Судебная практика

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйствоИз всех видов разрешенного использования стабильно популярны земли для садоводства и огородничества.

Это и понятно – фрукты и овощи, выращенные на своем участке, для себя, всегда вкуснее купленных на рынках или в магазинах.

Но сами по себе ни фрукты, ни овощи не вырастут. И за садом, и за огородом требуется уход.

Нужен инвентарь для обработки земли, для ухода за деревьями и кустами. Нужны емкости для сбора урожая.

Все это нужно где-то хранить. Значит, нужно построить что-то вроде сарая. И вообще нужно обустроить участок так, чтобы было комфортно не только фруктовым деревьям и овощным культурам, но и тому, кто обрабатывает этот сад и эти огороды.

Нужно построить и баньку, чтобы можно было вымыться после трудового дня, и навес, чтобы укрыться от солнца или дождя, а лучше всего – построить дачный домик. Ну, а уж если есть возможность построить дом для постоянного проживания, то это вообще может решить все проблемы.

Вопрос только в том, что и где можно строить. Разберемся, как отличаются условия строительства в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка — садоводство или огородничество.

Разрешенные и запрещенные виды деятельности на таких земельных участках

  • Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйствоПрежде чем строить планы по застройке, потенциальному покупателю земельного надела следует вначале определить характеристики будущего землевладения.
  • Может случиться так, что, приобретя земельный участок, его владелец столкнется с тем, что закон не разрешает на этой территории строить дачу, а тем более загородный дом.
  • Чем же отличаются одни земельные участки от других, и как эти отличия влияют на то, какие именно постройки могут быть на них сооружены?
  • Наиболее предпочтительными для будущих землевладельцев являются участки, предназначенные для садоводства или огородничества.
  • Садоводство и огородничество – по сути разные виды деятельности и, соответственно, разрешения на использование этих земель также отличаются друг от друга.
  • Так, например, на землях, предназначенных для огородничества (код 13.1 по классификатору ВРИ) можно выращивать различные  сельскохозяйственные культуры:
  • ягодные;
  • овощные;
  • бахчевые и другие.

На участке разрешается соорудить времянку, чтобы можно было провести здесь некоторое время, не возвращаясь к месту постоянного проживания.

Также можно построить:

  • сарай для хранения сельскохозяйственного инвентаря;
  • погреб для хранения выращенных овощей и ягод;
  • душ и туалет.

Но на этом разрешения заканчиваются. Строительство других сооружений законом не предусмотрено.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Здесь следует иметь в виду один нюанс.

В классификаторе ВРИ ЗУ 2017 имеются два кода для садоводства.

ВРИ с кодом 1.5 регламентирует виды деятельности по садоводству для сельскохозяйственных предприятий, работающих на больших земельных угодьях и реализующих свою продукцию в промышленных масштабах.

ВРИ с кодом 13.2 регламентирует индивидуальную деятельность на участках, предназначенных для садоводства.

Кроме выращивания фруктов, бахчевых и других сельскохозяйственных культур, включая картофель, на участке разрешено строительство садового дома, в котором сможет проживать одна семья, так как дом не подлежит разделу на квартиры.

Конечно же, разрешается построить и различные хозяйственные сооружения:

  • для складирования сельскохозяйственного инвентаря;
  • для хранения собранного урожая;
  • бытовые пристройки.

В зависимости от того, для каких целей используются земли, Земельный кодекс Российской федерации разделил их на семь категорий.

Индивидуальных землепользователей интересуют земли только первых двух категорий:

  • сельскохозяйственного назначения (ЗСН);
  • населенных пунктов (ЗНП).

Как следует уже из самого названия, земли сельскохозяйственного назначения располагаются за чертой поселений, территории которых используются для застройки поселений различной величины и статуса.

Предоставление земельных участков под садоводство и огородничество индивидуальным землепользователям возможно только на землях этих двух категорий.

В настоящее время все действия индивидуальных землевладельцев на участках для садоводства или огородничества регламентируются Федеральным Законом №217-ФЗ от 29.07.2017 года с изменениями и дополнениями.

Этот закон о садоводческих, огороднических и дачных объединениях.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

  1. Это касается, естественно, и возможностей застройки участков.
  2. В статье №6 закона №217-ФЗ речь идет о том, что индивидуальную садоводческую и огородническую деятельность граждане могут осуществлять, не вступая в какое-либо товарищество.
  3. Кроме того, статья №23 закона снимает ранее действующее ограничение, которое касалось индивидуального строительства на садоводческом или огородническом участке только в соответствии с планами общего строительства на землях некоммерческого объединения.

Единственное условие – это соответствие всем нормативным правилам землепользования и застройки, а также градостроительным регламентам.

Строительные работы на различных участках регламентируется классификатором видов разрешенного использования.

Самое время разобраться в том, что же все-таки можно, а что запрещено строить на вашем земельном участке.

Ведение садоводства

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйствоЕсли согласно классификатору по виду разрешенного использования ваш участок относится к садоводческим, то вам разрешается построить на этой земле:

  • сараи;
  • теплицы;
  • гараж;
  • хозпостройки для хранения урожая.

Можно также построить садовый домик для отдыха. Существенная оговорка – он не должен служить местом постоянного проживания.

Но как быть, если хочется обустроить жилье вдали от шума городского, и построить полноценный жилой дом? В этом случае определяющим фактором является категория земли.

Если ваш земельный надел находится на землях сельскохозяйственного назначения, то строительство жилого дома для постоянного места жительства с последующей пропиской запрещается.

Эту проблему можно решить, если изменить категорию территории, на которой расположен участок. Тогда можно и дом построить, и снабдить его всеми коммуникациями, электричеством и водой, чтобы этот дом был признан жилым помещением.

Смена статуса дома с «нежилого» на «жилой» производится просто. Для этого достаточно обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию. При этом формально действующее законодательство не нарушается – ведь при смене категории садоводческий участок будет уже находиться в границах ЗНП.

Здесь необходимо отметить, что в отличие от изменения статуса дома, изменение категории земли — очень непростое дело, а порой даже невозможное.

Что же касается участков, выделенных под огородничество, то здесь все просто. Как уже говорилось, на этой земле можно возвести такие постройки:

  • сараи для хранения сельхозинвентаря и летней мебели;
  • помещение для хранения собранного урожая;
  • теплицу;
  • баню, туалет;
  • другие вспомогательные и бытовые сооружения.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Но на этом участке строить жилой дом запрещается. Этот запрет действует вне зависимости от того, находится огородный участок в границах населенного пункта или на землях сельхозназначения.

В отличие от изменения категории земли, изменение статуса участка с «огородничество» на «садоводство» или «ЛПХ – личное подсобное хозяйство» возможно, но это процедура достаточно длительная, и требует от землевладельца терпения, времени и расходов.

Видео по теме

В этом видео блогер разъясняет ряд моментов, связанных со строительством на землях сельхозназначения:

Подведем итоги

Резюмируя все вышесказанное, можно дать совет будущим землевладельцам. Прежде чем покупать землю, нужно тщательно изучить все нюансы, связанные с принадлежностью земли к той или иной категории и виду разрешенной деятельности.

И уже после этого подбирать такой участок, который будет удовлетворять вашим пожеланиям как по части строительства, так и по части эксплуатации самого участка.

Глава 4.1. Общие правила предоставления

Текущее регулирование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, появилось в ЗК РФ с введением в него главы 5.1, которая была включена в ЗК РФ[1], и действует начиная с 01.03.2015.

До момента вступления в силу главы 5.1 ЗК РФ регулирование порядка предоставления земельных участков из числа государственной и муниципальной собственности находилось в зависимости от цели предоставления земельного участка – для целей строительства или для целей, не связанных со строительством.

Результатом вступления в силу главы 5.1 ЗК РФ стал отказ законодателя от действующей ранее концепции определения цели предоставления земельного участка, и на смену ей пришёл подход, в основе которого лежит принцип предоставления государственных и муниципальных земельных участков на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных ЗК РФ.

Таким образом, сейчас вне зависимости от того, предоставляется ли земельный участок в целях строительства или нет, право собственности или право аренды на земельный участок по общему правилу предоставляется на торгах, если иное прямо не предусмотрено ЗК РФ.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ и носят исчерпывающий характер. Так, к основаниям предоставления ЗК РФ относит:

  1. решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  2. договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  3. договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  4. договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Читайте также:  Льготная ипотека на новостройки под 5 . новое антикризисное предложение госдумы

Уполномоченными на предоставление земельных участков являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, компетенция которых определяется согласно ст.ст. 9–11 ЗК РФ[2].

Учитывая положения ст.ст. 9–11, 39.2 ЗК РФ, компетенция по распоряжению земельными участками зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок:
Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство
В особом порядке разрешается вопрос об уполномоченном органе государственной власти в случае распоряжения земельным участком, государственная собственность на который не разграничена[3]:
Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство
1) Если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Предоставление земельных участков уполномоченными органами государственной власти осуществляется, по общему правилу, за плату на торгах, что является способом реализации принципа платности использования земли и принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан[4], установленных ЗК РФ[5].

Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков без проведения торгов допустимо только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов РФ, которые будут подробно проанализированы в разделах 4.2–4.4 настоящей главы.

Заметим, что п. 3 ст. 39.1 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность применения положений главы 5.1 ЗК РФ к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено ЛК РФ.

Также необходимо отметить, что положения главы 5.1 не могут применяться к отношениям, возникающим в связи с предоставлением находящихся в федеральной собственности земельных участков в собственность государственным корпорациям в качестве имущественного взноса РФ в соответствии с федеральными законами на основании решений Правительства РФ (п. 1.1 ст. 39.1 ЗК РФ).

Строительство жилого дома на дачной земле

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ.

Постановление Конституционного суда от 30 июня 2011 г. N 13-П о регистрации по месту жительства на ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗ НАЗНАЧЕНИЯ

Многие задают вопрос: можно ли строить «коттеджный» поселок на дачных землях? Давайте вместе разберемся в этом вопросе. Ст.

81 Земельного кодекса РФ «Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства» уже из своего названия прямо указывает на возможность строительства на дачных землях. В п. 2. ст.

81 Земельного Кодекса РФ говорится: «Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В ст.

1, абзац 4 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сказано: «дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля».

В Земельном Кодексе РФ используется термин «дачное строительство», а ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» термин «дачное хозяйство». По мнению большинства юристов понятие «хозяйство» более емкое и включает в себя кроме всего прочего и «строительство». Главной целью ведения «дачного хозяйства» является отдых граждан (!), которые имеют право (но не обязанность!) заниматься на дачном участке помимо отдыха выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
Законодатели не случайно разделили такие понятия, как «жилое строение без права регистрации проживания в нем» и «жилой дом с правом регистрации проживания в нем». Термин «коттедж» и производные от него термины «коттеджный поселок» и «коттеджное строительство» в последнее время у всех на слуху. По своему смыслу слово «коттедж» соответствует юридическому понятию «жилой дом», который применяется во многих федеральных законах, например в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Применительно к строительству на землях, выделенных для ведения дачного хозяйства, мы настоятельно рекомендуем руководствуясь ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при оформлении разрешительной и иной документации для строительства вместо привычного слова «коттедж» употреблять юридически выверенный термин «жилой дом с правом регистрации проживания в нем», а вместо словосочетания «коттеджный поселок» — термин «дачный поселок». Хотя употребление словосочетания «дачный коттеджный поселок» тоже вполне приемлемо. Можно использовать термин «дачный поселок организованной застройки», а при оформлении разрешительных документов сразу предусмотреть, что «проект организации и застройки территории дачного некоммерческого объединения граждан» предусматривает строительство «жилых домов с правом регистрации проживания в нем». По сути это и есть «коттеджный поселок» в привычном понимании. Многих потенциальных покупателей земельных участков, выделенных для ведения дачного хозяйства (строительства) отпугивает то обстоятельство, что указанные земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и в этой связи якобы попадают под какой-то особый контроль. Ответ на эти сомнения дает ст.1 абзац 2 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указано: «действие настоящего закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом российский Федерации».

Как мы показали выше в соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ оборот земель, выделенных для ведения дачного хозяйства, регулируется нормами ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

  • Таким образом на землях, выделенных для ведения дачного хозяйства (строительства) можно:
  • — строить жилой дом с правом регистрации проживания в нем, хозяйственные строения и сооружения;
    — осуществлять строительство как в индивидуальном порядке, так и через некоммерческое объединение граждан в форме партнерства, кооператива или товарищества.

В заключении уместно отметить, что ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с юридической точки зрения является хорошо проработанным и выверенным законом. Видно, что депутаты Госдумы при работе над ним постарались. Думаем — это не случайно, так как по нашим наблюдениям значительная доля элитных подмосковных «коттеджных поселков» построена именно на дачных землях.
В нашем случае, 6 ноября 2009 года в кабинете у руководителя службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константина Шумова состоялось совещание по нашему поселку и с того момента начата процедура присоединения нашего поселка к землям поселений д. Бугачево. В ближайшее время мы присоединимся.

И ещё: многие юристы и все средства массовой информации постоянно говорят о том, что «Конституционный суд разрешил прописку на дачах», во первых — институт прописки в России отменен ещё в 1991 году (сейчас возможна регистрация по месту жительства), во вторых не на «дачах», а на садовом участке. Ссылка на текст этого решения приведен ниже, в нём констатируется факт возможности регистрации на дачной земле.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 №66 Извлечения из текста закона

Класификатор видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйствоПорядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Земельный участок для ведения дачного хозяйства

При покупке земли первое, на что нужно обращать внимание, так это на категорию земли и вид разрешенного использования. От этих двух параметрах будет зависеть, на какие нужды возможно использование денной земли: ведение фермерского хозяйства, садоводство, строительство дома, дачи, недвижимости промышленного назначения и другого.

Возникает вопрос: «Что означает категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, а также, для каких нужд можно использовать земельный участок для ведения дачного хозяйства».

Специалисты компании Ландберри, занимающейся продажей земельных участков в коттеджных поселках Ленобласти, прекрасно разбираются в российском земельном законодательстве. Они расскажут о том, можно ли возводить жилые дома с правом регистрации проживания на земельном участке для ведения дачного хозяйства.

Начнем с того, что нужно различать понятия «категория земли» и «вид разрешенного использования». Объясним на примере земельных участков в коттеджном поселке «Золотая сотка». Категория земли данных участков: земли сельскохозяйственного назначения.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства. Что это значит?

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Многие потенциальные покупатели переживают, что земельный участок для ведения дачного хозяйства, относящийся к категории земли сельскохозяйственного назначения, попадет под особый контроль.

Спешим развеять данные опасения.

Во 2 абзаце, статьи 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говориться: «действие настоящего закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом российский Федерации».

Читайте также:  Взыскание задолженности имеет ли право тсж отключить свет за неуплату

НА ОСНОВАНИИ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО СЛЕДУЕТ ВЫВОД, ЧТО ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОЗВОЛЯЕТ:

  1. Возводить жилье с правом регистрации проживания в нем, а также других сооружений и хозяйственных построек;
  2. Строительство жилья на земельном участке для ведения дачного хозяйства возможно как в индивидуальном порядке, так и с участием некоммерческих объединений граждан в иже товариществ, кооперативов или других форм партнерства

Не нужно изменять категорию земли, если она относится к землям сельскохозяйственного назначения. Достаточно того, чтобы вид разрешенного использования был – для ведения дачного хозяйства.

Это не только сэкономит нервы, силы и средства на переоформление, но и значительно снизит затраты на содержание такой земли, ведь ставка земельного налога на земельный участок для ведения дачного хозяйства значительно ниже.

Именно поэтому такие участки являются наиболее привлекательными в инвестиционном смысле.

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Статья о нормативно-правовой базе, общих положениях предоставления участков для ИЖС и регистрации права собственности на них.

Содержание

Нормативно-правовая база, на основании которой осуществляется предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство главным основана на Градостроительном Кодексе Российской Федерации.

Однако в некоторых случаях применяются статьи из Земельного Кодекса.

Это обусловлено проверкой совпадения статуса земельного участка – определения правомерности выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в данном месте.

Поможем зарегистрировать участок в собственность для ИЖС

Запишись на бесплатную консультацию к юристу

Общие положения предоставления участка в собственность для ИЖС

Категория «предоставление земельных участков» представляет собой отношения, которые возникают в процессе отчуждения определённых земельных участков из государственной собственности или муниципалитета. Законодательство диктует, чтобы целями отчуждения, в частности, выступали:

  • аренда участка под индивидуальное жилищное строительство;
  • оформление в собственность физическому или юридическому лицу.

Соответственно, возникновение прав собственности обусловлено процедурой административно-правового характера.

Если рассматривать более широкое значение данной категории, то оно характеризует правоотношения, которые возникают в результате распоряжения земельными участками правообладателями разных форм собственности. Формирование данных правоотношений обусловило возникновение следующих видов субъектов правоотношений собственности:

  1. Собственники земли как субъекты правоотношений собственности;
  2. Владельцы – правоотношений пожизненного наследуемого владения;
  3. Арендодатели и арендаторы – правоотношений аренды;
  4. Землепользователи – правоотношений пользования.

Под индивидуальным землепользованием подразумевается использование гражданами с целью самостоятельного ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества, образование индивидуального строительства, как жилищного, так и гаражного, предоставленных им земельных участков.

В отличие от индивидуального землепользования, смыслом которого является осуществление сельскохозяйственной деятельности, и выделение для этих целей земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства проходит отчуждение и формирование из земель поселений.

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства по требованиям индивидуального жилищного строительства, обязан использоваться как территориальный базис, хотя не исключается использование данного объекта с сельскохозяйственными целями.

При возведении на подобном земельном участке жилых домов следует отметить обязательность использовать их в качестве объекта для постоянного проживания владельцев.

Разрешение на предоставляемый земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть получено на основании запросов, как отдельных граждан, так и целых организаций, на платной основе и в порядке, предусмотренном предоставлением земельных участков с целью строительства.

Предоставление гражданам земли для ИЖС и регистрация права собственности на неё

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность или на правах аренды возможно для лиц, проживающих в поселках и городах. На основании п. 2 с. 28 Земельного кодекса РФ, разрешение и предоставление такого объекта носит платный характер.

Однако Земельный кодекс, федеральные законы и законы отдельных субъектов РФ предусматривают случаи бесплатной передачи земельных участков в собственность как физических, так и юридических лиц.

Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство гражданам в качестве объекта собственности осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Обращение в исполнительный орган местной администрации городского округа или администрации района, полномочия которого основаны на ст. 29 ЗК РФ.
  2. Подача заявления о предоставлении сформированного земельного участка в письменной форме и ожидание решения на протяжении последующих 14 дней. При несформированном участке с исходными данными в заявление вносится просьба о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
  3. Участки для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с нормативными актами, утверждёнными ОМСУ (органами местного самоуправления), имеют ограничения. Минимальный и максимальный размер земельного участка как объекта чётко зафиксированы.
  4. Генеральным планом города, а также правилами землепользования и застройки регулируется предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города.

    Участок под индивидуальное жилищное строительство в качестве объекта собственности регистрируется по закону в соответствии по следующему общему порядку:

1-й этап – сбор необходимых документов:

  • паспорт;
  • кадастровый план земельного участка – в случае его отсутствия поможет местный кадастровый орган;
  • договор купли продажи, судебное решение о признании права собственности, постановление местной власти о выделении земли и т.д.;
  • заявление о государственной регистрации земли на праве собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

2-й этап: сдача пакета документов на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Росреестре (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), управомоченным выдавать свидетельство о праве собственности.

Органы, выдающие разрешение на ИЖС

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации. Именно данный факт знаменует получение необходимого разрешения.

Охарактеризуем органы и инстанции, в которых на основании закона согласовывается разрешение на индивидуальное жилищное строительство:

  • архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
  • разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
  • учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
  • контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
  • разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.

Индивидуальное жилищное строительство на земельном участке требует от заинтересованных в этом лиц не только готовности к организации самого процесса строительства, но и соблюдения ряда юридических процедур.

Однако часть, связанная с документальным сопровождением строительства, не должна пугать будущих собственников домов, поскольку она направлена не на препятствование осуществлению имущественных прав граждан, но на полное закрепление этих прав.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

  • Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
  • В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
  • Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
  • В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в  том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.
Читайте также:  Как проверить законность вырубки деревьев

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

https://www.youtube.com/watch?v=SnH8k5sKzoI\u0026pp=ygWqAdCf0L7RgNGP0LTQvtC6INC_0YDQtdC00L7RgdGC0LDQstC70LXQvdC40Y8g0LfQtdC80LXQu9GM0L3Ri9GFINGD0YfQsNGB0YLQutC-0LIg0L_QvtC0INGB0YLRgNC-0LjRgtC10LvRjNGB0YLQstC-INC20LjQu9GL0YUg0LTQvtC80L7QsiDQuCDQtNCw0YfQvdC-0LUg0YXQvtC30Y_QudGB0YLQstC-

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

  1. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).
  2. Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.
  3. Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.
  4. В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст.

3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов.

Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок.

Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права.

Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Adblock
detector