Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство
Из всех видов разрешенного использования стабильно популярны земли для садоводства и огородничества.
Это и понятно – фрукты и овощи, выращенные на своем участке, для себя, всегда вкуснее купленных на рынках или в магазинах.
Но сами по себе ни фрукты, ни овощи не вырастут. И за садом, и за огородом требуется уход.
Нужен инвентарь для обработки земли, для ухода за деревьями и кустами. Нужны емкости для сбора урожая.
Все это нужно где-то хранить. Значит, нужно построить что-то вроде сарая. И вообще нужно обустроить участок так, чтобы было комфортно не только фруктовым деревьям и овощным культурам, но и тому, кто обрабатывает этот сад и эти огороды.
Нужно построить и баньку, чтобы можно было вымыться после трудового дня, и навес, чтобы укрыться от солнца или дождя, а лучше всего – построить дачный домик. Ну, а уж если есть возможность построить дом для постоянного проживания, то это вообще может решить все проблемы.
Вопрос только в том, что и где можно строить. Разберемся, как отличаются условия строительства в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка — садоводство или огородничество.
Разрешенные и запрещенные виды деятельности на таких земельных участках
- Прежде чем строить планы по застройке, потенциальному покупателю земельного надела следует вначале определить характеристики будущего землевладения.
- Может случиться так, что, приобретя земельный участок, его владелец столкнется с тем, что закон не разрешает на этой территории строить дачу, а тем более загородный дом.
- Чем же отличаются одни земельные участки от других, и как эти отличия влияют на то, какие именно постройки могут быть на них сооружены?
- Наиболее предпочтительными для будущих землевладельцев являются участки, предназначенные для садоводства или огородничества.
- Садоводство и огородничество – по сути разные виды деятельности и, соответственно, разрешения на использование этих земель также отличаются друг от друга.
- Так, например, на землях, предназначенных для огородничества (код 13.1 по классификатору ВРИ) можно выращивать различные сельскохозяйственные культуры:
- ягодные;
- овощные;
- бахчевые и другие.
На участке разрешается соорудить времянку, чтобы можно было провести здесь некоторое время, не возвращаясь к месту постоянного проживания.
Также можно построить:
- сарай для хранения сельскохозяйственного инвентаря;
- погреб для хранения выращенных овощей и ягод;
- душ и туалет.
Но на этом разрешения заканчиваются. Строительство других сооружений законом не предусмотрено.
Здесь следует иметь в виду один нюанс.
В классификаторе ВРИ ЗУ 2017 имеются два кода для садоводства.
ВРИ с кодом 1.5 регламентирует виды деятельности по садоводству для сельскохозяйственных предприятий, работающих на больших земельных угодьях и реализующих свою продукцию в промышленных масштабах.
ВРИ с кодом 13.2 регламентирует индивидуальную деятельность на участках, предназначенных для садоводства.
Кроме выращивания фруктов, бахчевых и других сельскохозяйственных культур, включая картофель, на участке разрешено строительство садового дома, в котором сможет проживать одна семья, так как дом не подлежит разделу на квартиры.
Конечно же, разрешается построить и различные хозяйственные сооружения:
- для складирования сельскохозяйственного инвентаря;
- для хранения собранного урожая;
- бытовые пристройки.
В зависимости от того, для каких целей используются земли, Земельный кодекс Российской федерации разделил их на семь категорий.
Индивидуальных землепользователей интересуют земли только первых двух категорий:
- сельскохозяйственного назначения (ЗСН);
- населенных пунктов (ЗНП).
Как следует уже из самого названия, земли сельскохозяйственного назначения располагаются за чертой поселений, территории которых используются для застройки поселений различной величины и статуса.
Предоставление земельных участков под садоводство и огородничество индивидуальным землепользователям возможно только на землях этих двух категорий.
В настоящее время все действия индивидуальных землевладельцев на участках для садоводства или огородничества регламентируются Федеральным Законом №217-ФЗ от 29.07.2017 года с изменениями и дополнениями.
Этот закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях.
- Это касается, естественно, и возможностей застройки участков.
- В статье №6 закона №217-ФЗ речь идет о том, что индивидуальную садоводческую и огородническую деятельность граждане могут осуществлять, не вступая в какое-либо товарищество.
- Кроме того, статья №23 закона снимает ранее действующее ограничение, которое касалось индивидуального строительства на садоводческом или огородническом участке только в соответствии с планами общего строительства на землях некоммерческого объединения.
Единственное условие – это соответствие всем нормативным правилам землепользования и застройки, а также градостроительным регламентам.
Строительные работы на различных участках регламентируется классификатором видов разрешенного использования.
Самое время разобраться в том, что же все-таки можно, а что запрещено строить на вашем земельном участке.
Ведение садоводства
Если согласно классификатору по виду разрешенного использования ваш участок относится к садоводческим, то вам разрешается построить на этой земле:
- сараи;
- теплицы;
- гараж;
- хозпостройки для хранения урожая.
Можно также построить садовый домик для отдыха. Существенная оговорка – он не должен служить местом постоянного проживания.
Но как быть, если хочется обустроить жилье вдали от шума городского, и построить полноценный жилой дом? В этом случае определяющим фактором является категория земли.
Если ваш земельный надел находится на землях сельскохозяйственного назначения, то строительство жилого дома для постоянного места жительства с последующей пропиской запрещается.
Эту проблему можно решить, если изменить категорию территории, на которой расположен участок. Тогда можно и дом построить, и снабдить его всеми коммуникациями, электричеством и водой, чтобы этот дом был признан жилым помещением.
Смена статуса дома с «нежилого» на «жилой» производится просто. Для этого достаточно обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию. При этом формально действующее законодательство не нарушается – ведь при смене категории садоводческий участок будет уже находиться в границах ЗНП.
Здесь необходимо отметить, что в отличие от изменения статуса дома, изменение категории земли — очень непростое дело, а порой даже невозможное.
Что же касается участков, выделенных под огородничество, то здесь все просто. Как уже говорилось, на этой земле можно возвести такие постройки:
- сараи для хранения сельхозинвентаря и летней мебели;
- помещение для хранения собранного урожая;
- теплицу;
- баню, туалет;
- другие вспомогательные и бытовые сооружения.
Но на этом участке строить жилой дом запрещается. Этот запрет действует вне зависимости от того, находится огородный участок в границах населенного пункта или на землях сельхозназначения.
В отличие от изменения категории земли, изменение статуса участка с «огородничество» на «садоводство» или «ЛПХ – личное подсобное хозяйство» возможно, но это процедура достаточно длительная, и требует от землевладельца терпения, времени и расходов.
Видео по теме
В этом видео блогер разъясняет ряд моментов, связанных со строительством на землях сельхозназначения:
Подведем итоги
Резюмируя все вышесказанное, можно дать совет будущим землевладельцам. Прежде чем покупать землю, нужно тщательно изучить все нюансы, связанные с принадлежностью земли к той или иной категории и виду разрешенной деятельности.
И уже после этого подбирать такой участок, который будет удовлетворять вашим пожеланиям как по части строительства, так и по части эксплуатации самого участка.
Глава 4.1. Общие правила предоставления
Текущее регулирование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, появилось в ЗК РФ с введением в него главы 5.1, которая была включена в ЗК РФ[1], и действует начиная с 01.03.2015.
До момента вступления в силу главы 5.1 ЗК РФ регулирование порядка предоставления земельных участков из числа государственной и муниципальной собственности находилось в зависимости от цели предоставления земельного участка – для целей строительства или для целей, не связанных со строительством.
Результатом вступления в силу главы 5.1 ЗК РФ стал отказ законодателя от действующей ранее концепции определения цели предоставления земельного участка, и на смену ей пришёл подход, в основе которого лежит принцип предоставления государственных и муниципальных земельных участков на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных ЗК РФ.
Таким образом, сейчас вне зависимости от того, предоставляется ли земельный участок в целях строительства или нет, право собственности или право аренды на земельный участок по общему правилу предоставляется на торгах, если иное прямо не предусмотрено ЗК РФ.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ и носят исчерпывающий характер. Так, к основаниям предоставления ЗК РФ относит:
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Уполномоченными на предоставление земельных участков являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, компетенция которых определяется согласно ст.ст. 9–11 ЗК РФ[2].
Учитывая положения ст.ст. 9–11, 39.2 ЗК РФ, компетенция по распоряжению земельными участками зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок:
В особом порядке разрешается вопрос об уполномоченном органе государственной власти в случае распоряжения земельным участком, государственная собственность на который не разграничена[3]:
1) Если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Предоставление земельных участков уполномоченными органами государственной власти осуществляется, по общему правилу, за плату на торгах, что является способом реализации принципа платности использования земли и принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан[4], установленных ЗК РФ[5].
Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков без проведения торгов допустимо только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов РФ, которые будут подробно проанализированы в разделах 4.2–4.4 настоящей главы.
Заметим, что п. 3 ст. 39.1 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность применения положений главы 5.1 ЗК РФ к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено ЛК РФ.
Также необходимо отметить, что положения главы 5.1 не могут применяться к отношениям, возникающим в связи с предоставлением находящихся в федеральной собственности земельных участков в собственность государственным корпорациям в качестве имущественного взноса РФ в соответствии с федеральными законами на основании решений Правительства РФ (п. 1.1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Строительство жилого дома на дачной земле
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ.
Постановление Конституционного суда от 30 июня 2011 г. N 13-П о регистрации по месту жительства на ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗ НАЗНАЧЕНИЯ
Многие задают вопрос: можно ли строить «коттеджный» поселок на дачных землях? Давайте вместе разберемся в этом вопросе. Ст.
81 Земельного кодекса РФ «Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства» уже из своего названия прямо указывает на возможность строительства на дачных землях. В п. 2. ст.
81 Земельного Кодекса РФ говорится: «Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В ст.
1, абзац 4 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сказано: «дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля».
В Земельном Кодексе РФ используется термин «дачное строительство», а ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» термин «дачное хозяйство». По мнению большинства юристов понятие «хозяйство» более емкое и включает в себя кроме всего прочего и «строительство». Главной целью ведения «дачного хозяйства» является отдых граждан (!), которые имеют право (но не обязанность!) заниматься на дачном участке помимо отдыха выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
Законодатели не случайно разделили такие понятия, как «жилое строение без права регистрации проживания в нем» и «жилой дом с правом регистрации проживания в нем». Термин «коттедж» и производные от него термины «коттеджный поселок» и «коттеджное строительство» в последнее время у всех на слуху. По своему смыслу слово «коттедж» соответствует юридическому понятию «жилой дом», который применяется во многих федеральных законах, например в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Применительно к строительству на землях, выделенных для ведения дачного хозяйства, мы настоятельно рекомендуем руководствуясь ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при оформлении разрешительной и иной документации для строительства вместо привычного слова «коттедж» употреблять юридически выверенный термин «жилой дом с правом регистрации проживания в нем», а вместо словосочетания «коттеджный поселок» — термин «дачный поселок». Хотя употребление словосочетания «дачный коттеджный поселок» тоже вполне приемлемо. Можно использовать термин «дачный поселок организованной застройки», а при оформлении разрешительных документов сразу предусмотреть, что «проект организации и застройки территории дачного некоммерческого объединения граждан» предусматривает строительство «жилых домов с правом регистрации проживания в нем». По сути это и есть «коттеджный поселок» в привычном понимании. Многих потенциальных покупателей земельных участков, выделенных для ведения дачного хозяйства (строительства) отпугивает то обстоятельство, что указанные земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и в этой связи якобы попадают под какой-то особый контроль. Ответ на эти сомнения дает ст.1 абзац 2 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указано: «действие настоящего закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом российский Федерации».
Как мы показали выше в соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ оборот земель, выделенных для ведения дачного хозяйства, регулируется нормами ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
- Таким образом на землях, выделенных для ведения дачного хозяйства (строительства) можно:
-
— строить жилой дом с правом регистрации проживания в нем, хозяйственные строения и сооружения;
— осуществлять строительство как в индивидуальном порядке, так и через некоммерческое объединение граждан в форме партнерства, кооператива или товарищества.
В заключении уместно отметить, что ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с юридической точки зрения является хорошо проработанным и выверенным законом. Видно, что депутаты Госдумы при работе над ним постарались. Думаем — это не случайно, так как по нашим наблюдениям значительная доля элитных подмосковных «коттеджных поселков» построена именно на дачных землях.
В нашем случае, 6 ноября 2009 года в кабинете у руководителя службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константина Шумова состоялось совещание по нашему поселку и с того момента начата процедура присоединения нашего поселка к землям поселений д. Бугачево. В ближайшее время мы присоединимся.
И ещё: многие юристы и все средства массовой информации постоянно говорят о том, что «Конституционный суд разрешил прописку на дачах», во первых — институт прописки в России отменен ещё в 1991 году (сейчас возможна регистрация по месту жительства), во вторых не на «дачах», а на садовом участке. Ссылка на текст этого решения приведен ниже, в нём констатируется факт возможности регистрации на дачной земле.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 №66 Извлечения из текста закона
Класификатор видов разрешенного использования земель сельхозназначения.
Земельный участок для ведения дачного хозяйства
При покупке земли первое, на что нужно обращать внимание, так это на категорию земли и вид разрешенного использования. От этих двух параметрах будет зависеть, на какие нужды возможно использование денной земли: ведение фермерского хозяйства, садоводство, строительство дома, дачи, недвижимости промышленного назначения и другого.
Возникает вопрос: «Что означает категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, а также, для каких нужд можно использовать земельный участок для ведения дачного хозяйства».
Специалисты компании Ландберри, занимающейся продажей земельных участков в коттеджных поселках Ленобласти, прекрасно разбираются в российском земельном законодательстве. Они расскажут о том, можно ли возводить жилые дома с правом регистрации проживания на земельном участке для ведения дачного хозяйства.
Начнем с того, что нужно различать понятия «категория земли» и «вид разрешенного использования». Объясним на примере земельных участков в коттеджном поселке «Золотая сотка». Категория земли данных участков: земли сельскохозяйственного назначения.
Вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства. Что это значит?
Многие потенциальные покупатели переживают, что земельный участок для ведения дачного хозяйства, относящийся к категории земли сельскохозяйственного назначения, попадет под особый контроль.
Спешим развеять данные опасения.
Во 2 абзаце, статьи 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говориться: «действие настоящего закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом российский Федерации».
НА ОСНОВАНИИ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО СЛЕДУЕТ ВЫВОД, ЧТО ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОЗВОЛЯЕТ:
- Возводить жилье с правом регистрации проживания в нем, а также других сооружений и хозяйственных построек;
- Строительство жилья на земельном участке для ведения дачного хозяйства возможно как в индивидуальном порядке, так и с участием некоммерческих объединений граждан в иже товариществ, кооперативов или других форм партнерства
Не нужно изменять категорию земли, если она относится к землям сельскохозяйственного назначения. Достаточно того, чтобы вид разрешенного использования был – для ведения дачного хозяйства.
Это не только сэкономит нервы, силы и средства на переоформление, но и значительно снизит затраты на содержание такой земли, ведь ставка земельного налога на земельный участок для ведения дачного хозяйства значительно ниже.
Именно поэтому такие участки являются наиболее привлекательными в инвестиционном смысле.
Земельный участок для индивидуального жилищного строительства
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Земельный участок для индивидуального жилищного строительства
Статья о нормативно-правовой базе, общих положениях предоставления участков для ИЖС и регистрации права собственности на них.
Содержание
Нормативно-правовая база, на основании которой осуществляется предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство главным основана на Градостроительном Кодексе Российской Федерации.
Однако в некоторых случаях применяются статьи из Земельного Кодекса.
Это обусловлено проверкой совпадения статуса земельного участка – определения правомерности выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в данном месте.
Поможем зарегистрировать участок в собственность для ИЖС
Запишись на бесплатную консультацию к юристу
Общие положения предоставления участка в собственность для ИЖС
Категория «предоставление земельных участков» представляет собой отношения, которые возникают в процессе отчуждения определённых земельных участков из государственной собственности или муниципалитета. Законодательство диктует, чтобы целями отчуждения, в частности, выступали:
- аренда участка под индивидуальное жилищное строительство;
- оформление в собственность физическому или юридическому лицу.
Соответственно, возникновение прав собственности обусловлено процедурой административно-правового характера.
Если рассматривать более широкое значение данной категории, то оно характеризует правоотношения, которые возникают в результате распоряжения земельными участками правообладателями разных форм собственности. Формирование данных правоотношений обусловило возникновение следующих видов субъектов правоотношений собственности:
- Собственники земли как субъекты правоотношений собственности;
- Владельцы – правоотношений пожизненного наследуемого владения;
- Арендодатели и арендаторы – правоотношений аренды;
- Землепользователи – правоотношений пользования.
Под индивидуальным землепользованием подразумевается использование гражданами с целью самостоятельного ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества, образование индивидуального строительства, как жилищного, так и гаражного, предоставленных им земельных участков.
В отличие от индивидуального землепользования, смыслом которого является осуществление сельскохозяйственной деятельности, и выделение для этих целей земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства проходит отчуждение и формирование из земель поселений.
Земельный участок для индивидуального жилищного строительства по требованиям индивидуального жилищного строительства, обязан использоваться как территориальный базис, хотя не исключается использование данного объекта с сельскохозяйственными целями.
При возведении на подобном земельном участке жилых домов следует отметить обязательность использовать их в качестве объекта для постоянного проживания владельцев.
Разрешение на предоставляемый земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть получено на основании запросов, как отдельных граждан, так и целых организаций, на платной основе и в порядке, предусмотренном предоставлением земельных участков с целью строительства.
Предоставление гражданам земли для ИЖС и регистрация права собственности на неё
Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность или на правах аренды возможно для лиц, проживающих в поселках и городах. На основании п. 2 с. 28 Земельного кодекса РФ, разрешение и предоставление такого объекта носит платный характер.
Однако Земельный кодекс, федеральные законы и законы отдельных субъектов РФ предусматривают случаи бесплатной передачи земельных участков в собственность как физических, так и юридических лиц.
Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство гражданам в качестве объекта собственности осуществляется по следующему алгоритму:
- Обращение в исполнительный орган местной администрации городского округа или администрации района, полномочия которого основаны на ст. 29 ЗК РФ.
- Подача заявления о предоставлении сформированного земельного участка в письменной форме и ожидание решения на протяжении последующих 14 дней. При несформированном участке с исходными данными в заявление вносится просьба о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
- Участки для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с нормативными актами, утверждёнными ОМСУ (органами местного самоуправления), имеют ограничения. Минимальный и максимальный размер земельного участка как объекта чётко зафиксированы.
- Генеральным планом города, а также правилами землепользования и застройки регулируется предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города.
Участок под индивидуальное жилищное строительство в качестве объекта собственности регистрируется по закону в соответствии по следующему общему порядку:
1-й этап – сбор необходимых документов:
- паспорт;
- кадастровый план земельного участка – в случае его отсутствия поможет местный кадастровый орган;
- договор купли продажи, судебное решение о признании права собственности, постановление местной власти о выделении земли и т.д.;
- заявление о государственной регистрации земли на праве собственности;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
2-й этап: сдача пакета документов на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Росреестре (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), управомоченным выдавать свидетельство о праве собственности.
Органы, выдающие разрешение на ИЖС
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации. Именно данный факт знаменует получение необходимого разрешения.
Охарактеризуем органы и инстанции, в которых на основании закона согласовывается разрешение на индивидуальное жилищное строительство:
- архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
- разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
- учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
- контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
- разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.
Индивидуальное жилищное строительство на земельном участке требует от заинтересованных в этом лиц не только готовности к организации самого процесса строительства, но и соблюдения ряда юридических процедур.
Однако часть, связанная с документальным сопровождением строительства, не должна пугать будущих собственников домов, поскольку она направлена не на препятствование осуществлению имущественных прав граждан, но на полное закрепление этих прав.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П
В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.
- Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
- В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
- Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
- В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.
При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.
https://www.youtube.com/watch?v=SnH8k5sKzoI\u0026pp=ygWqAdCf0L7RgNGP0LTQvtC6INC_0YDQtdC00L7RgdGC0LDQstC70LXQvdC40Y8g0LfQtdC80LXQu9GM0L3Ri9GFINGD0YfQsNGB0YLQutC-0LIg0L_QvtC0INGB0YLRgNC-0LjRgtC10LvRjNGB0YLQstC-INC20LjQu9GL0YUg0LTQvtC80L7QsiDQuCDQtNCw0YfQvdC-0LUg0YXQvtC30Y_QudGB0YLQstC-
В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.
Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.
- Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).
- Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.
- Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.
- В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.
Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.
2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст.
3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.
В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов.
Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок.
Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.
В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.
Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права.
Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.
Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.
Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.