Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения
К землям сельскохозяйственного назначения относятся находящиеся за пределами населенных пунктов территории, пригодные для ведения фермерской и садово-огородной деятельности.
С целью обеспечения граждан необходимыми площадями для создания и расширения подсобных хозяйств, разведения птиц и домашних животных, заготовки сена, выращивания растений создаются земельные фонды, в которые включаются приобретаемые государственными органами территории с целью их последующего перераспределения.
Процедура предоставления земли
Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. «Классификатором…» Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:
- Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
- главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
- ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.
Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.
Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.
Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:
- Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
- Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
- Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
- Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).
При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.
Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:
- заявка претендента;
- копия удостоверения личности (для юридического лица — заверенные копии регистрационных бумаг);
- соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.
Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.
Порядок бесплатного получения земли
На безвозмездное предоставление вправе рассчитывать:
- работники муниципальных образований (врачи, учителя), трудоустроенные по федеральным программам о переселении специалистов в сельскую местность;
- многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
- лица, получившие землю в рамках проекта развития Дальнего Востока;
- члены организаций (садоводческих, религиозных), отвечающие указанным в законе требованиям;
- прочие категории граждан, перечисленные в ст.39.5 ЗК РФ.
Допускается бесплатное получение участка одним гражданином единственный раз в жизни. Площадь зависит от категории льготников и составляет 4-25 соток.
Критерии, предъявляемые к кандидатам на льготное получение земли, различаются в субъектах РФ. В общем случае перечень требований следующий:
- проживание в регионе не менее 5 лет, оформленная постоянная регистрация;
- отнесение граждан к нуждающейся категории и документально подтвержденное право на льготы;
- наличие гражданства РФ.
Причины для отказа в предоставлении
Причины возможного отказа в предоставлении земельной территории:
- недостоверность указанных заявителем сведений;
- несоответствие предъявленных документов действующему законодательству;
- несоблюдение правил оформления необходимых бумаг;
- нехватка земли в регионе;
- для льготных категорий – отсутствие доказательств права бесплатного получения участка, наличие другой земли в собственности.
Использование участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, допускается только в соответствии с разрешенными целями и с соблюдением лесного, водного и градостроительного законодательства (ст.47 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.). Нарушение гражданами пожарных и санитарных норм в процессе садово-огородной деятельности влечет наказание согласно КоАП РФ.
Запрещается образовывать для предоставления гражданам участки из искусственно орошаемых или осушаемых земель по размеру меньших, чем установленные законодательными актами нормативы для территорий подобного рода. Порядок получения площадей для использования в сельскохозяйственных целях может определяться, помимо перечисленных выше законов, постановлениями местных органов самоуправления.
Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду. Как подготовиться
До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2023 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены. При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.
В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.
Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов
Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
С 1 января 2023 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:
- сдавать арендованный участок в субаренду;
- передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
- передавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
- использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2023 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.
Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу.
Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.
Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст. 22 ЗК).
Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов
В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов.
В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.
Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).
Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.
Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.
Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов
Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2023 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.
Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2023 года
Будете по-новому определять земельные доли
С 1 марта 2023 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.
Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия
Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения ст. 7 ЗК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,
-
- находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
- предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства.
Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г.
N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.
Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
-
- для ведения сельскохозяйственного производства,
- для создания защитных лесных насаждений,
- для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
- для целей аквакультуры (рыбоводства).
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
- некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:
-
- Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
- Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
- Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
https://www.youtube.com/watch?v=XeCpARfoAco\u0026pp=ygWPAdCf0L7RgNGP0LTQvtC6INC_0YDQtdC00L7RgdGC0LDQstC70LXQvdC40Y8g0LfQtdC80LXQu9GM0L3Ri9GFINGD0YfQsNGB0YLQutC-0LIg0YHQtdC70YzRgdC60L7RhdC-0LfRj9C50YHRgtCy0LXQvdC90L7Qs9C-INC90LDQt9C90LDRh9C10L3QuNGP
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:
Федеральный закон от 24 июля 2002 г.
N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Ст. 10 закона устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации..
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:
-
- перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
- осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
- создания и расширения личных подсобных хозяйств,
- ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут
-
- передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
- предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 6 ФЗ).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если
-
- земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
- в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.
Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
Для создания
фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности могут предоставляться
и приобретаться земельные участки из
земель сельскохозяйственного назначения
(ст. 11 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).
В составе земель
сельскохозяйственного назначения
выделяются сельскохозяйственные угодья
(пашня, сенокосы, пастбища, залежь,
виноградники и другие многолетние
насаждения) и несельскохозяйственные
угодья (внутрихозяйственные дороги,
полезащитные лесополосы, которые не
входят в земли лесного фонда сельские
леса и древесно-кустарниковая
растительность, замкнутые водоемы, не
входящие в земли водного фонда, земли,
находящиеся под зданиями, строениями
и сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной
продукции, а также неудобные земли в
виде оврагов, песков, солончаков, болот
и т. п.). Для строительства зданий, строений
и сооружений, необходимых для осуществления
деятельности фермерского хозяйства,
могут предоставляться и приобретаться
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения и
земель иных категорий (п. 2 ст. 11 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли
в РФ по целевому назначению подразделяются
на 7 категорий:
-
1) земли
сельскохозяйственного назначения; - 2) земли поселений;
-
3) земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для
обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения; -
4) земли особо
охраняемых территорий и объектов; -
5) земли лесного
фонда; -
6) земли водного
фонда; - 7) земли запаса.
-
Земельные участки,
предоставляемые и приобретаемые для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности,
формируются в соответствии с земельным
законодательством РФ.
В ст. 12 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»
указан порядок предоставления земельных
участков из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности.
Граждане, которые
заинтересованы в предоставлении им
земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности, подают
в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
заявления,
в которых должны быть указаны
(ч. 1 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»):
-
1) цель использования
земельных участков (создание, осуществление
деятельности фермерского хозяйства,
его расширение); -
2) испрашиваемое
право на предоставляемые земельные
участки (в собственность или аренду); -
3) условия
предоставления земельных участков в
собственность (за плату или бесплатно); -
4) срок аренды
земельных участков; -
1) обоснование
размеров предоставляемых земельных
участков (число членов фермерского
хозяйства, виды деятельности фермерского
хозяйства); -
2) предполагаемое
местоположение земельных участков.
К заявлению
прилагается соглашение, заключенное
между членами фермерского хозяйства в
соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве».
Орган местного
самоуправления или по его поручению
соответствующая землеустроительная
организация на основании заявления,
указанного в п. 1 ст. 4 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»,
или обращения исполнительного органа
государственной власти с учетом
зонирования территорий в течение месяца
обеспечивает изготовление проекта
границ земельного участка и утверждает
его.
Исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления в течение 14
дней принимает решение о предоставлении
испрашиваемого земельного участка в
собственность за плату или бесплатно
либо в аренду с приложением проекта его
границ (ч. 4 ст. 12 ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»).
Договор купли-продажи
или аренды земельного участка для
создания, осуществления деятельности
или расширения фермерского хозяйства
заключается в течение 7 дней после
представления заявителем кадастровой
карты (плана) земельного участка в
исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
(ч. 5 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).
Решение исполнительного
органа государственной власти или
органа местного самоуправления об
отказе в предоставлении земельного
участка для создания фермерского
хозяйства и осуществления его деятельности
может быть оспорено в судебном порядке
(ч. 6 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).
Минимальные размеры
земельных участков не устанавливаются
для фермерских хозяйств, основной
деятельностью которых является
садоводство, овощеводство защищенного
грунта, цветоводство, виноградарство,
семеноводство, птицеводство, пчеловодство,
рыбоводство или другая деятельность в
целях производства сельскохозяйственной
продукции по технологии, допускающей
использование земельных участков,
размеры которых меньше минимальных
размеров земельных участков, установленных
законами субъектов РФ (ч. 7 ст. 12 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Муниципальная земля и участки с/х назначения для фермерства, сельхозпроизводства и ведения ЛПХ
Сельскохозяйственная земля находится за пределами населённого пункта. Одна её часть, в виде используемых участков, принадлежит гражданам и юридическим лицам. Другая, ничем не занятая и свободная (целинная) и с подготовленными земельными участками, – государству или конкретному муниципалитету, то есть относится к публичной собственности.
Владельцами (субъектами права) публичных земель СХН являются публично-общественные образования:
- государство в целом
- субъект РФ (в лице его органа исполнительной власти)
- отдельный муниципалитет
Государство и муниципалитет, как собственники своего земельного имущества, обладают правом распоряжения публичной землёй. В числе распорядительных полномочий – предоставление ЗУ из земель с/х назначения гражданам и юридическим лицам.
2. Предоставление ЗУ СХН – суть задачи, порядок решения
Передача (предоставление) земли или участка с/х назначения – задача с универсальными способами решения.
Муниципальные/государственные земли СХН передаются частным лицам, компаниям, организациям:
- в собственность
- в аренду
- в безвозмездное срочное пользование (статья 39.10 ЗК РФ):
- гражданам – для ведения ЛПХ для производства с/х продукции без права возведения на нем зданий и строений на срок не более чем 6 лет
- гражданам – для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем 6 лет
- гражданам – в целях осуществления с/х деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем 5 лет
- гражданам и юридическим лицам – для с/х использования охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающих строительства зданий, сооружений, если такие ЗУ включены в утвержденный в установленном Правительством РФ порядке перечень ЗУ, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем 5 лет
Порядок передачи каждого конкретного участка будущему правообладателю происходит в следующих процедурных вариантах:
- открытые торги по полностью сформированному наделу
- победитель приобретает право на заключение договора аренды участка
- ЗУ остаётся в публичной собственности
- заявитель (победитель) становится арендатором ЗУ – после заключения и регистрации договора
- заключение договора безвозмездного пользования участком (без проведения торгов):
- ЗУ остаётся в собственности муниципалитета
- заявитель становится пользователем ЗУ – после заключения и регистрации договора
- выкуп изначально неоформленного ЗУ по заявлению претендента (без проведения торгов) – участок перейдёт в собственность после выполнения за счёт заявителя следующего цикла работ:
- межевание
- согласование результатов межевания с собственником земли
- постановка участка на кадастровый учёт
- регистрация ЗУ
- заключение договора купли /продажи ЗУ с собственником земли
- расчёт с собственником ЗУ (оплата стоимости участка)
Для получения участка СХН заинтересованному лицу необходимо обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации МО:
- подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка:
- в аренду
- в собственность за плату
- в безвозмездное пользование
- указать в заявлении наименование вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с наименованием по Классификатору ВРИ ЗУ (Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412)
К заявлению нужно приложить документы:
- схема расположения ЗУ на кадастровом плане территории
- документ, подтверждающий личность заявителя
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя,
- если с заявлением обращается представитель заявителя
- соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства – при заявлении на предоставление ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности КФХ
- если фермерское хозяйство создано несколькими гражданами
КУМИ обеспечит публикацию извещения о предоставлении ЗУ для целей, указанных в заявлении, – в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления заявления.
3. Требования к предоставляемым публичным участкам сельхозназначения
Участки СХН от государства и муниципалитета должны соответствовать общим требованиям к ним как к объектам права собственности (пункт 3 статьи 6 ЗК РФ):
- иметь установленные и зарегистрированные границы
- обладать месторасположением, определённым при межевании, или точным адресом
- быть постановленными на государственный кадастровый учёт
Предельные (максимальные и минимальные) размеры публичных ЗУ, предоставляемых гражданам в собственность, устанавливаются:
- ГрК РФ (статья 38):
- введение предельных параметров ЗУ в градостроительные регламенты
- градрегламенты для соответствующей территории (территориальной зоны) включаются в ПЗЗ (правила землепользования и застройки)
- ЗК РФ (статья 11.9)
- региональным законом
- распоряжением местной администрации
Площадь участка, образуемого при межевании из публичной земли, на котором предусматривается:
- ведение личного подсобного (ЛПХ)
- осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ) своей деятельности
- занятие с/х производством
не должна нарушать требование градостроительного регламента – быть меньше допустимой минимальной площади или превышать её максимальную величину. Несоблюдение предельных размеров участка, установленных градостроительным регламентом в ПЗЗ, повлечёт невозможность его постановки на кадастровый учёт.
Установление пределов по размерам ЗУ зависит:
- от наличия в соответствующем регионе достаточного количества свободных земель
- от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
- от востребованности земель в сельскохозяйственных и личных подсобных целях
- от численности и плотности населения
- от направлений и перспектив использования земель
ЗУ для КФХ
Пример – Ленинградская область:
областным законом №118-оз от 13.11.2015 установлены следующие предельные размеры ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
- минимальный предельный размер ЗУ для КФХ – 1 га
- максимальный предельный размер ЗУ для КФХ – 100 га
ЗУ для ЛПХ
Полевой участок под ЛПХ, расположенный за чертой поселения, используется исключительно для производства с/х продукции – без права возведения на нём зданий и строений.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры ЗУ, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения ЛПХ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» № 112 от 07.07 2003).
- К примеру, минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель СХН на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара (статья 3 областного закона № 107- оз).
- Источник сведений о предельных размерах ЗУ СХН
- Узнать предельные размеры, допускаемые при формировании ЗУ сельхозназначения, можно на официальном сайте местной администрации (пример) – в разделах:
- Формированием публичных земельных участков с/х назначения, подлежащих предоставлению, занимаются как сами собственники, так и претенденты на получение земельных наделов.
Участки, подготовленные государством и муниципалитетом, выставляются на торги на заключение договора на право аренды с победителем, а те, что сформированы претендентами, выкупаются ими в собственность (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ).
4. Источники информации о сформированных участках и списках свободных земель сельхозназначения
4.1. Официальные сайты администраций
Информацию о подготовленных для торгов муниципальных участках СХН и свободных землях с/х назначения можно найти на официальных сайтах администраций поселений и администраций субъектов РФ (пример).
На ресурсах в обязательном порядке излагается Порядок предоставления земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Всегда есть возможность скачать бланк заявления установленной формы.
4.2. Публичная кадастровая карта
Исходные сведения о свободной земле, из состава которой нужно выделить ЗУ СХН и далее оформить его в собственность, можно получить, используя, например, такой информационный ресурс, как публичная кадастровая карта (ПКК), разработанный Федеральной службой государственной картографии, реестра и кадастра:
Этот онлайн-сервис предназначен непосредственно для ознакомления с данными ГКН (государственного кадастра недвижимости).
4.3. Сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Перечень земельных участков СХН, предназначенных для вовлечения в хозяйственный оборот в субъектах Российской Федерации представлен и регулярно обновляется на официальном сайте Росимущества.
4.4. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
Навигатором в поиске свободной земельной территории могут стать материалы государственного фонда данных территориального отдела Управления Росреестра – единственного держателя фонда сведений муниципального землеустройства.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), утверждён приказом Минэкономразвития России № 376 от 14.11.2006).
Предоставление материалов фонда – государственная услуга. Действует административный регламент:
- услугу оказывают:
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) – федеральный орган исполнительной власти
- территориальные органы – Управления Роснедвижимости по субъектам РФ (Управления)
- территориальные отделы Управления (подразделения)
- вид услуги – предоставление заинтересованным лицам бесплатно:
- сведений о документах
- выписок
- выкопировок
- оригиналов документов для ознакомления
- копий документов, заверенных надлежащим образом
- основание для предоставления материалов – заявление от заинтересованного лица
ГФДЗ – это чрезвычайно обширный архив первоначальных документов на земельные участки, всей землеустроительной документации, геодезической и картографической продукции, изготавленной при проведении землеустройства.
Землеустроительная документация, включённая в ГФДЗ, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Это документы постоянного хранения.
Информация, содержащаяся в ГФДЗ, открытая и общедоступная. Исключением являются сведения, отнесённые законодательством РФ к категории ограниченного доступа.
Основную часть ГФДЗ составляют уникальные материалы:
- информация о состоянии и использовании земель
- информация об обеспечения рационального использования земель и их охраны
- материалы по установлению границ населённых пунктов
- карты (планы) границ населённых пунктов
- описание границ
- планы границ территориальных зон и данные о внесении сведений о таких границах в ЕГРН
- дела по отводу земельных участков садоводческим товариществам
- дела по отводу ЗУ юридическим и физическим лицам для различных целей
- материалы по перерегистрации земель в коллективных садах
- проекты перераспределения земель с/х предприятий:
- это единственные документы, подтверждающие наделение граждан земельными долями
- землеустроительные дела, изготовленные до 2008 года, в отношении земельных участков физических и юридических лиц, садоводческих и дачных товариществ:
- копии правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на ЗУ
- акт согласования границ ЗУ со смежными землепользователями
- план (чертёж) границ ЗУ
- каталог координат точек границы ЗУ
- дела по передаче земель в ведение сельских Советов
- материалы инвентаризации земель населённых пунктов
- материалы инвентаризации земель СХН
- материалы почвенных, геоботанических обследований
- материалы оценки качества земель
- планово-картографические материалы различных масштабов
- информация по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства
- проекты внутрихозяйственного землеустройства
- проекты рекультивации нарушенных земель
- материалы государственного мониторинга земель:
- в том числе отчёты «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» по регионам и районам
Документы из ГФДЗ могут получить:
- органы государственной власти
- органы местного самоуправления
- юридические лица
- граждане
Документы фонда данных землеустройства используются:
- органами госвласти и органами местного самоуправления:
- в деятельности по планировке территорий муниципальных образований и населенных пунктов
- при принятии решений о предоставлении земельных участков
- при осуществления мероприятий в рамках муниципального земельного надзора.
- кадастровыми инженерами:
- как исходные данные при проведении кадастровых работ по установлению границ ЗУ
- при проведении кадастровых работ по установлению границ объектов землеустройства
- при уточнении границ ЗУ (когда местоположение границ необходимо подтвердить из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ ЗУ при его образовании)
- для определения местоположения границ ЗУ при выполнении комплексных кадастровых работ
- гражданами и юридическими лицами:
- материалы инвентаризации земель населённых пунктов, к примеру, позволяют гражданам в настоящее время оформить права на используемые ими ЗУ в силу приобретательной давности
- сведения о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям могут стать «нитью Ариадны», которая приведёт к удачному финишу в поиске ЗУ для фермерства или ведения ЛПХ
Для получения документов из ГФДЗ необходимо обратиться с заявление в областное Управление Росреестра или в его территориальное подразделение, расположенное в муниципальном районе.
Способы подачи заявления на предоставление материалов ГФДЗ
- получить информацию о порядке обращения в формате onlin и скачать бланк заявления на официальном сайте Росреестра:
- сделать обращение в личном порядке, подготовив документы:
- заявление установленной формы (приложение №3 административного регламента № 376)
- документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица
- документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя
- в случае если заявитель действует по доверенности от имени заинтересованного лица, – доверенность
- отправить обращение по почте с вложением документов:
- только заявление
- в заявлении должен быть указан адрес получателя копий материалов ГФДЗ – если материалы землеустройства носят открытый, общедоступный характер
Для получения информации ограниченного доступа заинтересованные лица представляют:
- заявление
- оригинал документа (или его копию, удостоверенную нотариально), дающего право на получение документов из ГФДЗ ограниченного доступа
Документы ограниченного доступа по почте не предоставляются.
Оригиналы материалов ГФДЗ предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФДЗ отдела.
Консультационные услуги
Смотреть раздел «Тарифы»
Полезно знать
- Надстройка этажей здания – вид реконструкции. Алгоритм подготовки документации для возведения надстройки – здесь
- Как садовый дом перевести в жилую недвижимость – читать здесь
- Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
- Строительство частного дома в охранной зоне ЛЭП – только при решении о согласовании с сетевой организацией – здесь
- Законопроект о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года – здесь
- Сельский туризм: новое эффективное направление фермерства – 2022 – читать здесь
- О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
- Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – здесь
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- С положениями «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
- О практической полезности кадастрового плана территории (КПТ) – здесь
- Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
Заявка на юридическую консультацию →