Без колес автопроизводители массово покидают российский рынок
Рено Россия: превращен в Московский автозавод «Москвич», выпускает китайские автомобили под брендом «Москвич»
Renault стала одной из первых компаний, объявивших об уходе, и решить вопрос с «освободившимся» московским заводом власти уже успели.
Напомним, что бывший владелец завода, французский концерн Renault, 23 марта 2022 года прекратил производство автомобилей.
Уже 16 мая 2022 года все материальные активы перешли в собственность правительства Москвы, а пакет акций Renault (67,69 %) концерна АвтоВАЗ был передан НАМИ.
Затем 3 июня 2022 года ЗАО «Рено Россия» было официально переименовано в Московский автомобильный завод «Москвич».
В конце ноября «Москвич» ожил и начал производство городского кроссовера Москвич 3. По сути, это крупноузловая сборка китайского автомобиля Sehol X4 (JAC JS4) компании JAC.
Первые «отверточные» кроссоверы Москвич 3 были собраны в конце прошлого года, а в январе 2023 года с конвейера сошла двухтысячная машина. В текущем году завод должен выпустить не менее 50 тысяч машин, включая электрическую версию Москвич 3е.
Цены на бензиновый кроссовер начинаются с 1 970 000 рублей, а электромобиль оценен в 3,5 миллиона рублей.
Если говорить о более долгосрочных планах, то в рамках соглашения с ПАО «КАМАЗ», которое является главным техническим куратором этого проекта, ранее была разработана стратегия развития завода на ближайшие 8 лет, в соответствии с которой планируется разработка оригинальной универсальной платформы для выпуска отечественных электромобилей. Учитывая, что частный бизнес пока не решается загадывать, что будет даже через 8 месяцев, стратегия развития на 8 лет кажется весьма оптимистичной.
Автотор: заключил контракты с тремя неназванными китайскими брендами
На автосборочном предприятии «Автотор» в Калининграде выпускались легковые BMW, Kia, Hyundai, а также коммерческие модели Ford. В 2022 году производство полностью прекратилось на несколько месяцев, и были завершены контракты на сборку моделей BMW, Hyundai, Genesis и Kia.
В мае 2022 начался вынужденный простой, всем сотрудникам была предоставлена возможность временного трудоустройства. С октября прошлого года началась переналадка конвейера к запуску производства автомобилей новых брендов – однако что это за бренды, компания пока не раскрывает.
На данный момент Автотор уже возобновил работу после долгого простоя.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал в конце прошлого года, что предприятие заключило соглашение с тремя китайскими компаниями и уже наладило сборку китайских машин, информация о которых до сих пор не разглашается.
Конвейер включился в период с 5 по 11 декабря. В рамках тестовой сборки уже собрано до двух тысяч машин. По сообщению губернатора, в 2023 году объем производства должен быть увеличен до 50 тысяч единиц.
Кроме того, 17 января 2023 из публикации самого Автотора в соцсетях стало известно, что компания завершает строительство новой производственной площадки и готовится к вводу в эксплуатацию корпуса окраски пластмассовых изделий в рамках инвестиционного проекта по созданию производств электромобилей и автокомпонентов на технологической площадке в Калининграде. Специалисты завода и прибывшие шеф-монтажники корейских поставщиков оборудования приступили к пуско-наладочным работам перед окончательным вводом в эксплуатацию. «Здесь будет осуществляться окраска широкой номенклатуры изделий, включая передний и задний бампер, крышки и заглушки бамперов, дверей, зеркал, элементы решетки радиатора, дверные молдинги, спойлеры и др. Проектная мощность завода составляет 170 тыс. единиц продукции в год при двухсменном режиме работы», – сообщается в публикации ВК компании.
Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус: передан АВТОВАЗу, будет собирать китайские модели под брендом Lada
Японская корпорация Nissan полностью свернула свою деятельность в России, объявив о продаже своих активов государству 11 октября прошлого года. Новым собственником должен был стать ФГУП НАМИ – ему передавались все активы: производственная площадка, научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.
Но ситуация относительно питерского завода Nissan снова резко изменилась – теперь собственность переходит к АвтоВАЗу. Об этом заявил 10 января президент компании Максим Соколов. Ранее предполагалось, что АвтоВАЗ будет только управлять бывшим заводом Nissan, а собственником так и останется ФГУП «НАМИ». Сделка, по словам Соколова, должна пройти в январе-феврале.
Итак, «АвтоВАЗ» получает завод Nissan в Санкт-Петербурге и уже рассказал о его будущем.
Здесь будет налажена сборка китайских «автомобилей более высоких сегментов» под брендом Lada – заявлено, что они не будут конкурировать с существующей модельной линейкой.
Представители Автоваза также рассказали о своем желании далее сотрудничать с производителями автокомпонентов, которые обслуживали питерский завод Hyundai, о котором мы поговорим ниже.
Не исключаются и другие подобные проекты в партнерстве с иностранцами, которые возможно осуществлять с помощью простаивающих сейчас мощностей концерна. Например, производственная площадка Lada в Ижевске, где уже через год компания надеется запустить сборку электрических Lada Largus. Ждет соответствующего решения и простаивающий с 2021 года завод «Lada Запад Тольятти».
Лада Ижевск: лишен сборки Vesta, простаивает в ожидании обещанного начала производства e-Largus
Ижевский завод АвтоВАЗа прекратил выпуск модели Lada Vesta, которая была для него ключевой. Персонал завода, понимающий, что дело пахнет керосином, еще летомобращался к президенту страны к открытым письмом. Однако ситуацию это не изменило: Vesta переехала в Тольятти, и производственные мощности завода простаивают.
Уже в августе на заводе начались сокращения, поскольку конкретных планов по возобновлению производства у АвтоВАЗа нет. Одним из вариантов решения проблемы был назван запуск электрической версии Largus. Однако реальная возможность и тем более сроки запуска производства e-Largus пока неизвестны – модель существует лишь в виде концепта.
Так что, по всей видимости, производственная площадка в Ижевске будет в ближайшее время пребывать в простое.
Липецкий завод Моторинвест: начал выпуск китайских автомобилей под собственным брендом Evolute
Липецкий моторный завод стал одним из тех, кто «ожил» под санкциями. Само предприятие еще в 2014 году собирало китайские внедорожники Great Wall, сотрудничая с Ирито, но уже через год этот проект провалился.
В 2016 году завод попробовал второй раз – уже с компанией Changan, но и этот симбиоз просуществовал лишь 3 года.
То есть, с 2019 года у Липецкого завода не было постоянного крупного партнера – и вот теперь в 2022 году там наладили сборку китайских электромобилей под новообразованным отечественным брендом Evolute.
К текущему моменту освоена отверточная сборка двух моделей: седана i-Pro (он же Dongfeng Aeolus E70) и кроссовера i-Joy (он же Seres 3). В ближайших планах – минивэн i-Van (Dongfeng LingZhi EV 2020 года) и более дорогой и крупный кроссовер i-Jet (Seres SF5). Продажи первых двух моделей уже запущены: цена на i-Pro начинается с 3 миллионов рублей, а i-Joy стоит от 3,5 миллионов.
Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус: завод почти полностью остановлен, выпускает кузова для экспорта в Казахстан, идет сокращение персонала
Компания Hyundai еще не приняла решение об уходе с российского рынка, но находится в той же ситуации, что и все прочие: бизнес поставлен на паузу, а производственные площадки остановлены из-за отсутствия комплектующих.
В конце прошлого года шла речь о консервации завода, но недавно стало известно, что на заводе в Шушарах возобновилась сварка и окраска кузовов Hyundai Solaris. Правда, предназначены они не для «местного потребления», а для экспорта на сборочное предприятие Hyundai в Казахстане.
Однако частичное возобновление работы не повлияло на общую ситуацию, и недавно на заводе Hyundai началось сокращение персонала.
На фоне простоя завода и его «невостребованности» появились слухи о том, что его может приобрести казахстанская компания Astana Motors, которой принадлежит завод Hyundai Trans Kazakhstan в г. Алма-Ате.
Некоторые источники предполагали, что Astana Motors строит реальные планы выкупить эту производственную площадку и наладить сборку автомобилей Kia Rio и Hyundai Solaris.
Однако компания Astana Motors в середине января опровергла эту информацию, сообщим об отсутствии планов по покупке российского завода.
Toyota Motor Manufacturing Россия: законсервирован, персонал сокращен
Компания Toyota Motor в сентябре 2022 года заявила о прекращении производства своих автомобилей в России и закрытии завода в Шушарах. Формально это был не полный уход с рынка, но фактически он состоялся: помимо закрытия завода компания сократила большую часть сотрудников своего российского офиса.
Завод Toyota под Санкт-Петербургом – это довольно большая производственная площадка, рассчитанная на сборку свыше 100 тысяч машин в год. Здесь ранее по полному циклу велось производство Toyota Camry и RAV4. К настоящему моменту завод уже законсервирован, а персонал сокращен.
Дальнейшая судьба площадки пока под вопросом, хотя недавно глава Минпромторга отметил, что государство совместно с правительством Санкт-Петербурга изучает различные варианты для «дальнейшего развития и целевого использования производственной площадки».
Проще говоря, на заводе хотят возобновить производство автомобилей, но конкретные инвесторы и технологические партнеры пока не найдены или не названы.
Вместо заключения
Мы, конечно, коснулись не всех автозаводов страны. Например, своего упоминания заслуживает Mazda, вышедшая из СП с Sollers. Японцы владели 50% активов завода «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», который расположен во Владивостоке, но в ноябре прошлого года заявили об их продаже Sollers за символическую сумму в 1 евро с правом обратного выкупа – так же, как это сделала Renault.
Несмотря на высвобождение производственных мощностей, есть и «новообразованные» предприятия: например, Alfarus в городе Энгельсе Саратовской области.
Однако о конкретных деталях производства пока почти ничего не известно: не названа даже сборочная площадка.
Однако известно, что локализованной моделью станет китайский электромобиль FAW Bestune NAT, специально спроектированный для такси и каршеринга.
Однако, несмотря на «неполноту» списка автозаводов в этом материале, общие выводы о дальнейшем развитии автомобильной отрасли сделать вполне можно. Одним из главных вопросов в обозримом будущем станет то, хватит ли на все производственные площадки китайских партнеров, всерьез желающих наладить производство и локализацию.
Уход Infiniti и Bridgestone, новый штраф за шины. Главные новости недели :
В октябре нынешнего года в России было продано 43 308 новых автомобилей. По данным аналитического агентства, эта цифра на 63,1% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. Более того, рынок новых автомобилей в октябре сократился на 2,5% по сравнению с сентябрем. Таким образом, ежемесячный прирост российского авторынка, который начался в июне прекратился.
Autonews.ru
Почти 40% всех купленных в октябре новых легковых автомобилей пришлось отечественную марку Lada. Всего за месяц россияне приобрели 17 113 таких машин, что на 24,1% меньше, чем год назад. На втором месте китайский Haval. Компания смогла продать на нашем рынке в октябре 4 316 своих кроссоверов. Эта цифра на 8,4% больше показателей за аналогичный период 2021 года.
Новый штраф за шины не по сезону
Госавтоинспекция в следующем году получит право штрафовать водителей за шины не по сезону. Нововведение может заработать с 1 марта.
Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на новую редакцию перечня «неисправностей и условий», при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Санкции за управление автомобилем с различными неисправностями предусмотрены ст.
12.5 КоАП: водителям грозит штраф 500 руб. К этому списку должны отнести и шины не по сезону.
РБК
Согласно документу, водителям запретят ездить на летней шине зимой (с декабря по февраль) и на зимней летом (с июня по август). Норматив даст право региональным властям смещать срок использования зимних шин. Например, в Якутии зимний период может начинаться с октября и заканчиваться в марте.
Infiniti заявила об уходе с российского рынка
Японская компания Infiniti заявила об уходе с российского рынка. О приостановке своей деятельности в России компания заявила в начале марта 2022 года. На тот момент дилеры, как заявляли в представительстве, обладали достаточным запасом автомобилей.
Infiniti
У бренда Infiniti не было собственного производства в России: модели импортировали из ряда стран. В России продавали кроссоверы и внедорожники: QX50, QX55 и QX80.
В планах у компании стоял запуск продаж модели QX60. По данным комитета автопроизводителей АЕБ в феврале нынешнего года компания Infiniti продала в России 262 автомобиля.
Это на 46% больше показателей за аналогичный период 2021 года.
В россии появится новая автомарка
Китайская компания Skywell анонсировала появление на российском рынке своего нового кроссовера под названием ET5. Продажи автомобиля должны начаться в нашей стране примерно через 15–20 дней.
Именно столько времени требуется, что бы машина должна получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), заявлял корреспонденту Autonews.ru глава компании Skywell в России Александр Иванов.
Цены на новинку стартуют от 4,48 млн руб.
Skywell
Переднеприводный кроссовер длиной почти 4,7 м оборудовали 204-сильным электромотором. Разгон до «сотни» занимает у машины 7,9 с. Максимальный запас хода на 72-киловаттном аккумуляторе составляет 520 км. Топовая версия новинки оборудована панорамной крышей, лазерными фарами дальнего света, системой кругового обзора и функцией раскладывания передних кресел в горизонтальное положение.
Aurus получил разрешение на серийное производство Komendant
Росстандарт выдал Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), позволяющее серийно производить роскошный внедорожник Aurus Komendant.
До этого отечественная компания уже получила такой документ, однако его действие распространялось только на первую партию из 150 автомобилей.
Теперь никаких ограничений в ОТТС не казано, поэтому Aurus может приступить к массовому производству премиального внедорожника.
Aurus
Komendant получил силовую установку, состоящую из 4,4-литрового двигателя V8 мощностью 598 л.с. и девятиступенчатого «автомата» КАТЕ со встроенным 63-сильным электромотором. Привод — полный. Также внедорожник оборудовали пневмоподвеской, которая умеет менять жесткость в зависимости от выбранного режима движения, а дорожный просвет варьируется в диапазоне от 200 до 260 миллиметров.
В россию привезли mitsubishi xpander из индонезии и новые модели
Российские дилеры начали публиковать объявления о продаже автомобилей, которые официально в Россию не поставляются. Например, Autonews.
ru обнаружил предложения по продаже кроссовера Mitsubishi Xpander индонезийского производства. Цена на машину составляет 2,24 млн руб.
Переднеприводный кроссовер доступен в единственной комплектации с 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л.с., четырехступенчатым «автоматом» и передним приводом.
Авто.ру
Клиентам автомобиль предлагается в двух цветах: белом и сером. Дорожный просвет у семиместного автомобиля составляет 220 мм. В список оснащения модели входят светодиодная оптика, камера заднего вида, бесключевой доступ и климат-контроль.
Также у дилеров появились Toyota Corolla Cross, Hyundai Ioniq 5 и многое другое.
Японский производитель шин Bridgestone покинет Россию
Японский производитель шин Bridgestone принял решение выставить на продажу свои российские активы и окончательно покинуть наш рынок. На такой шаг компания собирается пойти из-за «общей неопределенности и проблем с поставками». В настоящий момент Bridgestone ищет местного покупателя на свои российские активы.
Полная блокировка машины. Водители массово избавляются от автомобилей
До 2022 года на российском рынке было несколько десятков автопроизводителей зарубежного происхождения, которые не только продавали свою продукцию в стране, но еще и в полной мере уплачивали все таможенные пошлины, отвечали за гарантийные обязательства и решали многочисленные другие проблемы и сложности.
Но, тем не менее, ситуация резко изменилась после начала «специальной военной операции». Сразу после ее начали зарубежные бренды начали один за другим покидать российский рынок, попросту наплевав на исполнение своих ранее взятых обязательства и максимально пренебрежительно относиться к своим теперь уже прежним клиентам.
Как показала практика, терпеть такого отношение к себе многие россияне не стали, и многие не станут в будущем.
После того как различные бренды ушли из России, в том числе Toyota, Lexus, Mazda, Subaru и Mitsubishi, они перестали не только поставлять запчасти для ремонта и технического обслуживания автомобилей, проданных ранее, но еще и удалили свое программное обеспечение из магазинов приложений, а учетные записи россиян заблокировали. Подобным образом в той или иной степени поступили Volkswagen, Skoda, BMW, Audi и многие другие автопроизводители. Более того, бренды продолжают усложнять жизнь всем тем, кто находятся на российской территории. Для этого они отключают своих официальных дилеров, которые ранее предоставляли услуги от их имени, от фирменных серверов, систем и программного обеспечение. Ограничений с каждым месяцем становится все больше, и это все более негативно отражается на владении машинами.
Водители иномарок от брендов из «недружественных стран», отлично понимают, что эти самые производители, которым они отдали огромные суммы денег за автомобили, зачастую миллионы рублей, фактически плюнули им в лицо. Теперь ремонт машины даже по гарантии превратился в настоящее приключение, которое может не закончиться ничем хорошим.
Так как ограничений становится все больше, а в будущем так и вовсе могут начать дистанционно блокировать машины, если в таких имеются необходимые электронные элементы, россияне начали массово избавляться от европейских, американских и японских машин, продавая такие автосалонам по программе Trade-In.
На смену таким автомобилям приобретаются модели от китайских брендов, либо продукция российских компаний.
Пока автопроизводители из «недружественных стран», хотя их самих можно считать явно «недружественными», вставляют палки в колеса всем россиянам, стремясь максимально ударить по карману и эмоциональному состоянию населения страны, китайские бренды активно захватывают рынок, делая это практически без конкуренции. За сдачу старой машины по программе Trade-in россиянам предоставляют большую скидку на покупку новой. Многие стремятся этим воспользоваться, одновременно с этим избавив себя от проблем с поиском деталей, техническим обслуживанием и ремонтом машины. Кроме того, помимо этого, многие российские граждане не хотят терпеть подобное отношение к себе со стороны зарубежных брендов, которым ранее они отдали деньги, а эти самые автопроизводители перестали исполнять взятые на себя обязательства, отказавшись при этом возвращать деньги за машины и забирать их себе обратно, раз они так хотят уйти из России.
Скорее всего, тренд по переходу на китайские и российские автомобили продолжит стремительно набирать популярность в России, так как возвращения европейских, американских и японских брендов в страну в обозримом будущем не предвидится и не ожидается. Ранее сообщалось о том, что «Москвич» признал все проданные автомобили неисправными. Покупателям придется их вернуть.
Присоединяйтесь к нам в Google News
Шинныe гиганты уходят из России. На какой резине будем ездить в будущем — Российская газета
Как подчеркнул в беседе с «РГ» шинный эксперт Леонид Пащенко, «Michelin и Nokian работали в премиальном сегменте, где шины отличается не только более высокой ценой, но и определенным набором характеристик.
https://www.youtube.com/watch?v=SgbwRirrD_I\u0026pp=ygV00JHQtdC3INC60L7Qu9C10YEg0LDQstGC0L7Qv9GA0L7QuNC30LLQvtC00LjRgtC10LvQuCDQvNCw0YHRgdC-0LLQviDQv9C-0LrQuNC00LDRjtGCINGA0L7RgdGB0LjQudGB0LrQuNC5INGA0YvQvdC-0Lo%3D
Премиальные ноу-хау дают преимущества в тормозном пути на мокром и сухом асфальте, во времени прохождения круга, максимальной скорости, ходимости — то есть вещах, увязанных с безопасностью и эксплуатационными характеристиками.
Точнее, важен баланс характеристик. Тот же Michelin — это как автомат «Калашникова». Есть шины, у которых многие показатели превосходные, но есть и удовлетворительные. У Michelin же все показатели топовые, а провалы отсутствуют».
Китайцы, считает Пащенко, на такой уровень не вышли.
«В теории из азиатских брендов альтернативой могли бы стать покрышки корейской Hankook. Также у нас на рынке остаются Pirelli, у них имеется завод мирового уровня в Воронеже, есть также площадка Continental в Калуге.
Есть Yokagama, которая в целом не претендует на премиум-сегмент, но некоторые модели, например, линейка Advan, очень близко подходят к премиуму, да и зимние шины Yokagama Ice Guard IG могут соревноваться с премиальными по ряду характеристик.
Для всех этих брендов уход Michelin и Nokian Tyres — благо. Они избавляются от конкурентов», — отмечает эксперт.
Уточним, что завод Yokohama в Липецкой области работал до марта. «Японцы» не объявляли об уходе с нашего рынка, но уточнили, что выпуск остановлен из-за сложностей с логистикой.
Леонид Пащенко также не исключает, что российские и белорусские шинные бренды могут дорасти до премиума при соответствующей необходимости.
«Пока в этом не было нужды. Фирмы, подобные Cordiant, работали в среднем и даже бюджетном сегментах и прекрасно продавались из-за высокого спроса на массовые автомобили», — подытожил эксперт.
Как подчеркнул журналист «Авторевю» Олег Растегаев, главные сложности возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте.
«Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными «шиповками» может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем», — отметил эксперт.
На вопрос, смогут ли подтянуться до премиума и занять опустевшую нишу российские шинники, Олег Растегаев сказал следующее:
«Соrdiant в эту размерную линейку в обозримом будущем не подтянется. У них сейчас в летней линейке 18 дюймов — это потолок, и пока для них нет никаких предпосылок делать 19-дюймовые и 20-дюймовые шины».
Евгений Биятов/РИА Новости
При этом специалист призвал прислушаться к словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова о том, что компания продолжит выпуск шин на своем заводе в Ленинградской области и уже ведет переговоры с Nokian об автономном продолжении деятельности.
«Я думаю, самый реальный путь — это вывести на рынок какой-то третий бренд кроме Nokian и Nordman и под этой маркой продолжать производство шин по договоренности с финнами только для внутреннего рынка.
Не исключаю, что останутся и так называемые большие дюймы (шины, размерностью больше 19 дюймов — «РГ»), поскольку у России все возможности для выпуска такой продукции есть», — считает Олег Растегаев.
Он также допускает, что к процессу импортозамещения смогут оперативно подключиться «китайцы» — GT Radial, Triangle, Maxxis, Linglong и другие.
«Среди «корейцев» же реальные заместители позиций Nokian Tyres и Michelin — это Hankook, потому что Kumho и Nexen по качеству продукции и по ассортименту все же отстают. Hankook же — компания топ-уровня, которая давно пришла в Россию на первичную комплектацию, успешно конкурируя с Michelin, Pirelli и Continental», — считает Растегаев.
По мнению редактора журнала «Пятое колесо» Станислава Шустицкого, с выходом из бизнеса компаний Michelin и Nokian закрыть эту нишу будет проблематично.
«У «Камы» нет в портфолио резины большой размерности. Сordiant только-только начал работать с большими размерами, в частности, с 18-дюймовыми моделями. Для создания шин большего диаметра необходим длительный период разработок, тестирования и самое главное — оборудование. Поэтому это будет проблемой», — считает эксперт.
«Частично нишу может закрыть Yokagama — особенно с учетом финансовой поддержки со стороны губернатора Липецкой области (завод шинной компании Yokohama расположен под Липецком — «РГ»). Но это опять — период разработок, тестирования и переоснастки оборудования», — уточнил он.
Также, считает Шустицкий, вклад могут внести китайцы.
«Та же компания Triangle работает очень быстро, и они хорошие бизнесмены. Если рынок потребует резины большой размерности, они, конечно, будут заниматься этим вопросом. Наконец, завод Nokian после административных изменений продолжит работать.
Впрочем, с локализацией некоторых компонентов, грубо говоря, полимеров и химии, могут возникнуть проблемы. Тем не менее, вполне можно ожидать, что в создавшихся условиях финны могут начать работу над какой-то новой бюджетной шиной специально для России, как они уже ранее делали в случае с линейкой Nordman» , — полагает эксперт.
Алексей Куденко/РИА Новости
А что же говорят сами шинники? Как рассказала «РГ» менеджер по маркетингу и работе с клиентами китайской компании Triangle Ирина Галкина, на фоне ухода ведущих западных шинных брендов компания Triangle старается увеличивать поставки дистрибьюторам. Что касается зимней линейки, то с уходом Nokian Tyres, как считает Ирина Галкина, имеет хорошие шансы «выстрелить» такая шинная новинка Triangle, как TI 501, а также проверенная временем шиповка PS 01.
При этом Галкина сообщила, что в портфолио марки имеется в том числе и резина большой размерности — 19 и 20 дюймов. Она также подчеркнула, что при разработке шинных новинок марки привлекались финские специалисты и использовались голландские технологии.
«Иными словами, мы можем предложить более бюджетные и при этом качественные аналоги моделей западных брендов, которые покидают российский рынок», — пообещала маркетолог, добавив, что в КНР Triangle считается топ-брендом.
В компании Cordiant «РГ» на соответствующий запрос ответили следующее:
«Cordiant внимательно следит за ситуацией, которая складывается на российском рынке. В целом каких-то глобальных изменений в деятельности компании и производственных площадок в Ярославле и Омске не планируется.
https://www.youtube.com/watch?v=SgbwRirrD_I\u0026pp=YAHIAQE%3D
В сегменте больших размеров Cordiant предлагает зимние и летние шины для легковых автомобилей и кроссоверов размером 17 и 18 дюймов массовых типоразмеров, согласно тестам ведущих автомобильных изданий и экспертов, обладающих характеристиками, не уступающими премиальным аналогам».
При этом, по оценкам наших собеседников-экспертов, на создание фирменных шин больших размеров у Cordiant, как и у любой фирмы, начинающей разработку шинной новинки с нуля, может уйти от трех до пяти лет, и этот процесс потребует внушительных затрат.
Россия не тянет резину – Коммерсантъ
В России приостановили работу сразу несколько крупнейших заводов по производству шин. Как и у автоконцернов, по их работе ударили проблемы с логистикой. Нет сейчас и поставок на конвейеры автопроизводителей, которые, впрочем, и сами по большей части стоят. Дефицита летней резины на рынке РФ не будет, говорят аналитики, но допускают проблемы в будущем.
Michelin, Bridgestone и Continental приостанавливают российские производства. Из иностранных игроков в РФ продолжают работу только завод Pirelli и Nokian Tyres, однако последняя не поставляет шины для первичной заводской комплектации, продавая их только в рынок.
В рознице потребители вряд ли столкнутся с дефицитом летних шин, так как традиционно ассортимент выпускается заранее, чтобы к началу сезона продукция уже была отгружена на склады дистрибуторов.
На темпах выпуска летнего ассортимента этой зимой мог сказаться высокий спрос на зимнюю резину, но вряд ли критично, говорит источник “Ъ” на рынке. К тому же, следует из данных ROIF Expert, в 2021 году на 30% рос объем импорта шин и покрышек в РФ, включая китайские марки.
Импорт шин из Европы, вероятнее всего, остановят введенные 15 марта санкции, хотя планка по стоимости неясна из формулировок ограничений: это может быть от €300 или же от €5 тыс.
Детальная статистика рынка шин давно не публикуется, в 2019 году лидерами среди производителей в ROIF Expert называли «Нижнекамскшину», Nokian Tyres и Cordiant.
Собеседник “Ъ” на рынке отмечает, что ситуация с производством у шинников быстро меняется и может зависеть от работы автозаводов. Сейчас большинство последних простаивает и отгрузок на конвейер нет, но в случае запуска производства шинникам могут грозить штрафы.
Сами шинники объясняют остановку не только протестом в отношении военных действий на Украине, но и общими для всей промышленности проблемами с поставками. Так, в Michelin прямо указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов.
В Bridgestone (останавливает производство с 18 марта) говорили о «серьезных проблемах, вызванных перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валюты».
Один из источников “Ъ” добавляет, что традиционно проблемы связаны с натуральным каучуком, которого нет в РФ, а также «широким перечнем химии».
Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, речь может идти о материалах для корда и ускорителях вулканизации. С этим согласен основатель Engineering & Consulting PFA Александр Гадецкий. По его словам, сейчас ускорители вулканизации вообще не производятся в России, хотя раньше выпускались на ряде предприятий.
Эксперт считает, что оперативно организовать внутреннее производство вполне реально, например, на «Волжском оргсинтезе», если будет «соответствующая политическая воля».
Аналогичная ситуация, отмечает он, с другим необходимым элементом — ингибитором старения шин, который раньше выпускал «Новомосковский оргсинтез». Производство кордного ПЭТ, который сейчас полностью импортируется, может быть, по мнению господина Гадецкого, налажен на профильных предприятиях малой мощности, например, «Тверском ПЭТ» или «Сенежском ПЭТ».
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что проблемы на шинном рынке начались еще в 2021 году на фоне подорожания сырья (см. “Ъ” от 10 февраля). Сейчас они резко усугубились, а также стал фактически невозможен экспорт, на который ориентировалось большинство иностранных заводов.
Однако аналитик согласен, что «как минимум какая-то часть» летнего ассортимента уже у дистрибуторов и проблемы дефицита прямо сейчас возникнуть не должно: «Вообще, летняя резина — это первичная комплектация, и из-за роста цен часть покупателей отложат покупку, кто-то купит шины на вторичном рынке — износ пар колес сильно отличается, поэтому часто есть интерес к покупке или продаже одной или двух шин».
Господин Удалов добавляет, что китайские поставщики, которые «почти наладили логистику», могут существенно увеличить объемы импорта. Сложности, уточняет эксперт, скорее возникнут у автоконцернов: шины оговариваются при сертификации автомобиля, их замена требует переоформления.
Ольга Никитина, Ольга Мордюшенко
Потеряли миллиарды: автоконцерны терпят убытки от ухода из РФ
Автомобильные компании по предварительным подсчетам уже потеряли около €4,5 млрд из-за решения уйти с российского рынка.
Основные убытки связаны с нереализованными инвестициями в нашу страну, а также фактически бесплатной передачей российских активов партнерам, отмечают эксперты.
Потеря российского рынка для большинства автопроизводителей — неприятное, но не смертельное явление, подчеркивают специалисты. Подробности — в материале «Известий».
Теперь и Mazda
Очередной иностранный автопроизводитель — Mazda — сообщил о прекращении производства в России. Доля японской фирмы в совместном предприятии на Дальнем Востоке будет передана партнеру по СП, компании «Соллерс Авто».
«Компания приняла решение о передаче всей своей доли участия в ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» в пользу ПАО «Соллерс» — нашего партнера по совместному предприятию. 24 октября 2022 года мы подписали соглашение о передаче доли», — говорится в сообщении Mazda.
В Sollers подтвердили выход японского партнера из совместного предприятия, подчеркнув, что в ближайшее время на заводе в Приморском крае продолжится выпуск автомобилей.
— ПАО «Соллерс» выкупит долю Mazda в совместном предприятии и планирует перезапуск завода на новой модельной линейке в следующем году. Все необходимые разрешения на сделку от ФАС и правительственной комиссии уже получены, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании.
Сделка заключена за символическую сумму в €1. В течение трех лет японский автопроизводитель вправе обратно выкупить свою долю в совместном предприятии. Как следует из финансового отчета фирмы, из-за ухода с российского рынка и передачи доли в совместном предприятии убыток Mazda Motor составит 12 млрд иен (€81,7 млн).
Сколько потеряли автопроизводители
Убытки терпят все автомобильные компании, покинувшие российский рынок.
Так, в Nissan оценили потери от прекращения своей деятельности в нашей стране и передачи российских активов ФГУП «НАМИ» в 24,1 млрд иен (€165 млн).
Одновременно прибыль компании во втором квартале сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 68%, говорится в финансовом отчете японского автопроизводителя.
Из-за закрытия завода под Санкт-Петербургом операционный убыток европейского подразделения Toyota составил 77,2 млрд иен (€526 млн). Ранее ушедшая в середине мая с российского рынка компания Renault оценила свои убытки в €2,3 млрд.
«Результат прекращенной деятельности представляет собой убыток в размере €2,3 млрд в первом полугодии 2022 года, в основном из-за обесценения основных средств, нематериальных активов и АвтоВАЗа и «Renault Россия», а также обесценения конкретных активов, принадлежащих другим организациям группы, и результата выбытия проданных российских предприятий», — говорится в релизе компании.
Мercedes-Benz, принявший решение о продаже своего подмосковного завода дилеру «Автодом», заявил об убытке в €1,4 млрд от прекращения производства и поставок автомобилей в нашу страну. Таким образом, по приблизительным оценкам, общий убыток автомобильных концернов, покинувших Россию, достиг €4,5 млрд.
Рынки разные важны
Основная часть убытков ушедших с нашего рынка автоконцернов приходится на их нереализованные инвестиции, а также на потерю активов, считает эксперт автомобильного рынка Владимир Беспалов.
— В предыдущие годы большинство автопроизводителей активно инвестировали в Россию: вкладывались в строительство и модернизацию автозаводов, логистических центров. После ухода эти инвестиции приходится списывать в убыток, — отмечает он.
К убыткам автоконцернов относят и фактическую передачу российским партнерам своих производственных и складских площадей, подчеркнул он. С точки зрения потери рынка сбыта уход ряда автопроизводителей из нашей страны эксперт считает «неприятным, но не смертельным».
— В стабильном состоянии объем российского рынка новых машин составляет 1,5–2 млн штук в год. Это около 2% от глобальных продаж автомобилей. Поэтому потерю российского рынка для иностранных автомобильных компаний нельзя считать значимой, — полагает Владимир Беспалов.
Иной точки зрения придерживается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, всё зависит от конкретного автопроизводителя, который принял решение уйти из России.
— Если говорить о Mercedes-Benz и Infiniti, то российский рынок действительно не был для этих компаний приоритетным. Объемы продаж автомобилей этих брендов в нашей стране несравнимы с количеством машин, которые ежегодно реализуются на американском и китайском рынках. А вот для концерна Renault-Nissan потеря российских покупателей достаточно серьезный удар, — считает эксперт.
С учетом моделей АвтоВАЗа Россия была для французско-японского альянса одним из ключевых рынков, отметил Бургазлиев. Важным российский рынок был и для Toyota: в первую очередь из-за высокой доходности машин, а также из-за активного использования компанией собственных финансовых инструментов для их продажи, подчеркнул он.
Вернуться будет трудно
Большинство автопроизводителей, покинувших российский рынок, оставляют себе возможность для возврата в нашу страну, отмечают эксперты. Именно поэтому соглашения о выходе из совместных предприятий и передаче активов своим партнерам предусматривают опцию по обратному выкупу долей. На таких условиях сделки заключали Renault, Nissan, Ford и Mazda.
Тем не менее ушедшим автоконцернам будет сложно вернуться в нашу страну, после того как ситуация на рынке стабилизируется, считают эксперты.
— За это время, скорее всего, серьезно изменится структура авторынка и его регулирование. Даже с учетом того, что российские клиенты достаточно лояльны к ушедшим автомобильным брендам, снова начать работу в нашей стране автокомпаниям будет сложно, — полагает Владимир Беспалов.
С ним согласен и Сергей Бургазлиев. Он не исключает варианта, при котором ушедшие из России компании в дальнейшем просто не будут иметь возможности снова прийти на наш рынок.