Права на скутер и мопед
Что такое водительская категория А, чем она отличается от остальных, что в неё входит? Какими видами транспорта можно управлять её обладателю? Какие отметки делались в старых и делаются в новых правах? Сколько продолжается и стоит обучение? Кто допускается к управлению?
Ответы на все вопросы в предлагаемой статье.
Что такое категория А
Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.
Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс
(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)
и специфических особенностей посадки и рулевого управления.
Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны.
Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо.
Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.
Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.
Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).
Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.
Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.
При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.
Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:
- А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
- А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
- Объём мотора – до 125 кубиков
- Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
- М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
- В1 – квадрициклы и трициклы
Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.
Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.
Чтобы получить категорию А будущие водители должны соответствовать установленным возрастным и медицинским критериям.
Часть условий, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность получить категорию А, изложены в 26 статье 196 закона. При этом учитываются технические различия мототранспорта входящих подкатегорий.
Для сдачи на категорию А будущему водителю должно быть не меньше 18 лет. Чтобы оседлать менее мощный мотоцикл, относящийся к А1, достаточно преодолеть 16-летний рубеж.
Медицинские критерии для мотоциклистов установлены правительственным постановлением 1604. Ограничения по состоянию здоровья выделены в разделе I специального «Перечня». Они перечислены в 11 пунктах. Среди них наиболее часто встречаются и потому наиболее интересны следующие:
- Показатель зрения по таблице: не меньше 0,6 у лучшего глаза и 0,2 у худшего.
- Если один глаз совсем не видит, у другого зрение должно быть не хуже 0,8
- Нет 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой или 2 на большом пальце любой руки
- Нога укорочена на 6 см, при этом её длина не меньше 75 см
- Прочие отклонения, перечисленные в разделе, встречаются реже, поэтому в этой статье они не перечисляются.
- Приведённые критерии относятся к управлению транспортными средствами именно с мотоциклетными посадкой или рулём.
- Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:
- Заявление
- Паспорт или его равноценная замена
- Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
- Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
- Квитанции об оплате госпошлины
- 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.
При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее.
Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата.
Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.
Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг. Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!
На основании 1-го пункта 26 статьи российского закона 196 для того, что бы быть допущенным к сдаче экзаменов на категорию А (как и на любую другую) необходимо предварительно пройти курс обучения в лицензированной автошколе.
Внимание! Сдача на права экстерном не разрешена.
Программа – объём и содержание – учебного процесса должна соответствовать «Примерному учебному плану», утверждённому Приказом Минобрнауки № 1408 в качестве основы подготовки водителей для сдачи на категорию А.
В рекомендуемую программу входит изучение:
- Законодательных основ в области дорожного движения
- Начал водительской психофизиологии – времени реакции, изменения дорожной ситуации и т. д.
- Основных приёмов вождения транспорта применительно к двухколёсным экипажам
- Основы медицинской помощи участникам дорожного движения
- Устройство мототранспорта, основы технического обслуживания, устранения простейших неисправностей
- Практические занятия
Ограниченность приёмов ремонта связана со сложностью современного транспорта и невозможностью проведения значительной части операций вне специализированных станций техобслуживания с квалифицированным персоналом, оснащённых необходимым оборудованием.
Продолжительность учебного процесса, обозначенная в «Примерном плане», показывает лишь непосредственное нахождение в лекционной аудитории и на автодроме. Сколько учиться на категорию А в реальности зависит от структуры и организации автошколы, количества одновременно принятых групп курсантов, наличия преподавательского состава, технической оснащённости и других факторов.
Некоторые школы предлагают особо привлекательные на первый взгляд условия. У них на видном месте лозунг «Быстро и дёшево!» Суммы ниже средних почти вдвое, а срок достигает 2 недель.
Важно! Полноценное обучение не может быть быстрым.
Кроме занятий с преподавателем нужно ещё и самостоятельное изучение и закрепление материала.
Это требует изрядного времени – не просто зазубрить ответы на экзаменационные билеты, но выучиться понимать ситуацию на дороге, быстро и адекватно на неё реагировать.
Не обладающие достаточными знаниями и навыками, когда требуется просто их официальное подтверждение, не должны клевать на такие «выгодные предложения». Эта экономия не оправдана и впоследствии обойдётся гораздо дороже.
Средняя стоимость прав категории А составляет 10000 рублей. Возможны небольшие колебания в большую и меньшую стороны. Отучиться индивидуально обойдётся существенно дороже.
Внимание! 1. В некоторых автошколах в цену не входит специальное оборудование – шлем, наколенники и налокотники, так называемая «черепаха» — панцирь, защищающий корпус. Эти моменты требуется уточнять по месту учёбы. 2. В стоимость, как правило, не входит пошлина за получение прав категории А. Это надо иметь в виду, планируя свой бюджет.
Обычный срок обучения составляет от 2 до 4 месяцев. Конкретные цифры зависят от интенсивности процесса. Ежедневные занятия проходят быстрее. Учёба в режиме выходного дня, когда курсанты посещают уроки только в субботу и/или воскресенье, длится существенно дольше.
После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.
Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.
Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.
На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.
Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.
В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.
В программу входит:
- Упражнения на маневрирование:
- Езда восьмёркой
- Змейкой
- В ограниченном коридоре
- Въезд на парковку и выезд с неё
- Остановка с посадкой и высадкой пассажиров.
При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.
Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.
- Категория А позволяет управлять мотоциклами, мопедами, квадрициклами с мотоцикленой посадкой (верхом) или рулём.
- В старом удостоверении была общая отметка – А. В новом кроме неё введены подкатегории А1, В1, М.
- Для права управления категорией А водитель должен быть не моложе 18 лет, А1 – 16 лет.
- Для управления мототранспортом категории А водитель должен иметь зрение не хуже 0,6 одного глаза и 0,2 другого. Если видит только 1 глаз, острота зрения должна быть не хуже 0,8.
- Не допускается отсутствие больше 2 фаланг на пальцах правой руки и 3 на левой; укорочения ноги больше 6 см и длина меньше 75 см.
- Стоимость обучения в среднем составляет 10000 рублей, продолжительность 2-4 месяца.
- Экзамены состоят из 2 частей – теоретической и практической. Практическая часть сдаётся на автодроме без выезда в город.
Таблица категорий водительских прав 2023
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
- М – мопеды;
- А1 – легкие мотоциклы;
- А – мотоциклы.
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник.
Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда.
То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Также читайте: Как получить права на мотоцикл
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне.
Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др.
Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2023 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2023 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Также читайте: Госпошлина на получение водительских прав
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
- D1 – небольшие автобусы;
- DE – автобусы с прицепом;
- D1E – небольшие автобусы с прицепом;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.
Также читайте: Что делать после получения водительских прав
Что обозначает категория М в правах и как ее получить. Инструкция :
Эту категорию выдают для управления такими транспортными средствами, как мопеды, скутеры, легкие квадроциклы.
Не нужно путать с категориями:
- А — мотоциклы с объемом ДВС более 125 куб. см и мощностью от 11 кВт (можно получить с момента достижения 18-летнего возраста);
- А1 — мотоциклы с объемом ДВС менее 125 куб. см и мощностью не более 11 кВт (эта категория выдается с 16 лет);
- М1 — легковые автомобили для перевозки не более восьми пассажиров, не считая водителя.
Более подробно с различными категориями прав можно ознакомиться здесь.
На чем можно ездить с правами категории М
- Квадрицикл массой не более 350 кг, с максимальной скоростью до 50 км/ч, объемом ДВС до 50 куб. см, мощностью до 4 кВт.
- Мопед, скутер, минибайк, мотороллер, скорость которых не более 50 км/ч, объем ДВС — до 50 куб. см, мощность — не более 4 кВт.
Если технические характеристики транспортных средств превышают вышеперечисленные данные, то необходимы другие категории прав (А, А1).
Как получить права категории М: инструкция
Обучение можно начать с 14 лет, но пойти на экзамен — только с 16 лет.
«Категория М в водительском удостоверении «открывается» автоматически вместе с любой другой категорией прав. Однако получить ее отдельно, не имея других, невозможно», — отмечает Сергей Самарин, инструктор автошколы «А-плюс» из Оренбурга. То есть если водитель обладает категорией прав В, то категория М проставляется в документе автоматом, одномоментно.
1. Выбрать автошколу
У автошколы должна быть соответствующая лицензия, свидетельствующая о том, что она имеет право обучать водителей, которым нужна категория М. Если ее не будет, водительское удостоверение будет считаться недействительным или эту категорию не поставят в документ.
Shutterstock
2. Подать необходимые документы в автошколу
Перед учебой нужно собрать и предоставить пакет документов:
- паспорт обучающегося (первая страница и действующая прописка);
- согласие родителя или законного представителя на обучение в письменном виде;
- копия паспорта родителя или законного представителя;
- заполненный договор об использовании услуг автошколы с указанием необходимых личных данных;
- квитанция об уплате обучения;
- фотография 3х4 (6 шт.);
- медицинская справка, указывающая, что нет противопоказаний к управлению легкими квадрициклами или мопедами.
3. Пройти обучение в автошколе
В среднем оно занимает один-два месяца. За это время ученик пройдет:
- 104 часа теории (1 час = 45 минут);
- 18 часов вождения (1 час = 60 минут).
На время обучения автошкола предоставляет в пользование мопед и защитную экипировку (шлем, жилет, перчатки и наколенники). Практические занятия идут наряду с теоретическими. Будущий водитель освоит элементы вождения на мопеде (заезд на эстакаду, экстренное торможение, пассажирская перевозка и пр.).
4. Сдать внутренний экзамен в автошколе
Если экзамен сдан успешно, то будущий водитель может идти на экзамен в ГИБДД.
5. Сдать экзамен в ГИБДД
Для этого нужно сдать теоретическую (2 часа) и практическую (2 часа) части. Теория состоит из тестовых вопросов. Во время практики будущий обладатель прав должен выполнить упражнения, среди которых:
- элементы маневрирования (скоростное маневрирование, габаритная восьмерка, змейка, габаритный коридор);
- парковка с последующим выездом с парковочного места;
- остановка для посадки/высадки пассажиров.
В случае неудачи экзамен можно пересдать еще два раза с интервалом в неделю. Если и за это время не удастся, то в следующий раз — через месяц.
Shutterstock
6. Предоставить необходимые документы в ГИБДД и получить права
В этот перечень входят:
- паспорт;
- заявление на получение прав;
- экзаменационный лист с отметкой о сдаче;
- документ об окончании автошколы;
- медицинское заключение о допуске к управлению мопедами или легкими квадрициклами;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- письменное заявление от родителя или законного представителя о соглашении на сдачу экзамена и получение прав;
- фотография 3х4.
Если весь пакет документов собран правильно, то водитель получает права в этот же день.
Сколько стоит сдать на права категории М
Чтобы получить права категории М, будущему водителю нужно:
- пройти обучение в лицензированной автошколе — 7–35 тыс. руб. (цена обучения зависит от региона и выбранной автошколы);
- пройти медицинскую комиссию — 2,5–6 тыс. руб. (стоимость также зависит от региона);
- оплатить госпошлину — 2–3 тыс. руб. (ее размер един во всех субъектах РФ).
Есть ли штраф за езду на мопеде без прав
Да, есть. Если водитель управляет мопедом или легкими квадрициклом без соответствующей категории, ему грозит штраф 5–15 тыс. руб. согласно ч.1 ст. 12.7 КоАП. Само транспортное средство могут отправить на штрафстоянку.
Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Автоинструктор Сергей Самарин добавляет, что порой некоторые электросамокаты фактически имеют технические характеристики мопеда.
Когда человек использует такой самокат в качестве средства передвижения, он должен иметь водительское удостоверение категории М. А если его нет, то водителя могут привлечь к ответственности за управление ТС без прав.
Поэтому нужно быть уверенным, что электросамокат по характеристикам является средством индивидуальной мобильности, а не мопедом.
Чем опасна для подростка езда на скутере без прав
Близится лето – сезон любителей двухколесной техники. Часто родители, стараясь угодить своему чаду или поддавшись на его уговоры, покупают ребенку мопед или скутер, забывая, что водители мопедов и скутеров – полноправные участники дорожного движения, которые обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения.
— Расплата за подобную халатность неминуема.
При этом родители юных мопедистов сами не знают ПДД, и, покупая это транспортное средство, взрослые забывают, что знания Правил дорожного движения – не купишь! Этому можно только научить! Этих правил совсем немного, выучить их – проще простого, но, опять же, цена их слишком высока – это жизни и здоровье ваших детей, — обращается к жителям Павловского муниципального округу и Сосновскому району и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России Сергей Федяев.
Согласно действующим правилам, для управления мототранспортными средствами необходимо водительское удостоверение. Управлять мотоциклом, 3-х или 4-х колесным трайком, трициклом или квадрициклом (не путать с квадроциклом) можно с 18 лет и при наличии водительского удостоверения с открытой категорией «А».
Легкими мотоциклами с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров можно управлять с 16 лет при наличии категории «А 1».
Управлять мопедом, скутером, не зависимо от объема двигателя, даже если он менее 50 кубических сантиметров, можно только с 16 лет при наличии водительского удостоверения категории «М».
Водители мопедов и скутеров являются полноправными участниками дорожного движения. Для управления двухколесным транспортным средством необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД.
Согласно Правилам дорожного движения водителям мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; двигаться по дороге без застегнутого мотошлема. Как показывает практика, любой «двухколесный» вид передвижения по дорогам не зависимо от объема двигателя (до 50 куб/см. и более) является весьма опасным. Мотоциклы и мопеды сами по себе опасности не несут – это механизмы, послушные воле водителя.
Опасность представляет неумелое обращение с ним, переоценка возможностей и несоблюдение правил дорожного движения.
К сожалению, ни один сезон не обходится без ДТП с участием водителей двухколесной техники и как правило несовершеннолетних. Причина приобретения скутера у взрослых людей сильно отличается от желания подростков.
Для многих взрослых (но, к сожалению не всех) скутер – транспортное средство, позволяющее быстро и без серьезных финансовых затрат добраться до места назначения, то для подростков это чаще всего красивая современная игрушка позволяет выделиться среди сверстников.
Поэтому дети не относятся к скутерам серьезно и видят в них лишь атрибут современного молодежного образа жизни.
На заметку родителям: «Что происходит при задержании скутера сотрудниками полиции?»
— При задержании скутера или мотоцикла, которым управляет лицо, не достигшее 16 лет, на него составляется материал, который передается инспектору ПДН, в свою очередь инспектор ПДН составляет протокол об административном правонарушении на родителей подростка, по ст. 5.
35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, обязанностей по содержанию и воспитанию), — разъясняет Константинов. — После этого материал передается в комиссию по делам несовершеннолетних, где на родителей выносится постановление, по данной статье предусмотрен административный штраф.
Скутер или мотоцикл посредствам эвакуации помещается на специализированную стоянку (так как нарушитель не имеет право им управлять).
В случае задержания скутера или мотоцикла при управлении несовершеннолетним без права управления данным видом техники и достигшим возраста привлечения к административной ответственности на данного водителя составляется ряд административных материалов таких как: ст. 12.7 КоАП РФ ч.
1 (Управление т/с водителем не имеющим права управления штраф от 5000 до 15000 тыс.руб); ст. 12.6 КоАП РФ (Управление мотоциклом, скутером без мотошлема штраф 1000 рублей); при управлении мотоциклом без государственных номерных знаков штраф 5000 тыс.рублей ст. 12.2 ч. 2 КоАП РФ; ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ (управление мотоциклом не зарегистрированном в установленном порядке штраф от 500 до 800 рублей и т.д.
ОГИБДД МО МВД России «Павловский» призывает всех родителей задуматься, ведь большинство мопедистов — это дети. Собираясь приобрести подобную технику для ребенка, подумайте: вы покупаете не игрушку. Последствия травм в дорожно-транспортном происшествии остаются на всю жизнь, если эта жизнь не потеряна в результате беспечности детей и, самое главное, родителей.
— Уважаемые родители, доверяя своему ребёнку скутер (мопед), вы берёте на себя дополнительную ответственность за жизнь и здоровье своего ребёнка и других людей, — напоминает жителям Сергей Федяев.
Памятка несовершеннолетним и их родителям о вождении мопедов
23 Сентября 2020 14:00
Право на управление мопедами предоставляется лицам, достигшим 16 лет и имеющим водительское удостоверение. Право на управление транспортными средствами, в том числе мопедом, предоставляется при условии сдачи соответствующего экзамена, который проводится должностными лицами органов внутренних дел.
Право на управление мопедом подтверждает водительское удостоверение категории «М» или любой другой категории, предусмотренной Федеральным законом «О безопасности дорожного движения. Несовершеннолетним гражданам (достигшим 16 лет) могут быть выданы водительские удостоверения категории «М» и «А1».
2. Можно ли перевозить пассажиров на мопеде?
Перевозка пассажиров на мопеде запрещена, если это не предусмотрено конструкцией мопеда. Перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест запрещено.
Перевозка людей на мопеде разрешена только водителям, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами (любой категории) в течение двух и более лет (п. 22.2 (1) Правил дорожного движения).
Таким образом, перевозка на мопеде людей несовершеннолетними водителями не допускается, является правонарушением и влечет ответственность.
3. Каковы особенности движения на мопеде?
Мопеды должны ехать в один ряд по правому краю проезжей части или по полосе, предназначенной для велосипедистов. Если водитель мопеда не создает помех для пешеходов, он может ехать по обочине (п. 24.7 Правил дорожного движения).
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на мопедах должны быть включены фары дальнего или ближнего света (п. 19.1 Правил дорожного движения).
Также при таких условиях водителям мопедов рекомендуется использовать предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств (п. 24.
10 Правил дорожного движения).
Водителям мопедов запрещается (п. 24.8 Правил дорожного движения):
- управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз длиной больше чем на 0,5 м длины или ширины велосипеда, а также груз, который мешает управлению;
- разворачиваться или поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением или дорогах, где больше одной полосы в одном направлении (кроме случаев, когда поворот налево из правой полосы разрешен, и дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- пересекать дорогу по пешеходному переходу;
- ехать без застегнутого мотошлема.
Обратите внимание! Управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей (ст. 12.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Управление мопедом при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет на момент совершения правонарушения. При отсутствии или недостаточности собственных средств у несовершеннолетнего, штраф оплачивается его родителями.
При причинении ребенком, управляющим мопедом, вреда гражданам либо их имуществу, родители наряду с несовершеннолетним будут нести гражданско-правовую ответственность (возмещать ущерб).
Кроме того, родители, допустившие управление мопедом ребенком, не имеющим водительского удостоверения, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.
ОГИБДД МО МВД России «Юрьянский»
Нужны ли права на мопед (скутер) в 2022 году?
Транспортный коллапс в городах, регулярное повышение цен на топливо – все это привело к тому, что такой транспорт как мопеды, стал очень востребован. Компактные и мощные «малолитражки» привлекли внимание подростков, поэтому ради сохранения безопасности дорожного движения в 2013 году появилась новая категория «М», а вместе с ней – и необходимость получения прав на управление мопедом.
Обязательны ли права на мопед и скутер в 2022?
Мопед – вид транспортного средства, столь популярного среди подростков и активной молодежи. Главное его отличие от мотоциклов состоит в кубатуре двигателя. У мопеда объем ДВС не превышает 50 см³. Как правило, скорость его передвижения ограничена 50 км/час.
Обязательны ли права на мопед и скутер в 2021?
Скутер – разновидность городских мотоциклов. Они предназначены для передвижения по качественному дорожному покрытию. Из технических особенностей – подвесной двигатель расположен непосредственно под сиденьем райдера.
Оба вида транспорта нашли свою целевую аудиторию. В основном, это молодые люди, которые хотят оперативно передвигаться в черте города, но не могут позволить себе автомобиль, и подростки. Последние при появлении на рынке скутеров и японских мопедов тут же отметились в сводке аварий и ДТП.
Отсутствие опыта вождения, кураж и плохое знание ПДД привели к тому, что статистика аварий с участием несовершеннолетних резко пошла вверх. Зачастую эти дорожные происшествия заканчивались серьезными травмами и летальным исходом, поэтому в 2013 году в законодательство было внесено ряд изменений.
Еще в 2013 году мопеды и скутеры были внесены в перечень транспортных средств, для управления которыми нужно иметь водительское удостоверение. Причем рабочий объем двигателя не играл значения. Данное требование распространялось даже на владельцев транспорта с объемом ДВС менее 50 кубов, развивающие скорость до 50 км/час или оборудованные электродвигателем мощностью до 4 кВт.
Законодательно это требование было закреплено 5 ноября 2013 года. А вот реализовано на практике – только через год (5 ноября 2014 года). Дело в том, что в течение этого года разрабатывались и принимались новые правила выдачи водительских удостоверений. Поэтому именно с 2014 года райдеры смогли начать проходить обучение и сдавать экзамен, после которого получали долгожданные права на мопед.
Были внесены изменение и в ПДД. Во-первых, в своде правил было закреплено само понятие мопеда, как механического транспортного средства. Во-вторых, к той же категории приравняли и квадрициклы, водителей которых также обязали иметь водительское удостоверение категории «М».
Катаясь на мопеде или скутере, важно помнить о безопасности
Теперь согласно новым правилам водитель мопеда или скутера при остановке его инспектором ГИБДД обязан был предъявить права на скутер или временное разрешение на управление механическим ТС. То есть наличие прав на мопед в 2021 году – это четкое требование, несоблюдение которого чревато штрафами.
Более того, в ПДД четко указано, что даже при оборудовании ДВС велосипеда, его владельцу придется получать права, как на электроскутер.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи.
Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории.
В данном случае это права на скутерили мопед категории «М».
Какая категория прав разрешает управление мопедом (скутером)?
Как уже было упомянуто ранее, для управления мопедом или скутером необходимы права категории «М». Однако подойдут не только они.
Согласно законодательству, управлять этими видами транспортных средств могут водители, имеющие права любой открытой категории.
То есть, если у владельца мопеда имеется водительское удостоверение категории «В», то категория «М» в его правах открывается автоматически. А значит сдавать дополнительно экзамены на категорию «М» нет необходимости.
Какая категория прав разрешает управление мопедом (скутером)?
Отдельно стоит упомянуть отметку «МL». В некоторых случаях она стоит в водительских правах прямо напротив категории «М». Это не особое разрешение, а как раз наоборот, запрет на управление мопедом и скутером по медицинским показаниям.
Таким образом на управление мопедами и скутерами имеют право водители, получившие водительские удостоверения категории «М» или любой другой категории: А, В, С, D и даже Tm и Tb (трамвай и троллейбус)
Штраф за вождение мопеда без прав
Поездка на мопеде или скутере при отсутствии водительских прав является нарушением и карается штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Также водителя, не имеющего при себе подтверждения регистрации ТС, могут отстранить от управления транспортом и забрать мопед на штрафную стоянку.
Единственный «транспорт» с ДВС, которым можно управлять без прав – это питбайк. Однако он относится к категории спортивного инвентаря, поэтому не допускается для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Как получить права на мопед?
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Сам экзамен сдается в ГИБДД. Первая часть – это проверка теоретического материала (ПДД, оказание помощи, конструкционные особенности ТС, конфликты на дороге). Проверка проводится в форме тестирования.
Вторая – оценка навыков вождения. Она включает в себя два этапа: учебный полигон и населенный пункт. Провал на любом из этапов приводит в целом к несдаче направа. Что касается пересдачи, то этим правом можно воспользоваться спустя 7 дней после первой неудачи. При прохождении всех этапов кандидат может получить права на мопедв бумажном или пластиковом варианте.
Нужно ли страховать мопед?
С 2014 года требования к водителям скутеров и мопедов значительно ужесточились. Согласно последним поправкам, на данный вид транспорта теперь требуется оформлять не толькоправа, но и полис ОСАГО. Вот тут-то и начинаются трудности.
Освидетельствование происходит в следующем порядке:
- получение диагностической карты в техцентре;
- предоставление ее в страховую компанию и последующее получение документов.
При этом сразу стоит уточнить, что мопедам и скутерам со сроком службы менее 3 лет освидетельствование не требуется.
Диагностическую карту для получения делают непосредственно в процессе техосмотра. Для этого владелец мопеда должен предоставить ПТС или свидетельство о государственной регистрации.
Однако ПТС на мопеды не существует в принципе, а государственной регистрации в ГИБДД мотороллеры не подлежат, поэтому пройти техосмотр владельцу мопеда просто невозможно.
А раз так, то и оформить страховку вряд ли получится.
Мопед очень удобен для городских условий
То же касается и КАСКО. Согласно федеральному законодательству, обязательное страхование не требуется транспорту, который не прошел процедуру госрегистрации. Все это распространяется только на транспортные средства с объемом двигателя в 50 кубов, разгоняющиеся до предела в 50 км/час и имеющие 2 или 3 колеса.
Мопеды с объемом двигателя в 125-200 см³ уже не попадают в эту категории. Они приравниваются к мотоциклам и требуют обязательного оформления страхового полиса.
При оформлении страховки учитывается:
- регион;
- стаж водителя;
- возраст;
- история вождения (наличие аварий, штрафов).
В заключение можно подвести итог: мопеды с двигателем объемом до 50 см³ требуют получения водительского удостоверения категории «М», но при этом не нуждаются в оформлении полиса обязательного страхования ОСАПГО или добровольного КАСКО. Скутеры и мотороллеры с техническим параметрами свыше 50 кубов автоматически приравниваются к мотоциклам и требуют открытия в правах на мопед категории «А», а значит и соответствующей страховки.