Какие штрафы предусмотрены за нарушение трудового законодательства
Польза
Нарушение законодательных актов в сфере охраны труда в Российской Федерации предусматривает как административную, так и уголовную ответственность. Уголовная оговорена в ст. 143 УК РФ, а административная — в ст. 5.27 (5.27.1) КоАП РФ.
В целом выполнение всех мероприятий, которые нацелены на охрану труда, подразумевает в первую очередь безопасность, а значит, сохранение здоровья и жизни работников предприятия и компаний.
Штрафы по охране труда разнятся по суммам: всё зависит от того, кто виновен в нарушениях действующих законов.
- Охрана труда: что это и что входит в систему
- Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ
- Нарушения в сфере охраны труда, которые подпадают под административную ответственность
- Подытожим
Охрана труда: что входит в систему
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.
В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).
Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.
Сервис «Маркировка» от Эвотора решает все вопросы по продаже маркированных товаров. Простая регистрация в «Честном знаке», подключение к ЭДО и оформление ЭЦП — всё внутри приложения.
Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ
Ответственность по ст. 143 УК РФ касается трёх разных ситуаций.
- Когда нарушение в рамках действующего законодательства и других правил совершило лицо, обязанное, согласно кадровой инструкции, следить за их соблюдением. Важно, что уголовная ответственность наступает тогда, когда по неосторожности был причинён тяжкий вред здоровью работника.
Штрафы или иные наказания, предусмотренные в этом случае, составят:
- 400 000 рублей. Другой вариант — эквивалент зарплаты (могут вычесть и из других доходов) на период до 18 месяцев.
- От 180 до 240 часов обязательных работ. Наказание может быть заменено на 24 месяца исправительных работ или же до 12 месяцев принудительных — по решению суда.
- Тюремное заключение на сроки, аналогичные тем, что указаны в предыдущих пунктах. При этом наказание сопровождается запретом занимать ту или иную должность, а иногда и заниматься определённым видом деятельности на неопределённый срок или же до 12 месяцев.
- Когда грубое нарушение правил охраны труда стало причиной смерти человека (работника). В таком случае наказание может представлять собой принудительные работы (срок — до четырёх лет) или тюремный срок на тот же период. При этом параллельно для усиления наказания могут быть применены запреты на занятие должности или определённую деятельность.
- Когда имели место действия, описанные в первой части вышеназванной статьи УК РФ, которые привели к гибели двух и более человек. Главная особенность — действия по неосторожности. При этом наказание может быть таким:
- Срок до пяти лет (лишение свободы) с одновременным запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Усиливающую меру применяют не всегда.
- Назначение принудительных работ на срок до пяти лет.
«УТМ-Плюс» — сервис от Эвотора, который помогает торговать крепким алкоголем и пивом без ошибок и штрафов. Полный контроль поставок, продаж и остатков, автозаполнение алкодеклараций, даже ограничение времени продажи алкоголя на точках.
Нарушения в сфере охраны труда, которые подпадают под административную ответственность
Административная ответственность, следующая за нарушениями в этой сфере, описана в статьях 5.27 и 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Нарушением принято считать любое отклонение от норм и правил, установленных как ТК (Трудовым кодексом), так и другими документами (нормативными, правовыми и другими).
Также информация об охране труда есть и в федеральных законах. Размер штрафа по охране труда устанавливает контролирующий орган.
Так, все те нарушения, которые описаны в ст. 5.27.1 КоАП РФ, станут причиной предупреждения (по выбору проверяющего органа) или штрафа (зависит от ряда причин):
- 1000–5000 рублей могут назначить должностному лицу, нарушившему правила трудового законодательства;
- столько же по сумме взыщут и с тех, кто ведёт предпринимательскую деятельность без оформления юрлица;
- 30 000 – 50 000 заплатит ООО (юрлицо).
В тех случаях, когда к работе по факту допустили лиц, которые не имели никаких полномочий для её выполнения, а также тогда, когда работодатель (его представитель) не признаёт трудовые отношения, возникшие между ним и исполнителем работы, денежное взыскание может быть таким:
- обычные физлица заплатят 3000–5000 рублей;
- ответственное должностное лицо — 10 000 – 20 000 рублей.
Административная ответственность обязательно наступит и тогда, когда работодатель уклонился от заключения договора, регулирующего его трудовые отношения с работником — сюда же входит ненадлежащее оформление трудового договора. В такой ситуации штраф будет выписан:
- должностному лицу — от 10 000 до 20 000 рублей;
- лицу, которое ведёт предпринимательскую деятельность без образования ООО (другого юрлица) — от 5000 до 10 000 рублей;
- юрлицо же в случае фиксации подобного нарушения трудового законодательства получит штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
В случае повторной фиксации нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному наказанию, штраф будет таким:
- от 1000 до 5000 рублей для должностного лица и столько же для лица, ведущего предпринимательскую деятельность без образования юрлица (ИП);
- 30 000 – 50 000 рублей должно будет заплатить в качестве административного наказания юрлицо.
Административные правонарушения, которые прописаны в ч. 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, повлекут за собой такие денежные взыскания или другие виды наказаний (в зависимости от того, кто будет признан виновником нарушений):
- физлицо заплатит 5000 рублей;
- должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от года до трёх лет;
- лица, которые осуществляли деятельность без образования юрлица, заплатят 30 000 – 40 000 рублей;
- 100 000 – 200 000 рублей заплатит за нарушение само юрлицо.
Целый ряд нарушений госнормативов по охране труда и штрафы по ним описаны в статье 5.27.1 КоАП РФ.
- Нарушения в ч. 2–4 данной статьи предусматривают разные суммы штрафов — от 2000 до 5000 рублей для должностных лиц-нарушителей и предпринимателей, которые работают без образования юрлица, а также от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
- После фиксации нарушений в оценке условий труда на рабочих местах (обусловлено установленным в РФ порядком) может последовать предупреждение или же штраф в сумме от 5000 до 10 000 рублей для должностного лица или предпринимателя, который работает без образования юрлица, а также от 60 000 до 80 000 рублей для юридического лица.
- Штрафы за допуск работника (или нескольких) к работе без обучения (проверки знаний в сфере охраны труда), при отсутствии медосмотров (как при поступлении на работу, так и регулярных), психиатрического освидетельствования (при необходимости) составят:
- от 15 000 до 25 000 рублей для должностного лица, допустившего подобное нарушение, а также для предпринимателя, работающего без образования юрлица;
- 110 000 – 130 000 рублей для юрлица.
Важно: штрафы по пункту 3 суммируются за каждого работника, который допущен к исполнению трудовых задач с нарушениями.
Предусмотрены штрафные санкции и в том случае, когда работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты. В этом случае должностное лицо, ответственное за выполнение задачи, заплатит от 20 000 до 30 000 рублей.
Штраф за необеспечение работников СИЗ с лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юрлица, такой же, а вот само юрлицо в случае фиксации подобного нарушения заплатит намного больше — от 130 000 до 150 000 рублей.
При повторном нарушении (ч. 1–4 статьи 5.27.1 КоАП РФ) с нарушителей взыщут штрафы в суммах:
- 30 000 – 40 000 рублей — с должностного лица или лица, которое ведёт предпринимательскую деятельность без образования юрлица. При этом в первом случае денежное взыскание будет сопровождаться дисквалификацией на срок от года до трёх лет, а во втором — приостановкой трудовой деятельности на срок до 90 суток.
- 100 000 – 200 000 рублей — с юрлиц. А в качестве усиления наказания — приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Особняком стоят нарушения, связанные с невыполнением в указанный срок предписаний, постановлений, решений проверяющих органов или должностных лиц, которые проводят проверку и госнадзор в сфере охраны труда. Всё это описано в ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф за нарушение требований охраны труда в этом случае составит:
- 30 000 – 50 000 рублей для двух категорий нарушителей — должностных лиц и лиц, которые работают в качестве предпринимателей без оформления юрлица. При этом первая категория получит в качестве усиления наказания дисквалификацию от года до трёх лет;
- 100 000 – 200 000 рублей для юрлиц.
Подытожим
Охрана труда — важная сфера в любом производстве, на любом предприятии. Её правила прописаны на законодательном уровне и требуют неукоснительного соблюдения в полной точности.
Органы надзора и контроля за выполнением правил — это в первую очередь трудовая инспекция (ч. 1 ст. 353 ТК РФ), а также Ростехнадзор, Роспотребнадзор и прокуратура РФ.
Не допустить административной или уголовной ответственности легко — для этого нужно соблюдать все предписания и вовремя сверяться с изменениями в законодательстве.
Опубликовали 31 марта 2022 года
Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства — Компания «АПИ»
Статья: Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства (Шадрина Т.) («Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}
Согласно ст.
419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. О дисциплинарной ответственности работодателей говорить не приходится, поскольку данный вид ответственности персонифицирован (то есть нельзя привлечь к ней организацию), а остальные виды мы рассмотрим в статье.
Материальная ответственность
На основании ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана возместить этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
За что несет материальную ответственность работодатель, говорится в гл. 38 ТК РФ:
- За незаконное лишение работника возможности трудиться (ст. 234).
- За ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235).
- За задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236).
- За причинение морального вреда (ст. 237).
Административная ответственность
В отличие от материальной ответственности, административную может нести не только вся организация в целом, но и ее руководитель.
При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ).
Ответственность наступает за совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
К сведению. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Кто является должностным лицом, поясняется в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
Мы не будем приводить текст нормы, а сделаем лишь вывод из нее: должностное лицо в целях применения административного законодательства — это руководитель организации, но не инспектор отдела кадров, специалист по охране труда и пр.
Административные правонарушения выявляются в ходе проверок, проводимых органами государственного (муниципального) контроля и надзора. Правонарушения в области трудового законодательства выявляются прокурорами и инспекторами ГИТ.
Отметим, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ была изменена ст. 5.27 КоАП РФ, а также введена новая статья — 5.27.1, которая определила новые составы административных правонарушений.
Уголовная ответственность
Как ни странно, за нарушения трудового законодательства может последовать и уголовная ответственность. Задачами таковой являются охрана прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств, обеспечение безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Уголовной ответственности подлежат только физические лица, то есть руководители и иные должностные лица организации.
Уголовная ответственность наступает за совершение преступления — виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания.
В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления бывают небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы), средней тяжести (максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы), тяжкие (срок наказания не превышает десяти лет) и особо тяжкие (срок наказания — десять лет и более).
В УК РФ предусмотрено четыре статьи, в которых названы преступления, которые касаются трудовых отношений и влекут уголовную ответственность.
Подведем итог
Самые распространенные виды ответственности за нарушения трудового законодательства — материальная (за незаконное лишение работника возможности трудиться; за ущерб, причиненный имуществу работника; за задержку выплаты заработной платы) и административная (за нарушения положений актов, содержащих нормы трудового права). Причем к первой работодатель привлекается по нормам Трудового кодекса, а ко второй — по нормам административного законодательства.
Нести ответственность за нарушение трудового законодательства может как должностное лицо, так и организация. Привлекать к ответственности могут и инспекторы ГИТ, и суды.
Лучше всего не нарушать норм трудового законодательства, и тогда проблем с контролирующими органами (да и с работниками) возникать не будет.
Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников — новости Право.ру
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов За нарушение трудового законодательства — невыплату зарплаты, незаключение трудового договора — работодателей наказывают по КоАП. Некоторые вопросы применения статьи вызывали трудности у судов, и ВС подробно разобрал их в новом постановлении, которое 9 декабря отправляли на доработку, а 23-го приняли. Как разъясняется в документе, невыплата зарплаты — это отдельное нарушение по каждому из сотрудников и штрафовать будут за все такие случаи. А за включение в трудовой договор дискриминационных пунктов накажут так же, как если бы договор вообще не заключался.
Новое постановление разъясняет аспекты наказания работодателей по ст. 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Эта статья предусматривает штрафы для ИП-работодателей до 40 000 руб., а для юрлиц — вплоть до 200 000 руб.
https://www.youtube.com/watch?v=AVPFkXMJXFU\u0026pp=ygV-0JrQsNC60LjQtSDRiNGC0YDQsNGE0Ysg0L_RgNC10LTRg9GB0LzQvtGC0YDQtdC90Ysg0LfQsCDQvdCw0YDRg9GI0LXQvdC40LUg0YLRgNGD0LTQvtCy0L7Qs9C-INC30LDQutC-0L3QvtC00LDRgtC10LvRjNGB0YLQstCw
Пленум напоминает, что ст. 5.27 КоАП предусматривает ответственность работодателя не только за нарушение Трудового кодекса, но и других федеральных законов, законов субъектов, президентских указов и правительственных постановлений.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда наказывается уже ст. 5.27.1 КоАП.
Закон, который улучшает положение нарушителя, имеет обратную силу. Это относится не только к самому КоАП, но и к нормативно-правовым актам, содержащим нормы трудового права. Рассматривающий дело судья должен проверять, был ли соблюден порядок регистрации, опубликования и вступления в силу такого нормативно-правового акта.
ВС подчеркивает, что ответственность за нарушение трудового законодательства могут нести не только сами работодатели, но и их должностные лица, а также иные работники, уполномоченные на привлечение к трудовой деятельности других людей.
Увольнение должностного лица или уполномоченного работника не мешает привлечению их к ответственности, равно как и прекращение деятельности ИП.
Пленум детализирует нарушения, за которые нужно штрафовать по «общей» ч. 1 ст. 5.27 КоАП. К ним, в частности, относятся задержки с утверждением графика отпусков, ошибки при оформлении командировки и нарушение правил ведения трудовых книжек.
По ч. 2 ст. 5.27 КоАП наказывают при повторном нарушении. Например, при отказе выдать документы или их копии сначала одному работнику, а потом другому.
При этом если руководителя организации привлекли к ответственности на одном месте работы, а потом он устроился на другое и продолжил нарушать там, — его все равно накажут за повторное нарушение. Но суд должен проверить, как давно было первое привлечение: по правилам ст. 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым админответственности в течение года.
Квалификация нарушения как длящегося или нет позволяет правильно определить сроки привлечения к ответственности и понять, прошли ли они.
Так, уклонение от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление или заключение вместо него гражданско-правового соглашения — это недлящиеся нарушения. Они считаются оконченными через три дня после того, как работодатель допустил неоформленного сотрудника к работе.
Если его допустили к работе без обязательного обучения, проверки, осмотра, освидетельствования либо вопреки медицинским противопоказаниям, это длящееся нарушение. Если работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты, это тоже длящееся. В таком случае составляется один протокол, даже если работников несколько.
Ч. 4 ст. 5.27 КоАП устанавливает ответственность за неоформление или ненадлежащее оформление трудовых отношений.
По этой норме привлекут не только за работников без договора, но и за включение в договор «условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников».
Подтвердить их можно любыми доказательствами, что человек лично и за деньги выполнял работу в интересах, под управлением и контролем работодателя. Это могут быть объяснения предполагаемого нарушителя, показания работника и свидетелей, письменные доказательства, фото- и видеосъемка, звуко- и видеозаписи.
Ко «второму чтению» постановление дополнили перечнем доказательств, подтверждающих удаленную работу. Это, например, распоряжение руководства об удаленной работе, ежедневные отчеты о проделанной работе, удаленный доступ к рабочему компьютеру. Факт постоянного обмена рабочими сообщениями через интернет тоже может подтвердить удаленку.
Эти доказательства нужны, чтобы привлечь работодателя по ч. 4 ст. 5.27 КоАП за неоформление или ненадлежащее оформление трудового договора.
Индивидуальный трудовой спор сотрудника с работодателем и административная ответственность — это разные вещи, напоминает Пленум. Поэтому трудовой спор в процессе рассмотрения никак не защищает работодателя от штрафов или других санкций по КоАП.
При этом, если суд уже принял решение по спору с работником, его надо учитывать в деле об административном правонарушении.
Пленум разъясняет и правила привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП за невыплату зарплаты. Датой перечисления денег считается день передачи в банк платежного поручения о переводе, если средства есть в нужном количестве на счете работодателя. Дата фактического поступления денег на счет работника значения не имеет.
Несвоевременная выплата зарплаты — это не длящееся нарушение. Срок давности начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты. Каждая задержка или невыплата — это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников.
Если работодатель из корыстной или иной личной заинтересованности больше трех месяцев не платит зарплату частично (менее половины) или больше двух месяцев — полностью, то это уже не административное нарушение, а уголовное преступление, и наказывать по нему надо по ст. 145.1 УК.
Если судья установит признаки преступления, то он должен передать материалы дела правоохранительным органам.
Постановление Пленума Верховного суда от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Право.ru connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 19:48ФПА выступила против новеллы о стандарте бесплатной юрпомощи для адвокатов В команду Право.ru нужен продюсер конференций Best Law Firm Marketing — старт приема заявок 18:57Минфин поддержит бизнес, если налоговые соглашения с западными странами заморозят 18:32Проверять бизнес стали почти в три раза реже 18:25В Совфеде предлагают расширить основания для внеплановых проверок 17:40В АП рассказали о типовых нарушениях прав адвокатов в СИЗО 17:18ВС оценил продажу арестованного имущества банкрота 16:25Адвоката задержали по делу о хищении более 300 млн руб. 15:40В российских СИЗО находится 933 бизнесмена 15:00ЦБ рассказал, как планирует бороться с банковским мошенничеством 14:42ВС запретил страховщикам переписывать статьи Уголовного кодекса 14:16Суд арестовал имущество экс-менеджеров банка «Рублев» на 15,6 млрд руб. 13:30Кабмин расширяет меры поддержки IT-компаний 13:21Пленум ВС утвердил новеллу о понятии предпринимательских преступлений 13:18Минэк запустил платформу для онлайн-разработки законопроектов 12:20Маркетплейсы обяжут доказывать обоснованность штрафов для ПВЗ 12:12Пленум ВС одобрил законопроект, который уменьшит число арестов 11:21ЦБ предлагает упростить подачу заявления о краже денег со счета 10:35ФАС проверяет цены на молочную продукцию 9:37ГТЛК отсудила в Лондонe у зарубежного контрагента €220 млн 9:35Под налоговые проверки попадает 0,01% компаний малого бизнеса 8:57ВС защитил право бизнеса на выкуп лизинговых машин 8:57Утренний обзор за 15 июня 19:30Проект об изменении правил поворота судебных решений прошел второе чтение 18:31Европарламент одобрил закон об искусственном интеллекте 18:03Минфин предлагает бизнесу привлекать капитал на фондовом рынке 17:36Госдума приняла поправки к нормам АПК 17:00Законопроект о допуске судимых к службе по контракту прошел первое чтение 16:50Поправки о штрафах за интернет-рекламу без маркировки приняли во втором чтении 16:21ВС защитил добросовестного залогодержателя 15:50Суд признал банкротом экс-руководителя банка «Век» 15:37Экс-руководителей банка «Экспресс» привлекли к субсидиарке на 3,9 млрд руб. 15:19Адвоката обвиняют в посредничестве при даче взятки 14:40ВС отказался считать неустойку по договору текущим требованием
14:00Для долевого страхования жизни предлагают ввести налоговый вычет 13:31В 2022 году осудили почти 12 000 бизнесменов 13:03В Госдуму внесли новеллу о наказании для водителей за прием лекарств 12:03В ГД внесли проект о взаимодействии госюрбюро и адвокатов 11:46Анонс июньского заседания ВККС: главные вопросы 11:01Пленум ВС рассмотрит вопросы ареста для отдельных категорий граждан 9:31ВККС ищет четырех судей, двух зампредов и трех председателей 9:16Публичные компании будут раскрывать данные о дивидендной политике 9:07Власти обсуждают эксперимент по трансграничным расчетам с ЦФА 8:55Утренний обзор за 14 июня 20:36В Трудовой кодекс предлагают включить правила расчета отпусков 19:12Spotify оплатит $5,4 млн штрафа за ошибки при сборе данных 17:48Новые регионы РФ получат 1 млрд руб. на поддержку МСП 17:46Помощника судьи приговорили к двум годам колонии за мошенничество 17:04Правительство одобрило законопроект о налоге на сверхприбыль для бизнеса 16:41Путин подписал закон о конфискации за киберпреступления 16:12Путин подписал закон об ограничении ареста предпринимателей 15:58Адвокатам объяснили, что делать при недопуске к доверителю 15:44Бизнес будут штрафовать за навязывание допуслуг потребителям 15:34ВС принял отказ от иска в деле об аннулировании скидки 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- 2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
- 3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- 4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
- 6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- 7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарий к ст. 5.27 КоАП
1. Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения. Трудовое законодательство призвано регулировать, прежде всего, те общественные отношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности, т.е. трудовые отношения.
Однако особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст.
1 Трудового кодекса РФ.
Прежде всего, к ним необходимо отнести организационно-управленческие отношения, которые возникают в связи с необходимостью организации трудового процесса и управления трудом.
Управление трудовой деятельностью осуществляет преимущественно работодатель (например, путем установления обязательных для работников данной организации правил внутреннего трудового распорядка).
Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает участие работников либо их представителей в управлении организацией (например, те же правила внутреннего трудового распорядка принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа). Такое участие работников в процессе организации труда и управления трудом реализуется в рамках социального партнерства.
Социально-партнерские отношения складываются по поводу ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия в управлении организацией и т.п. Их спецификой является равенство участников (представителей работников и работодателей), а также преимущественно договорный характер регулирования таких отношений.
Традиционно в сферу правового регулирования трудового права включаются отношения, связанные с трудоустройством и занятостью. Эти отношения возникают в связи с обращением гражданина в службу занятости, регистрацией его в качестве безработного, деятельностью органов занятости по его трудоустройству, оказанием ему различных мер социальной поддержки и т.п.
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников возникают между учеником работника и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением. В этих случаях работодатель может заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы (ст. 198 ТК РФ). При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством, а ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.
Определенной спецификой обладают отношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работников и работодателей.
Материальная ответственность сторон трудового договора выражается в необходимости возместить ущерб, причиненный виновным и противоправным поведением (действием или бездействием).
Несмотря на некоторое сходство с гражданско-правовой ответственностью, которая также выражается в возмещении причиненного ущерба, материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности.
К отношениям, связанным с трудовыми, также относятся отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства — контрольно-надзорные отношения.
Эти отношения возникают при реализации своей компетенции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также законодательства об охране труда как специально уполномоченными государственными органами, так и выборными профсоюзными органами работников.
К отношениям, тесно связанным с трудовыми, закон относит и отношения, возникающие в связи с разрешением трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются Комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные споры разрешаются путем проведения примирительных процедур, в которых помимо сторон спора могут участвовать посредники и трудовые арбитры.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в самых различных действиях или бездействии, которые нарушают трудовое законодательство. В этой связи чрезвычайно важным является четкое определение круга нормативных актов, которые включаются в понятие «трудовое законодательство».
Понятие «законодательство» может трактоваться в широком и узком смысле этого слова. Формально юридически, т.е. в узком понимании, оно охватывает только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако существует и расширительное понимание данного термина. Так, А.Б.
Агапов высказывал точку зрения, что в смысле комментируемой нормы «к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ» . Нужно сказать, что ранее Трудовой кодекс РФ не содержал разъяснения данного правового термина.
Однако новая редакция ТК РФ (с изменениями от 30.06.2006) прямо закрепляет в ст. 5, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, объективную сторону этого правонарушения образуют только деяния, нарушающие предписания, установленные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но не подзаконным актом.
В этой связи можно отметить две проблемы, связанные с применением данной нормы.
———————————
Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах). М.: Статут, 2004.
Во-первых, если закон содержит отсылочную норму к подзаконному акту. Например, согласно ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Если работодатель или соответствующее должностное лицо нарушает порядок ведения трудовой книжки, установленный постановлением Правительства РФ, могут ли его действия квалифицироваться как нарушение трудового законодательства? Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.
Однако правоприменительная практика идет по иному пути.
Во-вторых, определенные сложности в ряде случаев может вызвать формулировка «закон, содержащий нормы трудового права».
Например, профессиональная деятельность государственных гражданских служащих регулируется на сегодняшний день ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) N 79-ФЗ.
Данный Закон содержит очень большое количество норм, регулирующих поступление на службу, ее прохождение, увольнение с гражданской службы. Следует ли относить данные нормы к трудовым? В этой связи в специальной литературе сформировались две полярные позиции по вопросу регулирования государственно-служебных отношений.
Первая точка зрения основана на признании трудоправового характера отношений между гражданским служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно, те ученые, которые придерживаются подобного подхода, полагают, что «внутренние», т.е.
служебные, отношения в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, разумеется с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законодательством о государственной службе.
Как правило, этой позиции придерживаются специалисты в области трудового права .
———————————
Иванов С.А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. N 4; Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. 1997. N 2; Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.
Сторонники другой точки зрения отстаивают качественную специфику государственно-служебных отношений, которая, по их мнению, диктует совершенно иной подход к их правовому регулированию, в корне отличный от трудоправового («частноправового») регулирования. Эта позиция, в частности, была обоснована в работах Ю.А. Старилова, А.А. Гришковца, А.Ф. Ноздрачева и некоторых других авторов, преимущественно административистов .
———————————
Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Ноздрачев А.Ф.
От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003; Атаманчук Г.В.
Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003; Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003.
Между тем в данном случае этот вопрос выходит за рамки теоретической дискуссии.
Если следовать второй точке зрения, то соответствующее должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по данной статье, поскольку ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не относится к собственно трудовому законодательству. На наш взгляд, такой подход совершенно неприемлем. Ведь по существу речь может идти о совершенно аналогичных деяниях. Например, о не предоставлении в установленный срок ежегодного оплачиваемого отпуска. Как нам представляется, нормы, регулирующие труд государственных гражданских служащих, включенные в Закон о государственной гражданской службе, в смысле комментируемой статьи должны признаваться трудовыми, а их нарушение — нарушением трудового законодательства.