Особенности и условия предоставления дополнительного отпуска за работу в районах крайнего севера
Положенный каждый год и подлежащий оплате отпуск работников северных территорий включает следующие составляющие:
- основной отпуск продолжительностью как минимум 28 дней (здесь и далее имеются в виду календарные дни);
- дополнительное время отдыха за работу в северном климате — не менее 8 дней;
- прочие дополнительные отпуска, размер которых зависит от конкретных оснований (например, работникам с ненормированным рабочим днем положено не меньше трех дней сверх основного отпуска — ст. 119 ТК РФ).
Количество дополнительных отпускных дней варьируется в зависимости от уровня благоприятности климата, в котором расположено рабочее место. Так, ст. 14 закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера…» от 19.02.1993 № 4520-I устанавливает 3 категории северных территорий с разной длительностью допотпуска:
Бывают случаи, когда работник в рамках рабочего года выполняет трудовые функции на нескольких территориях, для которых определен различный размер льготных северных отпусков. В таком случае продолжительность времени дополнительного отдыха будет рассчитываться пропорционально периодам, отработанным на этих территориях.
Территории, относящиеся к остальным районам Севера
Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 определены районы Крайнего Севера и все территории, которые приравнены к нему. Список остальных районов Севера никаким нормативным актом не закреплен.
Более того, ТК РФ такую категорию северных территорий в ст. 321 даже не упоминает. Однако обязательность предоставления восьмидневного северного допотпуска работникам таких территорий установлена ст.
14 закона РФ № 4520-I.
Для отнесения территории к рассматриваемым районам необходимо соблюдение 2 условий:
- Территория не признана Крайним Севером, а также не приравнена к нему.
- На ней действует процентная надбавка и применяется районный коэффициент.
Соответствующие надбавки и коэффициенты должно устанавливать Правительство РФ, что следует из ст. 315–316 ТК РФ. Однако по состоянию на 2020 год соответствующие нормативные документы не изданы, поэтому в силу ч. 1 ст.
423 ТК РФ для решения вопроса о признании местности районом Севера следует руководствоваться правовыми актами РФ и бывшего СССР, ранее установившими коэффициенты и надбавки. Именно такое правило предусматривает ч. 1 ст.
423 ТК РФ (в частности, это подтверждается приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2).
Важно! Возможность получить 8-дневный «северный» отпуск — единственная привилегия работников северных районов, не отнесенных к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям. Другие льготы, положенные северянам (в том числе компенсация отпускных расходов), им не предоставляются.
Отпуска в районах, приравненных к Крайнему Северу, в районах Крайнего Севера и остальных северных районах: особенности для совместителей
В ст. 287 ТК РФ задано общее правило: совместители, трудящиеся в рассматриваемых территориях, могут воспользоваться установленными для них льготами (гарантиями и компенсациями) только по месту основной работы. При этом в ранее упомянутой ст.
14 закона № 4520-I северный допотпуск обозначен как компенсация, что может повлечь вывод о необязательности его предоставления на работе по совместительству.
Однако положения ТК РФ и судебная практика свидетельствуют об ошибочности такой трактовки:
- Отпуск, в том числе дополнительный, нельзя отнести к компенсациям исходя из определения компенсации как выплаты денег (ч. 2 ст. 164 ТК РФ).
- На основании ст. 321 ТК РФ суммарная длительность отпусков, подлежащих оплате, северным работникам-совместителям исчисляется в обычном порядке.
- Из судебной практики следует, что ст. 321 ТК РФ выступает специальной нормой по отношению к ст. 287 ТК РФ — а это значит, что последняя не распространяется на северян-совместителей. На это указал Верховный суд РФ в разд. 5 обзора судебной практики, посвященного спорам, связанным с трудовой деятельностью в северных районах (утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014, далее — Обзор).
Правила предоставления и объединения северных отпусков
Воспользоваться дополнительным отпуском, равно как и основным, работники Севера могут спустя 6 месяцев после трудоустройства (ст. 322 ТК РФ). До истечения полугода можно уйти в допотпуск только при согласии на то работодателя (ст. 122 ТК РФ).
Важно! Закон не запрещает использовать дополнительный и основной отпуска по отдельности. При этом ч. 1 ст.
125 ТК РФ содержит единый принцип для всех отпусков, подлежащих оплате и положенных работникам ежегодно: если отпуск дробится на части, как минимум одна из них не может быть меньше 14 дней.
Таким образом, неправомерным будет деление отдельно использующегося дополнительного отпуска, если количество дней не позволяет разделить его по правилам приведенной нормы.
Северяне вправе также полностью или частично соединять свои отпуска, причем стандартная норма о переносе отпуска в исключительных ситуациях (ч. 3 ст. 124 ТК РФ) в этом случае применению не подлежит.
Возмещение северянам расходов на отпуск, в том числе оплата проезда
Все работодатели без исключения обязаны за свой счет компенсировать работникам, чье рабочее место находится на Крайнем Севере или в приравненной к нему местности, стоимость транспортировки багажа и следования к месту отдыха в пределах России и назад (ст. 325 ТК РФ). Действуют здесь следующие принципы:
- Компенсация положена всем работникам, чье рабочее место расположено в соответствующих районах, независимо от юридического адреса работодателя. Это следует из разд. 1 Обзора.
- Право на компенсацию возникает вместе с правом на ежегодный отпуск, подлежащий оплате. Реализовать его можно только раз в два года (ч. 1 ст. 325 ТК РФ).
- Если компенсацией не воспользоваться, она не может быть перенесена и суммирована (ч. 6 ст. 325 ТК РФ).
- Выплата связывается именно с фактом предоставления отпуска, поэтому она должна быть выплачена и работнику, который ушел в отпуск с последующим увольнением (т. е. на момент возвращения из отпуска трудовые отношения будут прекращены). То же относится к случаям, когда работник в день возвращения с отдыха находился уже в ином виде отпуска, например в отпуске без сохранения зарплаты (разд. 6 Обзора).
Правовое регулирование возмещения отпускных расходов работникам Севера
Порядок, условия и предельный размер отпускных компенсаций детально урегулированы только по отношению к работникам организаций, действующих за счет бюджета федерального уровня (ч. 2, 4, 7 ст. 325 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455).
Из ч. 8 ст.
325 ТК РФ следует, что по вопросу выплаты компенсаций работникам, чьи работодатели получают финансирование из муниципальных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, нормативные акты должны издавать муниципальные органы и государственные органы субъектов РФ соответственно. Все прочие работодатели определяют все, что касается отпускных компенсаций, в трудовых и коллективных договорах, а также в локальных актах организаций.
Важно! Организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, кроме федерального, а также прочие работодатели вправе устанавливать расширенные по сравнению с федеральными условия выплаты компенсаций.
Например, предусмотреть возможность компенсации работникам расходов на отдых при нахождении не только в ежегодном отпуске, подлежащем оплате, но и в других видах отпусков.
Главное — помнить при этом, что установление для работников менее благоприятных условий, чем это определено на федеральном уровне, не допускается.
***
Работники северных территорий имеют привилегии, связанные с предоставлением им ежегодных отпусков, подлежащих оплате.
Однако разрозненность законодательства, пробелы в правовом регулировании данной сферы, а также неверное толкование закона могут привести к трудовым спорам.
Именно поэтому работодателям в целях неукоснительного соблюдения прав работников-северян необходимо руководствоваться не только ТК РФ, но и другими законодательными актами (как РФ, так и бывшего СССР), а также разъяснениями ВС РФ.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Отпуск».
Правила северного отпуска (нюансы учета дополнительного отпуска за работу на севере)
- ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » Правила северного отпуска (нюансы учета дополнительного отпуска за работу на севере)
- Распечатать
- По материалам журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА»
- Е. Шаповал
- Работодатель, находящийся в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, обязан предоставлять работникам ежегодный дополнительный отпуск .
- Определяем продолжительность отпуска
- Продолжительность северных отпусков зависит от местности, где трудится работник :
- — 24 календарных дня в районах Крайнего Севера;
- — 16 календарных дней в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
- — 8 календарных дней — в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
- Также северянам предоставляется отпуск за свой счет на время, необходимое для проезда к месту отпуска и обратно .
- Правила соединения отпусков
Северяне могут соединять ежегодные отпуска, но не более чем за 2 года. То есть они могут ходить в отпуск не каждый год, а один раз в 2 года. Но продолжительность отпуска при соединении отпусков не должна превышать 6 месяцев. В этот период включается также и время отпуска за свой счет, необходимое на дорогу к месту использования отпуска и обратно.
- Если при соединении отпусков общая продолжительность отпуска будет более 6 месяцев, то часть отпуска свыше 6 месяцев присоединяется к очередному ежегодному отпуску на следующий год .
- Пример. Соединение северных ежегодных отпусков
- УСЛОВИЕ
- Сотрудник организации, находящейся в Воркуте (район Крайнего Севера), имеет право на следующие отпуска:
- — ежегодный основной удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней — как педагогический работник;
- — ежегодный дополнительный северный отпуск продолжительностью 24 календарных дня;
- — ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день — 14 календарных дней.
Работник не использовал ежегодный отпуск в прошлом году, так как решил соединить отпуска за 2 года. Отпуск ему предоставляется с 1 августа 2016 г.
Для проезда к месту отдыха и обратно ему необходимо 10 календарных дней.
РЕШЕНИЕ
Общая суммарная продолжительность ежегодного отпуска работника составляет 94 календарных дня (56 календ. дн. + 24 календ. дн. + 14 календ. дн.).
При соединении ежегодных отпусков за 2 года общая продолжительность отпуска составит 188 календарных дней.
Отпуск не может превышать 6 месяцев. В течение указанных 6 месяцев работник использует 174 календарных дня отпуска и 10 дней на дорогу к месту отдыха и обратно — всего 184 календарных дня. Работник должен приступить к работе 10 февраля 2017 г. (4 ноября, 1 — 8 января — нерабочие праздничные дни — не включаются в число дней отпуска) .
У него останется неиспользованной часть отпуска продолжительностью 14 календарных дней (188 календ. дн. — 174 календ. дн.), которая присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску за 2017 г.
Первый северный отпуск положен работнику уже через 6 месяцев
Вновь принятым на работу сотрудникам первый дополнительный северный отпуск, как и основной отпуск, может быть предоставлен после 6 месяцев работы в вашей организации (весь дополнительный отпуск или его часть). Однако если нет возможности предоставить отпуск по истечении 6 месяцев, то отпуск нужно предоставить по истечении 11 месяцев работы.
С согласия руководителя основной и дополнительный северный отпуск можно предоставить работнику и до истечения 6 месяцев .
Северный отпуск можно заменить компенсацией без увольнения
По просьбе работника дополнительный северный отпуск можно заменить компенсацией без увольнения работника. Есть только одно исключение: нельзя заменять этот отпуск денежной компенсацией беременным женщинам.
То есть такая замена невозможна до ухода работницы в декретный отпуск. После его окончания никаких ограничений на выплату компенсации уже нет. Однако замена дополнительного отпуска компенсацией ваше право, а не обязанность.
Поэтому в такой просьбе работнику можно отказать и дать ему отгулять северный отпуск .
Внимание! Часть отпуска продолжительностью 28 календарных дней — основной ежегодный отпуск — заменить денежной компенсацией можно только при увольнении .
А теперь рассмотрим особенности предоставления северных отпусков отдельным категориям работников.
Отпуск родителям при поступлении детей
Работодатель обязан предоставить вне графика ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) одному из родителей (опекуну, попечителю) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в среднее профессиональное или высшее учебное заведение, которое расположено в другой местности. Такой отпуск предоставляется в период, указанный в заявлении работника. Если детей двое и более, то предоставляется отпуск один раз для каждого ребенка .
Совместителям северный отпуск положен на общих основаниях
Совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется продолжительностью соответственно 24 календарных дня и 16 календарных дней.
Этот отпуск суммируется с основным ежегодным отпуском. Общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности. Ведь работники-совместители работают в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству .
Также суммируются ежегодный основной отпуск и ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней совместителям, работающим в остальных районах Севера .
За командировку на Север дополнительный отпуск не предоставляется
Период командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не дает работнику (за исключением работников экспедиций, круглогодичных партий, нефтегазоразведок) права на дополнительный северный отпуск .
Однако для работников, которые часто и долго находятся на Севере в командировках, можно прописать дополнительный отпуск в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка), коллективном или трудовом договоре.
Но оплату такого отпуска учесть в налоговых расходах нельзя .
Вахтовикам положен дополнительный северный отпуск
Вахтовикам, выезжающим для выполнения работ в районы Крайнего Севера из других районов, положен дополнительный северный отпуск продолжительностью 24 календарных дня. При этом в отпускной стаж включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте . То есть работникам-вахтовикам положено:
они трудятся в районах Крайнего Севера — 2 календарных дня отпуска за каждый месяц вахты (24 календ. дн. / 12 мес.);
они трудятся в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 1,33 календарного дня отпуска за каждый месяц вахты (16 календ. дн. / 12 мес.);
они трудятся в остальных районах Севера — 0,66 календарного дня отпуска за каждый месяц вахты (8 календ. дн. / 12 мес.).
* * *
Расчет среднего заработка для оплаты северного отпуска производится в обычном порядке. При этом и выплаты по районному коэффициенту, и процентная надбавка входят в состав выплат, учитываемых при расчете отпускных .
Если основной и северный отпуск предоставляются одновременно, то средний заработок рассчитываем один раз, за 12 календарных месяцев, предшествующих дате начала такого отпуска.
Если дополнительный отпуск работник берет не в то же время, что основной, то тогда средний заработок нужно рассчитать заново с новым расчетным периодом .
———————————
ст. 321 ТК РФ; ст. 14 Закона от 19.02.93 N 4520-1
- ст. 322 ТК РФ
- ст. 112 ТК РФ
- статьи 122, 322 ТК РФ
- ст. 126 ТК РФ
- ст. 322 ТК РФ
Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера
Закончила Юридический институт (Санкт-Петербург), в 2001 году поступила в аспирантуру Института Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2006 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Работала в органах местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, органах исполнительной власти Мурманской области. Преподавательская деятельность с 2003 года в Мурманском институте экономики и права, Мурманском филиале НОУ «Юридический институт (Санкт-Петербург)», Филиале ФГОУ ВПО «Северо-Западная Академия государственной службы»
Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.
Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом — районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.
Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.
На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.
Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана — два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.
Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы
В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.
93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.
Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.
Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.
В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.
96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.
Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.
97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…
оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».
Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.
В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.
Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.
Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.
Концепция Правительства Российской Федерации была основана на пересмотре и существенном изменением системы поддержки регионов Крайнего Севера. В 1997 году было принято Постановление от 31.12.97 № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера», где отмечалась необходимость поэтапного реформирования системы государственной поддержки районов Севера. При этом среди приоритетных направлений выделялись следующие:
— усиление роли государства в развитии экономики районов Севера;
— пересмотр существующей системы гарантий и компенсаций для северян по мере формирования системы дифференцированных по регионам общегосударственных социальных стандартов;
— повышение ответственности работодателей в решении социальных проблем районов Севера;
— совершенствование межбюджетных отношений
Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.
2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.
Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…
архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.
Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.
2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ).
Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.
93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Закон Российской Федерации от 19.02.
93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.
При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
1.
Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».
Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.
Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.
2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.
До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Особенности и условия предоставления дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера
Определяем продолжительность отпуска
Продолжительность северных отпусков зависит от местности, где трудится работникст. 321 ТК РФ; ст. 14 Закона от 19.02.93 № 4520-1:
- 24 календарных дня в районах Крайнего Севера;
- 16 календарных дней в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
- 8 календарных дней — в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для северян определяется такст. 322 ТК РФ:
Также северянам предоставляется отпуск за свой счет на время, необходимое для проезда к месту отпуска и обратност. 322 ТК РФ.
krayniy_sever.jpg
Похожие публикации
Северный отпуск предоставляется работникам, которые ведут трудовую деятельность на территории районов Крайнего Севера или в населенных пунктах, приравненных к таким районам. Льгота в виде дополнительных дней отдыха положена сотрудникам независимо от местонахождения головного офиса работодателя, главный критерий – фактическое место работы человека.
Правила соединения отпусков
Северяне могут соединять ежегодные отпуска, но не более чем за 2 года. То есть они могут ходить в отпуск не каждый год, а один раз в 2 года. Но продолжительность отпуска при соединении отпусков не должна превышать 6 месяцев. В этот период включается также и время отпуска за свой счет, необходимое на дорогу к месту использования отпуска и обратно.
Если при соединении отпусков общая продолжительность отпуска будет более 6 месяцев, то часть отпуска свыше 6 месяцев присоединяется к очередному ежегодному отпуску на следующий годст. 322 ТК РФ.
Пример. Соединение северных ежегодных отпусков
/ условие / Сотрудник организации, находящейся в Воркуте (район Крайнего Севера), имеет право на следующие отпуска:
- ежегодный основной удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней — как педагогический работник;
- ежегодный дополнительный северный отпуск продолжительностью 24 календарных дня;
- ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 14 календарных дней.
Работник не использовал ежегодный отпуск в прошлом году, так как решил соединить отпуска за 2 года. Отпуск ему предоставляется с 1 августа 2020 г.
Для проезда к месту отдыха и обратно ему необходимо 10 календарных дней.
/ решение / Общая суммарная продолжительность ежегодного отпуска работника составляет 94 календарных дня (56 календ. дн. + 24 календ. дн. + 14 календ. дн.).
При соединении ежегодных отпусков за 2 года общая продолжительность отпуска составит 188 календарных дней.
Отпуск не может превышать 6 месяцев. В течение указанных 6 месяцев работник использует 174 календарных дня отпуска и 10 дней на дорогу к месту отдыха и обратно — всего 184 календарных дня. Работник должен приступить к работе 10 февраля 2020 г. (4 ноября, 1—8 января — нерабочие праздничные дни — не включаются в число дней отпуска)ст. 112 ТК РФ.
У него останется неиспользованной часть отпуска продолжительностью 14 календарных дней (188 календ. дн. – 174 календ. дн.), которая присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску за 2020 г.
Расчет отпускных
Правила определения размера выплат за отпуск для северян не отличаются от других работников – сумма вычисляется на основе среднедневного заработка по правилам ст. 139 ТК РФ. Для установления его размера все перечисленные сотруднику за годовой период суммы необходимо разделить на 12, а затем на 29,4.
Если же стаж работы на текущем месте менее года и в периоде есть не полностью отработанный месяц, то нужно разделить сумму заработка за весь срок на общее число дней, в которые северянин был трудоустроен. Сначала рассчитывается сумма таких дней в полных месяцах.
Для этого 29,4 нужно умножить на количество полных месяцев трудоустройства. Затем к ним добавляется число дней трудоустройства в неполном месяце. На сумму этих дней следует поделить полученный заработок за весь интересующий период.
Для вычисления дней трудоустройства в неполном месяце используется следующая формула: 29,4 следует поделить на количество дней в месяце и умножить на число дней за этот месяц, в которые сотрудник трудился.
Например, сотрудник работает 11 месяцев и 17 дней. За это время ему начислена зарплата в размере 241 590 р. Количество дней трудоустройства в полных месяцах составляет 29,4 * 11 = 323,4 дня.
Количество отработанных дней в оставшемся месяце (если в нем 31 день) для целей расчета заработка составляет 29,4 : 31 * 17 = 16,12.
То есть общее количество дней трудоустройства в году составляет 323,4 + 16,12 = 339,52 дня. Исходя из этого средняя зарплата в день составляет 241 590 : 339,52 = 711,56 р.
В таком случае северянину на 52 дня отпуска полагается 37 001,12 р. отпускных (711,56 * 52 = 37 001,12). По такому же принципу производится и расчет выплаты, когда сотрудник не отдыхал – она равна произведению неиспользованных дней и среднего заработка.
Первый северный отпуск положен работнику уже через 6 месяцев
Вновь принятым на работу сотрудникам первый дополнительный северный отпуск, как и основной отпуск, может быть предоставлен после 6 месяцев работы в вашей организации (весь дополнительный отпуск или его часть). Однако если нет возможности предоставить отпуск по истечении 6 месяцев, то отпуск нужно предоставить по истечении 11 месяцев работы.
С согласия руководителя основной и дополнительный северный отпуск можно предоставить работнику и до истечения 6 месяцевстатьи 122, 322 ТК РФ.
За что обязан заплатить руководитель
- место отдыха должно находиться в пределах РФ;
- выплата осуществляется как работнику, так и его семье;
- перерыв трудовой деятельность должен быть оплачен 1 раз за два года;
- компенсация не будет переноситься на последующие годы и не может суммироваться.
Выплачиваются средства во время наступления отпуска. Это же относится к увольняющимся работникам, которым положен полный расчет по трудовому законодательству.
Скачать для просмотра и печати:
Северный отпуск можно заменить компенсацией без увольнения
Внимание
Часть отпуска продолжительностью 28 календарных дней — основной ежегодный отпуск — заменить денежной компенсацией можно только при увольнениист. 126 ТК РФ.
По просьбе работника дополнительный северный отпуск можно заменить компенсацией без увольнения работника. Есть только одно исключение: нельзя заменять этот отпуск денежной компенсацией беременным женщинам.
То есть такая замена невозможна до ухода работницы в декретный отпуск. После его окончания никаких ограничений на выплату компенсации уже нет. Однако замена дополнительного отпуска компенсацией ваше право, а не обязанность.
Поэтому в такой просьбе работнику можно отказать и дать ему отгулять северный отпускст. 126 ТК РФ.
А теперь рассмотрим особенности предоставления северных отпусков отдельным категориям работников.
Практические нюансы
Есть ряд практических нюансов, которые требуется знать как руководителям, осуществляющим свою деятельность в сложных климатических условиях, так и работникам.
Можно ли объединить несколько?
Сам ежегодный перерыв имеет суммирование основного и вторичного варианта. Также к ним присоединяется особый отдых, который предоставляется по другим основаниям, например, из-за вредности или аналогичных льгот.
Северянам разрешено объединить два ежегодных оплачиваемых перерыва. Но этого нельзя делать чаще периода в два года. При уходе в объединенный отпуск он не может быть больше полугода.
Важно! В объединенный период и его лимит включены любые отпуска за свой счет, а также время проезда к месту отдыха и обратно.
Скачать для просмотра и печати:
Можно ли делить или отзывать?
Делить время возможно как в отношении основной части, так и второстепенной. Для основного периода действует общее основание, где хотя бы одна часть должна быть не менее 14 суток. Например, работник может взять такой отдых вне очереди при поступлении ребенка в ВУЗ.
Период может разделяться на любые части. Для данной процедуры необходимо написать заявление на имя руководителя организации, а также иметь право на такой вариант, то есть отработать больше полугода или иметь дополнительные гарантии.
Образец заявления на разделение отпуска
Отзыв работника возможен только при его непосредственном согласии. При этом, использование 2 недель из разделенного времени работником делает неправомерным его возврат на работу. Этот момент также касается несовершеннолетнего сотрудника или беременной женщины.
Как и когда можно брать?
Предоставление перерыва в трудовой деятельности осуществляется после полугода непрерывной работы.
Важно! Если срок равен полгода, но в северных условиях работник трудится только месяц, то в добавочных днях ему могут отказать.
Внеочередной вариант могут взять лица, которые имеют ряд льгот и гарантий. К ним относятся беременные и лица, имеющие на попечении детей младше трех лет.
Все эти моменты относятся к оплачиваемым случаям. По семейным обстоятельствам без оплаты труда можно взять требуемый перерыв в любое время независимо от стажа.
Можно ли заменить денежной оплатой?
На практике встречаются различные обоснования возможности компенсации. По закону отдых при трудовой деятельности в сложных условиях должен быть осуществлен. Получается, что такой вариант компенсировать нельзя, но здесь есть важный нюанс.
Если работник отгулял минимум 28 стандартных календарных дней, то он вправе написать заявление на денежную оплату оставшегося периода.
Если же основная часть не была отгуляна, то возмещение деньгами уже невозможно, так как это будет фактически нарушать законодательство.
- Стоит учитывать, что работодатель вправе отказать сотрудникам в получении компенсации и отправить их догуливать установленный период.
- Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
- Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Отпуск родителям при поступлении детей
Работодатель обязан предоставить вне графика ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) одному из родителей (опекуну, попечителю) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в среднее профессиональное или высшее учебное заведение, которое расположено в другой местности. Такой отпуск предоставляется в период, указанный в заявлении работника. Если детей двое и более, то предоставляется отпуск один раз для каждого ребенкаст. 322 ТК РФ.
Оплата проезда к месту отдыха
Раз в два года работодатель обязан оплатить каждому сотруднику проезд, а также провоз багажа весом не более 30 кг до места использования отпуска и обратно. Об этом говорит статья 325 ТК РФ. Получить компенсацию можно на любой вид транспорта, включая личный, за исключением такси.
Перейти Порядок предоставления отпуска военнослужащим по контракту
Проезд должен быть осуществлен кратчайшим маршрутом по минимальной стоимости к одному пункту назначения. Путешествия оплачивается только по территории России.
Действие закона распространяется не только на государственных работников, но и на сотрудников частных организаций и людей, работающих у индивидуальных предпринимателей. Помимо сотрудника, проезд оплачивается неработающим родственникам и несовершеннолетним детям.
Проезд оплачивается перед отпуском исходя из примерных расчетов возможных затрат. Окончательный расчет производится по возвращению на основании проездных документов, которые должен предоставить работник.
Обратите внимание! Компенсация не может быть продлена или суммирована в случае несвоевременного использования.
Совместителям северный отпуск положен на общих основаниях
На Крайнем Севере жизнь другая: морозы крепче, отпуска длиннее. И во многих районах можно увидеть северное сияние
Совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется продолжительностью соответственно 24 календарных дня и 16 календарных дней.
Этот отпуск суммируется с основным ежегодным отпуском.
Общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности.
Ведь работники-совместители работают в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительствустатьи 287, 321 ТК РФ; разд. 5 Обзора, утв. Президиумом ВС 26.02.2014.
Также суммируются ежегодный основной отпуск и ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней совместителям, работающим в остальных районах Севераст. 287 ТК РФ.
Выводы
Граждане, проживающие в северных районах, вправе рассчитывать на более продолжительный отдых, что связано с более сложными условиями жизни.
Холодный, засушливый климат, высокогорные условия жизни, а также другие неблагоприятные факторы негативно сказываются на здоровье людей. Потому им дается возможность отдыхать дольше, позволяя уехать на время в более благоприятные условия.
Количество предоставляемых оплачиваемых дней зависит от местности, где проживает гражданин.
Причиненный ей моральный вред она оценивает в 30 000 рублей.
Кроме того, в связи с подачей данного искового заявления в суд она вынуждена понести судебные расходы, связанные с оплатой услуг адвоката по составлению искового заявления и подготовки его к подаче в суд, участие адвоката в качестве её представителя в суде в размере 30 000 рублей, т.к. она юридически не грамотна и никогда ранее в суд не обращалась и самостоятельно защищать свои интересы не может.
В судебном заседании Евдокимова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснила, что никакого разговора о срочной работе не было, ей говорили, что она будет работать постоянно. Обстоятельства, делающие невозможным заключение с ней трудового договора на неопределённый срок, отсутствуют.
За командировку на Север дополнительный отпуск не предоставляется
Период командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не дает работнику (за исключением работников экспедиций, круглогодичных партий, нефтегазоразведок) права на дополнительный северный отпускп. 4 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 22.11.90 № 2.
Однако для работников, которые часто и долго находятся на Севере в командировках, можно прописать дополнительный отпуск в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка), коллективном или трудовом договоре.
Но оплату такого отпуска учесть в налоговых расходах нельзяп. 24 ст. 270 НК РФ.