Совместные торги по 44 фз условия и порядок организации и проведения совместных закупок
Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку
Содержание
1. Что такое совместная закупка по 44 ФЗ2.Проведение совместных закупок по 44 ФЗ алгоритм3. В обязанности организатора совместной закупки входит4. Как стать участником совместной закупки5. Видео-инструкция размещение извещений о совместной закупке
1. Что такое совместная закупка по 44 ФЗ
Контрактная система позволяет двум или более заказчикам объединяться друг с другом и организовывать совместную закупку с нуля по различным действиям. Подобного рода закупки основываются на поставке товаров, на оказание услуг или на исполнение работ.
На основании закона возможно проводить совместные закупки в качестве конкурсов или аукционов. Существует мнение, что при больших объемах закупок товаров, работ и услуг сама цена контракта будет меньше, то есть за счет этого пользу получают сами заказчики.
Выбор вида закупок имеет ограниченный характер, все дело в том, что запрос котировок из-за существующего ограничения в НМЦК, нельзя провести в качестве совместной закупки.
Общий процесс по организации совместных видов закупок, регламентируется законом о контрактной системе и Постановлением Правительства России от 28.11.2013 под номером 1088.
Нужна помощь в организации совместной закупки по 44 ФЗ?
Обратитесь к надежной организации, мы всегда готовы Вам в этом помочь!
Обратиться за помощью
2. Проведение совместных закупок 44 ФЗ алгоритм
При условии того, что в закупке будет участвовать сразу несколько заказчиков, то организатором будет выступать один из участвующих заказчиков. Соглашение о проведении совместной закупки, его заключают между собой стороны. данное соглашение бывает двух видов: первым видом будет являться двустороннее, а вторым многостороннее.
Данный документ содержит в себе прописанный порядок по процедуре проведения закупки, указываются права всех сторон и их обязанности. В обязательном порядке в соглашении указывается сам заказчик, выбранный организатором.
Следующие данные обязаны содержаться в любом соглашении:
- Прописываются стороны соглашения, а также идентификационный код закупки;
- Указываются параметры объекта закупки и все виды закупаемых товаров, работ и услуг:
- Прописывается расчет НМЦК, которое содержит обоснование со стороны заказчиков;
- Указываются все права сторон соглашения;
- Указывается выбранный организатор закупки и полномочия, которыми он обладает;
- Прописываются процессы формирования закупочной комиссии, а также указывается регламент ее действий;
- сроки, когда была создана закупочная документация;
- Планируемые сроки закупок;
- Прописывается порядок оплаты расходов, которые связаны с процедурой по организации закупок;
- Срок, в течение которого действует соглашение;
- Выбранный порядок разрешения споров.
Как только будет подписано соглашение всеми сторонами, то параллельно они могут вносить корректировки в свои планы графики закупок. Внимание стоит уделить тому моменту, что каждый из заказчиков, участвующих в закупке должен самостоятельно обосновать НМЦК. Итоговая сумма НМЦК составляется из совокупной суммы НМЦК любого из заказчиков. Второй момент, который стоит учесть при совместной закупке, потребуется каждому из заказчиков лично подписывать контракт, так нельзя данные обязательства передавать организатору закупки. Хотите гарантированно побеждать в закупках?
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в закупке Предоставляем комплексное сопровождение тендерной документации под ключ, любой сложности, подробнее о данной услуге смотрите по данной ссылке.
3. В обязанности организатора совместной закупки входит
Организатор закупки должен отвечать за организацию процесса проведения закупки, то есть от действия по планированию закупки до заключения, а далее исполнения контракта.
Однако рассмотрим более подробно обязанности организатора:
- Формирование комиссии по закупке и контроль за ее деятельностью;
- Создание и последующее размещение в ЕИС извещения о том, что закупка была проведена;
- Предоставление документации лица, имеющих интерес к закупке и обоснование положений документации;
- возможность внесения корректировок в закупочную документацию;
- Отправка копий протоколов всем сторонам соглашения.
Оказываем все виды услуг по лицензированию, по самым актуальным направлениям деятельности и по самым выгодным условиям.
4. Как стать участником совместных закупок
В обязанности участников будут входить ожидание итоговых результатов совместного аукциона или конкурса и готовность подписать контракт. Одинаковую степень ответственности будут нести все стороны закупки, которая должна быть равна доле НМЦК в цене контракта.
Самым простым и популярным видом закупок является электронный аукцион. При его проведении не требуется больших затрат по сравнению с другими закупками.
Особое внимание нужно уделить процедуре обеспечения исполнения контракта.
Когда будет определен победитель закупки, он должен внести обеспечение исполнения контракта на счет заказчиков в размере от НМЦК.
Данный размер прописывается в документации о закупке при публикации извещения каждым из заказчиков. Совместные закупки являются наиболее удобным способом по обеспечению гос и муниципальных нужд в области закупок. В основе этого лежит количество заказчиков, участвующих в закупке, ведь от этого будет зависеть размер вознаграждения поставщика. Все дело в том, что поставщики не заинтересованы в контрактах, которые будут иметь небольшую сумму размера, но с существенными транспортными расходами на доставку товаров. Но стоит учесть тот момент, что ни каждый заказчик захочет стать организатором закупки, так как на него возлагается много полномочий и большая
ответственность по проведению торгов.
5. Видео-инструкция размещение извещений о совместной закупке
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Особенности участия в совместных закупках по 44-ФЗ
В этой статье мы разберем понятие «совместные закупки». Ответим вопрос, как они проводятся, и кто вправе их организовывать. Узнаем плюсы и минусы этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.
В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Совместные закупки по ФЗ-44 — формат закупки, в которой два и более заказчиков хотят купить одинаковые товары, работы или услуги. Они объединяются через соглашение и делают единый заказ. Это позволяет:
- минимизировать затраты на подготовку к проведению торгов;
- вызвать интерес у крупных оптовых поставщиков: они охотней подают заявки на большие объемы и предлагают выгодные цены;
- отдельные заказчики получают возможность закупить товары. Бывает, что их потребности незначительны и организовывать торги бессмысленно — поставщики не будут подавать заявки.
Правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.
Совместные торги проводятся только при аукционах, реже конкурсах. Конкурс сложно организовать, так как требуется учесть технические задания каждого заказчика. Аукцион организовать немногим проще: участникам нужно выбрать организатора, собрать и обработать информацию от всех организаций, заключить многосторонний договор.
Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.
Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.
Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.
Объединяться для совместных торгов — право заказчиков по 44-ФЗ, принудить кого-либо к торгам невозможно
Совместными закупками руководит организатор.
Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.
- Участники выбирают его из своих рядов и наделяют полномочиями на организацию и проведение закупок.
- Второй вариант — организатором становится госорганы, муниципальные и казенные организации, которые имеют право определять победителя в госзакупках.
- Какие обязанности у организатора?
- Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:
- Разработать документацию и при необходимости скорректировать ее на любом этапе проведения торгов.
- Опубликовать документацию в ЕИС.
- Оформить и опубликовать протоколы.
- Опубликовать контракт для победителя закупки.
- Утвердить состав комиссии.
Что касается комиссии, в нее входят представители компаний-участников. Традиционно количество представителей пропорционально объему закупок, однако, заказчики могут договориться на иные условия и закрепить их в соглашении.
Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.
Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.
Прежде чем начать совместные закупки, участники заключают соглашение. Оно подтверждает, что они согласны передать организатору права на организацию закупки.
В соглашении содержится информация:
- Об организаторе и его полномочиях.
- О каждом участнике.
- Об объекте закупки.
- НМЦК для каждого заказчика с обоснованием.
- Порядок формирования комиссии и регламент ее работы.
- Прочая информация.
Часть соглашения о проведении совместных закупок по 44-ФЗ
Полный перечень о содержании соглашения описан в ч. 2 ст. 44-ФЗ.
Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.
Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.
Совместные закупки регламентируются постановлением Правительства РФ от 28.11.13 №1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».
Заказчикам, которые хотят принять участие в совместной закупке, стоит обратить внимание на то, что расходы на проведение процедуры делятся не в равных долях. Они рассчитываются пропорционально доле НМЦК каждого участника в общей сумме НМЦК контрактов.
Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.
- Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы.
- Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.
Интересно и то, что при публикации извещения о закупке, поставщики видят суммарную НМЦК. Однако в дальнейшем в индивидуальных контрактах указывается НМЦК и обоснование от каждого заказчика в отдельности.
У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.
К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.
Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.
Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор.
Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях.
Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.
Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.
К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.
Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).
Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.
В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.
Как вам статья?
44‑ФЗ простым языком. Часть 2
В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников.
Способы закупок
Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.
В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:
Закупка у единственного поставщика | Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». |
Открытый конкурс | Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия. |
Конкурс с ограниченным участием | Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:
|
Двухэтапный конкурс | На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции. |
Закрытый конкурс | Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации. |
Закрытый конкурс с ограниченным участием | Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор. |
Закрытый двухэтапный конкурс | Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. |
Электронный аукцион | Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт. |
Закрытый аукцион | В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. |
Запрос котировок | Это относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год. |
Запрос предложений | Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях. |
С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.
В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.
Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:
- ограничения в его применении,
- сроки проведения и другие параметры,
- НМЦ и отрасль закупки.
Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.
Особенности проведения электронных закупок
Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.
Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.
ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.
В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.
Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.
ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:
- копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
- ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
- решение об одобрении крупной сделки,
- для физического лица — только копию паспорта,
- копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
- выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,
Совместные конкурсы и аукционы
Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:
- юридическую информацию о сторонах,
- сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
- порядок проведения закупок,
- перечень полномочий организатора,
- другую необходимую информацию.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.
Централизация закупок
Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.
В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.
При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.
Ограничения и преимущества поставщиков
Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.
Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.
Преимущества участникам
Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.
Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).
Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям
Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.
Заказчик может установить преимущество так:
- объявить закупку только среди СМП,
- потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.
В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.
Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.
По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.
Требования к участникам
Единые требования
Поставщик может участвовать в закупке, если:
- организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
- не имеет задолженностей по налогам,
- у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
- за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
- нет аффилированности с заказчиком,
- обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
- не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
- нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
- не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.
Дополнительные требования
Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:
- финансовые ресурсы для исполнения контракта,
- право собственности на недвижимость и технику,
- опыт аналогичных работ,
- нужное количество квалифицированных специалистов.
Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.
Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.
Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:
- предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
- цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.
Совместные закупки по 44-ФЗ. Отличия от прочих видов закупки. Преимущества. Когда целесообразно использовать. — ГосТендер
В случае когда происходит закупка одного и того же товара или услуги сразу несколькими государственными учреждениями, последние имеют право объединиться и провести закупку сообща. Организатором совместной закупки может быть как один из заказчиков, так и уполномоченный орган или другое учреждение, которому заказчики передали право на проведение закупки.
Как и в ситуации централизованной закупки (ссылка) объединение нескольких закупок в одну процедуру оказывается экономически выгодно, так как контракты на большую сумму, как правило, привлекательнее для потенциальных поставщиков. Закупки малого объема не всегда являются рентабельными для поставщика, увеличив объем закупаемого товара заказчик имеет больше шансов его заинтересовать.
Важно!
Совместная закупка может быть организована только посредством проведения электронного аукциона или конкурса.
- Предметом совместной закупочной процедуры могут выступать исключительно родственные или комплектные товары (например, принтер и картридж с краской).
- Нередко судебная практика выявляет ситуации, когда в рамках совместной закупочной процедуры были приобретены товары, не отвечающие вышеназванным критериям.
- Например, в Белгороде заказчики объединились для приобретения компьютерного оборудования, комплектующих и периферии, принтеров – будущих составляющих материально-технической части компьютерных классов.
ФАС выявило расхождения в действиях заказчиков, вознамерившихся приобрести данные товары в рамках одной процедуры, с частью 1 статьи 25 44-ФЗ. Приобретаемое оборудование по мнению проверяющего органа не подпадает под категорию идентичных товаров.
https://www.youtube.com/watch?v=Nn527OG7XK0\u0026pp=ygWgAdCh0L7QstC80LXRgdGC0L3Ri9C1INGC0L7RgNCz0Lgg0L_QviA0NCDRhNC3INGD0YHQu9C-0LLQuNGPINC4INC_0L7RgNGP0LTQvtC6INC-0YDQs9Cw0L3QuNC30LDRhtC40Lgg0Lgg0L_RgNC-0LLQtdC00LXQvdC40Y8g0YHQvtCy0LzQtdGB0YLQvdGL0YUg0LfQsNC60YPQv9C-0Lo%3D
Белгородские заказчики попытались оспорить решение, ссылаясь на принадлежность товаров к группе технически сложных устройств, предназначенных для комплектации компьютерных классов. Однако, суд апелляцию не принял. Формирование закупки путем включения в нее товаров схожих по свойствам, и отвечающих единой цели – неверно.
Интерпретация родственных товаров со стороны заказчиков справедливо была признана ошибочной. Принтер, ноутбук и клавиатура хоть и служат одной цели, не обладают родственными признаками (как например, стулья и кресла) и вместе не составляют комплект (принтер и картридж с краской).
Проведение совместной закупки на продукцию, не подпадающую под критерии «одних и тех же товаров» чревато разбирательством с ФАС и наложением штрафа в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта (от 10 000 до 50 000 рублей).
Стоит отметить, что закон, однако, не ограничивает проведение закупок по территориальному признаку. Заказчики из разных регионов могут объединиться для совместной закупкой. Такая ситуация вполне имеет место быть, так как в силу большего объема закупаемой продукции, поставщики смогут покрыть расходы на логистику.
Доставка в небольшие населенные пункты напрямую связана с расходами на транспорт. Если подобных пунктов множество на относительно небольшом удалении, поставщик извлечет из подобной сделки больше выгоды.
Отличие совместной закупки от централизованной в том, что каждый заказчик заключает индивидуальных контракт с поставщиком, тогда как в централизованной процедуру возможно делегировать представителю. Помимо этого, совместная закупка является самостоятельным волеизъявлением группы учреждений, централизованная организуется независимо от желания заказчиков.
Заказчики заключают договор, в нем прописывают основные нюансы организации и проведения тендера, права и обязанности друг друга, а также полномочия, вверенные организатору проведения тендера (отдельному уполномоченному органу или одному из заказчиков).
Организатор берет на себя ответственность за следующие аспекты процедуры закупки:
- подготовка и согласование закупочной документации с каждым заказчиком;
- размещение ее в Единой информационной службе;
- публикация информации о ходе торгов, фиксация изменений;
- предоставление комментариев для заинтересованных предложением потенциальных участников;
- обнародование протоколов и условий контракта.
Проведение совместной закупки предваряет соглашение заказчиков о необходимости проведения подобного мероприятия. В договоренности прописываются условия. Информация, которая должна фигурировать в соглашении:
- данные об заказчиках и организаторе;
- пункты, касающиеся предмета закупки, требования к исполнителю;
- начальная максимальная цена контракта для каждого заказчика;
- информация о правах и обязанностях задействованных;
- о составе комиссии;
- о сроках размещения извещения и направленных приглашениях.
Образец соглашения можно скачать по ссылке.
Цена контракта для каждого из заказчиков рассчитывается исходя из его доли в формировании НМЦК. Каждый заказчик определяет предельную стоимость закупки независимо от остальных, сумма этих величин равняется НМЦК.
Существует зависимость между значением НМЦК и возможностью проведения совместной закупки нескольких заказчиков среди субъектов малого предпринимательства. Если НМЦК превышает двадцать миллионов рублей, то проведение конкурса или аукциона на совместную закупку у СМП недоступно.
Например, аукцион завершился на отметке 10 000 000 рублей. Начальная максимальная цена контракта 12 000 000 рублей. Заказчик №1 при формировании НМЦК закладывал 7 000 000 рублей, два других готовы были приобрести товар на сумму равную 2,5 млн. рублей. Таким образом цена контракта для первого заказчика будет равна 7/12 * 10 000 000 рублей, для двух других 2,5/12* 10 000 000 рублей.
Цена контракта для каждого из заказчиков рассчитывается исходя из его доли в формировании НМЦК. Каждый заказчик определяет предельную стоимость закупки независимо от остальных, сумма этих величин равняется НМЦК.
Если поставщик пожелает прибегнуть к банковской гарантии, то бенефициарами в этом случае указываются все заказчики.
Когда победитель в конкурсе определен, заказчики подписывают с ним индивидуальные контракты. Все дальнейшие действия направленные на контроль за соблюдением поставщика условий контракта или на расторжение договора заказчики принимают самостоятельно.
Важно!
Если закупка признана несостоявшейся, решение о заключении контракта с единственным поставщиком также принимается автономно. Каждый заказчик самостоятельно направляет информацию для согласования в контрольный орган.
Начальную максимальную цену контракта каждый заказчик формирует независимо от остальных, их сумма и будет составлять значение НМЦК для всей закупки.
Помимо этого заказчик сам определяет необходимый ему объем товара, описывает его свойства, обосновывает предмет закупки. Все эти действия должны быть выполнены еще до заключения соглашения между группой. Расходы делятся согласно долям в формировании НМЦК.
Договор с победителем в тендере подписывается в индивидуальном порядке всеми участниками совместной процедуры закупки.
Для поставщиков различия между совместной и рядовой закупкой проводимой в рамках 44-ФЗ незначительные, и как мы уже выяснили, касаются в основном обеспечения заявки и подписания контракта.
Совместные госзакупки – объединение двух и более заказчиков, испытывающих необходимость в приобретении родственных или подобных товаров в рамках одной закупочной процедуры. Своей целью совместная закупка ставит экономию бюджетных средств, рассчитывая на снижение цены ввиду большего объема закупки и сокращение бюрократических процедур.
Что такое совместные закупки в рамках госзаказа? | Контур.Закупки
Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Зачем проводить совместные закупки
Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.
Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Коллективные закупки по закону 44-ФЗ
Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.
Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:
- в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
- победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
- между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).
Кто проводит
Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.
Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.
Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.
В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:
- разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
- публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
- дает разъяснения по запросам участников;
- публикует в ЕИС протоколы торгов;
- размещает проект государственного контракта.
Соглашение заказчиков
Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:
- о заказчиках и организаторе совместной закупки;
- об объекте, который закупается;
- о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
- об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
- о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
- о закупочной документации;
- о создании и действии комиссии по закупке;
- о сроках, включая срок разработки документации;
- о том, как будут оплачиваться общие расходы;
- о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
- о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.
Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.
На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.
В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.
Совместная закупка по закону 223-ФЗ
Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ.
Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене.
Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.
Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.
Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.
Плюсы и минусы
Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:
- Участники получают выгодные цены.
- Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
- Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.
Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.
Сложности, которые могут возникнуть
Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?
В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.
Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?
При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.
Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.
Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.
Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?
Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.