Судебная практика

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).

По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.

Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.

Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.

Название метода

Применение

Норматив

Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен) Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ
Нормативный Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ
Тарифный Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ
Проектно-сметный Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ
Затратный Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ

Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:

  1. Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
  2. Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
  3. Выявляем однородность полученных цен.
  4. Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.

Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения.

К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п.

3.22 Методических рекомендаций № 567).

Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Обоснование НМЦК тарифным методом

Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:

НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:

  • по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
  • по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).

Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.

Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).

Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:

В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

Обоснование НМЦК нормативным методом

Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».

Формирование и обоснование начальной максимальной цены государственного контракта

  • 7 февраля 2019 г.
  • юрист Юридической фирмы «BRACE» Анна Иванова
  • младший юрист Юридической фирмы «BRACE» Ольга Гусева

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её.

Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.

2015 № 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).

Обоснованием выбора способа определения контрагента могут служить ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст.

18 Закона № 44-ФЗ в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст.

Читайте также:  После декрета заставляют уволиться. как лучше поступить

99 Закона № 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, подходить к обоснованию НМЦК необходимо основательно, учитывая, что за несоблюдение данных норм частью 2 статьи 7.29.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей.

В качестве примера можно привести следующий случай.

Для обоснования НМЦК в устной форме был сделан запрос о рыночной цене предмета аукциона. При этом, информация запрашивалась исключительно о цене на конкретный автомобиль – Газ 32212-244. Поставка автомобиля эквивалентного Газ 32212-244 Заказчиком не рассматривалась.

Заказчик нарушил порядок формировании НМЦК, так как в нарушение ч. 1, 2 ст.

22 Закона о контрактной системе для обоснования начальной (максимальной) цены контракта была использована информация о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар.

Заказчиком при обосновании НМЦК использована только информация о цене автомобиля «Toyota Camry», а не идентичного или однородного ему автомобиля. Использовав для обоснования НМЦК информацию о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар, заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ1.

  1. Для того чтобы правильно определить НМЦК, необходимо предварительно совершить следующие действия:
  2. • определить потребность в конкретном товаре, работе или услуге и их технические характеристики, в том числе путём использования Каталога товаров, работ, услуг. Важно обратить внимание на то, что для ряда товаров/работ/услуг предусмотрены некоторые особенности определения НМЦК;
  3. • проверить, имеются ли принятые уполномоченными органами нормативы в отношении предполагаемых к закупке товаров, работ, услуг;
  4. • осуществить проверку верности выбора способа определения НМЦК;
  5. • определить и обосновать НМЦК.
  6. Последняя процедура заключается в применении одного или нескольких методов обоснования НМЦК, которые перечислены в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
  7. К методам обоснования начальной максимальной цены контракта относятся:
  8. 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  9. 2) нормативный метод;
  10. 3) тарифный метод;
  11. 4) проектно-сметный метод;
  12. 5) затратный метод.
  13. При этом согласно нормам части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, вправе применить иные методы определения НМЦК при условии, что он включит в документацию о закупке обоснование невозможности использовать методы, предусмотренные законом.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.

2018 № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» в отношении закупки таких товаров как моторное топливо, включая автомобильный и авиационный бензин, порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливается Федеральной антимонопольной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законодательством также предусмотрена возможность органов государственной власти устанавливать особенности определения НМЦК при осуществлении особых закупок – например, включаемых в состав государственного оборонного заказа, или при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

В целях оказания помощи заказчикам в определении НМЦК методами, установленными в Законе о контрактной системе, Минэкономразвития России утвердило приказом от 02.10.2013 № 567 Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (далее – Приказ № 567).

Обоснование цены по 44-ФЗ: ключевые методы расчета

Из этой статьи вы узнаете:

  • 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
  • Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • 5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ
  • 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
  • Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ
  • Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ

Обоснование цены по 44-ФЗ позволяет рассчитать и документально оформить стоимостные характеристики закупаемых ТРУ. В госзакупках цена контракта (НМЦК) является одним из ключевых понятий. Именно она определяет предельную стоимость, превышение которой означает невозможность заключения госконтракта заказчика с исполнителем.

Конечно, вопрос расчета НМЦК занимает заказчика. Однако эта тема будет интересна и поставщикам. В этой статье мы разберемся в том, какие методы обоснования цены по 44-ФЗ существуют и какими документами оно регулируется.

8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ

В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта.

Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ.

Поставщикам необходимо понимать, как формируется это значение, чтобы на основе анализа существующей на рынке ситуации составить собственное конкурентоспособное предложение на тендер.

В зависимости от НМЦК определяется метод выбора поставщика и устанавливаются требования относительно самой закупки. Далее разберем эти моменты подробнее.

  1. Определение закупочной процедуры в зависимости от НМЦК. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было установлено, что сделку с единственным поставщиком заказчик мог проводить в том случае, если предоставлял обоснование цены по 44-ФЗ до 100 тысяч рублей. После принятых 1 июля 2019 года поправок минимальный порог был увеличен до 300 тысяч руб.
  2. Сделки с представителями среднего и малого предпринимательства возможны, если НМЦК не превышает установленного законом порога.
  3. Заказчик устанавливает сумму обеспечения, ориентируясь на НМЦК.
  4. Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основе сравнения реальной цены сделки и НМЦК. Если разница между ними превышает 25 %, то вводятся антидемпинговые меры.
  5. При определенных значениях НМЦК заказчик вправе предъявить особые требования к потенциальным поставщикам.
  6. НМЦК является наибольшей суммой, по которой может быть совершена сделка.
  7. Выгода от закупки для заказчика определяется на основании сравнения НМЦК и реальной цены сделки. Об этом прямо прописано в законе.
  8. Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, рассматривая обоснование цены по 44-ФЗ.

Для скачивания есть шаблон обоснования НМЦК.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.
Читайте также:  Как быстро и без проблем оформить новый загранпаспорт при смене фамилии

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики) При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ) Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов Идентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ) Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми При определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ) Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми При определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

  • Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
  • Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

  1. Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

  2. Данный метод заключается в определении НМЦК каксуммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

  3. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

  4. Информация о прибыли может быть получена следующим образом:
  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Как обосновать НМЦК и начальную цену единицы продукции

Рассчитайте и обоснуйте НМЦК или начальную цену единицы продукции методами, которые перечислены в статье 22 Закона № 44-ФЗ. В обосновании напишите причину, по которой выбрали тот или иной метод, опишите расчет, укажите источники информации о ценах. Начальную цену единицы обосновывайте, только если объем продукции неизвестен.

В каком порядке обосновать нмцк или нце

Начинайте формировать обоснование НМЦК или начальной цены единицы продукции (далее – НЦЕ) с начала планирования закупки. В процесс обоснования входят этапы:

Далее читайте подробнее о каждом этапе.

Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ

Второй этап. Установите требования к товарам, работам услугам, которые планируете купить, а также к условиям поставки, выполнения работ, оказания услуг.

https://www.youtube.com/watch?v=RQAYuMfzftY\u0026pp=ygWhAdCa0LDQuiDQvtC_0YDQtdC00LXQu9GP0LXRgtGB0Y8g0Lgg0L7QsdC-0YHQvdC-0LLRi9Cy0LDQtdGC0YHRjyDQvdCw0YfQsNC70YzQvdCw0Y8g0LzQsNC60YHQuNC80LDQu9GM0L3QsNGPINGG0LXQvdCwINC60L7QvdGC0YDQsNC60YLQsCDQv9C-INC90L7RgNC80LDQvCA0NC3QpNCX

Третий этап. Внесите сведения в план закупок. Планы закупок отменят с 1 октября, но на 2019 год заказчики планируют закупки по старым правилам.

Четвертый этап. Исследуйте рынок. Для этого изучите общедоступные источники информации и найдите продукцию, которая отвечает требованиям.

Пятый этап. Опишите объект закупки согласно требованиям статей 23 и 33 Закона № 44-ФЗ. Описать объект закупки помогут рекомендации «Как работать в каталоге товаров, работ и услуг», «Как описать объект закупки по 44-ФЗ».

Шестой этап. Проверьте, есть ли для продукции особые правила расчета НМЦК, НЦЕ:

Седьмой этап. Выберите метод расчета НМЦК, НЦЕ или несколько методов согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Восьмой этап. Рассчитайте НМЦК, НЦЕ методом или несколькими методами, которые выбрали.

Девятый этап. Обоснуйте НМЦК или НЦЕ. Подробнее о том, в каких документах и как обосновать НМЦК и НЦЕ, читайте ниже.

Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП

Одиннадцатый этап. Перед закупкой уточните расчет НМЦК и обоснование. При необходимости скорректируйте суммы. Например, на размер инфляции или при увеличении налогов.

Двенадцатый этап. Уточненные сведения о цене внесите в извещение и документацию.

Такой порядок описан в пункте 2.2 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.

В каких документах обосновать нмцк или нце

НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.

Внимание: с 1 октября 2019 года обосновывать закупки в плане и плане-графике не нужно. Но до 30 сентября включительно обосновать закупку – обязанность заказчика. Если не включите в план или план-график обоснование, ответственный сотрудник заплатит штраф 10 000 руб. Вывод следует из пункта 6 статьи 1 Закона и части 2 статьи 7.29.3 КоАП.

При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах

Этап/документ План План-график Документация
Определите потребность в продукции +
Установите требования к продукции +
Исследуйте рынок + +
+ +
Проверьте, есть ли особые правила + + +
Выберите метод расчета + +
+ +
Обоснуйте НМЦК, НЦЕ + +

На необходимость обосновать закупку в плане и плане-графике указано в пункте 6 части 2 статьи 17, пункте 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Подробнее смотрите в рекомендации «Как обосновать закупки в планах».

Далее читайте, как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации.

Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации

О необходимости обосновать НМЦК и НЦЕ в документации или в извещении сказано в положениях Закона № 44-ФЗ.

Конкурентная закупка Основание по 44-ФЗ
Пункт 1 части 1 статьи 64
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 87
Пункт 1 части 1 статьи 54.3
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 50
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 2 статьи 85
Конкурс с ограниченным участием
Электронный Пункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 4 статьи 56.1
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56, часть 11 статьи 85
Электронный Пункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 3 статьи 57.1
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57, часть 15 статьи 85
Электронный Пункт 2 части 2 статьи 82.2
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 73
Электронный Пункт 2 части 6 статьи 83.1
Бумажный Пункт 2 части 6 статьи 83

Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.

https://www.youtube.com/watch?v=RQAYuMfzftY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567

Форма рекомендованная, поэтому применяйте ее на свое усмотрение.

Напишите предмет контракта: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Например, поставка бумаги для офиса.

Далее заполните таблицу, которая состоит из полей:

В поле «Основные характеристики объекта закупки» напишите наиболее значимые характеристики. Включать описание объекта закупки полностью не нужно, так как это обоснование цены, а не техническое задание.

В поле «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием» укажите метод, которым рассчитали НМЦК или начальную цену единицы продукции. Если использовали несколько методов, перечислите все. Обоснуйте, почему выбрали тот или иной метод. Например, метод анализа рынка – приоритетный, согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Нормативный метод используют, если продукцию включили в ведомственный перечень (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование нормативного метода

Расчет НМЦК или НЦЕ тарифным методом используют, если цену на продукцию регулирует государство или муниципалитет (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование тарифного метода

Рассчитать НМЦК проектно-сметным методом можете, если объект закупки – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, текущий ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия (ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование проектно-сметного метода

Затратный метод применяют, когда другие методы использовать нельзя или в дополнение к другим методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование затратного метода

Есть еще два варианта обоснования НМЦК или НЦЕ. Первый – специальные правила, которые установили органы исполнительной власти согласно части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

  • Правительство выбирает закупки, для которых порядок расчета НМЦК или НЦЕ определяют федеральные органы власти, а также «Роскосмос» и «Росатом». В настоящее время такой порядок установлен для следующих объектов закупки:
  • В этих случаях включите в обоснование расчеты согласно нормативным актам, которые приняли органы власти.
  • Например, при закупке лекарств напишите в обосновании НМЦК:

Обоснование НМЦК при закупке лекарств

Второй вариант – иной метод, который не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. В обоснование НМЦК включите обоснование, почему не можете применять методы согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ

Обоснование иного метода

В поле «Расчет НМЦК или НЦЕ» полностью опишите, как рассчитали НМЦК или начальную цену за единицу. Например, если использовали метод анализа рынка, напишите:

  • наименование и количество каждой единицы продукции;
  • предложение по каждому источнику ценовой информации;
  • среднюю арифметическую цену на основании всех предложений;
  • коэффициент вариации;
  • расчет НМЦК или НЦЕ по средней цене.

Расчет НМЦК выглядит так

Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.

Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.

В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.

Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.

Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет

Если количество товаров, объем работ или услуг посчитать возможно, рассчитывайте и обосновывайте НМЦК. В противном случае контролеры оштрафуют. Вывод следует из части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

В каких случаях определить объем продукции возможно, а в каких – нет, заказчик решает самостоятельно. Так как законодательство этот вопрос не регулирует.

Однако в спорных ситуациях придется доказывать контролерам, что действительно не могли посчитать объем продукции. Например, закупаете запасные части.

В этом случае невозможно заранее знать, какие детали автомобиля выйдут из строя и сломаются ли вообще.

А вот потребность в автомобилях, мебели, в строительных материалах по смете известна еще на этапе планирования. При необходимости такую потребность уточняют перед началом закупки.

Для обоснования цены за единицу используйте те же методы, что и для обоснования НМЦК. При этом, кроме цены за единицу, включите в документацию начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта.

От суммы цен будете вести торги. А максимальное значение – это предел, выше которого закупать продукцию по цене за единицу нельзя. Максимальное значение также используют для расчета обеспечения заявки и контракта.

При расчете цены за единицу, начальной суммы цен и максимального значения цены контракта учитывайте ведомственные перечни и нормативные затраты.

Пример: обоснование начальной цены единицы услуги

Подготовить и подписать обоснование НМЦК или НЦЕ поручите работнику контрактной службы или контрактному управляющему. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика отдельно подписывать обоснование НМЦК. Необходимо утвердить обоснование в составе закупочной документации.

В то же время Минэкономразвития в рекомендуемой форме обоснования указывает подпись контрактного управляющего или работника контрактной службы.

Обязан ли заказчик применять Методические рекомендации? Практика контрольных органов по этому вопросу расходится.

Так, Минфин в письме от 16.06.2017 № 24-01-10/37713 указал, что Методические рекомендации не носят нормативный характер. Этот документ разработали в помощь заказчику.

Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.

Аналогичную позицию высказали специалисты Ульяновского УФАС в решении от 11.01.2016 № 873/03-2015 и Вологодского УФАС в решении от 16.04.2018 № 04-11/57-18.

Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.

Например, решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018 и решение, предписание Тверского УФАС от 17.08.2018 № 05-6/1-195-2018.

Позиция судов тоже неоднозначна.

Часть судов указали, что Методические рекомендации заказчик применять не обязан. Например, решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 23.12.2014 № 12-1719/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 № Ф07-668/2015, А42-2927/2014.

Однако есть судебная практика, которая говорит о том, что заказчик обязан применять Методические рекомендации, когда обосновывает НМЦК.

Adblock
detector