Права осужденных. что положено по закону заключенным
Где бы человек ни находился, какое бы деяние он ни совершил, ничто в современном мире не способно лишить его спектра неотъемлемых прав, что есть у каждого гражданина.
Но какие они в местах лишения свободы? Что делать в случае их нарушения — какова защита прав осужденных? Какие инстанции, общественные организации могут помочь в таком случае? Со всех этих аспектов мы осветим проблему в статье.
Буква закона
Любому осужденному в Российской Федерации гарантируется соблюдение его гражданских прав за стенами структуры ФСИН. Но с теми изъятиями и ограничениями, что предусмотрены отечественным уголовным, уголовно-исполнительным законодательством и связанными с ними нормативными актами и документами.
Неотъемлемые гражданские права гарантируются как осужденным соотечественникам, так и иностранным лицам. Основа тут — международные договоры РФ, государственное законодательство о положении иностранных граждан в стране, а также субъектов без гражданства. Но и в их отношении действуют те же правовые ограничения и изъятия, что вводит УИК для россиян.
Ведомственный контроль за соблюдением всего перечня прав заключенных осуществляется на основании Приказа Министерства российской юстиции № 361 (документ был принят в 2009 году).
Защита прав осужденных в большей мере опирается на уголовно-исполнительное законодательство РФ. Рассмотрим его основу.
Базовые права на основе УИК
Защита прав осужденных строится на полном представлении об их спектре. УИК определяет следующие права:
- На получение полной информации о своих правах и обязанностях.
- На получение сведений о сроке и порядке отбывания наказания.
- На вежливое обращения со стороны персонала ФСИН.
- Запрет жестоких, унижающих достоинство человека мер в отношении осужденного.
- На личную безопасность.
- На право обращаться на родном языке с жалобами, обращениями, предложениями к администрации учреждения, в вышестоящие инстанции, наблюдательные комиссии, международные организации по защите прав человека.
- На охрану здоровья. Это получение и первичной, и специализированной медицинской помощи.
- На психологическую помощь со стороны лиц, которые имеют правомочие на ее оказание.
- На социальное обеспечение — пособия и пенсии.
- На получение помощи юридического содержания. Это свидания с адвокатом продолжительностью до 4 часов. По заявлению осужденного мероприятие должно проводиться в помещении без третьих лиц, устройств прослушивания.
- У иностранных граждан есть право на связь с дипломатическими представительствами, консульствами своего государства в России.
- Заключенные в России не используются для медицинских, научных, психологических опытов, а также для тестирования новых медикаментов, средств и методов лечения, профилактики или диагностики. В их отношении запрещены и различные биомедицинские исследования.
- За заключенным сохраняется право на свободу вероисповедания, но отправление религиозного мероприятия при этом не должно нарушать правила распорядка, установленного для учреждения ФСИН.
Права заключенного, осужденного
Также любое лицо, что содержится в российском учреждении исполнения наказания, имеет следующий неотъемлемый перечень прав, истекающих из его нового общественного положения — осужденного, заключенного:
- На личную безопасность.
- На незатрагивающее человеческое достоинство обращение со стороны сотрудников следственного изолятора, исправительного учреждения.
- На охрану здоровья — это предоставление бесплатной и квалифицированной медицинской помощи.
- На питание, чей объем и качество достаточны для поддержания сил, удовлетворительного состояния здоровья.
- На пользование индивидуальным местом (отдельной кроватью) на протяжении 8 часов ночного времени.
- На получение от сотрудников учреждения ФСИН необходимых постельных принадлежностей.
- На получение от администрации посуды, нужных столовых приборов.
- На соблюдение санитарной нормы жилой площади в помещении, где находится осужденный.
- На все необходимые санитарные и гигиенические условия в месте пребывания гражданина. Они не должны быть хуже и низкокачественнее определенных для лиц, находящихся на свободе.
- На труд, а также справедливое денежное вознаграждение его результатов.
- На ежедневную прогулку. Она обязательно должна проходить на свежем воздухе. Длительность такого «променада» — не менее одного часа в день.
- На получение среднего общего образования, если осужденное лицо его еще не приобрело в силу возраста или иных обстоятельств.
- И самое главное, на обжалование любого нарушения своих прав и интересов, что вводит закон для данной категории граждан. Иными словами, администрация учреждения ФСИН никак не может воспрепятствовать направлению осужденными жалоб, ходатайств, заявлений в иные инстанции.
Кто защищает права?
За защитой прав осужденных в России можно обратиться в любую из вышеперечисленных организаций:
- Судебная система.
- Министерство юстиции РФ.
- Прокуратура.
- Уполномоченные по защите человеческих прав ( в т. ч. и по защите прав отдельных категорий граждан).
- Общественные организации.
Каждый из этих способов защиты прав осужденных следует разобрать детально.
Судебная система
Рассмотрим, какие обращения принимают российские суды:
- Жалобы на действие администрации учреждений ФСИН.
- Защита прав бывших осужденных — реабилитированных граждан. Суд помогает возместить ему вред, восстановиться в жилищных, пенсионных и трудовых правомочиях.
- Изменения типа исправительного учреждения в опоре на ст. 78 и ст. 140 российского УИК.
- Освобождение от несения наказания в связи с заболеванием (ст. 81 УИК).
- О передаче иностранного гражданина из учреждения российской ФСИН в места лишения свободы государства, подданным которого он считается.
Прокуратура
Защита прав осужденных в местах лишения свободы — это прерогатива и прокуратуры. Надзор здесь осуществляется по вопросам законности нахождения гражданина в системе предварительного заключения, местах содержания задержанных, исправительно-трудовых и иных учреждениях ФСИН.
Также прокуратура может требовать соблюдения установленных законодательством России прав и обязанностей осужденных, задержанных, заключенных. У уполномоченного лица есть право проверять приказы, распоряжения органов системы ФСИН на соответствие данных документов законодательным актам РФ.
Обращение к администрации учреждения ФСИН
В местах лишения свободы не всегда угроза личной неприкосновенности исходит только от сотрудников организации. Деятельность по защите прав осужденных — это и обязанность администрации учреждения ФСИН. Гражданин правомочен обратиться к ней, ощущая угрозу собственной безопасности. Уполномоченное лицо обязано в ответ незамедлительно предпринять требуемые законодательством меры.
У начальника учреждения есть право (по собственной инициативе или же по личному заявлению потерпевшего) перевести осужденного в более безопасное для последнего место.
Либо же воплотить в жизнь действия, что качественно способствовали бы защите потерпевшего от сокамерников.
Какая же особенность этой меры защиты прав осужденных к лишению свободы? Но такое действие должно иметь под собой серьезное основание — постановление прокурора, следователя, судьи, дознавателя и проч.
Общественный контроль
Здесь идет речь о специальных общественных наблюдательных комиссиях. Они создаются в каждом субъекте РФ. Это комитеты матерей по защите прав осужденных, объединения неравнодушных юристов, иные общественные организации.
Их деятельность регулируется ФЗ №76 (принят в 2008 году). Акт содержит в себе предписания по регулированию общественного контроля за соблюдением прав лиц, содержащихся в системе ФСИН, а также правила по мерам содействия данным гражданам.
Направление обращений осужденными
У заключенных и осужденных есть право направлять в соответствующие инстанции жалобы, ходатайства, заявления, предложения и проч. Его вводит ФЗ «О порядке рассмотрения обращений российских граждан» № 59 (акт был принят в 2006 году). Также право основывается и на прочих нормативных документах, Уголовно-исполнительном Кодексе страны.
Представим важные особенности защиты прав осужденных в местах лишения свободы:
- Все обращения касаемо ареста, содержания в учреждении ФСИН, лишения свободы и смертной казни могут быть представлены или в письменной, или в устной форме.
- Направление подобных заявлений, жалоб, ходатайств осуществляется только через администрацию органа, что исполняет наказание. Ответы на обращения проходят также через него.
- Если заявление, жалоба, ходатайство направлено администрации российского Президента, Правительству, структуре Федерального собрания РФ, представительной (законодательной) системе субъектов федерации, исполнительным органам власти в России, суду, прокуратуре, вышестоящим инстанциям Федеральной службы исполнения наказаний, Уполномоченному по защите прав человека (либо по защите прав отдельных групп граждан), наблюдательным общественным комиссиям, международным организациям по правам человека, то такие письма не могут быть исправлены/сокращены/дополнены цензурой со стороны администрации учреждения ФСИН. Кроме того, подобное обращение должно быть не позднее одного рабочего дня передано оператору связи для отправления его адресату.
- Если заявление, предложение или жалоба осужденного как-то касаются действий и решений руководства, сотрудников учреждения ФСИН, то сам факт отправки такого обращения не силен приостановить воплощение данных действий и решений в жизнь.
- Если заключенный, осужденный придет к выводу что внутрироссийских способов защиты его личности, законных интересов недостаточно, то он может обратиться в Европейский суд по правам человека. Надо сказать, что система довольно оперативно рассматривает адресуемые ей сообщения.
Организация по защите прав осужденных
Отличный вариант — обратиться в общественное объединение, авторитетное в данной сфере. Тому распространенный пример — фонд «В защиту прав заключенного».
Главное направление его работы — защита человека, чьи права были нарушены при содержании в системе исполнения наказаний.
Но надо отметить, что он не является координирующим органом в отношении ФСИН, не может непосредственно влиять на решения служащих данной структуры. Это лишь общественная организация защиты прав осужденных.
Вот главные направления его деятельности:
- Обращение в государственные, международные, негосударственные учреждения с целью побудить их сотрудников, руководство бороться с антиправовой, унижающей человека обстановкой в местах лишения свободы.
- Предоставление осужденным, их родным и близким индивидуальных юридических консультаций по вопросам порядка и условий содержания под стражей (при предварительном следствии), в местах отбывания наказания.
- Обращение в СМИ (с согласия осужденного и его родственников) для освещения самых острых, животрепещущих проблем.
Какие обращения принимаются фондом?
Данный комитет защиты прав осужденных принимает в свой адрес следующее:
- Жалобы самих осужденных (а также их родственников и близких) о насилии, неоказании медпомощи, противоречащих законодательству условиях содержания.
- Обращения с просьбой предоставить адресную консультацию юриста. Она должна быть связана с порядком и условиями содержания в структуре ФСИН.
- Просьба о бесплатном предоставлении личного печатного издания Фонда — вестника «В защиту прав». Он отправляется письмом.
При этом комитет по защите прав осужденных и заключенных не дает ответа на следующие послания:
- Просьбы в оказании содействия в обжаловании приговоров.
- Обращение с просьбой о написании (или поддержке) надзорной жалобы на акт приговора.
- Различные просьбы материальной помощи — по предоставлению юридической литературы, одежды, канцтоваров, денег и проч.
- Обращения по защите прав человека, кто не относится к осужденным, заключенным.
Как обратиться в фонд?
Направить свое сообщение можно как обычной, так и электронной почтой. Контактную информацию вы найдете на официальном сайте Фонда. Чтобы получить наиболее полную помощь этого общественного объединения по защите прав осужденных и заключенных, нужно подготовить свое послание:
- Четкое изложение сути проблемы без эмоциональных отступлений.
- Суть, место, время, обстоятельства факта нарушения ваших прав.
- Просьба к работникам Фонда должна быть также четко сформулирована.
- К своему письму немаловажно приложить копии документации. Но только той, что имеет непосредственное отношение к описанной проблеме.
- Обязательно указать свой обратный почтовый адрес или контактный номер телефона.
Свои услуги фонд предоставляет обратившимся бесплатно.
Российское законодательство прямо прописывает, что осужденный имеет правомочие на защиту своих прав. Лицо может направить обращение как в государственные, так и в общественные организации.
Источник
Дмитрий созерцатель
- Активность: 105k
- Пол: Мужчина
Дмитрий созерцатель
Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области
Социальная помощь осужденным при освобождении от отбывания наказания из мест лишения свободы
Действующим уголовно-исполнительным законодательством РФ предусмотрена социальная помощь осужденным при освобождении от отбывания наказания из мест лишения свободы.
Согласно требований статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Это позволяет осужденным быстрее адаптироваться к условиям жизни после убытия из исправительных учреждений, найти работу, жилье, восстановить социальные связи. Для выполнения данной работы, в исправительных учреждениях имеются отделы социальной защиты осужденных.
Также, с осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки их к освобождению, осужденным разъясняются их права и обязанности.
Значение данной работы для осужденных заключается в том, что при освобождении из мест лишения свободы они попадают в условия жизни, отличающиеся от тех, которые они помнят до лишения свободы (особенно это касается осужденных с большими сроками наказания), и задача администрации исправительного учреждения подготовить их к этим переменам.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Для реализации в полном объеме своих прав в данной области, осужденным следует заблаговременно до освобождения обратиться к сотрудникам отдела социальной защиты.
Кроме того, согласно требованиям статьи 181 УИК РФ, при освобождении из мест лишения свободы осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. При этом, администрация исправительного учреждения, как правило, самостоятельно приобретает билеты на проезд осужденных до избранного ими места жительства и вручает их осужденным при освобождении.
При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.
- При освобождении от лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц, для того, чтобы последние имели возможность подготовиться к приему своих близких нуждающихся в их помощи после освобождения из мест лишения свободы.
- Данные осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.
- Указанные выше меры социальной помощи осужденным, являются важным инструментом обеспечения их жизни после освобождения из мест лишения свободы, возможности реализовать в полной мере свои права.
- Нижнетагильская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Действующим уголовно-исполнительным законодательством РФ предусмотрена социальная помощь осужденным при освобождении от отбывания наказания из мест лишения свободы.
Согласно требований статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Это позволяет осужденным быстрее адаптироваться к условиям жизни после убытия из исправительных учреждений, найти работу, жилье, восстановить социальные связи. Для выполнения данной работы, в исправительных учреждениях имеются отделы социальной защиты осужденных.
Также, с осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки их к освобождению, осужденным разъясняются их права и обязанности.
Значение данной работы для осужденных заключается в том, что при освобождении из мест лишения свободы они попадают в условия жизни, отличающиеся от тех, которые они помнят до лишения свободы (особенно это касается осужденных с большими сроками наказания), и задача администрации исправительного учреждения подготовить их к этим переменам.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Для реализации в полном объеме своих прав в данной области, осужденным следует заблаговременно до освобождения обратиться к сотрудникам отдела социальной защиты.
Кроме того, согласно требованиям статьи 181 УИК РФ, при освобождении из мест лишения свободы осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. При этом, администрация исправительного учреждения, как правило, самостоятельно приобретает билеты на проезд осужденных до избранного ими места жительства и вручает их осужденным при освобождении.
При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.
- При освобождении от лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц, для того, чтобы последние имели возможность подготовиться к приему своих близких нуждающихся в их помощи после освобождения из мест лишения свободы.
- Данные осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.
- Указанные выше меры социальной помощи осужденным, являются важным инструментом обеспечения их жизни после освобождения из мест лишения свободы, возможности реализовать в полной мере свои права.
- Нижнетагильская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Вс защитил права осужденных, переведенных в сизо для производства следственных действий
Верховный Суд в Определении № 70-КАД21-5-К7 от 9 февраля разъяснил, что если осужденный находится в СИЗО в качестве обвиняемого для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, то ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии, не предполагается.
Сергей Пискунов был приговорен к пожизненному лишению свободы. В последующем его перевели из ИК, где он отбывал наказание, в СИЗО-1 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу в качестве обвиняемого по уголовному делу.
17 июня 2020 г.
заключенный обратился к начальнику СИЗО с заявлением, в котором просил выдать справку, подтверждающую возложение сотрудниками следственного изолятора на него обязанности носить одежду установленного образца; цензуру адресованной им в адрес органов государственной власти корреспонденции; лишение права носить гражданскую одежду во время участия в качестве обвиняемого в следственных действиях и в судебных заседаниях. Также он попросил выдать справку, подтверждающую ограничение его права хранить в камере принадлежащие ему вещи; непредоставление возможности проводить гигиенические процедуры два раза в неделю; отказ сотрудников следственного изолятора в выдаче документов, подтверждающих получение от него обращений, направленных в органы государственной власти, Европейский Суд по правам человека.
14 июня 2020 г. начальник следственного изолятора ответил Сергею Пискунову, что осужденные к пожизненному лишению свободы обязаны носить одежду установленного образца. В СИЗО направление предложений, заявлений, жалоб подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными осуществляется в соответствии со ст.
21 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, положениями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Предметы, перечисленные Пискуновым, не входят в перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету.
Начальник СИЗО отметил, что на основании Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции от 3 ноября 2005 г. № 204-дсп, выдача бритвенных станков, электробритвы Сергею Пискунову осуществляется в дни санитарной обработки один раз в неделю. Выдача сотрудниками следственного изолятора расписок о приеме каких-либо обращений законом не предусмотрена.
Не согласившись с таким ответом, Сергей Пискунов обратился в Лабытнангский городской суд ЯНАО с административным иском к СИЗО о признании незаконными действий (бездействия), связанных с рассмотрением обращения от 17 июня 2020 г., о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Отказывая в удовлетворении требований осужденного, суд отметил, что ответ начальника СИЗО является обоснованным, поскольку на Сергея Пискунова, переведенного в следственный изолятор в порядке ст. 77.1 УИК, распространяются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений в части регламентации исполнения уголовного наказания.
Во всех иных случаях, не предусмотренных гл. 13 УИК, применяются положения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов и Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС. Апелляция и кассация оставили судебный акт в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу Сергея Пискунова, Верховный Суд пришел к выводу, что выводы судебных инстанций относительно законности действий (бездействия) СИЗО основаны на неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.
ВС сослался на ч. 2 ст. 77.
1 УИК, согласно которой при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы. В соответствии с п. 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений они устанавливают правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении находящихся в них осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении или тюрьме, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. В ч. 1 ст. 74 УИК предусмотрено, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 названного Кодекса. ВС посчитал, что из указанных положений следует, что ч. 1 ст. 74 УИК, действуя во взаимосвязи с его ст. 77.1, не предполагает для осужденных к лишению свободы, переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии соответствующего вида.
КС признал неконституционными ряд норм о свиданиях с близкими лиц, уже отбывающих наказание, в СИЗОКак пояснил Суд, в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве они содержатся в СИЗО на условиях отбывания наказания в исправительном учреждении
Верховный Суд сослался на Постановление КС от 28 декабря 2020 г.
№ 50-П, согласно которому правовое положение лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении и заключенных под стражу, значительно отличается от правового положения осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе или переведенных туда для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве по решению следователя, дознавателя или суда, вынесение которого не требует наличия предусмотренных УПК условий и оснований, необходимых для избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Поскольку оставление в следственном изоляторе или перевод туда в порядке ст. 77.1 УИК не предполагают в качестве обязательного условия избрания осужденным этой меры пресечения, они и не должны влечь дополнительных ограничений прав осужденных. В силу положений ч. 3 ст. 77.1 УИК в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 приведенной статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Законом о содержании под стражей, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
ВС признал, что одновременное применение к Сергею Пискунову Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов без учета дифференциации правового регулирования порядка и условий отбывания наказания ухудшает его статус как осужденного, находящегося в следственном изоляторе в порядке ст. 77.1 УИК. «Вместе с тем суды формально подошли к разрешению настоящего дела, констатировав, что во всех иных случаях, не предусмотренных гл. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, спорные правоотношения регулируются Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов», – посчитал Суд.
Как отметил ВС, судами не были проверены фактические обстоятельства дела, касающиеся обоснованности ограничения права административного истца хранить в камере принадлежащие ему вещи, исходя из того, что реализация заявителем такого права относится к условиям отбывания наказания, в связи с чем в указанной части применению подлежат положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Например, указал Суд, в силу положений п. 25 Перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, являющегося приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденному не запрещено хранить при себе в камере принадлежащую ему электробритву. Более того, в абз. 27 Перечня предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, являющегося приложением № 2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, закреплена аналогичная норма, согласно которой подозреваемые или обвиняемые могут хранить при себе принадлежащую им электрическую бритву.
ВС отметил, что согласно п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Однако, признавая необоснованными доводы Сергея Пискунова о нарушении его права на принятие гигиенических процедур два раза в неделю, суды ссылались на п.
45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, в соответствии с которым санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится не реже одного раза в неделю.
Верховный Суд обратил внимание, что абз. 4 п.
58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривает, что о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.
«Судами указанное положение учтено не было, поскольку они исходили из необходимости применения в данной части Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, которые не закрепляют права подозреваемых или обвиняемых на получение подобных расписок», – указал ВС.
Такие выводы судов, добавил он, противоречат разъяснениям Конституционного Суда в Постановлении № 50-П/2020 о недопустимости ухудшения правового статуса осужденного, находящегося в следственном изоляторе в порядке ст. 77.
1 УИК, и приведены без учета различия условий и порядка отбывания наказания. «Помимо этого в обжалуемых судебных актах судами не дана оценка правомерности цензуры корреспонденции, направленной С.А.
Пискуновым в государственные органы, Европейский Суд по правам человека», – отметил Верховный Суд.
Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными действий (бездействия) СИЗО, выразившихся в непредоставлении Пискунову возможности проводить гигиенические процедуры два раза в неделю, отказе сотрудников следственного изолятора в выдаче документов, подтверждающих получение от него обращений, направленных в органы государственной власти и ЕСПЧ, ограничении права хранить в камере принадлежащие ему вещи и цензуре адресованной в адрес органов государственной власти корреспонденции. В этой части ВС направил административное дело на новое рассмотрение в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа. В остальной части его решение, как и решения вышестоящих судов, ВС оставил без изменения.
В комментарии «АГ» адвокат АП Саратовской области Иван Фролов отметил, что Верховный Суд, опираясь на позицию КС, разъяснил правоприменителю положения уголовно-исполнительного законодательства о невозможности ухудшения положения осужденного при переводе в СИЗО. ВС также обратил внимание на формализм в разрешении настоящего дела нижестоящими судами.
«Данное дело, к сожалению, иллюстрирует важную проблему в нашем государстве – проблему правоприменения. Административный истец знает свои права, а должностные лица СИЗО и три судебных инстанции – нет, что не может не настораживать.
При этом по данному вопросу существует позиция Конституционного Суда, руководствуясь которой можно было вообще не доводить дело до суда», – отметил адвокат.
По мнению Ивана Фролова, нарушения прав возникают в случае правовой неопределенности, в отсутствие четкой регламентации порядка и случаев применения конкретных правовых норм.
В данном же случае фактически должностные лица СИЗО не смогли понять, какие Правила внутреннего распорядка им применить: для содержащихся в следственном изоляторе либо в исправительном учреждении.
«Для исключения нарушения прав заключенных необходима детальная регламентация порядка применения уголовно-исполнительного законодательства», – считает он.
Адвокат АП г. Москвы Екатерина Авдеева полагает, что Верховный Суд гуманно применил нормы права с опорой на позицию КС и восстановил нарушенные права осужденного к пожизненному лишению свободы, что важно.
На вопрос о том, что стоит сделать, чтобы права заключенных не нарушались, адвокат ответила, что здесь можно выделить пять факторов, изменение которых может привести к радикальному улучшению ситуации. Министерство юстиции, отметила эксперт, регулярно готовит концепции развития УИС, последняя вышла почти год назад, и по ней можно увидеть определенные болевые точки:
- недостаточный контроль и надзор за соблюдением прав осужденных;
- нехватка инфраструктуры для соблюдения законодательных гарантий;
- низкая мотивация и нездоровая морально-психическая обстановка в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- плохая социальная адаптация осужденных;
- оторванные от «земли» критерии оценки эффективности.
«Решение указанных проблем возможно как с помощью введения служб пробации, так и с внедрением информационных технологий и цифровизации процессов.
Виден тренд правосудия на гуманизацию – сокращается количество лиц, которым впервые назначается наказание в виде лишения свободы, а доля рецидивистов среди отбывающих лишение свободы неуклонно растет при общем сокращении числа осужденных к лишению свободы», – указала Екатерина Авдеева.
Минюст предложил, как вернуть в общество после колонии — новости Право.ру
Минюст предлагает создать в России систему пробации, чтобы помочь отбывшим срок адаптироваться в обществе. Для этого ведомство подготовило законопроект, который предусматривает работу с заключенными в тюрьме и после освобождения. Людей, вышедших на свободу, предлагают учить и устраивать на работу, им будут бесплатно помогать юристы и психологи.
Законодательство Путин одобрил создание системы пробации во ФСИН
Система пробации добровольная. Она не только поможет адаптироваться бывшим заключенным, но и снизит преступность. Сейчас уровень рецидивов в стране составляет 44%. Юрист Федеральный рейтинг.
группа Уголовное право
Даниил Горьков объясняет эту цифру, в частности, невозможностью трудоустройства и отсутствием источника дохода.
Часто те, кто вышел на свободу, не могут найти место без образования, а те навыки, которыми человек обладал до заключения, становятся невостребованными из-за быстро меняющегося рынка труда.
Но даже если образование и навыки соответствуют вакансии, на работу возьмут не всегда. Например, человек с судимостью не может заниматься педагогической деятельностью (ст. 331 ТК).
Трудности могут возникнуть, даже если судимость погашена или снята. По закону брать таких людей на работу можно (ст. 86 УК), но на практике это не всегда так.
Часто компании перестраховываются и не хотят брать тех, кто был судим, даже если речь идет об условном сроке.
На юридическом форуме пользователь задал вопрос юристу онлайн. Он был осужден в 2009 году на два года условно. Через шесть лет уже с погашенной судимостью он попытался устроиться на работу, но не прошел проверку службы безопасности компании.
Пользователь спросил у юриста, почему возникают проблемы с трудоустройством, хотя «в ТК написано, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия». Юрист на сайте отвечает, что человек прав и может обратиться в суд.
«Но как вы потом будете работать? Попытайтесь найти другую работу», — совет в итоге такой.
Многие работодатели предпочитают не брать тех, у кого была судимость, даже если она погашена. Формально это незаконно, но отстоять свои права сложно. Лучше искать другую работу.
Так что даже тем, кто искренне хочет начать новую жизнь, приходится очень непросто.
https://www.youtube.com/watch?v=HZfovE-jvjk\u0026pp=ygVh0J_RgNCw0LLQsCDQvtGB0YPQttC00LXQvdC90YvRhS4g0YfRgtC-INC_0L7Qu9C-0LbQtdC90L4g0L_QviDQt9Cw0LrQvtC90YMg0LfQsNC60LvRjtGH0LXQvdC90YvQvA%3D%3D
Разработанная Минюстом система пробации — логичный шаг, считает адвокат юрфирмы Региональный рейтинг.
группа Уголовное право группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство
Рустам Губайдуллин.
Но инициативу можно назвать запоздалой, ведь подобные институты в Европе и США существуют уже давно. Отдельные законы о пробации есть даже в ближайших странах, например Казахстане, Узбекистане и Грузии. И только сейчас очередь дошла до нас.
Как сейчас помогают отбывшим наказание
В нескольких регионах России приняты законы о социальной адаптации осужденных, рассказывает партнер адвокатского бюро Федеральный рейтинг.
группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 1место По выручке 1место По количеству юристов 3место По выручке на юриста Профайл компании
Андрей Бастраков. Они действуют в Республике Башкортостан, Архангельской, Кировской, Ленинградской, Омской и Тюменской областях. Законы похожи между собой и определяют меры поддержки вышедших на свободу, в том числе помощь в трудоустройстве и получении образования, оформление документов, предоставление временного жилья.
Есть и специальные центры социальной адаптации и реабилитации для таких граждан. Такие учреждения можно найти в Республике Башкортостан, Забайкальском и Красноярском крае, Воронежской и Ульяновской областях, Санкт-Петербурге. Здесь люди могут временно жить и питаться, получать психологическую поддержку.
Некоторые социальные гарантии для осужденных закреплены на федеральном уровне. Например, согласно п. 9 ст. 80 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заключенные могут получать среднее профессиональное и высшее образование заочно. А ч. 6.1 ст. 12 УИК закрепляет право на психологическую помощь.
Помогает и ряд НКО. Например, в Казани работает проект «Взгляд в будущее»: психологи и юристы бесплатно помогают осужденным, отбывшим наказание, и их семьям. На сайте проекта можно посмотреть видео о том, как подготовиться к выходу на свободу, прочитать инструкцию по погашению судимости или записаться на консультацию к специалисту.
Все эти меры действуют в отдельных регионах и затрагивают только несколько сфер жизни. Часто социальная поддержка заключенных оказывается формальной, а те, кто вышел на свободу, остаются ни с чем.
Сегодня лиц, отбывших наказание, фактически оставляют без какой-либо поддержки. Это недопустимо ни с моральной точки зрения, ни в связи с показателями уровня рецидивов.
https://www.youtube.com/watch?v=HZfovE-jvjk\u0026pp=YAHIAQE%3D
Рустам Губайдуллин
Что нового предлагает Минюст
Новый законопроект систематизирует существующие законы и установит единые для всей страны стандарты социальной адаптации осужденных и вышедших на свободу.
- За девять месяцев до освобождения заключенному письменно сообщают о системе пробации. Желающий участвовать пишет заявление в администрацию учреждения, где отбывает наказание. Это можно сделать сразу, до конца срока наказания и в течение шести месяцев после освобождения.
- Администрация в течение 30 дней рассматривает заявление и решает, нужна ли человеку пробация. Потом 10 дней готовят индивидуальную программу. Осужденный может вносить свои предложения.
- Перед выходом на свободу с человеком проводят социальную и воспитательную работу. В частности, оценивают риски рецидива и определяют перспективы ресоциализации.
- Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства после освобождения помогает получить образование (поступить в вуз, колледж или на курсы), устроиться на работу, оформить документы, найти родственников, получить социальные льготы и медпомощь.
- Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции следят за ресоциализацией человека. Его вызывают на беседы, звонят по телефону, приходят к нему на работу.
Пробация длится не больше года, конкретные сроки определяются индивидуально. Отказаться от участия в программе можно любой момент.
Индивидуальную программу составляет исполнительное учреждение или уголовно-исполнительная инспекция. Согласившись участвовать в системе пробации, человек обязан исполнять ее условия. Если он откажется это делать (например, перестанет ходить на работу или не станет оформлять документы), то программу прекратят.
Согласно законопроекту, в России будет три вида пробации:
- приговорная (исполнительная) будет использоваться при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества;
- пенитенциарная будет действовать в колониях и исправительных центрах;
- постпенитенциарная будет направлена на социализацию людей, которые уже вышли из мест лишения свободы и оказались в сложной жизненной ситуации.
Губайдуллин считает, что главное новшество законопроекта — ресоциализация людей после отбытия наказания. Но реализовать эти меры будет сложнее всего, потому что потребуется набрать профессиональные кадры, создать специальные центры пробации и разработать индивидуальные программы ресоциализации.
По задумке Минюста индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации станет основным инструментом системы пробации. Такой документ будут составлять для каждого, в него запишут необходимые меры поддержки и помощи.
Например, человеку, у которого есть родственники, помогут с ними связаться и наладить контакт. А если у человека нет образования, то ему подскажут, где и как его получить.
Еще индивидуальная программа может включать психологическую поддержку, юридическую, медицинскую и бытовую помощь, содействие в трудоустройстве, оказание соцуслуг.
Адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде считает, что не все планы Минюста реалистичны. Она отмечает нехватку квалифицированных психологов в России и сложности с восстановлением социальных связей.
Невозможно заставить родственников общаться с человеком, который отбывает наказание. Не могу представить себе эффективные меры, которые могут системно работать. И на мой взгляд, не нужно на этом в целом концентрироваться.
Елена Менде
Как правильные и сравнительно простые в реализации Менде отмечает образовательные меры поддержки. Она считает, что нужно сфокусироваться на организации обучающих программ в сфере IT, технологий производства и строительства.
К делу социализации бывших заключенных ведомство хочет привлекать коммерческие компании и ИП, НКО и религиозные организации, научные и медицинские учреждения.
В законопроекте указано, что НКО могут привлекать для психологической помощи, а коммерческие компании и ИП смогут взять отбывших срок на работу.
Минюст будет экономически стимулировать их, но конкретные меры поддержки в документе не указаны.
Минюст сообщает, что если законопроект о пробации примут, то придется внести изменения и в другие нормативно-правовые акты. А для этого понадобится время. Ведомство рассчитывает, что частично система начнет функционировать с 1 июля 2022 года. К этому времени должно заработать все, кроме постпенитенциарной пробации. Полноценная система появится к 1 января 2025-го.