Сроки и порядки

Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся находящиеся за пределами населенных пунктов территории, пригодные для ведения фермерской и садово-огородной деятельности.

С целью обеспечения граждан необходимыми площадями для создания и расширения подсобных хозяйств, разведения птиц и домашних животных, заготовки сена, выращивания растений создаются земельные фонды, в которые включаются приобретаемые государственными органами территории с целью их последующего перераспределения.

Процедура предоставления земли

Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. «Классификатором…» Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:

  • Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
  • главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
  • ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.

Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.

Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.

Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:

Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
  2. Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
  3. Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
  4. Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).

При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.

Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:

  • заявка претендента;
  • копия удостоверения личности (для юридического лица — заверенные копии регистрационных бумаг);
  • соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.

Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.

Порядок бесплатного получения земли

На безвозмездное предоставление вправе рассчитывать:

  • работники муниципальных образований (врачи, учителя), трудоустроенные по федеральным программам о переселении специалистов в сельскую местность;
  • многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
  • лица, получившие землю в рамках проекта развития Дальнего Востока;
  • члены организаций (садоводческих, религиозных), отвечающие указанным в законе требованиям;
  • прочие категории граждан, перечисленные в ст.39.5 ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

Допускается бесплатное получение участка одним гражданином единственный раз в жизни. Площадь зависит от категории льготников и составляет 4-25 соток.

Критерии, предъявляемые к кандидатам на льготное получение земли, различаются в субъектах РФ. В общем случае перечень требований следующий:

  • проживание в регионе не менее 5 лет, оформленная постоянная регистрация;
  • отнесение граждан к нуждающейся категории и документально подтвержденное право на льготы;
  • наличие гражданства РФ.

Причины для отказа в предоставлении

Причины возможного отказа в предоставлении земельной территории:

  • недостоверность указанных заявителем сведений;
  • несоответствие предъявленных документов действующему законодательству;
  • несоблюдение правил оформления необходимых бумаг;
  • нехватка земли в регионе;
  • для льготных категорий – отсутствие доказательств права бесплатного получения участка, наличие другой земли в собственности.

Использование участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, допускается только в соответствии с разрешенными целями и с соблюдением лесного, водного и градостроительного законодательства (ст.47 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.). Нарушение гражданами пожарных и санитарных норм в процессе садово-огородной деятельности влечет наказание согласно КоАП РФ.

Запрещается образовывать для предоставления гражданам участки из искусственно орошаемых или осушаемых земель по размеру меньших, чем установленные законодательными актами нормативы для территорий подобного рода. Порядок получения площадей для использования в сельскохозяйственных целях может определяться, помимо перечисленных выше законов, постановлениями местных органов самоуправления.

Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду. Как подготовиться

До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2023 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены. При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.

В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.

Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов

Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

С 1 января 2023 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:

  • сдавать арендованный участок в субаренду;
  • передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
  • использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2023 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.

Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу.

Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.

Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст. 22 ЗК).

Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов

В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов.

В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.

Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).

Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.

Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.

Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов

Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2023 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.

Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2023 года

Будете по-новому определять земельные доли

С 1 марта 2023 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.

Статья 78 Земельного кодекса. Использование земель сельскохозяйственного назначения

  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • казачьими обществами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Читайте также:  Каковы цена и срок действия межевого плана земельного участка

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

3.

Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

1. Пункт первый комментируемой статьи называет основные направления использования сельскохозяйственных земель и категории граждан и юридических лиц, которые используют данные земли в указанных целях. Однако, на наш взгляд, приводимый перечень субъектов прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не является исчерпывающим.

Прежде всего, что касается юридических лиц, то в абз. 3 указано, что земли сельскохозяйственного назначения используются «иными коммерческими организациями», в абз. 4 — «некоммерческими организациями, в том числе…», таким образом, имеются в виду все возможные виды юридических лиц.

При этом данная статья не дает привязки к обязательной аграрной специализации организаций — т.е.

приобрести земельный участок для использования в сельскохозяйственных целях из земель сельскохозяйственного назначения могут не только организации, являющиеся аграрными по основному профилю деятельности (например, подсобные сельские производства имеют промышленные предприятия, лечебные и курортные организации и т.д.).

Единственное ограничение установлено на приобретение в собственность земельных участков из сельскохозяйственных земель юридическими лицами, в уставном или складочном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, — в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения они пользуются такими участками только на праве аренды.

Среди физических лиц в данной статье упомянуты только граждане. Однако и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды, на что указывает ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Основные направления использования сельскохозяйственных земель гражданами также перечислены в комментируемой статье: ведение фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводство и огородничество.

Участниками отношений по поводу земель сельскохозяйственного назначения выступают кроме граждан и юридических лиц также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Им могут принадлежать на праве собственности участки из земель сельскохозяйственного назначения, но в данной статье они не упоминаются, поскольку сами не используют такие земельные участки, а предоставляют для использования в сельскохозяйственных целях на том или ином праве (владение, пользование, аренда) гражданам и юридическим лицам. Особенности порядка предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В частности, п. 5 этой статьи определены субъекты предоставления земельных участков из таких земель в аренду без права выкупа.

2. Согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 г.

N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» такое хозяйство представляет собой объединение граждан (однако оно может быть создано и одним гражданином), связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, в котором фиксируются все важнейшие вопросы деятельности хозяйства, в том числе о признании одного из членов хозяйства главой фермерского хозяйства и о его полномочиях, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства и порядке владения, пользования и распоряжения им. Также членами фермерского хозяйства определяется перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства; обычно одним из таких объектов является и земельный участок.

Как правило, имущество фермерского хозяйства, и земельный участок в том числе, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, но по соглашению между ними имущество хозяйства может находиться в общей долевой собственности членов фермерского хозяйства (в этом случае доли каждого также устанавливаются соглашением).

В интересах фермерского хозяйства распоряжение его имуществом осуществляется главой фермерского хозяйства, т.е. если члены хозяйства решат продать часть своего земельного участка, сделку совершает без доверенности глава хозяйства.

Сделка считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Однако в соглашении может быть зафиксировано, что глава фермерского хозяйства не имеет права совершать сделки с земельным участком без согласия всех членов фермерского хозяйства.

При выходе одного из членов фермерского хозяйства из состава хозяйства земельный участок разделу не подлежит; вышедший имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности. В этом случае доли членов хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Раздел земельного участка крестьянского хозяйства производится только в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства, например в связи с выходом из него всех его членов.

В этом случае, если участок находился в общей долевой собственности, раздел производится в соответствии с долями участников по соглашению между ними; при общей совместной собственности на земельный участок необходимо для его раздела также определить долю каждого из участников.

В последнем случае, если соглашением членов крестьянского хозяйства не установлено иное, доли всех членов признаются равными.

Если между участниками долевой собственности не будет достигнуто соглашение о способе и условиях раздела земельного участка, например о том, кому конкретно на какой местности будет выделен какой участок в счет его доли, спор рассматривается в суде.

Каждый член крестьянского хозяйства может завещать причитающуюся ему долю земельного участка любому лицу. Однако, в соответствии со ст.

1179 ГК РФ, если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства.

В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство (ЛПХ), как его определяет Федеральный закон от 7 июля 2003 г.

N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Регистрации ЛПХ по Закону не требуется.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином — одним или совместно с членами его семьи, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения ЛПХ.

ЛПХ отличаются от фермерских хозяйств прежде всего размерами используемого земельного участка. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно (на любом праве — в собственности, пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) у гражданина, ведущего ЛПХ, устанавливается законом субъекта РФ.

Если у гражданина возникло право на участки, общий размер которых превышает максимально установленный, то в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» он обязан либо в течение года произвести отчуждение части этих участков, либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (или зарегистрировать фермерское хозяйство) со всеми вытекающими последствиями, в частности с уплатой соответствующих налогов.

Для ведения ЛПХ могут использоваться: земельный участок в границах населенного пункта — приусадебный земельный участок и земельный участок за пределами границ населенного пункта — полевой земельный участок.

При этом приусадебный земельный участок используется как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (без права возведения на нем зданий и строений).

Для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено несколько возможных форм организаций.

Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов.

В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве — находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

———————————

СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Граждане могут заниматься садоводством, огородничеством или дачным хозяйством на территории объединения и в индивидуальном порядке, т.е. не являясь членами объединения.

В этом случае они вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества, партнерства, кооператива.

В садоводческом, огородническом, дачном некоммерческом объединении любого типа имеются земли, составляющие имущество общего пользования, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам — членам некоммерческого объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам.

Читайте также:  Справка о доходах 2 ндфл

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлены особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков, которая может проводиться как самим объединением по решению общего собрания его членов, так и членами объединения в индивидуальном порядке.

3.

Основную по площади часть сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества полные и коммандитные, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основании ГК РФ, Федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) , от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 29 апреля 2008 г.) , от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 1 декабря 2007 г.) . Только о сельскохозяйственных кооперативах имеется специальный Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» .

———————————

СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 23.

СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1941.

СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Для создания
фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности могут предоставляться
и приобретаться земельные участки из
земель сельскохозяйственного назначения
(ст. 11 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).

В составе земель
сельскохозяйственного назначения
выделяются сельскохозяйственные угодья
(пашня, сенокосы, пастбища, залежь,
виноградники и другие многолетние
насаждения) и несельскохозяйственные
угодья (внутрихозяйственные дороги,
полезащитные лесополосы, которые не
входят в земли лесного фонда сельские
леса и древесно-кустарниковая
растительность, замкнутые водоемы, не
входящие в земли водного фонда, земли,
находящиеся под зданиями, строениями
и сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной
продукции, а также неудобные земли в
виде оврагов, песков, солончаков, болот
и т. п.). Для строительства зданий, строений
и сооружений, необходимых для осуществления
деятельности фермерского хозяйства,
могут предоставляться и приобретаться
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения и
земель иных категорий (п. 2 ст. 11 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли
в РФ по целевому назначению подразделяются
на 7 категорий:

  • 1) земли
    сельскохозяйственного назначения;
  • 2) земли поселений;
  • 3) земли промышленности,
    энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
    телевидения, информатики, земли для
    обеспечения космической деятельности,
    земли обороны, безопасности и земли
    иного специального назначения;
  • 4) земли особо
    охраняемых территорий и объектов;
  • 5) земли лесного
    фонда;
  • 6) земли водного
    фонда;
  • 7) земли запаса.
  • Земельные участки,
    предоставляемые и приобретаемые для
    создания фермерского хозяйства и
    осуществления его деятельности,
    формируются в соответствии с земельным
    законодательством РФ.

В ст. 12 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»
указан порядок предоставления земельных
участков из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности.

Граждане, которые
заинтересованы в предоставлении им
земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности, подают
в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
заявления,
в которых должны быть указаны

(ч. 1 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»):

  1. 1) цель использования
    земельных участков (создание, осуществление
    деятельности фермерского хозяйства,
    его расширение);
  2. 2) испрашиваемое
    право на предоставляемые земельные
    участки (в собственность или аренду);
  3. 3) условия
    предоставления земельных участков в
    собственность (за плату или бесплатно);
  4. 4) срок аренды
    земельных участков;
  5. 1) обоснование
    размеров предоставляемых земельных
    участков (число членов фермерского
    хозяйства, виды деятельности фермерского
    хозяйства);
  6. 2) предполагаемое
    местоположение земельных участков.

К заявлению
прилагается соглашение, заключенное
между членами фермерского хозяйства в
соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве».

Орган местного
самоуправления или по его поручению
соответствующая землеустроительная
организация на основании заявления,
указанного в п. 1 ст. 4 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»,
или обращения исполнительного органа
государственной власти с учетом
зонирования территорий в течение месяца
обеспечивает изготовление проекта
границ земельного участка и утверждает
его.

Исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления в течение 14
дней принимает решение о предоставлении
испрашиваемого земельного участка в
собственность за плату или бесплатно
либо в аренду с приложением проекта его
границ (ч. 4 ст. 12 ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»).

Договор купли-продажи
или аренды земельного участка для
создания, осуществления деятельности
или расширения фермерского хозяйства
заключается в течение 7 дней после
представления заявителем кадастровой
карты (плана) земельного участка в
исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
(ч. 5 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).

Решение исполнительного
органа государственной власти или
органа местного самоуправления об
отказе в предоставлении земельного
участка для создания фермерского
хозяйства и осуществления его деятельности
может быть оспорено в судебном порядке
(ч. 6 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»).

Минимальные размеры
земельных участков не устанавливаются
для фермерских хозяйств, основной
деятельностью которых является
садоводство, овощеводство защищенного
грунта, цветоводство, виноградарство,
семеноводство, птицеводство, пчеловодство,
рыбоводство или другая деятельность в
целях производства сельскохозяйственной
продукции по технологии, допускающей
использование земельных участков,
размеры которых меньше минимальных
размеров земельных участков, установленных
законами субъектов РФ (ч. 7 ст. 12 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Муниципальная земля и участки с/х назначения для фермерства, сельхозпроизводства и ведения ЛПХ

Сельскохозяйственная земля находится за пределами населённого пункта. Одна её часть, в виде используемых участков, принадлежит гражданам и юридическим лицам. Другая, ничем не занятая и свободная (целинная) и с подготовленными земельными участками, – государству или конкретному муниципалитету, то есть относится к публичной собственности.

Владельцами (субъектами права) публичных земель СХН являются публично-общественные образования:

  • государство в целом
  • субъект РФ (в лице его органа исполнительной власти)
  • отдельный муниципалитет 

Государство и муниципалитет, как собственники своего земельного имущества, обладают правом распоряжения публичной землёй. В числе распорядительных полномочий – предоставление ЗУ из земель с/х назначения гражданам и юридическим лицам.

2. Предоставление ЗУ СХН – суть задачи, порядок решения

Передача (предоставление) земли или участка с/х назначения – задача с универсальными способами решения.

Муниципальные/государственные земли СХН передаются частным лицам, компаниям, организациям:

  • в собственность
  • в аренду
  • в безвозмездное срочное пользование (статья 39.10 ЗК РФ):
    • гражданам – для ведения ЛПХ для производства с/х продукции без права возведения на нем зданий и строений на срок не более чем 6 лет
    • гражданам – для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем 6 лет
    • гражданам – в целях осуществления с/х деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем 5 лет
    • гражданам и юридическим лицам – для с/х использования охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающих строительства зданий, сооружений, если такие ЗУ включены в утвержденный в установленном Правительством РФ порядке перечень ЗУ, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем 5 лет

Порядок передачи каждого конкретного участка будущему правообладателю происходит в следующих процедурных вариантах:

  • открытые торги по полностью сформированному наделу 
    • победитель приобретает право на заключение договора аренды участка
    • ЗУ остаётся в публичной собственности
    • заявитель (победитель) становится арендатором ЗУ – после заключения и регистрации договора
  • заключение договора безвозмездного пользования участком (без проведения торгов):
    • ЗУ остаётся в собственности муниципалитета
    • заявитель становится пользователем ЗУ – после заключения и регистрации договора 
  • выкуп изначально неоформленного ЗУ по заявлению претендента (без проведения торгов) – участок перейдёт в собственность после выполнения за счёт заявителя следующего цикла работ:
    • межевание
    • согласование результатов межевания с собственником земли
    • постановка участка на кадастровый учёт
    • регистрация ЗУ
    • заключение договора купли /продажи ЗУ с собственником земли 
    • расчёт с собственником ЗУ (оплата стоимости участка)

Для получения участка СХН заинтересованному лицу необходимо обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации МО: 

  • подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка:
    • в аренду
    • в собственность за плату
    • в безвозмездное пользование
  • указать в заявлении наименование вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с наименованием по Классификатору ВРИ ЗУ (Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412)

К заявлению нужно приложить документы:

  1. схема расположения ЗУ на кадастровом плане территории
  2. документ, подтверждающий личность заявителя
  3. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя,
    • если с заявлением обращается представитель заявителя
  4. соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства – при заявлении на предоставление ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности КФХ 
    • если фермерское хозяйство создано несколькими гражданами 

КУМИ обеспечит публикацию извещения о предоставлении ЗУ для целей, указанных в заявлении, – в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления заявления.

3. Требования к предоставляемым публичным участкам сельхозназначения

Участки СХН от государства и муниципалитета должны соответствовать общим требованиям к ним как к объектам права собственности (пункт 3 статьи 6 ЗК РФ):   

  1. иметь установленные и зарегистрированные границы 
  2. обладать месторасположением, определённым при межевании, или точным адресом
  3. быть постановленными на государственный кадастровый учёт

Предельные (максимальные и минимальные) размеры публичных ЗУ, предоставляемых гражданам в собственность, устанавливаются:

  • ГрК РФ (статья 38):
    • введение предельных параметров ЗУ в градостроительные регламенты
    • градрегламенты для соответствующей территории (территориальной зоны) включаются в ПЗЗ (правила землепользования и застройки)
  • ЗК РФ (статья 11.9) 
  • региональным законом
  • распоряжением местной администрации
Читайте также:  Как получить компенсацию за жилье по программе реновации

Площадь участка, образуемого при межевании из публичной земли, на котором предусматривается:

  • ведение личного подсобного (ЛПХ)
  • осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ) своей деятельности
  • занятие с/х производством 

не должна нарушать требование градостроительного регламента – быть меньше допустимой минимальной площади или превышать её максимальную величину. Несоблюдение предельных размеров участка, установленных градостроительным регламентом в ПЗЗ, повлечёт невозможность его постановки на кадастровый учёт.

Установление пределов по размерам ЗУ зависит:

  • от наличия в соответствующем регионе достаточного количества свободных земель
  • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
  • от востребованности земель в сельскохозяйственных и личных подсобных целях
  • от численности и плотности населения
  • от направлений и перспектив использования земель

ЗУ для КФХ

Пример – Ленинградская область:

областным законом №118-оз от 13.11.2015 установлены следующие предельные размеры ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности: 

  • минимальный предельный размер ЗУ для КФХ – 1 га
  • максимальный предельный размер ЗУ для КФХ – 100 га

ЗУ для ЛПХ

Полевой участок под ЛПХ, расположенный за чертой поселения, используется исключительно для производства с/х продукции – без права возведения на нём зданий и строений.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры ЗУ, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения ЛПХ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» № 112 от 07.07 2003).

  • К примеру, минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель СХН на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара (статья 3 областного закона № 107- оз).
  • Источник сведений о предельных размерах ЗУ СХН
  • Узнать предельные размеры, допускаемые при формировании ЗУ сельхозназначения, можно на официальном сайте местной администрации (пример) – в разделах:
  • Формированием публичных земельных участков с/х назначения, подлежащих предоставлению, занимаются как сами собственники, так и претенденты на получение земельных наделов.  

Участки, подготовленные государством и муниципалитетом, выставляются на торги на заключение договора на право аренды с победителем, а те, что сформированы претендентами, выкупаются ими в собственность (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ).   

4. Источники информации о сформированных участках и списках свободных земель сельхозназначения

 

4.1. Официальные сайты администраций 

Информацию о подготовленных для торгов муниципальных участках СХН и свободных землях с/х назначения можно найти на официальных сайтах администраций поселений и администраций субъектов РФ (пример).

На ресурсах в обязательном порядке излагается Порядок предоставления земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Всегда есть возможность скачать бланк заявления установленной формы.

4.2. Публичная кадастровая карта 

Исходные сведения о свободной земле, из состава которой нужно выделить ЗУ СХН и далее оформить его в собственность, можно получить, используя, например, такой информационный ресурс, как публичная кадастровая карта (ПКК), разработанный Федеральной службой государственной картографии, реестра и кадастра:

Этот онлайн-сервис предназначен непосредственно для ознакомления с данными ГКН (государственного кадастра недвижимости).

 

4.3. Сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом 

Перечень земельных участков СХН, предназначенных для вовлечения в хозяйственный оборот в субъектах Российской Федерации представлен и регулярно обновляется на официальном сайте Росимущества.

4.4. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

  Навигатором в поиске свободной земельной территории могут стать материалы государственного фонда данных территориального отдела Управления Росреестра – единственного держателя фонда сведений муниципального землеустройства.  

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), утверждён приказом Минэкономразвития России № 376 от 14.11.2006).

Предоставление материалов фонда – государственная услуга. Действует административный регламент:

  • услугу оказывают:
    • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) – федеральный орган исполнительной власти
    • территориальные органы – Управления Роснедвижимости по субъектам РФ (Управления)
    • территориальные отделы Управления (подразделения)
  • вид услуги – предоставление заинтересованным лицам бесплатно:
    • сведений о документах
    • выписок
    • выкопировок
    • оригиналов документов для ознакомления
    • копий документов, заверенных надлежащим образом 
  • основание для предоставления материалов – заявление от заинтересованного лица

ГФДЗ – это чрезвычайно обширный архив первоначальных документов на земельные участки, всей землеустроительной документации, геодезической и картографической продукции, изготавленной при проведении землеустройства.

Землеустроительная документация, включённая в ГФДЗ, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Это документы постоянного хранения.

Информация, содержащаяся в ГФДЗ, открытая и общедоступная. Исключением являются сведения, отнесённые законодательством РФ к категории ограниченного доступа. 

Основную часть ГФДЗ составляют уникальные материалы:

  • информация о состоянии и использовании земель
  • информация об обеспечения рационального использования земель и их охраны
  • материалы по установлению границ населённых пунктов
    • карты (планы) границ населённых пунктов
    • описание границ
  • планы границ территориальных зон и данные о внесении сведений о таких границах в ЕГРН
  • дела по отводу земельных участков садоводческим товариществам
  • дела по отводу ЗУ юридическим и физическим лицам для различных целей
  • материалы по перерегистрации земель в коллективных садах
  •  проекты перераспределения земель с/х предприятий:
    • это единственные документы, подтверждающие наделение граждан земельными долями
  • землеустроительные дела, изготовленные до 2008 года, в отношении земельных участков физических и юридических лиц, садоводческих и дачных товариществ:
    • копии правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на ЗУ
    • акт согласования границ ЗУ со смежными землепользователями
    • план (чертёж) границ ЗУ
    • каталог координат точек границы ЗУ 
  • дела по передаче земель в ведение сельских Советов
  • материалы инвентаризации земель населённых пунктов
  • материалы инвентаризации земель СХН
  • материалы почвенных, геоботанических обследований
  • материалы оценки качества земель
  • планово-картографические материалы различных масштабов
  • информация по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства
  • проекты рекультивации нарушенных земель
  • материалы государственного мониторинга земель:
    • в том числе отчёты «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» по регионам и районам

Документы из ГФДЗ могут получить: 

  • органы государственной власти
  • органы местного самоуправления
  • юридические лица
  • граждане 

Документы фонда данных землеустройства используются:

  • органами госвласти и органами местного самоуправления:
    • в деятельности по планировке территорий муниципальных образований и населенных пунктов
    • при принятии решений о предоставлении земельных участков
    • при осуществления мероприятий в рамках муниципального земельного надзора.
  • кадастровыми инженерами:
    • как исходные данные при проведении кадастровых работ по установлению границ ЗУ
    • при проведении кадастровых работ по установлению границ объектов землеустройства
    • при уточнении границ ЗУ (когда местоположение границ необходимо подтвердить из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ ЗУ при его образовании)
    • для определения местоположения границ ЗУ при выполнении комплексных кадастровых работ
  • гражданами и юридическими лицами:
    • материалы инвентаризации земель населённых пунктов, к примеру, позволяют гражданам в настоящее время оформить права на используемые ими ЗУ в силу приобретательной давности 
    • сведения о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям могут стать «нитью Ариадны», которая приведёт к удачному финишу в поиске ЗУ для фермерства или ведения ЛПХ

Для получения документов из ГФДЗ необходимо обратиться с заявление в областное Управление Росреестра или в его территориальное подразделение, расположенное в муниципальном районе.

Способы подачи заявления на предоставление материалов ГФДЗ 

  • получить информацию о порядке обращения в формате onlin и скачать бланк заявления на официальном сайте Росреестра:
  • сделать обращение в личном порядке, подготовив документы:
    • заявление установленной формы (приложение №3 административного регламента № 376)
    • документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица
    • документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя
    • в случае если заявитель действует по доверенности от имени заинтересованного лица, – доверенность
  • отправить обращение по почте с вложением документов:
    • только заявление
    • в заявлении должен быть указан адрес получателя копий материалов ГФДЗ – если материалы землеустройства носят открытый, общедоступный характер

Для получения информации ограниченного доступа заинтересованные лица представляют:

  • заявление
  • оригинал документа (или его копию, удостоверенную нотариально), дающего право на получение документов из ГФДЗ ограниченного доступа

Документы ограниченного доступа по почте не предоставляются.

Оригиналы материалов ГФДЗ предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФДЗ отдела. 

Консультационные услуги

Смотреть раздел «Тарифы»

Полезно знать

  • Надстройка этажей здания – вид реконструкции. Алгоритм подготовки документации для возведения надстройки – здесь
  • Как садовый дом перевести в жилую недвижимость – читать здесь
  • Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2021 года – здесь
  • Строительство частного дома в охранной зоне ЛЭП – только при решении о согласовании с сетевой организацией – здесь
  • Законопроект о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года – здесь
  • Сельский туризм: новое эффективное направление фермерства – 2022 – читать здесь
  • О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
  • Новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – здесь
  • Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
  • С положениями «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
  • О практической полезности  кадастрового плана территории (КПТ) – здесь  
  • Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь

Заявка на юридическую консультацию →

Adblock
detector