Сроки и порядки

Какими полномочиями наделяются уполномоченные органы по 44-ФЗ о государственных закупках

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Какими полномочиями наделяются уполномоченные органы по 44-ФЗ о государственных закупках

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Какими полномочиями наделяются уполномоченные органы по 44-ФЗ о государственных закупках

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

  • Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
  • Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 
  • Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Единая Информационная Система (ЕИС) 

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
  • Электронное актирование и приемка. 
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика — план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ: что нужно знать

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие и типы заказчиков
  • Права и ответственность заказчика
  • Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика
  • Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ
  • 6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

Передача полномочий заказчика по 44-ФЗ имеет свои подводные камни. В сфере закупок, согласно действующему законодательству, ключевой фигурой является именно заказчик. Существует несколько разных его типов, на основе которых закон использует различные уровни финансирования.

Любой заказчик наделен конкретными правами и ответственностью. Однако они были слегка изменены в 2020 году в рамках 44-ФЗ. Правки коснулись именно передачи полномочий. Если перед заказчиком стоит такая потребность, то стоит тщательно разобраться в данном вопросе, чтобы не заработать штраф за неверные действия. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Понятие и типы заказчиков

Перечень экономических субъектов в России, которые могут осуществлять закупки за бюджетные средства, приводится в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок».

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, заказчики подразделяются на государственных и муниципальных. Такая классификация установлена статьей 3 закона 44-ФЗ.

 

Но законом предусмотрен еще один тип классификации заказчиков на основании их организационно-правовой формы. Это позволяет более точно определить полномочия различных категорий организаторов закупок.

Каждому типу заказчиков присущи свои характеристики и особенности, позволяющие определить их к конкретной категории.

1. Государственный заказчик

Таковым является юридическое лицо, действующее от имени Российской Федерации или ее субъекта. Государственный заказчик организует закупки, на которые деньги выделяются из федерального и регионального бюджетов.

2. Муниципальный заказчик

Это также организация, имеющая статус юридического лица, которая действует от имени муниципальных властных структур и осуществляет закупки для своих нужд. Источник финансирования в данном случае – муниципальный бюджет.

3. Бюджетное учреждение

Эта категория экономических агентов, имеющая полномочия осуществлять закупки за бюджетные средства на основании Федерального закона № 44-ФЗ. Причем деньги выделяются в ограниченном количестве из государственных или муниципальных бюджетов в виде субсидий и грантов.

В связи с этим бюджетные учреждения привлекают дополнительное финансирование и при закупках руководствуются нормами Федерального закона № 223-ФЗ. Указанный закон устанавливает порядок проведения закупок для определенных категорий юридических лиц.

4. Унитарное и автономное предприятие

Для данных экономических субъектов закон устанавливает необходимость придерживаться положений 44-ФЗ при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд в следующих случаях:

  • предмет закупки является капитальным вложением в государственную или муниципальную собственность, а сделка финансируется из государственного или муниципального бюджета;
  • закупка финансируется из бюджета соответствующего уровня и реализуется для нужд бюджетного учреждения, которое передает право осуществлять закупки унитарному или автономному предприятию, действующему на основании безвозмездного социального соглашения.

5. Юридическое лицо с государственным инвестированием

Данные организации государственного либо муниципального уровня признаются участниками контрактной системы в том случае, если получили государственные инвестиции либо становятся участниками инвестиционного проекта, целью которого является строительство, техническое перевооружение или реконструкции действующих объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. Еще одно обязательное условие – данные экономические агенты не должны являться властными структурами.

Права и ответственность заказчика

Контрактная система предусматривает, что любой экономический агент, осуществляющий закупку в соответствии с законом 44-ФЗ, наделен определенными полномочиями:

  • составление планов закупок на основании выделенных из бюджета средств и реальных потребностей субъекта;
  • организация конкурентных процедур для выбора исполнителя заказа в целях удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика или реализация закупки неконкурентным способом;
  • заключение контракта с выбранным исполнителем;
  • организация надзорных мероприятий для обеспечения соблюдения требований закона при осуществлении закупок для нужд бюджетных организаций;
  • реализация аудита и внутреннего контроля для обеспечения соблюдения принципов контрактной системы.

Все указанные выше сведения готовятся на основании требований закона и направляются в контролирующие органы, а также размещаются в ЕИС в определенные сроки.

Особо следует подчеркнуть, что вся информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Таким образом реализуется один из принципов контрактной системы – ее открытость и прозрачность. Потенциальные исполнители на основании этих сведений могут составить собственное мнение о заказчике, принимая решение об участии в тендере.

В Федеральном законе о контрактной системе 44-ФЗ установлены также санкции за нарушение его требований. Государственные и муниципальные учреждения, а также должностные лица, не соблюдающие законодательство при проведении закупок, несут ответственность и наказываются в административном и даже уголовном порядке.

Если контролирующие органы выявляют нарушения закона, то заключенный контракт может быть расторгнут, а на виновных накладываются санкции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий для покупателя и государства.

Суммы штрафов за несоблюдение закона установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Помимо этого, могут применяться и иные санкции, такие как, например, дисквалификация на определенный срок.

Читайте также:  Нюансы заключения договора краткосрочного найма жилого помещения образец документа

Размер штрафа определяется тяжестью нарушения, а также статусом субъекта, к которому он применяется.

Должностные лица организатора закупок, виновные в допущенных нарушениях, наказываются штрафами от 3000 руб.

Такое минимальное наказание следует за несвоевременную публикацию информации в Единой информационной системе в нарушение требований закона 44-ФЗ.

Для юридических лиц в этом случае штраф составляет 10 000 руб. – это наименьшая сумма штрафных санкций, предусмотренная кодексом для организаций.

Наибольший размер штрафа, который может быть взыскан с должностного лица, составляет 50 000 руб., а с юридического – 500 000 руб. Подобные санкции применяются при выявлении существенных нарушений законодательства. Таковым, например, считается несоблюдение требований закона при проведении процедуры выбора поставщика.

Передача полномочий по 44-ФЗ при смене заказчика

В целом в свете законодательства о контрактной системе передача полномочий заказчика по 44-ФЗ является скорее исключительным действием.

В ходе реализации контракта, могут возникнуть обстоятельства, когда права и обязанности заказчика переходят к иному юридическому лицу. В связи с этим на основании статьи 95 закона 44-ФЗ в контракт вносятся изменения путем заключения дополнительного соглашения.

В данном документе должно быть прописано, что все права и обязанности прежнего заказчика по контракту в полном объеме передаются его правопреемнику.

В каких случаях возможна передача полномочий заказчика по 44-ФЗ? Как правило, это реорганизация покупателя или его слияние с другим экономическим субъектом, при этом образуется новое юридическое лицо.

Также необходимость в передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ возникает в том случае, когда закупка проводилась с целью использования имущества (движимого либо недвижимого), права на которое впоследствии передаются другому юридическому лицу.

Федеральный закон 44-ФЗ признает заказчиков одним из основных звеньев контрактной системы, наделяя их широкими полномочиями.

Но одновременно с этим статус заказчика накладывает серьезные обязательства и соответствующую ответственность за несоблюдение требований закона.

За нарушение его положений административная ответственность в виде штрафа предусмотрена как для самого юридического лица, так и для должностных лиц – контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы, по вине которых допущены нелегитимные действия.

Теория и практика передачи полномочий заказчика по 44-ФЗ

Если вы попробуете найти практические рекомендации, как именно проводить закупки по 44-ФЗ, что по большей части обнаружите некие рассуждения по поводу функционирования контрактной системы и распределения обязанностей при организации закупок, при этом в пример приводятся совершенно нереальные организации, в огромном штате которых есть какие угодно специалисты.

Отдел планирования составит все нужные планы, другие сотрудники обоснуют закупки, еще один отдел займется непосредственно проведением конкурсных процедур.

И вся эта деятельность проходит под бдительным надзором юридической службы, которая контролирует все этапы и документы на предмет соблюдения закона, помогая при необходимости решать проблемы.

Есть и специалисты, которые заключают контракт, а на бухгалтерию возложена функция проводить платежи и следить за исполнением договора. Есть также ответственный за публикацию данных в ЕИС.

То есть целый огромный аппарат, действующий подобно отлаженному механизму, где каждый своевременно выполняет свой участок работы и передает ее следующему отделу. При этом все отлично разбираются не только в своих обязанностях, но и в нормах закона 44-ФЗ непосредственно по своей деятельности, а также четко представляют себе степень ответственности.

Но увы, в реальности вы такого не встретите. Даже на крупных предприятиях, имеющих контрактную службу, работа строится совсем по-другому. А в большинстве случаев, как правило, у заказчика есть должность контрактного управляющего, и чаще всего ее занимает человек, у которого есть, помимо этой, другая работа – он может быть экономистом, юристом или даже завхозом.

Такому специалисту приходится самостоятельно налаживать закупочную деятельность своей организации на основании требований контрактной системы. Надо сказать, что создать эффективный работающий механизм не так просто.

Получается, что контрактный управляющий в одиночку вынужден разбираться с нюансами закона и практической стороной проведения закупок.

Такая ситуация существует в подавляющем большинстве учреждений, участвующих в закупочной деятельности.

В результате контрактному управляющему в сжатые сроки приходится осваивать тонкости самой контрактной системы (что само по себе непросто) плюс разбираться в специфике товаров, работ и услуг, которые предстоит закупать.

Ведь закон требует при проведении закупки составить техническое задание, обоснование, провести конкурсную процедуру, разместить информацию в Единой информационной системе, подписать контракт. А после этого нужно принять результаты, возможно, понадобится экспертиза. И это далеко не полный перечень работ, которыми вынужден заниматься контрактный управляющий.

Фактически специалист оказывается в ситуации, когда он пытается объять необъятное. Для того чтобы закупки проводились эффективно, покупателю необходимо оптимально распределить полномочия и обязанности в своей организации.

6 советов по распределению полномочий и обязанностей при реализации 44-ФЗ

  1. Прежде всего проблему должен увидеть и осознать директор учреждения. Ему следует проявить инициативу и распределить между подразделениями своей организации обязанности по проведению закупок.

    Только таким образом можно обеспечить оптимальное взаимодействие отделов и специалистов в рамках закупочной деятельности. Ведь никто из работников, имея определенные обязанности, не захочет добровольно взваливать на себя дополнительные, еще и весьма ответственные.

    Поэтому потребуется волевое решение руководства по передаче полномочий заказчика по 44-ФЗ разным сотрудникам, а следовательно, нужно убедить директора в необходимости подобных действий.

  2. Ответственность за деятельность в рамках закона 44-ФЗ возлагается в том числе и на организацию-заказчика, поэтому руководитель должен понимать, что не следует все взваливать на одного контрактного управляющего.

    Всему коллективу надо принимать посильное участие в закупочной деятельности, потому что контрактный управляющий не в состоянии обеспечить стопроцентное соблюдение закона, если все остальные полностью устранятся.

  3. Правильно организованная закупочная деятельность начинается с создания локального акта, в котором расписаны функции и передача полномочий заказчика по 44-ФЗ различным отделам и специалистам.

    Соответственно распределяется и ответственность, поэтому при выявлении ошибок и претензий со стороны контрольных органов можно установить виновного, допустившего нарушение на определенном этапе.

  4. Задача контрактного управляющего – аккумулировать и анализировать информацию по закупкам, распределять задачи.

    Именно это специалист лучше всех разбирается в требованиях закона 44-ФЗ, работает в Единой информационной системе, поэтому он должен координировать всю деятельность. От директора требуется наладить взаимодействие между контрактным управляющим и остальными отделами и специалистами, чтобы последние выполняли поручения первого, в срок передавали нужные данные.

  5. Каким бы грамотными ни был контрактный управляющий, охватить все сферы деятельности одному человеку не под силу. Поэтому имеет прямой смысл привлекать других сотрудников по профилю закупки для создания приемочных и экспертных комиссий.

    Это позволит заказчику заручиться профессиональным мнением при приемке ТРУ по контракту, что полностью соответствует как интересам самого покупателя, так и требованиям закона 44-ФЗ.

  6. Реализуя передачу полномочий заказчика по 44-ФЗ структурным подразделениям, необходимо руководствоваться следующим основным принципом: работники привлекаются к закупочной деятельности в той части, которая максимально соответствует их основным обязанностям в организации. То есть нет смысла поручать работу тем специалистам, которые понятия о ней не имеют, а, наоборот, следует задействовать наиболее компетентных сотрудников.

Поскольку у большинства бюджетных учреждений всегда небольшой штат, они не могут позволить себе специальную контрактную службу, ограничиваясь одним управляющим. Но если весь коллектив будет по мере сил и компетенций оказывать ему содействие (что не так сложно), то от этого выиграет вся организация. Есть наглядные примеры эффективного сотрудничества не только внутри одной организации, но и разных ведомств.

Практика многих учреждений говорит о том, что подобный подход позволяет эффективно организовать закупочную деятельность. Следует признать, что на сегодняшний день такое решение является самым целесообразным.

Уполномоченный орган по 44-ФЗ: ответственность, функционал, полномочия, порядок назначения

Уполномоченный орган – это государственное или муниципальное учреждение, на которое возлагаются функции и полномочия по ст. 26 44-ФЗ. Данное определение приведено с учетом положений п. 10 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, где указаны участники закупочной отрасли.

Понятие и назначение уполномоченного органа

Уполномоченные органы в контрактной системе формируются в целях оптимизации и централизации закупочной отрасли на основании правил, указанных в 44-ФЗ. Они могут функционировать в статусе государственного или муниципального органа либо казенного учреждения.

Привлечение уполномоченного органа к процессу определения поставщика связано с тем, что возлагать эти функции на само учреждение в статусе заказчика нецелесообразно по следующим причинам:

  1. Объем закупок у данного заказчика в течение года небольшой. Это значит, что заказчикам надо оптимизировать издержки на расходы по выплате зарплаты, обучению членов аукционной комиссии и иным процессам, связанным с закупочной деятельностью.
  2. Отсутствие или нехватка квалифицированного персонала для надлежащего исполнения обязанностей по определению поставщиков. Так, для осуществления закупок в рамках контрактной системы заказчик должен назначить контрактного управляющего или сформировать контрактную службу, а это требует немалых затрат на оплату труда персонала.
  3. Повышение эффективности по контролю и надзору в области закупок по 44-ФЗ. Контролирующим инстанциям проще контролировать соблюдение требований законодательства со стороны одной уполномоченной организации, чем множества разрозненных заказчиков.
  4. Упрощается и общественный контроль за ведением процедуры выбора поставщика для бюджетной организации.
  5. Повышается качество проведения процедуры из-за высокой квалификации специалистов уполномоченного органа или специализированной организации по торгам.

Закупки через уполномоченные органы получили название централизованных закупок. В целом создание уполномоченного органа является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти. Они могут прийти к выводу, что оптимальными являются самостоятельные закупки независимыми заказчиками. Но если региональные или федеральные власти решат, что целесообразно создание уполномоченного органа, то издаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие права и обязанности уполномоченных органов.

Полномочия уполномоченного органа могут перейти к уже функционирующему на текущий момент органу исполнительной власти.

Функции и полномочия

Уполномоченные органы вправе проводить процедуры определения поставщиков (в частности, публиковать и готовить аукционную документацию и проводить торги). Такие закупки они проводят для тех категорий заказчиков, которые им подведомственны.

Полномочия специального органа не распространяются на подписание контракта с победителем, расчет и обоснование цены контракта по 44-ФЗ. Данные функции возлагаются напрямую на заказчика.

Требования к объекту закупки так же определяются из собственных потребностей заказчика.

В некоторых случаях по инициативе органов исполнительной власти уполномоченные органы могут не только исполнять функции организации, подбирающей поставщиков и подрядчиков, но и заниматься приемкой результатов работ или подписанием госконтрактов. Таким образом, вопрос наделения уполномоченных органов определенными полномочиями решается на уровне региональных или федеральных властей.

Уполномоченному органу дается право на привлечение к процессу подготовки закупочной документации и определения поставщика специализированной организации по проведению торгов при соблюдении требований 44-ФЗ.

При проведении закупочных процедур по 44-ФЗ уполномоченные органы имеют право привлечь специализированную организацию для оказания услуг по тендерному сопровождению по аналогии с той процедурой, которая действует для муниципальных и государственных заказчиков. Различают несколько распространенных способов отбора специализированной организации по сопровождению:

  1. Через подписание контракта на тендерное сопровождение с использованием специального государственного портала, на котором данная организация должна быть аккредитована.
  2. Через отбор специализированной торговой организации через проведение запроса котировок, электронного аукциона с дальнейшим подписанием государственного контракта с подходящей организацией.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за нарушение законодательства в сфере госзакупок (на основании ч. 1 ст. 107 44-ФЗ). Они могут быть привлечены к таким видам наказаний, как уголовная, административная ответственность, а также к дисциплинарному взысканию.

На основании ст. 2.4 КоАП лица, которые берут полномочия по обеспечению государственных и муниципальных нужд, могут приравниваться к должностным лицам. На основании ч. 11 ст. 26 44-ФЗ к деятельности уполномоченных инстанций могут применяться положения этого закона, регулирующие права и обязанности заказчика, а также его контрольную и мониторинговую деятельность в сфере госзакупок.

По вопросу включения в извещение о закупках необоснованных требований со стороны уполномоченного органа на сегодня не сложилось однозначной практики.

С жалобой на действия уполномоченного органа может обратиться любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены. По результатам рассмотрения жалобы территориальное подразделение ФАС может вынести предписание об устранении нарушений или принять решение о привлечении уполномоченного органа к административной ответственности.

Таким образом, на основании ч. 1 ст. 26 44-ФЗ заказчик вправе передать определенные полномочия по закупке необходимых товаров, работ и услуг в адрес уполномоченного органа. Такой орган может быть создан в виде муниципального органа, казенного учреждения и государственного органа власти.

44-ФЗ о закупках для начинающих

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.

Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
  • деятельность участника приостановлена;
  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  1. Открытый конкурс.

  2. Конкурс с ограниченным участием.

  3. Двухэтапный конкурс.

  4. Электронный аукцион.

  5. Запрос котировок.

  6. Запрос предложений.

  7. Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену.

При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует.

Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

  1. Публикация заказа.

  2. Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

  3. Приём заявок.

  4. Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

  5. Выбор исполнителя.

  6. Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

  7. Заключение контракта.

  8. Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

  9. Выполнение заказа.

  10. Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

Главное в 44-ФЗ для начинающих

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы Как участвовать
Аукцион Наименьшая цена Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс  Лучшее сочетание цены и условий исполнения Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировок Наименьшая цена Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложений Лучшее сочетание цены и условий исполнения Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Adblock
detector