Судебная практика

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Время чтения 9 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйстваДеятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта.  Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду. Как подготовиться

До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2023 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены. При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.

В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.

Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов

Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Читайте также:  Какие выплаты положены родителям которые берут детей из детского дома на воспитание

С 1 января 2023 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:

  • сдавать арендованный участок в субаренду;
  • передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
  • использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2023 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.

Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу.

Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.

Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст. 22 ЗК).

Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов

В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов.

В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.

Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).

Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.

Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.

Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов

Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2023 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.

Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2023 года

Будете по-новому определять земельные доли

С 1 марта 2023 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.

Статья 39.18 Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Наименование изменено с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

  1. Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

    В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

    1. обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

    2. принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

  2. В извещении указываются:

    1. информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

    2. информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

    3. адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

    4. дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

    5. адрес или иное описание местоположения земельного участка;

    6. кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

    7. площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

    8. реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

    9. адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

  3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

  5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

    1. осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

    2. Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

      принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

      В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.

      5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

      Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

  6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

  7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

    1. об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

    2. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

      В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Читайте также:  Права на скутер и мопед

Случаи предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам и юридическим лицам

В одной из прошлых публикаций были освещены случаи предоставления земельных участков гражданам. Далее приведем некоторые способы оформления прав на земельные участки крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и юридическими лицами.

Необходимо отметить, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории.

При этом статьей 31.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам, для каждого вида в отдельности:

Вид деятельности Минимальный размер Максимальный размер
1 Растениеводство не менее 1 га не более 10% от площади пашни на территории муниципального района или городского округа
2 Разведение крупного рогатого скота (на 1 условную голову) не менее 0,32 га пашни не более 10% от площади пашни на территории МР или ГО
не менее 2 га сенокосов не более 10% от площади сенокосных угодий на территории МР или ГО
не менее 2 га пастбищ не более 10% от площади пастбищ на территории МР или ГО
3 Коневодство (на 1 голову) не менее 8 га пастбищ не более 10% от площади пастбищ на территории МР или ГО
не менее 1 га сенокосов не более 10% от площади сенокосов на территории МР или ГО
не менее 0,1 гектара пашни не более 10 процентов площади пашни на территории МР или ГО
4 Свиноводство в соответствии с нормами градостроительного планирования
5 Птицеводство в соответствии с нормами градостроительного планирования
6 Пчеловодство не более 0,2 га

Здесь необходимо отметить, что размеры ранее предоставленных земельных участков сохраняются.

Предоставление земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

1) Первичное предоставление земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или в аренду осуществляется без проведения торгов, в случае если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка не поступили иные заявления[1]. В противном случае земельный участок будет предоставлен по итогам аукциона.

  • 2) Переданный в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с ним продается такому хозяйству без проведения торгов при условии отсутствия выявленных и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации, а также в случае, если этим хозяйством заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка подано до дня истечения срока указанного в договоре аренды земельного участка[2].
  • 3) На территории поселений (не являющихся административными центрами муниципальных районов), земельные участки крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляются на праве безвозмездного пользования на срок не более чем 6 лет[3].
  • При этом по истечении 5 лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование он предоставляется в собственность бесплатно при условии использования земельного участка в соответствии с установленным разрешенным использованием.
  • 4) Без проведения торгов земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду на срок до 5 лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства[4].
  • 5) Предоставление земельного участка, выделенного в счет земельных долей, использующему такой земельный участок крестьянскому (фермерскому) хозяйству осуществляется в аренду или в собственность без проведения торгов[5] в случае, если это хозяйство обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора аренды или договора купли-продажи земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
  • Как правило, последний способ предоставления земельного участка на территории Республики Саха (Якутия) встречается редко.
  • Предоставление земельного участка юридическому лицу для ведения сельскохозяйственного производства
  • 1) Первичное предоставление сельскохозяйственной организации земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в аренду или собственность осуществляется по результатам аукциона.
  • 2) По истечении срока договора аренды земельного участка, новый договор заключается без проведения торгов при условии отсутствия у органа местного самоуправления информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, а также при условии, что заявление о заключении нового договора подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
  • 3) По истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с сельскохозяйственной организацией, земельный участок продается в собственность без проведения торгов при условии отсутствия выявленных и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации, а также в случае, если этой организацией заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка подано до дня истечения срока указанного в договоре аренды земельного участка.
  • 4) Без проведения торгов земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду на срок до 5 лет сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности[6].

5) Предоставление земельного участка, выделенного в счет земельных долей, использующей такой земельный участок сельскохозяйственной организации осуществляется в аренду или в собственность без проведения торгов в случае если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора аренды земельного участка или договора купли-продажи земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок[7]. Данный способ предоставления земельного участка на территории Республики Саха (Якутия) также встречается редко.

В следующей статье мы расскажем вам о порядке предоставления земельных участков для ведения сельского хозяйства.

_________________________________________________

[1] ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 13.07.2015)

Фермеры по новому закону получат землю без торгов — МК

Не прошло и 20 лет, как фермерам дали «зеленую улицу» в расширении своих плантаций. Вступил в силу закон, согласно которому брать земельный участок для сельхозпроизводства можно без торгов. Есть надежда, что новый порядок выделения земли даст определенный импульс в развитии АПК.

Суть документа такова. Фермерские и крестьянские хозяйства теперь могут без всяких торгов получать государственные и муниципальные земли сельхозназначения в аренду. В законе сказано, что срок аренды 5 лет и ее можно не только продлевать, но впоследствии даже выкупить участок в собственность. За крестьянином закрепляется такое приоритетное право.

При этом есть ограничения: на участке нельзя будет строить жилые комплексы, то есть изменять его целевое назначение – только под сельхозпроизводство. Также запрещено передавать его третьим лицам, в том числе в субаренду. Такой порядок закрепляется на века: необходимые изменения внесены в Земельный кодекс и в Закон об обороте сельхозземель.

По мнению правительства, этот механизм позволит отечественным фермерам значительно увеличить объемы производства. И ввести в оборот заброшенные за годы перестройки и реформ сельхозземли.

По данным сельхозпереписи 2016 года, в России пустуют около 100 миллионов гектар сельхозземель – в 2,5 раза больше, чем официально считается. Они ни за кем не закреплены или наоборот – имеют «имя, фамилию и отчество», только вот найти этого человека-собственника не удается.

В далеком 1990 году, когда в стране уже шла горбачевская перестройка и был большой бардак, бесхозных земель насчитывалось всего 8,3 миллиона гектаров. Почувствуйте разницу – какие объемы мы способны нарастить, если каждый или почти каждый гектар введем в строй!

В целом фермеры этот закон поддерживают. Но спрашивают: зачем было вообще практиковать торги на сельхозземли? Сплошь и рядом были «договорняки», никто и никогда из простых смертных крестьян на торгах не побеждал. Побеждали «нужные люди», но строили они на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи. 

В общем, с этими торгами крестьяне боролись как могли, и справедливость наконец восторжествовала. Однако они просят власти не останавливаться на достигнутом и дальше отменять законы, ущемляющие интересы производителя.

– Время сегодня форс-мажорное, – рассуждает фермер из Владимирской области, – значит, и решения должны быть нестандартные. Например, по снабжению продуктами социальных объектов: детсадов, школ, больниц. 

Читайте также:  Ответственность за кражу в магазине способы воровства статья ук рф

Эту миссию на себя взяли бы фермеры, которым некуда девать урожай. Но опять-таки придуманы конкурсы на поставки, в которых участвуют непонятные ООО, ИП и прочие структуры. И они на них побеждают, нам в таких конкурсах участвовать бесполезно, сплошная фикция.

Нужны прямые договора на поставки. Мы в Минсельхозе России зарегистрированы как сельхозпроизводители – почему не можем поставлять свои продукты в школы? У нас все прозрачно: и поля, и живность.

А вот пускай свои поля и коров покажут эти так называемые победители конкурсов – нет у них ничего, непонятно откуда берут продукцию – по реэкспорту… Отмените конкурсы, и перейдем на заключение прямых договоров! Конкурсы – лишний барьер на пути к снабжению и понижению закупочных цен.

Поставки должен осуществлять тот, кто зарегистрирован в реестре сельхозпроизводителя. 

– Само собой, это шаг вперед, – оценивает новый закон уральский фермер Василий Мельниченко. – Будем надеяться, что крестьяне без проблем смогут расширять свои хозяйства и увеличивать объемы производства.

– «Не поздно ли пить боржоми? – спрашиваю его. – Ведь все лакомые земельные куски давно схвачены?

– Что касается южных регионов России – Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, – то там вряд ли остался хоть один свободный клочок земли. Крупные хозяйства так запрессовали через суды местных фермеров, что они остались «при своих интересах».  

Но у нас есть огромное Нечерноземье, другие регионы. Будем надеяться, что землю без торгов смогут получать реальные крестьяне, что там будет развиваться локальная сельская экономика. Посмотрим, сумеет ли правительство перестроить себя. Дело не в том, что появился закон, а в том, как он будет выполняться на местах.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28830 от 22 июля 2022

Заголовок в газете: Торги здесь неуместны

Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Баянова, Н. С. Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства / Н. С. Баянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 2-3. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27564/ (дата обращения: 15.06.2023).



Статья посвящена анализу законодательства о порядке приобретения прав на земельные участки для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и выявлению правовых проблем его применения.

Ключевые слова: земельный участок, крестьянское (фермерское) хозяйство, права на земельные участки, аренда земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерские хозяйства в основном осуществляют свою деятельность, используя земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения и определяется как Земельным кодексом Российской Федерации [2], так и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, разработка которых была обусловлена вступлением в силу отдельных федеральных законов [1, с.14] и, в частности, принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3].

  • Законодательное установление оснований и порядка приобретения прав на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является особенностью правового режима земель данной категории.
  • Так, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление.
  • Орган местного самоуправления на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, рассматривает данное заявление в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из вышеуказанных заявлений, совершают целый ряд действий.

Во-первых, это опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, в данном извещении указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей предоставления – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Так же в извещении указывается информация о праве крестьянского (фермерского) хозяйства заинтересованного в предоставлении земельного участка для указанных целей.

  1. В течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения о предоставлении земельного участка, глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право приобретения испрашиваемого земельного участкам на праве аренды или на праве собственности.
  2. Во-вторых, если по истечении тридцати дневного срока опубликования извещения, не поступило в уполномоченный орган иных заявлений от глав крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в установленных границах на кадастровом плане территории и производит подготовку договора купли-продажи земельного участка или договора аренды земельного участка в трех экземплярах после подписания вышеуказанных договор производится государственная регистрация возникшего права на земельный участок согласно заключенного договора.
  3. Однако на практике часто происходит, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам на торгах (аукционе) в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ по следующим основаниям:
  4. – схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, определенным земельным законодательством;
  5. – земельный участок, который предстоит образовать или границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным земельным законодательством.
  6. Если органом местного самоуправления будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, обжаловать его можно в судебном порядке путем подачи заявления о признании постановления или распоряжения недействительным и обязании уполномоченного органа принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду или в собственность.

Однако при реализации законодательно установленных норм о порядке приобретения прав на земельный участок для рассматриваемого вида деятельности, возникают правовые проблемы.

К их числу можно отнести тот факт, что по новым правилам предоставления земельных участков на торгах, в большой вероятности победителем торгов могут признаваться те крестьянские (фермерские) хозяйства, которые смогут в силу своей платежеспособности конкурировать и по размеру арендной платы или выкупной цены за земельный участок.

При этом на практике очевидной является тенденция к передаче в дальнейшем победителем торгов земельных участков в субаренду другим субъектам земельных правоотношений.

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации может быть законодательное установление запрета на передачу земельных участков, предоставляемых в аренду из состава государственных или муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства третьим лицам.

Литература:

1. Гряда Э.А. К вопросу о проблемах правового регулирования земельных отношений в субъектах Российской Федерации // Экологическое право. 2006. № 5. С.14-16.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. №29 (часть I). Ст. 4359 (далее – ЗК РФ).

3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3018; 2014. №26. (часть I). Ст. 3377.

Основные термины (генерируются автоматически): земельного участка, предоставлении земельного участка, земельных участков, ведения крестьянского, предоставления земельного участка, земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок, земельные участки, согласовании предоставления земельного, Российской Федерации, предоставления земельных участков, обороте земель сельскохозяйственного, земельного участка крестьянским, аренды земельного участка, купли-продажи земельного участка, расположения земельного участка, уполномоченный орган, предварительном согласовании предоставления, целей ведения крестьянского, режим земель крестьянского.

Adblock
detector