Различные виды контроля в области государственных региональных и муниципальных закупок
Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
Правовое регулирование
Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
- Аккредитация на АСТ ГОЗ
- Хотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?
- Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:
- Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
- Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
- Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
- Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Заказать регистрацию на АСТ ГОЗ
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Проведение проверок
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.
Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.
Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Контроль ведомств
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Контроль в оборонном заказе
В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС.
При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.
Основные виды контроля в сфере закупок. — ГосТендер
Контроль в сфере закупок бывает:
- Федерального и муниципального уровня;
- Со стороны уполномоченных государством ведомств;
- Контроль со стороны финансовых учреждений;
- Контроль со стороны государственного заказчика;
- Контроль со стороны общественности.
Каждый из перечисленных пунктов списка вид и орган контроля распространяет свое влияние на строго определенный субъект закупочных отношений, согласно полномочиям. Остановимся на каждом подробнее.
На федеральном уровне контроль в сфере закупок ложится на плечи Федеральной Антимонопольной службы. На уровне муниципалитетов контроль осуществляется местными органами власти. Сама процедура контроля осуществляется посредством проверок.
Они могут быть как плановыми так и внеплановыми. Поводом для проверки может послужить жалоба в соответствующий орган. Контролю со стороны органов подвергаются любые госзакупки и субъекты, участвующие в них (госзаказчики, операторы ЭТП).
Федеральные и муниципальные органы контроля призваны следить, чтобы действия сторон, участвующих в закупке, были в рамках закона. Если ФАС и подконтрольные ей органы в регионах регистрируют нарушения, то они обязаны отреагировать.
Сторонам спускаются список зарегистрированных нарушений и предписания по их устранению. Если нарушения серьезные, то исполнение контракта может быть приостановлено до их устранения, либо вовсе аннулировано.
А участник, уклонившийся от исполнения обязательств по контракту внесен в реестр недобросовестных поставщиков.
Важно!
Влияние ФАС и подконтрольных ей служб не распространяется на торги, относящиеся к гособоронзаказу, финансовому и казначейскому контролю. Ревизии в этих областях проводят другие службы.
Осуществление контрольных функций также осуществляют надзорные ведомства. К ним относятся госорганы и госкорпорации такие как: «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.
https://www.youtube.com/watch?v=FCXo05a79ng\u0026pp=ygWjAdCg0LDQt9C70LjRh9C90YvQtSDQstC40LTRiyDQutC-0L3RgtGA0L7Qu9GPINCyINC-0LHQu9Cw0YHRgtC4INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDRgNC10LPQuNC-0L3QsNC70YzQvdGL0YUg0Lgg0LzRg9C90LjRhtC40L_QsNC70YzQvdGL0YUg0LfQsNC60YPQv9C-0Lo%3D
В процессе проверок осуществляется контроль за:
- Соблюдением предписанных запретов и ограничений;
- Соблюдение положений о нормировании;
- Компетентностью в расчете начальной максимальной цены контракта;
- Санкциями в отношении исполнителей, нарушивших условия сделки.
Проверка может быть выездного характера и документальная, когда изучению подвергается только «бумажная» часть процесса госзакупки.
Основная цель финансового контроля – недопущение перерасхода бюджетных средств. Объектом проверки считают госкомпании и госучреждения, на осуществления закупок которых государство выделяет средства.
Финансовая проверка – форма контроля в сфере закупок, которая осуществляется со стороны счетной палаты и иных контрольно-счетных органов – так называемый внешний уровень и Федеральным казначейством, местными органами финансового контроля на уровне внутреннем.
Внутренний контроль, осуществляемый казначейством, подразумевает проверку данных по финансовому обеспечению. Сравниваются сведения из плана графика с реальными показателями финансовой отчетности, идет проверка документации, контрактов с поставщиками, расчета НМЦК.
Общественный контроль – способ привлечения независимых агентов для критики государственной системы закупок. Сведения об общественном контроле и отводимых ему полномочиях указаны 212-ФЗ.
Общественный контроль осуществляется только на основе тех сведений о закупочных процедурах, которые размещены в открытом доступе. Субъектами выступают объединения юр.лиц, общественные объединения, рядовые граждане РФ. Они вправе осуществлять мониторинг, проверку, экспертизу, выносить предложения на обсуждения и слушания, обращаться в контрольные органы и суды.
Контроль со стороны заказчика подчинен его желанию надлежащего исполнения условий контракта со стороны исполнителя. В случае фиксирования нарушений он обращается за помощью к контрольному органу.
Также его обязанностью является контроль за привлечением к исполнению контракта СМП и СОНКО, если данное требование предписано условиями контракта.
- Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок?
На федеральном уровнях контроль осуществляется ФАС, на муниципальном уровне – местными органами власти. Финансовый контроль осуществляют: Казначейство РФ, местные органы финансового контроля, счетная палата, контрольно-счетные органы.Ведомственный контроль: госорганы и госкорпорации («Росатом», «Роскосмос»), управляющие органы государственных внебюджетных фондов.
- Кто осуществляет контроль в сфере закупок 44 ФЗ?
Контроль в сфере закупок осуществляется– На федеральном уровне – ФАС, на муниципальном – органами местного самоуправления;– Ведомствами РФ, госорганами и госкорпорациями;– Финансовыми учреждениями (счетной палатой, казначейством);– Заказчиком;
– Общественностью.
Объектами контроля выступают: денежные средства, выделяемые государством на совершение сделок, нормы законодательства, призванные регулировать отношения между сторонами, предписания, относящиеся к сфере закупок, требующие исполнения.
Финансовый контроль в сфере закупок осуществляет: Счетная палата РФ и иные контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, местные органы финансового контроля.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Целью системы закупок в государственном секторе является обеспечение прозрачности и экономного расходования бюджетных средств. Без системы контроля этого невозможно добиться. Именно поэтому сразу несколькими органами контролируются госзакупки. Также существует общественный контроль и контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности.
Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю.
Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.
Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности:
- заказчики,
- контрактные службы,
- контрактные управляющие,
- комиссии по осуществления закупок,
- уполномоченные органы и учреждения, с
- пециализированные организации,
- операторы торговых площадок
- и другие.
Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Глава 5 закона 44-ФЗ посвященаконтролю в закупках. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
Контроль за заказчиками осуществляют уполномоченные органы и организации, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
- уполномоченные органы;
- операторы электронных площадок;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.
Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.
Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок.
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство.
Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению.
Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств.
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
- Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку.
- К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта.
- Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности.
При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- рассматривать дела;
- составлять протоколы;
- обращаться в правоохранительные органы и суд;
- выдавать предписания.
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
Участник вправе обратиться в суд для обжалования решения службы при несогласии с выводами ФАС.
Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Различные виды контроля в области государственных региональных и муниципальных закупок в 2023 году – Юридическая поддержка
Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.
Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, определяют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее — Правила N 1576).
В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика.
При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.
В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил N 1576).
Ее можно проводить не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП.
В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил N 1576). Сводный план разрабатывается на один год, размещается в реестре жалоб и проверок и (или) в ЕИС (п. 48 Правил N 1576).
Порядок проведения ФАС России и ее территориальными органами плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.
В соответствии с п. п. 51, 52 Правил N 1576, если в отношении вас пришло время провести плановую проверку, контрольный орган должен уведомить вас об этом не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения.
В уведомлении будет указан предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, которые вам понадобится представить.
Если контрольный орган планирует провести выездную проверку, он может также попросить вас предоставить помещение для работы контролеров и необходимое для этого оборудование.
Учтите, что плановые проверки в рамках Закона N 275-ФЗ проводят ФАС России и ее территориальные органы на основании Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 240/16.
Внеплановые проверки контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 19 Правил N 1576).
Внеплановая проверка по жалобе участника закупки — самый распространенный и оперативный вид контроля. Жалобу контрольный орган рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня поступления (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).
Контрольный орган может приостановить спорную закупку до рассмотрения жалобы по существу. Это значит, что вы не сможете заключить контракт до тех пор, пока ваши действия не будут признаны правомерными или пока вы не устраните нарушения.
Рассматривает жалобу специально созданная комиссия, на заседание которой вы будете приглашены.
Если вы получили уведомление о внеплановой проверке, подготовьтесь к заседанию комиссии — соберите все запрашиваемые документы и подготовьте отзыв на жалобу с обоснованием своей позиции.
Также ознакомьтесь с порядком рассмотрения жалоб, поскольку его нарушение может быть основанием для обжалования решения контрольного органа. Например, для ФАС России такой порядок утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14.
За что заказчиков штрафуют?
Контроль закупочной деятельности – за что отвечает заказчик, за чем следят контрольные органы, как осуществляется надзор прокуратуры, за что штрафуют и как это можно оспорить. А также типовые ошибки заказчиков в статье от эксперта ЭТП ГПБ.
Контроль закупочной деятельности в рамках Закона № 44-ФЗ — оценка результативности осуществления закупочной деятельности, соблюдения законодательства о контрактной системе
Каждый уровень проверки, проверяющий орган — имеет четкую область проверки, установленные в рамках контроля и полномочия.
Хотите знать больше о том, что изменится в закупках с 01.01.2022 года? Посетите вебинар от эксперта-практика ЭТП ГПБ.
Виды контроля:
КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ:
Данный вид контроля установлен в ч.5, 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок контроля обновлен с 01 июля 2021 г. по ПП РФ № 1193. Специалисты Казначейства осуществляют в ручном формате, а также путем автопроверки размещенной информации в ЕИС.
Порядок осуществления контроля ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ | Порядок осуществления контроля ч. 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ | ||
Орган контроля | Территориальные органы Федерального Казначейства, Межрегиональное операционное УФК | Финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами | ЕИС (Федеральное Казначейство) |
Субъекты контроля | Федеральные заказчики o ФОИВ, ФКУ o ФБУ, ФАУ o ФБУ, ФАУ, которым переданы полномочия заказчика o *Региональные и муниципальные заказчики в соответствии с ч. 7 ст. 99 44-ФЗ | Субъектовые и муниципальные заказчики и ГВФ соответственно o ОИВ, КУ o БУ, АУ o БУ, АУ, которым переданы полномочия заказчика | Федеральные заказчики Региональные заказчики Муниципальные заказчики ГВФ |
Объекты контроля | Планы-графики закупок, Извещения (приглашения), Проекты контрактов | Извещения в ЕИС Протокол определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — Протокол ОППИ) в ЕИС Проекты контрактов в ЕИС |
Иные объекты контроля:
Объекты контроля | Форма контроля |
Извещения, приглашения принять участие в ОППИ в закрытых процедурах (ст. 84, 111 Закона № 44-ФЗ)[1] | Контроль в личном кабинете |
Закупки, содержание сведения, составляющую гос. тайну: планы-графики, приглашения принять участие в закрытых способах ОППИ, условия проектов контрактов[2] | Контроль на бумаге |
Проекты контрактов с ед. поставщиками (за исключением контрактов, заключенных по результатам несостоявшейся закупки) |
Исключения из перечня субъектов контроля по части 5 и части 5.1 статьи 99 Закона 44-ФЗ, отметим, что с 01.04.2020 НЕ контролируются:
- закупки Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ и МО, избирательных комиссий МО, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ;
- закупки иных получателей бюджетных средств, осуществляющих операции с бюджетными средствами на счетах, открытых в Банке России или кредитной организации;
- закупки товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета Союзного государства.
- закупки товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства;
Алгоритмы осуществления контроля по части 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ:
- Проверяется соответствие Извещения и позиции, включенной в план-график:
- — Соответствие ИКЗ в извещении и в позиции плана-графика закупок;
- — Непревышение НМЦК очередного извещения над свободным остатком бюджета по позиции плана-графика, за вычетом ФО по уже размещенным извещениям;
- — А также соответствия объема ФО, содержащегося в извещении, в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год и плановый период, НМЦК в извещении.
2. Проверяется соответствие Извещения и Протокола ОППИ:
— Соответствие ИКЗ в протоколе и в извещении;
— Непревышение цены победителя в протоколе над НМЦК в извещении.
3. Проверяется соответствие Протокола ОППИ и Проекта контракта:
— Соответствие ИКЗ в проекте контракта и в протоколе;
— Непревышение цены проекта контракта и цены победителя в протоколе.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ:
В рамках ст. 99 Закона № 44-ФЗ государственные ведомства обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, распределение по полномочиям и зоне ответственности следующие:
- Исполнительный орган федерального уровня, субъектов РФ, осуществляющий контроль закупок (ФАС России и его территориальные органы) – осуществляют плановые и внеплановые проверки;
- Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ) – осуществляет проверку закупок, содержащих сведения о государственной тайне;
- Казначейство РФ, различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований – осуществляют контроль закупок в части указания ИКЗ, информации финансового обеспечения, проектов контракта и информации отраженной в протоколах закупки;
- Росфиннадзор — осуществляет контроль соблюдения правил нормирования, методологии обоснования НМЦК с учетом правоприменительной практики, применения ответственности при нарушениях, соответствие результата закупки его описанию закрепленном в контракте, соответствие использования объекта закупки и целей;
- органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, финансовые структуры регионов, муниципальных образований, органы управления внебюджетными фондами федерального значения, органы внутреннего финансового контроля – контроль за проведением закупочных процедур на региональном и муниципальном уровнях.
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:
В соответствии со ст. 100 Закона № 44-ФЗ данный вид контроля установлен за государственными ведомствами.
«Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией»[3].
КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ЗАКАЗЧИКОМ (ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ):
Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением обязательств по контрактам, привлечением субподрядчиков из числа СМП и СОНО.
Могут быть установлены такие способы контроля, как проверка закупочной документации на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ, правильность формирования лота, корректность описания объекта закупки, правильность установления критериев оценки и сопоставления заявок, а также корректность осуществления такой оценки заявок. Систематический аудит закупочной деятельности и отдельных этапов проведения закупки внутренними специалистами (аудиторами) позволяет выявить, например, ошибки при определении НМЦК на этапе формирования закупочной документации, что позволяет избежать завышения НМЦК.
Заказчикам стоит помнить о приоритете прозрачности проведения закупочной процедуры и эффективности в части экономии бюджетных средств.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:
Установлен в рамках ст. 102 Закона № 44-ФЗ, который осуществляется со стороны граждан и общественных организаций, а также через механизм общественного обсуждения. Федеральным законом № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» определен перечень структур, осуществляющих данную форму контроля, это:
- Общественные палаты, общественные советы;
- Общественные инспекции, общественные наблюдательные комиссии;
- Советы при федеральных и субъектовых органах власти;
- Группы общественного контроля;
- иные организационные структуры общественного контроля.
Для информационного обеспечения деятельности по общественному контролю могут создаваться различные специализированные сайты.
Субъекты общественного контроля вправе запрашивать необходимую для осуществления контроля информацию, подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и т.д.
Также ФЗ № 212 установлена отдельная статья, исключающая конфликт интересов со стороны общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля при осуществлении контроля.
Вышеуказанные субъекты контроля помогают минимизировать нарушения в сфере закупок, злоупотребления со стороны заказчиков, вправе направлять предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок, запрашивать информацию о закупках у заказчиков, осуществлять общественный мониторинг закупок, общественную экспертизу закупок и их результатов, обращаться в правоохранительные и контрольные органы в целях проверки закупочной деятельности заказчиков.
ПРОКУРОРСКИЙ КОНТРОЛЬ:
Противоправной деятельностью заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по Закону № 44-ФЗ занимается Генеральная прокуратура, проводя плановые и внеплановые (на основании обращения, жалобы) проверки закупок заказчиков.
Проверка проводится согласно методическим рекомендациям, касающихся организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе, установленных в письме Генпрокуратуры №7-16-2019 от 14.01.2019г.
Также прокуратура осуществляет надзор за законностью принятых НПА в сфере закупок ТРУ и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Проверки могут проводиться с выездом на место проверки либо в формате документарном, осуществляя проверку документов на бумажном носителе либо в электронной форме в органах прокуратуры.
Сотрудники прокуратуры проверяют:
- Законность принятия НПА;
- Определение НМЦК (включая проверку расчетов и первоисточников), описание объекта закупки (на наличие избыточных/необоснованных требований);
- Законность заключения контрактов;
- Наличие признаков дробления закупочных процедур;
- Законность выбора победителя закупки;
- Законность заключения контрактов с едпоставщиком;
- Фикцию при заключении контракта, а также при приемке ТРУ;
- Нарушение сроков оплаты и т.д.
По итогам проверки Прокурор (или его заместитель) может:
- согласно ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» принести протест на противоречащий закону акт в орган или должностному лицу, которые издали данный акт;
- согласно ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ» внести представление об устранении нарушений закона;
- согласно ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ» вынести постановление о возбуждении дела;
- согласно ст. 25.1 Закона «О прокуратуре РФ» направить предостережение о недопустимости нарушения закона.
По вышеуказанным документам предусмотрено право на обжалование, путем обращения к вышестоящему прокурору, так и в судебном порядке.
Ответственность заказчиков и должностных лиц:
Предусмотрена административная ответственность (ст.7.29, 7.29.1, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.5, 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП РФ), распространяющаяся на юридических и должностных лиц.
А также уголовная:
- ст. 159, 169, 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
- 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок»;
- 204, 285, 285.1, 286, 290, 291.1 УК РФ.
При неисполнении своих должностных обязанностей, ненадлежащем исполнении и в случае, если будет установлен факт наличия возможности для соблюдения норм законодательства, но лицом не были предприняты соответствующие меры – то ответственность несет должностное лицо (например, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, член закупочной комиссии и т.д.).
У должностного лица, в отношении которого вынесено постановление есть право на обжалование такого постановления об административном правонарушении.
Срок давности по административному правонарушению составляет 1 год с момента его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Типовые ошибки заказчиков при осуществлении закупочной деятельности:
- Нарушены сроки размещения документов в ЕИС согласно Закону №44-ФЗ;
- Нарушен выбор метода обоснования НМЦК;
- Осуществление закупок, не предусмотренных планом – графиком;
- Неуказание или некорректное указание источника финансирования в заключаемом контракте;
- Неуказание, неверное указание ИКЗ в заключаемом контракте;
- Отсутствие условия указывающего, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
- Нарушение правил установления размера аванса по заключаемым контрактам;
- Нарушены нормы ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ, по невозможности продления срока действия контракта;
- Сумма фактического исполнения не соответствует сумме контракта, но при этом отсутствует расторжение на сумму неисполненных обязательств;
- По заключенному контракту срок поставки оборудования указан ранее даты заключения контракта;
- В заключенном контракте сумма цифрами не соответствует сумме прописью;
- При заключении контакта не указан ассортиментный перечень и цена товара;
- В заключенном контракте предусмотрена пролонгация;
- В заключенном контракте срок действия контракта выходит за рамки финансового года;
- Невыполнение объема по закупкам у СМП, СОНО;
- Не размещение, либо несвоевременное размещение отчетности в ЕИС об объеме закупок у СМП, СОНО;
- Нарушение ч.6 ст. 94 Закона 44-ФЗ в части порядка создания комиссии по приемке товаров, работ, услуг (например, у одного заказчика такая комиссия была создана из трех человек).[4]
Хотите разобраться в изменениях в закупках с 01.01.2022 года, включая изменения в части обжалования, контроля, работы с НРП?
Рекомендуем посетить вебинар:
Изменения в законодательстве о закупках с 2022 года
В 2022 году вступают в силу масштабные изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок. Поправки затронули практически все этапы закупочного процесса, начиная с размещения извещения и заканчивая исполнением контракта.
Участники вебинара познакомятся с основными новациями закона, получат практические советы по его применению.
Спикер: Царев Валентин — юрист-практик в сфере государственных и коммерческих закупок, опыт работы в закупках более 10 лет.
[3] Ст. 100 Закона № 44-ФЗ
[4] Нарушения указаны из актов плановых проверок контрольного органа на соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях