имуществом».

Помимо законодательных актов, существуют и иные нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы собственности. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие руководящие документы также устанавливают правила и порядок управления имуществом государства.

В целом, государственная собственность регулируется множеством правовых документов, которые устанавливают порядок приватизации и использования имущества в интересах государства и общества. Все нормативные акты направлены на защиту и эффективное использование государственной собственности.

Управление государственной собственностью: органы и механизмы

Понятие государственной собственности

Государственная собственность – это вид собственности, принадлежащей государству и используемой им в целях обеспечения национальных интересов.

Формы государственной собственности могут быть различными: федеральная, региональная, муниципальная и иные, предусмотренные законодательством.

Органы управления государственной собственностью

Государственная собственность на землю

Управление государственной собственностью осуществляется государственными органами и должностными лицами в соответствии с законодательством.

Федеральным органом по управлению государственной собственностью является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Региональными и муниципальными органами по управлению государственной собственностью являются соответственно органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Механизмы управления государственной собственностью

Государственная собственность на землю

Основными механизмами управления государственной собственностью являются:

  • Формирование и реализация государственной политики в области управления государственной собственностью;
  • Определение порядка формирования и использования государственной собственности;
  • Разработка и утверждение нормативных правовых актов в области управления государственной собственностью;
  • Организация и осуществление контроля за использованием государственной собственности;
  • Проведение мероприятий по совершенствованию системы управления государственной собственностью.

Важно отметить, что управление государственной собственностью в России подчиняется сложному правовому регулированию. Обращение к юристам и специалистам в области управления государственной собственностью может быть крайне полезным для достижения эффективного результата.

Защита государственной собственности: меры ответственности

Государственная собственность – это понятие, описывающее все, что находится в собственности государства: территорию, ресурсы, предприятия и иные объекты. Защита государственной собственности – это комплекс мер, направленных на предотвращение незаконного отчуждения и использования имущества государства.

Одной из форм защиты государственной собственности является привлечение к ответственности за незаконные действия в отношении государственной собственности. За нарушение правил пользования государственным имуществом могут быть наложены не только штрафы, но и другие виды ответственности, например, лишение свободы.

Существуют и другие меры защиты государственной собственности, такие как контроль за использованием государственных ресурсов и имущества, мониторинг деятельности предприятий, принадлежащих государству, и т.д. Для успешной защиты государственной собственности необходимо эффективное взаимодействие органов государственной власти и правовых институтов.

В заключение, защита государственной собственности – это серьезный вопрос, требующий внимания и приоритетного решения. Нарушения прав государства могут привести к крупным экономическим потерям, поэтому правильное и своевременное принятие мер в данной области имеет большое значение.

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет

Перспективы развития государственной собственности в России

Государственная собственность является важным инструментом государственного управления экономикой страны. Сегодня в России существует несколько форм государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную.

Однако, существуют и иные формы собственности, которые могут быть включены в систему государственной собственности. Например, совместная государственно-частная собственность может стать эффективным решением для решения проблем в некоторых секторах экономики.

В то же время, регулирование государственной собственности является важной задачей для государства. В России существуют законы и нормативные акты, такие как «Об основах государственной собственности», которые определяют порядок создания, использования и прекращения государственной собственности.

В целом, перспективы развития государственной собственности в России связаны с дальнейшим улучшением законодательства и совершенствованием методов государственного управления экономикой. Важно также продолжать исследования и разработки новых форм государственной собственности, которые могут быть эффективными в тех или иных секторах экономики.

12. Государственная собственность на землю

Право государственной
собственности означает принадлежность
правомочий владения, пользования,
распоряжения государству. Государство
как субъект права государственной
собственности представлено не одним
ведомством, а целым рядом различных
органов государственной власти, между
которыми распределяются правомочия
собственности.

Учитывая
федеративное устройство России и
существование двух уровней государственной
власти, предусматривается, что право
государственной собственности
существует
в
виде
:

    1. федеральной собственности;

    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект
права государственной собственности
на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ,ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено,
что управление федеральной и субъектной
собственностью осуществляется
соответственно органами государственной
власти РФ (ст.
71 Конституции)
и субъектами Российской Федерации.

Государство (в
лице Российской Федерации и ее субъектов)
в земельных отношениях может выступать
в качестве:

    1. субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;

    2. собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

В
соответствии со ст.
124 ГК
РФ при заключении сделок с землей и в
иных отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, Российская Федерация
и ее субъекты выступают на равных началах
с иными участниками этих отношений —
гражданами и юридическими лицами.

Государственная
собственность на землю имеет сложный
состав: она включает

    • земельные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
    • земельные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации права собственника осуществляют
органы государственной власти в пределах
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.

В
случаях и порядке, предусмотренных
федеральными законами, указами
Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации, нормативными
актами субъектов Российской Федерации,
по их специальному поручению от их имени
могут выступать государственные органы,
органы местного самоуправления, а также
юридические лица и граждане (ст.
125 ГК
РФ).

Российская Федерация
и ее субъекты осуществляют управление
и распоряжение земельными участками,
находящимися в их собственности.
Непосредственно же владеют и пользуются
такими участками юридические лица и
граждане, которым находящиеся в
государственной собственности земельные
участки предоставлены в пользование,
пожизненное наследуемое владение и
аренду.

Статья 214. Право
государственной собственности

1.

Государственной
собственностью в Российской Федерации
является имущество, принадлежащее на
праве собственности Российской Федерации
(федеральная собственность), и имущество,
принадлежащее на праве собственности
субъектам Российской Федерации —
республикам, краям, областям, городам
федерального значения, автономной
области, автономным округам (собственность
субъекта Российской Федерации).

Государственная собственность на землю

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки.

На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования.

К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственной границе» и др. Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности.

Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно.

В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

  • Статья 18 ЗК РФ к собственности субъектов Российской Федерации относит земельные участки:
  • — которые признаны таковыми федеральными законами;
  • — право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • — которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Использование земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется, как правило, путем создания государственных унитарных предприятий либо путем передачи земель частным землепользователям на вторичных правах, например в аренду.

В соответствии со ст.

214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации.

Читайте также:  Законная гарантия на велосипеды как использовать

Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

  1. 1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;
  2. 2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):
  3. — нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;
  4. — если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;
  5. — прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, — прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

Понятие, содержание и основные признаки права государственной собственности на землю

Государственная собственность на землю — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по владению, распоряжению и пользованию земельными участками государственными организациями.

Право государственной собственности на землю предусматривает возможность владения, пользования землей, распоряжения ею и отчуждения отдельных земельных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=TiYeNs3021c\u0026pp=ygVJ0JPQvtGB0YPQtNCw0YDRgdGC0LLQtdC90L3QsNGPINGB0L7QsdGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINC90LAg0LfQtdC80LvRjg%3D%3D

Понятие права собственности на землю рассматривают как:

  • комплексный институт конституционного, земельного и гражданского права, регулирующий отношения собственности на землю, который устанавливает основания возникновения, осуществления, изменения права собственности, его прекращения (в объективном смысле);
  • наделение законом собственника правомочиями по владению, распоряжению, пользованию землей (земельной долей, участком), которая принадлежит ему в установленном законом порядке, без нанесения ущерба окружающей среде (в субъективном смысле).

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Понятие права собственности сводится к пониманию его как юридически обоснованного и обеспеченного права владения своим имуществом, пользования и распоряжения им. Понятие права собственности понимается как совокупность норм права, которые закрепляют принадлежность имущества кому-либо.

В отличие от владения имуществом, собственность на землю является понятием, представляющим собой определенную условность, поскольку господство над землей ограниченно, и она неперемещаема. Значимой чертой, которая отличает право собственности на землю, является отсутствие существования абсолютной земельной собственности.

Государство, с одной стороны, предоставляет право собственникам самостоятельно владеть, распоряжаться землей в пределах норм действующих законов, а с другой стороны, в силу специфики земли, ее ценности как природного объекта, может ограничить это право (на время или постоянно).

Основания для ограничения прав собственности на землю

Основания для ограничения прав собственности на землю в интересах общества и государства предусматриваются федеральными законами.

«Понятие, содержание и основные признаки права государственной собственности на землю» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Ограничения могут быть следующими:

  • режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных, охранных зонах;
  • особые условия охраны природы (памятников природы, животного и растительного мира, естественной среды их обитания, путей миграции) и окружающей среды (археологических объектов, памятников истории, культуры и др.);
  • условия освоения или застройки земельного участка в течение установленных сроков по согласованному проекту ремонта или строительства автомобильной дороги при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности.

Право государственной собственности на землю является правом собственности на такую землю, которая не находится в собственности юридических лиц, граждан или муниципальных организаций.

В Советском Союзе практически до конца прошлого века существовала исключительная государственная собственность на землю. На сегодняшний день есть разные формы собственности на землю, которые закреплены в Конституции РФ.

Структура и содержание прав государственной собственности на землю

Структуру государственной собственности составляет федеральная или общегосударственная собственность на землю, собственность субъектов федерального значения. Такой собственностью является земля, природные ресурсы Российской Федерации в целом.

Российская Федерация является обладателем исключительной собственности на землю в силу ее целевого назначения или вида использования. Правом собственности на землю обладают власти автономных округов и областей, краев, республик, областей, городов.

Содержание права собственности на землю состоит из конкретных правомочий, прав конкретного собственника земли на владение, пользование и распоряжение ею, представляет собой субъективное право. Это право реализуется по усмотрению собственника, но в пределах норм закона.

Содержание права собственности на землю включает следующие правомочия:

  • владение — право фактического обладания землей, сохраняется за собственниками при передаче земли в пользование арендаторам и землепользователям;
  • пользование — право и обязанность использовать земельный участок по целевому назначению;
  • распоряжение землей — право ее хозяйственной эксплуатации для удовлетворения потребностей собственника путем получения дохода или извлечения полезных качеств, это правомочие позволяет собственнику по закону определять судьбу земельного участка с юридической точки зрения.

Субъекты права государственной собственности на землю не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли сами, а реализуют свое право через систему платежей при передаче земли юридическим лицам и гражданам, получая часть земельной ренты.

Основные признаки права государственной собственности на землю

Право государственной собственности на землю предусматривает предоставление земельных участков в собственность юридических и физических лиц.

Исключение составляют земли, которые согласно федеральным законам не могут являться частной собственностью.

Право государственной собственности на землю от имени государства в пределах их компетенции реализуют органы государственной и муниципальной власти.

Государство как собственник владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом — землей и природными ресурсами. Государство как суверен и обладатель публичной власти устанавливает правила пользования землей, придает земельным и природным платежам не фискальный, налоговый, а компенсационно-восстановительный характер.

В земельных отношениях государство выступает в нескольких качествах:

  • в качестве субъекта государственной власти — осуществляет управление и контроль, устанавливает правила поведения в земельных отношениях;
  • в качестве собственника земельных участков — имеет равные правомочия с другими собственниками.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Adblock
detector