Подробно о переводе земель из одной категории в другую
Земельный надел может использоваться как захочется его собственнику или другому законному владельцу. Лишь бы не было нарушений законодательства. А вот каких именно – это уже вопрос правового режима конкретного участка земли. И этот момент становится определяющим возможность использования недвижимости.
Это значит, что действия хозяина участка могут быть ограничены законодательно. Каждый надел имеет свою категорию, которая определяет возможность его последующего использования. Однако, перевод земель из одной категории в другую возможен. И эта процедура регламентирована законодательно.
А значит имеет строгий порядок реализации и установленный перечень оснований и документов для этого.
Порядок установления и изменения данного параметра земельного надела определяется Земельным кодексом РФ.
Что такое категории земли и какие они бывают
Также зонирование позволяет правильно и более рационально распорядиться имеющимися наделами. Очевидно, что наиболее плодородные земли должны быть выделены под ведение сельского хозяйства, а участки, удалённые от жилой местности, могут быть использованы для промышленного производства.
По сути, принадлежность к какой-то категории определяет правовой режим использования надела. То есть данный параметр обозначает основные свойства, на основании которых определяется, как именно впоследствии объект лучше всего применить.
В статье 7 Земельного кодекса устанавливаются следующие категории:
- сельхозназначения;
- населённых пунктов;
- используемые в промышленности, обороне, энергетике и так далее;
- особо охраняемых объектов;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- запаса.
Чаще всего граждане сталкиваются с первыми двумя и перевод осуществляется из первой во вторую или наоборот, однако, возможны и другие практические ситуации.
Как изменить категорию участка и когда это может потребоваться
Каждый участок может быть использован только в соответствии с назначением, которое напрямую связано с установленной категорией.
Например, сельскохозяйственные земли могут быть использованы для растениеводства и животноводства, а на землях населённых пунктов разрешается строить малоэтажные дома, многоэтажные, а также вспомогательные постройки.
При этом собственник может иметь другие цели на имеющийся надел. Законодатель предусмотрел, что изменение категории возможно. Так, порядок определяется Федеральным законом № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Процедура заключается в подаче ходатайства в администрацию муниципального образования. Специальной формы документа нет, но в нём обязательно должна быть отражена информация:
- нынешняя категория и та, которая необходима заявителю;
- кадастровые данные надела;
- обоснования для изменения данного параметра;
- указание на право заявителя, например, участок является собственностью или лицо выступает в качестве нанимателя.
Результат рассмотрения заявления – вынесение акта перевода в другую категорию (в случае принятия положительного решения). Далее этот акт передаётся в Росреестр администрацией, которая рассматривала ходатайство.
Администрация муниципального образования принимает такие заявления в случае, если выступает собственником земли или участок находится в частной собственности у самого заявителя. В противном случае обращаться нужно к первоначальному владельцу, например, к Правительству РФ.
Один из самых сложных вопросов возникает тогда, когда владелец хочет присвоить наделу категорию населённого пункта или наоборот, вывести из неё. Такой случай влечёт изменение границ муниципального образования.
Какие потребуются документы
Изменение такого параметра надела требует предоставления в администрацию не только ходатайства, но и ряда документов, подтверждающих позицию заявителя. В их перечень входят:
- документ, подтверждающий личность заявителя или правоустанавливающие документы организации;
- кадастровый паспорт или выписка из него;
- выписка из ЕГРН. На данный момент её будет достаточно, так как документ содержит и кадастровые данные. Отдельно предоставлять кадастровый паспорт не придётся.
В принципе, обязательными считаются только заявление и документ о личности, однако, прочие документы увеличат шанс на положительный результат рассмотрения.
Практические особенности процедуры
На первый взгляд может показаться, что изменить категорию земли можно без особых трудностей, но на практике оказывается, что не всё так просто. Процедура может затянуться, а администрация довольно часто отказывает в изменении такого параметра.
Сельскохозяйственные земли редко переводятся в другую категорию, особенно если являются плодородными и представляют реальный интерес для земледелия. Однако, если участки уже давно не используются по назначению, урожайность снизилась, то шансы вырастут. Всё будет зависеть от результата экспертизы.
Важно, чтобы изменение категории не причиняло вреда природе. Гражданин не сможет просто так построить дом на промышленной территории или возвести завод на сельскохозяйственных землях. Для этого зонирование и было введено, чтобы обеспечить порядок и планомерное использование земельного ресурса.
Основной момент заключается в том, что надел не должен иметь особого интереса для использования по своей первоначальной категории. Вот в таком случае перевод параметра будет без проблем реализуем.
Нужно ли проводить оценку
Смена категории земельного надела повлияет и на иные параметры такого объекта собственности, в первую очередь, на его кадастровую стоимость. Это напрямую изменит размер налога, который должен оплатить собственник.
Письмо Министерства Финансов № 03-05-04-02/22593 устанавливает, в какой именно момент начинает применяться новая налоговая база. Так, сумма налога будет изменена в следующем налоговом периоде, а в текущем будет использован предыдущий метод начисления.
Изменение категории после утверждения генерального плана
Генеральный план, по сути, это схема, отражающая развитие территории. До его утверждения изменить такой параметр участка проще, для этого нужно принять участие в публичных слушаниях.
Градостроительный кодекс РФ, в статье 24, определяет, что генеральный план поселения утверждается местными властями. Проект плана утверждается после проведения публичных слушаний, с учётом позиций заинтересованных лиц.
Собственники наделов могут оспорить результаты утверждения плана, если он нарушает их законные права.
После утверждения плана изменить категорию участка можно, однако шанс на положительный исход уменьшается. При этом подаётся заявление о внесении изменений в генеральный план.
Что ещё можно сделать
Собственники могут попытаться сменить вид разрешённого использования. Процедура представляется более простой и возможной, но она не всегда решает возникшую проблему.
Ещё один вариант – участвовать в утверждении генерального плана при внесении в него глобальных изменений. Однако процедура проводится не всегда и не всегда приносит результат.
При отсутствии собственника
По общему правилу, изменить данную характеристику может не только собственник, но и иной владелец. Если надел находится в частной собственности, а заявление подаёт, например, арендатор, то изменение параметров будет возможно только при согласии собственника. Его явка в этом случае не обязательна. Согласие можно выразить документально и, например, заверить у нотариуса.
Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, то выступать с подобным заявлением вправе официальный владелец, например, по договору наследуемого владения или бессрочного пользования.
Заключение
Категория земельного участка определяет, как конкретный земельный надел может быть использован.
Законодатель предусмотрел возможность изменения такого параметра, но на практике это возможно далеко не всегда. Подать соответствующее заявление может собственник, а также иной владелец.
Желательно приложить экологическую экспертизу и иные документы, подтверждающие, что изменение не принесёт вреда природе.
Прочтите: Можно ли бесплатно получить землю под родовое поместье?
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию — пошаговый порядок, чем регулируется
Все земли в Российской Федерации, согласно положениям Земельного кодекса РФ (ст. 7), делятся на категории, по их целевому назначению.
Законодательство допускает (хоть и с некоторыми ограничениями) перевод участков из одной категории в другую, что влечет за собой изменение вариантов использования земельных наделов.
Перевод земель из одной категории в другую регулируется:
- Законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – закон № 172-ФЗ);
- Специализированными нормативно-правовыми актам субъектов РФ, которые уточняют вопросы перевода земель из одной категории в другую на территории конкретного субъекта.
Земли сельхозназначения
В соответствии со ст. 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:
- расположенные за пределами населенных пунктов;
- предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности (то есть обладающие определенными показателями плодородности).
В основном такие земли используют сельскохозяйственные предприятия, организации и граждане, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.
В составе земель сельхозназначения выделят сельскохозяйственные угодья и иные с/х земли.
Сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Они имеют строго целевое назначение и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 ЗК РФ). Особо ценные продуктивные с/х угодья могут быть включены субъектами РФ в перечни земель, использовать которые для других целей не допускается.
К иным землям (не угодьям) закон относит земли, занятые (п.2 ст. 7 ЗК РФ):
- внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
- лесными посадками для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;
- водными объектами, в том числе прудами, используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры;
- зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Как можно использовать с/х земли
Любой участок земли должен эксплуатироваться согласно его назначению. Правовой режим земельного участка определяется следующими основными характеристиками:
- принадлежностью к определенной категории;
- видом разрешенного использования (ВРИ), которое устанавливается при зонировании территорий (см. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412).
Строительство на землях сельскохозяйственного назначения Строительство на землях сельскохозяйственного назначения допускается только при соблюдении целого ряда условий, установленных законом. В нашей статье рассмотрим подробно, кто и что может построить на сельхозземлях. Подробнее
Разрешенное использование с/х земельных участков, согласно Классификатору, включает в себя следующие виды деятельности:
- выращивание зерновых и иных с/х культур, лекарственных, цветочных культур и т.п.;
- животноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство и т.п.;
- ведение научно-исследовательских, селекционных и учебных работ;
- овощеводство, садоводство;
- ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
- хранение и переработку с/х продукции, размещение помещений, используемых для хранения и переработки с/х продукции.
Земельный участок может иметь несколько видов разрешенного использования: основной, вспомогательный и условно-разрешенный. Владелец участка самостоятельно выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ, без дополнительных разрешений. На условный ВРИ владельцу необходимо получить разрешение (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 4 ст. 37, ст. 39 ГрК РФ).
То есть, не всегда нужно переводить землю из одной категории в другую, иногда достаточно изменить вид разрешенного использования участка. Например, если речь идет о переводе земли из сельхозназначения в СНТ.
СНТ (садовое некоммерческое товарищество) – это объединение собственников, которые занимаются обработкой земельных участков для собственных нужд, преимущественно садоводством и огородничеством.
Такое использование земельного надела является разрешенным видом использованием для земель сельскохозяйственного назначения.
Как изменить категорию земельного участка?
Как мне поменять категорию участка, если я хочу построить дом?
Перевод земельного участка из одной категории в другую достаточно популярная процедура. И самый частый случай, когда землепользователям требуется изменить земли сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Имеют место случаи, когда владелец земельного участка не знает и строится на землях, не предназначенных для такого строительства.
В соответствии с Земельным кодексом РФ установлено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории. Установлены следующие виды категорий земельных участков:
- земли населенных пунктов;
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
- Как узнать категорию Вашего земельного участка?
- Для этого можно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН) или посмотреть информацию на официальном сайте Росреестра с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта», где необходимо ввести в поисковую строку кадастровый номер Вашего земельного участка.
- Земли населенных пунктов — это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений, предназначенные для плановой застройки, строительства индивидуального жилья, ведения подсобного хозяйства и развития.
Земли сельскохозяйственного назначения – это территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции. А также: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции и так далее.
Порядок перевода регламентируется Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ Ф3 «O переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Далее — № 172-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 № 172-ФЗ, в случае необходимости, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В таком ходатайстве указываются:
- кадастровый номер земельного участка;
- категория земель, к которой относится участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
- обоснование перевода;
- документы, устанавливающие право собственности на такой земельный участок.
По результатам рассмотрения, в течение 60 рабочих дней, готовится соответствующее распоряжение органа местного самоуправления, после получения которого правообладателю земельного участка необходимо обратиться с заявлением в Росреестр для внесения актуальных сведений ЕГРН.
Должны отметить, что не всегда перевести категорию земельного участка просто. Возникают такие случаи, когда единственным способом является необходимость вносить изменения в генеральный план муниципального образования, в части установленных границ соответствующего населенного пункта.
Практика показывает, что данная процедура может занимать от 3 месяцев и более.
Деление земель на категории имеет важное значение. Принадлежность к той или иной категории предопределяет целевое назначение и соответствующий режим использования земель каждой конкретной категории. Поэтому рекомендуем осуществить все изменения перед началом строительства или использования Вашего земельного участка.
Подробнее читайте в статье: «Перевод земельного участка из одной категории в другую. Основные требования и особенности»
Отнесение земель к категориям. Перевод земель
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Отнесение земель к категориям.
Перевод земель
- Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти и органами местного самоуправления.
- Содержание
- Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти, а также ходатайства о переводе земель из одной категории в другую могут рассматриваться органами местного самоуправления.
- В соответствии с законодательным актом, регламентирующим процесс перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, данный процесс является обязательным.
- Полный перечень категорий предусмотрен в Земельном кодексе РФ.
- Согласно российскому законодательству под категориями земель подразумевается подразделение участков на группы по их целевому назначению. Всего в вышеуказанном Кодексе выделяется несколько категорий, среди которых:
- земли сельхозназначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности;
- земли особо охраняемых территорий;
- лесные земли;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Документы, содержащие указание на категорию земель
На законодательном уровне установлено, что некоторые документы обязательно должны содержать в себе сведения о принадлежности земли к той или иной категории. Статья 8 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень таких документов, к которым относятся:
- договоры, в которых в качестве предмета сделки выступают определенные земельные участки;
- Государственный кадастр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества;
- документы, необходимые для проведения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, проведения с таким объектом каких-либо сделок;
- прочие документы, которые должны содержать данные сведения только в случаях, установленных на уровне закона и закрепленных актами государственного, субъектного и муниципального уровней.
Органы власти, осуществляющие перевод земель из одной категории в другую
На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.
В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.
- Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
- Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
- В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.
Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности
Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.
В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.
Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.
Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.
Перевод земель из одной категории в другую и правовое регулирование данной процедуры
Любой перевод земель в другую категорию в рамках одного участка должен регулироваться на законодательном уровне. Для некоторых из участков устанавливаются определенные правила, к примеру, для земель сельхозназначения, земель запаса и земель населенных пунктов. На данный момент правовое регулирование такого процесса осуществляется на основе нескольких актов, среди которых:
- Земельный кодексРФ;
- Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
- прочие акты, которые принимаются в порядке, установленном федеральном законодательством, на субъектном и муниципальном уровне.
Если остановится подробнее на прочих законодательных актах, которые, как правило, распространяются только на ряд субъектов, находящихся на территории Российской Федерации, можно выделить закон «Об охране озера Байкал», акт об искусственных участках, создающихся на водных объектах, относящихся к собственности страны.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
Земельное право и, соответственно, происходящая на его основании земельная политика, основывает все свои действия на необходимости обеспечить охрану земель сельскохозяйственного назначения. Ведь такие участки принято считать незаменимыми для жизнедеятельности человека, к тому же, их плодородность очень сложно восстановить.
Следовательно, из-за изменения категории с сельхозназначения на другую государство теряет не только средство производства, активно использующееся в сельском хозяйстве, но и важный компонент природной среды.
Именно эта причина является обоснованием того, что заниматься вопросами перевода земель может только орган публичной власти, при этом не имеет никакого значения, муниципальная это собственность или частная.
Перевод земель лесного фонда в другую категорию
Как правило, подобный перевод земель лесного фонда осуществляется только для удовлетворения целей, установленных в Лесном кодексе РФ, а именно — для проведения изыскательных работ, которые оговариваются в соответствующем акте федерального законодательства.
Осуществление прочих видов деятельности, не установленных в вышеперечисленных актах не допускается на основании действующего на территории страны и отдельных муниципальных образований закона.
Для совершения любых действий, не соответствующих существующей категории земель, требуется перевести землю в другую категорию. Однако совершить перевод лесных земель проблематично, ведь поданное в уполномоченный орган власти ходатайство будет тщательно рассматриваться на протяжении последующих двух недель на предмет возможности дачи указания на проведение такой процедуры.
Перевод земель населенных пунктов в другую категорию
Перевод земель, находящихся в пределах населенных пунктов в другую категорию подразумевает совершение определенных действий:
- изменение существующих или установка новых границ населенных пунктов.
- включение новых земельных участков в уже существующие границы.
- исключение одного или нескольких земельных участков из уже существующих границ населенных пунктов.
Все изменения, которые произошли в результате перевода земель населенных пунктов, обязательно должны быть переданы в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе через местный муниципальный управляющий орган. В результате этого, участкам, претерпевшим при переводе какие-либо изменения, присваиваются новые кадастровые номера.
Перевод земель промышленности из одной категории в другую
Если требуется провести перевод земель, находящихся на территории предприятий для нужд космической деятельности, земель обороны или прочих нужд специального назначения, перевод осуществляется без каких-либо ограничений.Исключение составляют случаи, когда земли обустроены зданиями и постройками. В таком случае для осуществления смены категории необходимо предоставить план рекультивации земельного участка.
Подобная же ситуация с переводом земель, в которых происходит нарушение почвенного слоя. При таком переводе необходимо осуществить восстановительные работы, направленные на придание почвенному слою его первоначального вида, предоставить план рекультивации.
Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию
Перевод земель особо охраняемых территорий и земель запаса в иную категорию возможен исключительно при проведении установленной экспертизы и получения заключения, предоставленного уполномоченным государственным органом.
Подобная процедура изменения категории земель запаса допускается только при необходимости:
- создать новую особо охраняемую территорию или землю запаса;
- создать особую туристско-рекреационную экономическую зону.
Для регулирования процесса перевода земель принят федеральный закон, который предусматривает необходимость подачи ходатайства о желании изменить категорию земли и придать землям запаса другое назначение.
Ходатайство о переводе земель запаса должно быть подано в уполномоченный орган, который будет принимать решение о совершении подобного действия на определенном земельном участке.
В поданном заявлении обязательно должна указываться определенная информация:
- кадастровый номер земель запаса;
- категория земли;
- обоснование перевода земли запаса в другую категорию;
- подтверждение права на землю запаса.
Обоснование перевода земель и проблемы, возникающие при переводе
Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую может быть признано обоснованным, только если данный документ содержит всю необходимую информацию, а именно:
- кадастровый номер участка;
- категорию земель, в которую входит земельный участок;
- категорию, в которую необходимо совершить перевод.
- подтверждение права собственности на земельный участок;
- обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Основная проблема, возникающая при переводе земель, – сложность урегулирования данного вопроса с уполномоченными органами. Земля считается важным природным ресурсом, который всегда требуется для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому, к примеру, превратить земли сельхозназначения в земли промышленности будет достаточно сложно.
Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным
Проблемы перевода земель встречаются достаточно часто, поэтому если распределение земельного фонда по категориям земель будет осуществлено с нарушением норм, установленных законом, акты об отнесении земель к определенным территориям будут признаны недействительными.
Как показывает судебная практика, подобные решения встречаются достаточно часто. К примеру, некоторые акты, предоставленные публичными органами власти, достаточно часто теряют свою силу из-за того, что данный орган не имеет никаких полномочий на совершение подобных действий по переводу собственности.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются
- кадастровый номер земельного участка;
- категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить;
- обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
- права на земельный участок;
- ИНН, ОГРН (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- номер и дата заключения государственной экологической экспертизы (при наличии).
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую заявителем прилагаются следующие документы
- Копия документа, удостоверяющего личность ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с ходатайством обращается представитель ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (предоставляется письменное согласие правообладателя земельного участка, удостоверенное личной подписью, для юридических лиц на фирменном бланке удостоверенное подписью уполномоченного лица).
- Утвержденный проект рекультивации земель в связи с добычей полезных ископаемых (в случае перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
- Разработка проектов рекультивации осуществляется за счет средств ходатайствующего на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
- Согласие на обработку персональных данных (согласно приложению N 9 к Административному регламенту).
В ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, указываются:
- местоположение земель;
- основание для перевода земель в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
- категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить;
- обоснование перевода земель из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- ИНН, ОГРН (для юридических лиц);
- номер и дата заключения государственной экологической экспертизы (при наличии), наименование органа Ростехнадзора, утвердившего заключение государственной экологической экспертизы, регистрационный номер приказа Ростехнадзора об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.
К ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, заявителем прилагаются
- Копия документа, удостоверяющего личность ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с ходатайством обращается представитель ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Картографические материалы, на которых нанесены границы предполагаемого перевода земель, утвержденные муниципальным образованием, на территории которого расположены указанные земли, согласованные смежными землепользователями (оформляются за счет средств ходатайствующего лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Текстовое описание границ предполагаемого перевода (оформляется за счет средств ходатайствующего лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Каталог координат поворотных точек границ земель в требуемой системе координат для постановки на государственный кадастровый учет (оформляется за счет средств ходатайствующего лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ
- Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-Ф «Об экологической экспертизе
- Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 888-З N 673-IV
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) 16 марта 2011 года N 529 «Об утверждении порядка разработки и утверждения административного регламента предоставления государственной услуги
- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2011 года N 226 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)»
Проблема перевода земельного участка из одной категории в другую
Миллер, В. И. Проблема перевода земельного участка из одной категории в другую / В. И. Миллер, В. С. Невструева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54308/ (дата обращения: 16.06.2023).
Одной из главных задач действующего законодательства о земле является регламентация всех вопросов, связанных с переводом земель и земельных участков из одной категории в другую. В настоящее время проблемы, возникающие при переводе, не урегулированы действующим законодательством.
Ключевые слова: перевод земель, институт перевода земель, категория земель, рассмотрение ходатайства, земельный участок.
В данный период времени каждый земельный участок имеет свою категорию по целевому назначению.
Но ситуация меняется в силу разных обстоятельств (строительство населенных, промышленных пунктов и расширение их границ, строительство дорог и проведение коммуникаций), поэтому необходимы некоторые изменения тех категорий земель, которые уже существуют.
Реализацией этих потребностей двигает институт перевода земель из одной категории в другую (важнейший институт земельного права). Данный институт выполняет много функций, например, регуляций оснований и порядков перевода категорий земель.
Но, как и везде, есть нерешенные проблемы, в данном случае они мешают людям, владеющим землей, использовать её в целях общественного достояния и извлечения общественных благ. В связи с этим нам бы хотелось раскрыть проблемы перевода земель из одной категории в другую с теоретической и практической сторон на основании Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21.12.2004.
Первой актуальной проблемой является использование не закрепленных правовых понятий, таких, например, как: «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо», которые в различных регионах России могут толковаться по-разному.
Данное обстоятельство даёт возможность государственным органам, непосредственно занимающимся проведением процедуры перевода земель и земельных участков, трактовать эти понятия каждому по-своему, что иногда влечет нарушение такого конституционного принципа как равноправие [1, Преамбула].
Второй глобальной проблемой является срок перевода. 3–4,5 месяца — это срок для осуществления перевода вплоть до его регистрации. Главным фактором, объясняющим это, является необходимость подготовки целого пакета документов. Также неотъемлемой частью является задержка процесса со стороны уполномоченных на перевод органов.
Они могут отказаться, например, от рассмотрения ходатайства, причем с очень неточной формулировкой отказа, под которую попадает большое количество случаев (в соответствии с п. 2 ст.
3 Закона в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям федеральных законов).
Ещё одной немаловажной проблемой является денежная составляющая перевода земель из одной категории в другую, которая не урегулирована Федеральным законом [2]. Ранее данная сумма варьировалась в зависимости от категории земель.
В 2018 году стоимость перевода земельного участка любой категории составляет от 9 000 до 12 000 рублей за 100 м2, что на 2000–3000 рублей больше, чем в предыдущие годы.
Данная сумма обязательна к уплате, окончательная же будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ по изменению категории земли.
Наряду с проблемами, упомянутыми выше, нам бы хотелось отметить также то, что нередко процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую и внесение изменений в документы в настоящее время приводит к принятию неправильных и незаконных решений, появлению коррупционных моментов.
Например: корректировка генерального плана населённого пункта за «круглую» сумму. Данное обстоятельство не дает возможности создать эффективную среду для развития земельных отношений.
В современных условиях земля выступает стержнем экономического развития, которая при грамотном подходе дает возможность усилить позиции на современном рынке.
В заключении необходимо отметить, что институт перевода земель из одной категории в другую не урегулирован в полной мере, вследствие чего нередко возникают проблемы в правоприменительной практике.
Мы думаем, что Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» стоит дополнить некоторым положениями, способными разрешить вопросы закрепления некоторых понятий, сроков, стоимости перевода земель.
Литература:
Порядок перевода земель из одной категории в другую
Перевод земель из одной категории в другую происходит по правилам, закрепленным законодателем. Так, обратившись к нормативным актам, можно узнать, какие бумаги нужно собрать для начала перевода земель из одной категории в другую, куда их сдавать, и сколько времени придется ждать ответа.
В Земельном кодексе РФ есть градация земель по категориям. В основу разделения положено целевое назначение участков. Отсюда следует, что есть территории, где строятся города, ведется сельское хозяйство, располагаются промышленные комплексы и т. д. Часть земель вообще законсервирована.
В рамках каждой категории существуют различные режимы разрешенного использования. Так, на землях сельхозназначения можно заниматься растениеводством или животноводством. А в населенном пункте есть многоэтажные и среднеэтажные застройки, а также частный сектор. Поэтому перевод земель из одной категории в другую влечет за собой и появление новых вариантов их применения.
Ход перевода земель из одной категории в другую расписан в федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ.
Процедура заключается в подаче прошения вместе с подтверждающими написанное в нём документами в соответствующий орган.
Строгой формы прошения нет, озаглавливается оно как ходатайство, которое составляется для инициирования перевода земли из одной категории в другую, но в нём должна быть следующая информация:
- категория, которая уже присвоена участку, и та, что должна ее заменить;
- кадастровый номер участка;
- обоснование обращения о переводе земли из одной категории в другую;
- указание на то, как заявитель связан с объектом.
Это заявление рассматривается ответственным органом, и в случае принятия положительного решения им издается акт о переводе земли из одной категории в другую. Передача информации в Росреестр для внесения соответствующих изменений в реестр недвижимости возлагается на орган, издающий акт перевода.
Темой перевода земель из одной категории в другую занимаются различные органы. Куда именно обращаться, зависит от собственника земли:
- Если собственником выступает государство, то обращаться надо только в Правительство РФ.
- Если собственником является субъект федерации, то обращаются в орган этого субъекта; тут же принимаются решения по землям сельхозназначения, находящимся в муниципальной и частной собственности.
- Если участок находится в муниципальной или частной собственности и не относится к землям сельхозназначения, тогда надо обращаться в орган местного самоуправления.
Если заявитель просит присвоить участку категорию земель населенного пункта или, наоборот, хочет вывести участок из этой категории, то этот вопрос нужно согласовываться с муниципалитетом, потому что будут передвигаться границы города или поселка.
При формировании пакета документов, необходимых для перевода земли из одной категории в другую, следует обратиться к условию об обязательном содержании ходатайства. К документам, при помощи которых можно подтвердить нужную информацию, относятся:
- кадастровый паспорт или выписка из кадастра недвижимости (подтверждается кадастровый номер);
- копия паспорта, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ — всё зависит от того, является заявитель физлицом, юрлицом или ИП (подтверждается личность заявителя);
- выписка из Единого реестра прав на недвижимость — подтверждается правовая связь заявителя с участком (если заявитель не собственник, необходимо еще представить доказательство того, что владелец поддерживает перевод земли из одной категории в другую);
- заключение экологической госэкспертизы (если это прямо предусмотрено правилами для конкретного случая, может использоваться как обоснование просьбы о переводе земли из одной категории в другую; если госэкспертиза необязательна, то можно к ходатайству прикладывать экспертное мнение специалиста, например, в аграрной сфере или эколога, о целесообразности смены категории земли).
Причем в обязательном порядке нужно подавать только документы, подтверждающие личность заявителя, и согласие от правообладателя. Все остальные документы орган, рассматривающий ходатайство, может получить самостоятельно в рамках межведомственного обмена.
Перевод земель из одной категории в другую относительно участков сельхозназначения происходит только в исключительных случаях, прямо предусмотренных в законе. Если владелец или арендатор земли сельхозназначения хочет построить на ней дом, то лучше всего подойдет условие о переводе земель из одной категории в другую из-за того, что населенный пункт расширяет свои границы, и теперь участок будет, например, в городской черте. После этого на участке можно будет построить дом, оформить на него все положенные документы и прописаться. Мало шансов, что дадут разрешение на перевод тех участков, где действительно плодородная почва. А вот если для сельского хозяйства земля не представляет большого интереса, тогда шансы многократно возрастают.
Перевод земель из одной категории в другую должен быть целесообразен и не наносить ущерба окружающей среде. Нельзя просто построить дом в понравившемся месте в лесу или в заповеднике. Разграничение для этого и существует, чтобы все земли использовались по назначению.
Участок, относительно которого инициируется смена категории, не должен представлять большого интереса в рамках своего целевого назначения — только при этом условии можно осуществить перевод земли из одной категории в другую.
Весь процесс занимает 2 месяца, кроме случаев, когда за перевод отвечает Правительство РФ — оно рассматривает вопрос 3 месяца.