Сроки и порядки

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Основанием для банкротства юридического лица является его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить требования кредиторов (ст. 2, 127-ФЗ п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 N  – далее Закона N 127-ФЗ).

Подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом может руководитель организации-должника (а в некоторых случаях он должен это сделать), конкурсный кредитор, уполномоченный орган, работник или бывший работник, конечно, при наличии у заявителя требований к должнику ( 127-ФЗп. 1 ст. 7 Закона N ).

Если суд примет заявление о признании должника банкротом, то далее компания-должник должна будет пройти стадии банкротства.

Основные признаки банкротства юридического лица

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам.

При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам.

Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • не возвращенные кредитным организациям займы;
  • долги перед учредителями предприятия;
  • задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.

Кто может начать процедуру банкротства юр. лица

Банкротство юридических лиц, пошаговая инструкция которого определена вышеуказанным законом, предполагает, что инициаторами судебной процедуры может выступать любая финансово заинтересованная сторона:

  • само руководство предприятия;
  • учредители и владельцы убыточной фирмы;
  • кредиторы;
  • социальные фонды;
  • государственные службы и прокуроры;
  • наемный персонал при значительной задержке заработной платы.

  Банкротство юридических лиц 2019 года: пошаговая инструкция

Для всех видов кредиторов возможность подать иск в суд – это право, которое они могут реализовать по своему желанию. Для руководителей – это прямая обязанность, способная помочь убыточному предприятию выйти из долговой ямы, найти скрытые ресурсы, восстановить платежеспособность.

  • Скачать образец иска от конкурсного кредитора;
  • Скачать образец заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом.

Руководство фирмы обязано инициировать процедуру самостоятельно:

  • если юридическое лицо не располагает достаточными финансовыми ресурсами для покрытия долгов перед кредиторами;
  • если при начале ликвидации убыточного бизнес-проекта обнаружены признаки несостоятельности юридического лица.

При последнем варианте руководителю (или уполномоченному представителю от лица учредителей) необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд не более чем через 30 календарных дней после выявления подобных фактов. Зачастую это происходит после независимой аудиторской проверки или на основании полученных годовых отчетов с неутешительной статистикой.

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Основные этапы банкротства – цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62—75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения.

Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.

Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта.

По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж.

Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76—92 Закона № 127-ФЗ.

Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.

Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93—123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника.

Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании.

План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

  Банкротство предприятия: понятие, признаки и цели

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев.

Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет.

Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124—149) и означает неизбежность банкротства бизнеса.

По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства – максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах.

Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает.

Читайте также:  Как оформить вахтовика заключение трудового договора

Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.

Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям.

Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица – заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

Скрытая стадия

Кроме основных стадий, существует также скрытая стадия банкротства. Главная ее особенность – это начало незаметного снижения номинальной «цены» предприятия.

Такое может происходить, даже когда налаживание специального учета еще не произошло. Причиной начала скрытой стадии банкротства юр или физ лица являются отчетливые неблагоприятные внутренние и внешние виды тенденций для предприятия.

К внутренним причинам могут относиться такие, как снижение качества решений управленческого персонала. Самый удачный пример внешних тенденций – ухудшение условий для предпринимательства и ведения дела для данного юр лица или физического лица.

  Закон о банкротстве: содержание, что регламентирует

Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к началу скрытой стадии дела могут привести многие виды факторов.

Самыми распространенными являются следующие:

  • возрастание долгового объема, которое невозможно проконтролировать;
  • резкое снижение или полное отсутствие спроса на те или иные виды продукции;
  • качественное снижение показателей дебиторской задолженности;
  • расширение объема затрат организации.

Стоимость процедуры банкротства юридического лица

На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2019 году, были определены расходы на подачу документов в сумме:

  • 6000 рублей на государственную пошлину;
  • От 30 000 за услуги внешнего управляющего.

Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство.

Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения.

Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.

В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства

Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:

  • компания фактически не осуществляет свою деятельность;
  • руководить организации находится в неустановленном месте;
  • у юридического лица существует задолженность.

Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Это интересно!
Согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в Санкт-Петербурге насчитывается более 1000 юридических лиц со статусом «ликвидируемый должник» и более 280 лиц, подпадающих под категорию «отсутствующий должник»[4].

Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.

Последствия банкротства юридического лица

После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица.

Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив.

На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:

  • Прекращаются все начисления штрафов и пени;
  • Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
  • Штат сотрудников полностью распускается.

Также производится окончательное списание оставшихся долгов и займов, если денежных средств от продажи конкурсной массы не хватило для полного расчета.

Последствия признания несостоятельности юр. лица

После окончания всех судебных процедур собственники могут свободно заниматься любыми видами деятельности, открывать фирмы и реализовывать бизнес-проекты. Они теряют лишь сумму инвестиций при открытии предыдущего предприятия и не отвечают своим личным имуществом по его долгам.

Иногда в ходе судебных разбирательств или анализа финансового состояния могут быть выявлены факты намеренного доведения до убыточности. Тогда бывшие руководители и главный бухгалтер могут понести наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Заключение

Проведение процедуры банкротства является сложным, многоэтапным процессом, требующим специальных знаний и подготовки. Если финансовое положение фирмы затруднительное, и период кризиса затянулся, то стоит подумать о начале процедуры банкротства.

Процедура банкротства : наблюдение — Стороженко и Партнеры

С момента объявления о банкротстве до окончательной ликвидации неплатежеспособного субъекта выполняется ряд действий, предусмотренных законодательством.

Одним из этапов является обязательная процедура наблюдения.

Основной ее задачей определено установление истинной финансовой ситуации, сохранение активов (в том числе основных средств) с последующей возможностью возобновления полноценного функционирования.

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения

Процедура банкротства : наблюдение

Вначале процедура наблюдения закрепляется решением Арбитражного суда при рассмотрении легитимности требований кредитора к контрагенту – дебитору. Законодательно не оговорен четкий срок этого этапа, но он должен быть во временных рамках, отведенных на банкротство – 7 месяцев.

Процедура наблюдения состоит из нескольких основных шагов, которые предпринимает временный управляющий, назначенный арбитражным судьей:

  1. Обнародование информации о начале действий в общедоступном печатном издании – газете «Коммерсант» , а также портале ЕФРСБ с обязательным уведомлением об этом судебного органа, руководства неплатежеспособного предприятия, кредиторов, обслуживающих банков, фискальных органов и внебюджетных фондов;
  2. Проведение анализа финансового положения должника на основе первичных бухгалтерских документов, формирование заключений и рекомендаций относительно последующего течения процесса банкротства;
  3. Определение перечня кредиторов с указанием финансовых требований, выявление хозяйственных операций сомнительного содержания;
  4. Подготовка и проведение первого собрания кредиторов;
  5. Составление и передача в Арбитражный суд отчета с выводами.

Последствия введения ограничительных мер

Применение ограничений влечет за собой определенные статьей 63 Закона № 127 правовые последствия. К основным из них следует отнести:

  • Остановку всех активных принудительных взысканий и документов исполнительного производства с обязательным снятием наложенных ограничений (арестов);
  • Претензии по просроченным финансовым обязательствам принимаются только в правовом поле вышеназванного закона;

Блокируется выплата дивидендов и прочих доходов, выделение доли активов по изменению состава учредителей, операции по купле – продаже акций.

В рамках особого статуса запрещено осуществление хозяйственных операций без зафиксированного согласования управляющего, а также возможно наложение запрета на любые действия, связанные с изменением положения дебитора – реорганизация, слияние, регистрация филиалов или отделенных подразделений.

В то же время управляющий может инициировать в судебном порядке полное лишение руководителя должника всех его полномочий (статья 69). В таком случае, все функции, управление, ответственность переходит к руководителю, назначенному судом.

Временный управляющий

Ключевой фигурой процедуры наблюдения является временный управляющий, назначенный кредитором. Вся его деятельность направлена на максимально эффективное разрешение ситуации с учетом интересов обеих сторон. Статья 66 Закона № 127 наделяет управляющего широким спектром полномочий в рамках которых он может:

  • Лишить управляющих полномочий руководителей подведомственного предприятия;
  • Оспаривать наличие и размер предъявляемых кредиторами требований;
  • Самостоятельно инициировать аннулирование сомнительных операций в судебном порядке;
  • Обеспечивать посредством судебных решений невозможность изъятия какого-либо имущества должника представителями кредитора, исполнительной службой.
  • Также на управляющего возложен комплекс обязательных действий (статья 67): мониторинг состояния и перспективности оздоровления предприятия, ответственность за целостность имущества, создание перечня кредиторов, оформление отчета о проведенной работе и предоставление его в суд.
    Стоит отметить, что согласно статьи 65, управляющий может быть освобожден от обязанностей до окончания предельного срока их исполнения по собственному заявлению или же в следствии претензий со стороны участников процедуры.

Анализ финансового состояния

При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.

Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.

Читайте также:  Нюансы выдачи двух больничных листов одновременно. как производится оплата

Результатом проведенной работы является:

  • Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
  • Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
  • Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.

Что решает первое собрание кредиторов

Одной из финальных стадий мероприятия является собрание кредиторов, проводимое после систематизации их перечня и определения всех сумм задолженностей дебитора. Инициатором собрания является временный управляющий, который также может пригласить к диалогу представителей неплатежеспособной компании – руководителей, основателей, сотрудников…

Основной целью диалога является принятие решения о последующих шагах – будет должник подвергаться санации или же финансовому оздоровлению с четким определением сроков проведения соответствующих этапов. Главным аргументом в этом случае есть отчет управляющего об истинной ситуации субъекта — дебитора.

Обязательным пунктом в регламенте первого собрания есть выбор управляющего, который будет курировать проведение последующего этапа банкротства.

Статьей 73 ФЗ № 127 предусмотрена возможность создания комитета кредиторов с наделением его определенными правами, а также определение субъекта в качестве реестродержателя.

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения в 2023 году – Юридическая поддержка

Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).

В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.

https://www.youtube.com/watch?v=dMh3Fh8hwGM\u0026pp=ygWkAdCd0Y7QsNC90YHRiyDQv9GA0L7RhtC10LTRg9GA0Ysg0L3QsNCx0LvRjtC00LXQvdC40Y8g0L_RgNC4INCx0LDQvdC60YDQvtGC0YHRgtCy0LUg0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60L7Qs9C-INC70LjRhtCwINC4INC_0L7RgdC70LXQtNGB0YLQstC40Y8g0LXQtSDQstCy0LXQtNC10L3QuNGP

Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.

Это приводит к следующей стандартной ситуации.

Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.

Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.

Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.

То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.

Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?

Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.

Обеспечение сохранности имущества должника

В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.

Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.

Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.

В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.

Вот лишь некоторые – самые значимые из них.

(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).

Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.

В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).

Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).

Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).

Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.

(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).

(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.

Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица: особенности, сроки, последствия ее введения

Процедура признания компании финансово несостоятельной начинается с подачи заявления. Если суд признает заявление обоснованным, то он выносит постановление о введении наблюдения.

Какими правовыми нормами регулируется

Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.

В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.

Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.

Что такое наблюдение, и когда оно вводится арбитражным судом

После того как арбитражный суд принимает заявление, он выносит определение о принятии заявления и указывает в нем дату заседания, на котором подлежит рассмотрению вопрос обоснованности претензий к должнику (на основании положений п. 1-3 ст. 42 127-ФЗ).

Для инициации процесса признания финансовой несостоятельности юрлицо должно отвечать признакам банкротства: иметь просроченную задолженность перед кредиторами в сумме 300 тыс. р. и более и просрочку по обязательствам 90 дней и более. Если указанные критерии соблюдены, то заявить о банкротстве компании могут ее кредиторы и уполномоченные органы. Должник может обратиться с заявлением при меньшей сумме долга при наличии признаков недостаточности имущества.

По итогам первого заседания судья может принять определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдательной процедуры по п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 127-ФЗ.

Решение о применении наблюдательного этапа по отношению к должнику, вынесенное арбитражным судом, содержит указание на следующее:

  1. Продолжительность процедуры с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.
  2. Кандидатуру арбитражного управляющего.
  3. Источники финансирования вознаграждения управляющего.
  4. Целесообразность инициирования банкротства из-за правомерности требований кредиторов.

При вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения оно подлежит незамедлительному исполнению по нормам п. 4 ст. 49 127-ФЗ.

Процедура наблюдения – один из этапов банкротства юридического лица, который можно рассматривать как подготовительную стадию в проведении самой процедуры. Данная процедура позволяет выявить скрытые резервы предприятия для восстановления его платежеспособности.

Несмотря на предварительный характер, наблюдение является обязательной процедурой в процессе банкротства. В этом ее отличие, например, от финансового оздоровления или внешнего управления, которые вовсе можно не вводить при банкротстве. Процесс далеко не всегда доходит до стадии конкурсного производства или заканчивается примирением сторон в рамках мирового соглашения.

Цели введения

Наблюдение как этап банкротства имеет следующие целевые задачи:

  1. Сохранить статус компании как самостоятельного экономического субъекта, чтобы она смогла продолжить работу на рынке и рассчитаться с кредиторами по долгам.
  2. Ответить на вопрос, обладает ли должник резервами для восстановления финансовой динамики, или он подлежит ликвидации.
Читайте также:  Как сиротам получить жилье от государства

Процедура наблюдения применяется по отношению к юридическому лицу для решения следующих задач:

  1. Обеспечение сохранности имущества должника.
  2. Проведение анализа финансового состояния компании.
  3. Подготовка реестра требований кредиторов.
  4. Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.

На основании ст. 74 127-ФЗ первое собрание кредиторов должно принять важнейшие решения относительно будущей судьбы должника. Это могут быть решения:

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • о признании компании банкротом и открытии конкурсного производства;
  • о подписании мирового соглашения по ст. 151 127-ФЗ.

Таким образом, признание компании-должника банкротом является одним из вариантов развития процесса.

Вполне вероятно, что компания сможет восстановить платежеспособность на этапах внешнего наблюдения и финансового оздоровления. В этих случаях до банкротства дело не дойдет.

Постановление КС РФ от 2001 года №4-П указывает на такое важное предназначение процедуры наблюдения, как предупреждение злоупотребления правами со стороны должника или его кредиторов.

Между тем нередко можно встретить позицию юристов о неэффективности процедуры наблюдения из-за увеличения временных затрат и стоимости процесса банкротства компании. Ссылаясь на подобные аргументы, они считают целесообразным упразднение этого этапа банкротства.

Временный управляющий и его обязанности

Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:

  1. Направление в арбитражный суд требования о признании недействительности сделок, которые нарушили имущественные права кредиторов (в частности, безвозмездные операции по передаче основных средств должника в пользу других юрлиц или гражданско-правовые договоры, которые были подписаны на нерыночных условиях).
  2. Выявление требований кредиторов и их оспаривание, в частности, из-за их необоснованности или по причине пропуска месячного срока.
  3. Уведомление всех выявленных кредиторов о введении в отношении юрлица процесса наблюдения.
  4. Ведение реестра требований кредиторов с указанием на сумму задолженности перед каждым кредитором, его доли в общем объеме требований (если не было принято решение о передаче данных полномочий к реестродержателю, либо подобная передача является по закону обязательным условием).
  5. Участие в заседаниях арбитражного суда.
  6. Принятие комплекса мер для обеспечения сохранности имущества должника, которое в дальнейшем может быть направлено на погашение требований кредиторов.
  7. Получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании и анализ указанных данных.
  8. Ходатайство об устранении руководства должника от занимаемых должностей.
  9. Созыв и проведение собрания кредиторов.
  10. Предоставление суду отчетности по установленной форме, включая протоколы собрания кредиторов и все приложения. В отчетности по результатам анализа финансовой документации должника управляющий обязан указать на выявленные факты преднамеренного или фиктивного банкротства.
  11. Обоснование возможности восстановления нормального платежного баланса и необходимости введения реабилитационных этапов банкротства.

Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.

Этапы проведения

Процедура наблюдения предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Арбитражный суд выносит определение о старте этапа наблюдения.
  2. На должность назначается временный управляющий.
  3. Управляющий публикует сообщения о начале процедуры в газете «Коммерсант» и ЕФРСБ.
  4. В обязанности управляющего входит также оповещение всех кредиторов должника.
  5. Контрагенты в указанные в извещении сроки могут заявить о своих требованиях к должнику. На подачу заявления о включении в реестр у них будет месяц с момента введения наблюдения. Кредиторы, которые не успели заявить о своих требованиях в положенные законом сроки, могут подать их на других этапах банкротства, но права на участие в первом собрании кредиторов они лишаются.
  6. Судом выносится определение о включении претензий кредиторов в реестр, если он сочтет их обоснованными.
  7. Помимо контрагентов, о банкротстве управляющему предстоит уведомить банки, в которых у должника открыт расчетный счет, налоговую инспекцию, судебных приставов и прочие инстанции, осуществляющие контроль над деятельностью должника.
  8. Погашаются требования по обязательным платежам.
  9. Проводится первое кредиторское собрание

Процедура наблюдения в банкротстве — начало, которое определяет результат // Стратегия кредиторов в борьбе за активы

Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве  носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию  решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).

В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника. 

Полномочия корпоративных органов  в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же  вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.

Это приводит к  следующей стандартной ситуации.

Должник продолжает  хозяйственную деятельность, однако цель ее  сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к  выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.

Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы  включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.

Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем  – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и  полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.

То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.

Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?

Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.

Обеспечение сохранности имущества должника

В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.

   Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.

 Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой —  бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.

В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.

Вот лишь некоторые – самые значимые из них.

(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).

  Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.

В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации  (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).

Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).

Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая  обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).

Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже  механизмы его защиты. 

(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).  

             (в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.

Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например,  если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).  

Adblock
detector