Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства российской федерации
Содержание
1. Первичная типология закупок2. Конкурентные виды закупок3. Торговые процедуры4. Неторговые конкурентные процедуры
Регламент государственных закупок на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом 44-ФЗ, который составил правовую основу организации самых различных видов закупок.
1. Первичная типология закупок
- По 44-ФЗ, согласно форме прохождения, закупки делятся на 2 больших вида:
- 1) конкурентные, где позволяется принять участие различным поставщикам, которые соревнуются между собой за право получить желанный контракт.
- 2) неконкурентные, когда товары, работы или услуги (ТРУ), предоставляет единственный поставщик.
Возникли сложности с заполнением документов?
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
Обратиться к специалистам
2. Конкурентные виды закупок
- 1) Конкурсы: участвуют все, кто хочет, по завершении последнего этапа организатор выбирает наиболее привлекательный для себя вариант.
- Если сведения о конкурсе размещаются в ЕИС для всех желающих поучаствовать поставщиков, его называют открытым конкурсом.
- Если сведения о закупочной процедуре отправляется небольшой группе заранее определенных участников, такая закупка именуется конкурсом с ограниченным участием.
2) Аукционы: побеждает участник, назвавший минимальную цену от НМЦК.
Аукционы проводятся на электронных торговых площадках.
3) Запросы котировок: организуют ЗК в тех случаях, когда надо купить быстро и недорого (до 500 тысяч рублей). Побеждает участник, чье предложение удовлетворяет заказчика по большему числу параметров.
4) Запросы предложений: эффективный метод закупки путем оповещения всех потенциальных поставщиков через ЕИС. То предприятие, которое сделает самое привлекательное для организатора предложение, выигрывает.
3. Торговые процедуры
- 1) Одноэтапный конкурс — побеждает участник, чье предложение оказалось наиболее адекватно запросам заказчика.
- 2) Двухэтапный конкурс – на 1 этапе организатор собирает предложения участников, на 2 выбирается победитель, предложивший оптимальные условия исполнения договора.
- 3) Одноэтапный аукцион — конкурентная торговая закупка, где побеждает участник, предложивший самую низкую цену за свои услуги.
- 4) Двухэтапный аукцион — процедура, на 1 этапе которой организатор собирает предложения, на 2 этапе выбирают победителем участника, максимально уронившего цену закупки.
4. Неторговые конкурентные процедуры
1) Одноэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый вид закупки, когда организатор дает сведения о требуемых ТРУ неограниченному количеству лиц и выбирает самое выгодное для себя предложение.
2) Двухэтапный запрос предложений — та же процедура, поделенная на два этапа, на первом идет опрос поставщиков на предмет степени их готовности исполнить договор, на втором этапе выбирается победитель, доказавший свою способность оптимально выполнить запросы заказчика.
3) Одноэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, когда заказчик дает сведения неограниченному кругу лиц о своих потребностях, называя все, кроме цены. Побеждает тот, кто предложит минимальную цену.
- 4) Двухэтапный запрос цен — аналогичная процедура, поделенная на два этапа: сначала идет обсуждение организатора с потенциальными поставщиками условий контракта, на втором – выбирается участник, назвавший минимальную цену закупки.
- 5) Конкурентные переговоры — конкурентная неторговая процедура, на которой ведутся переговоры между заказчиком и каждым участником, по итогу которых подписывается договор с участником, доказавшим свое преимущество на торгах перед другими.
- Помимо всего названного, во время любой из перечисленных процедур организатор торгов может выдвинуть требование провести предварительный квалификационный отбор участников.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Виды закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Современная контрактная система подразумевает целый ряд конкурентных процедур. Они отличаются порядком проведения, особенностями подготовки заявок и сроками на отдельные этапы.
https://www.youtube.com/watch?v=guaYAhLLpks\u0026pp=ygW4AdCe0YHQvdC-0LLQvdGL0LUg0LLQuNC00Ysg0LfQsNC60YPQv9C-0Log0LIg0YHQvtC-0YLQstC10YLRgdGC0LLQuNC4INGBINC90L7RgNC80LDQvNC4INC00LXQudGB0YLQstGD0Y7RidC10LPQviDQt9Cw0LrQvtC90L7QtNCw0YLQtdC70YzRgdGC0LLQsCDRgNC-0YHRgdC40LnRgdC60L7QuSDRhNC10LTQtdGA0LDRhtC40Lg%3D
В данном материале мы прольём свет на все актуальные виды закупок, расскажем о ключевых отличиях и особенностях.
Основы
На сегодняшний день существует 4 основных вида конкурентных закупок:
- Электронный аукцион.
- Конкурс в электронной форме.
- Запрос котировок в электронной форме.
- Запрос предложений в электронной форме.
Некоторые из них разделяются на подвиды. Так, электронный аукцион может быть открытым и закрытым, а конкурс одноэтапным и двухэтапным.
Начнем с доступности тендера для компаний. Закупка может проводиться в открытом и закрытом формате:
- Открытые закупки публикуются в общем доступе, а принять участие может любой желающий, кто подходит под законные требования.
- Закрытые закупки говорят сами за себя – участвовать могут далеко не все. Они проводятся в случаях предусмотренных ст. 84.1 закона 44-ФЗ. Например, когда закупка осуществляется для государственных нужд, являющихся государственной тайной. Чтобы принять участие, заказчик должен направить персональное приглашение Вашей компании.
Также, торги могут проводиться не только в один этап, но и в несколько:
- Одноэтапные торги являются самым привычным вариантом. Они, как правило, проводятся значительно быстрее и проще, чем второй вариант.
- Двухэтапные торги используется, чаще всего, для высокобюджетных закупок, где критически важно не прогадать с поставщиком. Особенности очевидны – сначала проводится первый отбор участников, а затем второй, где оставшиеся претенденты могут улучшить своё предложение ещё раз.
Подобные разделения хорошо себя зарекомендовали за годы практики. Благодаря им, заказчики могут выбрать самый эффективный вариант проведения, с учетом всей необходимой специфики.
Электронный аукцион
Популярнейший вид конкурентной закупки, не сдающий своих позиций уже много лет.
При проведении, заказчик указывает, что именно ему нужно, в какие сроки и начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Поставщики находят информацию о закупке, изучают документацию и подают заявку на участие.
Кстати, искать закупки лучше всего с помощью системы Тендерплан! В ней есть детально настраиваемый поиск, чтобы находить именно то, что Вам нужно! Кроме того, в Тендерплане можно найти множество аналитических показателей по отраслям, конкретным заказчикам и конкурентам. Попробовать систему можно совершенно бесплатно в течение 14 дней!
Заявка на участие в электронном аукционе делится на 2 части. В первой, участник указывает полную информацию о предмете закупки, во второй – данные о компании.
После получения допусков, от участников потребуется войти на торговую площадку в указанный день и время, чтобы начать торг. В процессе каждый из них может снижать цену согласно допустимому шагу аукциона – от 0.5% до 5%.
Победителем становится тот поставщик, который предложил лучшую цену и её не перебили в течение 10 минут. В последствии именно с ним и заключается контракт.
Конкурс в электронной форме
Конкурс похож по своей логике на электронный аукцион, но с рядом достаточно серьёзных отличий.
Начнем с того, что при проведении конкурса в электронной форме, заказчик учитывает не только ценовое предложение участников, но и другие качества:
- срок исполнения контракта;
- опыт работы компании;
- используемое оборудование (в случае работ или услуг);
- качество продукта (при поставке).
Заявка на участие также состоит из двух частей, содержание которых регулируется ч. 4 ст. 54.4 закона 44-ФЗ и ч. 6 ст. 54.4 закона 44-ФЗ соответственно.
В отличии от аукциона, участвующие компании не перебивают цены друг друга, а обозначают ценовое предложение сразу.
Однако, есть ещё одна интересная особенность. После всех основных действий, заказчик публикует в ЕИС протокол рассмотрения вторых частей заявок. В этот момент у всех участников появляется последний шанс улучшить своё предложение, но на этот раз окончательно.
Запрос котировок в электронной форме
Запрос котировок считается, пожалуй, самым сложным видом закупки на сегодняшний день. Это мнение обусловлено сжатыми сроками на проведение, а также ограничениями в допустимой НМЦК.
https://www.youtube.com/watch?v=guaYAhLLpks\u0026pp=YAHIAQE%3D
Заказчик публикует извещение не позднее, чем за 4 дня до окончания приёма заявок. Отсчёт начинается с первого рабочего дня, следующего за днём размещения. В нём указывается предмет закупки, начальная стоимость и прочие требования.
Потенциальные участники, нашедшие извещение, должны отправить заявку, в которой содержится стандартный пакет документов, а также ценовое предложение. Полученные заявки рассматриваются на предмет соответствия котировочной комиссией, после чего направляются оператору ЭТП который, ориентируясь на предложенные цены, и определяет победителя.
Отдельно стоит упомянуть, что стоимость контракта не должна превышать 3 миллиона рублей. Годовой объём закупок такого вида тоже ограничен – не более 10% от всего годового объёма или 100 миллионов рублей.
Запрос предложений в электронной форме
Данный вид закупки немного схож с конкурсом. Заказчик также ориентируется не только на цену, но и на иные параметры. Победителем становится та компания, которая вынесла лучшее предложение, в котором цена, сроки и качество исполнения контракта наиболее соответствуют требованиям в документации.
Чтобы провести запрос предложений в электронной форме, необходимо учесть ряд требований. Дело в том, что такой вид закупки можно использовать лишь для ограниченного списка ситуаций:
- Закупка предметов народного творчества.
- Закупка для нужд олимпийских сборных.
- Закупка лекарств для конкретного человека.
- Закупка жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц.
- При повторном проведении закупки, договор которой был официально расторгнут.
- При необходимости защиты Российской Федерации в случае иска, который был подан в суд другого государства.
- При условии, если повторный электронный аукцион или конкурс не состоялись.
Участники направляют свои предложения на площадку, на которой проводится закупка, после чего ожидают рассмотрения и публикации протокола. Ждут они потому, что после этого претенденты на контракт могут подать финальное предложение с изменениями в лучшую сторону.
Уникальные алгоритмы сбора тендеров, точный поиск и глубокая аналитика. Всё для работы с закупками!
Виды аукционов по 44-ФЗ
В целом, все виды закупок можно разделить на два типа: закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ. Первый распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделок, второй — устанавливает лишь общие принципы и список заказчиков в этом виде закупок ограничен.
В этой статье упор будет сделан на более распространённый вид закупок — по 44-ФЗ, но мы расскажем и о 223-ФЗ. Мы покажем, какие есть виды закупок по 44-ФЗ в формате таблицы, чтобы было удобнее воспринимать информацию.
Какие есть способы закупок по 44-ФЗ
По 44-ФЗ существует несколько видов закупок, которые можно объединить в две большие группы: конкурентные закупки и неконкурентные. Как можно понять из названия, разделение такое проходит по способу определения поставщика.
Ко второй группе, неконкурентному способу закупок, относится лишь один вид закупки — закупка у единственного поставщика. Про неё подробнее мы поговорим в соответствующем разделе.
К первой группе, конкурентному способу закупок, относится весь остальной массив способов определения поставщиков:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Каждый из этих видов делится на подвиды. Закупки могут проводить в бумажном и электронном формате (по факту, практически все проводятся именно в электронном). Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным, открытым, закрытым и с ограниченным участием. Аукцион — только открытым и закрытым.
Виды конкурентных закупок по 44-ФЗ: таблица
Разберёмся в каждом конкурентном способе закупок по 44-ФЗ подробнее. Ниже представлена соответствующая таблица.
Открытый конкурс | Самый часто встречающийся вариант проведения закупок. Информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. К поставщикам предъявляются одинаковые требования. Победителем считается тот участник, который предлагает лучшие условия исполнения контракта, это же относится и к остальным формам конкурса. |
Открытый конкурс с ограниченным участием | Условия проведения такой закупки похожи на открытый конкурс: информация о закупке в свободном доступе, одинаковые требования к поставщикам. Отличие заключается в том, что для участия могут быть предъявлены дополнительные требования, а участники должны пройти предквалификационный отбор. |
Открытый двухэтапный конкурс | Особенность проведения такой закупки заключается в том, что каждый участник должен пройти оба этапа конкурса. Заказчик выбирает победителя именно на основе результатов второго этапа. К участникам могут быть предъявлены как единые требования, так и дополнительные. |
Закрытый конкурс (одноэтапный, двухэтапный и с ограниченным участием) | Отличие закрытого конкурса от открытого заключается в формате его проведения: информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, которые будут удовлетворять определённым заказчиком требованиям. Одноэтапный, двухэтапным и конкурс с ограниченным участием проводятся по подобию открытого конкурса. |
Открытый аукцион | Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. Главное отличие от конкурса заключается в том, что победителем становится тот участник закупок, который предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым понижением цен. |
Закрытый аукцион | За получение документации о закрытом аукционе с участников может взиматься плата, которую указывается сам заказчик. Информация о ней указывается в приглашении, отправляемом им поставщикам. |
Запрос котировок | Информация о закупке сообщается неограниченному числу лиц, а начальная максимальная цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Победителем становится тот участник, который предложит наименьшую цену. |
Запрос предложений | Всё также как и в предыдущих случаях: информация о закупке распространяется свободно, к поставщикам выставляются одинаковые требования. Однако, в этом случае победителем становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит самые подходящие условия исполнения контракта. |
Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Как мы уже сказали выше, к неконкурентному способу закупок относится только один вид — закупка у единственного поставщика. Регулируется этот метод статьёй 93 44-ФЗ, где описаны условия и правила проведения такой закупки.
Если говорить простыми словами, то суть такой закупки заключается в том, что заказчик заключает контракт с конкретным поставщиком, без предварительного проведения конкурса, аукциона или любого другого конкурентного мероприятия.
Для того чтобы была возможность провести неконкуретную закупку, у заказчика должны быть на то определённые основания в соответствии с вышеуказанной статьёй 93. Таких оснований много (более 50-ти), перечислим лишь некоторые из них:
- закупка на сумму, которая не превышает 600 тысяч рублей;
- закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
- закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
- поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
Проведения неконкуретного способа закупок — это право, а не обязанность заказчика. Это означает, что даже в большинстве случаев, которые могут являться основанием для проведения закупки у единственного поставщика, заказчик может проводить и конкурентную закупку.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».
Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
По аналогии с закупками по 44-ФЗ, если заказчик проводить закупку по 223-ФЗ, он также должен выбирать поставщика. До 1 июля 2018 года заказчику было доступно всего две процедуры: электронный аукцион и конкурс. В настоящее время он может использовать также запрос предложений и запрос котировок.
Заказчику доступны и другие способы проведения закупок, например, многолотовые аукционы и аукционы на повышение. Заказчик самостоятельно прописывает все условия проведения таких закупок, что и отличает их от закупок по 223-ФЗ.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.
Астрал.Торги
Комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам
Особенности государственных закупок в соответствии с ФЗ № 44
Государственные закупки представляют собой форму размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям и в оговоренные сроки.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44)такими конкурентными способами являются:
- аукционы (в электронной форме, закрытый аукцион);
- конкурсы (открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Помимо данных способов возможен неконкурентный способ осуществления закупок у единственного поставщика.
На сегодняшний день самыми популярными способами в РФ являются аукционы в электронной форме, закупка у единственного поставщика и запрос котировок. В связи с этим следует остановиться подробнее на каждом из этих способов.
Аукцион в электронной форме
Электронный аукцион– это один из конкурентных способов определения поставщика, который проводится на специальном сайте, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 ч. 1 ст. 59 ФЗ № 44).
В каких случаях возможно проведение такого аукциона? Во-первых, заказчик обязанпроводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), включенных в перечень, установленный Правительством РФ. В данный перечень, к примеру, входят нефтепродукты; изделия из бумаги; лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях и т.д.
Во-вторых, помимо этого перечня органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные перечни. Если тот или иной товар, услуга или работа не входит в указанные перечни, заказчик не лишается права по своему желанию провести электронный аукцион (ч. 3 ст. 59 ФЗ № 44).
Электронный аукцион не может проводиться, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 и 2 ст. 84 ФЗ № 44).
Для того чтобы стать участником электронного аукциона необходимо пройти аккредитацию, предусмотренную ст. 61 ФЗ № 44, а также иметь электронную подпись.
Аккредитацию, которая действует три года, необходимо проходить на каждой электронной площадке, где юридическое лицо или ИП планирует принимать участие.
Участник вправе продлить аккредитацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока аккредитации.
Заявка на участие состоит из двух электронных документов, которые подписываются руководителем организации или другим уполномоченным лицом, и направляются сразу в день подписания.
По результатам проведения аукциона с победителем заключается контракт (ч.9 ст. 70 ФЗ № 44).
Почему данный способ так часто используется заказчиками? Преимуществом электронного аукциона является то, что заказчик может заключить контракт по существенно более низкой цене по сравнению с начальной ценой.
Ограничений на проведение аукциона также достаточно мало. Недостатками данного способа являются риски технических сбоев на электронных площадках; отсутствие возможности выделения нескольких лотов.
Важно также учитывать, что в данном аукционе информация обо всех участниках является конфиденциальной.
Закупка у единственного поставщика
Данный способ заключается в том, что заказчик предлагает заключить контракт определенному юридическому или физическому лицу (ст. 93 ФЗ № 44). В данном случае никаких конкурентных процедур заказчиком не проводится.
Есть определенные случаи, в которых заказчик обязан воспользоваться именно этим способом:
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся;
- закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них
Существует и перечень, по которому заказчик может провести закупку у единственного поставщика. Перечень этот очень широк и содержит, к примеру, такие случаи, как: выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д. (ст. 93 ФЗ № 44).
Закупка товара у единственного поставщика является удобным способом для заказчика, если цена контракта небольшая.
Разрешено закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. по одному контракту. Годовой объем закупок ограничен и не должен превышать одного из значений: 2 млн. руб.; 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44).
Преимуществом закупок у единственного поставщика является возможность заключения контракта с известным заказчику поставщиком; простота процедуры и незначительный срок ее проведения.
Из недостатков можно выделить то, что значительно снизить цену контракта представляется затруднительным, а также имеется повышенный интерес Федеральной антимонопольной службы к данному способу.
Объясняется это тем, что заказчик может договориться с поставщиком в обход требованиям законодательства.
Запрос котировок
При запросе котировок информация о товарах (услугах или работах) передается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.
Победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 ФЗ № 44). Особенностью данной процедуры является то, что она не торговая, т.е.
основной и единственный критерий для определения победителя это цена.
Запрос котировок может проводиться лишь тогда, когда одновременно соблюдаются определенные условия. Размер начальной (максимальной) цены контракта не должен превышать 500 тыс. руб. и годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:
- 10% совокупного годового объема закупок заказчика, если его размер не более 1 млрд. руб.; или
- 100 млн. руб., если размер совокупного годового объема закупок более 1 млрд. руб.
Недостатком для заказчика данного способа являются вышеперечисленные ограничения, а также наличие ответственности заказчика за обеспечение сохранности и конфиденциальности заявок и хранения документов.
Помимо этого в процессе проведения запроса котировок заказчики, которые обязаны размещать извещение о проведении запроса котировок и проект контракта не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок, самостоятельно сокращают данный срок, нарушая при этом действующее законодательство. Еще одним частым нарушением является требование от участника декларации, подтверждающей отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, что не соответствует законодательству.
Реестр недобросовестных поставщиков
При участии в той или иной процедуре проведения государственных закупок необходимо знать о существовании реестра недобросовестных поставщиков. Данный реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России.
Важно, что закон именно обязывает заказчика, а не дает право, направить информацию об участнике для включения в реестр, если он не исполняет свои обязательства или уклоняется от заключения контракта.
Документы для включения участника в реестр собирает и направляет сам заказчик в ФАС.
Одной из возможных ситуаций является уклонение участника от заключения контракта. В этом случае заказчик должен заключить контракт со следующим по очереди претендентом на заключение контракта (второй участник). В связи с этим заказчик должен обосновать, почему он заключает контракт не с победителем, а со вторым участником и отправляет информацию об этом и необходимые документы в ФАС.
Если же контракт заключен, но исполняется участником ненадлежащим образом или не исполняется вовсе, то заказчик может расторгнуть его в одностороннем порядке или через суд. В течение трех рабочих дней заказчик обязан уведомить ФАС о расторжении контракта. Данная ситуация также является основанием для включения в реестр.
Если решение о включении в реестр принято ФАС, то обжаловать его можно только через суд. Обжаловать можно сам факт включения в реестр и включенную в реестр информацию о нарушителе и нарушении. Информация о недобросовестном поставщике исключается из реестра по истечению двух лет с даты включения.
В заключении также следует отметить, что сложность и неоднозначность многих норм законодательства о контрактной системе усложняют деятельность, как заказчиков, так и участников, и влечет за собой частые ошибки и нарушения.
Статья подготовлена 17.11.2016
Мария Никитина, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»
Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ
Российская федерация
Федеральный закон
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года
Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года
(В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ, от 13.07.2015 № 227-ФЗ, от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ, от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ, от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ, от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ, от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ, от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ, от 30.10.2018 № 393-ФЗ, от 27.12.2018 № 502-ФЗ, от 27.12.2018 № 512-ФЗ, от 27.12.2018 № 518-ФЗ, от 01.04.2019 № 50-ФЗ, от 01.05.2019 № 69-ФЗ, от 01.05.2019 № 70-ФЗ, от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 152-ФЗ, от 27.12.2019 № 449-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.02.2020 № 27-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 04.04.2020 № 107-ФЗ, от 24.04.2020 № 124-ФЗ, от 08.06.2020 № 180-ФЗ, от 31.07.2020 № 249-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ, от 22.12.2020 № 436-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 501-ФЗ, от 30.12.2020 № 539-ФЗ, от 24.02.2021 № 20-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 277-ФЗ, от 02.07.2021 № 344-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ, от 08.03.2022 № 46-ФЗ, от 26.03.2022 № 64-ФЗ, от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 16.04.2022 № 109-ФЗ, от 11.06.2022 № 160-ФЗ, от 28.06.2022 № 231-ФЗ, от 14.07.2022 № 272-ФЗ, от 04.11.2022 № 420-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ, от 28.12.2022 № 563-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 28.04.2023 № 154-ФЗ, от 29.05.2023 № 184-ФЗ)
(С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2020 № 16-П)
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
- 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
- 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
- 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ;
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ)
- 4) особенностей исполнения контрактов;
- 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок) .
- 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
- 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
- 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 203-ФЗ)
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)